страница 1
Право на конституционное правосудие должно быть доступным
(Советская Белоруссия. 2000, 15 декабря)
Насколько интенсивно работает Конституционный Суд Республики Беларусь?
Конституционный Суд действует в нашей республике с апреля 1994 г. Отмечу, что конституционные суды как специализированные органы конституционного контроля созданы в абсолютном большинстве современных стран. Опыт свидетельствует, что разрешение споров органами конституционного контроля является важнейшим условием стабильного развития государства и общества. Однако это возможно тогда, когда Конституционный Суд руководствуется при вынесении своих решений демократическими нормами Конституции, исходит из тех стандартов в области прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которые сформированы мировым сообществом.
Многое познается в сравнении. Интересна динамика рассмотренных дел Конституционным Судом Республики Беларусь: 1994 г. — 5; 1995 г. — 17; 1996 г.— 12;
1997 г. — 6; 1998 г. — 11; 1999 г.— 17; 2000 г.— 26.
И хотя Конституционный Суд в последнее время ежегодно выносит не меньше решений, чем Верховный Суд по первой инстанции (исключение касается лишь периода избирательных компаний), однако потенциально мы вполне могли бы рассматривать в 2—3 раза больше дел. Следует также иметь в виду, что ежегодно в Конституционном Суде рассматривается около тысячи обращений граждан, которые также являются предметом пристального внимания в Конституционном Суде. При этом мы учитываем, что часто к нам обращаются те граждане, которые исчерпали все иные средства внутригосударственной защиты. Конституционный Суд Республики Беларусь выносит в последние годы столько же решений, сколько, например, конституционные суды Армении, Грузии, Украины, в несколько раз больше чем Конституционный Суд Латвии, однако более интенсивно работают конституционные суды России, Молдовы. Интересно, что в Молдове каждый депутат имеет право на обращение в Конституционный Суд и там около 95% дел инициировано именно членами парламента. Лично я против такой нормы, однако, исходя из того, что обращения граждан в Конституционный Суд часто блокируются, следовало бы несколько изменить наше законодательство, например, наделив постоянные комиссии палат, Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики, Генерального прокурора правом на обращение в Конституционный Суд.
Вправе ли граждане непосредственно обращаться в Конституционный Суд?
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, вначале кратко напомню, что Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью всех нормативных актов —от законов, декретов и до актов министерств, местных Советов депутатов (вплоть до сельского), местных исполнительных и распорядительных органов (т.е. исполкомов, местных администраций).
Компетенция Конституционного Суда определена не только в ст. 116, но и в ст. 40, ст. 122 и других статьях Конституции. В этой связи в случае, если обращение гражданина имеет общественную значимость, мы на основании ст. 40 и части первой ст. 116 Конституции выносим свои решения. Особенно это касается тех случаев, когда граждане исчерпали все иные возможности разрешения спора. Так, например, обстояло с установленным постановлением Правительства порядком оплаты нанимателями за пользование жильем и собственниками за их техническое обслуживание. В Конституционный Суд поступило множество обращений от граждан и мы, руководствуясь конституционными нормами, вынесли 5 сентября 2000 г. решение “О плате за пользование жилыми помещениями и техническое обслуживание жилищного фонда”. Сейчас в Правительстве идет работа по корректировке постановления с учетом вынесенного нами решения. Предполагается в декабре с.г. принять постановление в новой редакции.
Аналогично мы поступили и при рассмотрении жалоб граждан относительно установленного Правительством порядка суммирования различных видов отпусков. Считаю, что мы отстояли право работников на получение отпуска за работу во вредных условиях в полном объеме, обеспечили законный (справедливый) подход при решении других вопросов, связанных с рабочим временем и временем отдыха работников.
Как показывает жизнь, нарушения прав граждан допускают местные органы власти. Могут ли граждане в этой связи обращаться с жалобами в Конституционный Суд?
Этот вопрос связан с предыдущим. Что показывает анализ части четвертой ст. 122 и
ст. 116 Конституции? Согласно части четвертой ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. Учитывая, что проверка конституционности нормативных актов — это исключительная прерогатива Конституционного Суда, можно сделать вывод о праве граждан на обращение в Конституционный Суд по данному вопросу. Полагаю, что указанная норма ст. 122 Конституции должна получить свое развитие в законодательстве и на практике.
Удивительно то, что иногда появляются ссылки на отсутствие механизма реализации судами части второй ст.112 Конституции. Наоборот, считаю, что он слишком формализован. Суды в силу верховенства Конституции должны иметь право на непосредственное обращение в Конституционный Суд с запросом. Это позволяет решать наша Конституция. Кроме того весь “механизм расписан в ст. 6 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”, который советую заинтересованным лицам еще раз прочитать.
Можно ли законом расширить полномочия Конституционного Суда?
Безусловно. Согласно части седьмой ст. 116 Конституции не только организация и порядок деятельности, но и компетенция, т.е. права и обязанности Конституционного Суда определяются законом. Аналогично решен вопрос относительно развития законом конституционных полномочий Правительства, Прокуратуры, органов местного управления и самоуправления, Комитета государственного контроля и других. Вопрос о расширении круга субъектов обращения в Конституционный Суд мы не ставили бы, если бы в настоящее время обладающие таким правом государственные органы и лица выполняли свои обязанности. Складывается впечатление, что вопросов, достойных рассмотрения в Конституционном Суде, нет и граждане просто заблуждаются, когда стучатся в соответствующие инстанции.
Отмечу еще, что Конституция — это ядро, основа правовой системы.
В конце весны Конституционный Суд принял решение о праве граждан на альтернативную (гражданскую) службу. Что предприняли власти для реализации данного решения?
Сейчас идет активная работа над законопроектом, предусматривающим механизм реализации права на альтернативную воинскую службу. Хотя и сейчас право на нее закреплено не только в Конституции, но и в статьях 1 и 14 закона о всеобщей воинской обязанности и военной службе.
Конституционный Суд сформулировал свое решение таким образом, чтобы исключить на практике злоупотребления со стороны молодых людей, призываемых на воинскую службу, чтобы отказ был не надуманным, а обоснованным и в то же время был защищен тот, кто имеет право на альтернативную службу.
Интересно, что 4 января 1918 г. СНК за подписью В.И.Ленина издал соответствующий Декрет об освобождении от воинской повинности.
Уже есть случай вынесения оправдательного приговора в связи с обоснованным отказом от несения срочной воинской службы по религиозным мотивам.
Известно, что Конституционный Суд неоднократно обращался к вопросу о праве граждан на получение юридической помощи. Что принципиально нового в последнем решении от 5 октября 2000 г.?
На практике в этой области возникает очень много проблем и споров.
Мы отметили, что граждане вправе в любой момент получать юридическую помощь, в том числе при реализации ими своих трудовых, жилищных, административных, налоговых и иных правоотношениях. Право на получение юридической помощи защитника в любой момент должно быть обеспечено не только обвиняемому, подсудимому, но и подозреваемому, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В решении отмечен ряд других принципиальных моментов. При этом хотел бы отметить, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, в предварительном заключении, остаются нашими гражданами, им должны обеспечиваться все права (если иное не вытекает из характера наказания), в том числе и право на охрану их здоровья. Считаю, что должны быть изменены подходы к применению такой меры пресечения, как заключение под стражу: часто выбор такой меры не соответствует тяжести совершенного деяния, время нахождения в местах предварительного заключения увеличивается в связи с тем, что с ними следователи не проводят никаких следственных мероприятий.
Известно, что недавно Конституционный Суд принял решение о конституционности закона 1999 г. об амнистии...
Действительно, мы проанализировали этот закон и в своем решении (опубликовано в “Народной газете” за 25 ноября) подчеркнули, что есть основания для распространения действия законов 1999 и 2000 гг. об амнистии на осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу на день вступления в действие этих законов по причине того, что кассационные жалобы по их делам не рассматривались в течение длительного времени по обстоятельствам, не зависящим от осужденных. Здесь свое слово должен сказать законодатель.
Как обстоит дело с исполнением принятых решений?
Решения Конституционного Суда обязательны для исполнения. Это обусловлено тем, что решение Конституционного Суда базируется на нормах Конституции и по существу речь идет о верховенстве конституционных норм. Следует также иметь в виду, что у Конституционного Суда нет специального аппарата для исполнения принятых им актов. Мы создаем правовые условия для реализации гражданами своих прав, в том числе для их защиты в судах (общих и хозяйственных). Это главное.
Очень важно, что в деле с исполнением принятых решений есть поддержка Главы государства.
Как оценивают работу Конституционного Суда Республики Беларусь зарубежные организации?
На подготовительном заседании председателей конституционных судов Европы к проведению XII конференции в 2002 году в резолюции председателей конституционных судов признаны большие усилия Конституционного Суда Республики Беларусь в развитии и укреплении правового государства, защите прав граждан, выражена поддержка Конституционного Суда в его деятельности.
Несмотря на это мы осознаем, что у нас еще много вопросов, которые необходимо разрешать с тем, чтобы конституционный контроль был более эффективным, служил человеку, обществу, государству. Для этого право на конституционное правосудие должно быть доступно для граждан.
страница 1
|