страница 1
Правописание сложных прилагательных
Цель:
-
систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные и дефисные написания сложных прилагательных, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки;
-
закрепить умения находить и объяснять все изученные типы написания, применять правила разных типов орфограмм, определять способы словообразования;
-
воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности за результаты своей работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Осуществляется в виде словарного диктанта по теме «Правописание сложных имён существительных», заранее подготовленного одним из учеников класса.(30 слов)
Взаимопроверка, выставление оценок в карту оценивания.
Критерии оценивания:
Балл
|
Количество ошибок
|
1
|
7 и более ошибок
|
2
|
6 ошибок
|
3
|
5 ошибок
|
4
|
4 ошибки
|
5
|
3 ошибки
|
6
|
2 ошибки
|
7
|
1 ошибка или 3 исправления на месте орфограммы
|
8
|
0 ошибок, 1—2 исправления на месте орфограммы
|
9
|
0 ошибок, 1—2 исправления не на месте орфограммы
|
10
|
0 ошибок, без исправлений
|
3. Постановка учебной задачи.
– С правописанием каких сложных частей речи мы уже знакомы? (Сложные существительные.)
– Как пишутся сложные существительные? (Слитно и через дефис.)
- Что мы должны уяснить сегодня на уроке?
4. Актуализация знаний по теме.
Задание: Найдите и выпишите все сложные прилагательные из текста. (1 ученик у доски)
Юго-западный ветер гнал сине-зелёные волны. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек в тёмно-зелёном водонепроницаемом плаще и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело-розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.
Слитно
|
Через дефис
|
рыболовецкое судно
седобородый человек
водонепроницаемый плащ
трехмачтовый бриг
носорожья туша
|
юго-западный ветер
сине-зелёные волны
тёмно-серый плащ
бело-розовые облака
|
Одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие – через дефис.
Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных?
Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное:
– Как образуются сложные имена прилагательные?
-
от сложных существительных:
-
носорожья (носорог);
-
юго-западный (юго-запад).
Внимание! Прилагательное рыболовецкое образовалось не от сложного существительного рыболов, а из словосочетания ловец рыбы.
-
из словосочетания, в котором одно слово главное, а второе зависимое: рыболовецкий (ловец рыбы). (Подчинительная связь – словосочетание)
Так же образовались: водонепроницаемый (непроницаемый (чем?) водой), седобородый (борода (какая?) седая), трёхмачтовый (три (чего?) мачты – числительное три требует формы родительного падежа от существительного мачты).
Прилагательное, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно.
-
из сочетания двух прилагательных, не зависящих друг от друга грамматически (сочинительная связь – сочетание однородных членов): паровозо-вагонный (паровозы и вагоны)
-
прилагательное обозначает цвет или качество с дополнительным оттенком: сине-зелёные волны (синие волны, зелёные волны), тёмно-серый плащ (тёмный плащ, серый плащ), бело-розовые облака (белые облака, розовые облака).
Эти прилагательные пишутся через дефис.
Делается вывод о написании сложных прилагательных.
Пиши правильно!
Слитно пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое: железнодорожный (железная дорога), вагоноремонтный (ремонт вагонов), трёхметровый (три метра).
|
Через дефис пишутся прилагательные, образованные от двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и: горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский), бело-розовый (белый и розовый).
Внимание! Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис: изжёлта-красный.
|
Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как сложных существительных: водопроводные трубы (водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный ветер (юго-запад).
|
ФИЗМИНУТКА
5. Закрепление темы.
Задание 1. «Корректор». Задание: найдите ошибки в рассуждениях. (Самостоятельно)
-
Северовосточное пишется слитно, т.к. образовано от северовосток. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно,тоже пишутся слитно.
-
Лесопарковая от лесопарк (а не от лесной и парковый). Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, пишутся слитно.
-
Разно-цветные от разные и цветные. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друг, пишется через дефис.
-
Музыкально-развлекательная от музыкальный и развлекательный. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис.
-
Ближне-восточный от ближний и восточный. . Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис.
(Ошибки:
1. Северо-восток, значит северо-восточный. (сторона света)
3. Разноцветные от разные цвета (а не от разные и цветные). Сложное прилагательное образовалось из словосочетания: цвета (какие?) разные, пишется слитно.
5. Ближневосточный от ближний восток. Сложное прилагательное образовалось из словосочетания, пишется слитно.)
Задание 2. Образуйте сложные прилагательные от данных сочетаний: (Резерв времени)
8 часов – восьмичасовой
200 литров – двухсотлитровый
365 дней – трёхсотшестидесятипятидневный
42 километра – сорокадвухкилометровый
72 миллиарда - семидесятидвухмиллиардный
6. Контроль усвоенного материала (по итогам двух уроков)
Тестовая работа.
1. Укажите слова, которые пишутся через дефис:
А. пол(озера)
Б. пол(пути)
В. пол(Мозыря)
Г. пол(восьмого)
Д. пол(столовой) ложки
Е. пол(лета)
Ж. пол(огурца)
З. пол(сотни)
2. Укажите слова, которые пишутся слитно:
А. альфа(лучи)
Б. держи(морда)
В. Дон(Жуан)
Г. контр(революция)
Д. кино(студия)
Е. перекати(поле)
Ж. Бичель(Загнетова)
З. вет(врач)
3. Укажите ряды слов, в которых все слова пишутся через дефис:
А. историко(биографический), химико(фармацевтический), алма(атинский);
Б. снежно(белый), машино(строительный), машинно(тракторный);
В. северо(западный), морозо(устойчивый), плодово(овощной);
Г. красно(коричневый), шахматно(шашечный), литературно(художественный).
4. Укажите слова с ошибочной соединительной гласной:
А. тысячелетие
Б. одналетка
В. сороканожка
Г. сорокаэтажный
Д. семитомник
Е. пятеклассник
Ж. тысячакилограммовый
З. восьмичасовой
5. Укажите ряды слов, в которых все слова пишутся слитно:
А. пол(мандарина), девяти(миллионный), русско(французский);
Б. широко(лицый), черно(волосый),голубо(глазый);
В. жёлто(бурый), мучительно(тревожный), паро(ввозный);
Г. железо(бетонный), пусто(головый), дизель(моторный).
Ответы: 1. А,В,Е,Ж 2. Б,Г,Д,З 3. А,Г 4. Б,В,Е,Ж 5. Б
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Как вы работали на уроке? Выберите фразеологизм: (записаны на доске)
С огоньком
С душой
Через пень колоду
Засучив рукава
- Как вы поняли тему? С чем пойдёте с урока?
Светлая голова
Ни бе ни мя
Каша в голове
Голова варит
Дубовая голова
С царём в голове
- Как вы ощущали себя на уроке?
Как рыба в воде
Ни рыба ни мясо
Не в своей тарелке
С лёгким сердцем
- Какие у вас оценки, результаты?
- Если хорошие - мои поздравления. Если допущены ошибки - что нужно сделать, чтобы их исправить? Что нужно доработать?
8. Домашнее задание. Упр.429(1)
Карта оценивания
Словарный диктант
|
Задание 1
|
Задание 2
|
Тест
|
|
|
Итоговая
|
|
|
|
|
|
|
|
страница 1
|