Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Факультет экономики и права


УТВЕРЖДАЮ:

зав. кафедрой,

_С. М. Горбач

Протокол №31 от 20.05.2014г.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине



«Экономическая теория»

Для студентов 3 курса заочной формы получения образования

на базе среднего образования

специальности 1-36 01 01 «Технология машиностроения»






Составитель: преподаватель

Дыдышко Ж. Л.


Барановичи 2014 г.

План семинарских занятий по курсу «Экономическая теория».



Содержание курса

Часы

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.

2

Тема 3. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования.

2


Тема 2.Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
Содержание темы:


  1. Потребности и производство, их взаимосвязь.

  2. Ресурсы и факторы производства, сущность и основные характеристики.

  3. Ограниченность ресурсов, характеристика абсолютной и относительной ограниченности.

  4. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Закон возрастающих вмененных (альтернативных) издержек.



Тестовые задания:

1. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.

2. Разграничьте средства и предметы труда:

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;
в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;

г) здания, дороги, каналы,

д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку.

3. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

а) одежда;

б) ремонт автомобиля;

и) участие в городском субботнике;

г) консультация юриста;

д) жилье;

е) потребность фирмы в автотранспорте;

ж) благотворительность;

з) посещение филармонических концертов;

и) посещение лекций по архитектуре города.

4. Три основных фактора производства - это труд, земля (природные ресурсы), капитал (ка­питальные затраты). Какая из ниже перечисленных групп включает в себя все три со­ставляющие;

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

в) рабочие, станки, здания;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

5. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

6. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства(да, нет)?

7. Является ли спекуляции процессом производства(да, нет)?

8. Как вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?

9. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);

г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?

10. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование?

11. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

г) все сказанное неверно.

12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию:

а) эффективной;

б) неэффективной;

в) административно-командной системой;

г) экономическим кризисом.

13. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовок. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской эконо­мики:

а) точка сместилась по правую сторону кривой;

б) точка сместилась внутрь кривой;

в) точка расположилась на кривой трансформации?

14. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:

а) затраты на наем учителей для новой школы;

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы.

15. Выберите правильный ответ.

Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты родителей на содержание студентов.
Вопросы («верно – неверно»).
1. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.

а) верно; б) неверно.

2. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными длительное время.

а) верно; б) неверно.

3. Если вы одолжили приятелю в долг крупную сумму денег, не взяв с него процентов, вы поступили нерационально.

а) верно; б) неверно.

4. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

а) верно; б) неверно.

5. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.

а) верно; б) неверно.

6. Полученный вами в банке кредит можно считать капиталом.

а) верно; б) неверно.

7. Проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом.

а) верно; б) неверно.

8. Альтернативные затраты на учебу в институте включают плату за обучение и расходы на учебники.

а) верно; б) неверно.


Темы рефератов:

  1. Неограниченность потребностей как фактор повышения эффективности функционирования экономики.

  2. Факторы производства, сущность, характеристики, и роль в экономике.


Список литературы:

  1. Добсон, С., Полфреман, С. Основы экономики: учеб.пособие: / пер. с англ. – Мн.: Экоперспектива, 2004. – Гл. 2.

  2. Мэнкью, Н.Т. Принципы экономикс. – СПб.: ПитерКом, 1999. – Гл. 1.

  3. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Гл. 1.

  4. Сломан, Дж. Экономикс / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 1.

  5. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб.пособие для эконом. Вузов / пер. с англ.: В 2т. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Т.1. – Гл. 2.

  6. Экономическая теория/Новикова И.В.,Ясинский Ю.. Тихонов А.О. под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского, Мн,: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь,2008.

  7. Экономическая теория: учебник. Под. Общ. Ред. акад. В.И Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой – М.: Инфра – М, 2002 г. – 714стр. – стр. 307 – 311

  8. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник – М.: изд. Центр «ВЛАДОС», 1998 г.- 640 стр.

Тема3: Экономические системы. Рыночная система хозяйствования.

Содержание темы:

  1. Понятие экономической системы.

  2. Собственность как экономическая категория, типы и формы собственности.

  3. Реформирование собственности в РБ.

  4. Натуральное хозяйство: особенности и основные этапы развития.

  5. Товарное (рыночное) хозяйство: условия развития, виды, особенности.

  6. Рынок: понятие, классификация, функции.

  7. Конкуренция: понятие, виды. Рыночная инфраструктура.

  8. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

9.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2016 гг.
Тестовые задания:

№1.Экономическая система является объектом изучения:

а)микроэкономики;

б)макроэкономики;

в)мировой экономики;

г)все предыдущие ответы верны;

д)все ответы неверны.
№2. Система-это:

а)смена стадий экономического роста;

б)взаимодействие различных элементов;

в) упорядоченная совокупность элементов.


№3.Экономическая система общества представляет собой:

а)сложную систему;

б)многоуровневую систему;

в)развивающуюся систему;

г)все ответы верны.
№4.Структура экономической системы – это а)совокупность элементов;

б) связи между элементами системы;

в)все ответы верны.
№5 .Модель экономической системы общества предназначе­на для:

а) раскрытия сути экономических принципов, кате­горий и законов;

б) описания экономических явлений и процессов;

в) определения количественных параметров и каче­ственного уровня развития экономики, к которо­му следует стремиться.


№6. В современных условиях чистый капитализм:

а)не встречается;

б)присущ развитым странам;

в)присущ развивающимся странам.


№7. Командная экономика характеризуется:

а)чрезмерной централизацией;

б)жестким планированием;

в)тотальным дефицитом;

г)все ответы верны;

д)верного ответа нет.


№8.Для смешанной экономики характерны:

а)различные типы собственности;

б)разнообразные формы хозяйствования;

в)преобладание коллективных форм собственности;

г)верны а), б), в);

д)верны а) и б).


№9.Современная смешанная экономика представляет собой:

а)регулируемое рыночное хозяйство;

б)саморегулируемую рыночную экономику;

в)плановую экономику.


№10Под экономической категорией «собственность» понимается:

а) обладание человеком материальными или духовными благами;

б) юридически закрепленное право владеть, распоряжаться, использовать принадлежащие людям материальные или духовные блага;

в) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ;

г) собственность — это комплекс прав владельца благ.
№11. Является ли частная собственность на средства производства непременным атрибутом рыночного хозяйства?

а) рыночное хозяйство может существовать и без частной собственности;

б) частная собственность в наибольшей степени соответствует рыночным отношениям.
№12 Определите современное определение собственности:

а) совокупность материальных благ, принадлежащих одному человеку или группе лиц;

б) процесс владения и распоряжения принадлежащими материальными благами;

в) экономическая основа присвоения продукта производства.


№13. Частная собственность может быть...
а) только индивидуальной;
б) индивидуальной или коллективной;

в) исключительно собственностью граждан;

г) правильные утверждения а) и в).
№14. К числу преимуществ административно-командной системы относится:

а) слабо выраженная социальная дискриминация;

б) запрет или ограничение частного предпринимательства и частной собственности;

в) дефицит потребительских товаров и услуг;

г) мобилизация материальных и людских ресурсов на приоритетных направлениях развития.
№15. В рыночной экономике…

а) каждый человек может заняться любым делом (бизнесом), не запрещенным законом;

б) все граждане, без исключения, имеют право голосовать на выборах;

в) товаров так много, что они бесплатные;

г) работникам платят за их труд.
16. В условиях рыночной экономики государство должно…

а) следить за спросом и предложением и регулировать его;

б) принимать законы против монополий;

в) управлять работой бирж;

г) устанавливать цены на продукты питания.
№17. Что является необходимым условием рыночной экономики?

а) государственное планирование;

б) отсутствие очередей;

в) наличие частной собственности ;

г) высокие цены на товары.
№18. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика…

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

Вопросы:


  • Чем различаются понятия «экономическая система» и «экономика»?

  • Начертите границу производственных возможностей для страны, которая производит только продукты питания и одежду.

  • Что включается в понятие «производительные силы»?

  • Что шире – «экономические отношения» или «производственные отношения»?

  • Что входит в понятие «движущие силы» экономической системы?

  • Что Вы понимаете под типологией экономических систем?

  • Какие типы экономических систем выделяют по критерию «степень государственного вмешательства в экономику»?

  • Какие модели экономических систем Вам известны?

  • Что представляет собой ступенчатый подход к экономическому развитию?


Темы рефератов.

  1. Сравнительная характеристика моделей экономических систем.

  2. История формирования и развития экономических систем разных государств. Сравнительная характеристика.


Список литературы:

  1. Курс экономической теории: учебник/Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.- 5-е испр., доп. и перераб. изд. – Киров: АСА, 2004.

2. Курс экономической теории: учеб.пособие/ А.Н.Тур, М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович и др.; Под ред. М.И.Плотницкого, А.Н.Тура.- Мн.: Мисанта, 1998.

3.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: в 2-х т. М.Республика, 1992. Т. 1.

4.Основы экономической теории: учеб.пособие/ А.А.Баканов, В.А.Воробьев, М.Г.Баканова и др. – Мн.: Ураджай, 1995.

5. Экономическая теория (общие основы) ч.1: Учебно – практ. Пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2000.



6.Экономическая теория/ Под ред. В.Л.Клюни, И.В.Новиковой. Мн.: «ТетраСистемс», 2001.

7.Экономическая теория: учебник для экон. специальностей вузов/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2004.

страница 1

Смотрите также: