Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Налоговый департамент по Акмолинской области просит разместить статью «Об итогах работы Налогового департамента по Акмолинской области за 2009 год и о задачах на 2010 год».

В целях исполнения задач, поставленных перед Налоговым Департаментом по Акмолинской области на 2009 год, в части исполнения прогнозных показателей, обеспечения темпа роста поступлений, снижения недоимки, усиления налогового администрирования путем проведения камерального контроля налоговой отчетности, взаимодействия с уполномоченными органами, улучшения контрольно-экономической работы, проведена определенная работа.

Так, по итогам работы за 2009 год по поступлениям доходов в компетенции НК МФ РК исполнение прогноза составило:

- по государственному бюджету 113% или перевыполнение 3 217 млн. тенге (при прогнозе 25 199 млн. тенге, поступило 28 417 млн. тенге).



- по республиканскому бюджету 161% или перевыполнение на 2 601 млн. тенге (при прогнозе 4 292 млн. тенге, поступило 6893 млн. тенге).

- по местному бюджету 103%, перевыполнение на 616 млн. тенге (при прогнозе 20 907 млн. тенге, поступило 21 523 млн. тенге).

Перевыполнение прогноза произведено по следующим КБК: корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов, налоги на имущество, земельный налог, акцизы на все виды спирта, произведенные на территории РК, налог на транспортные средства, плата за эмиссии в окружающую среду, налог на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора).

Темп роста поступлений в компетенции НК МФ РК в сравнении с аналогичным периодом 2008 года составляет:

- по госбюджету 112,0 % или рост на 3 097 млн. тенге.

- по республиканскому бюджету 133% или увеличение на 1 727 млн. тенге).

- по местному бюджету 107,0% или увеличение на 1 370 млн. тенге.

Из доведенных 91 специфик бюджетной классификации в компетенции НК МФ РК по государственному бюджету план-прогноз не исполнен по 7 спецификам (из них 2 налога: Индивидуальный подоходный налог с доходов, необлагаемых у источника выплаты и земельный налог на земли промышленности, транспорта, связи; 2 госпошлины и 3 сбора, относящиеся к разовым поступлениям несистематического характера).

В целях исполнения прогнозных показателей создана рабочая группа, основной задачей которой является выявление дополнительных резервов поступлений в бюджет. Так, в течение отчетного периода постоянно проводилась работа по изысканию дополнительных поступлений путем эффективного налогового администрирования посредством проведения камерального контроля форм налоговой отчетности, вскрытия резервов в администрировании всех налогов и платежей, перехода на высокий качественный уровень предоставления информации уполномоченными органами.

По состоянию на 1 января 2010 года в результате проводимой работы по налоговому администрированию дополнительно поступило в бюджет на сумму 2 269 млн.тенге, в том числе по:



  • Камеральному контролю – 1358 млн.тенге, в том числе в местный бюджет 762 млн.тенге, республиканский бюджет 596 млн.тенге.

  • Контрольно-экономической работе – 521 млн.тенге;

  • Администрированию непроизводственных платежей – 247 млн.тенге переоценка имущества, хронометражные обследования и др.);

  • Дорожной карте – 142 млн.тенге;

Результаты камерального контроля выглядят следующим образом:

В ходе проведения камерального контроля по исчислению и уплате юридическими лицами корпоративного подоходного налога по фактам превышения фактически исчисленного налога над заявленными авансовыми платежами по КПН применены административные взыскания в виде штрафа к 133 налогоплательщикам на общую сумму 23,2 млн. тенге. Из них поступило в бюджет 18 млн. тенге или 78%. Наличие не взысканных сумм объясняется обжалованием налогоплательщиками вынесенных постановлений налогового органа в суде).

Проводится анализ начисленных и уплаченных сумм по КПН согласно представленных налогоплательщиками расчетов до и после сдачи декларации на 2009 год и по КПН за 2008 год на предмет занижения среднемесячных авансовых платежей по КПН. Так, выписано 674 уведомления, исчислено налога – 163,0 млн. тенге.

Несмотря на постоянно действующую систему процедур камерального контроля по НДС на уровне Республики Казахстан, актуальной остается проблема несоответствия оборотов годовой налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и корпоративному подоходному налогу. Так, за прошедший год 1244 налогоплательщикам предъявлены уведомления на несоответствие оборотов. В результате доначислено КПН 145,0 млн. тенге и НДС 206,0 млн. тенге.

На 1 января 2010 года произведена 100%-ная выборка покупателей из пирамиды, состоящих на учете в Акмолинской области, имевших взаиморасчеты с лжепредприятиями. Так, 211 покупателей имеют обороты с 105 лжепредприятиями на общую сумму 4588 млн. тенге, общая сумма НДС по оборотам с лжепредприятиями составила 668 млн. тенге. В течение года контрагентам лжепредприятий дополнительно выписано 58 уведомлений, доначислено налога 301 млн. тенге (КПН – 151,0 млн. тенге, НДС – 150,0 млн. тенге).

Проводится работа по информации, выгруженной НК МФ РК по государственным закупкам за 2005-2008 годы. Отработке подлежали 1470 налогоплательщиков, где неотраженный оборот в декларациях составил 12,5 млрд. тенге. В результате выписано 1563 уведомлений доначислено 56,6 млн. тенге, из них поступило 41,8 млн. тенге (оставшаяся сумма не взыскана ввиду наличия у налогоплательщиков убытков и переплаты).

Действующий модуль «Мониторинг и Анализ» позволяет постоянно проводить анализ поступающей налоговой отчетности и своевременно выявлять существующие расхождения. Проводится постоянный контроль деклараций по КПН, НДС, индивидуальному и социальному налогам. За 2009 год установлены расхождения по 708 налогоплательщикам области где доначисления по налогам составили 70,7 млн.тенге.

В целях улучшения администрирования специальных платежей недропользователей проведено сравнение объемов добытых полезных ископаемых путем сопоставления отчетов по контрактным условиям с объемами, отражаемыми в налоговой отчетности по налогу на добычу полезных ископаемых, камеральный контроль сведении уполномоченных органов «Севказнедра» и «Центрказнедра» по утвержденным балансовым запасам полезных ископаемых по недропользователям, контроль за своевременностью уплаты подписного бонуса предприятиями. В результате установленных отклонений было направлено 42 уведомления, где дополнительно поступило 8,3 млн. тенге.

В рамках отработки запусков камерального контроля по НДС (19 по 20 запуски) выставлено 5391 уведомление, представлены дополнительные декларации на сумму 767,0 млн. тенге.

За прошедший год в рамках социально-экономического развития региона объем финансирования инвестиционных проектов составил 248 млрд. тенге, число участников, реализующих данный проект, составил 22. В результате сумма налоговых поступлений составила 753 млн. тенге.

Также прошедший год примечателен началом реализации проекта «Дорожная карта», где сумма выделенных средств по области составила 5,9 млрд.тенге, а число участников проекта в количестве 174-х подрядчиков (в том числе 84 налогоплательщиков состоят на налоговом учете в других НД). Так, за 2009 год от выделенных средств из государственного бюджета на реализацию вышеупомянутого проекта налоговые поступления составили 142 млн. тенге (в т.ч. республиканский бюджет – 99,6 млн.тенге, местный бюджет 42,1 млн.тенге), при этом в этом году нами ожидаются порядка 30 млн.тенге налогов за выполненные работы за 4 квартал 2009 года а также по представлению декларации по КПН за 2009 год.

В ходе реализации «Плана мероприятий по исполнению доходной части бюджета Акмолинской области на 2009 год», утвержденного Акимом Акмолинской области, сумма дополнительных резервов составила 428,2 млн.тенге, из них поступило в бюджет 421,0 млн.тенге (98%) Указанные суммы выявлены в ходе использования сведений уполномоченных органов. а именно:



  • При камеральном контроле форм налоговой отчетности налогоплательщиков выявлено 273,0 млн. тенге, взыскано 232,0 млн. тенге.

  • При камеральном контроле сведений уполномоченных органов – 111,0 млн. тенге.

  • В ходе совместной работы с органами дорожной полиции по выявлению физических лиц, владельцев автотранспортных средств, не уплативших налог, выявлено и взыскано 37,0 млн.тенге.

  • В результате переоценки имущества налогоплательщиков, используемого в предпринимательской деятельности выявлено 45,0 млн.тенге, взыскано 41,0 млн.тенге.

Кроме того, в ходе исполнения «Плана мероприятий по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости» выявлен 541 незарегистрированный объект (жилые дома), владельцами которых являются физические лица. Владельцам данных незарегистрированных объектов направлены письма о необходимости проведения процедур регистрации в уполномоченных органах. Исчисление налогов по данным объектам будет произведено в текущем году.

Также проведен камеральный контроль согласно сведениям «Управления архитектуры и градостроительства Акмолинской области» по 480 объектам недвижимого имущества, введенных в эксплуатацию в 2009 году. В результате поступления налога на имущество составили 18,0 млн.тенге.

Ежемесячно проводится контроль за постановкой на регистрационный учет в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, осуществляющих торговлю на рынках, чья деятельность превысила 90 дней в году. За 9 месяцев 2009 года поставлено на учет 182 лица.

Контрольно-экономическая работа: Налоговым департаментом по Акмолинской области по итогам работы за 2009год всего проведено 7653 налоговых проверки, в том числе:

комплексные – 990;

тематические – 677.

По результатам проведенных проверок доначислено в бюджет налогов и пени на сумму 1 532,0 млн. тенге.

За 2009 год административная ответственность в виде штрафа применена на общую сумму 563,2 млн.тенге.

За 2009 год в органы финансовой полиции передан 51 материал с признаками преступлений, выявленными в ходе проведения налоговых проверок, для принятия процессуальных решений.

В течение 2009 года в целом по области произведено 445 тематических проверок по отдельным основаниям (рейдовых), по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 221 проверку.

За 2009 год произведено 705 хронометражных обследований, в том числе произведены хронометражи 27 объектов отдыха Щучинско-Боровской курортной зоны. Учитывая сезонность деятельности, дополнительно были привлечены для проведения обследований 50 сотрудников налоговых органов всех районов области.

В целом по результатам хронометражных обследований увеличение доходов составило 915 млн. тенге, предполагаемая сумма налога составила 110 млн. тенге, подлежащая уплате после предоставления годовой декларации за 2009 год по сроку 10 апреля 2010 года. В том числе по итогам хронометража объектов отдыха Щучинско-Боровской курортной зоны увеличение налогооблагаемого дохода за июнь-август 2009 года составило 84 млн. тенге. В итоге дополнительно поступило в бюджет 2,4 млн. тенге.

По задолженности в бюджет по налогам и других обязательных платежей в бюджет по состоянию на 1 января 2010г.:

- по налогам составила 950,3 млн. тенге, по сравнению с началом года обеспечено снижение недоимки на 178,6 млн. тенге или на 15,8 %;

- по обязательным пенсионным взносам в НПФ недоимка составила 283,6 млн. тенге, по сравнению с началом года обеспечено снижение недоимки на 51,8 млн. тенге или на 15,5 % ;

- по социальным отчислениям недоимка составила 45,7 млн. тенге или по сравнению с недоимкой на начало года произошло увеличение на 2,4 млн.тенге или на 5,6 %.

Основной из причин роста недоимки по социальным отчислениям явилось не оплаченные в установленные сроки по предоставленным расчетам за 3 квартал 2009 года.

За 2009 год передано материалов в суд на признание банкротами по 164 предприятиям на сумму задолженности 765,3 млн. тенге, в том числе недоимка 396,3 млн. тенге, из них признаны банкротами 145 предприятий области на сумму задолженности 724,3 млн. тенге, в том числе недоимка – 381,6млн. тенге.

В ходе реабилитационной процедуры поступило в бюджет в 2009 году 27,8 млн. тенге.

Относительно исполнения графика по 003 программе: По бюджетной программе 003 признаны банкротами 80 предприятий, т.е. утвержденный график инициирования процедур банкротства исполнен на 100%.

Акцизы: на 1 января 2010 года по акцизам на подакцизную продукцию прогноз исполнен на 108,1 % (при прогнозе 1 617 769,0 тыс. тенге, поступило 1 748 949,2 тыс. тенге).

В том числе:


  • на спирт и алкогольную продукцию – при прогнозе 1 553 832,0 тыс. тенге, в бюджет поступило 1 659 911,7 тыс.тенге. Выполнение 106,8 %.

  • на бензин и дизельное топливо - при прогнозе 63 937,0 тыс. тенге, поступило 89 037,5 тыс.тенге. Прогноз выполнен на 139,2 %.

Темп роста поступлений акциза в 2009 году по сравнению с 2008 годом составляет 118,7 %, в том числе по спирту и алкогольной продукции – 120,7%, от реализации бензина – 85,6 %, дизельного топлива – 112,8 %.

Причинами снижения темпа роста поступлений акциза по бензину являются:

- Завершение строительства автомобильной дороги «Астана-Щучинск»;

- Прекращение и ограничение деятельности ряда АЗС (около 15 АЗС) по трассе «Астана-Щучинск-Кокшетау», в связи с вводом автомагистрали «Астана-Щучинск-Кокшетау» и отсутствием подъезда к придорожным АЗС;

- Изменение срока уплаты акциза, в связи с введением нового налогового законодательства.

По возврату НДС: В целях усиления администрирования налога на добавленную стоимость в части возмещения из бюджета НДС по оборотам, облагаемым по «нулевой ставке, создана Комиссия по контролю возвратов из бюджета НДС. В течение года Комиссией рассмотрено 106 актов тематических проверок в том числе, по 91 заявлению и по 15 требованиям налогоплательщиков, осуществляющих экспортные операции, на заявленную сумму 4 303,4 млн. тенге. В ходе рассмотрения комиссией результатов проверок по возврату НДС отказано 43 заявлениям на сумму 577,8 млн. тенге.

За период с 01.01.2009 года по 31.12.2009года в целом по области возмещено из бюджета НДС – 3 396,9 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возврат НДС в текущем году снизился на 2 864,3 млн. тенге или 57,9 % (2008 г.-6 801,2 млн.тенге), в том числе по упрощенному порядку возврата превышения НДС – 1 269,7 млн.тенге (из возмещенной суммы НДС доля экспорта: золото и золото содержащих металлов составило 1 411,9 млн. тенге или 35,9%, зерновой продукции -710,0 млн. тенге или 18,0%, уран и молибден - 694,2 млн. тенге или 17,6%, другой продукции лом черных металлов, подшипники - 1120,8 млн. тенге или 28,5%).



Относительно процедуры подтверждения плательщиков НДС.

В территориальных налоговых управлениях Акмолинской области, по состоянию на 1 июля 2009 года, зарегистрировано 3627 плательщиков НДС.

Из них на 1 января 2010 года снято по различным причинам (без учета снятых по причине отказа в подтверждении постановки на учет по НДС) с учета по НДС 237 плательщиков НДС.

На 1 декабря 2009 года, в налоговые органы поступило 2493 заявления о подтверждении постановки на учет по НДС.

По 2376 или 74% налогоплательщикам принято положительное Решение о подтверждении постановки на регистрационный учет по НДС и выдано свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС нового образца.

По 117 заявлениям принято Решение об отказе в подтверждении постановки на регистрационный учет по НДС, по причине несоблюдения необходимых условий для прохождения процедуры подтверждения, такие налогоплательщики сняты с учета по НДС (ненадлежащим образом представлены документы, подтверждающие местонахождение плательщика).



Налоговые услуги. Одним из инструментов контроля за качеством оказания налоговых услуг является установка в ЦПО системы видеонаблюдения с возможностью сохранения записи. В 4 крупных ЦПО области установлены такие системы наблюдения, что положительно сказалось на качестве обслуживания налогоплательщиков.

Проведены выездные проверки по вопросу оценки знаний налогового законодательства и регламентов государственных услуг начальников отделов и специалистов районных налоговых управлений.

Кроме того, произведен опрос налогоплательщиков, которые оценили качество и доступность государственных услуг, предоставляемые ТНУ.

В связи с внедрением новых Правил работы ЦПО, утвержденных 20.07.09г. Приказом Председателя НК МФ РК за №276, в августе 2009 г. проведен семинар по данному вопросу со специалистами, относящиеся к Центрам.

Работа по качественному и корректному обслуживанию налогоплательщиков постоянно находится на контроле:

- проводится работа с ТНУ по вопросу повышения качества оказываемых налоговых услуг, а именно семинары, устные консультации, разъяснение.

- продолжаются выездные проверки в ТНУ по вопросам качества оказания услуг, профилактики коррупционных правонарушений, и преступлений, касательно государственных услуг

- проверки по средствам телефонной связи, аналитические отчеты по вопросу качества оказания услуг.

По оценкам Центра независимых Исследований Сандж за 2009 год уровень удовлетворенности качеством налоговых услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в 2007 составило 14,8%, в 2008-96, в 2009-95%, при этом среднереспубликанское значение 85%. Акмолинская область находится на 2 месте. Уровень удовлетворенности качеством налоговых услуг населением в 2007-16,6, 2008-83, 2009-95 %, при среднереспубликанском 91%, соответственно занимает 6 –е место среди других регионов.

Коррупция: В целях реализации общенационального плана действия по борьбе с коррупцией Налоговым департаментом Акмолинской области 4 февраля 2009 года заключен Меморандум «О сотрудничестве в сфере борьбы с коррупцией», способствующий сотрудничеству и гибкому взаимодействию между правоохранительными органами Акмолинской области, а также Акмолинским филиалом НДП «Нур Отан» и филиалом объединения юридических лиц «Союз «Атамекен».

В рамках исполнения данного Меморандума:

- Налоговым департаментом проведено служебное расследование по факту недостачи товарно-материальных ценностей, горюче-смазочных материалов, бланков строгой отчетности в НУ по Жаксынскому району. Материалы расследования переданы в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Акмолинской области на основании которых Межрегиональным отделом финансовой полиции по Есильскому району постановлением от 16.06.2009г. возбуждено уголовное дело в отношении главного специалиста Утковой Т.В. по признакам преступления, предусмотренного ст. 176 ч.3 п «Г» УК РК (хищение).

- Налоговым департаментом по Акмолинской области сообщено в ДБЭКП области о противоправных действиях специалиста НУ по г. Кокшетау Кашиной А.К. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждено 28.10.09. уголовное дело по ст. 311 ч. 4 п. «б» в отношении указанного специалиста по подозрению в получении взятки за непривлечение к административной ответственности налогоплательщика за несвоевременную сдачу налоговой отчетности.

Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью в отношении начальника отдела НУ по Шортандинскому району Вдовиной С.А., задержанной 5 января 2009 года по подозрению в получении незаконных денежных средств в размере 80000 тенге за не привлечение к административной ответственности за несвоевременную сдачу налоговой отчетности (ст.311 ч.2 УК РК). Решением суда от №1-80 от 26.08.2009г. Вдовина С.А. лишена свободы на 5 лет с конфискацией имущества с отбыванием наказания в ИК общего режима.

Необходимо отметить, что деятельность органов налоговой службы оценивается критериями рейтинговой оценки.

По итогам рейтинговой системы оценки деятельности налоговых органов по итогам 2009 года отмечены следующие территориальные налоговые управления:

НУ по Енбекшильдерскому району

НУ по Зерендинскому району

НУ по Жаксынскому району
Вручены благодарственные письма:


  • Акима Акмолинской области за результаты, достигнутые по итогам 2009 года руководителям следующих налоговых управлений:

  1. Шоламбаеву Е.Т. (НУ по Жаркаинскому району)

  2. Аюпову Е.Е. – (НУ по Жаксынскому району)




  • Агентства государственной службы

  1. Наушарипову Е.М. – (НУ по Зерендинскому району)

  2. Нурахову Д.Б. – (НУ по Енбекшильдерскому району)




  • Начальника Налогового департамента по Акмолинской области

  1. Управлению взимания (Караулова М.М.)

  2. Управлению контроля качества налоговых услуг (Аюпова Н.У.)

  3. Мельдебекову А.А. - начальнику НУ по Целиноградскому району

  4. Ахметуллину Т.Н. – начальнику НУ по Коргалжынскому району

  5. Омарову С.З. – зам.начальника НУ по Енбекшильдерскому району

  6. Алимову К.Т.- зам.начальника НУ по Атбасарскому району

  7. Аяшеву А.К. – главному специалисту НД по Акмолинской области

  8. Исимбаевой М.К. – главному специалисту НД по Акмолинской области

  9. Амрину А.Б. – главному специалисту НД по Акмолинской области

  10. Югай Н.В. – и.о.начальника отдела качества налоговых услуг НД по Акмолинской области

  11. Насыровой Г.А. – главному специалисту НД по Акмолинской области.

Уверен, что дальнейшее совершенствование налогового законодательства, администрирования позволит решить многие задачи, поставленные перед нами Главой государства.



Начальник

Налогового департамента по

Акмолинской области

Нусипов Ж.С.

страница 1

Смотрите также: