страница 1 К вопросу об институте банкротства физических лиц
М.А. Ковалёнок
В белорусском законодательстве не предусмотрен институт банкротства физических лиц. Введение института банкротства физического лица является объективной необходимостью для дальнейшего развития гражданского оборота как в Республике Беларусь, так и в Украине в рамках развития рыночной экономики.
При разработке белорусской должны учитываться мировые подходы к регулированию данных отношений, в частности к определению критерия несостоятельности и признаков банкротства физических лиц.
В теории конкурсного права под критерием несостоятельности (банкротства) понимается принятый законодательством общий подход к неплатежеспособным должникам. Также в теории были разработаны две группы признаков: признаки инициирования (для параметров, необходимых для возбуждения производства по делу о несостоятельности) и признаки признания банкротства (для параметров, которые необходимы для принятия решения о признании должника банкротом) [2. c. 105].
В мировой практике встречается два критерия несостоятельности – неоплатность и неплатежеспособность. Под неоплатностью понимается ситуация, когда для решения вопроса о банкротстве должника необходимо доказать, что его пассивы превышают активы. Неплатежеспособность предполагает лишь наличие факта неисполнения должником своих обязательств.
Федеральный Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве критерия несостоятельности для гражданина, не являющегося предпринимателем устанавливает критерий неоплатности: п. 1 ст. 3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (далее – Закон) – гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
§11 Положения о несостоятельности Германии (далее – Положение) (введённое Законом Германии о регулировании порядка производства по делам о несостоятельности 1994 года) предусматривает, что производство по делам о несостоятельности может быть возбуждено в отношении имущества любых физических и юридических лиц. При этом в §17 Положения установлено, что основанием для возбуждения производства является неплатежеспособность должника.
Оба критерия имеют как положительные так и отрицательные стороны применения. При принятии критерия неоплатности, с одной стороны невозможно признание несостоятельным должника, испытывающего временные финансовые трудности, с другой стороны должники могут не исполнять обязательства, пользуясь тем, что их активы превышают пассивы, так как к ним не может быть применена процедура банкротства. При неплатежеспособности, с одной стороны легко возбудить производство по делу о банкротстве, с другой стороны должники не могут прикрываться «положительным» балансом не исполняя обязательства.
Большое значение в процедуре несостоятельности имеют и признаки инициирования банкротства. В российском законодательстве, в частности руководствуясь п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 6 Закона, к таким признакам можно отнести: размер задолженности, срок неисполнения требований, установленность требования, т.е. его подтвержденность судебным решением, истечение 30-ти дневного срока с момента направления судебного решения.
Немецкое право несколько иначе подходит к определению признаков инициирования несостоятельности. Так §17,18 Положения под основаниями возбуждения производства называют приостановление должником своих платежей; угроза неплатежеспособности, т.е. предположение, что должник будет не в состоянии выполнить существующие денежные обязательства по наступлении срока их исполнения; сверхзадолженность – если имущество должника перестает покрывать его существующие обязательства.
Считаем, что модель Российской Федерации является более обоснованной в регулировании отношений банкротства физических лиц.
страница 1
|