Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Факультет экономики и права

УТВЕРЖДАЮ:

зав. кафедрой

______С. М. Горбач



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине



«Экономическая теория»

для студентов 4 курса заочной формы обучения

факультета педагогики и психологии

специальности «Практическая психология».







Составитель: преподаватель

Яковлева Т. Е.

Барановичи 2013 г.


План семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» для специальности «Практическая психология».


Содержание курса

Часы

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод.

1

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.

0

Тема 3. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования.

1

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

1

Тема 5. Теория поведения потребителя.

0

Тема 6. Теория фирмы.

1

Тема 7. Рынки факторов производства и распределения дохода.

0

Тема8. Основные макроэкономические показатели


0

Тема9.Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления


0

Тема10.Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS).



1

Тема11. Модель совокупных доходов и расходов.

1

Тема12. Финансовая система и фискальная политика государства

0

Тема13. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

0

Тема14. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках

0

Тема15. Социальная политика государства

0

Тема16. Экономический рост

0

Тема17. Современное мировое хозяйство и его структура

0

Тема18. Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура.

0

Темы:

  1. Экономическая теория: предмет и метод.

  2. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования

  3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

  4. Теория фирмы

  5. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS).

  6. Модель совокупных доходов и расходов.



Тема1: Экономическая теория: предмет и метод.
Содержание темы:

Предмет, структура и методы экономической теории.

Функции экономической теории.

Задачи экономической теории, цели экономики.

Возникновение и развитие экономической теории.

Современные направления развития экономической теории.

Общество и экономика.

Материальное производство как основа жизни общества.


Тестовые задания:

№ 1. Что из ниже перечисленного изучает макроэкономика?

а) уровень цен в экономике;

б) уровень безработицы;

в)все варианты верны;
№ 2.Экономика - это:

а)хозяйство страны;

б)совокупность наук;

в)совокупность отношений;

г)все ответы верны.
№3.В экономике человек является:

а)производителем благ и услуг;

б)потребителем;
в)управленцем;

г)все ответы верны;

д)верного ответа нет.
№4.Общие экономические науки раскрывают сущность:

а)экономических процессов;

б)экономических законов;

в)категорий;

г)методов хозяйствования;

д)все ответы верны;

е)верного ответа нет.
№5.Установите, какое из определений экономической теории является наиболее полным в настоящее время:

а) экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

б) экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;

в) экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

г) экономическая теория есть наука о богатстве.
№6.К функциям экономической теории не относится:

а) гносеологическая;

б)методологическая;

в)контрольная;

г)критическая;

д)прогностическая;

е)практическая.
№7Меркантилисты отождествляли богатство с

а)золотыми деньгами;

б)бумажными деньгами;

в)товарами и услугами.


№8. Термин «физиократизм» означает власть:

а)государства;

б)денег;

в)природы.


№ 9. Проблема выбора в экономике состоит в том:

а) как распределить блага, чтобы не было бедных;

б) как распределить блага, чтобы не было богатых;

в) как решать проблемы редкости благ.


№ 10.Физиократы считали богатством:

а)деньги;

б)продукты промышленности;

в)продукты земли.


№ 11 . Экономическая теория:

а) пригодна для изучения только капиталистической системы хозяйствования;

б) пригодна для изучения всех экономических систем;

в) не может быть полезной при изучении экономических отношений;

г) все ответы верны.
№12.Кейнсианская теория - это теоретическое обоснование:

а)свободной конкуренции;

б)государственного регулирования;

в)рыночной экономики.


№13.Экономическая теория - это наука о:

а)богатстве;

б)использовании ограниченных ресурсов;

в)поведении людей в экономике;

г)все ответы верны;

д)верного ответа нет.


№14.Сфера исследования экономической теории - это:

а)экономическая среда;

б)экономические явления;

в)поведение субъектов.


№15. Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение:

а) экономическая гарантия;

б) полная занятость;

в) экономическая свобода.


№16. Что понимается под категорией экономические ресурсы

  1. естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы);

  2. трудовые ресурсы;

  3. средства производства, созданные людьми;

  4. предпринимательские способности;

  5. финансовые ресурсы?

  6. все варианты верны

№17. Основное свойство потребностей:

а) динамизм;

б) количественный рост;

в) качественное изменение;

г) безграничность.


№18.Потребности - это:

а)отношение потребителя и продавца;

б)желание, необходимость в чем-либо;

в)покупательная способность.


№19.Общим свойством экономических ресурсов является их:

а)ограниченное количество;

б)полезность;

в)ценность.


№20.Первичные потребности:

а)отличаются жесткостью, неэластичностью;

б)включают физиологические потребности и потребности в безопас­ности;

в)как правило, должны быть удовлетворены в первую очередь;

г)все ответы верны.
№21.Основными характеристиками потребности являются:

а)неравнозначность, деление на первичные, вторичные и т.д. по­требности;

б)способность к насыщению, удовлетворению по мере потребления различных благ и услуг;

в)безграничность;

г)интенсивность, напряженность потребности;

д)все ответы верны.


№22. Закон ограниченности ресурсов:

а)иллюстрируется с помощью кривой производственных возможно­стей;

б)проявляется в неравномерном распределении ресурсов по странами регионам мира;

в)проявляется в качественной неравноценности ресурсов;

г)порождает собственность на ресурсы;

д)объясняет продажу ресурсов, существование определенных цен ресурсов;

е)порождает вопросы что, как и для кого производить;

ж)все ответы верны.


Вопросы:

  1. Что такое экономическая теория?

  2. Какие функции выполняет эта наука?

  3. Чем различаются метод индукции и метод дедукции?

  4. Какие три «ствола» дали развитие другим «ветвям» экономической теории?

  5. В чем различие в понимании предмета исследования у представителей главных направлений экономической теории?

  6. В чем различие гипотезы и теории?

  7. С какими другими науками связана экономическая наука?


Темы рефератов:

1.История развития экономической науки.

2.Пути эффективного решения фундаментальной проблемы экономики.
Список литературы:

1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,

микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб.пособие/

Рук. и ред. А.В.Сидорович. – М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997.

2. Курс экономической теории: учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина,

Е.А.Киселевой.- 5-е испр., доп. и перераб. изд. – Киров: АСА, 2004.

3. Курс экономической теории: учеб. пособие/ А.Н.Тур, М.И.Плотницкий,

Э.И.Лобкович и др.; Под ред. М.И.Плотницкого, А.Н.Тура.- Мн.: Мисанта,

1998.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: в 2-х т. М.Республика, 1992. Т. 1.



5. Основы экономической теории: учеб.пособие/ А.А.Баканов, В.А.Воробьев, М.Г.Баканова и др. – Мн.: Ураджай, 1995.

Тема 2. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования.

Содержание темы:

  1. Понятие экономической системы.

  2. Собственность как экономическая категория, типы и формы собственности.

  3. Реформирование собственности в РБ.

  4. Натуральное хозяйство: особенности и основные этапы развития.

  5. Товарное (рыночное) хозяйство: условия развития, виды, особенности.

  6. Рынок: понятие, классификация, функции.

  7. Конкуренция: понятие, виды. Рыночная инфраструктура.

  8. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

  9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг.


Тестовые задания:

№1.Экономическая система является объектом изучения:

а)микроэкономики;

б)макроэкономики;

в)мировой экономики;

г)все предыдущие ответы верны;

д)все ответы неверны.
№2. Система-это:

а)смена стадий экономического роста;

б)взаимодействие различных элементов;

в) упорядоченная совокупность элементов.


№3.Экономическая система общества представляет собой:

а)сложную систему;

б)многоуровневую систему;

в)развивающуюся систему;

г)все ответы верны.
№4.Структура экономической системы – это а)совокупность элементов;

б) связи между элементами системы;

в)все ответы верны.
№5 .Модель экономической системы общества предназначе­на для:

а) раскрытия сути экономических принципов, кате­горий и законов;

б) описания экономических явлений и процессов;

в) определения количественных параметров и каче­ственного уровня развития экономики, к которо­му следует стремиться.


№6. В современных условиях чистый капитализм:

а)не встречается;

б)присущ развитым странам;

в)присущ развивающимся странам.


№7. Командная экономика характеризуется:

а)чрезмерной централизацией;

б)жестким планированием;

в)тотальным дефицитом;

г)все ответы верны;

д)верного ответа нет.


№8.Для смешанной экономики характерны:

а)различные типы собственности;

б)разнообразные формы хозяйствования;

в)преобладание коллективных форм собственности;

г)верны а), б), в);

д)верны а) и б).


№9.Современная смешанная экономика представляет собой:

а)регулируемое рыночное хозяйство;

б)саморегулируемую рыночную экономику;

в)плановую экономику.


№10 Под экономической категорией «собственность» понимается:

а) обладание человеком материальными или духовными благами;

б) юридически закрепленное право владеть, распоряжаться, использовать принадлежащие людям материальные или духовные блага;

в) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ;

г) собственность — это комплекс прав владельца благ.
№11. Является ли частная собственность на средства производства непременным атрибутом рыночного хозяйства?

а) рыночное хозяйство может существовать и без частной собственности;

б) частная собственность в наибольшей степени соответствует рыночным отношениям.
№12 Определите современное определение собственности:

а) совокупность материальных благ, принадлежащих одному человеку или группе лиц;

б) процесс владения и распоряжения принадлежащими материальными благами;

в) экономическая основа присвоения продукта производства.


№13. Частная собственность может быть...
а) только индивидуальной;
б) индивидуальной или коллективной;

в) исключительно собственностью граждан;

г) правильные утверждения а) и в).
№14. К числу преимуществ административно-командной системы относится:

а) слабо выраженная социальная дискриминация;

б) запрет или ограничение частного предпринимательства и частной собственности;

в) дефицит потребительских товаров и услуг;

г) мобилизация материальных и людских ресурсов на приоритетных направлениях развития.
№15. В рыночной экономике…

а) каждый человек может заняться любым делом (бизнесом), не запрещенным законом;

б) все граждане, без исключения, имеют право голосовать на выборах;

в) товаров так много, что они бесплатные;

г) работникам платят за их труд.
16. В условиях рыночной экономики государство должно…

а) следить за спросом и предложением и регулировать его;

б) принимать законы против монополий;

в) управлять работой бирж;

г) устанавливать цены на продукты питания.
№17. Что является необходимым условием рыночной экономики?

а) государственное планирование;

б) отсутствие очередей;

в) наличие частной собственности ;

г) высокие цены на товары.
№18. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика…

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.
Вопросы:


  • Чем различаются понятия «экономическая система» и «экономика»?

  • Начертите границу производственных возможностей для страны, которая производит только продукты питания и одежду.

  • Что включается в понятие «производительные силы»?

  • Что шире – «экономические отношения» или «производственные отношения»?

  • Что входит в понятие «движущие силы» экономической системы?

  • Что Вы понимаете под типологией экономических систем?

  • Какие типы экономических систем выделяют по критерию «степень государственного вмешательства в экономику»?

  • Какие модели экономических систем Вам известны?

  • Что представляет собой ступенчатый подход к экономическому развитию?


Темы рефератов.

  1. Сравнительная характеристика моделей экономических систем.

  2. История формирования и развития экономических систем разных государств. Сравнительная характеристика.


Список литературы:

  1. Курс экономической теории: учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой.- 5-е испр., доп. и перераб. изд. – Киров: АСА, 2004.

2. Курс экономической теории: учеб. пособие/ А.Н.Тур, М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович и др.; Под ред. М.И.Плотницкого, А.Н.Тура.- Мн.: Мисанта, 1998.

3.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: в 2-х т. М.Республика, 1992. Т. 1.

4.Основы экономической теории: учеб.пособие/ А.А.Баканов, В.А.Воробьев, М.Г.Баканова и др. – Мн.: Ураджай, 1995.

5. Экономическая теория (общие основы) ч.1: Учебно – практ. Пособие/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2000.

6.Экономическая теория/ Под ред. В.Л.Клюни, И.В.Новиковой. Мн.: «ТетраСистемс», 2001.

7.Экономическая теория: учебник для экон. специальностей вузов/ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2004.



Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Содержание темы:


  1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

  2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Неценовые факторы предложения.

  3. Эластичность: понятие и виды.

  4. Понятие рыночного равновесия.


Тестовые задания

1. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.

2. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) вертикальную линию;

б) горизонтальную линию;

в) кривую линию;

г) прямую линию с отрицательным наклоном;

д) кривую линию с положительным наклоном.

3. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:

а) абсолютно неэластичным;

б) абсолютно эластичным;

в) эластичным;

г) неэластичным;

д) спросом с единичной эластичностью.

4. Если цена товара, спрос на который неэластичен, повышается, то выручка:

а) сокращается;

б) растет.

5. Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости?

а) меньше 0;

б) больше 0, но меньше 1;

в) больше 1;

г) 1;

д) ни одно из приведенных значений.



6. Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

а) возрастут, так как увеличится объем продаваемой продукции;

б) сократятся, так как относительное снижение цен окажется больше, чем относительное увеличение объема продаж;

в) вырастут, так как произойдет увеличение цен на продукцию, вызванное повышением спроса;

г) останутся неизменными, так как относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен;

д) не представляется возможным ответить на вопрос.

7. Чем больше заменителей имеет товар, тем менее эластичен спрос по цене на него:

а) да;


б) нет.

8. Если зависимость величины спроса от цены выражена прямой линией, то эластичность спроса на протяжении всего отрезка не изменяется:

а) да;

б) нет.


9. Спрос на товар является неэластичным, если затраты на его покупку составляют 80% всех доходов покупателя и у товара много заменителей:

а) да;


б) нет.

10. Если при изменении цены товара общая выручка от его продажи не изменяется, то коэффициент ценовой эластичности спроса:

а) равен 1;

б) меньше 1;

в) больше 1;

г) равен нулю.

11. Сливки дополняют кофе в потреблении, а чай заменяет. После того, как цена на кофе неожиданно возрастет вследствие шока предложения, какое из перечисленных событий будет иметь место:

а) цены сливок и чая возрастут;

б) цена сливок возрастет, а цена чая понизится;

в) цена сливок упадет, а цена чая возрастет;

г) цены чая и сливок понизятся;

д) данных для ответа недостаточно.

12. Закон спроса означает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет;

д) ничто из перечисленного.

13. Рост цена на материалы, необходимые для производства товара А, вызовет:

а) сдвиг кривой спроса вверх (вправо);

б) сдвиг кривой предложения вверх (влево);

в) сдвиг кривой предложения вниз (вправо);

г) сдвиг кривой спроса вниз (влево);

д) ничего из перечисленного.

14. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера и распределения национального дохода;

в) цены товара;

г) численности и возраста потребителей;

д) цены товара заменителя.

15. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) производители конкурируют друг с другом;

г) уровень технологии меняется постепенно;

д) величина предложения равна величине спроса.

16. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется

а) в росте предложения;

б) в снижении величины спроса;

в) в снижении предложения;

г) в падении величины предложения;

д) в росте величины предложения.

17. Причиной падения цены на продукт может быть:

а) рост налогов;

б) рост доходов потребителей;

в) совершенствование технологии этого продукта;

г) снижение цены на дополняющий товар;

д) повышение цены товара из тех же ресурсов.

18. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

а) цена товара повысится;

б) цена товара понизится;

в) цена товара не изменится;

г) увеличится общее количество товара;

д) благосостояние общества возрастет.

19. Если два товара взаимозаменяемы. То рост цены на один товар вызывает:

а) рост спроса на второй товар;

б) увеличение величины спроса на второй товар;

в) падение спроса на второй товар;

г) падение величины спроса на второй товар;

д) увеличение предложения второго товара.

20. Готовность покупать дополнительные единицы товара только по более низкой цене всего объясняет:

а) закон предложения;

б) эффект дохода;

в) принцип убывающей предельной полезности;

г) эффект замещения;

д) ограниченность ресурсов.



Тема реферата

Спрос и предложение как факторы регулирования рыночных отношений.



Список литературы:

  1. Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика: В 2 т. / общ.ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экон. шк., 1998. – Т. 1. – Гл. 4.

  2. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учеб. / МГИМО (У) МИД РФ, АНХ при Правительстве РФ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. – Гл. 5.

  3. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов по экон. спец. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – Гл. 3.

  4. Пиндайк, Р., Рубинфельд, Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000. – Гл. 2.

5. Экономическая теория/Новикова И.В.,Ясинский Ю.. Тихонов А.О. под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского, Мн,: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь,2008.
Тема 4: Теория фирмы.
Содержание темы:


  1. Фирма: понятие, цели и функции.

  2. Организационно-правовые формы фирм.

  3. «Производственная сетка» и изокванта. Изокоста и ее экономический смысл.

  4. Общий, средний и предельный продукт фирмы.

  5. Издержки: понятие и виды.

  6. Средний, совокупный и предельный доход фирмы.


Вопросы:

1. Представьте графическую иллюстрацию основных характеристик фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде и определите оптимальный выпуск, позволяющий максимизировать прибыль.

2. Представьте графическую иллюстрацию основных характеристик фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде и определите рыночную цену, при которой фирма уйдет с рынка.

3. Представьте графическую иллюстрацию основных характеристик фирмы, действующей в условиях монополии в краткосрочном периоде и определите оптимальный выпуск, позволяющий максимизировать прибыль.


Задачи.

Задача 1. Функция общих затрат монополиста ТС = 100 + 30Q функция спроса на продукцию монополиста Р = 600 – 0,2Q. Чему равен предельный доход от производства 20-й единицы продукции.


Задача 2. Функция общих затрат монополии имеет вид ТС = 200 + 30Q функция спроса на ее продукцию Р = 60 – 0,2Q. Определите цену при которой фирма максимизирует прибыль.
Задача 3. Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в таблице.


Выпуск продукции

0

1

2

3

4

5

Общие затраты

10

14

16

20

26

34

Если цена товара 7 ден. ед., какой объем производства следует выбрать?


Задача 4. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих затрат в коротком периоде представлена в таблице.

Выпуск продукции

0

1

2

3

4

5

Общие затраты

11

15

21

29

39

51

В отрасли занято 1000 одинаковых фирм. Кривая рыночного спроса на продукцию этих фирм представлена в таблице.



Цена

3

5

7

9

Объем спроса

4000

3000

2000

1000

Определить равновесную цену
Задача 5. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих затрат имеет вид ТС = 0,1Q2 + 15Q + 10.

Какой объем производства продукции выберет фирма, если цена товара 25 ден. ед.?


Темы рефератов:

1.Сравнительная характеристика организационно-правовых форм фирм.

2. Конкуренция как способ достижения экономической эффективности.

3. Методы конкурентной борьбы в современных условиях.


Литература:
1. Пиндайк, Р. С., Рубинфельд, Д. Л. Микроэкономика / пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

  1. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.

  2. Чеканский, А. Н., Фролова, Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  3. 50 лекций по микроэкономике. В 2-х т. – СПб.: Высшая школа, 2000. http://50.economicus.ru.

  4. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под общ. ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис. 2006. – 640 с.

  5. Экономическая теория/Новикова И.В.,Ясинский Ю.. Тихонов А.О. под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского, Мн,: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь,2008.



Тема 5. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS).
Содержание темы:

  1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса.

  2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения Факторы совокупного предложения.

  3. Макроэкономическое равновесие в модели AD - AS. Изменения в равновесии. Эффект "храповика".


Вопросы:


  1. Как Вы понимаете состояние общего макроэкономического равновесия в национальной экономике?

  2. Назовите компоненты совокупного спроса.

  3. Какие факторы и каким образом влияют на совокупный спрос? Совокупное предложение?

  4. Чем определяется особая конфигурация кривой совокупного предложения?

  5. Представляется ли актуальным использовать теорию общего макроэкономического равновесия при анализе текущей экономической ситуации в Республике Беларусь?

  6. С помощью модели макроэкономического равновесия (AS-AD) проанализируйте следующую ситуацию: если правительство в период спада производства увеличит государственные закупки и снизит взимание налоговых сумм (ставки налога на добавленную стоимость уменьшается в два раза для всех хозяйствующих субъектов), то как изменится: а) национальный объем производства; б) общий уровень цен;

  7. «Политика, направленная на стимулирование совокупного спроса всегда ведет к инфляции»? Согласны ли вы с таким утверждением?

Тестовые задания





  1. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать:

А) повышение уровня цен и реального объема ВНП одновременно.

Б) повышение уровня цен при отсутствии роста реального ВНП.

В) рост реального объема ВНП при отсутствии повышения цен.

Г) повышение уровня цен и падение реального объема ВНП одновременно.




  1. Если уровень цен растет, а производство падает, то это вызвало:

А) смещение кривой совокупного спроса вправо.

Б) смещение кривой совокупного спроса влево.

В) смещение кривой совокупного предложения влево.

Г) смещение кривой совокупного предложения вправо.




  1. Кривая совокупного спроса выражает отношение между:

А) уровнем цен и совокупными расходами на товары и услуги.

Б) уровнем цен и произведенным ВНП в реальном выражении.

В) уровнем цен и произведенным ВНП в номинальном выражении.

Г) верны ответы а) и в).




  1. Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения.

А) имеет положительный наклон.

Б) имеет отрицательный наклон.

В) представлен горизонтальной линией.

Г) представлен вертикальной линией.




  1. Рост совокупного предложения вызовет.

А) снижение уровня цен и реального объема ВНП.

Б) замедление роста цен и увеличение реального объема ВНП.

В) повышение уровня цен и объема реального ВНП.

Г) замедление роста цен и снижение реального объема ВНП.




  1. Если растут цены, то:

А) держатели ценных бумаг с фиксированной ценой увеличивают свои расходы.

Б) растет спрос на деньги и уровень процентной ставки.

В) расходы чувствительные к изменению процентной ставки, увеличиваются.

Г) у держателей ценных бумаг с фиксированной ценой повышается покупательная способность.




  1. Кривая совокупного спроса повышается, если:

А) падает уровень цен.

Б) растет уровень цен.

В) увеличиваются избыточные производственные мощности.

Г) снижается валютный курс национальной денежной единицы.




  1. Если налоги на предпринимательство растут, то:

А) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не меняется.

Б) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос не меняется.

В) сокращается и совокупный спрос и совокупное предложение.

Г) растут и совокупный спрос и совокупное предложение.




  1. Кривая совокупного предложения выражает отношение между:

А) уровнем цен и произведенным объемом ВНП в реальном выражении.

Б) уровнем цен и потребляемым реальным объемом ВНП.

В) потребленным и произведенным реальным объемом ВНП.

Г) все ответы верны.




  1. Если государство ужесточает требования к сохранению окружающей среды, это вызовет:

А) рост издержек производства на единицу продукции и смещением кривой совокупного предложения вправо.

Б) рост издержек производства на единицу продукции и смещение кривой совокупного предложения влево.

В) рост издержек производства единицы продукции и смещение кривой совокупного спроса вправо.

Г) рост издержек производства единицы продукции и смещение кривой совокупного спроса влево.




  1. Снижение кривой совокупного спроса – результат:

А) эффекта реальных кассовых остатков (эффект богатства).

Б) эффект процентной ставки.

В) эффект импортных закупок.

Г) все предыдущие ответы верны.

Д) все ответы неверны.


  1. Падение производства может быть вызвано:

А) ростом налогов на предпринимательство.

Б) сокращением субсидий.

В) ростом цен на ресурсы.

Г) ростом процентной ставки.

Д) все ответы верны.


  1. Смещение кривой совокупного спроса вправо является результатом:

А) ростом процентной ставки.

Б) уменьшение ставок подоходного налога.

В) увеличение объемов предлагаемых товаров.

Г) роста государственных расходов.

Д) верны ответы б) и г).

Е) верны ответы б) и в).




  1. Смещение кривой совокупного спроса влево вызвано:

А) ростом задолженности потребителя.

Б) уменьшением налогов с предприятий.

В) усовершенствованием технологий.

Г) ростом ожидаемой прибыли от инвестиций.

Д) ожиданием новой волны инфляции.


  1. Рост совокупного предложения вызовет:

А) рост цен.

Б) падение цен.

В) не вызовет роста или падения цен.

Г) снижение налогов.

Д) рост производственных запасов.
Темы рефератов:


  1. Демографические факторы совокупного спроса.

  2. Балансовый подход В.Леонтьева в модели «затраты-выпуск».

  3. Проблемы регулирования пропорций общественного производства в рыночной экономике.


Литература

  1. Вечканов, Г. С., Вечканова, Г. Р. Макроэкономика. – М., 2002. – С. 27-52;

  2. Задоя, А. А., Петруня, Ю. Е.. Макроэкономика. – Киев, 2004. – С. 156-176;

  3. Макконелл, К., Брюс. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра, 2000. – Т.1. – С. 175-193;

  4. Овчинников, Г. П. Макроэкономика. – СПб., 2006. – С. 7-38;

  5. Тарасевич, Л. С. и др. Макроэкономика. – М., 2003. – С. 50-80;

  6. Экономическая теория / под ред. И. В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – С. 300-323.

  7. Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюлина. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 85-94.

  8. 8.Экономическая теория/Новикова И.В.,Ясинский Ю.. Тихонов А.О. под ред. И.В.Новиковой и Ю.М.Ясинского, Мн,: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь,2008.



Тема6. Модель совокупных доходов и расходов.
Содержание темы:


  1. Кейнсианская функция потребления. График функции потребления.

  2. Функция сбережения. График функции сбережения.

  3. Инвестиции: понятие, виды и функции. Понятие мультипликатора инвестиций.

  4. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели.

  5. Государство в кейнсианской модели.

Вопросы для самоконтроля
1. Как связаны между собой склонность к потреблению и сбережению и как они изменяются с изменением располагаемого дохода?

2. Зависит ли предельная склонность к потреблению и сбережению от уровня цен?

3. Какие факторы определяют динамику уровня потребления?

4. Как изменяется график потребления от динамики цен, автономных величин потребления?

5. Если предельная склонность к потреблению составляет 0,9, означает ли это, что семья тратит 90% своего дохода на товары и услуги?

6. Каковы мотивы сбережений домашних хозяйств?

7. Что понимают под инвестициями, какие существуют типы инвестиций?

8. Охарактеризуйте известные виды инвестиций: реальные, финансовые, валовые, чистые, запланированные и непредвиденные.

9. Что является источниками финансирования инвестиционной деятельности?

10. Что влияет на динамику инвестиционных расходов?

11. В чем различие номинальной и реальной ставки процента?

12. Что понимают под мультипликатором инвестиций? Как он определяется?


Тестовые задания
1. Предельная склонность к потреблению — это:

А) Отношение совокупного потребления к совокупному доходу.

Б) Изменение в потребительских расходах, вызванное изменением дохода.

В) Отношение совокупного сбережения к совокупному доходу.

Г) Отношение прироста потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода.
2. Связь между предельной склонности к потреблению и к сбережению выражается в том, что:

А) Их сумма равна 1.

Б) Отношение между ними характеризует среднюю склонность к потреблению.

В) Их сумма равна располагаемому доходу, так как он делится на потребление и сбережение.

Г) Точка на кривой, в которой они равны, соответствуют пороговому уровню дохода.

Д) Их сумма равна 0.

3. Если люди не тратят весь свой доход на потребление и помещают неизрасходованную сумму в банк, то можно сказать (используя терминологию национального счета дохода и продукта), что они:

А) Сберегают, но не инвестируют.

Б) Инвестируют, но не сберегают.

В) Не сберегают и не инвестируют.

Г) И сберегают и инвестируют.

Д) Сберегают, но инвестируют часть сбережений, которая используется для покупки ценных бумаг.


4. «Индивидуальные сбережения» как термин, используемый в системе национальных счетов, означает:

А) Общую сумму всех активов семьи.

Б) Доход, получаемый за какой-то период, и не использованный на потребление.

В) Общую сумму всех активов семьи за вычетом суммы ее обязательств.

Г) Доход, полученный за определенный период и используемый только на покупку ценных бумаг или помещенный в банк.
5. Что из перечисленных отражает рост автономных расходов.

А) сдвиг кривой потребительской функции вверх.

Б) движение вдоль кривой потребительской функции вверх.

В) движение вдоль кривой потребительской функции вниз.

Г) все ответы верны.
6. Согласно какой теории объем потребительских расходов растет, но в меньшей степени, чем растет располагаемый доход:

А) кейнсианской теории инвестиций.

Б) кейнсианской теории занятости.

В) классической теории макроэкономического равновесия.

Г) кейнсианской теории потребления.

Д) количественной теории денег.


7. Дж. Кейнс утверждает, что объем потребительских расходов в стране зависит, прежде всего:

А) от местожительства потребителя.

Б) от темпа прироста предложений денег.

В) от возраста членов семьи.

Г) от уровня национального дохода.

Д) от уровня располагаемого дохода.

8. Точка «порогового уровня» функции индивидуального потребления — это точка, в которой:

А) сбережение равно доходу.

Б) доход равен потреблению.

В) сбережение равно потреблению.

Г) потребление равно инвестициям.

Д) предельная склонность к потреблению равна 1.


9. Если объем располагаемого дохода уменьшается, то при прочих равных условиях:

А) потребительские расходы сокращаются, а сбережения растут

Б) сокращаются и потребительские расходы и сбережения

В) потребительские расходы растут, а сбережения сокращаются

Г) верных ответов нет
10. Если объем располагаемого дохода в стране значительно увеличится, то, по Кейнсу:

А) средняя склонность к потреблению и сбережению возрастет.

Б) средняя склонность к потреблению повысится, а к сбережению упадет.

В) средняя склонность к потреблению упадет, а к сбережению повысится.

Г) средняя склонность к потреблению и сбережению упадет.

Д) все предыдущие ответы неверны.


11. Располагаемый доход — это:

А) Личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи.

Б) Сумма, включающая зарплату, жалованье, ренту и доход в форме процента на капитал.

В) Зарплата, жалованье, доход в форме процента на капитал минус налог на личный доход.

Г) Все перечисленное в пунктах а), б), в).

Д) Все предыдущие ответы неверны.


12. Какое из перечисленных отношений выражает обратную зависимость:

А) отношение между потребительскими расходами и располагаемым доходам.

Б) отношение между инвестиционными расходами и уровнем процентной ставки.

В) отношение между сбережениями и уровнем потребительской ставки.

Г) отношение между инвестиционными расходами и национальным доходом.

Д) все предыдущие ответы неверны.


13. На объем инвестиций оказывает влияние:

А) уровень процентной ставки

Б) ожидания предпринимателей

В) уровень технологических изменений

Г) уровень загруженности производственного оборудования

Д) все ответы верны


14. Что из перечисленного относится к понятию «инвестиции» в СНС?

А) любая покупка облигации

Б) любое количество накопленного дохода, которое не направляется на сбережения

В) любая покупка акции

Г) все ответы неверны

Д) верно а), б), в)


15. Если реальная процентная ставка увеличится, то:

А) кривая спроса на инвестиции сдвинется вверх

Б) кривая спроса на инвестиции сдвинется вниз

В) инвестиционные расходы сократятся

Г) кривая спроса на инвестиции сдвинется влево

Д) все ответы неверны



Литература

  1. Агапова, Т. Д. Макроэкономика: учебник. / Т. Д. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. А. В. Сидоровича. —2-е изд. — М.: "ДИС", 1997.— Гл. 4.— С 31-45.

  2. Базылев, Н. И. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др. ] под общ. ред. Н. И. Базылева.— Минск: БГЭУ, 1998. — Гл. 3.— С. 56-74.

  3. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике: учеб. пособ. / В. Д. Бычинская. — Барановичи: БарГУ, 2005.— Гл.5.— С. 30-44.

  4. Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей, пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б. Лисовика.— СПб: АО «Санкт-Петербург оркестр», АОЗТ «Литера плюс», 1999. — Гл. 6.— С.117-136.

  5. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учебник / С. Н. Ивашковский — 2-е изд. — М.: «Дело», 2002. — Гл. 2.— С.36-67.

  6. Статистические материалы: индикаторы социально-экономического положения Республики Беларусь / Белорусский экономический журнал, 2007, №3, с. 130-142

  7. Статистическая информация макроэкономических показателей Республики Беларусь в СМИ, электронных ресурсах


страница 1

Смотрите также: