Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика учащихся средних специальных учебных заведений является составной частью учебного процесса, организуется и проводится средними специальными учебными заведениями в тесном взаимодействии с организациями, отраслевыми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, для которых ведется подготовка специалистов.

Практическая подготовка специалиста является обязательной частью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения.

Задачами учебной практики для получения профессии рабочего являются формирование у учащихся практических умений и навыков по изученным дисциплинам, приобретение первичных профессиональных умений по специальности «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов», получение квалификационного разряда по профессии рабочего.

Учебная практика направлена на получение одной из профессий рабочего: «Слесарь аварийно-восстановительных работ" (2 разряда), "Оператор очистных сооружений" (не ниже 2 разряда), "Лаборант химико-бактериологического анализа" (2 разряда), "Машинист насосных установок" (2 разряда), "Монтажник санитарно-технических систем и оборудования" (2 разряда), "Монтажник наружных трубопроводов" (2 разряда).

Содержание рабочей учебной программы основано на содержании учебных программ дисциплин специального цикла и цикла специализации, а также на квалификационных требованиях к вышеперечисленным профессиям рабочих.

Для проведения учебной практики для получения профессии рабочего учащихся следует направлять на базовые предприятия (организации) различных форм собственности, занимающихся строительством, реконструкцией и эксплуатацией сооружений водопроводно-канализационного хозяйства и которые имеют современную материально-техническую базу.



Среднее специальное учебное заведение обеспечивает:

  • заключение прямых договоров с организациями, согласование с ними программ и календарных графиков прохождения практики учащихся;

  • распределение учащихся по организациям для прохождения практики;

  • учебно-методическое руководство практикой, в том числе по вопросам охраны труда;

Учебная практика для получения профессии рабочего проводится соответствующими преподавателями или мастерами производственного обучения.

Руководитель практики от среднего специального учебного заведения:

  • организует подготовку необходимой учебно-программной и учебно-методической документации для организации и проведения учебной практики для получения профессии рабочего;

  • разрабатывает тематику индивидуальных заданий, оказывает методическую помощь и проверяет их выполнение;

  • принимает участие в распределении учащихся по рабочим местам;

  • осуществляет контроль хода выполнения учащимися программы практики и освоения профессиональных навыков по профессии рабочего;

  • оценивает результаты выполнения учащимися программы практики;

  • анализирует итоги практики и вносит предложения по совершенствованию содержания и организации проведения практики.

Организация обеспечивает:

  • организацию и проведение практики учащихся в соответствии с Положением о практике учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования и программой практики;

  • рабочие места в соответствии с программой практики;

  • необходимые условия учащимся для участия в организации технологического процесса, планировании и управлении производством, проектно-конструкторских, творческих работах;

  • соблюдение календарных графиков и программ проведения практики;

  • безопасные условия труда, проведение обязательного инструктажа по охране труда (вводный и на рабочем месте) с оформлением установленной документации, а в необходимых случаях – обучение безопасным методам работы;

  • контроль за соблюдением учащимися правил внутреннего распорядка (режима рабочего дня), установленных в организации;

  • выдачу учащимся на период прохождения практики средств индивидуальной защиты по нормам, установленным для соответствующих работников данной организации;

  • возможность учащимся пользоваться нормативной, технической и другой документацией, имеющейся в организации;

  • проведение совместно со средним специальным учебным заведением экскурсий в данной организации.

Общее руководство практикой учащихся в организации возлагается на руководителя данной организации, его заместителя, руководителя службы подготовки кадров или на других специалистов.

Руководитель практики от организации, осуществляющий общее руководство практикой:

  • организует прохождение учащимися практики в соответствии с учебной программой практики;

  • определяет учащимся места прохождения практики, обеспечивающие наибольшую ее эффективность:

  • до начала практики организует обучение и проверку знаний учащимися вопросов охраны труда;

  • обеспечивает выполнение согласованных с учреждением образования графиков прохождения практики по структурным подразделениям организации;

  • знакомит учащихся с имеющейся нормативной, технической и другой документацией;

  • контролирует соблюдение учащимися правил внутреннего распорядка (режима рабочего дня), установленных в данной организации;

  • осуществляет контроль за условиями труда учащихся;

  • создает необходимые условия для освоения учащимися новой техники, передовых технологий, современных методик, производственных приемов и методов труда.

Непосредственное руководство практикой учащихся в структурных подразделениях предприятия (организации) возлагается на квалифицированного специалиста, для которого данная работа является основной. В обязанности руководителя практики учащихся в структурных подразделениях организации входит:

  • распределение учащихся по рабочим местам в соответствии с графиком прохождения практики;

  • проведение инструктажа по технике безопасности и противопожарной технике в организации и на рабочем месте при выполнении конкретных видов работ;

  • знакомство учащихся с организацией работ на конкретном рабочем месте и передовыми методами труда;

  • контроль выполнение учащимися программы практики, ведения дневника и составления письменного отчета;

  • составление производственной характеристики с отражением в ней уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащегося, качества выполнения производственных и индивидуальных заданий, его деловых и коммуникативных качеств.

Учащийся при прохождении практики в организации обязан:

  • прибыть в отдел кадров организации в указанные в договоре сроки, имея при себе паспорт, билет учащегося, фотографию, программу прохождения практики, дневник с заданием, а также при необходимости санитарную медицинскую книжку ;

  • в полном объеме выполнять задания, предусмотренные программой практики;

  • выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (режим рабочего дня);

  • изучать и строго соблюдать инструкции по охране труда и производственной санитарии;

  • нести ответственность за результаты выполняемой работы, показывая пример сознательного и добросовестного отношения к труду.

В период практики учащиеся осуществляют работу в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой профессии рабочего, изучают приемы труда, применение инструментов и механизмов, контрольно-измерительных приборов при эксплуатации сооружений водопроводно-канализационного хозяйства. В период работы в составе бригады учащиеся учатся применять теоретические знания на практике.

В период практики учащиеся ведут дневник и оформляют отчет о прохождении учебной практики. В дневнике указывают по дням виды выполняемых работ с отметкой руководителя от предприятия (организации) о результатах выполнения работ. Отчет составляется на основе собранных во время практики материалов. В зависимости от места прохождения практики отчет может содержать описание: объекта, средств и продуктов (результатов) труда; видов выполняемых работ, в которых учащийся принимал участие; технологии и организации работ по строительству, эксплуатации и ремонту систем водоснабжения и водоотведения; методик контроля качества природных и сточных вод, результатов выполнения методик. В заключении отчета учащийся делает выводы и вносит целесообразные предложения, направленные на более эффективное ведение и организацию труда на рабочем месте.
По итогам практики для получения профессии рабочего учащийся сдает квалификационный экзамен по месту прохождения практики. В случае невозможности сдачи квалификационного экзамена в месте прохождения практики из-за отсутствия квалификационной комиссии по месту прохождения практики оформляется протокол о результатах сдачи практической части экзамена, а теоретическая часть экзамена сдается в среднем специальном учебном заведении квалификационной комиссии, созданной этим учебным заведением.
Учащемуся, успешно сдавшему квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

Учащийся, не выполнивший программу учебной практики, направляется на практику повторно в свободное от учебных занятий время.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Раздел, тема


Количество

дней




Ознакомление учащихся с целями, задачами и программой практики. Направление в строительно-монтажные организации и в управления ВКХ.

1




Ознакомление с базовым предприятием, вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности, направление в рабочие бригады.

1




Ознакомление с объектом практики, прохождение первичного инструктажа на рабочем месте, получение спецодежды и инструмента.

2



Работа в составе бригады (звена), изучение приемов труда, применения инструментов и механизмов, контрольно-измерительных приборов при возведении или эксплуатации сооружений ВКХ.

24



Подготовка и сдача экзамена квалификационной комиссии управления по присвоению второго-третьего разряда рабочей профессии (слесарь аварийно- восстановительных работ, оператор очистных сооружений, лаборант химико-бактериологического анализа, машинист насосных установок, монтажник наружных трубопроводов).

2




Итого:

30

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание темы

Формируемые

навыки и умения



Виды выполняемых работ

Рабочее место (оборудование)

Тема 1. Ознакомление учащихся с целями, задачами и программой практики. Направление в строительно-монтажные организации и в управления ВКХ.

Цели, задачи и содержание программы учебной практики для получения профессии рабочего. База учебной практики, условия прохождения практики в структурных подразделениях предприятия (организации).

Содержание тарифно-квалификационных характеристик ЕТКС по уровню квалификации рабочих.



Сформировать общее представление о целях, задачах и программе учебной практики. Познакомить со сферой деятельности и структурой предприятия (организации), условиями прохождения учебной практики в структурных подразделениях предприятия (организации).

Познакомить с тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС по уровню квалификации рабочих.



Ознакомление с целями, задачами и программой практики, со сферой деятельности предприятия (организации), условиями прохождения учебной практики.

Дифференцированное ознакомление с тарифно-квалификационными характеристиками.

Оформление дневника и отчета учебной практики.


Управление предприятия (организации)

Тема 2. Ознакомление с базовым предприятием, вводный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности, направление в рабочие бригады.

История и перспективы развития базового предприятия (организации).

Вводный инструктаж по охране труда, противопожарной безопасности. Вредные факторы и риски на предприятии (организации).

Первичное ознакомление с рабочим местом.


Сформировать общее представление о базовом предприятии, его истории и перспективах развития.

Обучить правилам по охране труда и производственной санитарии. Сформировать знания о существующих вредных факторах и рисках на предприятии (организации). Обучить первичным мерам оказания первой медицинской помощи.

Познакомить с организацией труда на рабочем месте.


Ознакомление с базовым предприятием, его историей и перспективах развития, правилами внутреннего распорядка.

Прохождение вводного инструктажа по безопасности труда. Освоение первичных мер оказания первой медицинской помощи.

Ознакомление с организацией труда на рабочем месте.

Оформление дневника и отчета учебной практики.



Отдел производственного обучения и подготовки кадров предприятия (организации).

Тема 3. Ознакомление с объектом практики, прохождение первичного инструктажа на рабочем месте, получение спецодежды и инструмента.

Назначение и место объекта практики в структуре предприятия (организации).

Инструктаж по охране труда на рабочем месте. Безопасные методы работы. Производственная санитария.

Должностные инструкции на рабочем месте и характеристика выполняемых работ.


Сформировать знания о назначении и месте объекта прохождения практики в структуре предприятия (организации).

Обучить правилам охраны труда на рабочем месте, безопасным методам работы, производственной санитарии.

Обучить должностным инструкциям. Сформировать знания о характере выполняемых работ.


Ознакомление с объектом практики.

Прохождение первичного инструктажа на рабочем месте. Изучение безопасных методов работы и производственной санитарии на рабочем месте.

Изучение должностных инструкций и характеристике выполняемых работ на рабочем месте.

Оформление дневника и отчета учебной практики.



Структурное подразделение предприятия (организации), согласно рабочему месту.

Тема 4. Работа в составе бригады (звена), изучение приемов труда, применения инструментов и механизмов, контрольно-измерительных приборов при возведении или эксплуатации сооружений ВКХ.

Объект, средства и продукт (результат) труда. Условия и содержание выполняемых работ в составе бригады (звена, подразделения) в соответствии с должностными инструкциями рабочих по обслуживанию, эксплуатации и ремонту сооружений и объектов систем водоснабжения и водоотведения и тарифно-квалификационных характеристик ЕТКС по уровню квалификации рабочих (приложение 1)


Сформировать представление об объекте, средствах и продукте (результате) труда.

Сформировать навыки работы с техническими нормативными правовыми актами, проектно-сметной документацией.

Сформировать умения и навыки выполнения работ в составе бригады (звена, подразделения) в соответствии с должностными инструкциями рабочих по обслуживанию, эксплуатации и ремонту сооружений и объектов систем водоснабжения и водоотведения.


Ознакомление и изучение объектов, средств и продуктов (результата) труда.

Освоения навыков работы с техническими нормативными правовыми актами, проектно-сметной документацией.

Приобретение умений и освоение навыков работы в составе бригады (звена, подразделения) в соответствии с должностными инструкциями рабочих по обслуживанию, эксплуатации и ремонту сооружений и объектов систем водоснабжения и водоотведения.

Дублирование работы рабочего в соответствии с местом прохождения практики:

слесаря аварийно-восстановительных работ; оператора очистных сооружений; лаборанта химико-бактериологического анализа; машиниста насосных установок; монтажника санитарно-технических систем и оборудования; монтажника наружных трубопроводов.

Оформление дневника и отчета учебной практики.



Структурное подразделение предприятия (организации), согласно рабочему месту.



Тема 5. Подготовка и сдача экзамена квалификационной комиссии управления по присвоению второго-третьего разряда рабочей профессии (слесарь аварийно- восстановительных работ, оператор очистных сооружений, лаборант химико-бактериологического анализа, машинист насосных установок, монтажник наружных трубопроводов).

Квалификационный экзамен на присвоение квалификационного разряда.

Сформировать умения и навыки четко и грамотно излагать теоретический материал и использовать технические термины, обобщать и сравнивать изученный материал, быстро ориентироваться в различных нестандартных ситуациях и принимать правильные решения.

Сдача квалификационного экзамена.

Отдел производственного обучения и подготовки кадров предприятия (организации).


ЛИТЕРАТУРА




Белецкий Б.Ф. Технология строительных и монтажных работ. – М.: Высш.шк.,1986.- 384 с.



Квалификационный справочник «Должности служащих, занятых в научно – исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №49 от 28.03.2002г.



Пименов А.П. ЗАО "БелНасосПром": Справочник по энергооборудованию -Мн.: УП "Экоперспектива", 2004.-101 с.



Николадзе Г.И., Сомов М.А. Водоснабжение.-М.: Стройиздат, 1995.- 688 с.



Справочник монтажника. Монтаж систем внешнего водоснабжения и канализации. Перешивкин А.К., Александров А.А., Булынин Е.Д. и др; под ред. Перешивкина А.К.- М.: Стройиздат, 1988.- 653с.



Справочник по специальным работам. Трубы, арматура и оборудование водопроводных и канализационных сооружений; под ред. Москвитина А.С.- М.: Стройиздат, 1976.- 389с.



Сборник единичных расценок на строительные конструкции и работы для строительства в Республике Беларусь "Водопровод – наружные сети": Сборник 22 - Мн.: АП "Белпроект", 1992.



ГОСТ 21.604 – 82. Водоснабжение и канализация. Наружные сети. Рабочие чертежи.



Об утверждении правил систем коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Республики Беларусь. Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.



ГОСТ 5525-88. Части соединительные чугунные, изготовленные литьем в песчаные формы для трубопроводов.



ГОСТ 21.206-93 Условные обозначения трубопроводов.



ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора.



Санитарные правила для систем водоотведения населенных пунктов 2.1.5.12-43-2005



СТБ 1883-2008 Строительство канализации.



СанПиН 10-124 РБ 99 " Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"- Мн.: 2001.



СНиП 2.04.03-85 Канализация, наружные сети и сооружения.



СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий.



СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы.



СНиП 3.05.04-85 Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации.



СНБ 4.01.01-03 Водоснабжение питьевое. Общие положения и требования.



СНБ 4.01.02-03 Противопожарное водоснабжение.



ТКП 45-4.01-30-2009 Водозаборные сооружения. Строительные нормы проектирования.



ТКП 45-4.01-52-2007 Системы внутреннего водоснабжения зданий. Строительные нормы проектирования.



ТКП 45-4.01-54-2007 Системы внутренней канализации зданий. Строительные нормы проектирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выписка из единого тарифно-квалификационного справочника

работ и профессий рабочих
Оператор очистных сооружений

2-й разряд

Характеристика работ. Обслуживание комплекса очистных со­оружений мощностью до 5 тыс. м3 в сутки с помощью механизмов. Выпуск осадка из отстойников. Регулирование режима работы соору­жений в зависимости от поступления сточной жидкости. Распределе­ние воды по поверхности секций биофильтров. Очистка распредели­тельных устройств. Наладка и зарядка дозирующих устройств и чере­дование периодов. Наблюдение за подачей воздуха в фильтр. Ликви­дация заплываний поверхностей фильтров, штыкование фильтрующе­го слоя. Обслуживание площадок и прудов. Наблюдение за правиль­ным распределением осадка по каскадам иловых площадок. Прочист­ка отводных канав, дренажей от заиливания и удаление в летнее вре­мя сорняков, устранение наледи в зимнее время. Загрузка сырого осадка и активного ила. Наблюдение за уровнем осадка и температурой в метантенках. Поддержание постоянного давления газа в подкуполь-ном пространстве и газовой сети. Производство профилактического и текущего ремонта сооружений и механизмов под руководством опера­тора очистных сооружений более высокой квалификации.

Должен знать: устройство очистных сооружений, режим их рабо­ты; коммуникации каналов и трубопроводов; сроки профилактиче­ского ремонта оборудования и чистки водосборных лотков; устройство дозирующих устройств, системы подводящих и отводящих коммуни­каций, электронасосов, оборудования по продувке и перекачке ила; процесс очистки воды на биофильтрах, фракцию применяемого фильтрующего слоя, чередование периодов зарядки фильтров; веде­ние журнала работ на биофильтрах; способы естественной сушки осадка сточных вод; устройство и назначение сооружений естествен­ной сушки.

3-й разряд

Характеристика работ. Обслуживание комплекса очистных со­оружений мощностью свыше 5 тыс. м3 в сутки. Пуск и остановка ме­ханизмов для удаления песка, наблюдение за количеством песка в пес­коловке, проведение замеров и отбор проб, ликвидация засоров трубо­проводов и гидроэлеваторов. Спуск осадка из отстойников, самостоя­тельная регулировка подачи на них воды. Предупреждение накопления осадка выше установленного уровня. Самостоятельная работа по экс­плуатации секций биофильтров. Распределение сточной жидкости. Распределение осадка и обеспечение отбора газа с группы метантенков. Контроль за работой перемешивающих устройств. Выгрузка осадка и активного ила. Производство профилактического и текущего ремонта.

Должен знать: гидравлический режим очистных сооружений; приборы контроля давления пара, уровня осадка и температуры в метантенках; правила эксплуатации газовых сетей; температурный режим метантенков; схему зон санитарной охраны источников водо­снабжения и очистных сооружений.

Слесарь аварийно восстановительных работ

2-й разряд

Характеристика работ. Выполнение работ по ремонту водопровод­ных сетей под руководством слесаря аварийно-восстановительных работ более высокой квалификации, прочистка и устранение засоров канали­зационных сетей, раскопка каналов и котлованов и их крепление; коно­патка и заделка стыков, заливка и зачеканка свинцом, серосплавом или цементом раструбов труб. Выполнение простых слесарных ремонтных работ. Подноска и укладка труб и фасонных частей. Работа на ручных водоотливных механизмах и пневматическом инструменте.

Должен знать: устройство водоотливных механизмов и пневма­тического инструмента: способы устранения неисправностей в работе механизмов и пневматического оборудования; периодичность и пра­вила профилактического ремонта инструмента и приспособлений.

3-й разряд



Характеристика работ. Выполнение работ по ремонту водопровод­ных сетей, конопатке, заливке свинцом или сернистым сплавом растру­бов труб малых диаметров - до 300 мм. Определение неисправностей водоразборных колонок и пожарных гидрантов на сети. Отогревание за­мерных трубопроводов различными способами. Включение и выключе­ние вводов сетей малых диаметров по эскизам и схемам. Производство гидравлического испытания ввода сетей малых диаметров. Резка труб всех диаметров роликами, трубопроводами с ручным приводом. Коно­патка и заливка свинцом и различными заменителями растворов труб под руководством слесаря аварийно-восстановительных работ более вы­сокой квалификации. Прочистка канализационной сети гидравлическим методом, устранение засорений в трубах гибким валом на глубину до 7-8 м. Подготовка надувных мячей, дисков необходимого удельного веса и лебедок грузоподъемностью 0,5 т. Проверка годности троса для работы в сточной воде. Извлечение осадка из нижележащих колодцев. Производство земляных работ с установкой, забивкой и выемкой метал­лического шпунта вручную или механизированным способом с использо­ванием водопонижающих устройств. Монтаж пластмассовых трубопро­водов, включая соединения на раструбах с резиновыми кольцами.

Должен знать: устройство и принцип работы задвижек, гидран­тов, водоразборных колонок, трубопроводов, ручных гидравлических прессов и манометров; правила и способы заделки раструбов свинцом и заменителями свинца; способы определения наличия газа в колод­цах; методику гидравлического испытания; способы устранения по­вреждений на трубопроводах, арматуре, а также способы устранения утечек воды; методы хлорирования трубопроводов хлором и хлорной известью; чтение простых чертежей, схем и эскизов; правила профи­лактического ремонта инструмента и приспособлений.


Монтажник наружных трубопроводов

2-й разряд

Характеристика работ. Зачистка дна и стенок траншей и котлова­нов. Очистка труб, фасонных частей и арматуры деталей коллекторов, каналов, камер и колодцев перед их монтажом. Установка и снятие вре­менных заглушек (пробок). Подача материалов в траншеи и котлованы. Приготовление растворов для заделки стыков.

Должен знать: основные детали трубопроводов, сборных железо­бетонных коллекторов, каналов, камер и колодцев; правила и спосо­бы их очистки; технологию приготовления растворов.

3-й разряд

Характеристика работ. Устройство различных видов оснований под трубопроводы, коллекторы, каналы, камеры и колодцы. Установка подъемно-такелажных приспособлений. Строповка и расстроповка дета­лей трубопроводов, коллекторов, каналов, камер и колодцев. Зачистка и опиловка концов стальных труб при сборке их под сварку. Подбивка уложенных трубопроводов грунтом или бетоном. Разметка, перерубка перерезка неметаллических труб. Заделка зазоров между асбестоцемент-ными муфтами и трубами. Просушка и утепление стыков стальных труб при сварке. Поворачивание стальных труб при сварке стыков. Соедине­ние труб манжетами и заделка их раствором (при прокладке кабелей). Установка и снятие заглушек. Пробивка отверстий механизированным инструментом в стенах камер и колодцев для ввода труб. Разработка грунта при продавливании стальных труб гидравлическими и ручными домкратами.

Должен знать: перечень деталей трубопроводов, сборных железобе­тонных коллекторов, каналов, камер и колодцев; устройство подъемно-такелажных приспособлений и правила пользования ими; правила и способы строповки труб и деталей; правила крепления и перекрепления траншей и котлованов, подготовки естественных и устройства искусст­венных оснований под трубопроводы; способы подбивки уложенных тру­бопроводов грунтом и бетоном; правила и способы разработки грунта при продавливании стальных труб; способы просушки и утепления стыков стальных труб при сварке; технологию приготовления битумных мастик для заделки стыков трубопроводов.
Машинист насосных установок

2-й разряд

Характеристика работ. Обслуживание насосных установок, обо­рудованных поршневыми и центробежными насосами с суммарной подачей насосных агрегатов до 500 м3/ч воды, кислот, щелочей, пульпы и других невязких жидкостей; насосных установок по пере­качке нефти, мазута, смолы и других вязких жидкостей с суммарной подачей до 100 м3/ч. Обслуживание насосов, насосных агрегатов в полевых условиях и на стройплощадках, а также иглофильтровых установок с подачей насосов до 100 м3/ч каждый. Обслуживание вакуум-насосных установок по дегазации угольных шахт с суммарной подачей до 6000 м3/ч метановоздушной смеси. Проведение замеров газа. Регулирование подачи воды, нефти и других перекачиваемых жидкостей. Слив и перекачка нефти и мазута из цистерн и барж. По­догрев жидкого топлива при сливе и подаче его к месту хранения и потребления. Продувка нефтемагистралей. Наблюдение за состоянием фильтров и их очистка. Обслуживание гринельных сетей. Выявление и устранение неполадок в работе оборудования. Ведение записей в журнале о работе насосных установок.

Должен знать: принцип работы центробежных, поршневых насо­сов и другого оборудования насосных установок; физические и хими­ческие свойства воды, нефти и других перекачиваемых жидкостей, а 162 также газа; характеристику насосов и приводов к ним; допустимые нагрузки в процессе их работы; схемы коммуникаций насосных уста­новок, расположение запорной арматуры и предохранительных уст­ройств; способы устранения неполадок в работе оборудования насос­ных установок; правила обслуживания и переключения трубопрово­дов гринельных сетей; применяемые сорта и марки масел; смазочную систему установок.

3-й разряд

Характеристика работ. Обслуживание насосных установок, обо­рудованных поршневыми и центробежными насосами с суммарной подачей насосных агрегатов свыше 500 до 2500 м3/ч воды, пульпы и других невязких жидкостей; насосных установок по перекачке нефти, мазута, смолы и других вязких жидкостей с суммарной подачей свыше 100 до 500 м3/ч. Обслуживание насосных установок по подаче полирующих суспензий; шлама в производстве строительных мате­риалов с суммарной подачей до 500 м3/ч. Контроль за работой насо­сов, трубопроводов, мешалок. Обслуживание насосов и насосных агре­гатов в полевых условиях, на стройплощадках и промышленных во­дозаборах с подачей каждого насоса или агрегата свыше 100 до 1000 м3/ч воды и иглофильтровых установок с подачей насосов свы­ше 100 до 600 м3/ч каждый. Обслуживание вакуум-насосных устано­вок по дегазации угольных шахт с суммарной подачей свыше 6000 до 18 000 м3/ч метановоздушной смеси. Пуск и остановка двигателей и насосов. Поддержание заданного давления перекачиваемых жидко­стей (газа), контроль за бесперебойной работой насосов, двигателей и арматуры обслуживаемого участка трубопроводов. Определение и уст­ранение недостатков в работе обслуживаемого оборудования устано­вок. Ведение технического учета и отчетности о работе насосного обо­рудования. Выполнение текущего ремонта насосного оборудования и участие во всех видах ремонта его.

Должен знать: устройство и назначение насосного оборудования; устройство поршневых и центробежных насосов по перекачке жидко­стей (газа); правила эксплуатации и ремонта обслуживаемого обору­дования; схс:.;п воздухопроводов, всасывающих и нагнетательных трубопроводов и регулирующих устройств; конструкцию клинкетов и фильтров; способы устранения неполадок в работе оборудования и ликвидации аварий; назначение и правила применения контрольно-измерительных приборов; элементарные сведения по электротехнике, гидравлике и механике.
Лаборант химико-бактериологического анализа

2-й разряд

Характеристика работ. Подготовка проб к испытаниям и анали­зам. Лабораторные испытания образцов сырья, ваты на содержание влаги, определение поглотительной способности, капиллярности. Проведение разнообразных химико-бактериологических анализов во­ды, пищевых продуктов, сырья, полуфабрикатов и готовых изделий под руководством лаборанта химико-бактериологического анализа более высокой квалификации. Определение по цвету зрелости трост­ника. Проведение анализов на влажность и засоренность тростника.

Должен знать: порядок отбора и оформления проб; основные свойства анализируемых материалов, сырья и полуфабрикатов; на­значение лабораторного оборудования и правила обращения с ним.

3-й разряд

Характеристика работ. Проведение разнообразных химико-бактериологических анализов воды, пищевых продуктов, сырья, по­луфабрикатов и готовых изделий по утвержденным методикам. Опре­деление кислотности, плотности, содержания жировых углеродистых веществ, солей и т.п., капиллярности, присутствия хлористых, сер­нокислых и кальциевых солей, содержания жировых и воскообраз­ных веществ и т.п. Определение коли-индекса, общей микробной обсемененности, общего количества бляшкообразующих веществ. Веде­ние контрольно-учетных записей и статистическая обработка их.



Должен знать: требования, предъявляемые при проведении хи­мико-бактериологических анализов; порядок отбора образцов и их подготовки к испытаниям; необходимый объем испытаний; способы приготовления рабочих и титровальных растворов, стерилизации бак­териологических сред; систему записей результатов испытаний и ме­тоды их статистической обработки; основы химии и элементарные основы бактериологии в пределах выполняемой работы.

страница 1

Смотрите также: