страница 1
Утверждено
Решение
Сморгонского районного
Совета депутатов
27.12.2006 № 175
П Р О Г Р А М М А
социально-экономического развития
Сморгонского района
на 2006-2010 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа социально-экономического развития Сморгонского района на 2006-2010 годы (далее – Программа) разработана управлением экономики Сморгонского районного исполнительного комитета (далее – райисполком) совместно с управлениями, отделами райисполкома, организациями района в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. №384, Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
Основной целью Программы является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики.
В настоящей Программе определены основные показатели социально-экономического развития Сморгонского района на 2006-2010 годы согласно приложению.
Ответственными исполнителями Программы являются управления и отделы райисполкома.
ГЛАВА 2
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Социально-экономическое развитие Сморгонского района, начиная с 2000 года и все последующие годы, характеризуются поступательным развитием экономики. По ряду важнейших показателей развития экономики района достигнуто значительное превышение уровня 2000 года и заданий программы развития района на 2001-2005 годы.
В 2001-2005 годах социально-экономическое развитие района определялось работой основных отраслей народного хозяйства: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, бытовым обслуживанием, здравоохранением, культурой и спортом.
На долю Сморгонского района приходится 3,2 процента (далее - %) промышленного производства Гродненской области.
В промышленном комплексе доминировала пищевая промышленность, удельный вес которой в районном объеме производства возрос с 22% в 2000 году до 29% в 2005 году, а также машиностроение и металлообработка (удельный вес – 28%), производство строительных материалов (13%).
Параметры развития были напряженные во всех отраслях. Общий объем промышленной продукции должен был возрасти на 26,6%, объем экспорта на 52,1%, прирост валовой продукции сельского хозяйства предусматривался на уровне 41%, планировалось ежегодно вводить от 13 до 15 тыс. кв. м. общей площади жилых домов.
По итогам пятилетки все важнейшие параметры развития выполнены и перевыполнены. Так, прирост промышленной продукции за 2001-2005 годы составил 61,9% при прогнозном 26,6 %. Выше среднерайонных сложились темпы роста в республиканском унитарном предприятии (далее – РУП) «Сморгонский агрегатный завод» - более чем в три раза, коммунальном унитарном предприятии (далее – КУП) «Сморгонский литейно-механический завод» - в 2,8 раза, в открытом акционерном обществе (далее – ОАО) «Сморгонские молочные продукты» - в 1,9 раза. Весь прирост промышленной продукции получен за счет роста производительности труда. За период с 2001 года по 2005 год производительность труда возросла в 2,2 раза. Значительно увеличился выпуск важнейших видов продукции.
Наряду со значительным приростом производства сокращены складские запасы готовой продукции.
Все эти показатели достигались напряженной работой трудовых коллективов на основе модернизации производств, внедрения инвестиционных проектов, освоения новых видов продукции, внедрения передовой техники и технологий, повышения качества выпускаемых изделий.
В период за 2001-2005 годы в этом направлении промышленными предприятиями проведена значительная работа. Завершена реконструкция цеха ячеистого бетона в открытом акционерном обществе (далее – ОАО) «Сморгоньсиликатобетон», на эти цели использовано 7 млн.евро или 18 млрд.рублей, В КУП «Сморгонский литейно-механический завод» реализован инвестиционный проект по замене в литейном цехе вагранок и системы очистки пылегазовых выбросов. Хлебозаводом приобретена ротационная печь, технологическое оборудование, смонтирована линия производства мелкоштучных изделий. Комбинатом кооперативной промышленности введена в эксплуатацию линия по производству картофельных чипсов, налажено производство блинной муки. Завершена реконструкция формовочно-заливочного участка в совместном предприятии обществе с ограниченной ответственностью «Литком».
На агрегатном заводе помимо традиционной продукции мини-тракторов и мотоблоков освоен выпуск восьмикорпусных плугов, приобретено оборудование для машинного зала токов высокой частоты, углубляется кооперация с республиканским унитарным предприятии «Минский тракторный завод».
В РУП «Сморгонский завод оптического станкостроения» постоянно идет освоение и производство новых видов продукции, освоен выпуск колтюбинговой техники (т.е. техники для очистки нефтегазовых скважин), этикетировочных автоматов, шестеренных насосов разных модификаций, теплогенераторов, подметальной машины МП-101 - аналога машины «Бродвей». В настоящее время предприятие работает над освоением и выпуском разнообразной сложной техники для агропромышленного комплекса и над поиском продукции для серийного выпуска
За пятилетку объем промышленного производства возрос на 61,9 процента, среднегодовой темп прироста составил 12,4 процента при прогнозе 6,7 процента.
Главной целью развития промышленности в 2006-2010 годах является увеличение производства продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов; обеспечение ежегодного прироста объемов производства конкурентоспособной продукции главным образом за счет роста производительности труда; снижение издержек производства продукции и повышение рентабельности на базе внедрения новых высокоэффективных видов оборудования и технологий.
Планируется увеличение объемов выпускаемой продукции в 1,58 раза, в среднем за месяц прирост должен составлять 8,5 - 9,0.%
По потребительским товарам прогнозируется рост за период с 2006 по 2010 годы на 57,6 %, в месяц – 9,5 – 10,0%.
Первоочередной задачей также является активизация работы маркетинговых служб по сбыту продукции. Продолжится работа по сокращению издержек производства предприятий, в том числе будет оптимизирована структура управления и численность работающих.
Улучшение потребительских свойств выпускаемых изделий позволит предприятиям выйти на новые рынки сбыта.
Главная стратегия развития РУП «Сморгонский завод оптического станкостроения» до 2010 года состоит в продолжении превращения его в многопрофильное производство одновременно с постоянным увеличением объемов выпускаемой продукции с целью стабилизации и улучшения технико-экономических показателей развития предприятия.
С 2007 года планируется начать мелкосерийное производство вакуумных установок разного технологического направления, в том числе: для реализации ионно-лучевой технологии нанесения покрытий на оптические детали, на лазерные зеркала.
РУП «Сморгонский агрегатный завод» занимается производством мини-техники. Выпускаемая заводом техника предназначена для различного рода сельскохозяйственных работ, а также механизации работ в коммунальном хозяйстве. Главной целью предприятия на ближайшую перспективу остается увеличение объемов выпуска и продаж продукции для более полного удовлетворения потребности рынка. Планируется разработка новых изделий к мини-трактору и мотоблоку, таких как картофелекопалки барабанного типа и однорядной картофелекопалки - трясалки к мини-трактору, картофелесажалки и ряда других изделий. Увеличение номенклатуры навесных орудий и прицепного оборудования для мотоблока и мини-трактора позволяет расширить возможности применения мини-техники, выпускаемой предприятием, для использования ее в различных сферах деятельности. Проводится работа по освоению производства навесного оборудования к тракторам среднего и тяжелого класса производства РУП «Минский тракторный завод».
Актуальным для предприятия также остается вопрос организации устойчивых стабильных каналов сбыта, установлении тесных связей с рыночными зонами постоянного спроса.
Приоритетным и важнейшим инвестиционным проектом, предусмотренным к реализации в 2006 году является «Модернизация участка производства творога» в ОАО «Сморгонские молочные продукты». Установка новой дополнительной линии позволит увеличить производство творога на 5 тонн в сутки. В текущем году планируется освоить 1,4 млрд. рублей инвестиций. Намечен выпуск нескольких новых видов продукции. В 2007 году общество планирует строительство котельной, на что будет направлено 2 млрд.рублей, создание 4 дополнительных рабочих места. В 2010 - 2011 годах планируется реконструкция участка сухого обезжиренного молока с привлечением инвестиций в сумме 2,85 млрд. рублей и созданием 8 рабочих мест.
В ОАО «Сморгоньсиликатобетон» на 2006 год запланирована вторая очередь реконструкции цеха ячеистого бетона с установкой двух гомогенизаторов с мешалками, предполагаемая сумма инвестиций – 60 млн. рублей. В этом же году планируется организовать выпуск перемычки сборно-монолитной, сумма инвестиций 200 млн. руб. и выпуск сухих строительных смесей, сумма инвестиций 200 млн. руб. Дополнительно будет создано 12 рабочих мест. На данном предприятии в 2007 году планируется реконструкция цеха силикатного кирпича с установкой гидравлического пресса (выпуск кирпича силикатного лицевого), предполагаемая сумма инвестиций 2,9 млн. руб., будет создано дополнительно 8 рабочих мест.
ОАО «Сморгоньлен» с целью увеличения объема заготовки льнотресты и снижению затрат по производству продукции в 2006 году планирует выращивание льна собственными силами на площади 840 га (2005 год - 635 га). Для повышения урожайности льна и улучшения его качества производится обмен семян льна V репродукции на более высокоурожайные I и II репродукции.
Также планируется организация производства по изготовлению костробрикетов, что позволит снизить запасы отходов производства и получить доход от продажи данного вида продукции. На 2007 год общество планирует реализовать инвестиционный проект по углубленной обработке льноволокна, сумма инвестиций планируется в пределах 500 млн. руб.
Коммунальное унитарное предприятие «Сморгонский завод пищевых продуктов» в 2007 году планирует замену сушильного барабана на линии по производству сухого картофельного пюре, сумма предполагаемых инвестиций составит 2 млрд. руб., будет создано дополнительно 10 рабочих мест. В 2008 году данным предприятием имеются намерения приобрести и установить линию по производству картофеля «Фри» на что будет использовано 4,7 млрд. рублей инвестиций и создано 10 рабочих мест.
Государственное лесохозяйственное учреждение (далее – ГЛХУ) «Сморгонский опытный лесхоз» для улучшения освоения лесосечного фонда и увеличения объема вывоза древесины в 2006 году планирует строительство лесохозяйственной дороги в Вишневском лесничестве, на что будет использовано 300 млн. рублей. За счет средств амортизационного фонда и кредита банка данное предприятие планирует приобрести сортиментовоз МАЗ с прицепом, стоимость которого составляет 130 млн. рублей. В последующие годы будут направлены инвестиции на дальнейшее строительство дорог с ежегодным освоением инвестиций порядка 300 млн. руб. и приобретение лесозаготовительной техники.
Унитарное предприятие «Сморгонский комбикормовый завод» в 2007-2009 годах планирует реконструкцию и техперевооружение свинокомплекса «Андреевцы» с установкой нового оборудования, на что будет направлено 4,1 млрд. рублей. В 2007 году предприятие планирует установить фасовочный комплекс для расфасовки каш, сумма инвестиций составит 373 млн. руб.
В целях увеличения коэффициента использования производственных мощностей и удешевления выпускаемой продукции в филиале «Гроднохлебпром» Сморгонском хлебозаводе запланирован ввод линии по производству ржаного солода. Стоимость проекта - 480 млн. рублей. При ограниченном сбыте своей продукции предприятие стремится увеличить объем выпуска за счет изменения ассортимента производимой продукции (увеличение производства заварных сортов хлеба по многостадийной технологии и мелкоштучных булочных изделий).
Проводимая работа по техпревооружению и освоению новых видов продукции должна обеспечить прирост объемов промышленной продукции на 14,5 млрд. рублей.
В прошедшей пятилетке уделялось значительное внимание качеству выпускаемой продукции, внедрению в производство методологии международных стандартов ИСО серии 9000, 9001, 14000. Международные стандарты ИСО серии 9000 получены РУП «Сморгонский агрегатный завод», ОАО «Сморгонские молочные продукты». Также продукция молочного завода в 2005 году стала Лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» и «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (молоко сухое обезжиренное, масло сладко-сливочное). Получен сертификат национального олимпийского комитета товаров «Олимпийское качество 2006 года», что дает право маркировать цельномолочную продукцию этим брендом. В 2006 и последующих годах будет продолжена эта работа в ОАО «Сморгоньсиликатобетон» и РУП «Сморгонский завод оптического станкостроения».
Достижение планируемых показателей промышленными организациями влечет за собой необходимость модернизации и капитального ремонта технологического оборудования. Это позволит снизить затраты на производство и улучшить качество выпускаемой продукции. Приоритетным направлением инвестиционной политики станет направление инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.
Внедрение инвестиционных проектов, выпуск новых видов продукции и улучшение их конкурентоспособности позволили активизировать внешнеэкономическую деятельность. Начиная с 2000 года в районе наблюдается рост экспортных поставок с 7,7 млн.долларов США до 20,3 млн. долларов США в 2005 году, т.е. они возросли в 2,6 раза. Основным внешнеторговым партнером является Российская Федерация. В общем объеме внешнего товарооборота ее доля составляет 48,6%. Продукция наших предприятий поставляется не только в страны СНГ, но и в страны дальнего зарубежья - Нидерланды – 7,5%, Германия – 5,4%, Польша – 4,4%, Соединенное Королевство Великобритании – 3,8%, Китай – 2,2%, Италия – 1,7%, США – 1,5%, Франция – 1,4%.
Крупнейшим предприятием экспортером в 2005 году явилось ОАО «Сморгонские молочные продукты». В общем объеме внешнеторгового оборота удельный вес продукции этого предприятия составил 51%. Активно осуществляют внешнеэкономическую деятельность и негосударственные предприятия, такие как общество с ограниченной ответственностью «Халес» и совместное предприятие «Литком», которые намного превысили доведенные прогнозные показатели.
В 2006-2010 годах планируется продолжить работу по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ и, в первую очередь, с Российской Федерацией, расширению рынков сбыта, налаживанию поставок высококачественной продукции.
Предполагается, что темп роста экспорта товаров и услуг за период предстоящей пятилетки увеличится в 1,7 раза при наличии благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках.
ГЛАВА 3
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Программой на 2006-2010 годы предусматривается прирост валовой продукции во всех категориях хозяйств на 45,0 %, в том числе по сельскохозяйственным организациям – на 45-47%, т.е. необходимо обеспечить среднегодовой прирост на уровне 7-8%.
На основании программы развития агропромышленного комплекса на 2006-2010 годы планируется увеличить производство основных видов сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств. Планируется увеличить объем валового сбора зерновых и зернобобовых с 46 тыс. тонн в 2005 году до 69 тыс. тонн в 2010 году, картофеля с 66 до 68 тыс. тонн, сахарной свеклы с 36 до 70 тыс. тонн, молока с 44 до 52 тыс. тонн, реализация скота и птицы с 6,0 до 6,7 тыс. тонн соответственно.
Приоритетным направлением в сельскохозяйственном производстве является производство зерна, сахарной свеклы, а также создание прочной кормовой базы для животноводства.
Оптимизация структуры посевных площадей зерновых культур предусматривает увеличение удельного веса озимых культур, как наиболее стабильных по продуктивности. Увеличение урожайности зерновых обеспечивается обязательным внедрением интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур с интегрированной системой защиты растений. Удельный вес зерновых и зернобобовых культур составит не менее 52 % от площади пашни. В зерновой группе площади под культурами интенсивного типа будут расширены: под пшеницей на 5%, тритикале - на 17 %.
Особое внимание уделяется отрасли кормопроизводства. В структуре многолетних трав на пашне удельный вес бобовых составит не менее 70 %. Вместе с тем осуществляется закладка и отвод участков бобовых и злаковых трав интенсивного типа на площади, обеспечивающей производство собственных семян под полную потребность.
В отрасли животноводства для вывода на указанные параметры молочной продуктивности потребуется осуществить модернизацию существующих молочных ферм под новейшие технологии производства молока, предусматривающие круглогодовое стационарное комбибоксовое содержание коров, кормление скота полнорационными кормосмесями и доение коров в автоматизированных доильных залах. К концу 2010 года необходимо иметь 9 молочно-товарных ферм нового типа.
Развитие производственного потенциала мясной отрасли и снижение издержек производства мясных ресурсов предполагает дальнейшее совершенствование промышленных методов выращивания и откорма животных и выхода на получение среднесуточных привесов не менее 630 граммов по крупному рогатому скоту и 600 граммов - на откорме свиней.
Приоритетным направлением для обеспечения намеченных показателей откорма животных должна стать работа по реконструкции имеющихся промышленных комплексов под новые ресурсосберегающие технологии.
Основной задачей в решении проблем механизации и автоматизации производственных процессов в сельском хозяйстве является оптимизация и обновление средств механизации, повышение эффективности работы машинно-тракторного парка и оборудования.
В настоящее время имеющийся в сельскохозяйственных организациях машинно-тракторный парк и оборудование на фермах устарело и физически изношено. Создавшееся положение следует исправлять оснащая сельхозпроизводство комплексом машин нового поколения, позволяющих снизить затраты труда и имеющих высокую надежность. Соответственно, для их эффективного использования будет обновляться парк сельскохозяйственных машин, приобретая технику, повышающую качество работы со снижением энергозатрат.
Программой возрождения села утвержденной депутатами районного Совета предусматривается строительство 14 агрогородков, которые позволят обеспечить повышение уровня и качества жизни сельских тружеников путём создания условий реализации установленных социальных стандартов по обслуживанию населения в области медицинского, бытового, транспортного обслуживания, предоставления услуг связи, строительство и ремонт учреждений культуры, образования и медицины.
В 2006 году осуществляется строительство 3 агрогородков на базе д. Вишнево – сельскохозяйственно-производственный кооператив (далее – СПК) «Совбел», д. Залесье ОАО «Сморгоньагросервис», д. Солы СПК «Солы». Только на благоустройство производственных объектов выделено из дорожного фонда 785 млн. рублей, в т.ч. Залесье- 18 млн.руб.,- Вишнево-300 млн.руб., Солы - 255 млн. рублей.
Большое внимание уделяется закреплению сельского населения и улучшения их труда. С этой целью ведется обновление машинного -тракторного парка, обустройство машинных дворов, реконструкция животноводческих ферм. Только на приобретение техники в 2006году на три агрогородка затрачено 4,5млрд. рублей, на приобретение техники, на реконструкцию комплекса по откорму крупного рогатого скота «Вишнево» - 540млн. рублей, комплекса по откорму крупного рогатого скота «Михничи» - 700 млн. рублей.
В 2007 году согласно мероприятиям строительство агрогородков будет вестись в д. Синьки и д. Лылойти. Планируется вестись строительство животноводческой фермы в д. Лылойти и реконструкция фермы в д. Коты, ведется обновление машинно-тракторного парка, их обустройство.
За 2008 -2010 годы предполагается обустроить агрогородки в 8 населенных пунктах района. В трёх из них будет проведена реконструкция животноводческих ферм по переводу скота на беспривязное содержание и строительство доильных залов, обустройство 5 машинных дворов, произведено обновление машинно-тракторного парка.
ГЛАВА 4
ТОРГОВЛЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, УСЛУГИ
В настоящее время и в дальнейшем актуальной задачей торговой отрасли будет насыщение внутреннего потребительского рынка товарами. За 2006- 2010 годы общий объем розничного товарооборота через все каналы реализации возрастет на 56,1%. Более высокими темпами будет идти формирование товарооборота в сети торговых предприятий.
Характерным признаком роста доходов будет являться то, что в структуре товарооборота увеличатся объемы реализации непродовольственных товаров. В части улучшения структуры потребления перед торговым комплексом района стоит задача довести за пятилетку удельный вес непродовольственных товаров с 40 до 44% за счет опережающей продажи товаров длительного пользования, культурно- бытового и хозяйственного назначения.
Потребности населения будут удовлетворяться, в основном, товарами, производимыми в республике. Доля отечественной продукции, особенно телевизоров, холодильников, трикотажных изделий, обуви, всевозможных строительных материалов будет увеличиваться и сохранит тенденции устойчивого роста. Планируется довести объемы реализации белорусских товаров в общем объеме реализации свыше 90%.
Предприятия торговли будут работать в условиях экономических и структурных преобразований, предпринятых для повышения эффективности хозяйственного управления предприятий торговли. Планируются дальнейшие изменения в структуре оборота розничной торговли по формам проявления. Доля государственного сектора постепенно будет сокращаться. Его удельный вес в объеме продаж к концу 2010 года планируется снизить до 33.5%. В то же время возрастет доля оборота, реализуемого предприятиями негосударственного сектора. Особое внимание будет уделяться развитию потребительской кооперации, которая обеспечивает товарами сельское население. Удельный вес оборота потребительской кооперации за предстоящую пятилетку возрастет с 12.8 до 13.5% в общем объеме товарооборота.
Дальнейшее развитие получат иностранные предприятия. Их доля в обороте возрастет к концу 2010 года до 9%.
Планируемые объемы продаж и изменения в структуре оборота розничной торговли по формам проявления будут обеспечены за счет дальнейшего совершенствования процессов торговли.
Значительная роль будет отводиться оптовой торговле. Дальнейшее увеличение объемов продаж будет осуществляться на оптовых складах «База Бакалея» и ООО «Проинтекс». В решении проблем повышения конкурентоспособности отечественных товаров, их продвижению на внутренний рынок будет способствовать открытие мелкооптового магазина в унитарном районном торговом коммунальном предприятии «ГУМ». В частности, это позволит осуществлять поставку квотируемых товаров с торговыми скидками и привлечь индивидуальных предпринимателей в товарном обеспечении района отечественными товарами.
Важнейшей задачей по обеспечению потребностей населения в необходимых товарах и услугах является дальнейшее развитие общественного питания. Планируется ввести в действие кафе в д. Солы и д.Крево, осуществить строительство объектов придорожного сервиса на трассах Минск- Вильнюс, Сморгонь - Ошмяны и Сморгонь - Вилейка и в микрорайоне Корени.
Торговля и общественное питание в предстоящем пятилетии останутся самыми инвестируемыми отраслями. За 2006 - 2010 годы планируется вложить в торговую отрасль более 1880 млн.руб. Будет произведено обновление торгового и технологического оборудования.
Основной целью развития бытового обслуживания населения района является обеспечение платежеспособного спроса населения широким спектром высококачественных бытовых услуг.
Обеспечение прогнозных показателей по объему оказываемых услуг населению планируется за счет развития новых видов услуг, таких как прием и выдача заказов на дому, сокращения сроков исполнения заказов, улучшения качества и ассортимента оказываемых услуг.
Предусматривается дальнейшая оптимизация сети предприятий бытового обслуживания и их размещение согласно планов развития, рекомендованных государственным объединением «Белбыт», с учетом сокращения числа убыточных подразделений и развития новых видов услуг.
Разработанные мероприятия по дальнейшему развитию сферы бытового обслуживания населения скоординированы с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, реализация которых позволит обеспечить стабильный рост объемов бытовых услуг на селе, системный подход в организации бытового обслуживания, повышение качества и доступности бытовых услуг для каждого жителя сельской местности.
В 2006-2010 годах планируется увеличить объемы платных услуг, оказываемых населению, на 47,7%. Особое внимание будет уделено развитию прогрессивных видов услуг – телекоммуникационных, информационных, финансовых, страховых, а также услуг, связанных с рационализацией быта, организацией досуга, туризмом, здравоохранением и образованием.
ГЛАВА 5
СТРОИТЕЛЬСТВО
Управлением капитального строительства Сморгонского райисполкома на 2006-2007 годы запланированы такие объекты, как реконструкция музея по ул. Кутузова, ремонт здания городского дома культуры, строительство многоквартирных жилых домов ЖСК, реконструкция здания под жилой дом по ул. Советской, строительство инженерных сетей в районах индивидуальных застроек.
В сельской местности важное значение имеет строительство инженерных сетей и объектов транспортной инфраструктуры к жилым домам, а также обустройство агрогородков. Это строительство подъездных дорог, благоустройство, реконструкции и ремонты зданий общественного назначения на селе.
С целью сокращения объемов сверхнормативного незавершенного строительства предусматривается завершение строительства таких объектов, как «Пристройка к школе в д. Раковцы», «Реконструкция неоконченного строительством детсада на 330 мест», «Улицы и магистральные сети м-н № 3», инженерные сети районов индивидуальных застроек, благоустройство территории д. Крево, рекультивация полигона ТБО, «Пруд на реке Гервятка». Два объекта подлежат ликвидации: «Фабрика-кухня полуфабрикатов» и «АТС на 1000 номеров». Строительство их начато в 1989 году.
Инвестиционные проекты, подлежащие реализации в рамках инвестиционной программы, по коммунальному унитарному предприятию «УКС Сморгонского райисполкома» финансируются за счет средств местного бюджета. Строительство инженерных сетей в районах индивидуальных застроек предусмотрено с учетом долевого участия застройщиков. Строительство многоквартирных жилых домов финансируется за счет кредитов банка и средств населения.
Для выполнения поставленных задач необходима в сроки предоставленная проектно-сметная документация, а также финансирование данных инвестиционных проектов. Так, в 2006 году ожидается освоение капитальных вложений на сумму 9986 млн. рублей, в 2007 году планируется использовать инвестиций на сумму 11484 млн.руб.
Управлением капитального строительства райисполкома принята региональная программа строительства объектов инженерной инфраструктуры для районов жилой застройки по г. Сморгонь и по Сморгонскому району на 2006-2010 годы.
ГЛАВА 6
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Дочернее унитарное предприятие «Автомобильный парк № 17» оказывает транспортные услуги всем заказчикам, как на территории района, так и за его пределами. В настоящее время, для обеспечения потребностей заказчиков в перевозках, автопарк располагает 39 грузовыми автомобилями и 56 автобусами, введение дополнительных производственных мощностей не требуется, требуется только постоянное обновление подвижного состава.
В автопарке сложилась оптимальная маршрутная сеть. Расписания автобусных маршрутов увязаны с движением поездов через г.Сморгонь, с работой организаций и предприятий.
Для повышения культуры обслуживания пассажиров, выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития, стабильной работы автопарк планирует в 2006-2007 годы. развивать экспрессные маршруты для микроавтобусов на городских перевозках, организовать экспрессные маршруты для подвоза членов садоводческих товариществ на дачные участки, а также организовать ежедневную работу междугородного маршрута Сморгонь - Молодечно . Дополнительно открыть междугородный маршрут Сморгонь – Гродно, отправлением из г.Сморгонь во второй половине дня и возвратом на следующий день. Продолжить сотрудничество с экскурсионным бюро по организации экскурсионных поездок на комфортабельных автобусах МАЗ-152 и Setra S.
Для сохранения действующей маршрутной сети, обеспечения выполнения доведенных объемов перевозок, автопарк планирует ежегодно обновлять 10% подвижного состава. Для перевозки пассажиров на городском маршруте № 5, который обеспечивает в основном доставку работников республиканского унитарного предприятия «Сморгонский агрегатный завод» к месту работы, автопарк планирует приобрести автобус большой вместимости МАЗ-105 и МАЗ-104. Приобретение автобуса МАЗ-105 (сочлененного) позволит автопарку повысить самоокупаемость социально-значимых перевозок, улучшить обслуживание населения. Автопарком будут приобретаться экономически выгодные автобусы: «Радимич», который имеет низкую норму расхода топлива; «Неман» - который имеет вместимость 46 чел., при норме расхода топлива 36 л. Постепенно будут выводиться из эксплуатации карбюраторные автобусы ЛАЗ-695 путем переоборудования на дизельное топливо, что позволит снизить затраты на топливо. На пригородных маршрутах с низким пассажиропотоком будет использоваться автобусы небольшой вместимости: ПАЗ, Газель, МАЗ-256, где низкий расход топлива.
Для сохранения объемов грузовых перевозок планируется продолжить работу с дорожно-строительными организациями, изыскивать дополнительные объемы работ за пределами района. Увеличить объемы перевозок грузов для населения за счет организации перевозки мебели и других предметов домашнего обихода от магазинов. В 2006 году автопарком приобретены 2 автомобиля-самосвала МАЗ-5551. В 2007-2010 годах ежегодно планируется приобретение дух автомобилей-самосвалов МАЗ-5516, грузоподъемностью 20 тонн, или КаМАЗ-5511.
Также планируется наращивание объемов прочих видов деятельности: организация государственных технических осмотров транспортных средств на станции диагностики, проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей в ремонтной мастерской автопарка.
ГЛАВА 7
СВЯЗЬ
Основными задачами Сморгонского районного узла электрической связи является обеспечение выполнения основных показателей прогноза социально- экономического развития на 2006-2010 годы.
Планируемый темп роста платных услуг связи населению за пять лет составит 166,5 процента.
Услуги связи юридическим и физическим лицам возрастут на 53,0 процента. Необходимо максимально задействовать существующую и вводимую номерную емкость. С этой целью планируется расширение номерной емкости следующих АТС:
2006г. - АТС Крево;
2007г.- АТСК Синьки - 158 номеров; АТСК Лылойти 64 номера;
2008г- АТСК Войстом - 38 номеров; АТСК Мицковичи - 49 номеров;
2009г- АТСК Кушляны - 58 номеров; АТСК Белковщина - 157 номеров;
2010г- АТСК Ордаши - 71 номер; АТСК Раковцы - 40 номеров; АТСК Осиновщизна - 136 номеров.
С целью расширения доступа в сеть Интернет ввести в 2006-2010 годах не менее 246 портов.
Планируется телефонизация малонаселенных пунктов.
2006 год-. Асаны, Мирклишки, Горовые, Скирдимы, Панарка, Погорье, Ошмянец, Будилки, Красное, Хотели;
2007 год.- Кудишки. Берозовая Роща, Белюны, Варакумщина;
2008 год.- Лазовка, Щани, Замостье, Катриново, Окушково;
2009 год Гайди, Рудали, Рачкяны.
2010 год Асмановка, Труханово.
Планируется обеспечить выполнение прогнозных показателей по приросту телефонных аппаратов:
2006 год- 800шт; 2007 год.-372шт; 2008 год.-87шт; 2009 год -215шт; 2010 год.-247шт.
С целью реализации принципа «Одно окно» в 2006-2007 годах будет произведена реконструкции 1 этажа корпуса электросвязи.
Целями развития Сморгонского районного узла почтовой связи на 2006 год и до 2010 года являются:
создание условий, способствующих обеспечению максимального удовлетворения спроса и нужд в услугах почтовой связи для физических и юридических лиц, органов государственного управления;
создание конкурентоспособных и высокотехнологичных услуг почтовой связи на базе современных информационных технологий, доступных жителям городской и сельской местности;
обеспечение высокого качества сервиса;
расширить спектр оказываемых услуг населению, проживающему в сельской местности, по принципу «На селе, как в городе».
ГЛАВА 8
ОБРАЗОВАНИЕ
В дошкольных учреждениях будет осуществляться переход на личностно-ориентированную модель образовательного процесса. Родителям будет обеспечено право выбора посещения детьми любого дошкольного учреждения. Планируется перевод в 2006-2009 годах дошкольных учреждений на индивидуальный путь развития: ясли-сад № 15 - модель « Этносад», ясли-сад №6 - «Открытый детский сад», ясли-сад № 13 «Углубленная физкультурно - оздоровительная работа», ясли-сад № 14 по профилю «Углубленная эколого - валеологическая работа с детьми» и др.
В 2006-2008 годах на базе государственного учреждения образования «Жодишковская средняя школа-сад», «Сморгонская начальная школа-сад» будут открыты группы выходного дня, группы кратковременного пребывания детей.
Большое значение будет придаваться дошкольным учреждениям образования нового типа.
В 2006 году планируется открыть государственное учреждение образования «Вишневская средняя школа-сад», в 2007 году в агрогородке «Солы» дошкольный центр развития ребёнка, в 2008 году «Синьковскую среднюю школу-сад», что позволит родителям предоставить для их детей современные виды услуг.
Планируется увеличить посещаемость детьми дошкольных учреждений на селе и довести этот показатель до 80%.
В области общего среднего образования главная задача ставится в 2008 году перейти на полный охват детей старшей ступени профильным обучением. В связи с этим в 2006 году управлению образования следует разработать районную программу допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
С целью создания условий для удовлетворения образовательных запросов детей и их родителей, построения индивидуальной образовательной траектории учащихся школы города и села будут работать по индивидуальным проектам развития. До 2010 года планируется осуществить такие проекты, как «Личностно-ориентированное пространство учебно-воспитательного процесса» (УО «СШ №1»), «Создание адаптивной педагогической системы (УО» СШ №3», ГУО «Сыроваткинская СШ», «Войстомская СШ»), «Создание оптимальных условий для интеллектуального, творческого, морального и физического развития личности сельского школьника в условиях агрогородка» (ГУО «Жодишковская средняя школа-сад») и др.
Будут реализованы проекты создания образовательных комплексов для работы с детьми по месту жительства, включающих в себя детский сад-школа, внешкольные учреждения. В 2006 году - микрорайон «Корени», 2007 год - микрорайон «Центральный», 2008 год - микрорайон «Восточный».
Формирование воспитательной среды, здорового образа жизни планируется осуществить через открытие для детей новых объединений таких как: « Хобби-центр», «Школа « Абитуриент» (на базе учреждения образования «СРЦТДМ»), театральная гостиная (ГУО»Залеская средняя школа-сад», школы-клуба «Хорошие матери» (УО «СШ №3»), клуба «Интеллектуал» (УО «СШ №1») и др.
В 2010 году на базе государственного учреждения образована «Средняя школа №7 с физкультурно-оздоровительным уклоном» будет реализован проект «Школа здоровья». Во всех учреждениях образования открываются музеи и музейные комнаты.
В 2006-2010 годах следует принять меры для создания дополнительных условий пребывания детей с особенностями в развитии, обратив внимание на систему ранней диагностики и профилактики отклонения и их развитии.
К 2008 году в учреждениях образования «Социально-педагогический центр» и «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» следует осуществить внедрение целевых программ «Шаг навстречу» и «Ранняя помощь», создание блока социально-бытовой адаптации и детей, комнаты релаксации.
Создание единого информационно-образовательного пространства, формирование навыков освоения информационных технологий, построение интегрированных систем информационного обеспечения - главная задача управления и учреждений образования на 2006-2010 годы.
До 2007 года следует разработать и утвердить районную программу «Информатизация системы образования», согласно которой в течение последующих пяти лет планируется приобрести дополнительно 15 компьютерных классов, закупить мультимедийные системы для организации учебно-воспитательного процесса, внедрить в образовательный процесс телекоммуникационные проекты, организовать дистанционное обучение, создать дополнительные информационные ресурсы для использования в учебно-воспитательном процессе. На это следует направить более 700 млн.руб.
В связи с переходом на профильное обучение и созданием 12-летней школы, а также с учетом условий рынка, в 2006-2010 годах следует осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров. Планируется подготовить дополнительно 97 человек по таким специальностям как физика, математика, информатика, менеджер образования, психология и др., повысить квалификацию и переподготовить более 120 человек.
Для закрепления молодых специалистов продолжить выделение льготных кредитов и жилья на селе.
Развитие системы образования требует создание безопасных условий труда педагогических и ученических коллективов, укрепление материально-технической и учебной базы учреждений. На эти цели в течение 2006-2010 гг. планируется направить более 16 млрд. рублей, в т.ч. 5 млрд. руб. на капитальный и текущий ремонты.
В связи с этим будет завершено строительство мини-бассейна в учреждении образования «Сморгонская начальная школа-сад» (2006 год), капитально отремонтированы ясли-сад № 13, № 14 (2006-2007 годы.) здание учреждения образования «Гимназия №4» (2007-2008 годы.), спортзал учреждения образования «СШ №5» (2007 год.), реконструированы Синьковская СШ в сельскую гимназию (2008 год.), Лылойтинская БШ в школу-сад (2009 год.).
ГЛАВА 9
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Основными направлениями деятельности учреждений здравоохранения на 2005-2010 годы являются:
постепенный перевод первичной медико-санитарной помощи на всех уровнях на работу по принципу «врача общей практики» и «групповой общеврачебной практики»;
рациональное и эффективное использование потенциала врачей-специалистов и доведение их штатной численности до реальной потребности;
максимально рациональное использование коечного фонда, широкое внедрение стационарозамещающих технологий;
сокращение должностей обслуживающего немедицинского персонала в учреждениях здравоохранения;
создание условий для организации учреждениями здравоохранения подразделений сервисного обслуживания по ремонту медтехники и изделий медицинского обеспечения, по ремонту и обслуживанию зданий, сооружений, инженерных сетей;
развитие платных услуг в здравоохранении, заключение договоров с предприятиями на оказание медицинской и методической помощи, сдача в аренду помещений.
ГЛАВА 10
РАЗВИТИЕ СПОРТА И ТУРИЗМА
В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 года № 150 «О государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы», отраслевой Программы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь для вовлечения сельского населения в активные занятия физической культурой и спортом планируется создание районного физкультурно-спортивного клуба (далее – ФСК) «Урожай», а также физкультурно-оздоровительных центров в агрогородках и введению специалистов по физической культуре на селе.
ФСК «Урожай» - государственное учреждение, организующее физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую и туристскую работу с сельским населенным всех возрастных групп. Основной задачей ФСК «Урожай» является создание в агрогородках физкультурно-оздоровительных центров со спортивными и тренажерными залами, комнатами психологической разгрузки, душевыми.
Для создания необходимой инфраструктуры, эффективного и рационального использования природных ресурсов и историко-культурного наследия в Сморгонском районе, развития внутреннего и выездного туризма разработан план мероприятий по выполнению Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. План утвержден Сморгонским районным исполнительным комитетом от 18 декабря 2005 года № 999.
Согласно плану произведена реконструкция кафе в д. Жодишки. В течение 2006 года планируется реконструкция кафе в д. Крево частным предпринимателем Новогиль И.Е. за счет собственных средств, реконструкция кафе в д. Вишнево за счет средств районного потребительского общества.
Планируется строительство кафе в д. Солы за счет собственных средств частного предпринимателя Гринкевич О.А.
Для развития историко-культурного наследи района и отдыха населения в течение 2007 года планируется строительство зоны отдыха в парке Победы по улице Каминского управлением капитального строительства райисполкома за счет средств союзного бюджета, а также строительство кафе для массового привлечения отдыхающих за собственные средства частного предпринимателя Ботько В.В.
Одним из самых перспективных видов туризма становится агро- и экотуризм. Для организации и развития данного вида туризма в Сморгонском районе планируется в течение 2006-2007 годов реконструкция трех сельских усадеб в д. Крево за счет средств хозяина усадеб Борщевского М.М., а также реконструкция сельской усадьбы «Матюлянский куток» в д. Матюляны.
В хозяйской усадьбе Горанского Т.А. в 2009 году планируется строительство дополнительного дома для приема туристов на территории усадьбы в д. Потевичи за собственные средства.
Для привлечения иностранных туристов, предоставления высокого уровня сервиса и условий проживания в 2009 году районным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» планируется реконструкция и ремонт действующей гостиницы до уровня среднего экономического класса (2-3 звездочной).
Для сохранения и развития историко-культурного наследия в 2006-2010 году планируется республиканским музеем истории музыкальной и театральной культуры за счет республиканского бюджета реставрация усадьбы Огинского в д. Залесье.
Для массового посещения зоны отдыха планируется в 2008-2009 годах создание малых архитектурных форм на озере Белая, озере Свирь, озере в районе улицы Молодежной, в Трилесинском лесничестве за счет собственных средств ГОЛХУ «Сморгонский опытный лесхоз», инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Районными отделами туризма и спорта согласно ведомственной принадлежности планируется в 2006-2007 годах за счет собственных средств установить придорожные информационные щиты, схемы, указатели вблизи объектов туристического показа и инфраструктуры.
Для предоставления платных услуг любителям охоты и рыболовства в 2006 году планируется разработать туристско-охотничьи маршруты ГЛХУ «Сморгонский опытный лесхоз» и Сморгонской районной общественной организацией Белорусского общества охотников и рыболовов.
ГЛАВА 11
КУЛЬТУРА
Приоритетными направлениями деятельности учреждений культуры и искусства района являются: формирование высокой духовности, патриотизма, основанного на глубоком изучении истории своего края, традиционной народной культуры, укоренение в повседневную практику мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Руководствуясь данными направлениями, районным методическим центром народного творчества разработаны программы по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма (2006-2010 годы), по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн (2006-2007годы), разработан цикл мероприятий к районной программе «Дети Беларуси» (2006-2010 годы).
Ведется работа по приобщению населения района и города к лучшим образцам народного творчества и мирового искусства. Планируется проводить один раз в три года Международный конкурс камерных ансамблей им. М.К.Огинского, принимать участие в республиканских смотрах-конкурсах на лучшую постановку работы сельских клубных учреждений. Ежегодно обеспечивать проведение в районе творческих отчетов коллективов художественной самодеятельности перед населением, организовывать проведение Дней культуры на селе. Для пропаганды народного творчества и популяризации самодеятельного искусства, готовить самодеятельные коллективы к присвоению званий «народный» и «образцовый».
Планируется усовершенствование сети учреждений культуры: открытие в детской школе искусств эстрадного отделения, филармонической площадки в Вишневском центральном Доме культуры, преобразовать Сольскую детскую музыкальную школу в школу искусств и открыть класс изобразительного искусства, создать передвижной автоклуб библиобус, в д. Залесье создать библиотеку – центр этнокультурного образования «Спадчына».
Активно укоренять в практику работы современные библиотечные технологии, формировать информационные ресурсы в соответствии с запросами населения и профилем развития регионов. Расширять социальные функции книги, сбор и пропаганду краеведческих материалов. Охватить библиотечным обслуживанием 57,5 тыс. жителей района, в том числе 10 тыс. детей.
Проводить постоянную работу по сохранению культурного наследия, проводить поэтапное развитие материально-технической базы учреждений культуры района.
ГЛАВА 12
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
Основными направлениями деятельности управления по труду и социальной защите является оказание практической помощи и поддержки наиболее социально уязвимым слоям населения, а именно конкретному человеку или семье. Как правило, это одинокие и одинокопроживающие престарелые люди, многодетные и неполные семьи.
Кроме того большое внимание уделяется вопросам труда, его оплаты и условий.
В целях реализации многовекторной деятельности управления решениями Сморгонского районного исполнительного комитета ( далее райисполком) приняты и реализуются следующие мероприятия и программы:
С июля 2004 года проводится работа по выполнению Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года, которая представляет собой новую эффективную модель межотраслевого сотрудничества по оказанию социальной поддержки населению, внедряются новые элементы и формы социального обслуживания, инновационные технологии социальной работы с пожилыми людьми.
В соответствии с названной Республиканской комплексной программой и работая над выполнением мероприятий, утвержденных решением Гродненского областного исполнительного комитета от 5 октября 2004 года № 522 ежегодно проводятся обследования жилищно-бытовых условий одиноких пожилых граждан и инвалидов. По результатам последнего обследования решением райисполкома № 95 от 13.01.2006 приняты и реализуются «Мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий одиноких пожилых граждан и инвалидов».
Решением райисполкома № 189 от 27.02.2006 утверждены мероприятия по выполнению Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн на 2006 - 2010 годы. Мероприятиями предусмотрено ежегодное обследование вышеперечисленной категории граждан, принятие по результатам обследования мероприятий по выполнению их нужд и запросов с учетом конкретных условий. Расширение перечня и повышение качества предоставляемых организациями социальной защиты, здравоохранения, связи, а также бытового и торгового обслуживания. Обеспечение нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами реабилитации. Оказание помощи одиноким и одинокопроживающим престарелым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн в ремонте квартир, домов, надворных построек, включая ремонт печей электропроводок, установку АПИ, обработку приусадебных участков, заготовку овощей.
Решением райисполкома от 11.10.2005 №792 «Об утверждении комплекса дополнительных мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов, обеспечению их свободного доступа к общественному транспорту, местам учебы, работы, отдыха» реализуется комплекс дополнительных мероприятий по созданию более комфортных условий для инвалидов.
Проводится определенная работа по реализации плана развития сети учреждений социального обслуживания населения Гродненской области на 2006-2010 годы. Согласно графика ввода в 2006 году объектов предусмотренных графиком 27 апреля 2006 года в деревне Селец Войстомского сельсовета открыт дом социальных услуг. В течение 2006 -2010 годов планом предусмотрено: открытие отделения круглосуточного пребывания для пожилых граждан и инвалидов, дневного пребывания для детей-инвалидов, филиалов центра социального обслуживания населения, 4 домов социальных услуг, создание бригады социального обслуживания граждан на мобильной основе, расширение перечня услуг предоставляемых малообеспеченным слоям населения.
В целях реализации государственной политики в области охраны труда решением райисполкома от 26.12.2005 № 1034 утверждена районная целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006 - 2010 годы, целью которой является улучшение условий и охраны труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях района.
Реализуется районная программа по совершенствованию действующих нормативных материалов по труду на 2005 -2007 годы. Программой предусмотрено разработка новых и совершенствование действующих нормативных материалов. Использование прогрессивных норм труда позволит улучшить состояние нормирования труда на предприятиях и в организациях района и на этой основе повысить уровень организации труда и производства а также обеспечить действенность применяемых систем оплаты и стимулирования труда.
ГЛАВА 13
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Мероприятиями по обеспечению занятости населения Сморгонского района на 2006 год, и по прогнозным расчетам на 2007-2010 годы определено, что уровень регистрируемой безработицы составит к 2010 году 1,8% к экономически активному населению.
По прогнозным расчетам в 2006 году государственной службой занятости может быть зарегистрировано 1700 безработных. Число нуждающихся в трудоустройстве на постоянную работу может составить 2100 человек.
В 2006г. в организациях района планируется создать 635 рабочих мест. За этот период снизилось сокращение численности работников на предприятиях. С начала года на постоянную работу трудоустроено 609 безработных. Банк свободных рабочих мест (вакансий) насчитывает 185 мест. В основном это мужские специальности строительного профиля (каменщики, штукатуры, плотники), газоэлектросварщики, станочники (фрезеровщики, слесари, токари).
Решение вопросов обеспечения занятости населения будет осложняться рядом проблем:
превышение предложения рабочей силы над спросом на нее;
несоответствие профессионально - квалификационой структуры спроса и предложения на рынке труда района;
несоответствие трудовых притязаний части потенциальных работников (особенно молодежи) содержанию и характеру работы, которая может быть им реально предложена нанимателями;
невысокой конкурентоспособностью на рынке рабочей силы значительной части безработных (молодежи, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел).
Безработица среди молодежи ведет не только к потере для общества части трудовых ресурсов, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием криминальной и нелегальной деятельности.
Молодежь чаще, чем лица старших возрастов, прекращает поиск работы через государственную службу занятости. Одна из основных причин - несоответствие трудовых притязаний молодежи характеру трудовой деятельности и особенно оплате труда, которую может предложить служба занятости, вследствие чего происходит переориентация молодежи на самостоятельный поиск работы, в том числе включение в сферу самозанятости и неформальной, неконтролируемой занятости, обеспечивающей высокие доходы.
По-прежнему актуальной остается проблема длительной безработицы. Каждый пятый безработный состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до 1 года, и более года, что негативным образом сказывается на квалификации и мотивации к труду.
Проблема длительной безработицы в значительной степени связана со снижением образовательного и профессионально - квалификационного уровня безработных, в то время как переход к рыночным отношениям выдвинул качественно новые требования со стороны нанимателей при подборе работников. В последние годы ряды безработных все более пополняли лица, имеющие низкий образовательный и квалификационный уровень, и лица, имеющие длительный перерыв в трудовой деятельности, что также ведет к потере квалификации.
Для Сморгонского района характерна женская безработица. Из 400 безработных, состоящих на учете на 01.06.2006года -341 женщина или 85,3%. Поэтому вопрос трудоустройства женщин остается напряженным, на одну предложенную вакансию для женщин претендует 8 человек, среди мужчин-0,4человека на место. В связи с этим остро назрела необходимость открытия производства с использованием женского труда.
Сегодня среднестатистический безработный - это женщина в возрасте 40-49 лет, имеющая среднее образование, имеющая трудовой стаж 11-25 лет и с продолжительностью безработицы более 6 месяцев.
Для Сморгонского района характерны общие, как и в целом по республике тенденции и закономерности. В, структуре безработных значительную часть составляют ранее высвобожденные работники, среди которых преобладают женщины. Эти безработные имеют, как правило, одну профессию, невысокую квалификацию, определенная их часть уже перешла в категорию длительно неработающих, поэтому возможности трудоустройства, особенно в небольших городах и поселках, даже после прохождения профессиональной подготовки часто ограничены.
Одним из приоритетов в решении проблем занятости в Сморгонском районе является создание новых рабочих мест на предприятиях, в том числе частных, в соответствии с потребностями производства, а также их сохранение на длительное время.
Отличительной особенностью ситуации на рынке рабочей силы будет прогнозируемое увеличение потребности в трудоустройстве граждан, обязанных возмещать расходы на содержание детей. Сохранится приток на рынок рабочей силы профессионально неподготовленной молодежи и безработных, имеющих невысокий уровень квалификации или невостребованную профессию.
В складывающихся условиях реализация Мероприятий по обеспечению занятости населения будет осуществляться по следующим основным направлениям:
формирование рациональной структуры занятости населения в соответствии с потребностями реформируемой экономики;
проведение сбалансируемой инвестиционной политики по созданию новых рабочих мест, активизация межотраслевого перераспределения работников в социальной отрасли экономики, поддержка малого предпринимательства;
продолжение работы по созданию новых рабочих мест при финансовой поддержке средств Государственного фонда содействия занятости;
оказывать содействие в трудоустройстве на постоянную работу безработным;
предоставление предусмотренных законодательством государственных гарантий в сфере занятости безработным, которые не могут на равных условиях конкурировать на рынке труда;
организация временной занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время;
обеспечение участия безработных в оплачиваемых общественных работах;
продолжение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
оказание профориентационных услуг и психологической помощи гражданам, обратившихся в центр занятости;
содействие занятости молодежи на ученические рабочие места в рамках программы «Молодежная практика».
В 2007 году по предварительным данным будут созданы 69 новых рабочих мест.
ГЛАВА 14
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Сморгонским районным исполнительным комитетом совместно с заинтересованными организациями разработаны и утверждены перечни государственных социальных стандартов по обслуживанию населения. Разработаны мероприятия и определены этапы внедрения социальных стандартов. Ход данной работы отражен на информационном стенде.
Из 44 нормативов социальных стандартов в районе внедрено 44.
В полном объеме реализуются нормативы в области жилищно-коммунального хозяйства образования, здравоохранения, связи, транспорта, социального обслуживания, физкультуры и спорта.
В области жилищно-коммунального хозяйства успешно выполнены нормативы по обеспечению граждан водой, отоплению жилых помещений, удельному весу освещенных улиц.
Целенаправленная работа по выполнению социальных стандартов проводится в сфере торговли. На 102,2 процента выполнен норматив обеспеченности торговыми площадями.
В сфере образования на 135 процентов выполнен норматив по обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, на 100 процентов охвачены дети дошкольного возраста подготовкой к школе, выполнен норматив денежных средств на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении, успешно выполнены нормативы по бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося. В 7,7 раз перевыполнен норматив по обеспечению учащихся школ спортивными плоскостными сооружениями, на 140 процентов выполнен норматив обеспечения учащихся школ зданиями спортивного назначения.
В области здравоохранения в полном объеме реализуются нормативы обеспечения населения врачами общей практики, аптеками, врачебными, фельдшерскими и специализированными бригадами скорой медицинской помощи, обеспеченности койками.
С декабря 2002 года функционирует территориальный центр социального обслуживания населения «Теплый дом».
На 100 процентов население района охвачено работой пассажирского транспорта.
Проведена работа по совершенствованию и развитию телефонной связи. Количество телефонных аппаратов в расчете на 100 человек составило 28,5 штук при нормативе 27 штук. Почта доставляется в районе не менее чем 1 раз в день в течение 5 дней в неделю.
Вместе с тем, работа исполнительных и распорядительных органов, руководящих организаций по внедрению системы государственных стандартов требует дальнейшего улучшения и совершенствования.
страница 1
|