страница 1 страница 2
ПРОЕКТ
Стратегический план
ГУ «Управление земельных отношений
Восточно-Казахстанской области»
на 2010 – 2012 годы
г. Усть-Каменогорск – 2009 г.
Содержание
1. | Миссия и видение | 3 | 2. | Анализ текущей ситуации | 3 | 2.1. | Состояние земель и использование земельных ресурсов | 3 | 3. | Стратегический направления, цели и задачи деятельности ГУ «Управления земельных отношений Восточно-Казахстанской области |
9
| 4. | Функциональные возможности и возможные риски | 10 | 5. | Нормативно правовые акты | 14 | 6. | Бюджетные программы | 15 |
1. Миссия и видение ГУ «Управление земельных отношений Восточно-Казахстанской области»
Миссия
Реализация государственной политики по рациональному и эффективному использованию земельных ресурсов, мониторинг и повышение качественного состояния земель, ведение учета распределения земельного фонда области, обеспечение прозрачности предоставления земельных участков.
Видение
Устойчивое развитие системы земельных отношений, отражающей современное состояние земельного фонда, повышение качественного и количественного состояния земель и свободный доступ к информации, касающейся земельных ресурсов области.
2. Анализ текущей ситуации
2.1. Состояние земель и использование земельных ресурсов
В соответствии с действующими законодательными актами Управлением ведется земельно-учетная работа по составлению ежегодного земельного баланса «О наличие земель и распределении их по категориям, собственникам земельных участков, землепользователям и угодьям» на основании данных представленных отделами земельных отношений городов и районов области. Анализируя изменения, произошедшие за последние 3 года (таблица 1), наблюдается рост использования земель собственниками и землепользователями. Следовательно, возрастает необходимость в получении информации, касающейся земельных правоотношений.
На сегодняшний день для получения сведений, касающихся земельных участков необходимо запросить информацию в филиале ДГП НПЦзем, уточнить в отделах земельных отношений на предмет произошедших изменений, после чего предоставляется ответ обратившимся физическим и юридическим лицам. В связи с этим нет оперативности в предоставлении сведений государственного земельного кадастра.
Проблема предоставления земельно-кадастровых сведений может быть решена в случае создания информационной системы, которая будет связана со всеми заинтересованными организациями.
Решение перечисленных проблем в области земельных ресурсов позволит обеспечить представление достоверной информации о качественном и количественном состоянии земель.
Таблица 1 – Информация об использовании земель в разрезе категорий
№ п/п
|
Категории земель
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
Разница 2008 г. к 2006 г.
|
1
|
Земли сельскохозяйственного назначения
|
7037,4
|
7733,8
|
8672,6
|
1635,2
|
2
|
Земли населенных пунктов
|
2863,7
|
2903,8
|
2918,0
|
54,3
|
3
|
Земли промышленности, транспорта, связи и иного не сельскохозяйственного назначения
|
172,2
|
173,3
|
184,5
|
12,3
|
4
|
Земли особо охраняемых природных территорий
|
1446,4
|
1446,4
|
1504,1
|
57,7
|
5
|
Земли лесного фонда
|
2187,3
|
2187,3
|
2140,9
|
-46,4
|
6
|
Земли водного фонда
|
572,4
|
572,0
|
572,0
|
-0,4
|
7
|
Земли запаса
|
14067,4
|
13330,2
|
12354,7
|
-1712,7
|
|
Итого по области:
|
28346,8
|
28346,8
|
28346,8
|
0
|
Согласно анализа наличия пашни и залежи на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными агроформированиями по сравнению с 2007 годом в 2008 году по области площадь пашни увеличилась на 62,3 тыс. га. Наибольшее увеличение наблюдается в Бородулихинском районе. В то же время в Урджарском районе произошло значительное уменьшение пашни.
Таблица 2 – Информация о наличии пашни на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными агроформированиями, (га).
№ п/п
|
Наименование районов, городов
|
Площадь пашни на 01.11.2007 г.
|
Площадь пашни на 01.11.2008 г.
|
Разница по сравнению 2008 г. и 2007 г.
|
1
|
Абайский
|
0
|
0
|
0
|
2
|
Аягозский
|
12736
|
9957
|
-2779
|
3
|
Бескарагайский
|
34259
|
37568
|
3309
|
4
|
Бородулихинский
|
264726
|
309487
|
44761
|
5
|
Глубоковский
|
101434
|
100098
|
-1336
|
6
|
Жарминский
|
25583
|
26228
|
645
|
7
|
Зайсанский
|
5670
|
8206
|
2536
|
8
|
Зыряновский
|
70479
|
73751
|
3272
|
9
|
Катон-Карагайский
|
67112
|
65671
|
-1441
|
10
|
Кокпектинкий
|
114118
|
124226
|
10108
|
11
|
Курчумский
|
8057
|
10905
|
2848
|
12
|
Тарбагатайский
|
6551
|
6836
|
285
|
13
|
Уланский
|
102313
|
106979
|
4666
|
14
|
Урджарский
|
149176
|
141335
|
-7841
|
15
|
Шемонаихинский
|
137356
|
139786
|
2430
|
16
|
г.Риддер
|
2685
|
2530
|
-155
|
17
|
г.Семей
|
3455
|
3446
|
-9
|
18
|
г.Усть-Каменогорск
|
5356
|
6395
|
1039
|
|
ИТОГО:
|
1111066
|
1173404
|
62338
|
Площадь залежи на землях сельскохозяйственного назначения по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 32,5 тыс.га за счет вовлечения залежных земель в севооборот в Бородулихинском, Кокпектинском, Бескарагайском районах.
Таблица 3 – Информация о наличии залежи на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными агроформированиями, (га).
№ п/п
|
Наименование районов, городов
|
Площадь залежи на 01.11.2007 г.
|
Площадь залежи на 01.11.2008 г.
|
Разница по сравнению 2008 г. и 2007 г.
|
1
|
Абайский
|
0
|
0
|
0
|
2
|
Аягозский
|
24640
|
28847
|
4207
|
3
|
Бескарагайский
|
22975
|
17116
|
-5859
|
4
|
Бородулихинский
|
60113
|
28855
|
-31258
|
5
|
Глубоковский
|
494
|
1909
|
1415
|
6
|
Жарминский
|
16673
|
19595
|
2922
|
7
|
Зайсанский
|
20314
|
18503
|
-1811
|
8
|
Зыряновский
|
2923
|
2181
|
-742
|
9
|
Катон-Карагайский
|
7071
|
6960
|
-111
|
10
|
Кокпектинкий
|
26119
|
17268
|
-8851
|
11
|
Курчумский
|
14660
|
13297
|
-1363
|
12
|
Тарбагатайский
|
11932
|
16163
|
4231
|
13
|
Уланский
|
37934
|
33258
|
-4676
|
14
|
Урджарский
|
51765
|
59804
|
8039
|
15
|
Шемонаихинский
|
0
|
0
|
0
|
16
|
г.Риддер
|
420
|
574
|
154
|
17
|
г.Семей
|
17837
|
19989
|
2152
|
18
|
г.Усть-Каменогорск
|
1508
|
557
|
-951
|
|
ИТОГО:
|
317378
|
284876
|
-32502
|
На сегодняшний день актуальной проблемой для Восточно-Казахстанской области является борьба с нерациональным использованием земель. Около 45 % населения области (644,7 тыс. человек) живет в сельских районах и большинство из них зависит от доходов, напрямую или косвенно связанных с аграрным сектором и использованием земель. В этой связи большое значение необходимо уделить инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения.
Инвентаризация земель в дальнейшем позволит выявить неиспользуемые, нерационально используемые или используемые не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Для контроля за качественным состоянием и целевым использованием земельных участков с 2004 года ведется паспортизация земельных участков, в ходе которой каждому землепользователю выдается паспорт установленного образца, с полной характеристикой предоставленного земельного участка. По области по состоянию на 31 декабря 2008 года сельскохозяйственным агроформированиям изготовлено 6140 паспортов на 10847 земельных участков, которые изготавливаются за счет средств республиканского бюджета.
Необходимо дальнейшее проведение работ по паспортизации земель сельскохозяйственных агроформирований и последующее обновление данных паспортов.
Имеют место и другие проблемы, связанные с положением Казахстана с позиции оценки глобальной конкурентоспособности. Принимая во внимание анализ текущего состояния, а также учитывая поставленную задачу по признанию Казахстана в международном сообществе конкурентоспособных стран мира, перед сферой управления земельными отношениями Восточно-Казахстанской области определены стратегические направления, которые будут способствовать обеспечению достоверной информации о земельных ресурсах и повышению рейтинга области.
Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что развитие экономики в определенной мере связано с налаживанием системы платежей за землю на основе информации земельного кадастра о налогоплательщиках и кадастровой оценки земель, являющейся базой для определения ставок земельного налога.
На 1 января 2009 года по области в частную собственность продано 236 земельных участков сельскохозяйственного назначения на площади 48,0 тыс.га, на сумму 233 млн.90,1 тыс. тенге, из них за 2008 год продано 63 земельных участка на площади 23,3 тыс.га, на сумму 75 млн.396 тыс. тенге.
В частную собственность за 2008 год продано 7тыс.696 земельных участков несельскохозяйственного назначения на площади – 1,5 тыс. га, на сумму – 603 млн.113,7 тыс.тенге.
Право аренды за 2008 год продано на 146 земельных участков на площади – 70,5 тыс. га, на сумму – 17млн.663,9 тыс.тенге.
Признание приоритетного значения права государственной собственности на землю в сфере охраны природы, а также в вопросах обеспечения безопасности и удовлетворения общественных потребностей составляет одну их существующих особенностей земельного законодательства.
Одним из важнейших этапов земельной реформы, как одного из элементов проводимой в настоящее время структурной перестройки государственной экономики, является развитие рынка земельных участков.
К одному из перспективных способов реализации права государственной собственности с полным правом можно отнести продажу земельных участков на торгах, конкурсах и аукционах, получивших распространение и в нашей области. Так, например, по состоянию на 25 декабря 2008 года по Восточно-Казахстанской области на землях не сельскохозяйственного назначения проведено: 21 аукцион, 63 конкурса; на землях сельскохозяйственного назначения проведено 2 конкурса.
В последние годы, в связи с развитием рынка земли, появляется дефицит в земельных участках, следовательно создается конкурентная среда, что приводит к затягиванию процесса оформления документов на землю, как правило порождая коррупционные правонарушения.
Конкурсы, аукционы позволят покупателям избежать неоправданно длительной процедуры предварительного согласования месторасположения, размера испрашиваемого земельного участка, сбора различных документов, что делает их выгодными не только для государства, но и для покупателей. Они способствуют созданию наиболее благоприятных условий для эффективного использования земель, привлечению отечественных и иностранных инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктур, поступлению дополнительных средств в бюджет, обеспечению гласности при предоставлении земельных участков, формированию конкурентной среды в сфере землепользования.
Повышение позиции Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума по фактору «Институты» будут способствовать достижение таких индикаторов, как увеличение числа посещений информационного источника о земельных ресурсах, что будет свидетельствовать о достоверности представляемой информации о земле; снижение нарушений земельного законодательства, которое может рассматриваться как защита прав на землю.
страница 1 страница 2
|