страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
на заседании Методического Совета
факультета культуры и спорта
Председатель_______________
Сайфулина Г.А.
« 5 » ___июня______ 2007 г.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
(Sullabus)
по дисциплине «Чрезвычайные ситуации и ГО»__
для специальности 050104 «Начальная военная подготовка»____
форма обучения дневная__________________
Всего _3 кредита
Курс_3__
Семестр_5__
Лекций__30 часов
Семинарских_15 часов
Количество рубежных контролей (РК)_2_
СРСП (аудиторных)_45_часов
СРС_45_часов
Экзамен_3_семестр
Всего аудиторных часов_45__
Общая трудаемкость_135_часов
Усть-Каменогорск, 2007
Силлабус составлен на основании _ГОСО 2006 и учебной программы составленной
старшим преподавателем кафедры НВП и ОБЖ Крыловым Вячеславом Михайловичем
_________________________ /документ кем и когда выдан/
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры теории и методики физической культуры и спорта
«_2_»__мая________2007г. Протокол №___9__
Зав.кафедрой _Крылов Вячеслав Михайлович (Ф.И.О.)
Название и код дисциплины: JSHO-4.6 «Чрезвычайные ситуации и ГО», -
Данные о преподавателе: Крылов Вячеслав Михайлович, зав. Кафедрой НВП и ОБЖ, кабинет № 34, корпус № 2.
-
Контактная информация: тел. кафедры, деканата: 47-06-65. Время пребывания на кафедре – по расписанию занятий. Занятия проводятся в учебном корпусе №2.
-
Количество кредитов – 3, аудиторные часы – 2 часа лекций, 1 час семинарских.
-
Дата: 2007 год, 5семестр.
-
Цель и задачи дисциплины
• Цель преподавания дисциплины - Изучение курса «Основы военной психологии» имеет целью, в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами, вооружить студентов – будущих преподавателей начальной военной подготовки системой научных военно-психологических знаний, сформировать у них основы психологического мышления, навыки и умения, необходимые им для воинского воспитания и обучения, подготовки призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан.
.
• Задачи изучения дисциплины – В результате обучения по гражданской обороне студенты должны
ЗНАТЬ:
-
основные способы и средства защиты от современных средств поражения противника;
-
организацию гражданской обороны среднего учебного заведения, силы и средства, привлекаемые в этих целях;
-
сигналы оповещения гражданской обороны и порядок действий по ним в учебном заведении;
-
правила поведения в зонах радиоактивного, химического заражения, в очаге бактериологического (биологического) поражения, а также в районе выброса (вылива) сильнодействующих ядовитых веществ;
-
особенности защиты детей;
-
устройство и работу приборов радиоционной разведки и дозиметрического контроля.
УМЕТЬ:
-
своевременно заполнять защитные сооружения
-
строить простейшие укрытия и приспосабливать под них заглубленные помещения;
-
пользоваться средствами индивидуальной и медицинской защиты;
-
подготавливать к защите от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения помещения, продукты питания и воду, производить светомаскировку жилых помещений;
-
подготавливать себя и школьников к эвакуации;
-
оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях;
-
обеспечивать защиту гражданской обороны.
7. Описание курса
Актуальность:
Качественная подготовка специалистов по Начальной военной подготовке требует овладения студентами широкого комплекса мероприятий проводимых в условиях чрезвычайных ситуаций, которые изучаются в курсе предмета Чрезвычайные ситуации и Гражданская оборона.
Предназначение дисциплины:
«ЧС и ГО»: Цель, задачи и содержание данной дисциплины направлены на формирование у студентов необходимых теоретических знаний и практических умений для воинского воспитания и обучения, подготовки призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан и в ЧС.
-
Пререквизиты курса:
студенты, поступившие на специальность 050104 «Начальная военная подготовка» должны рассмотреть роль, основные задачи, организационная структура Министерства по Чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, характеристику различных видов очагов поражения.
Постреквизиты курса: приобретенные знания по учебному курсу «ЧС и ГО» могут быть применены на практике в учебном заведении, в условиях воинской службы и экстренных ситуаций.
-
Краткое содержание дисциплины:
Учебный курс «Основы военной психологии» включает в себя 3 основных раздела:
1. Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги.
2. Организация мероприятий по ГО и ЧС
3. Защитные средства ГО и ЧС
-
Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий с указанием недели, темы.
Лекции:
Шифр и наименование модуля
|
Лекции
№
|
Наименование
изучаемых вопросов
|
Кол-во
часов
|
Распредел.
по неделям
|
Литерату-ра №
|
Примеча-ние
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Модуль 1
Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги
|
1
|
Роль, основные задачи, организационная структура Министерства по Чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
|
10
|
1-5
|
1-4,7-8
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
2
|
Характеристика очагов ядерного и радиационного поражения
|
3
|
Характеристика очагов химического и биологического поражения
|
4
|
Очаги комбинированного поражения, возникающие при ЧС.
|
Модуль 2
Организация мероприятий по ГО и ЧС
|
5
|
Организация и проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
|
10
|
6-11
|
1-4,7-8
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
6
|
Чрезвычайные ситуации, возможные на территории РК, их характеристика и последствия
|
Модуль3
Защитные средства ГО и ЧС
|
7
|
Защитные сооружения в очаге ядерного поражения, их оборудование, правила содержания, использование и эксплуатация.
|
10
|
12-15
|
1-4,7-8
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
8
|
Приборы Радиационной разведки местности, химического контроля и разведки.
|
|
|
Итого
|
30
|
|
|
|
10. Практические (семинарские) занятия:
Шифр и наименование модуля
|
Практ.
(семинарские) занятия
№
|
Наименование
изучаемых вопросов
|
Кол-во
часов
|
Распред.
по неделям
|
Литера
тура
№
|
Форма
контроля
|
Приме
чание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
7
|
Модуль 1
Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги
|
1
|
Цели и задачи ГО и ЧС.
Чем достигаются задачи ГО и ЧС?
Что входит в восстановительные работы?
Наличие и состав спасательных команд на объекте.
Организация и состав ГО в учебном заведении.
|
5
|
1-9
|
1-4,7-8
|
Устный опрос
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
2
|
Оружие массового поражения армий иностранных государств.
Ядерное оружие и его поражающие факторы.
|
1-4,7-8
|
Устный опрос
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
3
|
Химическое оружие, его боевые свойства и особенности.
Способы доставки химического оружия.
Биологическое оружие и его поражающее действие.
Виды и основные свойства биологических средств.
|
1-4,7-8
|
Тестирование
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
4
|
Дать характеристику отравляющим веществам.
Классификация отравляющих веществ.
Физико-химическая характеристика отравляющих веществ и их действие на организм человека.
Характеристика химических очагов поражения СДЯВ.
|
1-4,7-8
|
Устный опрос
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
Модуль 2
Организация мероприятий по ГО и ЧС
|
5
|
Сущность, характер комбинированного поражения при взрыве ядерного боеприпаса.
Поражения и их классификация.
Степени поражения и их характеристика.
|
5
|
10-12
|
1-4,7-8
|
Устный опрос
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
6
|
Цель, задачи СиДНР.
Чем достигается успешное проведение СиДНР.
Приемы и способы проведения СиДНР.
Спасательные работы в очагах химическогопоражения.
Ликвидация очага бактериологического поражения.
Особенности организации и проведения СиДНР в очаге комбинированного поражения.
|
Модуль3
Защитные средства ГО и ЧС
|
7
|
Дать характеристику физико-географического положения РК.
Сформулировать основные формирования региональных служб ГО и ЧС, их задачи.
Что в себя включает аварийно-спасательные службы?
Перечислить и дать краткую характеристику основным руководящим документам в области ГО и ЧС.
|
|
|
8
|
Предназначение коллективных средств защиты..
Убежища, назначение, характеристика.
Противорадиационные укрытия, назначение, характеристика.
|
5
|
12-15
|
1-4,7-8
|
Тестирование
|
Лекцион-
ные демонстра-ции
|
9
|
Что включают в себя мероприятия по обеспечению безопасности ?
Прибор радиационной разведки ДП-5А, назначение и порядок работы.
Прибор контроля радиоактивного облучения ДП-22В, назначение и порядок работы.
Прибор химической разведки ВПХР, назначение и порядок работы
|
|
|
Итого
|
15
|
|
|
|
|
11. График изучения материалов для подготовки к занятиям под руководством преподавателя
№
п/п
|
Темы
занятий
|
Задания
на СРСП
|
Цель и содерж.
заданий
|
Реком.
лит-ра
(стр.)
|
Форма
контроля
|
Сроки
сдачи
|
Макс.
балл
|
1
|
Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги
|
Прочитать и законспектировать. Выучить основные понятия по теме.
|
Цели и задачи ГО и ЧС.
Организация и состав ГО в учебном заведении.
Ядерное оружие и его поражающие факторы.
Химическое оружие, его боевые свойства и особенности.
Биологическое оружие и его поражающее действие.
Классификация отравляющих веществ.
|
1-4,7-8
|
Устный опрос
|
1-9
|
20
|
2
|
Организация мероприятий по ГО и ЧС
|
Прочитать и законспектировать. Выучить основные понятия по теме.
|
Поражения и их классификация.
Степени поражения и их характеристика.
Спасательные работы в очагах химического поражения.
Ликвидация очага бактериологического поражения.
Особенности организации и проведения СиДНР в очаге комбинированного поражения.
|
1-4,7-8
|
Контрольная работа
|
10-12
|
20
|
3
|
Защитные средства ГО и ЧС
|
Прочитать и законспектировать. Выучить основные понятия по теме.
|
Основные формирования региональных служб ГО и ЧС, их задачи. Убежища, назначение, характеристика.
Противорадиационные укрытия, назначение, характеристика.
Прибор радиационной разведки ДП-5А, назначение и порядок работы.
Прибор контроля радиоактивного облучения ДП-22В, назначение и порядок работы.
Прибор химической разведки ВПХР, назначение и порядок работы
|
1-4,7-8
|
Устный опрос. Контрольная работа
|
13-15
|
20
|
|
|
|
|
|
|
15
|
60
|
12. Литература:
-
Гражданская оборона. Учебник для пединститутов. Под ред. Е. П. Шубина, М.: Просвещение,1991
-
Безопасность жизнедеятельности. Под ред. С. В. Белова., М.: Высш. шк.,1999
-
Приходько Н. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций.- А., ВШП «Эдилет»,2000
-
Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО. АЧС РК.-2000.-№ 1
-
Практикум для медицинских сестер Гражданской обороны. Под ред. И. В. Новикова. Свердловск : изд-во Урал. ун-та, 1989
-
Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. Под ред. А. Г. Сафонова. М.: Медицина, 1981
-
Атаманюк В. Г., Акимов Н. И., Ширшов Л. Г. Гражданская оборона. М. Высш. шк., 1986
-
Егоров П. Т., Шляхов И. А., Алабин Н. И. Гражданская оборона. М.: Высш. шк., 1977
-
Нормативные документы
-
Закон РК от 5.07.96г. «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
-
Закон РК от 27.03. 97 г. « Об аварийно- спасательной службе и статусе спасателей»
-
Закон РК от 7. 05. 97 г. « О Гражданской обороне»
-
Постановление Кабинета Министров РК от 3. 07. 96 г. № 685 « О республиканской чрезвычайной противоэпидемической комиссии»
-
Постановление Кабинета Министров РК от 28. 08. 97 г. № 1298 « О государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»
-
Постановление Правительства РК « Вопросы Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям» № 1593 от 17. 11. 97 г.
-
Постановление Кабинета Министров РК от 30. 09. 93 г. № 969 « О мерах по созданию системы обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в ЧС».
-
Распоряжение председателя ГК ЧС № 4-40 от 16. 01. 96 г. « О всеобщем обучении населения мерам защиты и действиям в ЧС и повышения готовности аварийно-спасательной службы»
-
Александров М.Н. – Безопасность человека в море – Л., Судостроение, 1983
-
Александровский Ю.А. – Психология в экстремальных условиях – М., Медицина, 1991
-
Большая медицинская энциклопедия. М., 1957-1964, стр. 810-812; стр. 700-719; стр. 1196-1217
-
Волович В.Г. – С природой один на один. М., Воениздат, 1939
-
Волович В.Г. – Человек в экстремальных условиях природной среды – М., 1980
-
Волович В.Г. – Как выжить в экстремальной ситуации М., 1990 ФК и С, серия Знание
-
Волович В.Г. – Выживание в экстремальной ситуации (новое в жизни, наука и техника), 1990
-
Волович В.Г. – Водный туризм М., 1990
-
Н.В. Лазарев -Вредные вещества в промышленности, 1963
-
Калихман А.Д. – спортивные походы на плотах – М., 1993
-
Каневский А.С. – Это бывало в полярных широтах. М., 1985
-
Карпов А.В., Совин С.В., петров В.И. – Лесные пожары и борьба с ними, 1990
-
Колесов К.А. – Под парусом в шторм- Л., Гидрометеоиздат, 1985
-
Конопелько Р.И. – Охрана жизни на море. М., 1992
-
Конопелько Р.И. – Охрана жизни на море – М., Транспорт, 1992
-
Костру А.А. – Медицинский справочник туризма М., 1990
-
Померанцев Ю.М. – С водой нужно дружить –Киев, Здоровье, 1990
-
Рудинский Г.М. – Снежная слепота – Турист, 1971
-
Штуцер Ю.А. – Опасности в туризме мнимые и действительные. – М., ФК и С, 1983
-
информация по оценке.
правила оценки видов работ (штрафные и поощрительные баллы), критерии выставления экзаменационной оценки. Требования к выполнению различных видов контроля.
-
Политика выставления баллов:
Лекция:
- посещение – 1 балл
- конспектирование – 2 балла
Итого: 3 балла
Активное участие в обсуждении вопросов на лекции – 1 поощрительный балл.
Непосещение лекции – минус 1 балл (штрафной балл)
Практическое занятие:
- наличие конспекта – 1 балл
Активное участие в проведении занятия – 1 балл
Творческий подход к выполнению задания – 2 балла (поощрительный)
-неподготовленность студента к занятию – минус 2 балла (штрафные баллы).
СРСП:
Контрольная работа-5 баллов
Контрольные вопросы - 5 баллов
Домашнее задание -5 баллов
За весь изучаемый курс необходимо набрать 60 баллов.
Критерии экзаменационных оценок:
«Отлично» - студент имеет полное представление о содержании курса, умеет использовать теоретические знания на практике.
«Хорошо» - материал курса в целом усвоен.
«Удовлетворительно» - материал курса «Чрезвычайные ситуации и ГО» усвоен слабо. Студент затрудняется в применении полученных знаний на практике.
«Неудовлетворительно» - студент не имеет четкого представления о содержании изучаемого курса.
-
Политика курса:
-
обязательное посещение занятий;
-
пропущенные занятия отрабатывать;
-
активно участвовать в лекционных, семинарских занятиях;
-
подготовка к каждому занятию обязательна;
-
в случае не выполнения или не сдачи заданий итоговая оценка снижается;
-
быть терпимым, доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
-
Перечень вопросов и тем по формам контроля.
Список вопросов на экзамен:
-
Организация оповещения и информации населения от опасностей, возникших в ЧС.
-
Современные средства поражения, их краткая характеристика, поражающие факторы.
-
Защитные сооружения ГО, их предназначение. Правила поведения в защитных сооружениях.
-
Средства индивидуальной защиты населения, их предназначение.
-
Права и обязанности граждан РК в области ЧС.
-
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах ЧС.
-
Радиационно опасные объекты. Аварии на радиационно опасных объектах, их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения.
-
Классификация и краткая характеристика ЧС природного характера.
-
Законы республики Казахстан в области ЧС и ГО
-
Эвакуация населения из зон ЧС. Виды эвакуации.
-
Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Правила поведения населения при химическом заражении.
-
Правила поведения населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.
-
Характеристика ядерного оружия и очага поражения. Защитные мероприятия.
-
Радиационные поражения. Острая лучевая болезнь. Причины возникновения, степени, периоды болезни, признаки, неотложная помощь.
-
Характеристика бактериологического (биологического) оружия и его боевых свойств.
-
Характеристика химического оружия и очага поражения.
-
ГО в республике Казахстан. Цели, задачи, и силы Гражданской обороны.
-
Наиболее распространённые инфекционные болезни, причины их возникновения, меры профилактики инфекций.
страница 1
|