страница 1
Титульный лист
программы дисциплины
для студентов ( Syllabus)
|
|
Форма
Ф СО 7.18.3/37
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра теплоэнергетики
Программа для студентов дисциплина «Ядерные энергетические установки»
для студентов специальности 050717, 5В071700 «Теплоэнергетика»
Павлодар
Лист утверждения
к программе дисциплины
для студентов
|
|
Форма
Ф СО 7.18.3/38
| Утверждаю
Декан ЭФ
______________Кислов А.П.
«____»__________2011 г.
Составитель: ст. преподаватель, магистр техники________ Тулебаева Ж.А.
Кафедра теплоэнергетики
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
Ядерные энергетические установки
для студентов очной формы обучения специальности 050717, 5В071700 Теплоэнергетика
Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утверждённой
«____» _________20 _г.
Рекомендована на заседании кафедры от «___»____________2011 г.
Протокол №_____.
Заведующий кафедрой ________ Глазырин С.А. «____» _________2011 г.
Одобрена учебно-методическим советом энергетического факультета «_____»______________2011 г. Протокол №____
Председатель УМС ___________ Кабдуалиева М.М. «____» _________2011 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЯДЕРНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Данные о преподавателе:
Тулебаева Жанар Амангельдиновна, старший преподаватель кафедры «Теплоэнергетика» (практические занятия).
Время пребывания на кафедре: ежедневно, кабинет 311а, т. 45-08-27
Данные о дисциплине:
«Ядерные энергетические установки». Курс рассчитан на 1семестр. В семестре предусмотрено 6 практических и 117 часов самостоятельной работы студентов. Форма контроля — экзамен.
Таблица 1 – Данные о дисциплине
Семестр
|
Количество кредитов
|
Количество контактных часов по видам аудиторных занятий
|
Количество часов самостоятельной работы студента
|
Формы контроля
|
всего
|
лекции
|
практические
|
лабораторные
|
студийные
|
индивидуальные
|
всего
|
СРСП
|
5
|
3
|
6
|
|
6
|
|
|
|
117
|
|
экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего
|
|
123
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цели дисциплины:
Основной целью курса является изучение студентами основ конструкции и работы атомных электрических станции и других ядерных энергетических установок.
Задачи дисциплины – состоят в изучении основных принципов получения и использования ядерной энергии.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- Основы конструкции ядерного реактора
- схемы и состав оборудования ядерных энергетических установок
- особенности компоновки ЯЭУ
- основы контроля и управления ЯЭУ
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
- топливный цикл ЯЭУ
- аварийные режимы ЯЭУ
- способы исключения загрязнении окружающей среды радиоактивными элементами, продуктами деления ядер
- проблемы связанные с переработкой отработавшего топлива и захоронением отходов.
Пререквизиты: Курс базируется на знаниях и умениях, приобретенных студентами при изучении дисциплин: физика, техническая термодинамика, безопасность жизнедеятельности и охрана труда, тепломассообмен, экология.
Постреквизиты: Знания курса «Ядерные энергетические установки» используются при изучении всех профилирующих дисциплин.
1. Тематический план дисциплины
Форма обучения - очная на базе общего среднего образования 2009 г.п.
| №
п/п
| Тема |
Количество контактных часов по видам занятий
|
Лекции
|
Практ.
|
Лаб зан
|
СРС
|
1
|
Введение
|
|
|
|
|
2
|
Элементы физики ядра
|
|
1
|
|
30
|
3
|
Схемы и состав ядерных энергетических установок
|
|
1
|
|
30
|
4
|
Основы конструкции ядерного реактора
|
|
1
|
|
30
|
5
|
Управление реактором
|
|
1
|
|
27
|
|
Всего
|
|
6
|
|
117
|
Компоненты курса
Виды итогового контроля по дисциплине: РК1, РК2, экзамен (5 семестр для студентов заочной формы обучения).
Содержание и график выполнения практических занятий
|
№
п/п
|
Наименование
тем
|
Содержание
|
Вид
контроля
|
Сроки
выполнения
(по неделям)
|
Аббре-
виатура
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
Развитие ядерной энергетики
|
Вопросы радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды. Атомная энергетика и окружающая среда.
|
Отчет
|
1-3
|
|
2.
|
Реакторы на быстрых нейтронах
|
Водо-водяные энергетические ядерные реакторы. Графитовые реакторы с водяным теплоносителем
|
Отчет
|
1-4
|
|
3.
|
Обеспечение надежности действующей АЭС
|
Реакторы повышенной безопасности. Опыт аварий и инцидентов на АЭС. Проблемы захоронения ядерных отходов.
|
Отчет
|
1-4
|
|
4.
|
ЯЭУ
|
Особенности космических ЯЭУ. Судовые ЯЭУ
|
Отчет
|
1-4
|
| Содержание СРС для специальности 050717 «Теплоэнергетика» Форма обучения - заочная на базе среднего образования 2009 г.п.
№
|
Вид СРС
|
Форма отчетности
|
Вид контроля
|
Объем в часах
|
1
|
Подготовка к лекционным занятиям
|
|
Участие на занятии
|
-
|
2
|
Подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий
|
Рабочая тетрадь
|
Участие на занятии
|
35
|
3
|
Изучение материала требующие участия преподавателя
|
Рабочая тетрадь
|
Участие на занятии
|
35
|
4
|
Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий
|
Конспект и др.
|
Коллоквиум и др.
|
35
|
5
|
Подготовка к контрольным мероприятиям
|
|
РК
|
12
|
Всего:
|
117
|
Содержание самостоятельной работы
№
|
Наименование тем
|
Содержание
|
Форма и вид контроля
|
Объем в часах
|
1
|
Деление Ядер
|
Продукты деления
|
Отчет
письменно
|
27
|
2
|
Установки с внешним потребителем электрической энергии
|
|
Отчет
письменно
|
30
|
3
|
Критические размеры реактора
|
Коэффициент размножения в бесконечной среде. Эффективный коэффициент размножения. Геометрический параметр. Полная вероятность избежания нейтроном утечки из реактора. Условие критичности реактора.
|
Отчет
письменно
|
30
|
4
|
Управляющие стержни. Классификация реакторов
|
Управляющие стержни: стержни автоматического регулирования, компенсирующие стержни – аварийная защита. Классификация реакторов. Водо-водяные энергетические реакторы ВВЭР-440, ВВЭР-1000.
|
Отчет
письменно
|
30
|
Календарный график контрольных мероприятий
по выполнению и сдаче заданий на СРС и работе на занятиях по дисциплине
Ядерные энергетические установки для студентов заочной формы обучения специальности 050717 Теплоэнергетика
Форма обучения - Заочная на базе среднего профессионального образования 2009 г.п.
Вид СРС
|
Максимальный балл
|
Срок выдачи задания
|
Срок сдачи
|
Форма контроля
|
За 1 занятие
|
всего
|
Посещение и подготовка к практическим занятиям
|
10
|
60
|
на 1 занятии
|
По расписанию
|
участие
|
Выполнение контрольных мероприятий
|
|
40
|
Во время сессий
|
По расписанию
|
защита
|
|
|
100
|
|
|
|
Рекомендован на заседании кафедры от «___»____________2011г. протокол №_____.
Заведующий кафедрой _________ Глазырин С.А. «___»____________2011г.
Политика курса
Каждый студент должен посещать все виды занятий, активно участвовать в обсуждениях и работе группы. Я прошу Вас не опаздывать на занятия, так как это мешает нормальной работе Ваших однокурсников. Посещение одной лекции оценивается в 3 балла. Любые нарушения правил поведения на занятиях будет наказываться, вплоть до удаления из аудитории и снижении балла на 50%. Опоздания на занятия – минус 0,5 баллов.
За пропуски занятий я устанавливаю следующие штрафные санкции:
- за отсутствие без уважительной причины на практическом занятии - 0 баллов, отрабатываются занятия практические на 4 балла.
Баллы на практическом занятии распределяются: 3 бал - посещение, 5 баллов - работа на занятии.
Подготовка к каждому занятию обязательна.
Если Вы отсутствовали во время проведения контрольного мероприятия по какой-либо причине, Вам предоставляется возможность пройти его в начале следующего занятия, в противном случае Вы получаете «0» баллов.
В семестре предусмотрено два рубежных контроля в виде тестирования по пройденному материалу соответствующих разделов дисциплины.
Первый рубежный контроль оценивается в 100 баллов. Он проводится письменно.
Второй рубежный контроль оценивается в 100 баллов.
Экзамен будет проводиться письменно и в форме диалога и оцениваться по стобальной шкале.
Методика расчета итогового рейтинга по дисциплине
Итоговый контроль по дисциплине в соответствии с рабочим учебным планов состоит из экзамена. Ученым советом университета установлены следующие весовые доли по видам итогового контроля и текущей успеваемости, представленные в таблице 2.
Таблица 2- Весовые доли по видам итогового контроля и текущей успеваемости
Вид итогового контроля
|
Виды контроля
|
Весовые доли
|
экзамен
|
экзамен
|
0,4
|
Контроль текущей успеваемости
|
0,6
|
Итоговый рейтинг по дисциплине в баллах определяется по формуле
где Р1, Р2, Э- соответственно баллы, набранные по итогам первого и второго рейтинга, на экзамене, определяемые по 100 бальной шкале.
Вдту, Вдэ- весовые доли текущей успеваемости в течение семестра и видов итогового контроля в итоговом рейтинге по дисциплине.
Итоговый рейтинг по дисциплине в баллах (И), в соответствии с таблицей 3, переводится в цифровой эквивалент, буквенную и традиционную оценку и вносится в «Журнал учебных достижений обучающихся» и «Рейтинговую ведомость».
Если обучающийся получил на экзамене оценку F, то его итоговый рейтинг по дисциплине не определяется, а в ведомости заносится оценка «неудовлетворительно».
Суммарный балл по итогам текущей успеваемости за каждую половину семестра (первый и второй рейтинг), складывается из баллов, набранных за подготовку к занятиям, активную работу в группе и участие в контрольных мероприятиях на занятиях, своевременность и качество выполнения и защиты лабораторных и самостоятельных работ, рубежный контроль и посещаемость занятий.
Таблица 3- Шкала оценки знаний обучающихся
Итоговая оценка в баллах (И)
|
Цифровой эквивалент баллов (Ц)
|
Оценка в буквенной системе
|
Оценка по традиционной системе
|
Экзамен, диф.зачет
|
Зачет
|
95-100
|
4
|
А
|
Отлично
|
Зачтено
|
90-94
|
3,67
|
А-
|
85-86
|
3,33
|
В+
|
Хорошо
|
80-84
|
3,0
|
В
|
75-79
|
2,67
|
В-
|
70-74
|
2,33
|
С+
|
Удовлетво рительно
|
65-69
|
2,0
|
С-
|
60-64
|
1,67
|
D+
|
55-59
|
1,33
|
D
|
50-54
|
1,0
|
F
|
Неудовлетворительно
|
Не зачтено
|
В ведомость промежуточной аттестации по дисциплине и в зачетную книжку проставляется итоговая оценка в традиционной форме.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Атомные электрические станции. Сб.статей под общей редакцией Л.М. Воронина. – М:Энергоиздат, 1981.
2. Красин А.К. Ядерная энергетика и путь ее развития. М: Наука и техника, 1984
3. Надежность теплоэнергетического оборудования ТЭС и АЭС: Учебное пособие для теплоэнергетических и энергомашиностроительных вузов. Т.П. Гладышев, Р.З.Аминов.
Дополнительная:
4. В.З. Гуревич и др. Под редакцией А.И.Андрющенко – М: Высшая школа, 1991
5. Ядерные энергетические установки: Учебное пособие для вузов Ганчев Б.Г., Камешевский Л.Л. и др. Под общей ред. Доллежаля Н.А. – М: Энергоатомиздат, 1983.
страница 1
|