страница 1 Реализация основных направлений
Психологической помощи детям и семьям в учреждении общего среднего образования
Маковская Т.Е. педагог – психолог
ГУО «Холопеничская средняя школа
им. М. Богдановича Крупского района»
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста несовершеннолетних, требующих особого внимания, ставит перед обществом, в качестве одной из основных задач, разработку комплекса мер по защите детей и подростков, включающего концентрацию усилий всех заинтересованных специалистов, направленных, главным образом, на предупреждение, устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. Особая роль в этом процессе отводится учреждениям образования, так как именно психолого – педагогическая служба может распознать, заметить ребенка, находящегося в социально опасном положении.
Психологическое здоровье человека является одним из важнейших факторов успешной социализации , социального и экономического развития общества. Именно поэтому деятельность педагога – психолога в социально – психологическом и педагогическом сопровождении является определяющей.
Для оказания профессиональной психологической помощи детям и родителям необходимо следующее:
Во первых– просвещение родителей и педагогов в вопросе возрастных особенностей учащихся и возникающих с этим проблем, а также ознакомление с системой психолого – педагогических требований к содержанию статуса учащегося, в котором отражены психологические особенности, принципиально влияющие на успешность обучения и развития. На этом этапе проходят родительские собрания и круглые столы для родителей и педагогов, а также в рамках программы «Повышения психологической компетентности педагогов» педагогом – психологом при участии педагога социального и заместителя директора по УВР проводится семинар – практикум «Проблемы подросткового возраста. Психологическое здоровье. Девиация поведения». Цель данного семинара: подготовка педагогов к работе с учащимися.
Такие мероприятия помогают заранее обратить внимание на существующую проблему (отклоняющееся поведение), увидеть её корни и взглянуть на своих детей и учащихся, а также на себя другими глазами. Помимо этого, подготавливается теоретическая база для дальнейшей совместной работы.
Во–вторых - профилактика. На данном этапе работа сопровождения ориентирована на самих учащихся. Это изучение социального окружения ребенка и проведение работы с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями). Его цель: выявление учащихся, нуждающихся в психологической поддержке, и профилактика девиации.
Реализация цели проходит по следующим направлениям:
Первое направление – просвещение учащихся, родителей учащихся и педагогов по вопросам сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни.
Второе направление – диагностическое исследование и выявление дезадаптации. Экспресс – диагностика и наблюдение за учащимися на уроках, беседы с учителями. Проводится также социометрическая методика, которая диагностирует коэффициент сплоченности класса, а в совокупности с предыдущими исследованиями и наблюдениями выявляет учащихся, оказавшихся за «бортом» или нуждающихся в индивидуальной работе с психологом.
При выявлении тех или иных отклонений в поведении проводится более углубленная диагностика, в блок которой входят:
-
Опросник Личко;
-
Опросник Леонгарда – Шмишека;
-
Методика «Несуществующее животное»;
-
Опросник Айзенка;
Полученные результаты заносятся в психолого – педагогическую карту учащегося и в дальнейшем используются в индивидуальной коррекционной работе.
Третье направление – работа по запросу со стороны педагога или родителей относительно проблем обучения или поведения, иногда психологического состояния конкретного учащегося. Здесь досконально прорабатываются гипотезы о причинах проблемы, так же как и в предыдущем направлении проводится углубленная диагностика, консультирование и просвещение автора запроса.
Четвертое направление – профилактические мероприятия разработаны с учетом проведения их в течение всего учебного года и сведены в единую план – сетку.
Кульминацией данного этапа является психолого – педагогический консилиум, в подготовке которого задействованы все участники социально – психологического сопровождения, а его основная задача – это выработка на основе проведенных мероприятий стратегии дальнейшего сопровождения учащихся по всем направлениям учебно – воспитательной и коррекционнно – развивающей работы.
После проведения консилиума и выработки направлений работы каждая служба разрабатывает свою стратегию и программу действий.
Коррекционно – развивающая – остается приоритетом работы педагога – психолога. Необходимо корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию подростка.
Индивидуальная и групповая работы проводятся параллельно, дополняя друг друга.
Проведение тренинга социальной адаптации предваряет коррекционно – развивающую работу. Успешность адаптации без эксцессов – это первый шаг в формировании и развитии психологического здоровья учащихся. В связи с этим, проведение соответствующих занятий предполагает реализацию следующих задач:
-
адаптация учащихся к новым условиям обучения;
-
развитие эмоциональных качеств, способствующих успешной адаптации в обществе; эмпатии, сопереживания, положительного восприятия себя и окружающих;
-
развитие позитивного самовоспитания и уверенности в себе, приобретение внутреннего равновесия;
-
формирование позитивного восприятия учебы, взаимодействие с педагогами и товарищами в учебном коллективе.
Данная система сопровождения оказывает позитивное воздействие на каждого учащегося. И, что самое главное, не наблюдается отрицательного или нулевого результата: у одних учащихся снижается тревожность; у других происходит нормализация тех или иных эмоциональных нарушений.
Многие учащиеся получают возможность развивать свои природные задатки, реализуют себя в творческой деятельности. Основные направления деятельности:
1)консультационное;
2)психодиагностическое;
3)коррекционно-развивающее;
4)просветительское и профилактическое.
Коррекционно – развивающая, просветительская, консультационная и профилактическая работа
Индивидуальная работа
|
Групповая работа
|
сроки
|
Ребенок
|
Родитель
|
Ребенок
|
родитель
|
|
Индивидуально коррекционно- развивающая программа. Работа по запросу.
|
Включение в группу «Исскуство быть ребенком»
|
Включение в группу «Успешное родительство»
|
Разовые просвети-тельские, профилакти-ческие, тематические родительские собрания, лектории, консультации
|
Сентябрь-март
|
Совместные коррекционно- развивающие занятия
|
Включение в группу «Восстановление детско – родительских отношений
|
Март-май
|
Хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием установления эффективного партнерства. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка.
Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные формы восприятия родительства и детства. Заметно увеличивается в обществе, особенно в подростковой среде, число социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.
Необходимость работы с родителями обусловлено всеми этими факторами. Направлена она на выстраивание гармоничных детско-родительских отношений в семье, на повышение функциональной дееспособности семьи, на выработку механизмов эффективного взаимодействия школы и семьи. Установление доброжелательных отношений с родителями, совместная разработка стратегии здоровой школы помогают создать мостик сотрудничества, наиболее полно и целенаправленно реализовать цели и задачи по приобщению учащихся к физической культуре и спорту, формированию культуры здорового образа жизни.
Практическая работа с родителями реализовывается через групповые, коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:
-
Общешкольные родительские собрания
Цель: ознакомить с основными направлениями работы по формированию здоровьесберегающего пространства школы.
-
Консультативный центр
Цель: помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем возраста.
-
Тематический лекторий для родителей
Цель: повышение уровня информированности и образованности родителей по профилактике заболеваний, проблемам курения, алкоголизма, наркомании, СПИД/ВИЧ – инфекции.
-
Тематическая диагностика: анкетирование родителей
Цель: изучение семьи, выявление знаний и представлений родителей о здоровом образе жизни, вредных привычках, о проблеме СПИД/ВИЧ – инфекции.
-
Тематические классные родительские собрания
Цель: обсуждение актуальных проблем взаимодействия с учащимися, организации оздоровления, профилактической работы с учетом специфики возраста.
-
Родительская конференция «Чтобы не было беды»
Цель: получение разносторонней объективной информации о формировании алкогольной и наркотической зависимости у подростков, обсуждение возможных путей выхода из трудных жизненных ситуаций.
-
Клуб «Семья»
Цель: объединение усилий семьи и школы в решении задач по укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся.
В рамках деятельности кружка проводится цикл занятий с родителями «Успешное родительство».
Цель: оказание поддержки родителям путём обучения их методам воспитания а всех стадиях семейной жизни для построения конструктивных взаимоотношений с детьми без применен ия насилия.
-
Физкультурно – оздоровительные мероприятия
Цель: вовлечение родителей в активную деятельность по укреплению здоровья семьи, получение положительных эмоций от совместного досуга.
-
Оформление стендов, стенгазет «Отдыхаем – здоровье сберегаем», «ЗОЖ в каждую семью»
Цель: реклама положительного опыта воспитания здорового ребенка в семье.
-
Выставка литературы по ЗОЖ, профилактике вредных привычек
Цель: просвещение родителей по теме здорового образа жизни.
С целью просвещения родителей, повышения уровня их педагогической культуры в нашем учреждении образования проводятся лекции с привлечением специалистов (психолога, социального педагога, педиатра) по наиболее актуальным темам «Семья и здоровый образ жизни», «СПИД и его профилактика», «Питание школьника и его здоровье», «Особенности адаптационного периода при поступлении в школу, при переходе на новую ступень обучения» и др.
На школьных праздниках здоровья, классных часах родители не гости, а равноправные участники.
Эффективной и результативной формой сотрудничества является Клуб «Семья» для детей и родителей. Родители и дети под руководством педагога – психолога принимают активное участие в тренинговых занятиях, различных играх, мероприятиях, посвященных календарным праздникам. С удовольствием приемные мамы посетили «Гостиную «ТЫ + МЫ = Семья», посвященную Дню Матери и др.
В качестве опосредованного взаимодействия школой разрабатываются памятки для родителей, в которых содержится полезная, нужная им информация. Памятки, помимо информирования родителей, выполняют еще одну важную функцию: поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью школьного коллектива, равноправными участниками процесса обучения и воспитания детей.
Формой опосредованного взаимодействия является оформление стендов «Азбука здоровья», «Здоровый образ жизни», «Для вас, родители», где размещаются информационные материалы, советы психолога, социального педагога.
Если говорить о взаимодействии с родителями, то важно отметить, что такая работа осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.
Беседа с родителями, с одной стороны, даёт возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой стороны – способствует более эффективной работе специалиста.
Большие возможности дает работа с коллективом родителей – это широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения. Кроме того, это способствует повышению педагогической культуры и более совершенному выполнению ими обязанностей воспитателей своих детей.
У родителей формируется внутренняя позиция и установка на партнерские взаимоотношения с подростками через создание комфортной рабочей атмосферы, знакомство с различными стилями семейного воспитания, диагностику собственной семейной ситуации и т.д.
Можно с уверенностью сказать, что все перечисленные методы работы приносят результаты. С некоторыми детьми и взрослыми мы проговариваем то, что они делают и чувствуют, некоторые склонны работать обособленно и не любят обсуждать свое творчество. В таком случае задача психолога – просто быть рядом. Может быть, результаты такой работы заметны не сразу, но они значительны.
Помочь детям и их семьям стать счастливыми – в этом смысл всей работы нашего учреждения.
страница 1
|