страница 1 Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179
Введение
Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.
В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.
Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.
В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.
Kуpc «Философия и методология науки», адресованный аспирантам и соискателям, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.
Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.
Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.
В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления аспирантов и соискателей, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.
Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, созданные усилиями нескольких поколений белорусских ученых и философов, авторский коллектив разработал данную программу курса «Философия и методология науки», который предлагается для изучения аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.
Примерный тематический план курса «Философия и методология науки» (120 часов)
№ п/п
|
Содержание курса
|
Лекции
|
Семинары и практикумы
|
Контролируемая самостоятельная работа
|
Всего
|
Раздел I
|
Философия и ценности современной цивилизации
|
24
|
20
|
4
|
48
|
Раздел II
|
Философско-методологический анализ науки
|
20
|
16
|
4
|
40
|
Раздел III
|
Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки
Модуль А. Философия естествознания и техники
Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания
|
8
|
8
|
4
|
20
|
Вместо заключения
|
Философия и наука на рубеже XX и XXI веков
|
8
|
|
4
|
12
|
|
Итого
|
60
|
44
|
16
|
120
|
Приведенный примерный тематический план учебного курса «Философия и методология науки» представляет собой самую общую его структурно-содержательную модель. Естественно, он должен рассматриваться как одна из возможных версий содержательно-тематической развертки предложенного курса. Принцип вариативности современного философского образования предполагает разработку профильных (по группам вузов, специальностей, направлений научных исследований и т.д.) учебных программ, в которых базовая философско-методологическая проблематика, обозначенная в данной программе, может приобретать иные формы структурной компоновки и содержательной акцентации.
В предложенной программе принцип вариативности философско-методологической подготовки аспирантов с учетом профиля их научно-профессиональной ориентации реализуется посредством модульной дифференциации проблемно-содержательных аспектов философии и методологии науки. В этой связи предлагается два модуля, призванных адаптировать наиболее актуальные и фундаментальные аспекты философско-методологической проблематики к потребностям естественно-научного и технического профиля, с одной стороны, и социально-гуманитарного профиля – с другой. Конечно, предложенная дифференциация выступает самой общей схемой учета конкретно-профессиональных требований аспирантов в процессе изучения курса «Философия и методология науки». Дальнейшая конкретизация и содержательное углубление этой схемы может быть осуществлено в различных учебных заведениях и научных центрах в соответствии с их спецификой на основе сохранения базовых требований предлагаемой программы.
Одной из новаций данной программы является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы аспиранта по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований, выполняемых аспирантами. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и методология науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена.
Опыт работы с аспирантами, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь и странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе философско-методологической подготовки аспирантов в целом. Он требует не только от аспиранта, но и от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.
Осознавая принципиальную важность этой формы освоения основного содержания курса и качественной подготовки аспиранта к сдаче экзамена кандидатского минимума, считаем оптимальной следующую схему почасового распределения нагрузки, связанной с подготовкой реферата: 1) научное консультирование аспиранта в процессе подготовки им реферата – 2 часа; 2) рецензирование реферата – 3 часа.
Раздел I.
ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Статус и предназначение философии в жизни общества. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии.
Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.
Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.
Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.
Философское осмысление проблемы бытия. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах.
Онтология как учение о бытии и его освещение в философии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Онтология человеческой субъективности и культура неклассической философии.
Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.
Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика биологического пространства и времени. Бытие человека и время.
Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования.
Философия глобального эволюционизма. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие.
Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты диалектики. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики. Особенности социальной диалектики.
Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.
Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира.
Проблема человека в философии. Человек как предмет философского и научного анализа. Многомерность феномена человека. Основные подходы его постижения. Образы человека в истории философии и культуры.
Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен. Телесность и духовность человека. Основные качества человека как биосоциального существа. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.
Сознание как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания. Философия и когнитивные науки о структуре и функциях сознания. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблема искусственного интеллекта: прогнозы трансгуманизма.
Аксиологические параметры бытия человека в мире. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти и бессмертия. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.
Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и ценности массовой культуры.
Антропологический кризис как явление современной техногенной цивили-зации.
Специфика социальной реальности. Место социальной философии в системе философского знания. Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. Понятие социальной реальности. Общество как система. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Марксистская концепция социума. Концепция социального действия М. Вебера. Общество как продукт общественной рационализации. Модель социума в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.
Основные проблемы социальной динамики. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Базовые факторы социальной эволюции. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ.
Статус и функции социального субъекта. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода.
Основные понятия и этапы развития философии истории. Вариативность в общественном развитии. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса. Гуманизм как мера духовного и ценностного измерения общественного прогресса.
Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Тупики и противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы информационного общества.
Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире. Полилог культурных традиций или «столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон). Феномен глобализации.
Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Основные предпосылки и факторы консолидации восточнославянских народов. Проблема исторического самоопределения Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества.
Философия культуры. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.).
Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация социокультурного пространства и диалог культур.
Культура и духовная жизнь общества. Духовность и ценностные формы сознания. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.
Метаморфозы духовности в современном обществе. Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания. Проблема социокультурной идентификации человека в современном обществе. Общечеловеческие ценности и универсальные ценности современного гуманизма.
Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.
Раздел II.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ
Наука как важнейшая форма познания в современном мире. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки. Проблемное поле философии науки. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности.
Наука в ее историческом развитии. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Феномен паранауки, условия его возникновения и становления. Эзотеризм и девиантная наука.
Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие. Структура эмпирического исследования. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Специфика эмпирических обобщений и закономерностей.
Понятие научной теории. Абстрактные объекты теории и их системная организация. «Идеальные объекты» в структуре научной теории. Функции научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания.
Метатеоретические основания науки. Научная картина мира как характеристика предметно-онтологических структур научного исследования. Идеалы и нормы науки как схема деятельности. Понятие стиля научного мышления. Философские основания науки и проблема интеграции научного знания в культуру эпохи.
Диалектика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Проблемы рациональной реконструкции динамики научного знания и системная природа научного прогресса. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
Методологический инструментарий современной науки. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. Специфика философско-методологического анализа науки. Статус и функции общенаучной методологии познания. Частнонаучная методология. Методика и техника научного исследования.
Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы. Становление нелинейной методологии познания.
Научное исследование в методологическом осмыслении. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. Альтернативы (гипотезы) достижения цели и их оценка. Средства и методы исследования. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.
Обоснование результатов исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.). Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.).
Язык науки. Определение и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык.
Информационные технологии в современном научном познании. Плюрализм методологических стратегий и методологических новаций.
Диалектическая логика как методология научного познания. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие – источник развития научного знания. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического; их методологическое значение.
Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Феномен социального заказа и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития. Наука и образование. Школы в науке. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе. Наука в культуре Беларуси.
Ученые в организациях. Понятие научного сообщества. Стратификационная структура научного сообщества и проблема «научной демократии». Научная иерархия и феномен элиты в науке. Социальная мобильность и изменение статуса ученого в современном обществе.
Коммуникации и ее специфика в современной науке. Формы научной коммуникации. Конкуренция в науке. Конфликты в науке и пути их разрешения. Проблема диалога в научном сообществе. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура ведения научной дискуссии и ее итоги.
Наука и социальные технологии в современном обществе. Наука и власть. Наука и политика. Наука и идеология. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий: хозяйственно-экономические, политические, управленческие, образовательные.
Наука в системе социальных ценностей. Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.
Социальные ценности и нормы научного этоса. Амбивалентность научного сознания. Проблемы мотивации и признания в науке.
Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Социальный контроль над наукой.
Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.
Раздел III.
ФИЛОСОФСКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ
Модуль А. Философия естествознания и техники
Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания. Специфика естественнонаучного познания. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании. Специфика языка естественнонаучного познания и техники.
Классическое естествознание: становление первых научных программ. Физика и ее место в структуре естественнонаучного знания. Общенаучный статус механистической картины мира в культурном пространстве классической науки.
Возникновение дисциплинарного естествознания. Особенности взаимосвязи физики, химии, биологии. Проблема единства научного знания. Взаимодействие естественных и технических наук.
Неклассическое естествознание: революционные изменения в физике конца XIX – первой половины ХХ века. Философские аспекты специальной и общей теории относительности, квантовой механики и космологии. Генетическая революция в биологии и становление синтетической теории эволюции. Кибернетика и общая теория систем, их роль в изменении стиля научного мышления. Деятельностный подход как методологическая основа неклассического естествознания.
Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Исторически развивающиеся, человекоразмерные объекты, комплексные системы как объекты исследования в постнеклассическом естествознании. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии. Междисциплинарный статус синергетики и ее место в культурном пространстве постнеклассической науки.
Феномен экологизации науки. Экология в системе культуры. Гуманитарная и этическая экспертиза научных проектов как особенность постнеклассической парадигмы в естествознании. Историче-ское развитие естественнонаучного познания: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.
Философия техники и техниче-ская рациональность. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.
Предмет и структура философии техники. Исторические и теоретические предпосылки возникновения философии техники. Проблема технической реальности. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. Генезис и социодинамика техносферы.
Человек в техносфере. Становление техноструктуры XXI века. Глобализация технических систем. Понятие технополисов и технопопуляций. Нанотехнологии и биотехнологии.
Проблема оценки экономических, социокультурных и социоэкологических последствий развития техники. Информационно-компьютерная революция в ракурсе философско-методологического анализа.
Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Научное открытие. Изобретательская и рационализаторская деятельность. Проектирование. Дизайн. Философско-методологические аспекты проектирования сложных антропотехнических комплексов.
Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Проблема интеллектуальной собственности. Компьютерная революция в социальном контексте. Информатизация, медиатизация современного общества и социальный контроль над человеком. Информация и знание.
Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта. Компьютерная репрезентация знаний как проблема информационной эпистемологии. Информация и знание.
Соотношение науки и техники: линейная и эволюционная модели. Технические науки и прикладное естествознание.
Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания
Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Социогуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ.
Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Номиналистская (методологический индивидуализм) и реалист-ская (методологический универсализм) традиции в обществознании. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания. Предметно-практическая, когнитивная и ценностно-нормативная ориентации социогуманитарного познания.
Исследовательские программы в обществознании. Натуралистическая программа и ее основные версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм. Культурно-историческая исследовательская программа: действительность как мир значений. Феномен историцизма. Психологическая и социо-психологическая программы: общее и специфическое. Социологизм в общество-знании. Материалистическое понимание истории.
Проблема синтеза исследователь-ских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда.
Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук.
Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии. Политология и юридические науки в аспекте методологического осмысления. Философия и экономика: методологиче-ские регулятивы современного экономического познания.
Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий мышления в социально-гуманитарном познании.
Вместо заключения.
Философия и наука на рубеже XX и XXI веков
Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. «Проект модерна» как предмет критической дискуссии. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна.
Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления. Основные модели и сценарии глобализации. Социокультурные параметры глобализации.
Коммуникативная парадигма в современной социальной философии. Глобальный рынок информационных технологий и сетевые структуры коммуникаций. Этика коммуникации и дискурса.
Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в техногенной культуре. Перспективы устойчивого развития и коэволюция человека и биосферы. Этика, экономика и право как необходимые компоненты экологической культуры постиндустриального общества.
Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения развития белорусской национальной культуры и государственности.
Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний. Интегративные тенденции в развитии науки и перспективы синергетического стиля мышления. Проблема научной рациональности и формы ее эволюции в современной философии науки.
Учебная и справочная литература
Берков В.Ф. Философия и методология науки. – Мн., 2004.
Западная философия: итоги тысячелетия (антология). – М., 1997.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.
История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 4. Философия ХХ века. – М., 1999.
История философии: Учебник / Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Мн., 2001.
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. – М., 2000.
Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. – СПб., 2001.
Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. – Ростов н/Д., 2004.
Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие. – Ростов н/Д., 1997.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. – М., 1998.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001 – 2002.
Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. – М., 1998.
Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – М., 1996.
Стёпин В.С. Основы философии науки. – М., 2004.
Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.
Философия для аспирантов: Учеб. пособие. – Ростов н/Д., 2002.
Философия и методология науки. УМК для студентов магистратуры / Под ред. А.И.Зеленкова. – Мн., 2004.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.
Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М., 1988.
Основная литература
Аналитическая философия: становление и развитие (антология). – М., 1998.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – Киев, 1994.
Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1997
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М., 2000.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М., 1999.
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. – М., 2003.
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. – М., 1990.
Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. – М., 1994.
Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М., 1994.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992, № 4.
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.
Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб., 2000.
Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетики и теория литературы XIX–XX вв. – М., 1987.
Камю А. Творчество и свобода. – М., 1990.
Коллингвуд Дж.Р. Идея истории. Автобиография историка. – М., 1982.
Коммуникация в современной науке. – М., 1976.
Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч., Т.18.
Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. – СПб., 1998.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1993.
Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.
Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.
Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1993.
Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.
Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. – Киев, 1997.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990. С. 319 – 344.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. – М., 1978.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. – М., 1995.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
Феномен Человека: Антология. – М., 1993.
Философия истории. Антология. – М., 1995.
Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994.
Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990, № 3.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000.
Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 2003.
Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб., 1997.
Человек и культура. – СПб. 1996.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.
Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
Дополнительная литература
Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации.
Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М.- СПб., 2000.
Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1997.
Бибихин В.В. Язык философии. – М., 1990.
Библер В.С. Философия культуры. – М., 1997.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1998.
Время и бытие человека. – М., 1991.
Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношений с природной средой. – М., 1994.
Глядков В.А. Философское сознание. – М., 1996.
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. – М., 1998.
Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии. – М., 1986.
Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. – М., 1997.
Дубровский В.И. Концепции пространства и времени. – М., 1991.
Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
Капра Ф. Дао физики. – СПб., 1994.
Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.
Концепции времени в естествознании. – М., 1996.
Кохановский В.П. Развитие как регулятивный принцип. – Ростов н/Д., 1990.
Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М., 1999.
Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1992.
Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.
Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
Михайлов Ф. Г. Сознание и самосо-знание. – М., 1991.
Многомерный образ человека. – М. 2001.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.
Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М., 1990.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.
Основы онтологии. – СПб., 1997.
Платон. Пир // Сочинения. Т. 2. – М., 1970.
Подорога В.А. Феноменология тела. – М., 1995.
Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.
Райл Г. Понятие сознания. – М. 2000.
Самосознание и философия. – М., 1987.
Социокультурное пространство: структура и процессы. – М., 1996.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2002.
Философия истории / Под ред. Панарина А.С. – М., 1999.
Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.
Философия. Наука. Человек: конфликт или гармония. – СПб., 1993.
Философские модели развития. – М., 1999.
Философские проблемы физики элементарных частиц. – М., 1995.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М., 1995.
Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1991.
Человек и культура. – СПб., 1996.
Человек как философская проблема: Восток и Запад. – М., 1991.
Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2002.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Т. 1, 2. – М., 1991, 1995.
Раздел II. Философско-методологический анализ науки
Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.
Берков В.Ф. Яскевич Я.С. Культура диалога. – Мн., 2002.
Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
Вартофский М. Модели. Репрезентация и научое понимание. – М., 1988.
В поисках теории развития науки. Очерки западно-европейской и американской концепций ХХ века. – М., 1972.
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.
Грязнов Б. Логика, рациональность, творчество. – М., 2002.
Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – Киев, 1990. – Мн., 1993.
Зеленков А.И., Новиков В.Т., Карако П.С. Философия и методология гуманитарного и естественнонаучного познания. – Мн., 1999.
Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.
Идеалы и нормы научного исследования. – Мн., 1981.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.
Коммуникация в современной науке. – М., 1976.
Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М.,1974.
Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.
Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. – М., 1990.
Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. – Мн., 1999.
Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.
Мирская Е.З. Социология науки в 80-е гг. // Социальная динамика науки. – М., 1996.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.
Наука в зеркале философии ХХ ве-ка. – М., 1992.
Наука в культуре. – М., 1998.
Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.
Наука и власть. – М., 1990.
Наука и технология. – М., 1990.
Наука и ценности. – Новосибирск, 1987.
Наука о науке. – М., 1966.
Научная деятельность: структура и институты: Сб. переводов. – М., 1980.
Научные революции в динамике культуры. – Мн., 1987.
Научный прогресс. Когнитивные и социокультурные аспекты. – М., 1993.
Никитин Е.П. Открытие и обоснование. – М., 1988.
Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 2003.
Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. – М., 1973.
Поппер К. Предположения и опровержения. – М., 2004.
Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). – М., 1999.
Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. – М., 1966.
Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 2001.
Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. – СПб., 1999.
Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. – М., 2003.
Социокультурный контекст науки. – М., 1998.
Старостин Б.А. К определению понятия науки // Вестник БГУ. Серия 7. Философия. 1997. № 6.
Стёпин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. – М., 1978.
Традиции и революции в истории науки. – М., 1991.
Филатов В.П. Наука и мир человека. – М., 1990.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. – М., 1986.
Хайтун С.Д. Наукометрия: состояние и перспективы. – М., 1983.
Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.
Школы в науке. – М., 1977.
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. – М.,2000.
Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1997.
Яковлев В.А. Инновации в науке. – М., 1997.
Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки
Модуль А. Философия естествознания и техники
Биология и современность. – М., 1990.
Бор Н. Избранные научные труды: в 2 т. Т. 2.– М., 1970 – 1971.
Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М., 1963.
Бройль Л. Революция в физике. – М., 1963.
Вернадский В.И. Биосфера и ноо-сфера. – М., 1989.
Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.
Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. – М., 1998.
Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. – Новосибирск, 1998.
Естествознание: системность и динамика. – М., 1990.
Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. – Мн., 1987.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2001.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гути- на В.Н. Естествознание. – М., 1996.
Митчем К. Что такое философия техники. – М., 1995.
Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. – М., 1995.
Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. – М., 1988.
Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. № 10.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1993.
Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. – М., 1995.
Судьбы естествознания: современные дискуссии. – М., 2000.
Философия естествознания: ретро-спективный взгляд. – М., 2000.
Философия техники в ФРГ. – М., 1989.
Философия техники: история и современность. – М., 1997.
Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985.
Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. – СПб., 1998.
Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. – М., 1972.
Эйнштейн А. Физика и реальность: Собр. научн. тр. Т. 4. – М., 1967.
Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания
Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 1993.
Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб., 1999.
Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.
Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М., 1997.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск, 1995.
Теория и жизненный мир человека. – М., 1995.
Теория познания: Познание социальной реальности: В 4-х т. Т. 4. – М., 1995.
Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М.,1994.
Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1991.
Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Мн., 1991.
Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1999.
Вместо заключения. Философия и наука на рубеже XX и XXI веков
Бек У. Что такое глобализация? – М., 2001.
Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.
Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология. – Мн., 1993.
Высокие технологии и современная цивилизация. – М., 1999.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
Грани глобализации. – М., 2003.
Деррида Ж. О грамматологии. – М., 2000.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.
Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.
Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.
Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000.
Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. – М., 1994.
Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.
Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М., 2003.
Человек. Наука. Цивилизация: К 70-летию академика В.С. Стёпина. – М., 2004.
Программа подготовлена рабочей группой в составе: П.А.Водопьянов (руководитель), В.Ф.Берков, А.И.Зеленков, Ч.С.Кирвель, Е.В.Петушкова, Д.И.Широканов, Ю.А.Харин, В.Н.Новиков, Я.С.Яскевич, В.К.Лукашевич
страница 1
|