страница 1 страница 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
на заседании Методического Совета факультета______________________
Председатель ___________________
«______» ________________ 2007г.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
(Syllabus)
по дисциплине Информатика
для специальности 050110 Физика
форма обучения очная
Всего 3 кредита
Курс 1
Семестр 2
Лекции 15 часов
Семинарских часов
Лабораторных 30 часов
Количество рубежных контролей (РК) 2
СРСП (аудиторных) 45 часов
СРС 45 часов
Экзамен 2 семестр
Всего аудиторных 90 часов
Всего внеаудиторных 45 часов
Общая трудоёмкость 135 часов
Усть-Каменогорск, 2007
Силлабус составлен на основании государственного общеобязательного стандарта, типового учебного плана и типовой программы по дисциплине «Информатика» для специальности «Физика»
Силлабус подготовила
ст. преподаватель кафедры ММиКТ Попова Г.В..
Силлабус обсужден и рекомендован на заседании кафедры
математического моделирования и компьютерных технологий
Протокол № ____ от «__» ____________ 2007 г.
Заведующий кафедрой (подпись)______________ Ж.З Жантасова
Одобрен методическим советом Факультета математики, физики и технологий
Протокол № ____ от «__» ____________ 2007 г.
Председатель (подпись) _____________Э.М. Магзумова
1 Название и код дисциплины: «Информатика», INF 1104
2 Данные о преподавателе: Попова Г.В. – ст. преподаватель кафедры ММиКТ
3 Контактная информация: режим пребывания на кафедре согласно расписанию, раб.т. 477844, e-mail – buldog87@mail.kz. Место проведения занятий: ВКГУ, корпус №7, ул. Ворошилова, 148
4 Количество кредитов: 3 - 1 час лекций и 2 часа лабораторных
занятий.
5 Дата –2007-2008 учебный год, 2 семестр
6 Цель и задачи курса:
Цель курса: овладение базовыми понятиями основ информатики, получение представления о тенденциях и перспективах развития современных информационных технологий, ознакомление с функциональными возможностями операционных систем, операционных оболочек, текстовых процессоров, электронных таблиц, баз данных и общей методологией их использования, практическое усвоение современных компьютерных технологий на примере специальных программ.
Задачи курса применительно специальности: в результате изучения дисциплины слушатель должен:
-
иметь представление о тенденциях и перспективах развития современных информационных технологий;
-
ориентироваться на смену поколений компьютерных систем и информационных технологий;
-
работать в различных операционных системах и оболочках;
-
работать с текстовым, графическим редакторами и электронными таблицами;
-
уметь выбирать программное обеспечение для решения разного рода задач;
-
осуществлять выбор архитектуры и комплексирования аппаратных средств информационных систем и поиск необходимой информации в Интернет, научной и периодической литературе.
7 Описание курса: Предмет, объекты и составные части информатики. Физические и математические аспекты информации. Системы счисления. Понятие дискретизации. Языки как способы описания объектов и процессов. Представление информации в компьютере. Булева алгебра и логические схемы компьютера. Архитектура современной вычислительной техники. Архитектурная организация процессора. Организация памяти компьютера. Управление памятью, мультипроцессорные вычислительные системы. Введение в программирование. Основы алгоритмизации задач. Алгоритмы (типы, свойства, способы представления). Алгоритмические структуры. Языки обучения программированию. Языки программирования общего назначения. Анализ алгоритмов. Базовые алгоритмы. Алгоритмы и их анализ. Сложность вычислений Основные программно-эффективные схемы вычислений Базовые алгоритмы обработки массивов Базовые алгоритмы обработки последовательностей. Алгоритмы сортировки и поиски. Рекурсивные алгоритмы. Структуры данных. Оптимизация программ. Сложные структуры данных. Оптимизация вычислений. Методы отладки и тестирования программ. Современные программные средства Прикладное программное обеспечение, обработка информации. Системы управления базами данных Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии. Общие сведения о сетях, предпосылки и необходимость сетевого взаимодействия компьютеров. Основы защиты информации. Системы искусственного интеллекта.
8 Пререквизиты курса: школьный курс информатики
9 Постреквизиты (перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины): знания и навыки по информатике могут быть использованы студентами при изучении дисциплин «Теория языков и автоматов», «Языки и технологии программирования», «Объектно-ориентированное программирование», и других профилирующих дисциплин, а также при выполнении курсовых, дипломных работ.
10 Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий с указанием недели, темы
Лекции:
Лекции
№
|
Наименование изучаемых вопросов
|
Кол.
часов
|
Распределение по нед.
|
Литература №
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Основные понятия информатики
|
Цель и задачи курса. Предмет, объекты и составные части информатики. Физические и математические аспекты информации.
|
1
|
1
|
1, 4, 5, 6, 13, 14
|
|
2. История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ
|
Основные этапы развития вычислительной техники.
Принципиальное значение вычислительных инструментов, предложенных Паскалем, Бэббиджем.
Принципы функционирования ПК, сформулированные Джоном фон Нейманом.
Основные функциональные характеристики персональных компьютеров.
Изменение элементной базы компьютеров при смене их поколений.
Классификации ЭВМ.
|
2
|
2-3
|
1, 4, 5-9, 12, 13
|
|
3. Системы счисления
|
Способы представления числовой и символьной информации. Представление информации в компьютере. Булева алгебра и логические схемы компьютера. Кодирование числовой информации (прямой, обратный, дополнительный коды). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
|
1
|
4
|
1, 4, 5, 8
12
|
|
4. Технические и программные средства реализации информационных процессов
|
Архитектура и принципы работы ЭВМ. Аппаратное обеспечение ЭВМ. Структура компьютера. Организация памяти компьютера. Управление памятью, мультипроцессорные вычислительные системы. Формализация изображений. Понятия компьютерной графики Вирусы. Антивирусные программы.
|
1
|
5
|
1, 4, 5, 8, 14
|
Эл.
учебн.
|
5. Программное обеспечение ПЭВМ. Прикладное программное обеспечение
|
Издательские системы. Системы управления проектирования. Интеллектуальные и экспертные системы.
|
1
|
6
|
1-5, 13
|
Эл.
учебн.
|
6. Понятие операционных систем (ОС)
|
Работа в среде современных ОС. Основные элементы графического пользовательского интерфейса Windows. Организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды. Программные оболочки. Назначение. Классификация. Возможности. Примеры.
|
1
|
7
|
1, 2, 5, 8, 13, 14
|
Эл.
учебн.
|
7. Понятие информационных технологий
|
Современные компьютерные технологии в среде Windows.
|
1
|
8
|
1, 2-5
|
Эл.
учебн.
|
8. Текстовый редактор MS Word
|
|
2
|
9-10
|
1, 2-5
13
|
|
9. Электронные таблицы MS Excel
|
Вычисления в электронных таблицах. Построение графиков и диаграмм
|
1
|
11
|
1, 2-5,
13
|
Мультимед. през.
|
10.
Алгоритмы и их анализ
|
Базовые алгоритмы. Сложность вычислений Основные программно-эффективные схемы вычислений Базовые алгоритмы обработки массивов Базовые алгоритмы обработки последовательностей. Алгоритмы сортировки и поиски. Рекурсивные алгоритмы.
|
1
|
12
|
1, 2-5, 13
|
Мультимед. през.
|
11. Основы и методы защиты информации
|
Информационная безопасность и ее составляющие Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы.
|
1
|
13
|
1, 2- 4, 5, 13
|
|
12. Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии.
|
Общие сведения о сетях, предпосылки и необходимость сетевого взаимодействия компьютеров. Работа в Internet.
|
2
|
14-15
|
1-5, 10, 13, 14, 18
|
Эл.
учебн.
|
|
Итого:
|
15
|
|
|
|
Практические (семинарские) занятия: (планом не предусмотрены)
Лабораторные занятия:
Лаб. работа №/неделя
|
Тема
|
Кол.
часов
|
Литература №
|
Форма контроля
|
Примеч.
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Лабораторная работа №1 «Операционные системы»
|
4
|
1, 4, 5-9,10, 11,12, 13-16
|
Защита:
Задания и методические рекомендации к выполнению описаны в [11].
Защита
|
1б.
|
2-5
|
Лабораторная работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Microsoft Word»
|
6
|
1, 3,6-8,9,10, 11, 13
|
Задания и методические рекомендации к выполнению описаны в [8]. Защита
|
1б.
|
6-9
|
Лабораторная работа №3 «Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel»
|
10
|
1-5, 9
|
Задания и методические рекомендации к выполнению описаны в [9]. Защита
|
2б.
|
10-13
|
Лабораторная работа №3 «Знакомство с СУБД Access»
|
6
|
1-5, 9
|
Задания и методические рекомендации к выполнению описаны в [11]. Защита
|
2б.
|
14,15
|
Лабораторная работа №4 «Алгоритмизация и программирование»
|
4
|
1, 4-6, 7,10
|
Задания и методические рекомендации к выполнению описаны в [7]. Защита
|
3б.
|
|
Итого:
|
30
|
|
|
9баллов
|
11 График подготовки материалов для подготовки к занятиям
График самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя:
№
|
Темы занятий
|
Задания на СРСП
|
Цель и содержание занятий
|
Рекомендуемая литература (стр.)
|
Форма контроля
|
Сроки сдачи
|
Макс.
балл
|
п/п
|
1.
|
Основные понятия информатики
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1, 5, 12, 20
|
Экспресс-опрос
|
1н.
|
|
2.
|
История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1, 5, 12, 20
|
Проверка
домашнего задания
|
2н.
|
0,5
|
3.
|
Системы счисления
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1, 4, 5, 12, 14
|
Экспресс-опрос
|
3н.
|
|
4.
|
Технические и программные средства реализации информационных процессов
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1, 3,6-8,9,10, 11, 13
|
Устный опрос
|
4н.
|
1
|
5.
|
Программное обеспечение ПЭВМ. Прикладное программное обеспечение
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1-5, 9
|
|
5н.
|
|
6.
|
Понятие операционных систем (ОС)
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
Проверка домашнего задания
|
6н.
|
0,5
|
7.
|
Понятие информационных технологий
|
изучить материал лекции.
|
Подведение итогов
|
|
коллоквиум
|
7н.
|
15
|
8.
|
Текстовый редактор MS Word
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1, 4-6, 7,10
|
Проверка домашнего задания:
|
8-9н.
|
0,5
|
9.
|
Электронные таблицы MS Excel
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1, 3,6-8,9,10, 11, 13
|
Проверка домашнего задания:
|
10-11н.
|
0,5
|
10
|
Алгоритмы и их анализ
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
|
12-н.
|
|
11.
|
Основы и методы защиты информации
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
Проверка домашнего задания:
|
13н.
|
0,5
|
12.
|
Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии.
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1, 4-6, 7,10
|
Защита семестрового задания
|
14н.
|
10
|
13.
|
Рубежный контроль
|
|
Подведение итогов
|
|
тестирование
|
15н.
|
15
|
Итого 45 час.
|
Макс. балл 45
|
График самостоятельной работы студентов:
№
|
Темы занятий
|
Задания на СРСП
|
Цель и содержание занятий
|
Рекомендуемая литература (стр.)
|
Форма контроля
|
Сроки сдачи
|
Макс.
балл
|
|
п/п
|
|
1.
|
Основные понятия информатики
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1, 5, 12, 20
|
Экспресс-опрос
|
1н.
|
0,5
|
|
2.
|
История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1, 5, 12, 20
|
Проверка
домашнегозадания
|
2н.
|
0,5
|
|
3.
|
Системы счисления
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1, 4, 5, 12, 14
|
Экспресс-опрос
|
3н.
|
|
|
4.
|
Технические и программные средства реализации информационных процессов
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1, 3,6-8,9,10, 11, 13
|
Устный опрос
|
4н.
|
1
|
|
5.
|
Программное обеспечение ПЭВМ. Прикладное программное обеспечение
|
изучить материал лекции.
|
Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков
|
1-5, 9
|
|
5н.
|
|
|
6.
|
Понятие операционных систем (ОС)
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
Проверка домашнего задания
|
6н.
|
0,5
|
|
7.
|
Понятие информационных технологий
|
изучить материал лекции.
|
Подведение итогов
|
1, 3,6-8,9,10, 11, 13
|
коллоквиум
|
7н.
|
|
|
8.
|
Текстовый редактор MS Word
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
Проверка домашнего задания:
|
8-9н.
|
0,5
|
|
9.
|
Электронные таблицы MS Excel
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
Проверка домашнего задания:
|
10-11н.
|
0,5
|
|
10
|
Алгоритмы и их анализ
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1, 3,6-8,9,10, 11, 13
|
|
12-н.
|
|
|
11.
|
Основы и методы защиты информации
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
Проверка домашнего задания:
|
13н.
|
0,5
|
|
12.
|
Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии.
|
изучить материал лекции.
|
Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике
|
1-5, 9
|
Защита семестрового задания
|
14н.
|
|
|
13.
|
Рубежный контроль
|
|
Подведение итогов
|
|
тестирование
|
15н.
|
|
|
Итого 45 час.
|
макс. балл 6
|
|
|
1, 4-6, 7,10
|
12 Краткое содержание дисциплины:
1. Основные понятия информатики
2. История развития компьютерной техники и технологий. Классификация ЭВМ
3. Системы счисления
4. Технические и программные средства реализации информационных процессов
5. Программное обеспечение ПЭВМ. Прикладное программное обеспечение
6. Понятие операционных систем (ОС)
7. Понятие информационных технологий
8. Текстовый редактор MS Word
9. Электронные таблицы MS Excel
10. Алгоритмы и их анализ
11. Основы и методы защиты информации
12. Компьютерные сети, сетевые и телекоммуникационные технологии.
13 Литература
Основная литература:
-
Симонович С.В. «Информатика». – Санкт-Петербург – 2000 г.
-
Острейковский В.А. «Информатика».- М.: Высш.шк., 2001г.
-
Могилев А.В. и др. «Информатика». – Москва.: ACADEMA, 1999 г.
-
Информатика/ Под ред. Н.В.Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997
-
Шафрин Ю. Основы компьютерных технологии / Учебное пособие – М.: ABF, 1997 г.
-
Фигурнов В.Е. IBM PC для пользователя. – М.: Инфра, 1997 г.
-
Светозарова Г. В.. «Практикум по программированию на языке Бейсик». – М.: Инфра, 1997г.
-
Байбурин Е.М., Нугуманова А.Б., Кудинов А.И. Практикум по текстовому редактору WORD / Учебное пособие – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998г.
-
Байбурин Е.М., Нугуманова А.Б., Афанасьева И.С. Практикум по электронным таблицам Excel / Учебное пособие – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998г.
-
Каленова Б.С. и др. Тестовые задания по информатике – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ им.С.Аманжолова, 2004г.
-
Каленова Б.С. и др. Возможности работы в среде Windows95 – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ им.С.Аманжолова, 1999г.
-
Попова Г.В., Сабыржанова А.Т. Операционные системы и сервисные программы// Метод. указания: Изд. ВКГУ.- Усть-Каменогорск 2003г. – 60 с.
-
http://lib.khsu.ru/245/int0.html (zip)
страница 1 страница 2
|