страница 1 
       
 Титульный лист программы обучения по дисциплине
(Syllabus) 
  |   
 
  
  |   
 Форма
Ф СО ПГУ 7.18.3/37 
 
  |      
Министерство образования и науки Республики Казахстан 
 Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
 Факультет химических технологий и естествознания
 Кафедра биологии и экологии
 
 программа обучения по дисциплине
 
 (Syllabus)
  Биология 
 для студентов специальности 050608 Экология
Павлодар
  
 
       
 Лист утверждения программы обучения по дисциплине
(Syllabus) 
  |   
  
  |   
 Форма
Ф СО ПГУ 7.18.3/38 
 
  |      
 
 УТВЕРЖДАЮ
Декан ФХТиЕ 
_____________ К.К. Ахметов
 
« ____»________2009 г.  
Составитель: ст. преп. Шарипова А.К. __________
 Кафедра  биологии и экологии
 
  Программа обучения по дисциплине (Syllabus) 
 
 
 Дисциплины Биология 
для студентов очной формы обучения специальности 050608 Экология 
 Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «___» ________ 200_ г. 
 Рекомендована на заседании кафедры от «___» ______ 2009 г., протокол №__
 Заведующий кафедрой _______________________ Ж.М. Исимбеков 
Одобрена учебно-методическим советом факультета химических технологий и естествознания «____» ____ 2010 г. Протокол № ___ 
 
 Председатель УМС __________ У.Д.Буркитбаева «____»____ 2010 г. 
 
 1 Сведения о преподавателе и контактная информация
Шарипова Айнагуль Каировна 
Старший преподаватель
 
Кафедра биологии и экологии находится в главном (А) корпусе по адресу ул. Ломова 64 
Аудитория А356, контактный телефон 8(7182) 67-36-68
 2 Данные о дисциплине
 
Дисциплина изучается в 3 семестре продолжительностью 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 180 часов, из них 30 часов лекционных, 15 - лабораторных, 15 – практических, 60 – СРСП, 60 - СРС. Форма контроля – экзамен.  
 3 Трудоемкость дисциплины
 
               
 Семестр
  |   
 Количество кредитов
  |   
 Количество контактных часов по видам аудиторных занятий
  |   
 Количество часов самостоятельной работы студента
  |   
 
Формы контроля 
  |      
 всего
  |   
 лекции
  |   
 практи-ческие
  |   
 лабо-раторные
  |   
 студий-ные
  |   
 индиви-дуаль-ные
  |   
 всего
  |   
 СРСП
  |      
 3
  |   
 4
  |   
 60
  |   
 30
  |   
 15
  |   
 15
  |   
 -
  |   
 -
  |   
 120
  |   
 60
  |   
 Экзамен
  |      
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 Всего общая трудоемкость дисциплины
  |   
 180
  |      
 
 4 Цель и задачи дисциплины
 
 Целью преподавания биологии формирование у студентов основополагающих понятий и представлений о важнейших разделах биологической науки экспериментального профиля – цитологии и гистологии, генетики, физиологии растений, физиологии человека и животных, биофизики. 
 
 Задачи изучения дисциплины - дать представление о структуре, функциях и генезисе клеток и тканей животных организмов; дать фундаментальные знания о физиологических процессах в растительных организмах, в зависимости от действия факторов внешней среды; познакомить студентов с закономерностями наследования признаков, принципами наследственности, структурно-функциональной организацией генетического материала и его изменчивостью, регуляцией действия генов; генетическими последствиями загрязнения окружающей среды; дать представление о физиологических процессах, протекающих в организме человека и животных и о влиянии на эти процессы факторов окружающей среды.
 5 Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения курса Вы должны знать: 
  - 
 основные положение клеточной теории, методы исследования клеток и тканей: структуру и функцию клеток и клеточных органоидов; классификацию, строение, функции и генезис тканей животных организмов;
  - 
 особенности и механизмы водного обмена, дыхания, минерального питания, фотосинтеза и устойчивости растений к действию факторов среды;
     - 
 материальные основы наследственности и изменчивости, проблемы и методы экологической генетики, генетические последствия загрязнения окружающей среды; молекулярные механизмы основных генетических процессов и др.; 
     - 
 основные положения физиологии человека и животных и биофизики клетки и целостных организмов; основные физические законы, лежащие в основе биологических законов и явлений, основные физиологические и биофизические методы исследования; 
    
В результате изучения курса Вы должны уметь: 
  - 
 поставить эксперименты по постановке опытов на моно- и дигибридное скрещивание, на взаимодействие неаллельных генов и сцепленное наследование признаков Drosophila melanogaster, проведение гибридологического анализа;
     - 
 применять полученные теоретические знания и практические навыки в практике собственных исследований.
    
 6 Пререквизиты
Школьный курс биологии, физики, химии, введение в специальность, ботаника 
 7 Постреквизиты
Биологическая экология, экологическая биология 
 8 Тематический план
 
           |  
 №
   |   
 
 Наименование тем дисциплины
  |   
 Количество контактных часов по видам занятия
  |      
 Лек.
  |   
 Прак.
  |   
 Лаб.
  |   
 СРСП
  |   
 СРС
  |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |      
 1
  |   
 Раздел 1. Цитология и гистология. Введение. 
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 2
  |      
 2
  |   
 Организация биомембран, строение клеточной стенки.
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 4
  |      
 3
  |   
 Строение и функция клеточных органоидов. 
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 4
  |   
 2
  |      
 4
  |   
 Строение и функция клеточного ядра
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 2
  |      
 5
  |   
 Деление клеток. 
  |   
 2
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 
 
  |      
 6
  |   
 Клетка и окружающая среда
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 2
  |      
 7
  |   
 Классификация тканей животных организмов.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 
 
  |      
 8
  |   
 Раздел 2. Физиология растений. Введение. 
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |      
 9
  |   
 Физиология растительной клетки. 
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |      
 10
  |   
 Физиология водного обмена
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 
 
  |      
 11
  |   
 Фотосинтез. 
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 
 
  |      
 12
  |   
 Дыхание.
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 
 
  |      
 13
  |   
 Физиология минерального питания.
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 
 
  |      
 14
  |   
 Рост и развитие растений. 
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 15
  |   
 Раздел 3. Генетика. Введение.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 2
  |      
 16
  |   
 Закономерности наследования признаков.
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 4
  |      
 17
  |   
 Изменчивость наследственного материала. 
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 18
  |   
 Экологическая генетика
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |      
 19
  |   
 Молекулярные механизмы генетических процессов. 
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 4
  |      
 20
  |   
 Генетика человека. 
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 21
  |   
 Генетика популяции и ее эволюция.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 22
  |   
 Генетика и селекция
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |      
 23
  |   
 Раздел 4. Физиология человека и животных.  
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 2
  |      
 24
  |   
 Раздел 5. Биофизика.  
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 Итого по дисциплине:
  |   
 30
  |   
 15
  |   
 15
  |   
 60
  |   
 60
  |     
 
 
 9 Краткое описание дисциплины
Биология – это наука, занимающаяся изучением жизни во всех ее проявлениях, а также свойств живого вообще. Курс биологии, изучаемый студентами специальности 050608 Экология, состоит из пяти больших разделов таких как цитология и гистология, физиология растений, генетика, физиология человека и животных, биофизика. Эти направления биологической науки играют большую теоретическую и практическую роль в жизнедеятельности человека и природы. Поэтому знание основных принципов, закономерностей и свойств живой материи необходимо для понимания ее сущности, уникальности и значимости. Таким образом, биология направлена на формирование у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления.  
 10 Компоненты курса
 Содержание практических занятий
 
 Тема 2 Организация биомембран, строение клеточной стенки.
 
 Практическая работа №1. Модели биомембран, их функции (1 час)
  - 
 Понятие о биологических мембранах.
  - 
 Модели строения биомембран.
  - 
 Барьерно-транспортная и рецепторная роль плазмалеммы
  - 
 Строение клеточной стенки растений.
    
 Литература: [3;4,12,25,26]
 
 Тема 3 Строение и функции клеточных органоидов
 
 Практическая работа №2. Сравнительная характеристика органоидов растительной и животной клеток (1 час)
  - 
 Разнообразие форм клеток. Зависимость формы и содержания клеток от выполняемой функции.
  - 
 Общие и отличительные органоиды растительной и животной клеток. Функции основных органоидов. 
  - 
 Химический и минеральный состав клетки.
  - 
 Различие между растительной и животной клетками.
    
 Литература: [1-4,16,18]  
 
 Тема 4 Строение и функция клеточного ядра
 
 Практическая работа №3. Ядро как регулятор обменных процессов в клетке (1 час)
  - 
 Ядерный аппарат, строение, свойства.
  - 
 Функции основных компонентов ядра.
  - 
 Состав кариоплазмы. 
  - 
 Ядро как регулятор процессов, протекающих в цитоплазме.
    
 Литература: [3,4,14,23,24]
 
 Тема 5 Деление клеток
 
 Практическая работа № 4. Кариокинез. Особенности структур хромосом (1 час)
  - 
 Клеточный цикл. Фазы клеточного цикла. Регуляция клеточного цикла. 
  - 
 Митоз. Разновидности митоза (плевромитоз и ортомитоз). 
  - 
 Общее строение, типы и формы митотических хромосом.
  - 
 Различия между митозом и мейозом.
    
 Литература: [4,5,6,14,15,19]
 
 Тема 10 Физиология водного обмена 
 
 Практическая работа № 5. Особенности водного обмена растений (2 часа)
1. Почва как среда водоснабжения растений. Водоудерживающие силы почвы, коэффициент завядания. Состояние и формы почвенной воды.  
2. Влияние внешних условий на поглощение воды растением (рН раствора, температура, влажность, кислород).
 
3. Поглощение воды корневыми системами. Нагнетающая деятельность корневой системы. Корневое давление.  
 
4. Устьичная и кутикулярная транспирация.
 
5. Особенности водного обмена у разных экологических групп (ксерофиты, мезофиты, гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты). Значение водных растений в осушении затопленных земель и очистки водоемов. Природа приспособительных реакций к недостатку воды у разных групп растений. 
 
 Литература: [2,4,5,31]
 
 Тема 11 Фотосинтез
 
 Практическая работа № 6. Механизм процесса фотосинтеза. С4 – путь фотосинтеза 
 
 (2 часа)
1. Биосферная роль фотосинтеза. Космическая роль зеленого растения в трансформации вещества и энергии. 
2. Структурная организация аппарата фотосинтеза.
 
3. Фотосинтез по типу толстянковых (суккулентов) 
4. Продукционный процесс в условиях биосферы, образование биомассы, формирование урожая.
 
 Литература: [2,3,14]
 
 Тема 13 Физиология минерального питания  
 
 Практическая работа № 7. Влияние факторов среды на усвоение растениями минеральных веществ(2 часа)
 
1. Классификация элементов по группам на основе биохимической и физиологической функций. Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. 
2. Усвоение питательных элементов растениями, влияние рН среды, температуры, влажности. Значение мембранных ионных насосов в поглощении веществ клеткой.
 
3. Растения индикаторы по содержанию в них минеральных элементов. 
4. Рациональное применение минеральных удобрений.
 
 Литература: [3,9,14,17]
 
 Тема 14 Рост и развитие растений
 
 Практическая работа № 8. Факторы роста. Методы изучения роста (1 часа)
 
1. Общие для всех живых организмов закономерности роста и характерные только для растений. Методы изучения роста.  
2. Фотопериодизм. 
 
3. Влияние факторов среды на детерминацию пола. 
4. Процесс прорастания семян, рост и развитие, старение клеток и тканей под воздействием различных факторов среды: макро-микроэлементов, регуляторов роста, света, электромагнетизма.
 
 Литература: [3,9,14,17,31]
 
 Тема 16 Закономерности наследования признаков
 
 Практическая работа № 9 Основные законы генетики и их значение (2 часа)
 
1. Цитологические основы бесполого и полового размножения. Основные положения хромосомной теории наследственности Сеттона и Бовери. 
2. Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. Анализирующее и возвратное скрещивание и их значения.
 
3. Цитологические основы независимого наследования. Расщепления в F2 и Fан при независимом наследовании и полном сцепление 
4. Наследование групп крови системы АВО у человека.
 
 Литература: [10,15,19,22]
 
 Тема 23 Физиология человека и животных.
 
 Практическая работа № 10. Нервная система и анализаторы (2 часа)
 
1. Интегративная деятельность мозга и физиология анализаторов.  
2. Зрение. Слух.
 
3. Вкус. Регуляция движений. 
 
 4. Высшая нервная деятельность.
 
 Литература: [7,27,29]
 Содержание лабораторных занятий
 
 Тема 2 Организация биомембран, строение клеточной стенки. 
 
 Лабораторная работа №1. Строение и функции плазмалеммы (1 час)
  - 
 Понятие о биологической мембране; рассмотреть и зарисовать жидкостно-мозаичную модель мембраны;
  - 
 Выделить структурные особенности плазмалеммы; производные плазмалеммы;
  - 
 Записать основные функции плазмалеммы;
  - 
 Строение и функции клеточной стенки растений;
  - 
 Продумать и записать способы обмена клетки со средой; поступление и выведение веществ из клетки; 
  - 
 Какие существуют виды межклеточных соединений?
    
 Литература: [3;4,12,25,26]
 
 Тема 3 Строение и функции клеточных органоидов
 
 Лабораторная работа № 2. Структурно-функциональная организация клетки (1 час)
  - 
 Изучить органеллы, участвующие в синтезе и транспорте веществ;
  - 
 Проанализировать органеллы, участвующие в энергообмене;
  - 
 Научиться определять органеллы, выполняющие пищеварительные функции;
  - 
 Научиться определять органеллы, участвующие в делении клеток;
  - 
 Проанализировать схему структурной организации цитоплазмы;
  - 
 Записать в тетрадь классификацию органелл;
    
 Литература: [1-4,16,18]  
 
 Тема 4 Строение и функции клеточного ядра
 
 Лабораторная работа № 3 Ультраструктурная организация ядра (1 час)
  - 
 Рассмотреть формы ядра в связи с конфигурацией клетки как отражение ее функционального состояния;
  - 
 Зарисовать основные компоненты ядра: хроматин, ядрышко, нуклеолемма, нуклеоплазма; 
  - 
 Рассмотреть микроскопическое строение ядерной оболочки, выделить ее связь с эндоплазматической сетью; функции ядерной оболочки;
  - 
 Строение и функции ядрышка; фибриллярный и гранулярный компоненты;
  - 
 Состав кариоплазмы; фибриллярная система кариоплазмы; 
    
 Литература: [3,4,14,23,24]
 
 Тема 5 Деление клеток 
 
 Лабораторная работа № 4. Митоз. Фазы митоза (2 часа)
  - 
 Основные периоды интерфазы и их характеристики;
  - 
 Рассмотреть начальную фазу митоза – период реорганизации – начало образования структурных элементов, присущих митотическому ядру, разрушение некоторых структур и временное формирование новых (профаза);
  - 
 Период движения и деления хромосом (метафаза и анафаза)
  - 
 Период реконструкции - восстановление организации, типичной для неделящейся клетки (телофаза);
  - 
 Сходства и различия карио- и цитокинеза у высших растений и животных;
    
 Литература: [4,5,6,14,15,19]
 
 Тема 7 Классификация тканей животных организмов
 
 Лабораторная работа № 5. Эпителиальные ткани (1час)
  - 
 Изучить морфофункциональные и гистохимические особенности эпителиальных тканей.
  - 
 Классификация эпителиев.
  - 
 Зарисовать строение различных типов эпителия.
  - 
 Дать характеристику секреторного процесса.
    
 Литература [12,14,16]
 
 Тема 7 Классификация животных организмов
 
 Лабораторная работа № 6 Соединительные ткани (1час)
  - 
 Выделить морфофункциональные особенности СТ
  - 
 Используя схему классификации СТ выделить общие и отличительные свойства СТ
  - 
 Составить таблицу «Строение крови»
    
  Литература 12,14,16,[28,30]
 
 Тема 11 Фотосинтез
 
 Лабораторная работа №7 Исследование условия протекания фотосинтеза и его продукты (2ч)
  - 
 Проведение опыта по удалению крахмала
  - 
 Опыт по изучению потребности в свете
  - 
 Изучение потребности в двуокиси углерода
  - 
 Изучение выделения кислорода
  - 
 Измерение скорости фотосинтеза
  - 
 Изучение влияния интенсивности света на скорость фотосинтеза
  - 
 Извлечение пигментов зеленого листа
  - 
 Разделение пигментов по методу Крауса
    
 Литература: [2,3,14]
 
 Тема 16 Закономерности наследования признаков
 
 Лабораторная работа № 8 Гибридологический анализ (2часа)
  - 
 Правила использования обозначений и знаков при решении задач на скрещивание
  - 
 Основные принципы гибридологического анализа
  - 
 Дать понятия анализирующего и возвратного скрещивания
  - 
 Решение задач на моногибридное скрещивание
    
 Литература: [10,15,19,22]
 
 Тема 19 Молекулярные механизмы генетических процессов
 
 Лабораторная работа №9 Молекулярный механизм биосинтеза белка (2часа)
  - 
 РНК. Первичная структура. РНК-полимераза и ее функция.
  - 
 Моноцистронные и полицистронные мРНК
  - 
 Транскрипция. Особенности транскрипции у эукариот. Регуляция транскрипции.
  - 
 Эволюция структуры белков и видообразование
  - 
 Трансляция. Этапы трансляции. Современные представления о структуре рибосом и их функция в синтезе белка.
  - 
 Генетический код. Основные свойства генетического кода
    
 Литература [3,4,24]
 
 Тема 23 Физиология человека и животных
 
 Лабораторная работа № 10 Системы внутренних органов человека (2часа)
  - 
 Рассмотреть физиологию сердца и кровообращения; 
  - 
 Изучить физиологию дыхания; 
  - 
 Изучить физиологию пищеварения и обмена веществ и энергий; 
  - 
 Изучить физиологию желез внутренней секреции. 
  - 
 Сделать выводы о регуляции деятельности внутренних систем.
    
 Литература: [7,27,29]
 Содержание СРС
 
         
 №
  |   
 Вид СРС
  |   
 Форма отчетности
  |   
 Вид контроля
  |   
 Объем в часах
  |      
 1
  |   
 Проработка лекционного материала
  |   
 Рабочая тетрадь
  |   
 Участие на занятии
  |   
 15
  |      
 2
  |   
 Подготовка к практическим работам
  |   
 Рабочая тетрадь
  |   
 Участие на занятии
  |   
 15
  |      
 3
  |   
 Подготовка к лабораторным работам
  |   
 Рабочая тетрадь
  |   
 Допуск к ЛР
  |   
 15
  |      
 4
  |   
 Выполнение домашних заданий, оформление рисунков
  |   
 Рабочая тетрадь, альбом
  |   
 Участие на занятии, рисунок
  |   
 30
  |      
 5
  |   
 Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий
  |   
 Конспект
  |   
 Участие на занятии
  |   
 35
  |      
 6
  |   
 Подготовка к контрольным мероприятиям
  |   
 
 
  |   
 РК1, РК2, коллоквиум, контрольная работа
тестирование 
  |   
 10
  |      
 Всего:
  |   
 120
  |      
 
 Темы для самостоятельного изучения
 1. Достижения цитологии в развитии биотехнологических и экологических исследований (экоцитология).
2. Клетка и окружающая среда. Факторы дифференциации клеток. Влияние повреждающих факторов на клетку. Некроз. Апоптоз. 
3. Влияние факторов внешней среды (газов, жидкостей и растворенных веществ) на проницаемость мембран. Роль цитоплазмы в поглощении веществ. 
 
4. Природа приспособительных реакций к недостатку воды у разных групп растений.  
5. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам. 
 
6. Экологическая генетика. Радиационные последствия Семипалатинского ядерного полигона. Арал, причины и последствия. Охрана генофонда растений, животных, редких и исчезающих видов.  
7. Медицинская генетика. Причины возникновения наследственных и врожденных заболеваний заболеваний. 
 
8. Селекция.  
9. Организм и социальная деятельность человека. физиология труда. Роль физиологии в обеспечении жизнедеятельности человека в различных климато-географических условиях. 
 
10. Применение ионизирующих излучений в науке и практике. Влияние ультразвука, вибрации, шума, УФ на живые системы.  
Литература [1-31]
 Распределение весовых долей  
 
 по видам итогового контроля и текущей успеваемости
 
 
         
 № п/п
  |   
 Вид итогового контроля
  |   
 Виды контроля
  |   
 Весовые доли
  |      
 1
  |   
 Экзамен
  |   
 Экзамен
  |   
 0,4
  |      
 Контроль текущей успеваемости
  |   
 0,6
  |      
 Календарный график контрольных мероприятий
по выполнению и сдаче заданий на СРС и работе на занятиях по дисциплине «Биология» для студентов очной формы обучения специальности 050608 Экология 
 
                   
 1 рейтинг (5семестр)
  |      
 Недели
  |   
 Макс. балл за 1 занятие
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |   
 Всего
  |      
 Максимальный балл
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 100
  |      
 Посещение и подготовка к лекциям
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗЛ 1,2,3,4
  |   
 ДЗЛ 5,6,7
  |   
 ДЗЛ 8,9,10,11
  |   
 ДЗЛ 11,12,13
  |   
 8
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 У
  |   
 У
  |   
 У
  |   
 У
  |      
 Макс. балл
  |   
 0,5
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |      
 Посещение и подготовка к практич. занятиям
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗП 1, 2
  |   
 ДЗП 3,4
  |   
 ДЗП 5
  |   
 ДЗП 6
  |   
 16
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 У
  |   
 У
  |   
 У
  |   
 У
  |      
 Макс. балл
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 Посещение и подготовка к лаборат. занятиям
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗлаб 1, 2
  |   
 ДЗлаб 3,4
  |   
 ДЗлаб 4,5
  |   
 ДЗлаб 5,6
  |   
 16
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 Д
  |   
 Д
  |   
 Д
  |   
 Д
  |      
 Макс. балл
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 Оформление и защита лаборат. работ
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 О
  |   
 О
  |   
 О
  |   
 О
  |   
 24
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 ЗЛ
  |   
 ЗЛ
  |   
 ЗЛ
  |   
 ЗЛ
  |      
 Макс. балл
  |   
 3
  |   
 6
  |   
 6
  |   
 6
  |   
 6
  |      
 Самостоятельное изучение материала
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗСИ
  |   
 ДЗСИ
  |   
 ДЗСИ
  |   
 ДЗСИ
  |   
 16
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 П
  |   
 П
  |   
 П
  |   
 П
  |      
 Макс. балл
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |      
 Контроль знаний по темам дисциплины
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 ПТУ
  |   
 
 
  |   
 ПТУ
  |   
 20
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 Т1
  |   
 
 
  |   
 Т2
  |      
 Макс. балл
  |   
 12
  |   
 
 
  |   
 10
  |   
 
 
  |   
 10
  |      
 2 рейтинг (5 семестр)
  |      
 Недели
  |   
 Макс. балл за 1 занятие
  |   
 9
  |   
 10
  |   
 11
  |   
 12
  |   
 13
  |   
 14
  |   
 15
  |   
 Всего
  |      
 Максимальный балл
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 100
  |      
 Посещение и подготовка к лекциям
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗЛ 14,15,16
  |   
 ДЗЛ 17,18,19
  |   
 ДЗЛ 19,20,21,22
  |   
 ДЗЛ 23,24
  |   
 7
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 у
  |   
 у
  |   
 у
  |   
 у
  |      
 Макс. балл
  |   
 0,5
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 1
  |      
 Посещение и подготовка к практич. занятиям
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗП 7
  |   
 ДЗП 8,9
  |   
 ДЗП 9,10
  |   
 
 
  |   
 24
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 у
  |   
 у
  |   
 у
  |   
 
 
  |      
 Макс. балл
  |   
 4
  |   
 8
  |   
 8
  |   
 8
  |   
 
 
  |      
 Посещение и подготовка к лаборат. занятиям
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗлаб 6, 7
  |   
 ДЗлаб 7, 8
  |   
 ДЗлаб 8, 9
  |   
 ДЗлаб 9
  |   
 14
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 Д
  |   
 Д
  |   
 Д
  |   
 Д
  |      
 Макс. балл
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 2
  |      
 Оформление и защита лаборат. работ
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 О
  |   
 О
  |   
 О
  |   
 О
  |   
 21
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 ЗЛ
  |   
 ЗЛ
  |   
 ЗЛ
  |   
 ЗЛ
  |      
 Макс. балл
  |   
 3
  |   
 6
  |   
 6
  |   
 6
  |   
 3
  |      
 Самостоятельное изучение материала
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 ДЗСИ
  |   
 ДЗСИ
  |   
 ДЗСИ
  |   
 ДЗСИ
  |   
 14
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 П
  |   
 П
  |   
 П
  |   
 П
  |      
 Макс. балл
  |   
 2
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 4
  |   
 2
  |      
 Контроль знаний по темам дисциплины
  |   
 Вид СРС/форма отчет.
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 ПТУ
  |   
 ПТУ
  |   
 
 
  |   
 20
  |      
 Форма контроля
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 Т1
  |   
 Т2
  |   
 
 
  |      
 Макс. балл
  |   
 10
  |   
 
 
  |   
 10
  |   
 10
  |   
 
 
  |      
Условные обозначения: ДЗЛ – домашнее задание на подготовку к лекциям, У – участие в учебном процессе, ДЗП – домашнее задание на подготовку к практическим занятиям, ДЗлаб – домашнее задание на подготовку к лабораторным занятиям, Д – допуск, О – отчет, ЗЛ – защита лабораторной работы, П – проверка, ДЗСИ – домашнее задание на самостоятельное изучение материала, Т – тест, ПТУ – прверка текущей успеваемости. 
 11 Политика курса
 
  В процессе нашей совместной работы мы будем придерживаться следующих правил: 
  - 
 Преподаватель и студент должны относиться друг к другу с уважением.
  - 
 Любые нарушения правил поведения на занятиях будут наказываться, вплоть до удаления из аудитории, а активная работа поощряться. 
  - 
 Не опаздывать и не пропускать занятия. При наличии объективных причин, необходимо преподавателя предупредить заранее.
  - 
 Оценка знаний будет осуществляться с применением бально-рейтинговой системы. По календарному графику контрольных мероприятий текущей успеваемости Вы можете сами оценить уровень своих знаний, уточнить сроки выполнения и сдачи определенных заданий.
  - 
 Критерии выставления баллов за практическую и лабораторную работу:
    
 Каждое практическое занятие максимально оценивается в 2 балла, если Вы подготовились и участвовали в процессе обсуждения темы. Каждое лабораторное занятие оценивается максимально в 5 баллов. 2 балла Вы получаете в том случае, если подготовились, правильно оформили, выполнили рисунок и зарисовали его в альбоме. За защиту лабораторной работы Вы получаете максимально 3 балла.
  - 
 Если Вы отсутствовали на лабораторном или практическом занятии по уважительной причине, то при предъявлении справки о причине отсутствия, Вы можете отработать занятие (не позже срока указанного преподавателем). 
  - 
 В течение семестра Вы обязаны самостоятельно рассмотреть десять дополнительных тем, которые не вошли в лекционный курс. За изучение дополнительного материала (конспект в тетради и устный ответ), Вы максимально получаете 4 баллов. 
  - 
 В семестре предусмотрено два рубежных контроля на 8 и 15 неделе в виде тестирования, каждый максимально оценивается в 100 баллов. Списывание на рубежном контроле запрещено (такие работы не зачитываются). 
  - 
 По итогам работы два раза за семестр определяется итоговый балл текущей успеваемости (Рейтинг), максимально – 100 баллов. Он высчитывается по следующей формуле Р1,2=ТУ1,2*0,7+РК1,2*0,3
  - 
 По результатам двух рейтингов выводится рейтинг допуска к экзаменационной сессии по формуле РД=Р1+Р2/2
    
 
 Конечная итоговая оценка будет выставлена на основе:
  - 
 Посещения занятий;
  - 
 Активного участия на практических и лабораторных занятиях, правильного оформления и защиты работы, выполнения заданий по СРС;
  - 
 Рейтингового контроля знаний; 
  - 
 Экзаменационной оценки.
    
 Форма проведения экзамена – тестирование. Экзамен будет оцениваться по оценочной шкале в баллах (см. шкалу оценки знаний обучающихся). С экзаменационными вопросами необходимо ознакомится заранее, которые Вы можете получить у преподавателя и получить консультацию по интересующим Вас вопросам.
Итоговая оценка знаний по дисциплине складывается из следующих показателей: 
 
 И=РД*0,6+Э*0,4
 12 Список литературы
 Основная: 
  - 
 Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. - М.:ОНИКС 21 век. Т.3:Зоология.-2002.-253с.:ил
  - 
 Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. - М.:ОНИКС 21век. Т.2:Ботаника.-2004.-543с.:ил
  - 
 Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология. - М. :Академия,2006.-568 с.:ил.-(Высш. проф. образование) учеб. пособие для студ. вузов
    
 Дополнительная:
  - 
 Арронет Н.И., Арронет В.Н., Жинкин Л.Н. Основные вопросы цитологии. - М.:Просвещение. учебное пособие для вузов, 1969.
  - 
 Ченцова Ю.С. Практикум по цитологии. - М.:Изд-во МГУ,1988.-294с. Учебное пособие для биолог. Спец. Пед. Вузов
  - 
 Ю.П.Алтухов; отв.ред. Л.А.Животовский. Генетические процессы в популяциях. - М.:Академкнига,2003 учебное пособие для студ. вузов по направлению "Биология" и спец. "Генетика".-Изд. 3-е, перераб. и доп
  - 
 А.Д.Ноздрачев и др. Общий курс физиологии человека и животных. - М.:Высшая школа. .-1991.-528с
  - 
 Антонов В.Ф. Биофизика. - М.: Владос, 2003 -2-е изд., испр., и доп учебник для вузов
  - 
 Генкель П.А. Физиология растений. - М.:Просвещение,1975.-335с.:ил Учебник для вузов.-4-е изд.,перераб.
     - 
 Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика. – М.: ВШ, 1995
  - 
 Антонов В.Ф. и др. Биофизика. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999.
  - 
 Афанасьев Ю.И. и Юрина Н.А. Гистология. - М.: Медицина, 1988.
  - 
 Волькенштейн М.В. Биофизика. - М.: Наука, 1988.
  - 
 Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1996. В 3-х томах.
  - 
 Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Изд-во НГУ, 2003.
  - 
 Ролдугина Н.П., Никинченко В.Е., Яглов В.В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии. М.: Колос, 2004.
  - 
 Генкель П.А. Физиология растений. М.: Просвешение, 1975.
  - 
 Самусев Р.П., Пупышева Г.И., Смирнов А.В. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии. М.: ОНИКС, 2004.
  - 
 Алтухов Ю.П. Наследственность человека и окружающая среда. – М.: Наука.
  - 
 Блюменфельд Л.А. Решаемые и нерешаемые проблемы биологической физики. – М.: УРСС, 2002.
  - 
 Булычев А.А. и др. Практикум по биофизике. – М.: ВШ, 1988.
  - 
 Бочков Н.П., Захаров А.Д., Иванов В.И. Медицинская генетика. – М.: Медицина, 1984.
  - 
 Збарский И.Б., Кузьмина С.Н. Скелетные структуры клеточного ядра. – М.: Наука, 1991. – 233 с.
  - 
 Зенгбуш П. Молекулярная и клеточная биология. В 3-х томах. – М., 1982.
  - 
 Костюк П.Г. Клеточная сигнализация. – М.: Наука, 1992. – 324 с.
  - 
 Рахмадиева С.Б. Основы химии природных биологически активных соединений. – Астана, 2002.
  - 
 Семенов Э.В. Физиология и анатомия. – М., 1997.
  - 
 Серов В.В., Шехтер А.Б. Соединительная ткань. 
  - 
 Физиология человека в 3-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М., 1997.
  - 
 Хрущов Н.Г. Гистогенез соединительной ткани. М.: Наука, 1993.
  - 
 Шевелуха В.С. Рост растений и его регуляция в онтогенезе. – М.: Колос, 1992.
    
 
 
 Лист ознакомления   Ф СО ПГУ 4.01.1/02
 
          
 ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
  |      
 № п/п
  |   
 Ф.И.О. лица, ознакомившегося с документом
  |   
 Дата ознакомления с документом
  |   
 Подпись
  |   
 Расшифровка подписи
  |      
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 2
  |   
 Амренов Ильяс
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 3
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 4
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 5
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 6
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 7
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 8
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 9
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 10
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 11
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 12
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |       
  страница 1 
 |