Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Правописание сложных прилагательных


Цель:

  • систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные и дефисные написания сложных прилагательных, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки;

  • закрепить умения находить и объяснять все изученные типы написания, применять правила разных типов орфограмм, определять способы словообразования;

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности за результаты своей работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Осуществляется в виде словарного диктанта по теме «Правописание сложных имён существительных», заранее подготовленного одним из учеников класса.(30 слов)

Взаимопроверка, выставление оценок в карту оценивания.

Критерии оценивания:


Балл

Количество ошибок

1

7 и более ошибок

2

6 ошибок

3

5 ошибок

4

4 ошибки

5

3 ошибки

6

2 ошибки

7

1 ошибка или 3 исправления на месте орфограммы

8

0 ошибок, 1—2 исправления на месте орфограммы

9

0 ошибок, 1—2 исправления не на месте орфограммы

10

0 ошибок, без исправлений

3. Постановка учебной задачи.

– С правописанием каких сложных частей речи мы уже знакомы? (Сложные существительные.)

– Как пишутся сложные существительные? (Слитно и через дефис.)

- Что мы должны уяснить сегодня на уроке?


4. Актуализация знаний по теме.


Задание: Найдите и выпишите все сложные прилагательные из текста. (1 ученик у доски)

Юго-западный ветер гнал сине-зелёные волны. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек в тёмно-зелёном водонепроницаемом плаще и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело-розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Слитно

Через дефис

рыболовецкое судно
седобородый человек
водонепроницаемый плащ
трехмачтовый бриг
носорожья туша


юго-западный ветер
сине-зелёные волны
тёмно-серый плащ
бело-розовые облака


Одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие – через дефис.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных?

Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное:



Как образуются сложные имена прилагательные?

  • от сложных существительных:

  • носорожья (носорог);

  • юго-западный (юго-запад).

Внимание! Прилагательное рыболовецкое образовалось не от сложного существительного рыболов, а из словосочетания ловец рыбы.

  • из словосочетания, в котором одно слово главное, а второе зависимое: рыболовецкий (ловец рыбы). (Подчинительная связь – словосочетание)

Так же образовались: водонепроницаемый (непроницаемый (чем?) водой), седобородый (борода (какая?) седая), трёхмачтовый (три (чего?) мачты – числительное три требует формы родительного падежа от существительного мачты).

Прилагательное, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно.

  • из сочетания двух прилагательных, не зависящих друг от друга грамматически (сочинительная связь – сочетание однородных членов): паровозо-вагонный (паровозы и вагоны)

  • прилагательное обозначает цвет или качество с дополнительным оттенком: сине-зелёные волны (синие волны, зелёные волны), тёмно-серый плащ (тёмный плащ, серый плащ), бело-розовые облака (белые облака, розовые облака).

Эти прилагательные пишутся через дефис.

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

Пиши правильно!


Слитно пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое: железнодорожный (железная дорога), вагоноремонтный (ремонт вагонов), трёхметровый (три метра).

Через дефис пишутся прилагательные, образованные от двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и: горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский), бело-розовый (белый и розовый).

Внимание! Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис: изжёлта-красный.

Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как сложных существительных: водопроводные трубы (водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный ветер (юго-запад).

ФИЗМИНУТКА

5. Закрепление темы.

Задание 1. «Корректор». Задание: найдите ошибки в рассуждениях. (Самостоятельно)

  1. Северовосточное пишется слитно, т.к. образовано от северовосток. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно,тоже пишутся слитно.

  2. Лесопарковая от лесопарк (а не от лесной и парковый). Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, пишутся слитно.

  3. Разно-цветные от разные и цветные. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друг, пишется через дефис.

  4. Музыкально-развлекательная от музыкальный и развлекательный. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис.

  5. Ближне-восточный от ближний и восточный. . Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис.

(Ошибки:

1. Северо-восток, значит северо-восточный. (сторона света)

3. Разноцветные от разные цвета (а не от разные и цветные). Сложное прилагательное образовалось из словосочетания: цвета (какие?) разные, пишется слитно.

5. Ближневосточный от ближний восток. Сложное прилагательное образовалось из словосочетания, пишется слитно.)



Задание 2. Образуйте сложные прилагательные от данных сочетаний: (Резерв времени)

8 часов – восьмичасовой

200 литров – двухсотлитровый

365 дней – трёхсотшестидесятипятидневный

42 километра – сорокадвухкилометровый

72 миллиарда - семидесятидвухмиллиардный



6. Контроль усвоенного материала (по итогам двух уроков)

Тестовая работа.

1. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

А. пол(озера)

Б. пол(пути)

В. пол(Мозыря)

Г. пол(восьмого)

Д. пол(столовой) ложки

Е. пол(лета)

Ж. пол(огурца)

З. пол(сотни)

2. Укажите слова, которые пишутся слитно:

А. альфа(лучи)

Б. держи(морда)

В. Дон(Жуан)

Г. контр(революция)

Д. кино(студия)

Е. перекати(поле)

Ж. Бичель(Загнетова)

З. вет(врач)

3. Укажите ряды слов, в которых все слова пишутся через дефис:

А. историко(биографический), химико(фармацевтический), алма(атинский);

Б. снежно(белый), машино(строительный), машинно(тракторный);

В. северо(западный), морозо(устойчивый), плодово(овощной);

Г. красно(коричневый), шахматно(шашечный), литературно(художественный).

4. Укажите слова с ошибочной соединительной гласной:

А. тысячелетие

Б. одналетка

В. сороканожка

Г. сорокаэтажный

Д. семитомник

Е. пятеклассник

Ж. тысячакилограммовый

З. восьмичасовой

5. Укажите ряды слов, в которых все слова пишутся слитно:

А. пол(мандарина), девяти(миллионный), русско(французский);

Б. широко(лицый), черно(волосый),голубо(глазый);

В. жёлто(бурый), мучительно(тревожный), паро(ввозный);

Г. железо(бетонный), пусто(головый), дизель(моторный).
Ответы: 1. А,В,Е,Ж 2. Б,Г,Д,З 3. А,Г 4. Б,В,Е,Ж 5. Б
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Как вы работали на уроке? Выберите фразеологизм: (записаны на доске)



С огоньком

С душой

Через пень колоду

Засучив рукава
- Как вы поняли тему? С чем пойдёте с урока?

Светлая голова

Ни бе ни мя

Каша в голове

Голова варит

Дубовая голова

С царём в голове
- Как вы ощущали себя на уроке?

Как рыба в воде

Ни рыба ни мясо

Не в своей тарелке

С лёгким сердцем

- Какие у вас оценки, результаты?



- Если хорошие - мои поздравления. Если допущены ошибки - что нужно сделать, чтобы их исправить? Что нужно доработать?

8. Домашнее задание. Упр.429(1)

Карта оценивания


Словарный диктант

Задание 1

Задание 2

Тест







Итоговая




























страница 1

Смотрите также: