Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Проблемное поле в организации психологической

помощи детям и семьям в социально опасном положении

в учреждениях образования

Карваш Ирина Владимировна, директор

социально – педагогического центра с социальным приютом

Пружанский район, Брестская область


Основными требованиями к работе любого педагога является профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению работы, ответственность и коммуникабельность. Основу успешного выполнения любой профессиональной деятельности обеспечивают те знания, умения и навыки, которые предусмотрены квалификационной характеристикой и приобретаются в процессе работы.

Однако, как показывает практика, этого недостаточно.



Множество факторов влияют на конечный результат в работе психолога по выводу семьи из социально опасного положения (далее - СОП).

Во-первых, успех деятельности определяется такой сущностной характеристикой, как профессиональная компетентность. Ее приобретение во многом зависит не столько от качества полученного человеком профессионального образования, сколько от его личностных особенностей и возможностей – способностей, желаний, наклонностей, жизненных установок и др.

Помимо общей совокупности знаний в понятии «компетентность» включается также:

- предвидение возможных последствий своей работы,

- выбор конкретного способа воздействий,

- уровень умения и опыт его практического использования.

Иначе говоря, компетентность – это не только наличие тех или иных теоретических и практических знаний, но и умение правильно ими распорядиться при выполнении своих профессиональных функций.

Основные составляющие профессиональной компетентности педагога: психолого–педагогическая, коммуникативная, исследовательская. Остановимся на психолого – педагогической компетентности, которая формируется в процессе освоения психологии и педагогики. Психологическая компетентность педагога должна иметь достаточно высокий уровень, так как в процессе деятельности педагогу-психологу приходится решать общепсихологические, социально – психологические и другие проблемы.
Проблемное поле в организации психологической помощи детям и семьям в социально-опасном положении состоит из нескольких блоков:



1 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ. Отсутствие надлежащего стабильного кадрового обеспечения.

Проведем статистический количественный и качественный анализ социально-педагогической и психологической службы района.

Всего в Пружанском районе 56 учреждений образования, из них есть педагог-психолог в 19-ти, нет- в 37-ми.


Уч.год

Город/село

Всего

Пол

Образование

Категория

Стаж

2009-2010



Город

7

жен

Высшее-7

1 к. - 4

До 5лет - 2













2к. - 1

От 5 до 10 - 1













б/к - 2

От 10 до 15 - 1
















15 лет и выше - 3

Село

3

Жен-2, муж -1

Высшее -3

1 к. - 1

До 5лет - 1













2к. - 1

От 5 до 10 - 0













б/к - 1

От 10 до 15 - 2
















15 лет и выше - 0

2010-2011



Город

7

Жен-7

Высшее-7

1 к. - 3

До 5лет - 4













2к. - 0

От 5 до 10 - 1













б/к - 4

От 10 до 15 - 0
















15 лет и выше - 2

Село

3

Жен- 3

Высшее -3

1 к. - 1

До 5лет - 1













2к. - 1

От 5 до 10 - 2













б/к - 1

От 10 до 15 - 0
















15 лет и выше - 0

2011-2012



Город

7

Жен-7

Высшее-7

1 к. - 2

До 5лет - 5













2к. - 0

От 5 до 10 - 1













б/к - 5

От 10 до 15 - 1
















15 лет и выше - 0

Село

4

Жен- 4

Высшее -3

1 к. - 2

До 5лет - 2













2к. - 0

От 5 до 10 - 1













б/к - 2

От 10 до 15 - 1
















15 лет и выше - 0

В таблице отражено движение специалистов, их сменность, что, зачастую, влечет за собой невозможность оказания длительной психологической поддержки семье одним специалистом,- с одной стороны, и не особую заинтересованность в решении проблем на качественном уровне, с другой, - в связи с непродолжительным периодом работы.
Та же проблема в работе СППС СПЦ с СП: за 2011 год в полном составе специалисты социально-педагогической и психологической службы (по штатному расписанию 4 человека: 2 социальных педагога (центр и приют), 2 педагога- психолога (центр и приют)), которые по характеру выполняемой ими работы должны проводить просветительскую, профилактическую, методическую работу в районе, работу по сбору и анализу статистических данных, диагностическую и др., работают только с сентября 2011года, причем из 4-х человек по состоянию на 01.09.11года:

  1. не специалист, стаж работы 1 год;

  2. 1- стаж работы 3 месяца;

  3. 1- нет стажа работы;

  4. 1- стаж работы 3,5 года, из них 2,5 декретный отпуск.

Анализ кадрового обеспечения СПЦ с СП специалистами СППС с 03.01.2005 года по 31.12.2011года: за 7 лет работы сменились 14 специалистов (7 социальных педагогов и 7 педагогов-психологов). Из 14 специалистов: 11 не имели стажа работы, 4- не имели соответствующего образования. В полном составе СППС СПЦ с СП за это время (7 лет) работала 22 месяца.


2 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ. Отсутствие осознания у родителей необходимости оказания комплексной психологической помощи.
В процессе профессиональной деятельности по работе с семьями в СОП нужно уметь оказывать разные виды помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении.

К ним относятся:

  • информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и сектора оказываемых ими услуг;

  • правовая помощь – соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей и родителей по жилищным, семейно – брачным, трудовым, гражданским вопросам;

  • реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг в социальных службах по воспитанию психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

  • бытовая помощь – содействие в улучшении условий быта детей, проживающих в условиях неблагополучия;

  • социально – психолого – педагогическая помощь – создание благоприятной психо - эмоциональной атмосферы в семье и микросоциуме; предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; устранение негативных воздействий семьи; помощь во взаимоотношениях с окружающими и в личностном самоопределении;

  • социально – педагогическая помощь – содействие в обучении и развитии детей, а также родителей или других лиц, оказывающих влияние на их развитие и социализацию, информирование по вопросам образования, воспитания, социальной защиты и др.

Важными факторами в работе с семьями и детьми, находящимися в СОП являются: нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей и оказание индивидуальной помощи детям, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями, другими членами школьного общества, соблюдение норм поведения в школе и вне ее и т.д. Работа с родителями всегда была сложной (особенно с этой категорий семей), она невозможно без сотрудничества и активного вовлечения родителей.

Отсутствие психолого – педагогического опыта, определенных знаний у родителей из функционально несостоятельных семей приводит к неправильной оценке происходящих событий.



Из опыта работы педагога-психолога СПЦ с СП

Для реализации П.18 Постановления МО РБ от25 июля 2011 г. № 116 «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность): «Деятельность СППС учреждения образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами», в связи с чем Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении вместе с выпиской из протокола педсовета (совета профилактики) о постановке на учет, передается в СПЦ с СП. Для организации работы по выведению семей из СОП, если в учреждении образования нет социального педагога или педагога-психолога, работу по психолого-педагогическому направлению организуют специалисты СПЦ с СП.

Анализ:

за 2011-2012 уч.год поставлены на учет в СОП 16 семей в них 26 детей из 8 учреждений образования района, в которых нет СППС (Хоревская СШ (3 семьи, в них детей: 7), Белоусовщинский д/с №11(3 семьи, в них детей: 3), ясли-сад №5(1;1), Могилевецкая СШ (1;1), ЩерчовскаяСШ (1;1), Белолесоцкий д/с (4;8), Шерешевская СШ (1;1), Старовольский д/с (2;4).

Вид психологической помощи со стороны педагога-психолога СПЦ с СП: письменно проинформированы родители о предоставлении психологической помощи - 16 семьям.

Приехали с периферии из 16 семей только 2 семьи с 2-ми детьми и 1 семья проконсультировалась по телефону. Таким образом:

- консультирование в СПЦ- 3;

- диагностика детей – 2;

- диагностика родителей- 2;

- коррекционные занятия с детьми – 2ребенка/2 занятия.


Со стороны психолога высланы по месту жительства и по школам для работы на местах – памятки и буклеты: «Дневник любящего родителя», «Как избежать конфликтов со школой», «Арифметика здоровья», «Искусство наказывать и прощать» и др. – 64.

Данный анализ показывает, что такая разовая работа не является результативной.



Таким образом второе проблемное поле вскрывает и базируется на ряде проблем:

  1. У родителей данной категории семей (СОП) отсутствует достаточный образовательный уровень для правильного восприятия проблемы;

  2. Родители (семей СОП) практически в 100% случаев являются хроническими алкоголиками, что, соответственно, влечет за собой деградацию личности;

  3. У родителей нет денег на дорогу в СПЦ;

  4. Родители не считают нужным принимать психолого-педагогическую помощь;

  5. Даже при фрагментальном, разовом приезде отсутствует необходимая комплексная помощь всем членам семьи для вывода семьи из социально опасного положения


3 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ. Отсутствие типового штатного расписания социально - педагогических учреждений влечет за собой отсутствие достаточного количества ставок педагога-психолога для оптимальной организации работы.

Педагог-психолог социально-педагогического центра выполняет следующие функции:

просветительскую;

диагностическую;

консультативную;

коррекционную;

реабилитационную.

В силу должностных обязанностей:


-осуществляет профилактическую работу по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговлю людьми и насилие в отношении несовершеннолетних, вредных привычек у детей, их асоциального поведения, безнадзорности,

-содействует формированию навыков ЗОЖ,

-осуществляет постинтернатное сопровождение;

- изучает уровень развития, личностную сферу, межличностные отношения, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение, профилактику и выявление причин отклонений в учебе, общении;

- оказывает консультативную помощь всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации детей;

- разрабатывает и реализует комплексные программы социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним; осуществляет коррекцию, направленную на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональном состоянии детей с особенностями психофизического развития;

В рамках вышеперечисленных направлений находится и огромный блок касающийся предупреждения социального сиротства – это работа по подготовке и сопровождению приемных, опекунских семей, семей усыновителей.

В основном, вся эта работа ложится на плечи одного человека, (хорошо, если на 1,0 ставку! И хорошо, если вакансия заполнена!); стаж, компетентность, категория специалиста не играют никакой роли, если заполнение вакансии в СПЦ идет «по остаточному принципу». Исполнить все планы, реализуемые в учреждении, одним специалистом на качественном уровне, не представляется возможным. Работа педагога-психолога в СПЦ координально отличается от работы педагога-психолога в другом учреждении образования, однако их финансовая поддержка и заинтересованность отсутствует.


Семья есть идеал всего мира. Роль семьи в жизни ребёнка велика и по своей важности, и по месту, занимаемому в его душе. Ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Сегодня очевидно, что воспитание детей в семье – очень трудное дело, потому что психологически родителям не просто понимать своих детей. Семья – первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья – первый скульптор, который формирует мягкую как воск, неоформленную душу и ум, волю и характер ребёнка. Влияние семьи (за редким исключением) избежать невозможно. Плоха будет семья – плохим будет и её детище. Хороша будет семья – хорошими будут и её «продукты» - люди. Семья сама по себе обладает могучим воспитательным средством, и разрушение семьи влечёт за собой огромные беды для души ребёнка. Задача психолога помочь, научить, подсказать, вовремя быть рядом, помочь сберечь ребенка в семье и семью для ребенка.

страница 1

Смотрите также: