Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МИОРСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Новые грани

музейной педагогики: воспитание патриота


Сборник материалов из опыта работы

УО «Миорский государственный Дом детского творчества»



Миоры • 2011

Печатается по решению педагогического совета УО «Миорский государственный Дом детского творчества»


«Новые грани музейной педагогики: воспитание патриота» (из опыта работы УО «Миорский государственный Дом детского творчества» /сост. Михайлова В.Е. /УО «МГДДТ» Миоры, 2011 г.

В сборник вошли проект по музейной педагогике «МОСТ» (Музей-Образование- Сотрудничество- Творчество), а также разработки мероприятий, проводимых в УО «Миорский государственный Дом детского творчества».

Сборник адресован методистам внешкольных учреждений, руководителям кружков музейного дела, руководителям школьных музеев, сотрудникам районных музеев, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, педагогам.


Рецензент:

Малецкая Л.В.- главный специалист отдела образования Миорского райисполкома

Составитель:

Михайлова Вилория Евгеньевна-

методист УО «Миорский государственный

Дом детского творчества»
Содержание


1.Новые грани музейной педагогики:воспитание патриота……стр.4
2.Районный проект по музейной педагогике «МОСТ»(Музей _- Образование - Сотрудничество-Творчество)…стр.10.
3.Литература… стр.15
4.Приложения:
1.Интеллектуально-познавательная игра «Во славу Великой Победы»,

посвященная 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне………..стр.16
2.Сюжетно-ролевая игра для мальчиков «Мальчишки есть мальчишки»…. стр.26
3.Турнир знатоков пионерского движения «Я - гражданин страны Пионерия», посвященный 20-летию БРПО….стр.33
4.Конкурсная праграма «Мой радавод»…стр.36

Новые грани музейной педагогики

На современном этапе модернизации отечественного образования взаимодействие музея и системы образования перешло в качественно новую фазу развития, которая открывает возможность обеспечения поэтапно и педагогически коррективного развития способностей личности посредством музейной педагогики. Являясь связующим звеном между эпохами и культурами, музей способствует развитию чувственного восприятия окружающего мира, просвещает, дает готовые знания о раннее неизвестном, способствует формированию умений и навыков культуросообразного поведения, обеспечивающего личности овладение стратегиями творчества и сотворчества.

Как перспективное направление музейная педагогика предполагает формирование потребности в общении с культурным наследием, желания понять его, а также по возможности и приумножить.

Педагогика приобщения подрастающего поколения к культуре с помощью музея не нова, постоянно развивается и в настоящее время характеризуется широкой инновационной деятельностью, созданием экскурсионных туров, разработкой музейно-образовательных мероприятий.

Особенность музейной педагогики обусловлена многомерностью пространственной среды музея и многозначностью экспозиции, которые дают возможность вариативности восприятия, развития внимания, памяти, мышления, социальной и личностной рефлексии. Музей предполагает дифференциацию и индивидуализацию образования, поэтому обладает педагогическими средствами актуализации ( и самоактуализации) личности, приобщающейся к нему в любом возрасте. Это в значительной степени обеспечивается средствами музейной педагогики,которые включают объекты материальной культуры(связанные материально-преобразующей деятельностью человека),духовной( связанные с духовно-преобразующей деятельностью человека)представления о субъектах( людях,создающих своим творческим трудом культуру) и ценностное отношение к объектам и субъектам культуры.

Ценность музейной среды выражается в способности вызывать эмоционально-ценностную,эстетическую реакцию,которая особенно значима для формирующейся личности.

В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого самоопределения личности.

Белорусское общество в условиях мирового экономического кризиса нуждается все в большей степени в единой идеологической концепции, опирающейся на идею спасения нации, сохранения её истории. Один из возможных удачных путей реализации этой концепции – создание творческих объединений учащихся, клубов, обществ, музеев. Поэтому, в 6 школах района уже существуют школьные музеи. Ещё большее количество школ создают или хотят создать их в целях содействия гражданскому, патриотическому воспитанию школьников, формирования у них исторического мышления, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, в целях приобщения учащихся к диалогу культур со старшими поколениями. Старшее поколение – родители, бабушки, дедушки, знаменитые и известные земляки – оставили след в истории своей большой или малой родины. Поэтому так важно вести диалог с ушедшими поколениями, порой виртуальное общение с ними.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи: расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, гармонизация развития творческой личности, формирование национальной идеологии, сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества ;создание новой музейной аудитории и расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся разного возраста.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.

В настоящее время одним из перспективных направлений современной отечественной педагогики периода детства является музейная педагогика. Если до недавнего времени данная возрастная категория посетителей практически отсутствовала в музеях, или работа с младшими школьниками носила эпизодический характер, то на сегодняшний день ученики начальных классов уже не редкие гости музеев, а постоянные посетители, без которых трудно представить работу этих учреждений культуры.

Сотрудники музеев и педагоги, создавая сценарии экскурсий и мероприятий в музее, опираются на знания в области возрастной педагогики, активно обращаются к жизненному опыту детей. Наряду с традиционным проведением экскурсий, в ходе которой доминирует монолог экскурсовода, все чаще в работе педагоги проводят мероприятия, опираясь на принцип интерактивности учащихся в музейной среде, когда дети активно взаимодействуют с другими субъектами музейно-образовательного процесса.

Формы проведения мероприятий с младшими школьниками отличаются большим разнообразием -это путешествие по сказкам, игра-занятие, литературно-музыкальные гостиные, путешествие в прошлое, посиделки, сюжетно-ролевая игра, интеллектуально-познавательная игра, игра путешествие по станциям.

Методы работы с детьми в музее можно разделить на 2 большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Игра расширяет кругозор, учит ребят работать в команде, вызывает интерес к краеведению, литературе и искусству, поддерживает гуманистическую тенденцию современного образования.


Музейная педагогика позволяет находить новые приемы в подаче сложного, серьезного исторического материала, так, чтобы он становился понятным, доступным, вызывал эмоциональный отклик у детей. Присутствует мобильность и умение переструктурировать и адаптировать любой материал.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Направлениями деятельности музейной педагогики являются :

- Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного гражданина, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии,используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка.



- Культурно-массовые мероприятия, дела - разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, знаменитыми людьми региона, работа с местным населением.

Формы и методы работы. Внешкольное образование, в основе которого лежит личностно - деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейная интеллектуально-познавательная игра «Гражданин страны Пионерия»,посвященная 20-летию ОО «БРПО» ,«Моя Миорщина»,посвященная 70-летию Миорского района, интерактивная музейная площадка «Во славу Великой Победы»,посвященная 65-летию Победы , торжественные приемы в ряды БРПО и БРСМ, методические объединения педагогов -организаторов в музейном пространстве и другие формы музейного взаимодействия .

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музейной педагогики учитываются принципы: интерактивности, комплексности, программности. Проведение мероприятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Музей органично вписывается в систему проводимых мероприятий, становится местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Выстраивается образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа- Дом детского творчества – музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, выпуск мультимедийных презентаций, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, района ,области.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний «Живые голоса», наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных –исследовательских работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, поиск эпистолярного и литературного материала. Однако одна форма работы не мыслится без другой.

Создается особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.

Сверхзадача музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Традиционное сотрудничество музея с системой образования выходит на новый уровень, открывая большие возможности для обогащения педагогического процесса целями, содержанием и технологиями, ориентированными на развитие личности учащихся.

И в заключении хочется отметить, что одна из главных задач, которая стоит сегодня- это воспитание национально-сознательного человека, осведомленного в вопросах культуры Республики Беларусь, небезразличного к наследию своих предков. Музейная педагогика содействует пропаганде историко-культурного наследия.

Проект «МОСТ»

(Музей-Образование-Сотрудничество-Творчество)

Слоган проекта: «Настоящее, которое помнит

прошлое, достойно будущего!»

Информационная карта проекта



Структурные компоненты

Содержание



1

Название проекта


Проект «МОСТ»

(Музей-Образование-Сотрудничество-Творчество)


2

Цель проекта


Формирование системы взаимодействия школьных музеев учреждений образования друг с другом и создание межмузейной коммуникации школьных музеев с музеем города и детскими и молодежными общественными организациями




3

Задачи


  • Приобщение членов детских и молодежных общественных объединений к изучению культурно-исторического наследия Миорского края

  • Поиск эффективных форм и методов в пропаганде музейной педагогики( организация уроков, занятий, методических объединений ,совместных мероприятий, торжественных приемов и встреч с интересными людьми, выставок и т.д)

  • Воспитание музейной культуры

  • Создание детского интерактивного пространства в рамках «взрослой» музейной экспозиции

  • Создание инновационных форм музейных экспозиций для детей (передвижные,настольные,пионерские,музей в чемодане т и т.д)

  • Распространение и использование материалов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе учреждений образования

  • Выпуск мультимедийного сборника «Школьные музеи Миорщины»

  • Создание виртуальных образовательных музейных услуг (экспозиция,каталог,путеводитель) для детско-юношеской аудитории




4

Участники проекта


Учреждения образования района

Дом детского творчества

Этнографический музей г.Миоры

Пионерские дружины

Первичные организации БРСМ

Члены творческой группы педагогов-организаторов «Поиск»

Пионерская лаборатория общественного мнения «ПЛОМ»

Родительская общественность


5

Сроки реализации



5 лет


6

Адресат

Учащиеся младших классов( октябрята)

Учащиеся средних классов(пионеры)

Учащиеся старших классов( члены БРСМ)

Воспитанники Дома детского творчества

Возраст 7-14 лет


7

Социальные партнеры



Общественные объединения



8

Идея проекта


Развитие музейной педагогики, интерпретация историко-культурного наследия и использование его потенциала в образовании и воспитании детей




9

Этапы реализации проекта



Организационный

Основной,творческий

Заключительный,итоговый




10

Уровень реализации


Индивидуально-личностный

Командный

Общешкольный

семейный


11

Критерий эффективности


Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности в области музейной педагогики, активность и мобильность участников проекта




12

Ожидаемый результат проекта


Формирование единого воспитательного и культурно-образовательного пространства, способствующего повышению интеллектуального, духовно-нравственного,гражданско-патриотического и культурно- эстетического развития учащихся.


Предполагается, что возрастет интерес к историческому прошлому нашего района и города, увеличится число посещений городского и школьных музеев

Этапы реализации проекта «МОСТ»



Название этапа

Формы реализации


Сроки проведения



1


Подготовительный организационный

Разработка проекта творческой группой педагогов «Поиск»



2009-2010



2


Основной,

Творческий



Реализация проектной деятельности


2010-2012



3


Заключительный итоговый

Мониторинг и оценка деятельности проекта

Социологический опрос «Портрет посетителя музея»


2013

Направления реализации проекта «МОСТ»

Собирательная работа



Сбор и поиск экспонатов для музеев в рамках месячника патриотических дел

Сбор записей ветеранов Великой Отечественной войны «Живые голоса героев той войны»

Фотографирование ветеранов Миорщины «Память, память за собою позови»

Акция «Редкая книга –подарок музею Книги»

Акция «Письма с фронта»

Акция «Полотно Победы»

Работа с родителями



Акция «Реликвии нашего дома»

Конкурс творческих работ «Родовое дерево»

Конкурс «История пионерского галстука в моей семье»

Акция «Я поведу тебя в музей!»


Работа с детскими и молодежными объединениями



Конкурс летописей пионерских дружин «БРПО –20!»

Акция «Спасибо за жизнь»

Торжественный прием в члены ОО «БРСМ» и ОО «БРПО»

Интеллектуально –познавательная игра для младших школьников (октябрят) «Моя Миорщина»

Интеллектуально-познавательная игра для пионеров « Во славу Великой Победы»

Турнир пионерских знатоков



Методическая деятельность

Организация и проведение методических объединений на базе школьных музеев:

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников»- школьный музей УО «Миорская ГОСШ №3»

«Патриотическое воспитание молодежи важное направление идеологии белорусской государственности» -школьный музей УО «Миорская ГОСШ №3»

«Формирование экологического сознания у подрастающего поколения в условиях детского»- школьный музей УО «Чепуковская ГОСШ»

Торжественный прием в члены ОО «БРСМ» и ОО «БРПО»

Творческие встречи с сотрудниками музея

Приезд музейных работников в учреждения образования.

Заочные экскурсии по музеям

Круглый стол лидеров БРПО «Современные формы сотрудничества музеев и детских общественных объединений»

Круглый стол руководителей школьных музеев «Школа и музей* быть вместе»

Уроки Мужества в стенах музея

Выставочная деятельность


Организация посещений выставочных экспозиций( по графику городского музея)

Каникулярная акция «Музей принимает гостей»


Экскурсионная деятельность

Работа школы юных экскурсоводов «Любимый город», «Моя Деревня»

Организация пеших походов для октябрят «Мой любимый город»

Формирование корпуса школьных экскурсоводов( с умением рассказывать и показывать, взаимодействовать с экскурсантами, работа над культурой речи и коммуникативными навыками диалога)

Научно-исследовательская деятельность



Конкурс научно –исследовательских работ

Конкурс научно-исследовательских работ

Консультирование и рецензирование научно-исследовательских работ музейными работниками


Освещение в средствах массовой информации( районная газета и местное радиовещание)

Публикация статей в районной газете

Подготовка радиовыпусков «Школьный калейдоскоп»




Список литературы:


  1. Бакунович Т.Любовь к Родине начинается с малого/Минская школа.-№3.-2010

  2. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – Кіраванне ў адукацыі. – № 12. – 2007.

  3. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.

  4. Домничева О.Школьные музеи согреты любовью/Минская школа./№2.-2007

  5. Каменчуков А. Формула патриотизма Станислава Холева /Минская школа./№10.-2006

  6. Школьный музей/сост.О.Л.Залуцкая ,Н.ЕЛуйгас.-Минс:Красико-Принт,2007


Интеллектуально-познавательная игра «Во славу Великой Победы»,

посвященная 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Цели и задачи:

-формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания,

-воспитание уважительного отношения к своей истории, любви к малой родине,

-формирование нравственных ценностей и ориентиров,

-обеспечение интеллектуального общения на основе историко-краеведческого материала,

-привлечение учащихся к сотрудничеству с государственными учреждениями, общественными объединениями.



Музыкальное оформление: фонограммы песен о Великой Отечественной войне

Организаторы конкурса:

  • учреждение образования «Миорский государственный Дом детского творчества»;

  • районный Совет общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация».

  • Миорский историко-этнографический музей

  • Райвоенкомат

Участники - члены районной организации общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» 7-8 классов городских школ,

Дата и место проведения: 18 апреля 2010 года. 11-00

г.Миоры ,Историко-этнографический музей


Игровые туры:

  • Знатоки военной техники .

  • Песни Великой Отечественной.

  • Узнай награду.

  • Вопрос из «Полевой сумки».

  • Ошибки наборщика ( знание военных пословиц).

  • Кроссворд на военную тему.

  • Города-герои

  • Пионеры- герои

  • Миорщина в годы войны


За правильный ответ команда получает один балл.

Вступление.

Война …Страшное слово.27 млн человеческих жизней заплатил наш народ за победу ..Во многих семьях жива память о войне, о близких, не вернувшихся с кровавых полей. Но как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу –смерти.

Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года .В те весенние дни был закончен великий путь ,отмеченный многими жертвами.И наш человеческий долг,поздравляя друг друга с праздником,всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Наша интеллектуально-познавательная игра «Во славу Великой Победы» посвящена 65 годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Все вопросы рассчитаны на знание школьного материала. Главное в ответах- умение логически мыслить, четкость и правильность в изложении материала .


Знатоки военной техники.
1.Этот станковый пулемет изобрел еще в 1883 году американский инженер ,однако это оружие пригодилось и во время Великой Отечественной войны. Заправленный лентой на 250 патронов пулемет прицельно бил на 2,5 км, делая в минуту до 300 выстрелов.

( Станковый пулемет «Максим»).


2.Данное орудие предназначено для навесной стрельбы по открытым целям, поэтому на боевой позиции у этой пушки ствол поднят вверх.( Гаубица)
3.Этот знаменитый танк создан под руководством М.И. Кошкина. ( Т-34)
4.Тяжелый танк КВ-1 конструктора Ж.Я. Котина называли крепостью на гусеницах. Танк двигался со скоростью 35 км в час и мог пройти без дозаправки 250 км, сметая все на своем пути. Сколько человек составляли экипаж этого танка? ( 5 человек)
5.К концу Великой Отечественной войны именно это оружие ,например МТ-13,стало одним из основных видов артиллерии( Минометы)
6.Именно такие автомобили использовались для разведки и огневой поддержки пехоты

( Бронеавтомобили)


7. «Самолет- солдат», «летающий танк»- так с гордостью называли воины этот штурмовик конструктора С.В.Ильюшина.Фашисты боялись их как огня и называли их «Schawrs Tod»,что переводится как черная смерть ( ИЛ-2)
8. В годы Великой Отечественной войны лучшей считалась подводная лодка серии «К».Воины ее называли так же ,как и реактивные минометы ( «Катюша»)
9.Кто изобрел врывчатку-динамит,однако известность приобрел благодаря основанным им премиям, в том числе премии мира.( Альфред Нобель)
Песни Великой Отечественной
В полдень 22 июня радио принесло страшную весть: в 4 часа утра фашистская Германия вероломно ,нарушив пакт о ненападении,пересекла наши границы.И в первые дни после этого сообщения прозвучало : «Вставай страна огромная».

Песни военных лет…Их по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны.Они звучали с первого до последнего дня войны..Песни рождались на фронте и в тылу,поднимали бойцов в атаку ,согревали сердце на привале,помогали выстоять, выжить и дождаться тем, кто оставался у станков и в поле.Вложенные в солдатские треугольники и самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно,передавались из уст в уста.


1.Назовите праздник «С сединою на висках»( День Победы)


2.С кем призывают вести смертный бой «Страну огромную»( «С фашистской силой темною, с проклятою ордой…»)
3.Сколько ребят осталось на безымянной высоте?( «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…»

4.Ради чего «Мы за ценой не постоим?»( «И значит,нам нужна одна победа,одна на всех, мы за ценой не постоим…»)


5.Какой бой самый трудный?( «Последний бой,он трудный самый»)
6.Про кого распевала песню Катюша?( «про степного сизого орла, про того кого любила, про того ,чьи письма берегла…»)
7.Эта песня про птиц, которые мешают спать солдатам. Как она называется?( «Соловьи»)
8.Назовите песню, посвященную русской девушке. Ее имя дали советские бойцы знаменитой ракетной установке( «Катюша»)
9.В какой песне любовно поется о женском головном уборе? Эта песня была очень популярна в годы Великой Отечественной войны, пела ее Клавдия Шульженко ( «Синий платочек»)
10.Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович работал над Седьмой симфонией в блокадном Ленинграде, в ней он запечатлел героическую борьбу советского народа с фашизмом. Симфония стала музыкальным памятником военных лет и сыграла знаменитую роль в сплочении международных антифашистских сил. Эта симфония известна и под другим названием? (Ленинградская)
Звучит песня,а задача команды –отгадать ее название. Если участники назовут еще и авторов, то дополнительно получают еще одно очко.( команде дается определенное время для отгадывания военных песен)
Узнай награду

Команда получает карточку с изображениями пяти орденов и медалей времен Великой Отечественной войны.Задание-записать названия наград : кто быстрее и правильнее.



Вопросы из «Полевой сумки»
1.Как называли вооруженные отряды населения, поднявшиеся на борьбу с врагами Родины? ( ополчение)
2.К началу войны личным оружием большинства командиров Красной Армии был этот револьвер, названный именем его конструктора.( Наган.Конструктор – бельгийский оружейник Лео Наган).
3.Когда и где в Белоруссии был произведен 1 залп легендарных «Катюш»?( 16 июля 1941 года на станции Орша, где было огромное скопление вражеских войск.)
4.После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии? ( Битва под Москвой).
5. Какой областной центр Белоруссии был освобожден частями Красной Армии первым? ( 26 ноября 1943 года войска под командованием генерала К.К.Рокоссовского освободили Гомель.)
6.Что означает слово «Телеграф» ? ( пишу на расстоянии)

7.Сколько дней длилась оборона Ленинграда?( 900 дней)



Ошибки наборщика( конкурс военных пословиц)
Пословицы недаром молвятся:

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.


Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают,

И от беды нас берегут.


Пословица во век не сломится,

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их друзья.


Вспомним военные пословицы.
Команды получают конверты, в которых –разрезанные на части листы с военными пословицами. Задание – правильно собрать пословицы.

В бою успех- после боя шутки и смех.

Кто в отряде людей веселит-за того весь отряд стоит.

Кто на фронте ноет- тот себе могилу роет.

На войне грустить- победу упустить.

Шути и смейся-на победу надейся.

Солдат смеется-врагу плакать придется.

Для Родины своей ни сил,ни жизни ( не жалей)

Родина- мать,умей за нее ( постоять)

Чужбина-калина,Родина ( малина)

Мало победы ждать,надо победу ( взять)

В бою нужны смекалка, отвага и ( закалка)

Умный боец – везде ( молодец)

Смелый побеждает- трус ( погибает)

Смелость города ( берет)

Плох тот солдат,который не мечтает быть ( генералом)

Кто честно служит, с тем слава (дружит)

Кто за правое дело стоит,тот всегда ( победит)

Бой –святое дело , иди на врага (смело)

Славу свою добывай (в бою)

Смелого пуля боится ,смелого (штык не берет).
Кроссворд на военную тему ( командам предлагается разгадать кроссворд)
Конкурс Города-герои.
Назовите города –герои бывшего СССР , которые как и люди ,носят ордена( Москва,Ленинград, Сталинград,Киев,Тула,Мурманск,Новороссийск,Одесса,Севастополь,Керчь,Минск)
Город-герой – это высшая степень отличия, присваивавшаяся городу за массовый героизм и мужество,проявленные защитниками городов в годы Великой Отечественной войны.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 Мая 1945 года первыми городами –героями стали Ленинград,Сталинград,Севастополь и Одесса.

В 1965 году звания города-героя были удостоены города Москва, Киев и Брестская крепость.

В 1973 году городами –героями стали Керчь и Новороссийск.

В 1974 –Минск, разрушенный фашистами почти полностью.

В 1976 за героическую оборону жителями почетного звания была удостоена Тула.

А в 1985 году городами-героями стали Мурманск и Смоленск.
Задание : по фотографии определить название города-героя
Пионеры –герои

( по рассказанному подвигу участники определяют имя пионера-героя)

Помним мы юных ,

Горды их делами,

Все пионеры-герои с нами,

В нашем строю навсегда.
Тысячи ребят с оружием в руках защищали нашу Родину.Четырем пионерам –Лене Голикову,Вале Котику,Зине Портновой,Марату Казею- присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
( по рассказанному подвигу участники определяют имя пионера-героя)
Миорщина в годы Великой Отечественной .
1.Название каких улиц г.Миоры связано с темой Великой Отечественной войны?

(улица Изварина- названа в честь капитана девятой стрелковой дивизии освобождавшей город;

улица имени З.А. Космодемьянской –названа в честь партизанки-связной;

площадь Павших борцов- памятник воинам- освободителям г.Миоры).


2.В результате какой операции по освобождению Белоруссии был освобожден город Миоры,и когда это произошло ?(3-4 июля 1944 года, операция «Багратион»)
3.Какая воинская часть освобождала город Миоры? ( 9-ая стрелковая дивизия под командованием полковника Вербова Я.Я.)
4.Какие памятники на территории города связаны с историей Великой отечественной войны? ( Памятник воинам –освободителям,обелиск,памятник «Еврейское захоронение»)
5.Какой стратегический объект военного характера действовал в годы Великой Отечественной войны на территории района?( Аэродром вблизи болота «Багна-Мох»)
6.Кого из участников Великой Отечественной войны Миорщины вы можете назвать?
Подведение итогов. Награждение участников.

Заключение.
Время все ярче ,все весомее и полнее подчеркивает колоссальное значение победы в Великой Отечественной войне. Вспомним, как стоял вопрос: жить нам или не жить, быть нам как государству или нет .Мы живем, потому что в то страшное время выжило наше Отечество и выстоял его солдат.

По-разному говорят об обретении мира- его завоевывают, восстанавливают, создают.



Сейчас во многих частях света идут «Маленькие войны»,а бывает ли война «маленькой»?Война –это всегда горе, всегда человеческие жертвы. В войне нельзя выиграть, можно только победить .У войны нет выгод. За любое преимущество здесь приходится расплачиваться самым дорогим- человеческой жизнью.

Человечество прошло через войны и воля его однозначна –

МИР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЕЧНО!

Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать,какие качества нашего народа помогли одолеть врага: терпение,мужество,величайшая стойкость,любовь к Отечеству.Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами.


Приложение

Протокол


Игровой тур

Команда СШ №1

Команда СШ №2

Команда СШ №3

Знатоки военной техники.











Песни Великой Отечественной











Узнай награду











Вопросы из «Полевой сумки»











Конкурс военных пословиц











Конкурс Города-герои.











Пионеры - герои











Миорщина в годы Великой Отечественной .











Маршрутный лист команды____________________


Игровой тур

Команда

Отметка о прохождении

маршрута


Баллы

Знатоки военной техники.











Песни Великой Отечественной











Узнай награду











Вопросы из «Полевой сумки»











Конкурс военных пословиц











Конкурс Города-герои.











Пионеры –герои











Миорщина в годы Великой Отечественной .













Награждение победителей интеллектуально-познавательной игры «Во славу Великой Победы»



«Мальчишки есть мальчишки»

(сюжетно-ролевая игра для мальчиков,

посвящённая Дню защитника Отечества )

Цель: воспитывать чувство гордости за право называться «защитниками Отечества»

Задачи:

  • организовать интересный досуг, хорошее настроение, познакомить с новыми играми;

  • создать условия для творческого общения;

  • акцентировать внимание на выборе будущей профессии.


Участники: мальчики среднего школьного возраста
Ведущий: Внимание! Слушайте приказ Верховного главнокомандующего.

В ознаменовании празднования Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, объявлена всеобщая

мобилизация.

Всем участникам сюжетно-ролевой игры «Мальчишки есть мальчишки» явиться к месту сбора: При себе иметь 3-х дневный запас юмора, смекалки, шуток и хорошего настроения.

- Отделение,становись!

- Равняйсь! Смирно!

- Помните, настоящий солдат на любой приказ должен ответить …есть !

(Представление участников игры в армейском строю, … например, рядовой Иванов Иван для прохождения игры «Мальчишки есть мальчишки » прибыл)

Ведущий: По плечу победы смелым,

Ждет того большой успех,

Кто не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Дорогие ребята! Скоро праздник – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь . От всей души поздравляем вас, желаем здоровья, счастья, мира, и конечно же успешной учебы. Сегодня в этом зале собрались будущие защитники Отечества.

Драчливой нашей половине

Мы поздравленья шлем свои

Для поздравленья есть причины:

Ура защитникам страны!
Знаем мы, что вы достойны

Звания мужского – воин.

Для мужчины – дело чести

Защищать свое Отечество.


А мы под вашею защитой

Вполне спокойно можем жить,

Пока мы верим в ваши силы

Нам будет нечего тужить.


Мы пожелаем вам навек!

Чтоб в жизни не робелось ,

Пусть будет с вами навсегда

Мальчишеская смелость.


И все преграды на пути

Преодолеть вам дружно,

Но вот сначала подрасти

И повзрослеть вам нужно


Послушайте, мальчишки, нас

Примите поздравленья!

Мы знаем в этот день у вас –

Второй ваш день рожденья.


Конкурс «Путь мужества и славы!»
1.Почему 23.02 стал Днем защитника Отечества?

(23 февраля 1918 года принял боевое крещение первый отряд Красной Армии под Нарвой и Псковом в бою с германскими войсками)

2.Какие воинские звания вы знаете?

(рядовой- ефрейтор- младший сержант- сержант -старший сержант- прапорщик-младший лейтенант-лейтенант- старший лейтенант-капитан-майор- подполковник-полковник- генерал

3. «Проверено – мин нет» Кто делает такие надписи? Про кого справедливо говорят, что они ошибаются только один раз? (саперы)

4. Какой известный писатель был у Чапаева комиссаром? (Дмитрий Фурманов)

5. Как называется песня, прославляющая повозку для пулемета? («Тачанка»)

6. Как называется стремительное наступление войск? (Атака)

7. «Карманную артиллерию» надо пускать вход, когда противник спрячется в укрытие.О какой «артиллерии» идет речь? (Граната)

8. Назовите второе народное название гвардейского миномета «БМ -13»? («Катюша»)

9. Кто изобрел первый в мире пулемет? (В1885 году его впервые запатентовал американский изобретатель Х.С.Максим)

10.Сколько лошадей в эскадроне? (сто)


Конкурс «Путешествие на богатырскую заставу»
1.Богатырь земли родной

И защитник слабых.

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья-разбойника

Он служить заставил,

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил. ( Илья Муромец)

2.Как зовут трех богатырей, изображенных на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

3.Сколько лет Илья Муромец не умел ходить? (33 года)

4.Кто исцелил И.Муромца (Прохожие старцы, они дали ему питье, выпив которое, он почувствовал силу богатырскую)

5.Как называлось село, в котором Илья Муромец просидел 30 лет и 3 года (Карачарово)

6.Почему Илью Муромца прозвали Ильей Муромцем?( Он был родом из г.Мурома да из села Карачарова)

7. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца (схватка с Соловьем –разбойником)

8.Оружие массового поражения Соловья-разбойника (Свист)

9.Почему Алешу назвали Поповичем? ( Попович – поповский сын)

10.А вы знаете ,как на Руси происходило братание воинов? ( Воины обменивались своим оружием и отныне становились побратимами)
Рыцарский конкурс.
1.Как называется эпоха, в которую появились рыцари? (средневековье)

2.Сколько весили доспехи рыцаря? (35 кг)

3.Как называлось жилище рыцаря? (замок)

4.Как называлось состязание рыцарей? (турнир)

5.Как называется наука, которая занимается изучением гербов? (геральдика)

6.Как именуется сообщество рыцарей? (орден)

7.Что означает обычаи снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться ?

( снимая перчатку, рыцарь показывал, что пришел с добрыми намерениями и у него в руке нет оружие)

8.Какое самое основное состязание происходит на турнире (скачки)
Конкурс «Служит Родине солдат»
1.Как называется здание, в котором живут солдаты? (казарма)

2.Армейское наказание (наряд вне очереди)

3.Как называется трубка для патронов в автомате? (магазин)

4.Как называется гусеничная военная машина? (танк)

5.Каких вы знаете изобретателей огнестрельного оружия? ( Макаров, Калашников, Токарев)

6.Как называется склад военного снаряжения? (Арсенал)

7.Какие головные уборы носят солдаты? (фуражки, пилотки, каски)
Конкурс «По морям, по волнам»
1.Как называют человека, который управляет судном? (Капитан)

2.Как называют молодого матроса на судне (Юнга)

3.Назовите самую распространенную среди моряков одежду (Тельняшка)

4.Как называют башню с сигнальными огнями, на берегу моря? (Маяк)

5.Как называют помещение на корабле, где отдыхают моряки? (каюта)

6. Как называется морская веревка? (Канат)

7.Приспособление ,удерживающее судно при стоянке (Якорь)

8.Рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем (Штурвал)



Конкурс «Звезды славы – звезды бессмертия»
1.Какие города СНГ носят почетное звание Город- герой? Москва, Ленинград (Санкт- Петербург),Волгоград,Киев,Минск,Одесса,Севастополь,Новороссийск,Керчь,Тула,Брест)

2.Какой город спасла «Дорога жизни»? (Ленинград).

3.Как называется торжественный проход войск на Красной площади? (Парад)

4.На поле боя он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Назовите имя героя (Александр Матросов)

5.Назовите имя пионера – Героя Советского Союза , который захватил важные вражеские документы, уничтожил 78 фашистов, взорвал 2 железно-дорожных и 12 шоссейных мостов (Леня Голиков)
Конкурс «Защитники»

1.Кем было установлено в России звание «гардемарин»? Петром 1, в переводе с французского, означает «Молодая гвардия», окончивший морскую академию).

2.Назовите известных русских полководцев, с которыми связана судьба и победы России до 1917 года ( Александр Невский ,Дмитрий Донской ,Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков)

3.Какие пословицы А.Суворова об армии дошли до наших дней

(«Пуля – дура, штык – молодец».

« Тяжело в учении - легко в бою».

«Сам погибай, а товарища выручай».

«Воюют не числом, а умением»)

4.Как называлась конная кавалерия, которая вела огневой и штыковой бой?

(Драгуны)

5.Кто такие гренадеры (Солдаты гранатометчики, идущие впереди колонны)

6. Назовите виды холодного оружия (булава, меч, топор, секира, шпага, кинжал, сабля, шашка, нож, штык)

7.Как называется колющее оружие, прикрепляемое к стволу винтовки? ( Штык)

8.Часть войск, движущаяся впереди главных сил? ( Авангард)


Конкурс «Помоги себе сам или Медбрат»
Настоящий боец должен уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в походных условиях.Итоги викторины покажут , сможете ли вы это сделать при необходимости.

1.Какие растения используются при оказании помощи (при ранении –подорожник, при зубной боли подорожник, осина, череда , при ожогах – ромашка аптечная , при кашле – мать –и –мачеха, чтобы остановить кровь – отвар крапивы).

2.Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Шиповник, душицу, листья земляники, мяты)

3.Какие растения лечат от семи недугов? (Лук, чеснок)

4. Какая трава помогает от 99 болезней? (Зверобой)

5.Как называется лечение болезней растениями? (Фитотерапия)

6.Гриб черного цвета в виде нароста на стволе березы, который применяется для повышения защитных сил организма? (Чага)

Чтобы стать настоящим защитником Отечества нужно быть не только сильным, ловким и мужественным, но и умным. Сейчас мы проверим вашу сообразительность.


Конкурс « Умный боец везде молодец»
1.Защитник Отечества (солдат, воин)

2.Торжественное прохождение войск (парад)

3.Воздушный флот (авиация)

4.Ответ на пароль (отзыв)

5.Летний головной убор (пилотка)

6.Это есть у фотоаппарата и автомата (затвор)

7.Род войск, действующих в пешем строю (пехота)

8.Крупное соединение военно-морских судов (флот)

9.Название этого оружия начинается нотой (револьвер, миномет)

10.Лодка на корабле (шлюпка)

11.Повар на корабле (кок)

12.Сигнал бедствия (sos)

13.Комната на корабле (каюта)

14.Окно на корабле (иллюминатор)


Конкурс « Словесная перестрелка»
Непродуманное слово, что недозрелое яблоко.

Слово толковое стоит целкового.

Слово- знак ума.
Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Человек, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.


  • Назвать слова во множественном числе (например, «Плот» - «Плоты»):

дуга – дуги любитель - любители ведро- ведра

рука-руки учитель – учителя бедро - бедро

мука-мука грек - греки метро – метро

житель-жители человек – люди цыпленок - цыплята


  • А теперь наоборот - множественное число преобразовать в единственное:

певцы – певец щипцы – щипцы доспехи - доспехи

венцы – венец орехи – орех ножницы - ножницы

концы – конец успехи – успех танки – танк


  • Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода:

Игра « Он – она»

повар – повариха

портной – портниха

купец- купчиха

храбрец –героиня

селезень – утка

лось – лосиха

баран – овца

гусак – гусыня

заяц – зайчиха

петух- курица

козел – коза

тетерев – тетерка

жеребец – кобыла

бык - корова
Конкурс « На все руки мастер»
Участнику необходимо за 3 минуты :

- пришить пуговицу

- забить гвоздь

- очистить картофелину

( оценивается качество и скорость)
ИГРА С ЗАЛОМ

Загадки на военную тематику:

1.Под себя положу, под голову, и укрыться останется (шинель)

2.Днем – обручем, а ночью – змей ( ремень)

3.Не бог, не царь, а ослушаться нельзя (командир)

4.Черный кочет рявкнуть хочет (ружье)

5. Как называется подросток, изучающий морское дело (юнга)

6.Что общего между деревом и винтовкой? (ствол)

7.Как называются наплечные знаки военного? (погоны)


Конкурс силачей «Толкание ядра»
Ядро – воздушный шар. Задача участников – как можно дальше толкнуть ядро.
(Подведение итогов сюжетно-ролевой игры. Награждение победителей и активных участников игры «Мальчишки есть мальчишки»)
Защита нужна очень многим:

Всем слабым и всем одиноким,

Какое бы ни было званье,

Защитник – мужское призванье.
С Днем Армии вас поздравляем,

Успехов, здоровья желаем.

Пусть зреют в вас, мужество, сила,

Быть сильным и умным – красиво.
Использованная литература:


  1. « Защитникам Отчизны посвящается» , Серия «Праздник в школе» , «Красико-Принт»2005год.

  2. «Русский солдат умом и силой богат», Журнал «Воспитание школьников» №1, 2004 год

  3. « Русская воинская доблесть», Журнал «Последний звонок»,№10 2004год

  4. «Рыцарский турнир», Журнал «Педсовет» №10, 2004 год

  5. «А ну-ка, мальчики» журнал «Педсовет»№11, 2001 год

  6. «Защитники Родины» журнал «Педсовет» №12 , 1999 год



Турнир знатоков пионерского движения

«Я-гражданин страны Пионерия»

(по игре «Что? Где? Когда?»)
Цели и задачи:

  • формирование у детей гордости за принадлежность к детскому сообществу в рамках общественной организации;

  • привлечение интереса к пионерской организации, к ее делам, ее прошлому и настоящему;

  • активизация деятельности пионерских дружин;

  • пропаганда программ и проектов деятельности ОО «БРПО»


Участниками турнира являются члены районной организации общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» 6-8 классов ,которые объединены в команды по 6 человек

Каждая команда имеет название.



Вопросы 1 тура:


  1. Как расшифровывается аббревиатура ОО «БРПО»?Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация».




  1. Когда отмечается День рождения БРПО? 13 сентября




  1. Сколько лет исполняется БРПО в этом году? 20 лет




  1. Назовите основной документ БРПО? Устав ОО «БРПО»




  1. Что такое Устав БРПО? Свод правил пионерской жизни.




  1. Что является основой БРПО? Пионерская дружина




  1. Что является высшим органом дружины ? сбор.




  1. Что является высшим органом БРПО ? слет




  1. Как называется особое пионерское приветствие ,жест-символ(пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднятые над головой? Салют




  1. Назовите краткое изречение ,которое выражает готовность пионера к действию? Девиз

Вопросы 2 тура:

    1. Что является символом чести, сплоченности пионеров конкретного пионерского отряда? Отрядный флаг.

    2. Назовите атрибут пионерского отряда, который предназначен для сопровождения строя во время походов, шествий, парадов? Барабан




    1. Как называются все пионеры класса? Отряд




    1. Как называются все пионеры школы? Дружина




    1. Назовите обязанности пионеров? Выполнять Устав, следовать традициям.




    1. Сколько всего состоялось республиканских слетов? 18




    1. Когда состоялся 1 пионерский слет пионеров ? 1922




    1. На каком слете был принят 1 Устав БРПО ? на 10 слете в 1990 году




    1. Что изображено на пионерском талисмане ? медвежонок в пионерском галстуке




    1. Что изображено на пионерской эмблеме? Три языка пламени, слившиеся в один- символ единства, равноправия и взаимопомощи детей ,подростков и взрослых в пионерской организации. Основание пламени –белый квадрат с золотыми буквами БРПА.



Вопросы 3 тура:


  1. Этот « детеныш крупного животного» находится на берегу «Белорусского моря». Официально к нему добавляли сокращение «НДОЛ»Уважаемые знатоки, назовите этого «детеныша», с которым у каждого из вас есть шанс познакомиться. (Зубренок)




  1. В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка » так поясняет это словопроводник слепых, коновод». У Пушкина оно обозначает человека, который показывает на потеху публике дрессированного медведя. В БРПО у этого слова совершенно другое значение ,несомненно, вам известное. Назовите это слово. (вожатый)




  1. Первым словом можно назвать Руала Амудсена или Жореса Алферова .Вторым – Валерия Чкалова или Марка Галлая. .Третьим – персонажей Ван Дама или Джеки Чана. Не нужно называть эти три слова, назовите цвета, которые как вы знаете, должны соответствовать этим трем словам. (зеленый ,синий, белый( цвета «Исследователя», «испытателя» и «инструктора» БРПО




  1. Владимир Ворошилов изучал ее феномен. Словари толкуют ее как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Народная мудрость утверждает , что в ней ,как в бане, все равны. А что говорит о ней одна из основных программ БРПО? ( Игра – дело серьезное )




  1. Новые способы применения этого придумал принц Виндзорский – его титулом как раз назван один из них. А изобретение способа, который применяете вы, легенда приписывает поэту Джорджу Гордону Байрону. То, о чем идет речь, называют еще знаком принадлежности .Что это ? ( галстук, пионерский галстук )




  1. Белорусский «Закон о правах ребенка» опирается на международную Конвенцию о правах ребенка и еще один документ. Когда в Беларуси отмечается праздник, посвященный этому документу ? ( 15 марта ( это день Конституции)




  1. У ордена Андрея Первозванного ОН – «За труды и Отечество», у рыцаря Баярда ОН «Делай, что следует, и будь, что будет». У Олимпийских игр ОН – «Быстрее, выше, сильнее!» А как звучит ответ на НЕГО у белорусских пионеров («Всегда готов!»)


Конкурсная праграма «Мой радавод»


Мэта :спрыяць захаванню памяці аб продках ,развіццю сямейнай творчасці ,узмацненню ролі сям’і ў выхаваўчым працэсе .

Форма правядзення : конкурсная праграма

Ход мерапрыемства :

1-ы чытальнік :

Зямля Беларусі ,

Зямля Беларусі ,

Прыгожая ,слаўная .

І колькі вякоў ты ўжо знала ?

і колькі народаў і лёсаў

Ты ўслаўляла ?

І ў кожным той лёс

Як быліна ,як казка ў вуснах народных

Жыве ,прадаўжаецца .

І хочацца ведаць

З якіх я вытокаў …

Хто быў і хто ёсць у лёсе маім .

З малых гадоў я пытаўся

Адкуль ,ад каго я пачаўся ?

Хто быў маім дзедам ,прадзедам ,

Хто ў родзе маім праслаўляўся ?

Хто імем якім называўся ?

Хто дзе працаваў ,ваяваў ,

Як долю сваю дабываў,

За шчасце нашчадкаў

Змагаўся міжволі ,

Хачу я дазнацца

Якой саслужылі ўсе долі ,

Якія імёны насілі

І што ў гэтым жыцці

Ад нас заслужылі .

Добрую памяць нашчадкаў ,

Нягледзячы на сто непаладкаў .

Лісток за лістком

Гартаю я памяць .

Нагадваю справы ўсіх продкаў сваіх ,

Што ішлі па жыцці ,

Па цяжкіх дарогах вайны і нястачы .

Долю ,жыццё мне яны пачалі …

Напэўна ,не думаў ніхто і ніколі ,

Што памяць адновіць сцяжынка жыцця .

Каб зноўку і зноў

Да глыбінь прытуліцца ,

Пачуць цеплыню іх жыцця .

Хай будзе заўсёды ў вяках ,у народзе

Спрадвечная слава ісці

Па сцяжынках жыцця ,

Што далёка ,далёка

Плывуць да нас з небыцця .

Вядучы :Добры дзень ,паважаныя сябры ! Сёння мы праводзім сустрэчу-конкурс “Наш радавод “.Менавіта прачытаны верш раскрывае мэту нашай сустрэчы .Так,мы сёння сустрэліся ,каб успомніць сваіх продкаў ,пагаварыць на надзённыя тэмы ,больш пазнаёміцца з сем’ямі нашых вучняў.

Я зараз прадстаўлю вам сем’і , якія ў якасці гасцей прысутнічаюць на нашай сустрэчы. (прысутнічаюць 5-6 сямей .Вядучая знаёміць гледачоў з іх прадстаўнікамі ).

Вядучы 2:

На роднай зямельцы

Усе мы не госці

Усе мы чыесьці

Усе мы кагосьці .

Хоць спрахнелі дзядоў нашых косці

У нашай натуры ёсць іхняе штосьці .

Гэтыя словы Ларысы Геніюш нібы гавораць нам ,што не трэба забывацца пра сваіх продкаў, бо яны далі нам самае дарагое- жыццё .

Вядучы 1: А зараз мы пачнем нашу конкурсную праграму і прадставім наша паважанае журы .

1-ы конкурс “Візітка “.Прадстаўнікі сямей павінны расказаць пра сябе :дзе нарадзіліся, вучыліся ,як стварылі ўласныя сем’і ,ці ёсць у ёй любімчыкі ,якія якасці цэняць у людзях, якіх людзей лічаць шчаслівымі ,як разумеюць сэнс выраза “Беражыце сям’ю “.

2-і конкурс “Памяць “.Памяць-гэта тое ,што звязвае нас са сваімі каранямі .Памяць можа быць мацней за час .Прадстаўнікі сямей паказваюць малюнкі генеалагічных дрэў і адказваюць на пытанні :

-Ці ёсць у вашым родзе вучоныя ,знакамітыя людзі ?

- Ці любяць у вашай сям’і спяваць і па чыіх каранях гэта пайшло ?

- Якое імя паўтараецца ў вашым родзе часцей ,а якое імя было толькі адзін раз ?

-Ці былі ў вашым родзе таленавітыя продкі ,якія добра ведалі сваю справу ,напр.,добра ўмелі шыць ,майстраваць і г.д.?

-Ці ёсць у вас родныя за мяжой ?Доўгажыхары ?

-Колькі пакаленняў свайго роду памятаеце ?

3-і конкурс “Сямейная традыцыя “ .

Традыцыі бываюць не толькі ў славутых людзей ,яны ёсць у кожнай сям’і .Сёння мы з вамі пачуем прыклады ,годныя для пераймання .

-Якія традыцыі ёсць у вашай сям’і ?

-Ці ёсць у вас асаблівыя сакрэты ў выхаванні ,якімі б вы хацелі падзяліцца ?

- Ці ёсць у вашай сям’і памятныя даты ?

4-ы конкурс “Цікавыя старонкі біяграфіі “

-Раскажыце пра самыя шчаслівыя жыццёвыя моманты ці смешныя здарэнні з вашымі дзецьмі .

- Калі ў вас дрэнны настрой ,на кім вы яго спаганяеце ?

-Як пазбаўляецеся ад яго ?Ці гэтага не здараецца ?

-Хто ў вашым доме гаспадар ?Якія ў вас адносіны са свякроўю ,цешчай ?

5-ы кокурс “Ці ведаеце вы сваіх дзяцей ?”

Пытанні :

1.Любімае свята вашага дзіцяці .

2.Да якога знака задыяка ён (яна ) адносіцца ?

3.Колькі грошай вы выдзяляеце дзецям на іх расходы ?

4.Колькі сяброў мае ваша дзіця ?

5.Любімая група ці саліст .

6.У якім узросце ў вашага дзіцяці было першае каханне ?

6-ы конкурс “Прафесія “.Трэба прадставіць прафесію аднаго з членаў сям’і .

-Ці ёсць у вас любімая справа ,занятак ?Раскажыце падрабязней .

- Ці прывучаеце вы да яго сваіх дзяцей .

7-ы конкурс “Экзамен для бацькоў “.Бацькі выцягваюць білеты з праблемнымі сітуацыямі, якія яны павінны разрашыць .

1.Вашай дачцэ прапануюць працу за мяжой у якасці фотамадэлі .Вашы дзеянні ,парады ?

2.Вы даведаліся ,што ваша дзіця курыць.Ваша рэакцыя .

3. Ваша дачка зрабіла прычоску “бокс “. Ваша рэакцыя .

4.Вы даведаліся , што ў вас прапалі грошы. Вашы дзеянні.

8-ы конкурс “Пажаданні , падзякі”. Выкажыце , калі ласка , усё тое , што б вы хацелі пажадаць сваім дзецям. Дзеці чытаюць вершы , прысвечаныя бацькам .

Люблю тебя , мама , За что , я не знаю , Наверно , за то ,

Что дышу и мечтаю, И радуюсь солнцу Исветлому дню –

За это ,родная , тебя я люблю. За небо , за ветер ,

За воздух вокруг . . . Люблю тебя ,мама ,

Ты –лучший мой друг .

Верш “ Усё ад маці “ С.Грахоўскі Усё , што я маю, усё ад маці -

Усмешка ,першы боль да слёз. І асцярожны крок па хаце І мой круты ,няроўны лёс. Ад маці першыя барозны На гэтай любае зямлі , І вочы ясныя , як вёсны , І на далонях мазалі.

Ад маці ўся мая навука ,



А ўсё апошняе – пасля . Гучыць песня “Как здорово , что все мы здесь сегодня собрались” Журы падводзіць вынікі. Кожнай сям’і прысвойваецца тытул – самай музыкальнай, знаходлівай , эрудыраванай.

Вядучы : Паважаныя сябры ! Вялікі дзякуй за сустрэчу . Хочацца верыць ,што яна дапамагла нам бліжэй даведацца адзін пра аднаго , дапамагла аб’яднацца . Давайце і мы з вамі ў сваіх сем’ях пастараемся зблізіцца , зрабіць яшчэ адзін крок да ўзаемаразумення і адзінства! Няхай агеньчык цяпла ніколі не згасне ў вашым доме ! Дзякуем за ўвагу!

страница 1

Смотрите также: