страница 1 ПРИМЕНЕНИЕ ИНОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ (на примере таможенных специальностей)
М.В. Резенова, О.Е. Цой
Российская таможенная академия, кафедра «Физической подготовки», г. Люберцы, (495) 500-13-48, rezenov69@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены пути воспитания профессионально важных качеств средствами стрелковой подготовки и круговой тренировки у студентов Российской таможенной академии. В эксперименте приняли участие студенты 1 курса–51 человек. Результаты свидетельствуют о возможности применения данной методики на занятиях физической культуры в других вузах. Ключевые слова: профессионально важные качества работников таможенной службы, электронная стрельба, круговая тренировка, тренажер СКАТТ, компьютерная программа Орбита.
Основной целью высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые должны обладать способностью к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, быть конкурентоспособными на рынке труда, готовыми к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Приобретая профессиональные знания и умения, будущему специалисту необходимо обладать определенными психофизическими качествами [1, 2]. Методический подход к физической подготовке студентов таможенных вузов должен обеспечивать формирование необходимых качеств, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут быстро адаптироваться к производственным условиям и повысить уровень профессиональной надежности специалистов таможенной службы [1,4]. Профессиографирование, использование служебной документации, инструментальных методов и экспертные оценки позволили установить обоснованный перечень профессионально важных качеств таможенного специалиста [1]. На этапе оценки сформированности профессионально важных качеств группе экспертов в составе руководства, сотрудников Федеральной таможенной службы и руководителей преддипломной практики, был предложен перечень личностных и психофизических качеств, выделяемых как наиболее важных и значимых при профессиографировании специалистов таможенной службы [1, 4]. Уровень значимости необходимых качеств определялся методом экспертного опроса и выглядит следующим образом: очень важно – 7-9 баллов; важно – 5-6 баллов; желательно – 3-4 балла; необязательно – 1-2 балла, не имеет значения – 0 баллов. Оценки профессионально важных качеств специалистов таможенной службы с учетом их уровня значимости по 10 - балльной шкале представлены в таблице 1. Результаты экспертной оценки с количественными оценками обрабатывались методами математической статистики для определения обобщенного мнения специалистов. Из общего числа предложенных качеств были отобраны лишь те, которые соответствовали уровню значимости «важно», т.е. – оценивались не менее 6 баллов. Данные, касающиеся сформированности отобранных качеств у студентов проходивших преддипломную практику, содержали количественную оценку. Профессионально важными физическими качествами для всех видов производственной деятельности таможенной службы являются статическая выносливость, межмышечная координация, силовая и динамическая выносливость, быстрота. Высокое нервно-эмоциональное напряжение в работе работника таможенной службы связано с длительной концентрацией внимания, психологической устойчивостью в течение длительного времени и переключением внимания. В результате опроса руководителей практики было выявлено, что у студентов на низком уровне сформированы необходимые профессионально важные психофизические качества (табл.1).
Таблица 1
Уровень значимости и уровень оценки профессионально важных психофизических качеств специалиста таможенной службы
№
|
Профессионально важные качества
|
Ранг значимости от 0 до 9 баллов
|
Оптимальный
|
Имеющийся
|
1
|
Быстрота
|
6
|
4
|
2.
|
Динамическая выносливость
|
6
|
3
|
3.
|
Концентрация внимания
|
9
|
4
|
4.
|
Межмышечная координация
|
7
|
4
|
5.
|
Переключение внимания
|
7
|
4
|
6.
|
Психологическая устойчивость
|
9
|
4
|
7.
|
Силовая выносливость
|
7
|
4
|
8.
|
Статическая выносливость
|
8
|
3
|
Данные таблицы 1 отражают объем психофизических требований к выпускникам вузов таможенного профиля. Наиболее подходят для практического использования в педагогической деятельности, они позволяют построить процесс профессиональной физической подготовки студентов с учетом требований будущей профессиональной деятельности. Определение видов спорта, которые в большей степени способствуют воспитанию необходимых профессионально важных качеств, начинается с взаимодействия производственной деятельности и физической культурой и спортом: * профессиональная психофизическая подготовка как часть сферы профессиональной деятельности, где решаются задачи формирования готовности к труду методами физической культуры и спорта; * профессиональная психофизическая подготовка как сфера достижения будущего социального статуса. При изучении воздействия различных видов спорта на уровень физической подготовленности, необходимо учитывать те, которые способны совершенствовать профессионально важные качества специалиста таможенной службы. Было установлено, что значительная часть профессионально важных качеств специалистов таможенной службы, формируется при занятиях стрелковым спортом, а именно – электронной стрельбой в сочетании с круговой тренировкой. Мы определили, что стрельба, в том числе электронная, воспитывает статическую выносливость, координационные способности, концентрацию внимания, психологическую устойчивость [3]. Для коррекции общей физической подготовленности необходимо разработать дополнительный комплекс упражнений, формирующий выявленные приоритетные психофизические качества. С целью повышения общего уровня физической подготовленности и воспитания других выделенных профессионально важных качеств, во второй половина занятия применялся метод круговой тренировки [5]. В результате была разработана комплексная методика, основанная на использовании элементов стрелковой подготовки с применением массогабаритных макетов оружия и тренажеров «СКАТТ» и метода круговой тренировки. Разработанный вид занятий проводился с группой студентов 1 курса факультета таможенного дела (ФТД) Российской таможенной академии (РТА) (14 девушек, 11 юношей), выполняющих роль испытуемых. Полученные данные сравнивались с показателями параллельной группы этого факультета и курса, занимавшихся по общепринятой методике занятий по физической культуре в РТА для ФТД (29 девушек, 35 юношей). Исследование проводилось в течение двух семестров 2010/11 учебного года. По результатам хронометрирования моторная плотность таких занятий возросла на 18%, по сравнению с плотностью занятий, проводимых по общепринятой методике. В результате было установлено, что группы студентов, в которых проводились комплексные занятия сочетающие электронную стрельбу и круговую тренировку достоверно улучшили показатели в психологической устойчивости, в концентрации и переключении внимания, в общей и силовой выносливости, а в группах занимающихся по традиционной методике существенно повысили уровень лишь в скорости, и в общей выносливости, сдвиги носили не достоверный характер.
Список литературы:
1. Зуев С.Н. Физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка : учеб. пособие / С.Н. Зуев. – М., 2001. – 92 с. 2. Кабачков В.А. Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением / Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Куренцов В.А. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 10. - С. 60-63. 3. Палехова Е.С. Применение стрелкового тренажера СКАТТ в научно-исследовательской работе и учебном процессе студентов специализации стрельба вузов физической культуры / В.Л. Дементьев // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2006. - N 2. - С. 35-42. 4. Сырвачева И.С. Теоретический курс физической подготовки для слушателей таможенной академии: учебно-метод. пособие / И.С. Сырвачева, Я.К. Якубовский. – Владивосток, 1999. – 116 с. 5. Шолих М. Круговая тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1980.-354с.
страница 1
|