страница 1
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-___________/баз.
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учебная программа для специальности
1- 23 01 04 «Психология»
Специализации 1-23 01 04 04 «Педагогическая психология»
2012
Составитель:
И.В. Сильченко – доцент кафедры психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент
Рецензенты:
М.А. Дыгун - доцент кафедры психологии УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», кандидат психологических наук, доцент
Е.В. Гапанович-Кайдалова – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № 8 от 17.04. 2012)
Методическим советом факультета психологии и педагогики
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от 2012)
Ответственный за редакцию: И.В. Сильченко
Ответственный за выпуск: И.В. Сильченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Область личных взаимоотношений со сверстниками является для ребенка наиболее значимой, поскольку успех или неуспех в этой сфере имеет определяющее значение для формирования его личности. Особенно доминирующей потребность в дружбе со сверстниками становится в подростковом возрасте и проявляется в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении – поиске близкого друга. Наряду с установлением личных контактов усиливается стремление найти своё место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Исследования показывают, что хорошие взаимоотношения в первичной группе способствуют чувству самоуважения и самореализации. Неприятие другими - снижает самооценку и самоэффективность.
Актуальность проблемы межличностных отношений учащихся обусловливает необходимость изучения будущими специалистами-психологами причин, специфики проявления и динамики межличностных отношений учащихся, а также освоение эффективных методов их диагностики и коррекции.
Целью дисциплины специализации «Психология межличностных отношений» является усвоение студентами психологических основ межличностных отношений, а также способов социально-психологического воздействия на взаимоотношения в детских коллективах.
Задачи дисциплины специализации:
- ознакомить студентов с феноменологией межличностного взаимодействия;
- раскрыть структурно-динамические и личностные характеристики взаимоотношений в группе сверстников;
- - дать представление о механизмах социально-психологической рефлексии и перцепции;
- вооружить студентов методиками диагностики межличностных отношений;
- сформировать умения и навыки воздействия на межличностные отношения учащихся.
В результате изучения дисциплины специализации
студент должен знать:
- психологическую характеристику межличностных отношений;
-общие и возрастные особенности статусной структуры личных взаимоотношений;
-факторы детерминации статуса личности в группе сверстников;
- методы диагностики взаимоотношений в группе сверстников;
- способы социально-психологического воздействия на межличностные отношения учащихся.
Студент должен уметь:
- проводить диагностику основных параметров межличностных отношений в классном коллективе;
- выявлять причины неблагоприятного положения учащихся в системе личных взаимоотношений;
- осуществлять социально-психологического воздействия на межличностные отношения учащихся.
Общее количество часов –48; аудиторное количество часов – 34, из них: лекции – 10, практические занятия – 8, лабораторные занятия – 16, СУРС – 2 часа. Форма отчётности – зачет– 9 семестр.
Примерный тематический план
№ п/п
| Название темы |
Лекции
|
Практические
|
Семинары
|
Лабораторные занятия
|
СУРС
|
Всего
|
1.
|
Общение, отношения и взаимоотношения в группе сверстников
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2.
|
Структура и динамика личных взаимоотношений в группе сверстников
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
3.
|
Детерминация статуса личности в группе сверстников
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
6
|
4
|
Социально-психологическая рефлексия и перцепция
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
5
|
Методы изучения и коррекции взаимоотношений в классном коллективе
|
-
|
2
|
-
|
16
|
-
|
20
|
|
Всего часов
|
8
|
8
|
-
|
16
|
2
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1 Общение, отношения и взаимоотношения в группе сверстников
Общение, отношения и взаимоотношения в группе сверстников. Проблема общения. Отношения. Взаимоотношения. Группа сверстников как система. Развитие малой группы.
Тема 2 Структура и динамика личных взаимоотношений в группе сверстников
Понятие о статусной структуре личных взаимоотношений. Общие и возрастные особенности статусной структуры личных взаимоотношений. Взаимности выборов и удовлетворенность во взаимоотношениях. Удовлетворенность во взаимоотношениях. Динамика личных взаимоотношений в группе. Устойчивость личных взаимоотношений. Круг желаемого общения как единица подсистемы личных взаимоотношений.
Тема 3 Детерминация статуса личности в группе сверстников
Проблема факторов социометрического статуса в зарубежных исследованиях. Экспериментальные подходы к изучению проблемы детерминации социометрического статуса. Взаимосвязь статуса с качествами личности и особенностями поведения. Начальные классы. Подростковый возраст. Старшеклассники и студенты. Особенности социометрического статуса девиантных подростков. Социометрический статус и некоторые патологические особенности.
Мотивационная последовательность в ситуации выбора.
Тема 4 Социально-психологическая рефлексия и перцепция
Основные параметры проблемы социально-психологической рефлексии и перцепции. Социально-психологическая рефлексия. Уровень притязаний в межличностных отношениях. Осознание членами группы отношения к себе со стороны сверстников. Характер ожидаемых выборов. Самооценка положения в подсистеме личных взаимоотношений. Ретроспективная самооценка статуса в школьном классе. Социально-психологическая перцепция. Характеристика основных показателей социально-психологической перцепции. Социометрические установки. Социально-психологическая наблюдательность.
Тема 5 Методы изучения и коррекции взаимоотношений в классном коллективе
Место социально-психологических методов в изучении взаимоотношений. Актуальные проблемы использования социометрических методов. Социометрия. «Выбор в действии». Референтометрия. Методика изучения ценностного ориентационного единства. Аутосоциометрические методы изучения взаимоотношений. Аутосоциограмма. Аутосоциоматрица. Способы воздействия на межличностные отношения учащихся. Психокоррекция межличностных отношений в группах сверстников.
ИНФОРмационно-методическая часть
Перечень практических занятий
1. Структура и динамика личных взаимоотношений в группе сверстников
2. Детерминация статуса личности в группе сверстников
3. Методы изучения и коррекции взаимоотношений в классном коллективе.
4. Социально-психологическая рефлексия и перцепция.
Перечень лабораторных занятий
1. Методы изучения и коррекции взаимоотношений в классном коллективе.
Социометрия.
2. Выбор в действии.
3. Референтометрия.
4. Методика выявления ценностно-ориентационного единства.
5.Социально-психологическая рефлексия и перцепция. Аутосоциограмма.
6. Аутосоциоматрица.
7. Способы воздействия на межличностные отношения учащихся.
8. Психокоррекция межличностных отношений в группах сверстников.
Формы контроля знаний
-
Контрольная работа
Темы контрольных работ
1. Социально-психологическая рефлексия и перцепция.
Перечень литературы
Перечень литературы
Основной
1. Волков, И.П. Социометрические методы в социально – психологических исследованиях / И.П.Волков. – М.: МГУ, 1990. – 88с.
2. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар. асвета, 1984. – 239с.
3. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно – метод. пособие / Я.Л. Коломинский. – Минск: ФУАинформ, 2003. – 312с.
4. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности / Я.Л. Коломинский. – Мнинск: Тетра Систем, 2001. – 432с.
5. Конникова, Т.Е. Отношения между детьми в школьном коллективе // Социальная психология личности / Т.Е. Конникова. – Л.: Знание, 1974. – С.32 – 43.
6. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н.Обозов. – Киев: Изд-во «Лыбидь» при Киев. Универ-те, 1990. – 192с.
7. Пархомович, В.Б. Влияние социометрического статуса на асоциальное поведение подростков / В.Б. Пархомович. // Псiхалогiя. – 1998. – №3. – С.16 – 23.
8. Пергаменщик, А.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. / А.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др. – Бел.НИИ образования, 1991. – 152с.
9. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2001. – 656с.
10. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416с.
11. Шмуракова М.Е. Влияние межличностных отношений на формирование личности в младшем подростковом возрасте // Псiхалогiя. – 1999. – №1. – С.16 – 23.
Дополнительной
12. Алесе, Е. Особенности взаимоотношений учащихся различных школ / Е. Алессе // Советская педагогика и школа. – Тарту: Изд-во Тарт. Университета, 1973. – С. 19 – 22.
13. Гончарова, С.С. Психологические механизмы адаптации старших школьников к меняющимся условиям посттравматического развития / С.С. Гончарова, С.В. Отчик, Л.А. Пергаменщик. // Социально – психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Сб. научн. тр. Вып I. – Мн.: НИОМО Беларуси, 1993. – С. 77 – 84.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1989. –255с.
15. Пантелеев, С.Р. Методы измерения локуса контроля / С.Р.Пантелеев // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – С. 278-285.
16. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровниной. –М., 1998.
17. Хроменок, В.Г. Отношения в ученическом коллективе и развитие волевых качеств школьника. / В.Г. Хроменюк. – Учен. зап. Казанского пединститута. – М.,1968, т.59. – С. 49 – 65.
18. Ценципер, А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей / А.Б. Ценципер. // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. – Минск, 1970. – С. 139 – 180.
страница 1
|