страница 1
Васильева Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
Имя существительное.
Морфологические признаки существительного
(Урок-повторение с использованием технологий РКМ)
Цели:
-
Систематизировать знания об имени существительном, полученные в начальной школе.
-
Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной, эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи (термины учащимся не даются).
-
Развивать навыки определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Мы начинаем изучение нового раздела языка – морфологии.
3.Стадия вызова.
А) Вопросы
Какие части речи вы знаете? Существует ли какая-нибудь классификация частей речи? Какой принцип положен в основу классификации?
Да, действительно, частей речи много. Есть самостоятельные, служебные, междометия.
Части речи
Самостоятельные
|
Служебные
|
Междометия
|
Существительные
|
Предлог
|
|
Прилагательные
|
Союз
|
|
Местоимения
|
Частица
|
|
Числительные
|
|
|
Глагол
|
|
|
Наречие
|
|
|
В дальнейшем мы с каждой из них познакомимся поближе. Сегодня мы начинаем большое путешествие в страну морфологии. Начнём знакомство с самостоятельных частей речи. С какой же именно? (На доске ребус)
Б) Опора на полученные знания
Что бы вы хотели узнать о существительном? Что знаете?
В) «Верите ли вы, что…?»
1. Имя существительное – важнейшая часть речи, самая представительная по количеству слов. (да)
2. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. (да)
3.Есть такое понятие, как «одушевлённое имя существительное». (да)
4.В русском языке существует 6 типов склонения существительных. (да)
5. Имена существительные типа врунишка, соня, плакса, ябеда не относятся ни к мужскому роду, ни к женскому роду, ни к среднему роду. Они общего рода. (да)
6. В предложении имя существительное может выступать не только в роли подлежащего, но и в роли других членов предложения. (да)
4. Стадия осмысления.
1. Инсерт (приём)
Ребята, перед вами научный текст об имени существительном. Читать его надо очень внимательно, не спеша. На полях вам необходимо делать следующие пометки:
(!) – знаю это;
(+) – это новая информация для меня;
(–) - не знал этого / это противоречит тому, что я знал;
(?) – это непонятно, хочу получить более подробные сведения по этому предмету
Текст (см. приложение)
2. Составление кластера в тетради (кластер частично воспроизведён на доске)
3.Выполнение грамматического задания. Упражнение 190
А) Выпишите из текста существительные
Б) Найдите конкретное и абстрактное существительное
В) Запишите существительное первого, второго и третьего склонения
Г) Поставьте в творительном падеже существительное новизна, в дательном падеже существительное чуткость, в предложном падеже существительное расставание.
5. Стадия рефлексии.
Ребята, об имени существительном мы будем говорить в течение нескольких уроков. Как вы думаете, нам будет интересно изучать эту тему? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
6. Домашнее задание: разобраться с кластером, §24, упражнение 185.
Текст
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (школа, урок, класс, ученик, друг, письмо, радость).
В предложении существительные выполняют любые синтаксические функции, но чаще всего являются подлежащими и дополнениями.
(Девочка (существительное) с отцом (существительное) зашла в кабинет директора).
Как и любая самостоятельная часть речи, существительное имеет грамматические признаки.
Грамматические признаки могут быть постоянными (разряды существительных, род, склонение) и непостоянными (падеж, число).
Разряды существительных:
-
Собственные и нарицательные.
Собственные имена существительные обозначают название отдельных лиц, единичных предметов (Юрий, Солигорск, Днепр, «Ромео и Джульетта»).
Нарицательные имена существительные обозначают общее название для всех однородных предметов и явлений (мальчик, город, река, драма).
2. Одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые существительные – это те существительные, у которых родительный падеж множественного числа совпадает с винительным падежом множественного числа (медведь, сверстница, педагог).
Неодушевлённые имена существительные – это те существительные, у которых именительный падеж множественного числа совпадает с винительным падежом множественного числа (зонт, окно, берёза).
3. Конкретные или абстрактные (отвлечённые).
Конкретные называют конкретные предметы живой или неживой природы (рыба, журнал, брат, самолёт).
Отвлечённые существительные называют явления, воспринимаемые мысленно (учение, бег, жажда, упрямство, радость, любовь).
Есть 4 рода существительных: мужской род (он мой), женский род (она моя), средний род (оно моё) и общий род.
К общему роду относятся существительные с окончаниями -а (я), которые могут обозначать лиц и мужского, и женского пола (молодчина, забияка, работяга).
В русском языке 6 типов склонения. Тип склонения определяют по роду и окончанию в именительном падеже единственного числа.
К первому склонению относятся существительные с окончанием -а (-я) мужского и женского рода (карта, Паша).
Ко второму склонению относятся существительные среднего рода с окончанием -о (-е) и существительные мужского рода с нулевым окончанием (учение, село, ученик).
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (мышь, дочь).
К разносклоняемым существительным относятся 10 имён существительных на -мя среднего рода: бремя, темя, вымя, семя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, время – и имя существительное мужского рода путь.
Несклоняемыми называются имена существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму: вижу метро (В. п.), любуюсь метро (Т. п.), говорить о метро (П. п.).
6 тип склонения представляют существительные, которые склоняются как прилагательные (дежурный, классная, учительская).
В русском языке 6 падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).
В русском языке 3 формы числа: существительные и в единственном и множественном числе, только в единственном числе, только во множественном числе.
страница 1
|