страница 1 страница 2 Типовая программа-минимум кандидатского экзамена по иностранному языку (английский, испанский, итальянский, немецкий, французский)
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. №164
Введение
Изучение иностранных языков является необходимой и неотъемлемой составной частью общеобразовательной профессиональной подготовки научных и научно-педагогических кадров. Это обусловлено интернационализацией научного общения, развитием сотрудничества специалистов и ученых на глобальном уровне и расширением сферы научного дискурса в современной коммуникации. Знание иностранного языка облегчает доступ к научной информации, использование ресурсов Интернета, помогает налаживанию международных научных контактов и расширяет возможности повышения профессионального уровня ученого.
В связи с процессами глобализации усиливаются интеграционные тенденции в науке, культуре и образовании, что повышает роль иностранного языка как посредника всех интеграционных процессов. Именно язык воплощает единство процессов общения, познания и становления личности. В этих условиях цели и задачи изучения языка сближаются с целями и задачами профессиональной подготовки и становления аспиранта (соискателя) как ученого, т.е. язык постигается одновременно и вместе с наукой как форма, в которую облекается научное знание в соответствии с условиями научного общения. Современное понимание науки как дискурсивной практики требует при изучении языка приоритетного знания структур и стратегий научного дискурса, форм и средств коммуникации, а также умения ими оперировать.
Курс изучения иностранного языка носит, таким образом, профессионально-ориентированный и коммуникативный характер. Его целевая разработка обусловлена необходимостью модернизации отечественного образования и конкретизации его содержания на каждом уровне обучения иностранным языкам.
1. Цель и задачи обучения
Целью обучения является овладение иностранным языком как средством межкультурного, межличностного и профессионального общения в различных сферах научной деятельности.
В процессе достижения этой цели реализуются коммуникативные, когнитивные и развивающие задачи.
Коммуникативные задачи включают обучение следующим практическим умениям и навыкам:
-
свободного чтения оригинальной литературы соответствующей отрасли знаний на иностранном языке;
-
оформления извлеченной из иностранных источников информации в виде перевода, реферата, аннотации;
-
устного общения в монологической и диалогической форме по специальности и общественно-политическим вопросам (доклад, сообщение, презентация, беседа за круглым столом, дискуссия, подведение итогов и т.п.);
-
письменного научного общения на темы, связанные с научной работой аспиранта (научная статья, тезисы, доклад, перевод, реферирование и аннотирование);
-
различения видов и жанров справочной и научной литературы;
-
использования этикетных форм научного общения.
Когнитивные (познавательные) задачи включают приобретение следующих знаний и навыков:
развития рациональных способов мышления: умения производить различные логические операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение и вывод, комментирование);
формулирования цели, планирования и достижения результатов в научной деятельности на иностранном языке.
Развивающие задачи включают:
-
способность четко и ясно излагать свою точку зрения по проблеме на иностранном языке;
-
способность понимать и ценить чужую точку зрения по научной проблеме, стремиться к сотрудничеству, достижению согласия, выработке общей позиции в условиях различия взглядов и убеждений;
-
готовность к различным формам и видам международного сотрудничества (совместный проект, гранд, конференция, конгресс, симпозиум, семинар, совещание и др.), а также к освоению достижений науки в странах изучаемого языка;
-
способность выявлять и сопоставлять социокультурные особенности подготовки аспирантов в стране и за рубежом, достижения и уровень исследований крупных научных центров по избранной специальности.
2. Содержание курса
В соответствии с целевыми установками иноязычной подготовки аспиранта содержанием курса является обучение различным видам речевой деятельности в предполагаемых сферах профессионального и научного общения специалиста.
Тематическое содержание курса реализуется в двух направлениях: устного и письменного общения на иностранном языке.
Тематическое содержание устного общения:
-
роль науки в развитии общества;
-
достижения науки в области научных интересов аспиранта в странах изучаемого языка;
-
предмет научного исследования аспиранта;
-
система и социокультурные особенности подготовки аспиранта в стране и за рубежом;
-
международное сотрудничество в научной сфере: международный научный семинар (конференция, конгресс, симпозиум, дискуссия); международные визиты (участие в выставках, заграничная стажировка); участие в совместном проекте, презентация проекта.
Формы письменного общения:
-
научное реферирование и аннотирование;
-
резюме, тезисы, доклад, статья;
3. Структура курса
Подготовка аспиранта (соискателя) к кандидатскому экзамену по иностранному языку предусматривает 420 часов общего бюджета времени ( 140 аудиторных часов и 280 часов внеаудиторной подготовки; в случае слабого базового уровня владения языком 200 аудиторных часов и 220 часов внеаудиторной подготовки). В случае неукомплектованности группы планируется 28 часов на одного человека.
Виды занятий:
-
аудиторная групповая и индивидуальная работа с преподавателем при проверке текста по специальности обучаемого. Состав группы 5 – 7 человек в соответствии с «Примерными нормами времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений», утвержденных приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.11.1999 г. № 699*;
-
автономное внеаудиторное обязательное выполнение аспирантом заданий преподавателя или научного руководителя (40 0000 печатных знаков);
-
текущий контроль, осуществляемый путем тестирования или письменных контрольных работ;
-
консультации (групповые и индивидуальные).
Самостоятельная работа аспиранта (соискателя) должна быть связана с учебной. При ее организации необходимо учитывать интересы и потребности обучающихся (область научной деятельности, участие в международных научных конференциях и семинарах, контракты с зарубежными специалистами и т.д.).
4. Требования к практическому владению видами речевой деятельности
Обучение различным видам речевой деятельности должно осуществляться в их совокупности и взаимной связи с учетом специфики каждого из них. Управление процессом усвоения обеспечивается четкой постановкой цели на каждом конкретном этапе обучения. Определяющим фактором в достижении установленного уровня того или иного вида речевой деятельности является требование профессиональной направленности практического владения иностранным языком.
Чтение
Свободное, зрелое чтение предусматривает формирование умений вычленять опорные смысловые блоки в читаемом, определять структурносемантическое ядро, выделять основные мысли и факты, находить логические связи, исключать избыточную информацию, группировать и объединять выделенные положения по принципу общности, а также формирование навыка обоснованной языковой догадки (на основе контекста, словообразования, интернациональных слов и др.) и навыка прогнозирования поступающей информации.
Обучающийся в аспирантуре должен:
-
владеть навыками чтения аутентичных текстов научного стиля (монографии, научные журналы, статьи, тезисы);
-
владеть всеми видами чтения научной литературы (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), предполагающими различную степень понимания и смысловой компрессии прочитанного;
-
уметь варьировать характер чтения в зависимости от целевой установки, сложности и значимости текста.
В качестве контроля понимания прочитанного в зависимости от вида чтения используются ответы на вопросы, подробный или обобщенный пересказ прочитанного, передача его содержания в виде перевода, реферата или аннотации. Все виды чтения должны служить единой конечной цели – научиться свободно читать и понимать иностранный текст по специальности.
Критерием сформированности навыков чтения на протяжении курса может служить приближение темпа чтения про себя к следующему уровню: для ознакомительного чтения с охватом содержания на 70% – 500 печатных знаков в минуту; для ускоренного, просмотрового чтения – 1 000 печатных знаков в минуту.
Говорение
В целях достижения профессиональной направленности устной речи навыки говорения и аудирования должны развиваться во взаимодействии с навыками чтения. Обучающийся в аспирантуре должен уметь:
-
подвергать критической оценке точку зрения автора;
-
делать выводы о приемлемости или неприемлемости предлагаемых автором решений;
-
сопоставлять содержание разных источников по данному вопросу, делать выводы на основе информации, полученных из разных источников о решении аналогичных задач в иных условиях.
Основное внимание следует уделять коммуникативности устной речи, естественно-мотивированному высказыванию в формах подготовленной и неподготовленной монологической и диалогической речи.
В области монологической речи обучаемый должен продемонстрировать:
-
умение логично и целостно как в смысловом, так и в структурном отношениях выразить точку зрения по обсуждаемым вопросам;
-
умение составить план и выбрать стратегию сообщения, доклада, презентации проекта по проблеме научного исследования;
-
умение устанавливать и поддерживать речевой контакт с аудиторией с помощью адекватных стилистических средств.
В области диалогической речи необходимо уметь:
-
соблюдать правила речевого этикета в ситуациях научного диалогического общения;
-
вести диалог проблемного характера с использованием адекватных речевых форм;
-
аргументированно выражать свою точку зрения.
Полилог как средство научного общения предполагает:
-
владение стратегией и тактикой общения в полилоге;
-
умение выражать основные речевые функции в различных формах полилогического общения (дискуссия, диспут, дебаты, прения, творческие мастерские и т.д.).
Аудирование
Обучающийся в аспирантуре должен:
-
понимать звучащую аутентичную монологическую и диалогическую речь по научной проблематике;
-
понимать речь при непосредственном контакте в ситуациях научного общения (доклад, интервью, лекция, дискуссия, дебаты).
Письмо
Развитие навыков письма на иностранном языке рассматривается как средство активизации усвоения языкового материала. Обучающийся в аспирантуре должен владеть навыками и умениями письменной научной речи, логично и аргументированно излагать свои мысли, соблюдать стилистические особенности соответствующего жанра и стиля.
Он должен уметь:
-
излагать содержание прочитанного в форме резюме, аннотации и реферата;
-
составлять тезисы доклада, сообщение по теме исследования;
-
составлять заявку на участие в научной конференции;
-
вести научную переписку (в том числе через Интернет);
-
владеть навыками составления делового письма.
Перевод
Устный и письменный перевод с иностранного языка на родной используется как одно из средств овладения иностранным языком, как наиболее эффективный способ контроля полноты и точности понимания содержания.
Обучающийся в аспирантуре должен:
-
владеть необходимым объемом знаний в области теории перевода: эквивалент и аналог, переводческие трансформации;
-
иметь навыки компенсации потерь при переводе, контекстуальных замен, различать многозначность слов, словарное и контекстуальное значение слова, значения интернациональных слов в родном и иностранном языке и т.д.;
-
уметь адекватно передавать смысл научно-технического текста с соблюдением норм родного языка;
-
владеть навыками преобразования исходного материала, в том числе реферативного перевода научного текста.
5. Языковой материал
Фонетика. Продолжается работа по коррекции произношения, по совершенствованию произносительных умений и навыков при чтении вслух и устном вы-сказывании. Первостепенное значение придается смыслоразличительным факторам: интонационному оформлению предложения (деление на интонационносмысловые группысинтагмы, правильная расстановка фразового и в том числе логического ударения, мелодия, паузация).
Работа над произношением ведется как на материале текстов для чтения, так и на грамматических упражнениях, текстах и устных темах.
Лексика. К концу курса, предусмотренного данной программой, лексический запас аспиранта (соискателя) должен составить 4 500 лексических единиц (включая примерно 300 терминов профилирующей специальности) с учетом вузовского минимума (2 500 ед.) и потенциального словаря. Из них ориентировочно
1 700 лексических единиц – для развития навыков устной речи.
При работе над лексикой обращается внимание на специфику лексических средств выражения содержания текстов по специальности аспиранта (соискателя), на многозначность служебных и общенаучных слов, на механизмы словообразования (в том числе терминов и интернациональных слов), на явления синонимии и омонимии.
Аспирант должен знать употребительные фразеологические сочетания, часто встречающиеся в письменной речи изучаемого им подъязыка.
Необходимо также знание сокращений и условных обозначений и умение правильно прочитать формулы, символы и т.п.
Аспирант должен вести рабочий словарь терминов и слов, которые имеют свои оттенки значений в изучаемом подъязыке.
Грамматика. Программа предполагает знание и практическое владение грамматическим минимумом вузовского курса по иностранному языку (см. Программу по иностранным языкам для студентов соответствующих вузов). При углублении и систематизации знаний грамматического материала, необходимого для чтения и перевода научной литературы по специальности, основное внимание уделяется средствам выражения и распознавания главных членов предложения, определению границ членов предложения (синтаксическое членение предложения); сложным синтаксическим конструкциям, типичным для стиля научной речи: оборотам на основе неличных глагольных форм, пассивным конструкциям, многоэлементным определениям (атрибутным комплексам), усеченным грамматическим конструкциям (бессоюзным придаточным и т.п.); эмфатическим (и инверсионным) структурам; средствам выражения смыслового (логического) центра предложения и модальности. Первостепенное значение имеет овладение особенностями и приемами перевода указанных явлений.
При развитии навыков устной речи особое внимание уделяется порядку слов как в аспекте коммуникативных типов предложений, так и внутри повествовательного предложения (например, владение инверсионными структурами, типа there is, il y/a, es gibt: it is… that, cest…qui, es ist…der); употреблению строевых грамматических элементов (местоимений, вспомогательных глаголов, наречий, предлогов, союзов); глагольным формам, типичным для устной речи; степени сравнения прилагательных и наречий; средствам выражения модальности.
Английский язык
Порядок слов простого предложения. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Союзы и относительные местоимения. Эллиптические предложения. Бессоюзные придаточные.
Употребление личных форм глагола в активном залоге. Согласование времен. Пассивные конструкции: с агентивным дополнением, без агентивного дополнения; пассивная конструкция, в которой подлежащее соответствует русскому косвенному или предложному дополнению.
Функции инфинитива; инфинитив в функции подлежащего, определения, обстоятельств; оборот <дополнение с инфинитивом> (объектный падеж с инфинитивом); оборот <подлежащее с инфинитивом> (именительный падеж с инфинитивом); инфинитив в функции вводного члена; инфинитив в составном именном сказуемом (be + инф.) и в составном модальном сказуемом; оборот <for + сущ. + инфинитив>.
Функции причастия: причастие в функции определения и определительные причастные обороты; независимый причастный оборот (абсолютная причастная конструкция); причастный оборот в функции вводного члена; оборот <дополнение с причастием> (оборот объектный падеж с причастием); предложения с причастием I или II,стоящим на первом месте в предложении и являющимся частью двучленного сказуемого: have + существительное + причастие.
Функции герундия: герундий в функции подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства; герундиальные обороты.
Сослагательное наклонение.
Модальные глаголы. Модальные глаголы с простым и перфектным инфинитивом; функции глаголов should и would. Условные предложения.
Атрибутивные комплексы (цепочки существительных).
Эмфатические (в том числе инверсионные) конструкции: предложения с усилительным приглагольным do; инверсия на первое место отрицательного наречия, наречия неопределенного времени или слова only с инклюзией ритмического (непереводимого) do; оборот it is…that; инверсия с вводящим there; двойная инверсия двучленного сказуемого в форме Continuous или пассива; инвертированное придаточное уступительное или причины; двойное отрицание.
Многофункциональные строевые элементы: местоимения, словазаместители (that(of), those(of), this, these, do, one, ones), сложные и парные союзы, сравнительносопоставительные обороты (as… as, not so … as, the … the).
Коммуникативное (актуальное) членение предложения и средства его выражения.
Испанский язык
Синтаксис простого и сложного предложения. Линейный порядок слов и возможные отступления от него. Порядок слов как средство выражения актуального членения.
Постпозиция и препозиция прилагательногоопределения. Субстантивные словосочетания типа sust+de+sust/inf. Предикативные определения, выраженные прилагательным или партиципом. Адъективные словосочетания типа adj+de+sust/inf.
Пассивные конструкции. Преимущественная сфера употребления местоименного и партиципного пассива. Многозначность формы se+3 л.ед.ч. и ее актуализация.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзы и их корреляты. Многозначность и синонимия союзов. Бессоюзные придаточные. Сослагательное наклонение в придаточных предложениях. Согласование времен. Временные и модальные значения условного наклонения и будущего времени. Условные предложения 1го и 2го типов. Неличные формы глагола. Функции инфинитива, герундия и партиципа в предложении. Зависимые и абсолютные конструкции с неличными формами. Конструкции accusativo con infinitivo, accusativo von gerundio.
Аналитические инфинитивные конструкции (ir a, acabar de, ponesre a, volver a, tener que, deber de, haber que + infinitivo), инфинитивные перифразы (terminar de, empezar a, soler, saber, deber + infinitivo) и выражаемые ими видовременные значения.
Герундиальные конструкции (estar, ir, venir, sequir, quedarse, permanecer ilevar + gerundio) и их дифференциация.
Зависимые и абсолютные партиципные обороты. Конструкции: estar, uedarse, permanecer ir, venir, andar, seguar, verse, hallarse + participio. Конструкции: tener, dejar, llevar + participio.
Коммуникативное членение предложения и способы его выражения.
Итальянский язык
Имя существительное. Образование множественного числа имен существительных. Виды артиклей и их употребление. Случаи опущения артикля.
Степени сравнения прилагательных и наречий. Местоимения: личные, относительные, указательные, неопределенные; местоимения «ne», «ci».
Порядок слов простого предложения. Употребление времен изъявительного наклонения. Выбор вспомогательного глагола при образовании сложных времен. Безличные глаголы и выражения. Безличная форма составного именного сказуемого. Инфинитивные, причастные и герундиальные обороты. Пассивная форма глагола.
Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Союзы. Согласование времен. Условное наклонение (Condizionale). Сослагательное наклонение (Congiuntivo). Система времен сослагательного наклонения. Согласование времен и наклонений в сложном предложении. Сложное предложение с придаточным условным (Periodo ipotetico). Прямая и косвенная речь. Косвенный вопрос.
Немецкий язык
Простые распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Рамочная конструкция и отступление от нее. Место и порядок слов придаточных предложений. Союзы и корреляты. Многозначность союзов. Передача логических отношений в сложноподчиненном предложении. Бессоюзные придаточные предложения. Слитные предложения разного типа.
Прилагательное. Степени сравнения прилагательных в несобственном употреблении. Существительные, прилагательные и причастия в функции предикативного определения. Опущение существительного. Указательные местоимения в функции замены существительного. Однородные члены предложения разного типа, в том числе слитные.
Распространенное определение (распространенное определение без артикля, с опущенным существительным, распространенное определение в распространенном определении и другие сложные случаи распространенного определения). Причастие I c zu в функции определения. Инфинитивные и причастные обороты в различных функциях. Модальные конструкции sein и haben+zu+infinitiv
(во всех временных формах). Модальные глаголы с инфинитивом I и II актива и пассива во всех временных формах. Одновременное использование нескольких средств выражения модальности.
Конъюнктив и кондиционалис в различных функциях и в различных типах предложений. Футурум I и II в модальном значении. Модальные слова.
Функции пассива и конструкции sein+Partizip II переходного глагола. Безличный пассив. Сочетания с послелогами, предлогами с уточнителями, новыми предлогами типа aufgrund, anstelle, im Anschlub an A. Многозначность и синонимия союзов, предлогов, местоимений, местоименных наречий и т.д. и их различительные признаки (многозначные и многофункциональные слова). Коммуникативное членение предложения и способы его выражения.
Французский язык
Порядок слов простого предложения. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Союзы. Употребление личных форм глаголов в активном залоге. Согласование времен. Пассивная форма глагола. Возвратные глаголы в значении пассивной формы. Безличные конструкции. Конструкции с инфинитивом: avoir a+infinitif; etre a+infinitif; laisser+infinitif; faire+infinitif. Неличные формы глагола: инфинитив настоящего и прошедшего времени; инфинитив, употребляемый с предлогами; инфинитивный оборот. Причастие настоящего времени; причастие прошедшего времени; деепричастие; сложное причастие прошедшего времени. Абсолютный причастный оборот. Условное наклонение. Сослагательное наклонение.
Степени сравнения прилагательных и наречий. Местоимения: личные, относительные, указательные; местоимение среднего рода le, местоимениянаречия en и у.
6. Требования к содержанию экзамена
Право сдачи экзамена предоставляется аспирантам и соискателям, выполнившим в полном объеме программу курса обучения в аспирантуре и представившим обзорный реферат (тематический или сводный) на иностранном языке с краткой аннотацией на русском по прочитанной литературе в соответствии с выполняемой или предполагаемой темой исследования объемом 10 – 12 печатных страниц, при наличии списка прочитанной литературы по специальности, а также словарь терминов по теме исследования на иностранном языке с русскими эквивалентами.
Письменная часть экзамена:
Письменной перевод оригинального текста по специальности со словарем на русский (белорусский) язык в соответствии со стилистическими нормами.
Объем текста 2 025 печатных знаков (для гуманитарных наук) и 2 250 печатных знаков (для естественных наук). Время выполнения перевода – 45 минут. Форма контроля – чтение текста на иностранном языке вслух (выборочно) и проверка выполненного перевода.
Устная часть экзамена:
-
Ознакомительное чтение оригинального текста по специальности без словаря.
-
Объем 1 500–1 600 печатных знаков. Время подготовки – 5 минут. Форма проверки – передача содержания текста на родном языке или на иностранном.
-
Изложение на иностранном языке оригинального текста социокультурной направленности, научного, культурологического, экологического и т.п. содержания. Объем 1 500–1 800 печатных знаков. Время подготовки – 15 минут.
-
Беседа на иностранном языке по тематике, связанной со специальностью и научной деятельностью аспиранта (соискателя).
Примечание: По усмотрению вуза (кафедры) вместо пункта 2 в содержание экзамена может быть включено аудирование.
7. Рекомендуемая литература
Английский язык
-
Английский язык для научного общения / И.Ф.Ухванова, О.И.Моисеенко, Е.П.Смыковская и др. – Мн.: БГУ, 2001.
-
Вейзе А.А. Методика обучения чтению научно-технического текста: Учебно-методическое пособие. – Мн.: МГПИИЯ, 1982.
-
Вейзе А.А., Чиркова Н.В. Реферирование технических текстов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1983.
-
Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. – М.: Высшая школа, 1985.
-
Григоров В.Б. Как работать с научной статьей: Учебное пособие для технических вузов. – М.: Высшая школа, 1991.
-
Голикова Ж.А. Learn to Translate by Translating from English into Russian. Перевод с английского на русский.- M.: OOO “Новое знание”, 2004.
-
Комиссаров В.Н. Теоретические основы методики обучения переводу. – М.: Рема, 1997.
-
Кудис С.П., Крапицкая Н.А. Учебное пособие по переводу с англий-ского на русский для аспирантов и магистрантов. – Мн.: Изд.центр БГУ, 2002.
-
Курс английского языка для аспирантов / Н.И.Шахова и др. – М.: Наука, 1980.
-
Ларсон М. Смысловой перевод: Руководство по теории межъязыковой эквивалентности и ее практическому применению / Пер. с англ. – СПб., 1993.
-
Мальчевская Т.Н. Сборник упражнений по переводу гуманитарных текстов с английского языка на русский. – М.: Наука, 1978.
-
Марчук Ю.Н. Научно-технический перевод. – М.: Наука, 1987.
-
Михельсон Т.Н., Успенская Н.В. Как писать по-английски научные статьи, рефераты и рецензии. – СПб.: Наука, 1985.
-
Михельсон Т.Н., Успенская Н.В. Пособие по составлению рефератов на английском языке. – Л.: Наука, 1980.
-
Носенко И.А., Горбунова Е.В. Пособие по переводу научно-технической литературы с английского языка на русский. – М.: Высшая школа, 1974.
-
Пумпянский А.Л. Упражнения по переводу английской научной и технической литературы. – Мн.: Попурри, 1997.
-
Рейман Е.А., Константинова Н.А. Обороты речи английской обзорной научной статьи. – Л.: Наука, 1978.
-
Смирнова Л.Н. Курс английского языка для научных работников. – Л.: Наука, 1980.
-
Текст и перевод. – М.: Наука, 1988.
-
Швейцер А.Д. Теория перевода: статус, проблемы, аспекты. – М.: Наука, 1988.
-
Федоров А.В. Основы общей теории перевода. – М.: Высшая школа, 1983.
-
Jon Nauton. Think first certificate. Longman, 1997.
-
Leo Jons. First certificate. – Oxford University Press, 1997.
-
Littlejohn, Andrew. Language Teaching for the millennium // English Teaching Professional, Issue 8, July, 1998.
-
Murphy R. Practical Grammar in Use: for Intermediate Students. – Oxford University Press, 1995.
-
Pamela G.Sharpe. TOEFL. – NY, 1989.
-
Sharpe Barren’s. How to prepare to the TOEFL. – Barren’s, NY, 1989.
-
Thomson A.J., Martinet A.V. A Practical English Grammar. – Oxford: OUP, 1996.
Испанский язык
-
Александрова М.А., Галкина Л.И. Пособие по развитию навыков устной речи испанского языка. – М., 1966.
-
Виноградов B.C. Грамматика испанского языка. – М., 1990.
-
Дышлевая И.А. Курс испанского языка для продолжающих. СПб, 2003.
-
Иовенко В.А. Общий курс перевода испанского языка. – М., 1999.
-
Канонич С.И. Справочник по грамматике испанского языка. М., 1972.
-
Карпов Д.В. Испанско-русский технический словарь – М., 1966.
-
Кобо Ортис X., Пикус З.Р., Похвалина И.М. и др. Краткий испанско-русский и русско-испанский научно-технический словарь. – М., 1966.
-
Красникова Л.Л. Пособие по разговорному испанскому языку. – М., 1971.
-
Никитина Р.Н. Учебник испанского языка для технических вузов. – М, 1980.
-
Новикова В.И. Учебник испанского языка. – М., 1977.
-
Патрушев А.И. Учебник испанского языка. – М., 1967.
-
Прадо Мендисабал Педро. Испанско-русский политехнический словарь. – М, 1964.
-
Родригес-Данилевская Е.И. Учебник испанского языка. – М., 1999.
-
Tpиста И.А. Пособие по техническому переводу с испанского языка. – М., 1971.
-
Нуждин Г.А., Марин Эстренера К., Мартин Лора-Тамайо П. Учебник современного испанского языка – М., 2003.
-
Садиков А.В. Нарумов Б.П. Испанско-русский словарь современного употребления. – М., 1996.
-
F.Lбzaro, V.Tusуn. Lengua espa-сola. – Madrid, 1986.
Итальянский язык
-
Грейзбард Л.И. Итальянский язык. Грамматика для старших курсов. М.: Издательство Института общего среднего образования Российской академии образования, 2000.
-
Добровольская Ю.А. Практический курс итальянского языка. – М.: Цитадель, 2001.
-
Карулин Ю.А., Черданцева Т.З. Основной курс итальянского языка. Продвинутый этап. – М.: Высшая школа, 1997.
-
Лидина Л.И. Итальянский язык. Второй этап обучения. – М.: Филология, 1998.
-
Прокопович С.С. Учимся читать и переводить итальянскую прессу. – М.: Издательский дом «Филология три», 2002.
-
Черданцева Т. 3. Совершенствуйте ваш итальянский язык. – М.: Международные отношения, 1972.
-
Щекина И.А. Итальянский язык. Устный перевод. – М.: Высшая школа, 1986.
Немецкий язык
-
Артемюк Д. Пособие по экономическому переводу. – М.: НВИ-Тезаурус, 2000.
-
Герман Б.Г., Троянская Е.С., Высоковский А.А. Как читать по-немецки математические, химические и другие формулы, символы, сокращения. – М.: Наука, 1970.
-
Гяч Н.В. Пособие по развитию навыков устной речи по теме «Международные научные связи» (Немецкий язык). – Л.: Наука, 1980.
-
Инструкция для рефератов реферативного журнала ВИНИТИ. – М., 1975
-
Кравченко А.П. Немецкий язык: Практикум по переводу. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
-
Латышев Л.К. Технология перевода: Книга для преподавателя с методическими комментариями и ключами к упражнениям. – М.: НВИ-Тезаурус, 2001.
-
Маркина Л.Г., Носова И.М. Пособие по общественно-политической научно-технической лексике. – М.: Международные отношения, 1976.
-
Мелихова Н.В. Пособие по экономическому переводу. – М.: НВИ-Тезаурус, 2000.
-
Мирзабеков Н.М. Немецкий язык для студентов экономических факультетов.– М.: МИИТ, 1994.
-
Розен Е.В. На пороге XXI века. Новые слова и словосочетания в немецком языке. – М.: Менеджер, 2000.
-
Сущинский И.И. Немецкий язык: учебник. Ч.1 и Ч.2. – М.: Моск.юридический ин-т (МВД РФ), 1995.
-
Учись говорить на немецком языке по своей специальности. Химия / А.А. Высоковский и др. – М.: Наука, 1971.
-
Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (Подготовка переводчиков). – М.: Высшая школа, 1989.
-
Buscha A., Linthout G. Geschafts-kommunikation. Verhandlungssprache. –Ismaning, 1998.
-
Deutsch fьr Fachrichtung Philo-logie / О.М.Галай и др. – Мн.: Вышэйшая школа, 1990.
-
Gutterer G., Latour B. Grammatik in wissenschaftlichen Texten. In: Studien-reihe. – DaF5. Mьnhen, 1990.
-
Meibauer Jцrg. Einfьhrung in die germanishe Linguistik. – Verlag J.B. Metzer Stuttgart-Weimar, 2002.
-
Kolwa A. Internationalismen im Wortschatz und Politik. – Frankfurt. M. 1999.
-
Heidrun Pelz. Linguistik. Eine Einfьhrung / 6. Auflage. – Hamburg: Hoffman und Campe Verlag, 2001.
-
Schade G. Einfьhrung in die deutsche Sprache der Wissenschaften. – Berlin, 1998.
Французский язык
-
Агеева Е.В. Французский язык. – М.: «Слово», 1997.
-
Акулевіч Т.В., Грачова Л.А. Беларусь. Вучэбна-метадычны дапаможнік. Мн., МДЛУ, 2003.
-
Алексеева Г.П. Практикум по грамматике французского языка. – М: Выш. шк., 1979.
-
Алексеев Г.П. Практическая грамматика современного французского языка. – М., 1985.
-
Бабаян Н.А., Флерова Н.М. Практическая грамматика французского языка. – М.: Издательство Института РАО, 2000.
-
Батура С.М., Захаркевич М.И., Морозова О.П., Колесников В.В. Теория и практика перевода с французского на русский. Мн.: Выш. шк., 1987.
-
Бодко Н.В. Французский язык. Пособие для археологов и историков. М: Наука, 1981.
-
Быховская Р.Г. и др. Трудности перевода с французского языка на русский. – Мн., 1986.
-
Воробьева М.Б., Гуцинская Н.В. Словарь сочетаний слов французского научного языка. Л.: Наука, 1979.
-
Гак В.Т., Львин Ю.И. Курс перевода. Французский язык (Общественно-политическая лексика). М.: Международные отношения, 1980.
-
Гончар Л.Л., Тетенькина Т.Ю. Французский язык. – Мн.: Вышэйшая школа, 1998.
-
Грамматика французского языка. – Троицк; Лист. – 1996.
-
Значко-Яворская Г.В. Справочник для чтения математических текстов по-французски. – М.: Наука, 1971.
-
Колесникова В.Р. Сборник научных текстов. – Мн.: Наука и техника, 1993.
-
Колесников В.В., Колесникова В.А. Французский язык для аспиран-тов. – Мн., 1992.
-
Комиссаров В.П. Лингвистика перевода. – М., 1980.
-
Краинская Л.А. Упражнения на лексические трудности французской научной литературы. – М.: Наука, 1978.
-
Ластовка С.З. Научная беседа на французском языке., – Л., Наука, 1988.
-
Николаева М.А., Болдырева М.М. Лексические трудности французского языка. – Л.: Просвещение, 1970.
-
Парфеньев В.Н. Язык прессы. – Мн.: Выш. шк., 1982.
-
Попова И.К., Казакова Ж.А. Грамматика французского языка. Практический курс. М.: Высш. шк., 1997.
-
Попова И.Н., Казакова Ж.А., Ковальчук Г.М. Французский язык. – М.: Nestor, 2001.
-
Попова И.Н., Казакова Ж.А. Грамматика французского языка. – М.: Nestor, - 1997.
-
Потушанская Л.Л., Юдина И А., Шкунаева И.Д. Французский язык. Практический курс. Продвинутый этап. 5-ое изд. М., 1990.
-
Рощупкина Е.А. Краткий грамматический справочник по грамматике французского языка. М., 1990.
-
Семеницкий С.А., Колесникова В.А. 3 000 наиболее употребительных слов и выражений французского языка. – Мн., 2003.
-
Чекалина Е.М. Язык современной французской прессы. – Л., 1991.
-
Штейнсапир Ю.Е. Пособие по французской лексике (педагогическая терминология). – М., 1974.
-
Щетинкин В.Е. Пособие по переводу с французского языка на рус-ский. – М., 1987.
-
Шор Е.Н. Практическая грамматика французского языка. – М.: Наука, 1984.
-
Chamberlain A. Guide pratique de la communication (100 actes de com-munication, 57 dialogues). – Paris, 1991.
-
Mauchamp N. La France d’au-jourd’hui. Civilisation. – Paris, 1991.
В процессе обучения используются:
-
Учебники и учебные пособия для обучающихся в аспирантуре по соответствующей специальности.
-
Словари (толковые двуязычные, общие и отраслевые, частотные словари-минимумы).
-
Иноязычные справочники по соответствующей отрасли науки.
-
Аутентичная литература по специальности.
Приложение
Типовые нормы времени, рекомендуемые для расчета объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, готовящих аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку в научно-исследовательских организациях
страница 1 страница 2
|