страница 1
Титульный лист программы обучения по дисциплине
(Syllabus)
|
|
Форма
Ф СО ПГУ 7.18.3/37
|
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Факультет химических технологий и естествознания
Кафедра биологии и экологии
программа обучения по дисциплине
(Syllabus)
Биология
для студентов специальности 050608 Экология
Павлодар
Лист утверждения программы обучения по дисциплине
(Syllabus)
|
|
Форма
Ф СО ПГУ 7.18.3/38
|
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФХТиЕ
_____________ К.К. Ахметов
« ____»________2009 г.
Составитель: ст. преп. Шарипова А.К. __________
Кафедра биологии и экологии
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
Дисциплины Биология
для студентов очной формы обучения специальности 050608 Экология
Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «___» ________ 200_ г.
Рекомендована на заседании кафедры от «___» ______ 2009 г., протокол №__
Заведующий кафедрой _______________________ Ж.М. Исимбеков
Одобрена учебно-методическим советом факультета химических технологий и естествознания «____» ____ 2010 г. Протокол № ___
Председатель УМС __________ У.Д.Буркитбаева «____»____ 2010 г.
1 Сведения о преподавателе и контактная информация
Шарипова Айнагуль Каировна
Старший преподаватель
Кафедра биологии и экологии находится в главном (А) корпусе по адресу ул. Ломова 64
Аудитория А356, контактный телефон 8(7182) 67-36-68
2 Данные о дисциплине
Дисциплина изучается в 3 семестре продолжительностью 15 недель. Общая трудоемкость дисциплины 180 часов, из них 30 часов лекционных, 15 - лабораторных, 15 – практических, 60 – СРСП, 60 - СРС. Форма контроля – экзамен.
3 Трудоемкость дисциплины
Семестр
|
Количество кредитов
|
Количество контактных часов по видам аудиторных занятий
|
Количество часов самостоятельной работы студента
|
Формы контроля
|
всего
|
лекции
|
практи-ческие
|
лабо-раторные
|
студий-ные
|
индиви-дуаль-ные
|
всего
|
СРСП
|
3
|
4
|
60
|
30
|
15
|
15
|
-
|
-
|
120
|
60
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего общая трудоемкость дисциплины
|
180
|
4 Цель и задачи дисциплины
Целью преподавания биологии формирование у студентов основополагающих понятий и представлений о важнейших разделах биологической науки экспериментального профиля – цитологии и гистологии, генетики, физиологии растений, физиологии человека и животных, биофизики.
Задачи изучения дисциплины - дать представление о структуре, функциях и генезисе клеток и тканей животных организмов; дать фундаментальные знания о физиологических процессах в растительных организмах, в зависимости от действия факторов внешней среды; познакомить студентов с закономерностями наследования признаков, принципами наследственности, структурно-функциональной организацией генетического материала и его изменчивостью, регуляцией действия генов; генетическими последствиями загрязнения окружающей среды; дать представление о физиологических процессах, протекающих в организме человека и животных и о влиянии на эти процессы факторов окружающей среды.
5 Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения курса Вы должны знать:
-
основные положение клеточной теории, методы исследования клеток и тканей: структуру и функцию клеток и клеточных органоидов; классификацию, строение, функции и генезис тканей животных организмов;
-
особенности и механизмы водного обмена, дыхания, минерального питания, фотосинтеза и устойчивости растений к действию факторов среды;
-
материальные основы наследственности и изменчивости, проблемы и методы экологической генетики, генетические последствия загрязнения окружающей среды; молекулярные механизмы основных генетических процессов и др.;
-
основные положения физиологии человека и животных и биофизики клетки и целостных организмов; основные физические законы, лежащие в основе биологических законов и явлений, основные физиологические и биофизические методы исследования;
В результате изучения курса Вы должны уметь:
-
поставить эксперименты по постановке опытов на моно- и дигибридное скрещивание, на взаимодействие неаллельных генов и сцепленное наследование признаков Drosophila melanogaster, проведение гибридологического анализа;
-
применять полученные теоретические знания и практические навыки в практике собственных исследований.
6 Пререквизиты
Школьный курс биологии, физики, химии, введение в специальность, ботаника
7 Постреквизиты
Биологическая экология, экологическая биология
8 Тематический план
№
|
Наименование тем дисциплины
|
Количество контактных часов по видам занятия
|
Лек.
|
Прак.
|
Лаб.
|
СРСП
|
СРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Раздел 1. Цитология и гистология. Введение.
|
1
|
|
|
4
|
2
|
2
|
Организация биомембран, строение клеточной стенки.
|
1
|
1
|
1
|
|
4
|
3
|
Строение и функция клеточных органоидов.
|
1
|
1
|
1
|
4
|
2
|
4
|
Строение и функция клеточного ядра
|
1
|
1
|
1
|
|
2
|
5
|
Деление клеток.
|
2
|
1
|
2
|
4
|
|
6
|
Клетка и окружающая среда
|
1
|
|
|
|
2
|
7
|
Классификация тканей животных организмов.
|
1
|
|
2
|
4
|
|
8
|
Раздел 2. Физиология растений. Введение.
|
1
|
|
|
|
4
|
9
|
Физиология растительной клетки.
|
1
|
|
|
|
4
|
10
|
Физиология водного обмена
|
1
|
2
|
|
4
|
|
11
|
Фотосинтез.
|
2
|
2
|
2
|
4
|
|
12
|
Дыхание.
|
2
|
|
|
4
|
|
13
|
Физиология минерального питания.
|
1
|
2
|
|
4
|
|
14
|
Рост и развитие растений.
|
1
|
1
|
|
4
|
4
|
15
|
Раздел 3. Генетика. Введение.
|
1
|
|
|
|
2
|
16
|
Закономерности наследования признаков.
|
2
|
2
|
2
|
|
4
|
17
|
Изменчивость наследственного материала.
|
2
|
|
|
4
|
4
|
18
|
Экологическая генетика
|
1
|
|
|
|
4
|
19
|
Молекулярные механизмы генетических процессов.
|
2
|
|
2
|
|
4
|
20
|
Генетика человека.
|
1
|
|
|
4
|
4
|
21
|
Генетика популяции и ее эволюция.
|
1
|
|
|
4
|
4
|
22
|
Генетика и селекция
|
1
|
|
|
|
4
|
23
|
Раздел 4. Физиология человека и животных.
|
1
|
2
|
2
|
4
|
2
|
24
|
Раздел 5. Биофизика.
|
1
|
|
|
4
|
4
|
Итого по дисциплине:
|
30
|
15
|
15
|
60
|
60
|
9 Краткое описание дисциплины
Биология – это наука, занимающаяся изучением жизни во всех ее проявлениях, а также свойств живого вообще. Курс биологии, изучаемый студентами специальности 050608 Экология, состоит из пяти больших разделов таких как цитология и гистология, физиология растений, генетика, физиология человека и животных, биофизика. Эти направления биологической науки играют большую теоретическую и практическую роль в жизнедеятельности человека и природы. Поэтому знание основных принципов, закономерностей и свойств живой материи необходимо для понимания ее сущности, уникальности и значимости. Таким образом, биология направлена на формирование у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления.
10 Компоненты курса
Содержание практических занятий
Тема 2 Организация биомембран, строение клеточной стенки.
Практическая работа №1. Модели биомембран, их функции (1 час)
-
Понятие о биологических мембранах.
-
Модели строения биомембран.
-
Барьерно-транспортная и рецепторная роль плазмалеммы
-
Строение клеточной стенки растений.
Литература: [3;4,12,25,26]
Тема 3 Строение и функции клеточных органоидов
Практическая работа №2. Сравнительная характеристика органоидов растительной и животной клеток (1 час)
-
Разнообразие форм клеток. Зависимость формы и содержания клеток от выполняемой функции.
-
Общие и отличительные органоиды растительной и животной клеток. Функции основных органоидов.
-
Химический и минеральный состав клетки.
-
Различие между растительной и животной клетками.
Литература: [1-4,16,18]
Тема 4 Строение и функция клеточного ядра
Практическая работа №3. Ядро как регулятор обменных процессов в клетке (1 час)
-
Ядерный аппарат, строение, свойства.
-
Функции основных компонентов ядра.
-
Состав кариоплазмы.
-
Ядро как регулятор процессов, протекающих в цитоплазме.
Литература: [3,4,14,23,24]
Тема 5 Деление клеток
Практическая работа № 4. Кариокинез. Особенности структур хромосом (1 час)
-
Клеточный цикл. Фазы клеточного цикла. Регуляция клеточного цикла.
-
Митоз. Разновидности митоза (плевромитоз и ортомитоз).
-
Общее строение, типы и формы митотических хромосом.
-
Различия между митозом и мейозом.
Литература: [4,5,6,14,15,19]
Тема 10 Физиология водного обмена
Практическая работа № 5. Особенности водного обмена растений (2 часа)
1. Почва как среда водоснабжения растений. Водоудерживающие силы почвы, коэффициент завядания. Состояние и формы почвенной воды.
2. Влияние внешних условий на поглощение воды растением (рН раствора, температура, влажность, кислород).
3. Поглощение воды корневыми системами. Нагнетающая деятельность корневой системы. Корневое давление.
4. Устьичная и кутикулярная транспирация.
5. Особенности водного обмена у разных экологических групп (ксерофиты, мезофиты, гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты). Значение водных растений в осушении затопленных земель и очистки водоемов. Природа приспособительных реакций к недостатку воды у разных групп растений.
Литература: [2,4,5,31]
Тема 11 Фотосинтез
Практическая работа № 6. Механизм процесса фотосинтеза. С4 – путь фотосинтеза
(2 часа)
1. Биосферная роль фотосинтеза. Космическая роль зеленого растения в трансформации вещества и энергии.
2. Структурная организация аппарата фотосинтеза.
3. Фотосинтез по типу толстянковых (суккулентов)
4. Продукционный процесс в условиях биосферы, образование биомассы, формирование урожая.
Литература: [2,3,14]
Тема 13 Физиология минерального питания
Практическая работа № 7. Влияние факторов среды на усвоение растениями минеральных веществ(2 часа)
1. Классификация элементов по группам на основе биохимической и физиологической функций. Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы.
2. Усвоение питательных элементов растениями, влияние рН среды, температуры, влажности. Значение мембранных ионных насосов в поглощении веществ клеткой.
3. Растения индикаторы по содержанию в них минеральных элементов.
4. Рациональное применение минеральных удобрений.
Литература: [3,9,14,17]
Тема 14 Рост и развитие растений
Практическая работа № 8. Факторы роста. Методы изучения роста (1 часа)
1. Общие для всех живых организмов закономерности роста и характерные только для растений. Методы изучения роста.
2. Фотопериодизм.
3. Влияние факторов среды на детерминацию пола.
4. Процесс прорастания семян, рост и развитие, старение клеток и тканей под воздействием различных факторов среды: макро-микроэлементов, регуляторов роста, света, электромагнетизма.
Литература: [3,9,14,17,31]
Тема 16 Закономерности наследования признаков
Практическая работа № 9 Основные законы генетики и их значение (2 часа)
1. Цитологические основы бесполого и полового размножения. Основные положения хромосомной теории наследственности Сеттона и Бовери.
2. Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. Анализирующее и возвратное скрещивание и их значения.
3. Цитологические основы независимого наследования. Расщепления в F2 и Fан при независимом наследовании и полном сцепление
4. Наследование групп крови системы АВО у человека.
Литература: [10,15,19,22]
Тема 23 Физиология человека и животных.
Практическая работа № 10. Нервная система и анализаторы (2 часа)
1. Интегративная деятельность мозга и физиология анализаторов.
2. Зрение. Слух.
3. Вкус. Регуляция движений.
4. Высшая нервная деятельность.
Литература: [7,27,29]
Содержание лабораторных занятий
Тема 2 Организация биомембран, строение клеточной стенки.
Лабораторная работа №1. Строение и функции плазмалеммы (1 час)
-
Понятие о биологической мембране; рассмотреть и зарисовать жидкостно-мозаичную модель мембраны;
-
Выделить структурные особенности плазмалеммы; производные плазмалеммы;
-
Записать основные функции плазмалеммы;
-
Строение и функции клеточной стенки растений;
-
Продумать и записать способы обмена клетки со средой; поступление и выведение веществ из клетки;
-
Какие существуют виды межклеточных соединений?
Литература: [3;4,12,25,26]
Тема 3 Строение и функции клеточных органоидов
Лабораторная работа № 2. Структурно-функциональная организация клетки (1 час)
-
Изучить органеллы, участвующие в синтезе и транспорте веществ;
-
Проанализировать органеллы, участвующие в энергообмене;
-
Научиться определять органеллы, выполняющие пищеварительные функции;
-
Научиться определять органеллы, участвующие в делении клеток;
-
Проанализировать схему структурной организации цитоплазмы;
-
Записать в тетрадь классификацию органелл;
Литература: [1-4,16,18]
Тема 4 Строение и функции клеточного ядра
Лабораторная работа № 3 Ультраструктурная организация ядра (1 час)
-
Рассмотреть формы ядра в связи с конфигурацией клетки как отражение ее функционального состояния;
-
Зарисовать основные компоненты ядра: хроматин, ядрышко, нуклеолемма, нуклеоплазма;
-
Рассмотреть микроскопическое строение ядерной оболочки, выделить ее связь с эндоплазматической сетью; функции ядерной оболочки;
-
Строение и функции ядрышка; фибриллярный и гранулярный компоненты;
-
Состав кариоплазмы; фибриллярная система кариоплазмы;
Литература: [3,4,14,23,24]
Тема 5 Деление клеток
Лабораторная работа № 4. Митоз. Фазы митоза (2 часа)
-
Основные периоды интерфазы и их характеристики;
-
Рассмотреть начальную фазу митоза – период реорганизации – начало образования структурных элементов, присущих митотическому ядру, разрушение некоторых структур и временное формирование новых (профаза);
-
Период движения и деления хромосом (метафаза и анафаза)
-
Период реконструкции - восстановление организации, типичной для неделящейся клетки (телофаза);
-
Сходства и различия карио- и цитокинеза у высших растений и животных;
Литература: [4,5,6,14,15,19]
Тема 7 Классификация тканей животных организмов
Лабораторная работа № 5. Эпителиальные ткани (1час)
-
Изучить морфофункциональные и гистохимические особенности эпителиальных тканей.
-
Классификация эпителиев.
-
Зарисовать строение различных типов эпителия.
-
Дать характеристику секреторного процесса.
Литература [12,14,16]
Тема 7 Классификация животных организмов
Лабораторная работа № 6 Соединительные ткани (1час)
-
Выделить морфофункциональные особенности СТ
-
Используя схему классификации СТ выделить общие и отличительные свойства СТ
-
Составить таблицу «Строение крови»
Литература 12,14,16,[28,30]
Тема 11 Фотосинтез
Лабораторная работа №7 Исследование условия протекания фотосинтеза и его продукты (2ч)
-
Проведение опыта по удалению крахмала
-
Опыт по изучению потребности в свете
-
Изучение потребности в двуокиси углерода
-
Изучение выделения кислорода
-
Измерение скорости фотосинтеза
-
Изучение влияния интенсивности света на скорость фотосинтеза
-
Извлечение пигментов зеленого листа
-
Разделение пигментов по методу Крауса
Литература: [2,3,14]
Тема 16 Закономерности наследования признаков
Лабораторная работа № 8 Гибридологический анализ (2часа)
-
Правила использования обозначений и знаков при решении задач на скрещивание
-
Основные принципы гибридологического анализа
-
Дать понятия анализирующего и возвратного скрещивания
-
Решение задач на моногибридное скрещивание
Литература: [10,15,19,22]
Тема 19 Молекулярные механизмы генетических процессов
Лабораторная работа №9 Молекулярный механизм биосинтеза белка (2часа)
-
РНК. Первичная структура. РНК-полимераза и ее функция.
-
Моноцистронные и полицистронные мРНК
-
Транскрипция. Особенности транскрипции у эукариот. Регуляция транскрипции.
-
Эволюция структуры белков и видообразование
-
Трансляция. Этапы трансляции. Современные представления о структуре рибосом и их функция в синтезе белка.
-
Генетический код. Основные свойства генетического кода
Литература [3,4,24]
Тема 23 Физиология человека и животных
Лабораторная работа № 10 Системы внутренних органов человека (2часа)
-
Рассмотреть физиологию сердца и кровообращения;
-
Изучить физиологию дыхания;
-
Изучить физиологию пищеварения и обмена веществ и энергий;
-
Изучить физиологию желез внутренней секреции.
-
Сделать выводы о регуляции деятельности внутренних систем.
Литература: [7,27,29]
Содержание СРС
№
|
Вид СРС
|
Форма отчетности
|
Вид контроля
|
Объем в часах
|
1
|
Проработка лекционного материала
|
Рабочая тетрадь
|
Участие на занятии
|
15
|
2
|
Подготовка к практическим работам
|
Рабочая тетрадь
|
Участие на занятии
|
15
|
3
|
Подготовка к лабораторным работам
|
Рабочая тетрадь
|
Допуск к ЛР
|
15
|
4
|
Выполнение домашних заданий, оформление рисунков
|
Рабочая тетрадь, альбом
|
Участие на занятии, рисунок
|
30
|
5
|
Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий
|
Конспект
|
Участие на занятии
|
35
|
6
|
Подготовка к контрольным мероприятиям
|
|
РК1, РК2, коллоквиум, контрольная работа
тестирование
|
10
|
Всего:
|
120
|
Темы для самостоятельного изучения
1. Достижения цитологии в развитии биотехнологических и экологических исследований (экоцитология).
2. Клетка и окружающая среда. Факторы дифференциации клеток. Влияние повреждающих факторов на клетку. Некроз. Апоптоз.
3. Влияние факторов внешней среды (газов, жидкостей и растворенных веществ) на проницаемость мембран. Роль цитоплазмы в поглощении веществ.
4. Природа приспособительных реакций к недостатку воды у разных групп растений.
5. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам.
6. Экологическая генетика. Радиационные последствия Семипалатинского ядерного полигона. Арал, причины и последствия. Охрана генофонда растений, животных, редких и исчезающих видов.
7. Медицинская генетика. Причины возникновения наследственных и врожденных заболеваний заболеваний.
8. Селекция.
9. Организм и социальная деятельность человека. физиология труда. Роль физиологии в обеспечении жизнедеятельности человека в различных климато-географических условиях.
10. Применение ионизирующих излучений в науке и практике. Влияние ультразвука, вибрации, шума, УФ на живые системы.
Литература [1-31]
Распределение весовых долей
по видам итогового контроля и текущей успеваемости
№ п/п
|
Вид итогового контроля
|
Виды контроля
|
Весовые доли
|
1
|
Экзамен
|
Экзамен
|
0,4
|
Контроль текущей успеваемости
|
0,6
|
Календарный график контрольных мероприятий
по выполнению и сдаче заданий на СРС и работе на занятиях по дисциплине «Биология» для студентов очной формы обучения специальности 050608 Экология
1 рейтинг (5семестр)
|
Недели
|
Макс. балл за 1 занятие
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего
|
Максимальный балл
|
|
|
|
|
100
|
Посещение и подготовка к лекциям
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗЛ 1,2,3,4
|
ДЗЛ 5,6,7
|
ДЗЛ 8,9,10,11
|
ДЗЛ 11,12,13
|
8
|
Форма контроля
|
|
У
|
У
|
У
|
У
|
Макс. балл
|
0,5
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Посещение и подготовка к практич. занятиям
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗП 1, 2
|
ДЗП 3,4
|
ДЗП 5
|
ДЗП 6
|
16
|
Форма контроля
|
|
У
|
У
|
У
|
У
|
Макс. балл
|
2
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Посещение и подготовка к лаборат. занятиям
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗлаб 1, 2
|
ДЗлаб 3,4
|
ДЗлаб 4,5
|
ДЗлаб 5,6
|
16
|
Форма контроля
|
|
Д
|
Д
|
Д
|
Д
|
Макс. балл
|
2
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Оформление и защита лаборат. работ
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
О
|
О
|
О
|
О
|
24
|
Форма контроля
|
|
ЗЛ
|
ЗЛ
|
ЗЛ
|
ЗЛ
|
Макс. балл
|
3
|
6
|
6
|
6
|
6
|
Самостоятельное изучение материала
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗСИ
|
ДЗСИ
|
ДЗСИ
|
ДЗСИ
|
16
|
Форма контроля
|
|
П
|
П
|
П
|
П
|
Макс. балл
|
2
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Контроль знаний по темам дисциплины
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
|
ПТУ
|
|
ПТУ
|
20
|
Форма контроля
|
|
|
Т1
|
|
Т2
|
Макс. балл
|
12
|
|
10
|
|
10
|
2 рейтинг (5 семестр)
|
Недели
|
Макс. балл за 1 занятие
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Всего
|
Максимальный балл
|
|
|
|
|
100
|
Посещение и подготовка к лекциям
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗЛ 14,15,16
|
ДЗЛ 17,18,19
|
ДЗЛ 19,20,21,22
|
ДЗЛ 23,24
|
7
|
Форма контроля
|
|
у
|
у
|
у
|
у
|
Макс. балл
|
0,5
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Посещение и подготовка к практич. занятиям
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗП 7
|
ДЗП 8,9
|
ДЗП 9,10
|
|
24
|
Форма контроля
|
|
у
|
у
|
у
|
|
Макс. балл
|
4
|
8
|
8
|
8
|
|
Посещение и подготовка к лаборат. занятиям
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗлаб 6, 7
|
ДЗлаб 7, 8
|
ДЗлаб 8, 9
|
ДЗлаб 9
|
14
|
Форма контроля
|
|
Д
|
Д
|
Д
|
Д
|
Макс. балл
|
2
|
4
|
4
|
4
|
2
|
Оформление и защита лаборат. работ
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
О
|
О
|
О
|
О
|
21
|
Форма контроля
|
|
ЗЛ
|
ЗЛ
|
ЗЛ
|
ЗЛ
|
Макс. балл
|
3
|
6
|
6
|
6
|
3
|
Самостоятельное изучение материала
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
ДЗСИ
|
ДЗСИ
|
ДЗСИ
|
ДЗСИ
|
14
|
Форма контроля
|
|
П
|
П
|
П
|
П
|
Макс. балл
|
2
|
4
|
4
|
4
|
2
|
Контроль знаний по темам дисциплины
|
Вид СРС/форма отчет.
|
|
|
ПТУ
|
ПТУ
|
|
20
|
Форма контроля
|
|
|
Т1
|
Т2
|
|
Макс. балл
|
10
|
|
10
|
10
|
|
Условные обозначения: ДЗЛ – домашнее задание на подготовку к лекциям, У – участие в учебном процессе, ДЗП – домашнее задание на подготовку к практическим занятиям, ДЗлаб – домашнее задание на подготовку к лабораторным занятиям, Д – допуск, О – отчет, ЗЛ – защита лабораторной работы, П – проверка, ДЗСИ – домашнее задание на самостоятельное изучение материала, Т – тест, ПТУ – прверка текущей успеваемости.
11 Политика курса
В процессе нашей совместной работы мы будем придерживаться следующих правил:
-
Преподаватель и студент должны относиться друг к другу с уважением.
-
Любые нарушения правил поведения на занятиях будут наказываться, вплоть до удаления из аудитории, а активная работа поощряться.
-
Не опаздывать и не пропускать занятия. При наличии объективных причин, необходимо преподавателя предупредить заранее.
-
Оценка знаний будет осуществляться с применением бально-рейтинговой системы. По календарному графику контрольных мероприятий текущей успеваемости Вы можете сами оценить уровень своих знаний, уточнить сроки выполнения и сдачи определенных заданий.
-
Критерии выставления баллов за практическую и лабораторную работу:
Каждое практическое занятие максимально оценивается в 2 балла, если Вы подготовились и участвовали в процессе обсуждения темы. Каждое лабораторное занятие оценивается максимально в 5 баллов. 2 балла Вы получаете в том случае, если подготовились, правильно оформили, выполнили рисунок и зарисовали его в альбоме. За защиту лабораторной работы Вы получаете максимально 3 балла.
-
Если Вы отсутствовали на лабораторном или практическом занятии по уважительной причине, то при предъявлении справки о причине отсутствия, Вы можете отработать занятие (не позже срока указанного преподавателем).
-
В течение семестра Вы обязаны самостоятельно рассмотреть десять дополнительных тем, которые не вошли в лекционный курс. За изучение дополнительного материала (конспект в тетради и устный ответ), Вы максимально получаете 4 баллов.
-
В семестре предусмотрено два рубежных контроля на 8 и 15 неделе в виде тестирования, каждый максимально оценивается в 100 баллов. Списывание на рубежном контроле запрещено (такие работы не зачитываются).
-
По итогам работы два раза за семестр определяется итоговый балл текущей успеваемости (Рейтинг), максимально – 100 баллов. Он высчитывается по следующей формуле Р1,2=ТУ1,2*0,7+РК1,2*0,3
-
По результатам двух рейтингов выводится рейтинг допуска к экзаменационной сессии по формуле РД=Р1+Р2/2
Конечная итоговая оценка будет выставлена на основе:
-
Посещения занятий;
-
Активного участия на практических и лабораторных занятиях, правильного оформления и защиты работы, выполнения заданий по СРС;
-
Рейтингового контроля знаний;
-
Экзаменационной оценки.
Форма проведения экзамена – тестирование. Экзамен будет оцениваться по оценочной шкале в баллах (см. шкалу оценки знаний обучающихся). С экзаменационными вопросами необходимо ознакомится заранее, которые Вы можете получить у преподавателя и получить консультацию по интересующим Вас вопросам.
Итоговая оценка знаний по дисциплине складывается из следующих показателей:
И=РД*0,6+Э*0,4
12 Список литературы
Основная:
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. - М.:ОНИКС 21 век. Т.3:Зоология.-2002.-253с.:ил
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. - М.:ОНИКС 21век. Т.2:Ботаника.-2004.-543с.:ил
-
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология. - М. :Академия,2006.-568 с.:ил.-(Высш. проф. образование) учеб. пособие для студ. вузов
Дополнительная:
-
Арронет Н.И., Арронет В.Н., Жинкин Л.Н. Основные вопросы цитологии. - М.:Просвещение. учебное пособие для вузов, 1969.
-
Ченцова Ю.С. Практикум по цитологии. - М.:Изд-во МГУ,1988.-294с. Учебное пособие для биолог. Спец. Пед. Вузов
-
Ю.П.Алтухов; отв.ред. Л.А.Животовский. Генетические процессы в популяциях. - М.:Академкнига,2003 учебное пособие для студ. вузов по направлению "Биология" и спец. "Генетика".-Изд. 3-е, перераб. и доп
-
А.Д.Ноздрачев и др. Общий курс физиологии человека и животных. - М.:Высшая школа. .-1991.-528с
-
Антонов В.Ф. Биофизика. - М.: Владос, 2003 -2-е изд., испр., и доп учебник для вузов
-
Генкель П.А. Физиология растений. - М.:Просвещение,1975.-335с.:ил Учебник для вузов.-4-е изд.,перераб.
-
Алиханян С.И., Акифьев А.П., Чернин Л.С. Общая генетика. – М.: ВШ, 1995
-
Антонов В.Ф. и др. Биофизика. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999.
-
Афанасьев Ю.И. и Юрина Н.А. Гистология. - М.: Медицина, 1988.
-
Волькенштейн М.В. Биофизика. - М.: Наука, 1988.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1996. В 3-х томах.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Изд-во НГУ, 2003.
-
Ролдугина Н.П., Никинченко В.Е., Яглов В.В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии. М.: Колос, 2004.
-
Генкель П.А. Физиология растений. М.: Просвешение, 1975.
-
Самусев Р.П., Пупышева Г.И., Смирнов А.В. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии. М.: ОНИКС, 2004.
-
Алтухов Ю.П. Наследственность человека и окружающая среда. – М.: Наука.
-
Блюменфельд Л.А. Решаемые и нерешаемые проблемы биологической физики. – М.: УРСС, 2002.
-
Булычев А.А. и др. Практикум по биофизике. – М.: ВШ, 1988.
-
Бочков Н.П., Захаров А.Д., Иванов В.И. Медицинская генетика. – М.: Медицина, 1984.
-
Збарский И.Б., Кузьмина С.Н. Скелетные структуры клеточного ядра. – М.: Наука, 1991. – 233 с.
-
Зенгбуш П. Молекулярная и клеточная биология. В 3-х томах. – М., 1982.
-
Костюк П.Г. Клеточная сигнализация. – М.: Наука, 1992. – 324 с.
-
Рахмадиева С.Б. Основы химии природных биологически активных соединений. – Астана, 2002.
-
Семенов Э.В. Физиология и анатомия. – М., 1997.
-
Серов В.В., Шехтер А.Б. Соединительная ткань.
-
Физиология человека в 3-х томах. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М., 1997.
-
Хрущов Н.Г. Гистогенез соединительной ткани. М.: Наука, 1993.
-
Шевелуха В.С. Рост растений и его регуляция в онтогенезе. – М.: Колос, 1992.
Лист ознакомления Ф СО ПГУ 4.01.1/02
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
|
№ п/п
|
Ф.И.О. лица, ознакомившегося с документом
|
Дата ознакомления с документом
|
Подпись
|
Расшифровка подписи
|
1
|
|
|
|
|
2
|
Амренов Ильяс
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
страница 1
|