Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»

на заседании Методического Совета факультета______________________

Председатель ___________________

«______» ________________ 2007г.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)
по дисциплине Теоретические основы информатики

для специальности 050111 Информатика

форма обучения очная
Всего 3 кредита

Курс 1

Семестр 1,2

Лекции 30 часов

Семинарских часов

Лабораторных 15 часов

Количество рубежных контролей (РК) 4

СРСП (аудиторных) 45 часов

СРС 45 часов

Экзамен 1,2 семестр

Всего аудиторных 90 часов

Всего внеаудиторных 45 часов

Общая трудоёмкость 135 часов

Усть-Каменогорск, 2007

Силлабус составлен на основании государственного общеобязательного стандарта, типового учебного плана и типовой программы по дисциплине «Теоретические основы информатики» для специальности «Информатика»

Силлабус подготовила



ст. преподаватель кафедры ММиКТ Попова Г.В..

Силлабус обсужден и рекомендован на заседании кафедры



математического моделирования и компьютерных технологий

Протокол № ____ от «__» ____________ 2007 г.

Заведующий кафедрой (подпись)______________ Ж.З Жантасова

Одобрен методическим советом Факультета математики, физики и технологий

Протокол № ____ от «__» ____________ 2007 г.

Председатель (подпись) _____________Э.М. Магзумова

1 Название и код дисциплины: «Теоретические основы информатики», TOI 1205

2 Данные о преподавателе: Попова Г.В. – ст. преподаватель кафедры ММиКТ

3 Контактная информация: режим пребывания на кафедре согласно расписанию, раб.т. 477844, e-mail – buldog87@mail.kz. Место проведения занятий: ВКГУ, корпус №7, ул. Ворошилова, 148

4 Количество кредитов 3 - 2 часа лекций и 1 час лабораторных
занятий.

5 Дата –2007-2008 учебный год, 1,2 семестр

6 Цель и задачи курса

Цель курса: обучение студентов специальности «Информатика» теоретическим основам информатики и технологии информатизации учебно-воспитательного процесса, формирование алгоритмического стиля мышления при решении задач с помощью компьютера.



Задачи курса применительно специальности:

  • формирование у студентов знаний об основных понятиях алгоритмизации и программирования, структур алгоритмов и структур данных, средствах представления и методах создания алгоритмов, анализе алгоритмов и сложности вычислений, технологии и методах разработки программ, их реализации, о различных алгоритмах задач поиска и сортировки данных;

  • приобретение ими практических навыков и умений создания эффективных алгоритмов решения задач и их программ;

  • систематизация теоретических общих закономерностей и принципов для их практического применения для решения задач в любой предметной области.

7 Описание курса: Понятие информации. Информационные процессы. Непрерывная и дискретная формы представления информации. Количество и единицы измерения информации. ЭВМ как универсальное средство обработки информации. Понятие алгоритма, его основные свойства. Исполнитель алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Рекурсия и итерация. Понятие сложности алгоритма. Асимптотическая сложность алгоритма. Реально выполнимые алгоритмы. Полиномиальные алгоритмы. Совпадение классов полиномиальных и реально выполнимых алгоритмов. Основные методы разработки эффективных алгоритмов (метод балансировки, динамическое программирование, изменение представления данных). Исчерпывающий поиск. Сложность задачи. Верхние и нижние оценки. Понятие трудной задачи. Моделирование как основной метод научного познания. Различные виды моделей. Дискретный характер ЭВМ. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. Апроксимируемость трудных задач.

8 Пререквизиты курса: для усвоения дисциплины «Теоретические основы информатики» необходимо знание основ информатики и ВТ и элементарной математики в объеме программы средней школы. Студент должен уметь: пользоваться персональным компьютером, иметь навыки работы с операционными системами и сервисными программами, программными оболочками; иметь: основные элементарные навыки алгоритмизации и программирования на каком-либо языке высокого уровня (Бейсик, Паскаль и др.); пользоваться услугами локальных компьютерных сетей, глобальной компьютерной сети Интернет для поиска и получения, пересылки необходимой информации;

9 Постреквизиты (перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины): знания и навыки по алгоритмам и структурам данных могут быть использованы студентами при изучении дисциплин «Информатика», «Теория языков и автоматов», «Языки и технологии программирования», «Объектно-ориентированное программирование», и других профилирующих дисциплин, а также при выполнении курсовых, дипломных работ.
10 Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий с указанием недели, темы

Лекции:

Наимен. и шифр модуля

Лекции



Наименование изучаемых вопросов

Кол.

часов


Распределение по нед.

Литература №

Примечание




1

2

3

4

5

6

Модуль 1

Основные понятия алгоритмов

1.Понятие информации. Информационные процессы.

Цель и задачи курса. Информатика и информация. Свойства информации. Понятия и структуры информационного процесса.

2

1

1, 4, 5, 6, 13, 15, 20





2.Формы представления информации.

Непрерывная и дискретная формы представления информации. Количество и единицы измерения информации. ЭВМ как универсальное средство обработки информации. Системы счисления. Способы представления числовой и символьной информации.

2

2

1, 4, 5-9, 12, 13-16





3.Введение в теорию алгоритмов.

Интуитивное понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Понятие об исполнителе алгоритма и системе команд исполнителя. Уточнение понятия алгоритма. Формализация понятия алгоритма.

2

3

1, 4, 5, 8

12, 15,19, 20







4.Способы представления и методы разработки алгоритмов.

Средства записи алгоритмов. Структуры алгоритмов. Базовые управляющие структуры алгоритмов. Методы разработки алгоритмов.

2

4

1, 4, 5, 8, 14-16, 20





5. Технология разработки программ и их реализация.

Этапы решения задач на ЭВМ. Постановка задач и разработка алгоритма. Разработка программы (ПО): жизненный цикл программы; этапы разработки программы. Верификация программ

2

5

1-5, 13, 15, 18, 19





6. Методологии программирования.

Парадигмы программирования Структурное программирование: модульность, функциональная декомпозиция и т.д. Методики проектирования: нисходящее и восходящее. Модели и инструменты проектирования ПО.

2

6

1, 2, 5, 8, 13, 14, 15, 20





7.Анализ и оценка сложности алгоритмов.

Эффективность и правильность алгоритма. Анализ сложности алгоритмов. Понятие вычислительной сложности (по времени и памяти) и его применение для анализа алгоритмов. Классы сложности (P и NP), верхние, средние и нижние оценки. Разрешимые и неразрешимые задачи.

2

7

1, 2-5,

13-15, 18







8. Структуры и организация данных.

Понятие данных и структуры данных. Концепция типа данных. Простые и сложные структуры данных ( массив, записи, очереди, стек, множество, файл, деревья и т.д.). Линейные и нелинейные структуры. Статические и динамические структуры данных. Типы организации данных.

2

8

1, 2-5

13-15, 18







Модуль 2

Алгоритмы сортировок и поиска

9. Алгоритмы арифметики, вычисление многочленов..

Вычисление значений функций. Операции над элементами заданных последовательностей. Разложение на множители и определение чисел, удовлетворяющих заданным условиям.

2

9

1, 2-5,

13-15, 18




Мультимед. през.

10. Алгоритмы сортировки. Сортировка массивов (внутренняя сортировка).

Простые методы сортировки: сортировка включениями, сортировка выбором, сортировка обменом. Усовершенствованные простые методы сортировки: сортировка включениями с убывающим приращением (сортировка Шелла), сортировка с помощью дерева (пирамидальная сортировка), сортировка с разделением (быстрая сортировка).Сравнение методов сортировки массивов.

2

10

1, 2-5, 13-15, 18, 19


Мультимед. през.

11 Алгоритмы сортировки. Сортировка файлов (внешняя сортировка).

Сортировка простым слиянием, сортировка естественным слиянием, сортировка сбалансированным слиянием, многофазная сортировка. Комбинированные методы сортировки массивов и файлов.

2

11

1, 2- 4, 5, 13-15, 18,19





12. Алгоритмы поиска.

Линейный поиск. Линейный поиск с использованием барьера. Поиск делением пополам (бинарный поиск).

2

12

1-5, 10, 13, 14, 18





13. Рекурсии, рекуррентности и итерации

Рекурсивные алгоритмы. Примеры ре-курсивных алгоритмов. Итерации.

2

13







14. Динамическое программирование.

Алгоритмы заполнения таблиц. Поиск решений на основе таблиц.

2

14







15. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах.

Понятие жадного алгоритма. Приближенные комбинаторные алгоритмы, оценка их точности. Апроксимируемость трудных задач.

2

15













Итого:

30











Практические (семинарские) занятия: (планом не предусмотрены)

Практические (семинарские) занятия №

Наименование изучаемых вопросов

Количество часов

Распределение по неделям

Литература №

Форма контроля

Примечание

1

2

3

4

5

6

7














































Итого:

















Лабораторные занятия:

Лаб. работа №/неделя

Тема

Кол.

часов


Литература №

Форма контроля

Примеч.

1

2

3

5

6

7

1

Способы представления и методы разработки алгоритмов.

1

1, 4, 5-9,10, 12, 13-15


Защита:

Задания: [10] стр.131 (2 уровень)


1б.

2-5

Базовые алгоритмические структуры

4

1, 3,6-9,10, 11, 13-15

Подготовить ответы на вопросы, поставленные в

ходе лекционного занятия.



1б.

6

Анализ и оценка сложности алгоритмов.

1

1-5, 13, 15

Защита: Доказательство правильности алгоритма.

1б.

7

Структуры и организация данных

1

1, 4-6, 10, 13, 15, 20


Защита:

Задания:

[10] стр.163 (2уровень), стр.299 (3уровень)



1б.

8

Алгоритмы арифметики, вычисление многочленов.

1

1, 2, 5, 8, 13, 14, 15


Защита:

Задание:

Используя функцию вычислить: сумму нечетных чисел с точностью до 10 – 4



1б.

9-10

Алгоритмы сортировки. Сортировка массивов (внутренняя сортировка).

2

1, 2-5, 10

13-15



Защита:

Задания:

1) Отсортировать одномерный массив несколькими методами и провести сравнительный анализ;

2) Решить задачи из [10] стр.163 ( 2уровень).


1б.

11

Алгоритмы сортировки. Сортировка файлов (внешняя сортировка).

1

1, 2-5, 13-15


Защита:

Подобрать пример и реализовать все методы внешних сортировок.



1б.

12-13

Алгоритмы поиска.

2

1, 2-5,13-15,


Защита:

Написать программу поиска элемента x в массиве из n элементов, модифицировать программу для поиска элемента массива x с максимально возможным индексом.



1б.

14

Рекурсии, рекуррентности и итерации.

1

1, 2- 4, 5, 13-15,

Защита:

Задание: Написать рекурсивную программу поиска минимального элемента массива.




15

Алгоритмы обработки строк.




1-5, 10,

13, 14, 15




Защита:

Задания: [10] стр.281 (2уровень)

1б.




Итого:

15







9баллов


11 График подготовки материалов для подготовки к занятиям

График самостоятельной работы студентов:



Темы занятий

Задания на СРС

Цель и содержание занятий

Рекомендуемая литература (стр.)

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл


п/п

1.

Введение в теорию алгоритмов.

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

1, 5, 12, 15

Экспресс-опрос


1н.



2.

Способы представления и методы разработки алгоритмов.

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

1, 5, 12, 15


Проверка

домашнегозадания [10] стр.131 (3 уровень)



2н.

1

3.

Технология разработки программ и их реализация.

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

1, 4, 5, 12, 14


Экспресс-опрос

3н.




4.

.Методологии программирования.
Контроль знаний учащихся

Основные вопросы:

  1. Интуит. понятие алгоритма.

Свойства алгоритмов. 3) Понятие об исполнителе алгоритма и системе команд исполнителя. 4) Уточнение понятия алгоритма. Формализация понятия алгоритма.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

2, 5, 7, 8

Устный опрос

4н.

2

5.

Анализ и оценка сложности алгоритмов




Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

3, 6, 8




5н.




6.

Структуры и организация данных




Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

3, 8, 9

Проверка домашнего задания: [10] стр.162 (1 уровень), стр.297 (2 уровень)

6н.

1

7.

Рубежный контроль





Подведение итогов

5,8,9

коллоквиум

7н.

15

8.

Алгоритмы арифметики, вычисление многочленов.




Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

1,7

Проверка домашнего задания:

Дано х, принадлежащее интервалу от –1 до 1. Составить программу вычисления бесконечного ряда с заданной точностью Е.



8н.

1

9.

Алгоритмы сортировки




Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

2,8

Проверка домашнего задания: [10] стр.162 (1уровень)

9н.

1

10

Алгоритмы сортировки




Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

4,9




10н.




11.

Алгоритмы поиска.




Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

5,7

Проверка домашнего задания:

[10] стр.279 (1 уровень)



11н.

1

12.

Защита семестрового задания




Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

5,8

Защита семестрового задания

12н.

10

13.

Рекурсии, рекуррентности и итерации




Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

11,12,13

Проверка

домашнего задания: Привести примеры программ бинарного поиска.



13н.

1

14.

Алгоритмы обработки строк.




Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

11,12

Проверка домашнего задания: Описать рекурсивную функцию поиска индекса минимального элемента в массиве

14н.

1

15.

Рубежный контроль




Подведение итогов




тестирование

15н.

15


График самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя:



Темы занятий

Задания на СРСП

Цель и содержание занятий

Рекомендуемая литература (стр.)

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл


п/п

1.

Введение в теорию алгоритмов.

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

1, 5, 12, 15

Экспресс-опрос


1н.



2.

Способы представления и методы разработки алгоритмов.

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

1, 5, 12, 15


Тестирование

2н.

1

3.

Технология разработки программ и их реализация.

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

1, 4, 5, 12, 14


Экспресс-опрос

3н.




4.

4.Методологии программирования.
Контроль знаний учащихся

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

5,7

Устный опрос

4н.

2

5.

Анализ и оценка сложности алгоритмов

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

6




5н.




6.

Структуры и организация данных

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

3,6

Проверка домашнего задания

6н.

1

7.

Рубежный контроль


изучить материал лекции.

Подведение итогов

7

коллоквиум

7н.

15

8.

Алгоритмы арифметики, вычисление многочленов.

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике




Проверка домашнего задания:


8н.

1

9.

Алгоритмы сортировки

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

8,9

Проверка домашнего задания

9н.

1

10

Алгоритмы сортировки

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

2,5




10н.




11.

Алгоритмы поиска.

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

2,11

Проверка домашнего задания

11н.

1

12.

Защита семестрового задания

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

3,5,7

Защита семестрового задания

12н.

10

13.

Рекурсии, рекуррентности и итерации

изучить материал лекции.

Проверка знаний, качество усвоения материала, применение теоретических знаний на практике

11,12

Проверка

домашнего задания



13н.

1

14.

Алгоритмы обработки строк.

изучить материал лекции.

Изучение учебной литературы, подбор материала, развитие исследовательских и творческих навыков

12

Проверка домашнего задания

14н.

1

15.

Рубежный контроль




Подведение итогов




тестирование

15н.

15


12 Краткое описание дисциплины:
Рассмотреть способы представления и методы разработки алгоритмов, базовые алгоритмические структуры, , а также структуру и организацию данных , исследовать основные алгоритмыы сортировки и поиска данных.

13 Литература

Основная литература:

  1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студентов пед. Вузов.-М., 1999.- 816 с.

  2. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 1: Основные алгоритмы./ Д. Кнут. – Москва, Санкт-Петербург, Киев, 2000.

  3. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 3: Сортировка и поиск./ Д. Кнут. – Москва, Санкт-Петербург, Киев, 2000.

  4. Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программа./ Н.Вирт. – М.: Мир, 1985.

  5. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных./ Н.Вирт. – М.: Мир, 1989. – 360 с.

  6. Информатика: Учебник / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001.- 768 с.

  7. Степанов А.Н. Информатика: Учеб.пособие для вузов./ А. Н.Степанов. - 3-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 608 с.

  8. Каймин, В.А. Информатика:Учеб.для вузов./ В.А Каймин;М-во образование РФ.-3-е изд.-М.:ИНФРА-М, 2003.-272 с.

  9. Козырев А.А. Информатика: Учеб.для вузов./ А.А.Козырев. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.–511 с.

  10. Светозарова Г. В.. «Практикум по программированию на языке Бейсик». – М.: Инфра, 1997г.

  11. Лекции по Теории Вычислительных Процессов и Структур. http://lib.khsu.ru/245/int0.html (zip)

  12. Каленова Б.С. Тестовые задания по информатике/ Каленова Б.С., Апышева Х.К., Жантасова Ж.З., Попова Г.В., Мухамедиева С.М., Сабыржанова А.Т., Сыздыкпаева А.Р., Уалханова А.Т., Шарапова М.М., Зарубин Н.П. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ им. Аманжолова, 2004.- 94 с.



Дополнительная литература:

  1. Альфред В. Ахо. Структуры данных и алгоритмы.: Пер. с англ./ Ахо Альфред В., Джон Хопкрофт Э., Джефри Ульман Д. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2001. – 384 с.: ил.

  2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов вузов.-М., 2002.- 608 с.

  3. Брукшир Дж. Информатика и выислительная техника. 7-ое изд./ Дж.Брукшир. – СПб.: Питер, 2004. – 620 с.: ил.

14 Информация по оценке

Итоговая оценка знаний по дисциплине

Оценка по буквенной системе

Баллы

%-ное содержание

Оценка по традиционной системе

A

4,0

95-100

Отлично

A-

3,67

90-94

B+

3,33

85-89

Хорошо

B

3,0

80-84

B-

2,67

75-79

C+

2,33

70-74

Удовлетворительно

C

2,0

65-69

C-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно


Рейтинг – шкала оценки знаний

№ п/п

Форма контроля

Трудоемкость
дисциплины, %



Текущий контроль

30



Посещаемость лекционных занятий

3



Защита лабораторных заданий

9



Выполнение домашних заданий

6



Устный опрос

2



Семестровое задание

10



Промежуточный (рубежный) контроль

30



РК 1 (коллоквиум)

15



РК 2 (тестирование)

15


Итоговый контроль

40


ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

100


15 Политика выставления баллов

Контроль успеваемости по дисциплине будет осуществляться в форме:

- текущего контроля (проводится еженедельно)

- рубежного контроля (на 7,14 неделях)

- итогового контроля (проводится один раз в конце периода, т.е. экзамен).

Текущий контроль подразумевает оценку работы студента на лабораторных занятиях (выполнение домашних заданий, самостоятельное решение задач), итоги индивидуальных заданий.

Рубежный контроль – это выполнение тестов и контрольных работ в аудитории в присутствии преподавателя, а также сдачу коллоквиумов, лабораторных работ.

Итоговый контроль проводится после окончания изучения всех тем, по которым студент должен показать целостное видение законченной, замкнутой части изученной дисциплины.



Схема оценки знаний студентов


Вид

контроля

Процент

Недели

Итого процентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15




Текущий контроль



Посещаемость

0,2

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

3



Защита лабораторных заданий

1,8

*




*










*




*







*







*

9



Выполнение домашних заданий

0,4

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

6



Устный опрос

0,5







*







*













*




*







2



Семестровое задание

10











































*

10

Промежуточный (рубежный) контроль

  1. 8

РК 1 (коллоквиум)

15



















*

























15



РК 2 (тестирование)

15








































*




15

Итоговый контроль



Экзамен

(максим.)



40














































40

Всего за семестр (максим)

100


16 Политика курса

  1. Не опаздывать на занятия.

  2. Не разговаривать во время занятий, не жевать резинку.

  3. Не пропускать занятия, в случае болезни предоставить справку.

  4. Пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время.

  5. Отключить сотовый телефон.

  6. В случае невыполнения заданий итоговая оценка снижается.

  7. Своевременно и старательно выполнять домашние задания.

  8. Активно участвовать в учебном процессе.

  9. Быть пунктуальным и обязательным.

  10. Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.



17 Перечень вопросов и тем по формам контроля

Тестовые задания для самоконтроля:

1. m: array [1..N] of integer; здесь N нужно определить:



  1. в разделе переменных как целое; B) в разделе переменных как вещественное; C) в разделе констант; D) в теле программы; E) после слова TYPE;

2. Чтоб заполнить массив случайными числами используется функция:

  1. CASE (); B)MAS (); C)ARRAY(); D)RANDOM () E)PACKED ()

3. Что делает приведенная ниже программа?

Var mas: array [1..10] of integer;

P, i: integer;

Begin


P:= mas[1];

For i:=1 to 10 do

IF P <= mas[i] then p:= mas[i];

Write (P);

End;


  1. Определяет min элемент массива; B) Вычисляет сумму элементов массива; C) Определяет max элемент массива; D) Сортирует массив по возрастанию; E) Сортирует массив по убыванию.

4. for i:=1 to n do

for j:=1 to m do begin

A(i,j)=A1(j,i);

End;


Что выполняет этот фрагмент программы?

  1. вычисляет обратную матрицу; B) вычисляет транспонированную матрицу; C) вычисляет определитель матрицы; D) применяется для упорядочивания элементов матрицы; E) ничего не делает.

5. К какому типу данных языка Паскаль следует отнести записи:

  1. структурированные; B) скалярные; C) ссылочные; D) порядковые; E) множественные.

6. Составной оператор берется в

  1. квадратные скобки; B) круглые скобки; C) операторные скобки; D) угловые скобки; E) нет правильного ответа.

7. Определить, что будет напечатано в результате выполнения следующих операторов:

К:=40;


case К mod 4 of
0: writeln('K=4M');

1: writeln('K=4M+1);

2: writeln('K=4M+2');

3: writeln('K=4M+3');

end;


  1. K = 4M B)K = 4M+1 C)K = 4M+2

D)K = 4M+3 E)K = M

  1. Какой из приведенных ниже операторов является неправильным?

    1. if am then k:= m; D) if (a>b) or (b

  1. Назовите оператор выбора.

  1. Begin B)If C)Case D)Goto E)While

10. Полная запись условного оператора:

  1. IF <усл> THEN <опер1> ELSE <опер2 >; B) IF <усл> THEN <опер>; C) Begin IF <усл> THEN <опер> End; C) IF <опер > THEN <усл1> ELSE <усл2>; D) IF <опер> THEN <усл >.

11. Неполная запись условного оператора:

  1. IF <усл> THEN <опер1> ELSE <опер2 >; B) IF <усл> THEN <опер>; C) Begin If <усл> THEN<опер> End; D) IF <опер> THEN <усл1> ELSE <усл2>; D) IF <опер> THEN <усл>.

12. Что такое A, В в операторе if A then B

  1. A, B – операторы; B) A, B – логические выражения; C) A – логическое выражение, B – операторы; D) A - оператор, B – логическое выражение; E) Нет правильного ответа.

  1. Какой шаг можно использовать при организации цикла for..do?

13. Какой шаг можно использовать при организации цикла for..do?

  1. 1; B) 2; C) 3; D) 4; E) любой ;

  1. For <параметр>: =A to B Do< тело цикла> - это

    1. оператор цикла с параметром; B) оператор цикла с предварительной проверкой условия; C) оператор цикла с постусловием; D) оператор цикла без условия; E) Нет правильного варианта.

  2. В чем, отличие между служебными словами "To" и "DownTo":

  1. нет различия.

  2. в первом случаи шаг цикла равен 2, а во втором -2.

  3. в первом случаи шаг цикла равен 1, а во втором 2.

  4. в первом случаи шаг цикла равен -1, а во втором 1.

  5. в первом случаи шаг цикла равен 1, а во втором -1.

  1. Оператор цикла с предусловием:

  1. For <параметр>: =A to B Do < тело цикла>.

  2. IF <условие> THEN <оператор 1> ELSE < оператор 2 >.

  3. While <условие > do <тело цикла>.

  4. Repeat <тело цикла> Until <условие >.

  5. Until <тело цикла> Repeat <условие >.

  1. Оператор цикла с постусловием:

  1. For <параметр>: =A to B Do< тело цикла>.

  2. Repeat

<оператор1>;

<оператор2>;

............



<оператор n>;

Until <условие>.



  1. While <условие > do <тело цикла>.

  2. IF <условие> THEN <оператор 1> ELSE < оператор 2 >.

  3. Until <тело цикла> Repeat <условие >.

  1. Определите сколько значений переменной N будет напечатано:

FOR I:=1 TO 10 DO




страница 1 страница 2

Смотрите также: