Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Приемы психологического воздействия на прихожан.

Прежде всего используется феномен коллективизма — воздействие всегда осуществляется в коллективе, где человек автоматически начинает копировать нужное поведение с помощью других членов организации.

«Если одному человеку надо сто раз сказать собеседнику какую-нибудь глупость, чтобы тот поверил, то группе из ста человек достаточно один раз сказать человеку, что солнце всходит на западе, и он может поверить в это». Деструктивные культы интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь сразу заполучить потенциальных адептов на свои коллективные мероприятия: семинары, собрания, службы и т.п.

Новичков нередко втягивают в социальную общность при помощи практики, получившей название «бомбардировка любовью», — члены культа изливают на вновь прибывшего любовь, внимание, одобрение и поддержку.

Используются и другие эмоциональные ловушки. Например, одаривают новичков подарками (в виде бесплатной еды, сувениров, дружеского отношения или, в случае с «Детьми Бога», секса с членом культа). Затем в соответствии с логикой нормы взаимности наступает время, когда вновь прибывший должен кое-что сделать для группы — или, по крайней мере, не проявлять грубость и невоспитанность, уходя в разгар мероприятия.

Испытанные члены группы служат примером и наставниками в том, как себя вести новичкам. Чтобы добиться подражания группе, деструктивные религиозные течения применяют интенсивное групповое давление.

Новичкам предлагают слушать некритически, безоценочно и с хорошим настроением повторяющиеся лекции и другие «информационные вливания», в то время как привлекательные, ничем не отличающиеся от новичков верующие изображают искренность, счастье, жизнеспособность и безусловное принятие идей организации.

Дополнительно изменению позиции и поведения новичка способствуют мощные социальные подкрепления со стороны членов группы в виде улыбок, благоприятного мнения, похвалы, одобрения, физического контакта и видимой любви, когда новичок соглашается с целями группы. Неприемлемое поведение со стороны новичка вызывает немедленную отрицательную реакцию всех членов группы: они все опечалены и расстроены. В результате у новичка появляется чувство вины за то, что он «огорчил» их, и, чтобы избавиться от этого чувства, он начинает вести себя ожидаемым образом. Постепенно индивида заставляют ощутить силу группы, которую он разделяет.

Результат — однородность мнений и поведения в деструктивных религиозных организациях, которые затем служат дальнейшему подкреплению любых культовых мероприятий — по принципу «если это делают все, значит, это правильно». Глава «Церкви Армагеддона» Лав Изреил (Love Israel) учит своих последователей, что он — «царь» и «посредник Христа, соединяющий членов группы с небесами». Он приказывает последователям: «Не пользуйся своим малым внутренним разумом. Пользуйся большим разумом, разумом коллективной семьи. Мы — твой разум».

В деструктивных религиозных течениях создаётся собственная социальная реальность путем устранения всех источников информации, кроме тех, которые предоставляются организацией. Отсекается телевидение, радио, газеты, связь, с людьми за пределами группы; одновременно верующие максимально загружаются культовой литературой, записями и лекциями на постоянно проводимых школах и кружках. Постепенно возводятся строгие границы между «верующими» и окружающим миром. Осуществляется жёсткий контроль времени и деятельности новичка. Ему не дают оставаться одному, чтобы он не имел времени поразмыслить. Его жизнь рассчитана по строгому временному графику, в пределах которого каждый момент времени связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления.

Членов деструктивных религиозных течений отучают критически мыслить. Любая «неприятная мысль» объявляется дурной и исходящей от дьявола. Например, если член группы сомневается в приказе лидера или начинает задаваться вопросом о достоинствах каких-то конкретных теологических взглядов, ему рекомендуется считать, что это «от Сатаны», и этому следует дать отпор. От кришнаитов требуют часто принимать холодный душ, чтобы устранить мысли о сексе. Члены культа, таким образом, становятся собственными «внутренними цензорами».

Ряд исследователей пришли к выводу, что в результате социального контроля окружающей среды и давления группы у членов деструктивных религиозных организаций возникает измененное состояние сознания, подобно трансовому, характеризующееся повышенной внушаемостью, узким фокусом самоосознания, возрастающей зависимостью и усиливающимся принятием навязываемой роли.

Многие деструктивные религиозные течения дополнительно обучают верующих медитативным «останавливающим мышление» методикам. В сочетании с контролем окружающей обстановки и давлением группы медитативная деятельность повышает внушаемость; в результате поступающая новая информация воспринимается менее критически.



Помимо медитации, используются и другие трансовые техники. Например, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения.

Для снижения критического мышления многие ритуалы в деструктивных религиозных течениях направлены на возвращение в состояния, похожие на детские. Используются игры, подобные детским, детские групповые песенки, проговариваются вслух примитивные утверждения о мире и любви, От группового лидера можно услышать поощрение членов группы к тому, чтобы быть ближе друг к другу. Используются объятия, прикосновения и лесть. Групповые лидеры отучают от характерных черт взрослого поведения, включая независимость суждений, установление контекста, личное принятие решений или индивидуальное истолкование.



Деструктивные религиозные течения добиваются гарантированного повиновения своих членов, порождая спираль возрастающей преданности; верующий сначала соглашается на простые требования, которые становятся все более и более серьезными. Всё это делается таким образом, чтобы каждый шаг сам по себе не был ни огромным, ни абсурдным скачком в сравнении с предыдущим.

А почему в деструктивных религиозных течениях вменяется в обязанность каждому члену активная вербовка окружающих?

Таким образом решается три задачи:

1. Это способствует росту организации.

2. Даёт постоянную занятость верующего. Оставляет ему мало свободного времени.

3. Отыскивая аргументы для убеждения других, члены деструктивных религиозных течений тем самым убеждают себя.

Им часто рекомендуют рассказывать вымышленные истории из своей жизни, какими они были плохими людьми: алкоголиками, наркоманами, хулиганами - до присоединения к культу. Постоянно пересказывая эти истории, члены деструктивных религиозных течений начинают верить в способность культа произвести перемену и в то, насколько безнадежным было бы их положение без этого. Достаточно часто звучащий вымысел в конце концов становится для верующего фактом.



На фоне снижения критики и повышенной внушаемости, деструктивные религиозные течения внушают своим членам мысль об опасности ухода из своих рядов. Рассказываются различные истории о том, как трагически сложилась жизнь у тех, кто покинул организацию. В итоге многие верующие подсознательно боятся уйти.

страница 1

Смотрите также: