Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА



«Утвержден»

на заседании Методического Совета

факультета культуры и спорта

Председатель_______________

Сайфулина Г.А.

« 5 » ___июня______ 2007 г.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Sullabus)
по дисциплине «Чрезвычайные ситуации и ГО»__
для специальности 050104 «Начальная военная подготовка»____
форма обучения дневная__________________

Всего _3 кредита

Курс_3__

Семестр_5__

Лекций__30 часов

Семинарских_15 часов

Количество рубежных контролей (РК)_2_

СРСП (аудиторных)_45_часов

СРС_45_часов

Экзамен_3_семестр

Всего аудиторных часов_45__

Общая трудаемкость_135_часов


Усть-Каменогорск, 2007

Силлабус составлен на основании _ГОСО 2006 и учебной программы составленной

старшим преподавателем кафедры НВП и ОБЖ Крыловым Вячеславом Михайловичем

_________________________ /документ кем и когда выдан/


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры теории и методики физической культуры и спорта


«_2_»__мая________2007г. Протокол №___9__

Зав.кафедрой _Крылов Вячеслав Михайлович (Ф.И.О.)



  1. Название и код дисциплины: JSHO-4.6 «Чрезвычайные ситуации и ГО»,


  2. Данные о преподавателе: Крылов Вячеслав Михайлович, зав. Кафедрой НВП и ОБЖ, кабинет № 34, корпус № 2.

  3. Контактная информация: тел. кафедры, деканата: 47-06-65. Время пребывания на кафедре – по расписанию занятий. Занятия проводятся в учебном корпусе №2.

  4. Количество кредитов – 3, аудиторные часы – 2 часа лекций, 1 час семинарских.

  5. Дата: 2007 год, 5семестр.

  6. Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины - Изучение курса «Основы военной психологии» имеет целью, в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами, вооружить студентов – будущих преподавателей начальной военной подготовки системой научных военно-психологических знаний, сформировать у них основы психологического мышления, навыки и умения, необходимые им для воинского воспитания и обучения, подготовки призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

.

Задачи изучения дисциплины – В результате обучения по гражданской обороне студенты должны



ЗНАТЬ:

  • основные способы и средства защиты от современных средств поражения противника;

  • организацию гражданской обороны среднего учебного заведения, силы и средства, привлекаемые в этих целях;

  • сигналы оповещения гражданской обороны и порядок действий по ним в учебном заведении;

  • правила поведения в зонах радиоактивного, химического заражения, в очаге бактериологического (биологического) поражения, а также в районе выброса (вылива) сильнодействующих ядовитых веществ;

  • особенности защиты детей;

  • устройство и работу приборов радиоционной разведки и дозиметрического контроля.


УМЕТЬ:

  • своевременно заполнять защитные сооружения

  • строить простейшие укрытия и приспосабливать под них заглубленные помещения;

  • пользоваться средствами индивидуальной и медицинской защиты;

  • подготавливать к защите от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения помещения, продукты питания и воду, производить светомаскировку жилых помещений;

  • подготавливать себя и школьников к эвакуации;

  • оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях;

  • обеспечивать защиту гражданской обороны.


7. Описание курса

Актуальность:

Качественная подготовка специалистов по Начальной военной подготовке требует овладения студентами широкого комплекса мероприятий проводимых в условиях чрезвычайных ситуаций, которые изучаются в курсе предмета Чрезвычайные ситуации и Гражданская оборона.



Предназначение дисциплины:

«ЧС и ГО»: Цель, задачи и содержание данной дисциплины направлены на формирование у студентов необходимых теоретических знаний и практических умений для воинского воспитания и обучения, подготовки призывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан и в ЧС.



  1. Пререквизиты курса:

студенты, поступившие на специальность 050104 «Начальная военная подготовка» должны рассмотреть роль, основные задачи, организационная структура Министерства по Чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, характеристику различных видов очагов поражения.
Постреквизиты курса: приобретенные знания по учебному курсу «ЧС и ГО» могут быть применены на практике в учебном заведении, в условиях воинской службы и экстренных ситуаций.


  1. Краткое содержание дисциплины:

Учебный курс «Основы военной психологии» включает в себя 3 основных раздела:

1. Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги.

2. Организация мероприятий по ГО и ЧС

3. Защитные средства ГО и ЧС



  1. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий с указанием недели, темы.

Лекции:

Шифр и наименование модуля

Лекции



Наименование

изучаемых вопросов



Кол-во

часов


Распредел.

по неделям



Литерату-ра №

Примеча-ние

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1

Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги



1

Роль, основные задачи, организационная структура Министерства по Чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

10

1-5

1-4,7-8

Лекцион-

ные демонстра-ции




2

Характеристика очагов ядерного и радиационного поражения


3

Характеристика очагов химического и биологического поражения

4

Очаги комбинированного поражения, возникающие при ЧС.

Модуль 2

Организация мероприятий по ГО и ЧС



5

Организация и проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


10

6-11

1-4,7-8

Лекцион-

ные демонстра-ции



6

Чрезвычайные ситуации, возможные на территории РК, их характеристика и последствия

Модуль3

Защитные средства ГО и ЧС



7

Защитные сооружения в очаге ядерного поражения, их оборудование, правила содержания, использование и эксплуатация.


10

12-15

1-4,7-8

Лекцион-

ные демонстра-ции



8

Приборы Радиационной разведки местности, химического контроля и разведки.







Итого

30











10. Практические (семинарские) занятия:

Шифр и наименование модуля

Практ.

(семинарские) занятия



Наименование

изучаемых вопросов



Кол-во

часов


Распред.

по неделям



Литера

тура




Форма

контроля


Приме

чание


1

2

3

4

5

6




7

Модуль 1

Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги



1

Цели и задачи ГО и ЧС.

Чем достигаются задачи ГО и ЧС?

Что входит в восстановительные работы?

Наличие и состав спасательных команд на объекте.

Организация и состав ГО в учебном заведении.


5

1-9

1-4,7-8

Устный опрос

Лекцион-

ные демонстра-ции



2

Оружие массового поражения армий иностранных государств.

Ядерное оружие и его поражающие факторы.




1-4,7-8

Устный опрос

Лекцион-

ные демонстра-ции



3

Химическое оружие, его боевые свойства и особенности.

Способы доставки химического оружия.

Биологическое оружие и его поражающее действие.

Виды и основные свойства биологических средств.




1-4,7-8

Тестирование

Лекцион-

ные демонстра-ции



4

Дать характеристику отравляющим веществам.

Классификация отравляющих веществ.

Физико-химическая характеристика отравляющих веществ и их действие на организм человека.

Характеристика химических очагов поражения СДЯВ.




1-4,7-8

Устный опрос

Лекцион-

ные демонстра-ции



Модуль 2

Организация мероприятий по ГО и ЧС



5

Сущность, характер комбинированного поражения при взрыве ядерного боеприпаса.

Поражения и их классификация.

Степени поражения и их характеристика.


5

10-12

1-4,7-8

Устный опрос



Лекцион-


ные демонстра-ции


6

Цель, задачи СиДНР.

Чем достигается успешное проведение СиДНР.

Приемы и способы проведения СиДНР.

Спасательные работы в очагах химическогопоражения.

Ликвидация очага бактериологического поражения.

Особенности организации и проведения СиДНР в очаге комбинированного поражения.




Модуль3

Защитные средства ГО и ЧС



7

Дать характеристику физико-географического положения РК.

Сформулировать основные формирования региональных служб ГО и ЧС, их задачи.

Что в себя включает аварийно-спасательные службы?

Перечислить и дать краткую характеристику основным руководящим документам в области ГО и ЧС.










8

Предназначение коллективных средств защиты..

Убежища, назначение, характеристика.

Противорадиационные укрытия, назначение, характеристика.


5

12-15

1-4,7-8

Тестирование


Лекцион-

ные демонстра-ции




9

Что включают в себя мероприятия по обеспечению безопасности ?

Прибор радиационной разведки ДП-5А, назначение и порядок работы.

Прибор контроля радиоактивного облучения ДП-22В, назначение и порядок работы.

Прибор химической разведки ВПХР, назначение и порядок работы










Итого

15














11. График изучения материалов для подготовки к занятиям под руководством преподавателя



п/п

Темы

занятий

Задания

на СРСП

Цель и содерж.

заданий

Реком.

лит-ра

(стр.)

Форма

контроля

Сроки

сдачи

Макс.

балл

1

Роль и место Министерства ГО и ЧС. Характерные очаги

Прочитать и законспектировать. Выучить основные понятия по теме.

Цели и задачи ГО и ЧС.

Организация и состав ГО в учебном заведении.

Ядерное оружие и его поражающие факторы.

Химическое оружие, его боевые свойства и особенности.

Биологическое оружие и его поражающее действие.

Классификация отравляющих веществ.





1-4,7-8

Устный опрос

1-9

20

2

Организация мероприятий по ГО и ЧС

Прочитать и законспектировать. Выучить основные понятия по теме.

Поражения и их классификация.

Степени поражения и их характеристика.

Спасательные работы в очагах химического поражения.

Ликвидация очага бактериологического поражения.

Особенности организации и проведения СиДНР в очаге комбинированного поражения.


1-4,7-8

Контрольная работа

10-12

20

3

Защитные средства ГО и ЧС

Прочитать и законспектировать. Выучить основные понятия по теме.

Основные формирования региональных служб ГО и ЧС, их задачи. Убежища, назначение, характеристика.

Противорадиационные укрытия, назначение, характеристика.

Прибор радиационной разведки ДП-5А, назначение и порядок работы.

Прибор контроля радиоактивного облучения ДП-22В, назначение и порядок работы.



Прибор химической разведки ВПХР, назначение и порядок работы

1-4,7-8

Устный опрос. Контрольная работа

13-15

20



















15

60

12. Литература:


  1. Гражданская оборона. Учебник для пединститутов. Под ред. Е. П. Шубина, М.: Просвещение,1991

  2. Безопасность жизнедеятельности. Под ред. С. В. Белова., М.: Высш. шк.,1999

  3. Приходько Н. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций.- А., ВШП «Эдилет»,2000

  4. Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО. АЧС РК.-2000.-№ 1

  5. Практикум для медицинских сестер Гражданской обороны. Под ред. И. В. Новикова. Свердловск : изд-во Урал. ун-та, 1989

  6. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. Под ред. А. Г. Сафонова. М.: Медицина, 1981

  7. Атаманюк В. Г., Акимов Н. И., Ширшов Л. Г. Гражданская оборона. М. Высш. шк., 1986

  8. Егоров П. Т., Шляхов И. А., Алабин Н. И. Гражданская оборона. М.: Высш. шк., 1977

  9. Нормативные документы

  10. Закон РК от 5.07.96г. «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

  11. Закон РК от 27.03. 97 г. « Об аварийно- спасательной службе и статусе спасателей»

  12. Закон РК от 7. 05. 97 г. « О Гражданской обороне»

  13. Постановление Кабинета Министров РК от 3. 07. 96 г. № 685 « О республиканской чрезвычайной противоэпидемической комиссии»

  14. Постановление Кабинета Министров РК от 28. 08. 97 г. № 1298 « О государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»

  15. Постановление Правительства РК « Вопросы Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям» № 1593 от 17. 11. 97 г.

  16. Постановление Кабинета Министров РК от 30. 09. 93 г. № 969 « О мерах по созданию системы обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в ЧС».

  17. Распоряжение председателя ГК ЧС № 4-40 от 16. 01. 96 г. « О всеобщем обучении населения мерам защиты и действиям в ЧС и повышения готовности аварийно-спасательной службы»

  18. Александров М.Н. – Безопасность человека в море – Л., Судостроение, 1983

  19. Александровский Ю.А. – Психология в экстремальных условиях – М., Медицина, 1991

  20. Большая медицинская энциклопедия. М., 1957-1964, стр. 810-812; стр. 700-719; стр. 1196-1217

  21. Волович В.Г. – С природой один на один. М., Воениздат, 1939

  22. Волович В.Г. – Человек в экстремальных условиях природной среды – М., 1980

  23. Волович В.Г. – Как выжить в экстремальной ситуации М., 1990 ФК и С, серия Знание

  24. Волович В.Г. – Выживание в экстремальной ситуации (новое в жизни, наука и техника), 1990

  25. Волович В.Г. – Водный туризм М., 1990

  26. Н.В. Лазарев -Вредные вещества в промышленности, 1963

  27. Калихман А.Д. – спортивные походы на плотах – М., 1993

  28. Каневский А.С. – Это бывало в полярных широтах. М., 1985

  29. Карпов А.В., Совин С.В., петров В.И. – Лесные пожары и борьба с ними, 1990

  30. Колесов К.А. – Под парусом в шторм- Л., Гидрометеоиздат, 1985

  31. Конопелько Р.И. – Охрана жизни на море. М., 1992

  32. Конопелько Р.И. – Охрана жизни на море – М., Транспорт, 1992

  33. Костру А.А. – Медицинский справочник туризма М., 1990

  34. Померанцев Ю.М. – С водой нужно дружить –Киев, Здоровье, 1990

  35. Рудинский Г.М. – Снежная слепота – Турист, 1971

  36. Штуцер Ю.А. – Опасности в туризме мнимые и действительные. – М., ФК и С, 1983




  1. информация по оценке.

правила оценки видов работ (штрафные и поощрительные баллы), критерии выставления экзаменационной оценки. Требования к выполнению различных видов контроля.


    1. Политика выставления баллов:

Лекция:

- посещение – 1 балл

- конспектирование – 2 балла

Итого: 3 балла

Активное участие в обсуждении вопросов на лекции – 1 поощрительный балл.

Непосещение лекции – минус 1 балл (штрафной балл)

Практическое занятие:

- наличие конспекта – 1 балл

Активное участие в проведении занятия – 1 балл

Творческий подход к выполнению задания – 2 балла (поощрительный)

-неподготовленность студента к занятию – минус 2 балла (штрафные баллы).

СРСП:


Контрольная работа-5 баллов

Контрольные вопросы - 5 баллов

Домашнее задание -5 баллов

За весь изучаемый курс необходимо набрать 60 баллов.
Критерии экзаменационных оценок:

«Отлично» - студент имеет полное представление о содержании курса, умеет использовать теоретические знания на практике.

«Хорошо» - материал курса в целом усвоен.

«Удовлетворительно» - материал курса «Чрезвычайные ситуации и ГО» усвоен слабо. Студент затрудняется в применении полученных знаний на практике.



«Неудовлетворительно» - студент не имеет четкого представления о содержании изучаемого курса.


    1. Политика курса:

    • обязательное посещение занятий;

    • пропущенные занятия отрабатывать;

    • активно участвовать в лекционных, семинарских занятиях;

    • подготовка к каждому занятию обязательна;

    • в случае не выполнения или не сдачи заданий итоговая оценка снижается;

    • быть терпимым, доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.




    1. Перечень вопросов и тем по формам контроля.


Список вопросов на экзамен:

    1. Организация оповещения и информации населения от опасностей, возникших в ЧС.

    2. Современные средства поражения, их краткая характеристика, поражающие факторы.

    3. Защитные сооружения ГО, их предназначение. Правила поведения в защитных сооружениях.

    4. Средства индивидуальной защиты населения, их предназначение.

    5. Права и обязанности граждан РК в области ЧС.

    6. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах ЧС.

    7. Радиационно опасные объекты. Аварии на радиационно опасных объектах, их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения.

    8. Классификация и краткая характеристика ЧС природного характера.

    9. Законы республики Казахстан в области ЧС и ГО

    10. Эвакуация населения из зон ЧС. Виды эвакуации.

    11. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Правила поведения населения при химическом заражении.

    12. Правила поведения населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.

    13. Характеристика ядерного оружия и очага поражения. Защитные мероприятия.

    14. Радиационные поражения. Острая лучевая болезнь. Причины возникновения, степени, периоды болезни, признаки, неотложная помощь.

    15. Характеристика бактериологического (биологического) оружия и его боевых свойств.

    16. Характеристика химического оружия и очага поражения.

    17. ГО в республике Казахстан. Цели, задачи, и силы Гражданской обороны.

    18. Наиболее распространённые инфекционные болезни, причины их возникновения, меры профилактики инфекций.


страница 1

Смотрите также: