страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
На заседании Методического Совета
факультета филологии и журналистики
Председатель к.ф.н, Л. Н. Демченко
__________________ «5» июня 2007 г.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
(Syllabus)
по дисциплине «Международное право и СМИ»
(наименование дисциплины)
для специальности 050504 «Журналистика»
(шифр, наименование специальности)
форма обучения дневная
Всего кредитов – 1
Курс 3
Семестр 5
Лекций 15 часов
Количество рубежных контролей (РК) 1
СРСП (аудиторных) 15 часов
СРС 15 часов
Экзамен 5 семестр
Всего аудиторных часов 45
Усть-Каменогорск, 2007
Силлабус составлен на основании ГОСО РК 3.08.268–2006 и учебной программы по дисциплине «Право и СМИ»
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы
«2 » мая 2007 г. Протокол № 10
Зав. кафедрой, профессор ВКГУ ______________ В. Ф. Минаев
-
Название и код дисциплины «Международное право и СМИ»
MOJ
-
Ф.И.О. преподавателя Павлова Тамара Леонидовна
преподаватель, кафедра русского языка и
литературы, корпус № 9, ауд. 311
-
Контактная информация: тел.: 57-10-52
-
Количество кредитов 1 кредит: 1 час лекций, 1 час СРСП в неделю
-
Дата: 2007-2008 учебный год, 5 семестр
-
Цель и задачи дисциплины
Предпосылкой к созданию подобного курса явилась необходимость обучения журналистов правовым знаниям в мире с интеграционными связями. В условиях развития и совершенствования международного сотрудничества стран СНГ, Азии и Европы во многих отраслях информационное право СМИ новая, формирующаяся, находящаяся в стадии становления и вызывающая немало споров и сомнений по поводу ее самостоятельного существования.
Последнее десятилетие значительно изменился возрастной состав отечественной журналистики. Во многие редакции газет и журналов, теле- и радиокомпании пришли сотрудники, часть из которых стала совмещать обучение в университете с профессиональной деятельностью. Выполняя задания редакций, молодым журналистам приходилось и непосредственно участвовать в освещении вооруженных конфликтов.
И, наконец, необходимость обучения студентов-журналистов основам МП и МГП связана с внедрением общей программы повышения правовых знаний. Учитывая данные обстоятельства, на факультете журналистки ВКГУ принято решение о создании общего курса, который призван был удовлетворить назревшие потребности в получении будущими журналистами знаний по вышеперечисленным проблемам.
После пройденного курса журналист обязан:
- обладать определенной правовой культурой;
- строго соблюдать Международные принципы журналистской этики;
- знать, нормы и источники международного права, международно-правовые документы в области средств массовой информации;
- уяснить значение норм права, регулирующих поиск, получение, производство и распространение информации;
- ориентироваться в деятельности международных организаций;
- иметь представление о порядке рассмотрения и разрешения дел в суде, связанных с нарушением статьи 10 Конвенции, неразрывную связь норм права с их практическим применением соответствующими органами.
Источниками для изучения международного информационного права служат документы, принятые в разное время такими международными организациями, как ООН, ЮНЕСКО, СЕ и ОБСЕ др., а также национальные правовые акты, принятые с учетом международных норм, прецедентная практика международных и национальных судебных инстанций.
К изучению международного информационного права целесообразно приступить после освоения курса «Международное право», так как первоначально студент должен уяснить понятие отрасли международного права, назначение институтов международного права, цели и задачи международных организаций (СЕ, ООН, ОБСЕ).
-
Описание курса:
Исходя из признания существования международного информационного права, эту отрасль можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих, с одной стороны, информационно-правовые отношения между государствами мирового сообщества, а с другой – совокупность норм поведения средств массовой информации в целом и журналиста в отдельности в пределах информационного пространства отдельного государства. Совокупность правовых норм, образующих международное информационное право, следует отнести к отрасли общего международного права.
Зная, уважая и соблюдая нормы права, журналист не только демонстрирует высокую правовую культуру, но и способствует повышению результативности СМИ, оберегая редакцию от возможных юридических ошибок при сборе и распространении информации.
-
Пререквизиты курса:
Курс рассчитан на 15 лекционных часов и 15 часов СРСП. Читается два дня в неделю. Строится на научном и практическом материале из учебника и информации СМИ.
Цель изучения курса международного информационного права состоит в том, чтобы студенты уяснили значение норм права, регулирующих поиск, получение, производство и распространение информации в международном масштабе, а также возрастающую роль международных правовых актов в свете гарантированного права на свободу самовыражения; порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с нарушением статьи 10 Конвенции, неразрывную связь норм права с их практическим применением соответствующими органами.
9Постреквизиты:
В контексте изучения смежных дисциплин, таких как, например, право, этика, политология, международные отношения и ряд других. Таким образом, встала задача создать оригинальный курс, который отвечал бы современным требованиям, предъявляемым к выпускникам факультета журналистики в редакциях казахстанских и российских СМИ.
10.Содержание дисциплины.
Источниками для изучения международного права в СМИ служат документы, принятые в разное время такими международными организациями, как ООН, ЮНЕСКО, СЕ и ОБСЕ др., а также национальные правовые акты, принятые с учетом международных норм, прецедентная практика международных и национальных судебных инстанций.
11. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий
Лекции:
Шифр и наименование модуля
|
Лекция
№
|
Наименование
изучаемых вопросов
|
Кол-во
часов
|
Распред.
по
неделям
|
Литература
№
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Модуль I
Международно-правовая система
|
1
|
История развития МП. Источники и нормы МП. Международные правоотношения.
|
1
|
1
|
1,5,11, 27,42
|
Лекция
|
2
|
Субъекты МП и между-народные организации
|
1
|
2
|
3,4,7,14,25, 31
|
Лекция
|
3
|
Международные принципы журналистской этики
|
1
|
3
|
17,21,22,29,31, 40
|
Лекция, дискуссия
|
4
|
Национальное право в системе МП и внешняя политика РК
|
1
|
4
|
27,42, 49, 53
|
Лекция Обсуждение ежегодных Посланий Президента Казахстана народу РК
|
5
|
Интеграция РК в мировую экономику Мирное урегулирование споров в СНГ
|
1
|
5
|
1, 7, 24, 47, 51, 57, 60
|
Лекция, исследование информации из источников СМИ
|
6
|
Проблемы торговли людьми
|
1
|
6
|
18,19, 20,21, 22
|
Лекция, видеофильм
|
7
|
Международное инфор-мационное право
|
1
|
7
|
57,58, 59,60
|
Лекция
|
МодульII
Международные документы о СМИ
|
8
|
Международная практика обеспечения свободы информации
|
1
|
8
|
13,14, 15, 26
|
Лекция
|
9
|
Международные конфе-ренции
|
1
|
9
|
6,19,20, 21,22, 23
|
Лекция
|
10
|
Международные акты, гарантирующие свободу информации
|
1
|
10
|
14,26,28,30,38, 44, 49
|
Лекция
|
11
|
Европейский суд по правам человека
|
1
|
11
|
28,30,32
|
Лекция
|
12
|
Применение Европей-ским судом статьи 10 Европейской конвенции по правам человека
|
1
|
12
|
4,8,11,2741
45,53,59
|
Лекция
|
13
|
Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)
|
1
|
13
|
1,4,14,21
24,33,44
|
Лекция
|
14
|
Международное гуманитарное право и права человека
|
1
|
14
|
24, 28,53,60
|
Лекция
|
15
|
Информационное законодательство США и Европы
|
1
|
15
|
33-46
|
Лекция
|
12.График изучения материалов для подготовки к занятиям
12.1 График самостоятельной работы студентов (СРС):
№ пп
|
Темы занятий
|
Задания для СРС
|
Цель и содержание заданий
|
Реком.
лит-ра
|
Форма контроля
|
Сроки сдачи
|
Макс.
балл
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
История развития МП. Источники и нормы МП. Международные правоотношения.
|
Конспектирова-ние
|
Уровень знаний темы
|
1,5,11, 27,42
|
Проверка конспекта
|
2 н.
|
1
|
2
|
Субъекты МП и международные организации
|
Доклад
|
Уровень знания темы, умение анализировать.
|
3,4,7,14,25, 31
|
Проверка доклада
|
2 н.
|
1
|
3
|
Международные принципы журналистской этики
|
Конспектирова-ние
|
Умение работать с научной литературой, выделять главное
|
17,21,22,29,31, 40
|
Проверка доклада,
проверка конспекта
|
2 н.
|
1
|
4
|
Национальное право в системе МП и внешняя политика РК
|
Доклад
|
Уровень знания темы
|
27,42, 49, 53
|
Проверка доклада
|
3 н.
|
2
|
5
|
Интеграция РК в мировую экономику. ШОС-инструмент сотрудничество стран Азии. Мирное урегу-лирование споров в СНГ
|
Конспектирова-ние
|
Умение работать с научной литературой, выделять главное.
|
1, 7, 24, 47, 51, 57, 60
|
Проверка конспекта
|
3 н.
|
0,5
1
|
6
|
Проблемы торговли людьми
|
Конспектирова-ние
|
Умение работать с научной литературой, выделять главное
|
18,19, 20,21, 22
|
Проверка конспекта
|
3 н.
|
0,5
1
|
7
|
Международное информационное право
|
Конспектирова-ние
|
Уровень знания темы
|
57,58, 59,60
|
Проверка конспекта
|
4 н.
|
2
|
8
|
Международная практика обеспечения свободы информации
|
Конспектирова-ние
|
Умение работать с науч. литературой, выделять глав.
|
13,14, 15, 26
|
Проверка доклада, конспекта
|
4 н.
|
0,5
1
|
9
|
Международные конференции
|
Доклад
|
Уровень знания темы
|
6,19,20, 21,22, 23
|
Проверка доклада
|
5 н.
|
0,5
1
|
10
|
Международные акты, гарантирующие свободу информации
|
Защита
|
Закрепление навыков исследования
|
14,26,28, 30,38, 44, 49
|
Проверка дом. задания и расчетов
|
5 н.
|
0,5
1
|
11
|
Международные суды по правам человека
|
Доклады
|
Умение работать с периодической и научной литературой, выделять главное
|
5,28,30,
32,39
|
Проверка доклада
|
6 н.
|
1
|
12
|
Применение Европей-ским судом статьи 10 Европейской конвенции по правам человека
|
Конспектирова-ние
|
Уровень знания темы
|
4,8,11,2741,45,53,59
|
Проверка конспекта
|
6 н.
|
0,5
1
|
13
|
Антитеррористическ. конвенция (правила поведения СМИ в случаях теракта и контртер.операции)
|
Конспектирова-ние
|
Умение работать практически
|
1,4,14,2124,33,44
|
Проверка конспекта
|
6 н.
|
0,5
1
|
14
|
Международное гуманитарное право и права человека
|
Конспектирова-ние
|
Выработка практических навыков
|
24, 28,
53,60
|
Проверка конспекта
|
7 нед.
|
|
15
|
Информационное законодательство США и Европы
|
Конспектирова-ние
|
Умение формировать планы
|
33-46
|
Проверка конспекта и домашнего задания
|
7 нед.
|
|
12.2 График самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП):
№ пп
|
Темы занятий
|
Задания для СРСП
|
Цель и содержание заданий
|
Реком.
литер-ра
|
Форма контроля
|
Сроки сдачи
|
Макс.
балл
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
Международные организации, способствующие сохранению мира
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
5,18, 23,28
|
Термин-ский диктант
|
1-2-3 н.
|
1
1
|
|
Внешняя политика
РК Ежегодные по-слания Президента РК к народу Казахстана
|
Доклады
|
Выявить уровень знаний
|
61,62,63,64
|
Заслушать до-клад каждого
студента
|
4 н.
|
0,5
0,5
|
|
Международные суды
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
7,17,20,23
|
Заслушать до-клад каждого
студента
|
5-6 н.
|
2
5
|
|
Дело газеты Санди-Таймс в Евро-пейском суде
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
24,38,40,42
|
Деловая игра
|
7 н.
|
1
5
|
|
Международные принципы СМИ
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
1,5, 11,21,43
|
Выборочные доклады
|
8-9 н.
|
2
|
|
Красный Крест в горячих точках и зонах бедствия
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
24, 28,53,60
|
Выборочный опрос
|
10 н.
|
2
|
|
Права человека в Страсбургском суде
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
36,46,49,53
|
Заслушать доклады
|
11 н.
|
1
|
|
Окинавская хартия глобального инфор-мационного пространства
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
8,12,19,21,24, 27,47
|
Выборочный опрос
|
12 н.
|
1
|
|
Определение юри-дического свойства информации
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
6,13,15,23,50
|
Термин-ский диктант
|
13 н.
|
1
|
|
История развития свободы слова в Европе и США
|
Доклад
|
Выявить уровень знаний
|
53, 55, 58, 60
|
Тестовая работа
|
14 н.
|
1
|
13. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Лукеанут И.И. Международное право: Общая часть // Учебник. М., 1996; Международное право // Учебник / Отв.ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1995).
2. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000.
3. Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1998.
4. Международное право в документах / Сост.Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 196—228.
5. Парижская хартия для новой Европы от 1990 г. // Общеевропейская встреча в верхах. Париж, 19—21 ноября 1990г. Документы и материалы. М, 1991. С. 4—23,
6. Аяексидзе Л..А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1983.
Дополнительная литература:
7. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.
8. История дипломатии / Под ред. В.П. Потемкина. Т. 1. М.-Л., 1941. Т.2. М.-Л., 1945. Т. 3. М.-Л., 1945.
9. История международных отношений и внешней политики СССР. В 3 т. М., 1987. Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право. М., 1947.
10. Кожевников Ф.И. Советское государство и международное право. М., 1948. Курс международного права. .. 7 т. Т. 1. М., 1989.
11. Левин Д.Б. История международного права. М., 2002.
12. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 141. СПб, 2004—2005.
13. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 1. М., 2006.
14. № 10. Суворова В.Я. Обеспечение реализации договорных норм международного права // СГиП. 1991. №9.
15. Суворова В.Я. Реализация норм международного права. Екатеринбург, 1992.
16.Тиунов О.М. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.
17. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. Шестиков Л.И. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1981.
18. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).
Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).
19. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
20. Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.).
21. Европейская конвенция о трансграничном телевидении (была открыта Комитетом министров Совета Европы для подписания 5 мая 1989 г. и вступила в силу 1 мая 1993 г.). Резолюция № 2 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «Журналистские свободы и права человека» (Прага, 7-8 декабря 1994 г.).
22. Заявление 4-й Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации «О нарушениях журналистских свобод» (Прага, 7-8 декабря 1994 г.).
23. Резолюция № 1 Европейской конференции министров по политике в области средств массовой информации «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» (Салоники, 11-12 декабря 1997 г.).
24. Окинавская хартия глобального информационного общества (22 июля 2000 г.).
25. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене».
26. Резолюция 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации» от 7 мая 1984 г.
27. Документы Европейского сообщества о СМИ ст. 10 Конвенции о правах человека. Бюллетень «Мемориал — EHRAC» 2003-2006гг.
28. И.С. Мелюхин. Информационное общество и государство, размещено на веб-сайте по адресу:
http://www.relcom.ru/win/Archive/1997/ComputerLaw/State.htm#3
29. «Обозрение: судебные новости» , 2001-2007
30. Независимый информационный центр «Гласность Медиа», 2002
31. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 2003.
32. Американское диффамационное право и судопроизводство. Обзор законодательства и практики судебной защиты чести и достоинства в США //Бюллетень «ЗИП СМИ», выпуск 12 /28/, 1996, декабрь. С. 11-13.
33. Законодательство и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии./Фонд защиты гласности. 1996.
34. Закон о печати свободного ганзейского города Гамбурга /извлечения/. //ЗИП СМИ, выпуск 2/19/. 1996, февраль. С. З.
35. Закон о прессе земли Северней Рейн-Вестфалия /извлечения/ // ЗИП СМИ, выпуск 2/19/. 1996, февраль. С. 3.
36. Х. Майн. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии. Издание «Коллоквиум», 1996 г.
37. Закон США о свободе информации. // ЗиП СМИ, выпуск 3/1,1996. С. 2-5.
38. Закон США о коммуникациях /1994/. С комментарием, //бюллетень ЗиП СМИ, выпуск 11 /15/, 1995, ноябрь.С. 22.
39. «Информационные споры: как в них победить?» ФЗГ, под ред. А.К. Симонова, составитель – А.К. Копейка.
45. Прайс М. Право СМИ в США: эволюция или революция? ЗиП СМИ, 1995, № 6 /10/. С. 1.
46. Рихтер А. // Порнография... по-американски. // Бюллетень ЗиП СМИ, выпуск 11 /27/, 1996, ноябрь. С. 17-18.
47. Современное право средств массовой информации в США / под ред. А. Рихтера. - М.: Право и СМИ. 1997. - 256 с.
48. Сойстер М.Б., Барон С.С. Об исках должностных лиц государства и общественных деятелей, о клевете в печати // Бюллетень ЗиП СМИ, выпуск 6 /34/, 1997, июль, стр. 4-6.
49. Якушев М.В. Как «отрегулировать» Интернет? // Законодательство, выпуск № 9, 2000. С. 49.
50. Герцева Е.Н. Проблемы квалификации недобросовестного использования доменных имен в Интернете. // Законодательство, выпуск № 11, 2000. С. 47.
С. Петровский. Правовое регулирование оказания интернет-услуг.// Российская юстиция, выпуск 5, май 2001. С. 63.
51. Глашев А.А. Европейский суд по правам человека: порядок подачи и рассмотрения жалоб. // Законодательство, выпуск № 6, 2000. С. 32.
Ю. Берестнев. Распространение решений Европейского суда по правам человека. // Российская юстиция, выпуск 3, март 2001. С. 16.
52. Н. Топорнин. Европейский суд на пороге XXI века. // Российская юстиция, выпуск 1999. С. 5-7.
53. Н.Н. Смирнова. Международное гуманитарное право.// С-П. Альфа. 2001 г.
54. М.М. Богуславский. Международное частное право. Москва. Юрист. 2001 г.
55. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. Международное право. Учебник. Москва. Международные отношения. 1996 г.
56. В.А. Копылов. Информационное право / Юрист, Москва, 1997 г.
57. В.Н. Лопатин. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / Санкт-Петербург, Фонд «Университет». 2000.
58. Г.М.Пшеничный, В.М.Хруль. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах / М.: Центр «Право и СМИ», 1998 (Журналистика и право; Выпуск 11).
59.Л.М. Энтин. Европейское право. Учебник / Норма, Москва 2001 г.
60. Буасье П. Первые годы Красного Креста.-М., 1994.
61-64. Ежегодные Послания Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана
-
Информация по оценке
Оценка определяет знание студента по изучению курса, важных источников международного информационного права; усвоение важнейших нормативных актов, умение работать с ними, знание принципов права и умение использовать их содержание при решении конкретных задач и вопросов.
Студенту необходимо овладеть навыками применения теоретических положений на практике; уметь работать с правовыми актами, приобрести навыки составления жалобы в Европейский суд, иметь четкое представление о роли и правах, обязанностях международных организаций. Поскольку международное право включает в себя право массовой информации как один из важнейших институтов, то, соответственно, в рамках курса достаточное внимание уделяется изучению правовых норм, регулирующих деятельность СМИ в странах США и Европы.
В течение изучения курса студент должен набрать максимальное количество баллов – 100, из них 40 – за текущий контроль и 60 – итоговый (экзамен).
Форма контроля | Баллы | Текущий |
40
|
Промежуточный (рубежный) контроль
|
20
|
Итоговый контроль (экзамен)
|
40
|
Всего:
|
100
|
-
Политика выставления баллов
За период изучения дисциплины студент набирает баллы по соответствующим параметрам:
-
Посещаемость лекций – 0,2 (15 недель) = 3
-
Конспекты лекций – 1 (2 проверки) = 2
-
Посещаемость СРСП – 0,1 (10 проверок) = 1
-
Доклад (СРСП) – 0,5 (8 докладов) = 4
-
Конспект научных работ – 1 (3 работы) = 3
-
Тестовый опрос –10
-
Контрольная работа – 10
-
СРС – 8
-
Экспресс-опрос – 2 (3 опроса) = 6
-
Коллоквиум (рубежный контроль) – 10
-
Реферат – 3
Итого: 60 баллов
-
Политика курса
Студент должен соблюдать следующие требования:
-
не опаздывать на занятия;
-
вести конспекты лекций;
-
вести записи подготовленного материала для СРСП и СРС;
-
активно участвовать в учебном процессе;
-
выполнять задания не позднее установленного срока, в случае несвоевременной сдачи учебных работ преподаватель имеет право не принимать работу;
-
каждые два опоздания на занятия (лекции или другие формы работы) приравниваются к одному пропуску занятий;
-
аккуратно оформлять письменные работы любого рода;
-
вести карточки прочитанных текстов (см. таблицу);
-
Конспект научных работ должен быть представлен в рукописном варианте с изложением основных положений работы, объем конспекта не должен быть меньше 5-6 страниц
-
Перечень вопросов и тем по формам контроля
17.1 Список вопросов на экзамен
1. В чем разница регулирование взаимоотношений субъектов в государственном и международном праве?
2. Перечислите виды немежгосударственные отношения, но относящиеся к международным.
3. Назовите функции международного права.
4. Как вы представляете систему международного права?
5. Содержание основных принципов в Декларации прав человека
6. Расскажите о принципах международного права и укажите документ, в котором они зафиксированы
7. В чем смысл кодификации международного права
8. Назовите имя первого в истории МП крупнейшего международника, чьи труды в области МП легли в основу разрешения спорных вопросов в случае международных разногласий
9. Перечислите этапы развития МП в XIX столетии.
10. Расскажите о процессе разрядки международной напряженности и назовите период. Назовите периоду времени этого процесса.
11. Понятие и признаки информационного общества.
12. Условия становления информационного общества.
13. Международные источники информационного права.
14. Понятие и предмет информационного права.
15. Методы информационного права.
16. Информация как объект права: понятие и признаки.
17. Субъекты международного информационного права.
18. Основные принципы юридического регулирования деятельности информации в странах Европы и США.
19. Современное состояние информационного права в США.
20. Конституционные положения о праве СМИ в США.
21. Источники и конституционные положения о прессе в Великобритании.
22. Место международных соглашений о правах человека в национальном праве о средствах массовой информации в Великобритании.
23. Государственная тайна и доступ к правительственной информации в Великобритании.
24. Законодательные ограничения на использование оскорбительных выражений в праве о СМИ Великобритании.
25. Конституционные положения и источники журналистского права в ФРГ.
26. Разделение полномочий между федеральным и региональными правительствами ФРГ в отношении законодательной инициативы и применения права СМИ.
27. Механизмы саморегулирования в системе средств массовой информации ФРГ.
28. Франция: конституционные положения и источники права о СМИ.
29. Регулирование импорта и экспорта печатных изданий во Франции.
30. Защита источников информации во французском праве.
31. Источники и конституционные положения информационного права в Австрии.
32. Коммерческая тайна и доступ к информации, принадлежащей частным лицам, в законодательстве Австрии.
33. Законодательство о прессе Европейского сообщества.
34. Право и Интернет.
35. Применение статьи 10 Европейской конвенции в практике Европейского суда по правам человека.
36. Обращение в Европейский суд по правам человека.
37. Защита чести и достоинства в российском законодательстве.
38. Журналистское расследование в США.
39. Перечислите мирные средства и способы разрешения разногласий между государствами.
40. Международные организации в разрешении международных споров
страница 1
|