Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекарство от рака, «эликсир молодости», животные, обладающие невообразимой выносливостью и сельскохозяйственные культуры, дающие втрое больше урожая – человек берется творить чудеса, которые непосильные даже для природы. Он вмешивается в естественное существование окружающего мира, становясь его творцом.

Известно, что, где большая власть, там и большие проблемы. Поэтому появляется необходимость обеспечения безопасности осуществления генно-инженерной деятельности. И в первую очередь это касается сферы права.

Впервые вопрос правового закрепления и регулирования генно-инженерной деятельности был затронут в Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной 5 июня 1992г. в Рио-де-Жанейро (ратифицирована Республикой Беларусь 10 июля 1993г.).

Целью Конвенции является сохранение и устойчивое использование биотехнического разнообразия, совместное получение на равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Хотя механизм достижения целей Конвенции осуществляется, в основном, на национальном уровне, очень важную роль играет развитие международного сотрудничества.

В Конвенции о биологическом разнообразии определено понятие генной инженерии как «любой вид технологии, связанной с использованием биологических систем, живых организмов или их производных для изготовления или изменения продуктов или процессов с целью их конкретного использования». Поэтому очевидно, что генная инженерия неотъемлемо связана с Конвенцией с самого начала ее действия.

Вопросы, имеющие отношение к генной инженерии, распределены Конвенцией по четырем основным группам:



  • Доступ к генетическим ресурсам

  • Передача биотехнологий

  • Распределение выгод, связанных с использованием генной инженерии

  • Безопасность

Что касается безопасности, то Конвенция предлагает специальные меры для принятия на национальном и международном уровнях для достижения безопасности в генно-инженерной деятельности и, как конечный результат, эффективное сохранение биологического разнообразия. Каждая сторона должна по мере возможности применять средства регулирования, контроля или ограничения риска, связанного с использованием или выпуском «генетически низменных организмов, являющихся результатом генной инженерии, которые могут иметь вредные экологические последствия».

Кроме того, статьей 19.3 Конвенции было прямо предусмотрено рассмотрение необходимости и условий принятия мер в области безопасной передачи, использования и применения любых генетически измененных организмов, являющихся продуктом генной инженерии.

Результатом этого стало подписание 29 января 2000г. Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (ратифицирован Республикой Беларусь 6 мая 2002г.). Цель этого Протокола заключается в обеспечение адекватных мер предосторожности в области безопасной транспортировки и использования генетически модифицированных организмов, созданных при помощи современных биотехнологий.

С приоритетным развитием генной инженерии появилась необходимость закрепления ее правового регулирования и на национальном уровне. В этой области в Беларуси предприняты важные шаги. Среди них следует отметить:



  • Государственную программу «Разработка и использование генно-инженерных биотехнологий в интересах сельского хозяйства и медицины «Генетическая инженерия», которая включает проведение научных исследований, комплекс организационных и кадровых мероприятий, призванных способствовать ускоренному развитию этого перспективного научного направления;

  • Создание Национального координационного центра биобезопасности, в функции которого входит осуществление полномасштабного мониторинга развитиям данного направления, разработана концепция государственного регулирования безопасности генно-инженерной деятельности;

  • Наличие нормативной базы, регулирующей отношения в области генно-инженерной деятельности, ратификация международных соглашений.

Кроме того, следует отметить и международное сотрудничество. Так, например, в рамках Союза Беларуси и России разработана научная программа «Создание высокоэффективных биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения («БелРосТрансген»).

Фундаментом закрепления правового регулирования генной инженерии и ее безопасности является принятый сравнительно недавно Закон Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности». Необходимость его принятия предопределил ряд факторов: интенсивное развитие биоинженерии, расширение спектра получаемых генетически измененных организмов, проведение полевых испытаний трансгенных организмов, расширение международного сотрудничества в области генной инженерии.

Основными принципами безопасности осуществления генно-инженерной деятельности в Беларуси являются:


  • принятие мер предосторожности при осуществлении генно-инженерной деятельности;

  • научно обоснованный, интегрированный и индивидуальный подходы при оценке риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду;

  • независимость государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов;

  • доступ к информации в области безопасности генно-инженерной деятельности.

В Законе «О безопасности генно-инженерной деятельности» закрепляется применение международной классификации, включающей четыре степени риска при работе с перекомбинированными патогенными организмами, которой придерживается большинство стран мира. Если факты свидетельствуют о том, что при формирование генетически измененных организмов возможны повреждения – это дает основание для допущения истинного риска и позволяет отнести проведение данного эксперимента к одному из четырех вышеназванных классов риска.

Проведение экспертизы генно-инженерных организмов регулируется Постановлением Совета Министров от 8 сентября 2006г. Осуществляют проведение экспертизы выбираемые Минприроды эксперты. На мой взгляд, было бы целесообразнее закрепить государственный реестр экспертов по биобезопасности. Кроме того, имело бы положительную роль проведение аккредитации лабораторий, способных проводить отдельные экспертизы, оснащение их необходимым оборудованием.

К сожалению, на сегодняшний день в лабораториях Беларуси тестируются на наличие генно-модоифицированных продуктов только кукуруза и соя. Не попали в этот список хлопчатник, кабачки, лен, сахарная свекла и рапс, одна из самых распространенных генно-модифицированных культур в Европе. Рассматривается вопрос о внесении в список тестируемых продуктов томата и картофеля.


    Сказывается и слабая осведомленность населения о понятии генно-модифицированных организмов. Зачастую генно-инженерная деятельность окружена ореолом таинственности и вызывает определенный скептицизм. Необходимо расширить осведомленность населения о сравнительных преимуществах современных биотехнологий, связанных с ними рисках, и мерах по их предупреждению. В перспективе возможна организация участия общественности в принятии решений по вопросам генной инженерии.

Положительной тенденцией для Беларуси в сфере обеспечения безопасности биоинженерии является установление административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности.

Сегодня Республика Беларусь принимает участие в международных программах в области биобезопасности. Главными задачи в этой сфере для Беларуси являются дальнейшее активное сотрудничество и выполнение обязательств, взятых на себя в соответствии с Картахенским протоколом по безопасности.



Генная инженерия является прогрессивной сферой развития науки. Но насколько она нестандартна и необычная, настолько нуждается в правовом закреплении и регулировании. Главной особенностью генно-инженерной деятельности является то, что обеспечение ее безопасности может осуществляться только на глобальном уровне.
Список использованной литературы:


  1. Конвенция о биологическом разнообразии: подписана в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992г.; ратифицирована Верховным Советом Республики Беларусь 10 июля 1993г. // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. – 1993. - № 29. – С. 50-80.

  2. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, 29 января 2000г.: ратифицирована Национальным собранием Республики Беларусь, 6 мая 2002г. // Национальный центра правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2006.

  3. Закон Республики Беларусь от 9 января 2006г. № 96-3 «О безопасности генно-инженерной деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – 2/1193.

  4. Закон Республики Беларусь от 18 мая 2007г. № 231-3 «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам установления ответственности за нарушение законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – 2/1328.

  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006г. № 1160 «О порядке проведения государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов и примерных условиях договоров, заключаемых для ее проведения» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – 5/22922.

  6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 августа 2006г. № 65 «О некоторых вопросах безопасности генно-инженерной деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – 8/14992.

  7. Зенкевич Е. Что нам сулит генная инженерия? // Вечерний Минск. – 2007. – № 221. – С. 21-25.

  8. Радюк А. В интересах науки // Экономическая газета. – 2004. – № 34. – С. 14-15.


страница 1

Смотрите также: