Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Педагогическая поддержка как фактор успешности учащихся
В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года главной целью среднего образования является формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мора. Такую личность с полным правом можно назвать успешной. Таким образом, проблема формирования успешной личности приобрела в последнее время особую актуальность и остроту.
Успешный человек – это, прежде всего, человек, осознавший самого себя, свои способности, таланты, склонности, мечтание как собственное предназначение. Только познание и принятие самого себя дает человеку веру в свои возможности и способность реализовать свои мечты, а значит – делает успешным. У наших учеников неодиноковые способности, и успехи у них будут неодинаковы.

Значит, нужна переориентация процесса обучения на позиции гуманизма и использование открытых деятельностных технологий, с помощью которых можно проводить целенаправленную работу по развитию способностей у всех учеников. При этом педагог часто сталкивается с необходимостью использовать индивидуальные формы и методы педагогической поддержки ученика.



Педагогическая поддержка учебной деятельности школьника – это система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ученику в реализации его возможностей и способностей, сотворении собственного образа жизни, решении образовательных задач.

Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Все средства педагогической поддержки, которыми пользуется учитель на уроке, можно разделить на две группы:

Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогическое общение и др.

Вторая группа средств предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, язык4а и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы.

Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Педагогическая поддержка возможна только при наличии у педагога гуманистической позиции и полного доверия к ребенку и подростку.

Когда ребенок сталкивается с проблемой, то естественным его внутренним побуждением является желание избавиться от нее, педагог использует это понятное для ребенка состояние, чтобы помочь ему перевести проблему в ситуационную задачу (проект), которую возможно решать и решить, используя для этого адекватные и культурные средства.



Тактики поддержки:

У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача – помочь ребенку стать хозяином своей жизни. Но в зависимости от конкретной решаемой задачи педагогическая поддержка рекомендует обращаться к принципиально различным способам взаимодействия с учеником – к нескольким тактам:

1.Тактика защиты

2.Тактика помощи

3.Тактика содействия

4.Тактика взаимодействия



Тактика защиты – ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Тактика помощи – ребенок многое сможет сделать для себя сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь убедиться ему в этом.

Тактика содействия – (развитие способности совершать выбор) – ребенок, получив объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.

Тактика взаимодействия – как бы меняет местами ребенка и педагога.
Позиция воспитанника полагаться на собственное «Я сам…»

Учиться отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию.

страница 1

Смотрите также: