Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Саскевич В.В.1

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Беларуси на законодательном уровне безопасность генно-инженерной деятельности обеспечивается Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 96-З «О безопасности генно-инженерной деятельности»2 (далее – Закон), в развитие которого принят ряд нормативных правовых актов. Несмотря на то, что в него неоднократно вносились изменения, некоторые недостатки правового регулирования все еще требуют устранения.

Нуждается в уточнении используемая в Законе терминология. Следует более четко определить, к патогенным и условно патогенным организмам для целей рассматриваемого Закона относятся исключительно микроорганизмы, включающие согласно ст. 1 бактерии, вирусы и грибы, либо также иные организмы.

С одной стороны, в ст. 1 понятия патогенных и условно патогенных организмов определены широко: это соответственно генно-инженерные организмы, способные вызывать болезни человека, и генно-инженерные организмы, которые могут вызывать болезни человека при определенных условиях, то есть не только микроорганизмы. Аналогично в ст. 16 сформулировано требование безопасности при использовании генно-инженерных организмов в хозяйственных целях: использование в хозяйственных целях условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов не допускается. С другой стороны, согласно ст. 13 Закона третий и четвертый уровни риска генно-инженерной деятельности предполагают работу с патогенными генно-инженерными организмами, которые соответственно способны вызывать опасные инфекционные заболевания и распространять инфекцию, для которых имеются эффективные меры профилактики и лечения, и которые являются возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, обладающих способностью быстро распространяться, и для которых неизвестны эффективные меры профилактики и лечения. Таким образом, в данной статье паразитарные (инвазионные) болезни не упоминаются. Кроме того, только микроорганизмы включены в принятый в развитие Закона Перечень условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 13973.

В соответствии со ст. 3 закона основными принципами обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности являются: принятие мер предосторожности при осуществлении генно-инженерной деятельности; научно обоснованный, интегрированный и индивидуальный подходы при оценке риска возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду; независимость государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов; доступ к информации в области безопасности генно-инженерной деятельности. Учитывая роль государства в обеспечении безопасности генно-инженерной деятельности, предлагаем закрепить в данной статье также принцип государственного регулирования и управления в области безопасности генно-инженерной деятельности.

Среди объектов отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности (ст. 4 Закона) не названы сорта генно-инженерных растений, породы генно-инженерных животных и штаммы непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, по поводу которых также возникают отношения (в частности, связанные с государственной регистрацией – ст. 5, 11, 16). Целесообразно также определить первые два понятия в ст. 1 Закона. Кроме того, при формулировании некоторых норм Закона допущено смешение понятий генно-инженерных организмов и их сортов, пород и штаммов: часть вторая ст. 16 закрепляет, что использование в хозяйственных целях непатогенных генно-инженерных организмов в виде сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов допускается после их государственной регистрации Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Очевидно, имеется в виду использование организмов, относящихся к сортам, породам, штаммам.

Ст. 12 Закона обязывает лиц, осуществляющих генно-инженерную деятельность, обеспечивать раздельное содержание генно-инженерных организмов при их транспортировке и хранении. Необходимо конкретизировать, что понимается под раздельным содержанием в абзаце пятом части первой ст. 12 Закона (раздельном по отношению к другим организмам, вероятно).



1 Саскевич Вероника Васильевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и аграрного права, Белорусский государственный университет, юридический факультет

2 О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 96-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 24 дек. 2007 г. № 299-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 31-З, от 4 янв. 2010 г.№ 109-З// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 9. 2/1193; 2008. № 3. 2/1396; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1583; 2010. № 17. 2/1661.

3 Перечень условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. - Регистрационный номер НРПА 5/28411.


страница 1

Смотрите также: