страница 1
ОТиСЗ плюс, № 2, 2013 г.
Причины и следствия
С.В. Жартун, генеральный директор республиканского унитарного предприятия «Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»
15 февраля, в День памяти воинов-интернационалистов, делегация Министерства труда и социальной защиты во главе с Министром М.А. Щёткиной почтила память воинов, возложив венок и цветы к памятнику на Острове мужества и скорби.
Начинать выполнять свой священный долг – служить в армии – мне довелось в мирные годы, когда никому в голову не могло прийти, что что-то может измениться в нашей плавно текущей действительности, и может начаться война, на которой будут погибать люди.
Но так случилось, что «восьмидесятые» ввели в общественное сознание новое понятие «афганцы» – граждане страны советов, выполнявшие свой интернациональный долг в чужой и далекой от нас стране.
Каждый прошедший через горнило афганской войны, наверное, пережил больше, чем любой другой военнослужащий, проходивший службу на «большой земле», и это обусловлено не только простым, но емким понятием – «я был на войне», нет, не только этим, потому что война для «афганцев» не закончилась много лет назад, она живет в нас всегда, каждый день, каждую минуту, заставляя помнить, в первую очередь, тех, кто погиб там или умер здесь, так и не сумев излечиться от полученных в боях ран.
Я со школьной скамьи мечтал попасть служить в десантные войска. Чтобы реализовать свою цель, активно занимался спортом, прыгал с парашютом… и попал в гвардейский парашютно-десантный полк Витебской дивизии.
Из «карантина» (кто служил, тот знает, что это такое) меня направили в «учебку», а через полгода я прибыл в расположение своей части, где, как предполагал, буду служить оставшийся срок, мужественно перенося все тяготы и лишения армейской службы.
В «карантине» я подружился с одним из своих сослуживцев. По удачному стечению обстоятельств мы вместе попали в «учебку», вместе постигали азы воинского мастерства и после ее окончания, естественно, хотели продолжить служить в одном подразделении своей части. Но в жизни не всегда получается так, как планируешь или хочешь.
В место расположения части, на постоянное место службы, после окончания «учебки» нас прибыло шесть человек. В какие подразделения нас направят для дальнейшей службы, мы не имели ни малейшего представления.
В штабе полка солдат-писарь взял у каждого из нас личное дело, тонкую папку, в которой лежали документы, подтверждающие наши первые шаги в армейской жизни, и в произвольном порядке разложил их на столе. В три стопки по две папки. Затем стал по очереди брать из каждой стопки папку, зачитывал фамилию и объявлял номер одного из трех батальонов, в которых нам предстояло служить.
Так получилось, что нам с моим товарищем достались разные батальоны. И начались наши армейские будни. Служба протекала с переменным успехом, иногда напряженно, иногда легко. В общем, молодость, сила, энтузиазм и, не надо забывать, красивая форма, голубой берет, тельняшка и другие атрибуты «десантуры» делали службу терпимой и не рутинной.
Но однажды, поздним зимним вечером, полк был поднят по тревоге и уже через несколько дней оказался в полном составе далеко от белорусских (витебских) озер – на юге Казахстана.
А еще через неделю мы сноваза грузились в самолеты и вылетели для выполнения боевого задания в Афганистан.
Из 20 самолетов ИЛ-76, перевозивших нас в Кабул, приземлилось 19. Последний самолет потерпел катастрофу высоко в горах. Все, кто находился в нем, погибли. Это были в основном бойцы третьего батальона нашего полка, в котором служил и мой товарищ.
С тех пор я постоянно задумываюсь, что же определяет в нашей жизни возможное наступление трагических событий: случай, судьба или неотвратимое стечение обстоятельств? Ведь в какой-то мере даже от того, в каком порядке на стол штабиста легли наши личные дела, по сути, стали зависеть и наши судьбы, задолго до наступления трагических событий.
Возможно, эти обстоятельства моей личной жизни во многом определили в дальнейшем и выбор моей профессии – специалист по охране труда. Потому что, я думаю, несчастные случаи на производстве редко происходят на «пустом месте». Как правило, каждый случай обусловлен событиями, создающими условия для его неотвратимости.
Конечно, нельзя сравнивать армейскую трагедию, описанную мной, с ситуациями мирной повседневной жизни и несчастными случаями, происшедшими на производстве. Однако тот факт, что и в мирное время можно потерять здоровье или жизнь на работе, должен предполагать наличие контрмер, которые бы не допустили, предупредили внезапное, непредвиденное событие, сопровождающееся травмами, ранениями, увечьями или иными повреждениями здоровья работающего.
Для этого и существует охрана труда, одной из основных целей которой является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение профессиональных рисков.
Сегодня одна из наиболее распространенных причин, приводящих к несчастному случаю на производстве, – это невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда. Причины несоблюдения самые разные: и преступная халатность, когда непосредственный или иной руководитель работ знал о необходимых мерах безопасности, но наивно предполагал, что все обойдется, и некомпетентность, когда не знал.
Но самая опасная ситуация возникает в том случае, когда руководитель или специалист не только не соблюдает требования по охране труда, но и знать о них не хочет. В этом случае работающие невольно становятся заложниками приказов и распоряжений таких «нигилистов», которые задолго до несчастного случая своими действиями или бездействием невольно делят нас на живых и мертвых.
страница 1
|