страница 1 страница 2 ... страница 9 | страница 10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
|
3
|
Рабочая программа
|
6
|
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
|
13
|
Конспект учебного материала
|
13
|
Практические задания
|
25
|
Модуль 2. История становления и развития социологии
|
32
|
Конспект учебного материала
|
32
|
Практические задания
|
66
|
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система
|
72
|
Конспект учебного материала
|
72
|
Практические задания
|
79
|
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм
|
86
|
Конспект учебного материала
|
86
|
Практические задания
|
98
|
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности
|
105
|
Конспект учебного материала
|
105
|
Практические задания
|
116
|
Модуль 6. Социальная структура и стратификация
|
123
|
Конспект учебного материала
|
123
|
Практические задания
|
130
|
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы
|
137
|
Конспект учебного материала
|
137
|
Практические задания
|
145
|
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации
|
152
|
Конспект учебного материала
|
152
|
Практические задания
|
159
|
Модуль 9. Социальные конфликты
|
164
|
Конспект учебного материала
|
164
|
Практические задания
|
171
|
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление
|
177
|
Конспект учебного материала
|
177
|
Практические задания
|
185
|
Модуль 11. Специальные и отраслевые социологические теории
|
191
|
Конспект учебного материала
|
191
|
Практические задания
|
198
|
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований
|
204
|
Конспект учебного материала
|
204
|
Практические задания
|
210
|
Контрольный модуль
|
212
|
Тестовые задания
|
214
|
Контрольные вопросы
|
234
|
Краткий словарь социологических терминов
|
236
|
Список литературы
|
244
|
ВВЕДЕНИЕ
Современное белорусское общество вступило на путь инновационного развития. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие эффективными методами, средствами и формами управления производством и экономикой. Социология – дисциплина, которая не только помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, но и непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.
Основными принципами организации образовательного процесса в Республике Беларусь провозглашаются: принцип гуманизации обучения, принцип фундаментализации, принцип компетентностного подхода, принцип социально-личностной подготовки, принципы междисциплинарности и интегративности. Учебная дисциплина «Социология» является обязательной для всех специальностей на І-й ступени обучения, согласно Образовательному стандарту Республики Беларусь.
Социология – наука, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерностей индивидуального и массового поведения людей. Социологией накоплен достаточный объём теоретических, практических и методических знаний для передачи их из поколения в поколение, внедрения в общественное и индивидуальное сознание посредством преподавания социологии как учебной дисциплины в высшей школе. Можно выделить несколько векторов социологического обучения и воспитания в системе высшего образования:
1. ориентация личности на статус в обществе (на занятиях по социологии студенты учатся анализировать свой социальный статус, видеть цивилизованные пути его повышения, взаимодействовать с представителями разных социальных слоёв);
2. ориентация личности на позицию в конкретной социальной группе (изучение социологии позволяет студентам осознать и скорректировать свои социальные роли);
3. ориентация личности на саморазвитие (у студентов формируется понимание значимости личности, её самоценности; воспитываются такие качества, как целеустремлённость, ориентация на успех, конкурентоспособность, самокритичность, стремление к самореализации);
4. общая образованность и функциональная грамотность личности (студенты не только получают социальные знания, но и учатся их приобретать и применять на практике; это позволяет развивать свою личность вне учебного процесса).
Социология является важной компонентой социально-гуманитарного образования студентов. В рамках социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения, при подготовке по образовательной программе І-й ступени, должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
-
культурно-ценностные и личностные ориентации;
-
гражданственности и патриотизма;
-
социального взаимодействия;
-
коммуникации;
-
самосовершенствования.
В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник должен развить следующие межпредметные компетенции:
-
владение методами и методиками системного и сравнительного анализа;
-
сформированность критического мышления;
-
умение работать в команде;
-
владение навыками проектирования и прогнозирования;
-
сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностная ориентация;
-
умение учиться, постоянно повышать клавалификацию.
Данный учебно-методический комплекс построен таким образом, чтобы студент имел возможность не только ознакомиться с учебным материалом, но и выработать определённые компетенции. Каждый модуль содержит конспект учебного материала, составленный на основе требований программы, список необходимой при подготовке по теме литературы, практические задания, отрывки текстов из произведений известных социологов и вопросы для их анализа, творческое задание, темы для рефератов и докладов со списком рекомендуемой литературы. Кроме того, выделен специальный контрольный модуль, который содержит: тесты по каждой теме, контрольные вопросы по дисциплине. В контрольном модуле оговорена система контроля знаний студентов.
В конце учебно-методического комплекса помещён краткий словарь социологических терминов, общий список учебной литературы по всему курсу, составленный на основе литературы находящейся в библиотеке Полоцкого государственного университета.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.Цели изучения дисциплины
Курс “Социология” направлен на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков эффективных управленческих решений.
Основные цели изучения дисциплины:
-
развитие социологического мышления студента;
-
формирование фундамента социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной социологической мысли;
-
раскрытие специфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь;
-
формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.
Основные задачи изучения дисциплины:
-
дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя её специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
-
создать у студентов теоретико-методологический фундамент для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, о происходящих в нём социальных процессах в контексте основных научных социологических направлений, школ и концепций;
-
научить студентов практически применять полученные социологические знания при анализе современных социальных процессов, включая процессы социального неравенства, конфликтов, социальной стратификации общества;
-
способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и имеющих научное представление о методах проведения социологических исследований.
В процессе изучения дисциплины «Социология» студент должен сформировать следующие компетенции:
должен знать и самостоятельно объяснять:
-
основные социологические понятия и категории, задачи и функции социологии;
-
основные социологические цели белорусского общества;
-
тенденции развития современных социальных процессов;
-
специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;
-
социально-стратификационную модель белорусского социума;
-
характеристики социальных общностей в Беларуси, особенности социальных и социокультурных процессов и социальную политику в Республике Беларусь;
должен уметь:
-
анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;
-
использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей;
-
вести поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ социальной информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем;
-
решать задачи и тесты, которые служат закреплению учебного материала.
2.Содержание учебного материала
Название тем, их содержание
№
п/п
|
Название
темы
|
Содержание темы
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Введение в дисциплину «Социология»
|
Определение социологии, её объекта, предмета и метода. Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами (математикой, информатикой). Социология и статистика. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.)
Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Необходимость знаний отраслевой социологии для профессиональной социализации специалиста, реализации научного регулирования социальными процессами и в повседневной жизни.
Понятие социологической парадигмы и её многообразие. Основные направления и школы в социологии. Методы социологической науки. Социология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина.
Роль социологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.
|
2.
|
Тема 1. История становления и развития социологии
|
Социология как наука об обществе. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в XIX ст., основные вехи её развития.
Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы. Формирование основных парадигм (К. Маркс, Э.Дюркгейм, М. Вебер). Теория и метод социологии. Позитивистская и психологическая ориентации.
Западная социология в ХХ ст. Периодизация социологии ХХ ст. Эмпиризация социологии в 20-е гг. ХХ ст. Структурный функционализм и его критика социологами субъективистской ориентации в неклассической социологии. Постнеклассический этап: от модерна к концепциям постмодерна. Размывание предметного поля социологии и её теоретико-методологический кризис. Попытки создания интеграционных теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас).
Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в кон. XIX – нач. ХХ ст. Советская социология, её основные достижения. Развитие социологии в Беларуси, России и других постсоветских республиках.
|
3.
|
Тема 2. Общество как социально-экономическая и социокультурная система
|
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. Модель устойчивого развития белорусского социума.
Культура как социальное явление. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.
|
4.
|
Тема 3. Культура как система ценностей и норм
|
Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурные парадигмы и их содержание. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.
Специфика отдельных культур. Белорусская культура и её компоненты. Функции культуры. Типы культур. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.
Понятие культурного развития культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе.
|
5.
|
Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности
|
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).
Процесс формирования личности. Структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности.
Социальная среда, активность, и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Социализация белорусской молодёжи. Социокультурные ориентации современной молодёжи.
Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.
|
6.
|
Тема 5. Социальная структура и стратификация
|
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.). Их основные различия.
Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой (страта)», «социальный статус». Многообразие моделей стратификации.
Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой из них в развитии белорусского общества проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.
Процедура формирования многомерных слоёв. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита.
|
7.
|
Тема 6. Социальные общности и социальные группы
|
Определение понятия «социальная группа». Виды социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп. Большие и малые социальные группы. Первичные и вторичные группы. Референтные группы. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном белорусском обществе.
Понятие социальной общности, её характерные черты. Виды социальных общностей. Территориальная общность. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Типы этносов (этнических групп): племя, народность, нация. Этническая стратификация.
Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования глобального общества. Причины обострения межнациональных отношений. Решение национально-этнических проблем в Республике Беларусь. Национальная политика Беларуси.
|
8.
|
Тема 7. Социальные институты и социальные организации
|
Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О. Конт, Ф. Теннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов.
Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Основные институты: семья, производство, государство, образование и др. Сферы влияния каждого института. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов.
Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.
|
9.
|
Тема 8. Социальные конфликты
|
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические проблемы социальных конфликтов у К. Маркса. Основные конфликтные теории в XX ст. Функции социального конфликта, их применение в анализе современных политических и экономических конфликтов. Управление конфликтом как новая парадигма мышления и действия, её использование в белорусской практике.
Этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. Национальные противоречия. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.
|
10.
|
Тема 9. Социальный контроль и социальное управление
|
Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др.
Особенности социального управления и социальной политики в Республике Беларусь. Модель устойчивого развития белорусского общества. Социологическая экспертиза как способ выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития объекта от нормативных показателей, заложенных в программы развития белорусского государства.
|
11.
|
Тема 10. Специфические и отраслевые теории
|
Отраслевые социологические дисциплины (экономическая социология, социология образования, медицины, права, политики, религии и т.п.) и специальные социологические теории (молодёжи, морали, семьи и др.). Их соотношение и взаимосвязь с общей социологией.
Место отраслевых социологий в структуре социологических знаний. Объект, предмет, функции и методы исследования отраслевых социологий, их отличие от общей социологии. Классификация отраслевых социологий. Теории, объясняющие социальную жизнь общества в единстве с другими сферами жизни социума. Теории, анализирующие социокультурные явления и развитие личности.
Развитие отраслевых социологических дисциплин как рефлексия на потребности практической жизни. Социология молодёжи. Социология студенчества.
|
12.
|
Тема 11. Виды и типы социологических исследований
|
Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа.
Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерение социальных явлений. Подготовка отчёта о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.
Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов.
Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
|
МОДУЛЬ 1.
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «СОЦИОЛОГИЯ»
Вопросы:
1. Социология как наука: предмет, объект и методы.
2. Функции и структура социологического знания.
3. Связь социологии с другими науками.
Конспект учебного материала
1.Социология как наука: предмет, объект и методы.
Термин социология происходит от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – учение, наука. Получается: наука об обществе. Однако, современные учёные трактуют понятие социология более подробно.
Социология – это наука о особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.
Общество – основной объект социологического исследования.
Однако, общество изучают и другие науки. Каждая из них выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект, или предмет изучения. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны [1, с. 74].
Социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия. Социальность выступает как проявление совместного существования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии, что является определяющей стороной: человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, социологи исследуют структуру общества, изучают действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов [1, с. 75].
Представления о предмете социологии по мере становления науки постоянно изменялись и продолжат конкретизироваться в настоящее время. О. Конт считал предметом социологии «общество, идентифицируемое с человечеством», причём предлагал изучать «общие законы человеческого бытия». Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные институты, М. Вебер – социальное поведение людей [1, с. 76].
Таблица. Суждения социологов о предмете социологии*
Фамилия учёного
|
Предмет социологии
|
О. Конт
|
Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причём, изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, изучение отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.
|
Г. Спенсер
|
Предмет социологии – образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип – отличительные особенностей частей определяют свойства целого.
|
М. Вебер
|
Предмет социологии – социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющие субъективный смысл и ориентации на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремиться понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».
|
Э. Дюркгейм
|
Предмет социологии – социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идёт о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.
|
Г. Зиммель
|
Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.
|
Ж. Гурвич
|
Социология – наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимые к индивидуальному сознанию.
|
П. Сорокин
|
Социология изучает «надорганическую» или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, о их отношениях и взаимоотношениях.
|
Т. Парсонс
|
Социология – наука, «изучащая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидаемых ролей – взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закреплённую в структурах, которые основываются на инструментализации культурных образцов, правил, статусов».
|
Х. Гарфинкель
|
Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учётом методов взаимодействия, характерных для определённой культуры
|
А. Шюц
|
Социология должна восстановить связь абстрактных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной реальности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстаёт обыденному сознанию людей, связанных с другими разнообразными отношениями взаимодействия.
|
П. Бурдье
|
Социальная реальность представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом, — близостью, соседством или удаленностью, — а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга — выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология это социальная топология, то есть анализ относительных позиций и реляционных отношений между ними.
|
*Таблица составлена на основе источника [1, с. 76 – 77] и материалов Интернета.
Сложность определения предмета социологии заключается в сложности самого её объекта. Невозможно одному учёному или даже исследовательскому институту изучить всё общество во всём многообразии его проявлений, поэтому различные социологи в рамках объекта исследования выбирали те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки: группы или общности, социальное взаимодействие, социальные институты и т.д. Иногда, при определении предмета социологии исследователи стремятся скомбинировать несколько аспектов изучения общества. Предлагаем следующее определение предмета изучения социологии как науки.
Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация.
Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т.д. [2, с. 34 – 35].
Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов, на основе определения их сходства и различия, используется метод типологизациии.
Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях.
В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать: структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.
Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.
Корреляционно-каузальный метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.
Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях. Позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.
Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [2, с. 35 – 37].
В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода:
1. опрос (анкетирование и интервьюирование);
2. анализ документов (качественный и количественный (контент- анализ));
3. наблюдение (невключённое и включённое);
4. эксперимент (контролируемый, неконтролируемый).
Существуют разновидности каждого из перечисленных методов прикладной социологии.
Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях [3, с. 191 – 192].
Вышеперечисленные методы представлены в таблице:
Методы, используемые в социологии:
|
Общенаучные и общефилософские
|
Специальные социологические
|
философские методы
|
общенаучные методы
|
методы общей социологии
|
методы прикладной социологии
|
Анализ;
|
Системный метод;
|
Структурно-функциональный анализ;
|
Наблюдение;
|
Синтез;
|
Комплексный метод;
|
Сравнительный метод;
|
Эксперимент;
|
Индукция;
|
Метод моделирования;
|
Кросскультурный метод;
|
Анализ документов;
|
Дедукция;
|
Метод аналогии;
|
Корреляционно-причинный метод;
|
Опросный метод (опрос)
|
Абстрагирование;
|
Метод типологизация
|
Метод вычленения инвариантности
|
|
Обобщение;
|
|
|
|
Конкретизация
|
С точки зрения изучающего социологию студента, она является учебной дисциплиной. Её определение можно дать следующим образом:
Социология – учебная дисциплина, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерности индивидуального и массового поведения людей.
Однако, в процессе становления данной науки, различные учёные по-разному трактовали социологию и её задачи в сфере научного познания.
Учёные ХІХ – нач. ХХ стст. трактовали социологию как интегральную, универсальную науку об обществе (О. Конт, Г. Спенсер).
Учёные ХХ ст. считали, что социология изучает социальные общности, группы, классы, нации, всю социальную сферу; иными словами, социологию трактовали не предметно, а объектно – как науку о социальной среде (Г. Зиммель).
Современные исследователи считают, что социология не имеет специально отведённой сферы социальных явлений (в отличие от политической, экономической наук), но является всеохватывающей наукой об обществе (М. Вебер, Ф. Теннис).
Современные социологи говорят о существовании различных парадигм в социологии. Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Термин «парадигма» введён в научный оборот философом Т. Куном, происходит от греч. рaradeigma – пример, образец. Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус»; примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена; примеры парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон [4].
Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Таким образом, парадигма – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе [5, с. 16]. Первой парадигмой в социологии был позитивизм, затем, его потеснили эволюционизм, марксизм, «понимающая социология» М. Вебера. Дж. Ритцер попытался изложить всё развитие социологии как три сменявшие друг друга парадигмы: «парадигма социальных фактов», «парадигма социальных дефиниций», «парадигма социального поведения» [5, с. 17; 6, с. 14].
Таблица. Парадигмы в социологии (по Дж. Ритцеру)*:
Парадигма в социологии
|
Концепции, относящиеся к парадигме
|
Как представляется общество с точки зрения парадигмы:
|
Парадигма социальных фактов
|
функционализм
|
Социальные факты рассматриваются как вещи. Общество представляет собой реальность, довлеющую над индивидом.
|
Парадигма социальных дефиниций
|
Символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология
|
Социальное поведение человека определяется теми смыслами и значениями, которыми он наделяет окружающий мир. Действия человека в обществе реальны, если они реальны по своим последствиям.
|
Парадигма социального поведения
|
Теории социального обмена
|
Единственным адекватным способом познания общества является изучение реально фиксируемых поведенческих актов индивидов в контексте их подкрепления/санкционирования.
|
*Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер; пер с англ.: А. Бойкова, А. Лисицына. – 5 –е изд. – М. [и др.]: Питер, 2002. – 686 с.
Некоторые современные социологи говорят о том, что в истории развития социологии можно выделить также метапарадигмы [5, с. 18], которые обобщают несколько родственных парадигм. В частности, П. Штомпка, исходя из позиций дидактики, предложил разделить все теории в социологии на три метапарадигмы: эвристические (затрагивающие «вечные вопросы»: что является основой социального порядка, каковы механизмы социальных изменений и т.д. ); экзетерические (или объяснительные: занимающиеся анализом, толкованием, систематизацией, реконструкцией, критикой других теорий); аналитические (соединяющие теории и эмпирию путём продуцирования гипотез и обобщения понятий; эти теории играют инструментальную роль) [6, с. 19 – 20].
Белорусские социологи выделяют классическую (сер. ХІХ ст. – нач. ХХ ст.), неклассическую (30-60 г. ХХ ст.) и постнеклассическую метапарадигмы (сер ХХ ст. – ХХІ ст.) [5, с. 18].
В зависимости от принятой научной парадигмы, социологи по-разному определяют главную цель социологии как науки [4].
Господствующий подход в современности: целостно-интеграционный подход – при котором анализ функционирования общества, присущих ему норм, ценностей, стандартов взаимоотношений между людьми становится ключом к пониманию отдельных явлений. Один из основоположников социологии в России, П. Сорокин говорил: «В медицине существует процедура, которую проделывает каждый компетентный врач: перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомиться с историей его жизни… В семье общественных наук социология играет именно эту роль». Великий социолог, таким образом, хотел подчеркнуть, что социология для того, чтобы предложить способы лечения современных «болезней» общества, изучает общество и его составляющие элементы, а затем разрабатывает конкретные рекомендации по решению тех или иных проблем.
2.Функции и структура социологического знания.
Социология изучает: общие принципы воспроизводства, функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, в том числе, общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.
Современная социология представляет собой разветвлённую систему знаний разных уровней и включает в себя: общесоциологические теории; специальные частные социологические теории (или теории среднего уровня); отраслевые социологические теории (экономическая социология, социология права, социология труда, социология молодёжи и т.д.); эмпирическую социологию.
Уровни социологии:
1. Теоретический – этот уровень теорий, раскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в обществе. На этом уровне разрабатываются основные категории и законы, описывающие социальную действительность и отрабатывается методологическая основа социологического познания.
Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемого объекта подразделяется на три уровня:
- макроуровень (теории фундаментального, общесоциологического уровня);
- теории среднего уровня (отраслевые направления: социология образования, социология религии, медицины и т.д.);
- теории микроуровня (микросоциология: теория малых групп, групповой динамики, теория личности, социального обмена, интеракции).
2. Прикладной – решает задачи, связанные с решением текущих социальных проблем. Знания на этом уровне развиваются в связи с необходимостью решения типичных проблем общества, а также отдельных его элементов [2, с. 24].
Говоря о любой науке, важно выделить её функции. Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». Социология является элементом целостной системы наук и, в отношении общества, исполняет определённые функции.
Функции социологии:
-
Гносеологическая (познавательная) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества;
-
Прогностическая – помогает разрабатывать научно основанные прогнозы предстоящих социальных изменений;
-
Организационно-управленческая функция связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (групп, регионов, стран и т.д.).
-
Идеологическая (воспитательно-идеологическая) – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (антирелигиозного) характера. Как и любая другая наука, изучающая общественную сферу, социология не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремиться утвердить в общественном мнении [2, с. 18].
3. Связь социологии с другими науками.
Социологию студенты изучают в блоке социально-гуманитарных дисциплин. Существует разграничение между гуманитарными и социальными дисциплинами. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствоведение, культурологию. К социальным наукам: психологию, социальную психологию, экономику, политологию, антропологию, этнографию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами; социальные науки – формализированными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание. Гуманитарные науки не опираются в такой значительной степени, как социальные науки, на эмпирические методы. Социальные, напротив, оперируют суждениями, объективность которых можно проверить на практике. Социология – наука с двойным статусом: она принадлежит и к гуманитарным и к социальным наукам. Она одновременно изучает и социокультурную сущность человека и исследует поведение людей как представителей больших социальных групп, объективные закономерности функционирования социальной структуры и входящих в неё социальных институтов. Социология выполняет объединяющую функцию по отношению ко всем социальным и гуманитарным наукам [7, c. 45].
Современная социология представляет собой разветвлённую систему знаний об обществе. Только специализированных отраслей социологического знания белорусские учёные насчитывают около 40 и число их продолжает расти. Основным содержанием учебного курса «Социология» являются знания по общей социологии, поэтому важно дать её определение:
Общая социология - это совокупность фундаментальных социологических теорий, представляющих собой высший уровень достоверных обобщённых знаний о всеобщих родовых особенностях и закономерностях развития социентальных систем, свойственных им процессов, отношений и взаимодействий, формах их проявлений в действиях личностей, социальных групп и общностей [2, c. 45].
По мнению международных экспертов, ХХІ в. должен стать веком междисциплинарного синтеза. Ушедший ХХ в обеспечил социальные науки твёрдой организационной структурой и вековым опытом разных экспериментов, предоставляя возможность нас пользоваться этим опытом в следующем веке для усовершенствования общества [8, c. 39].
Связь социологии и философии:
Социология тесно связана с философией. Современная философия в отношении социологии выступает в качестве общей теоретической системы. В философии есть раздел предельно близкий к социологии – это социальная философия. Социальная философия конструирует общие принципы социального бытия, законы его функционирования и развития, которые составляют логическую основу социологии. Социология стремиться дать конкретную картину развития общества, изучает его не умозрительно (как социальная философия), а на основе эмпирических данных [9, c. 8].
Связь социологии и политологии:
Политическая наука изучает социальные отношения по поводу власти и государственного управления. Социология изучает общество во всех сферах, выступает в качестве науки, которая предоставляет политологии свои специальные методы исследования (например, опросный метод).
Связь социологии и истории:
История также, как и социология, изучает общество. Самое общее различие между историей и социологией заключается в том, что первая изучает прошлое общества с акцентированием внимания на реконструкции прошлого, а вторая сосредотачивает своё внимание на изучении современного общества, его устройства и функционирования. Таким образом предмет исследования у данных наук различный.
Связь социологии и антропологии:
Традиционно считалось, что антропология изучает примитивные (дописьменные) общества и не затрагивает современные, а социология изучает современные. Сегодня представления об антропологии изменились. Считается, что современная антропология рассматривает все общества (исторические и современные) в кросс-культурной перспективе, т.е. сравнивая традиции и обычаи разных стран. Социология предоставляет для антропологии свои методы эмпирических исследований, а сама использует кросс-культурный метод.
Связь социологии и экономических наук:
Экономика исследует производство, распределение и потребление материальных благ и ресурсов. Социология помогает экономическим наукам изучать такие социальные явления как безработица, инфляция, поведение потребителей и т.д. [5, c. 10]. В тоже время, экономика является составляющей общество подсистемой, поэтому она входит в объект изучения социологии как науки.
Связь социологии и психологии:
Психология – наука, изучающая внутренний мир, психику человека. Психология описывает человека в его непосредственном окружении, социология оперирует такими понятиями, как социальная группа, социальная общность. Социология способна описать поведение больших масс людей, она мало внимания уделяет внутреннему миру человека. На стыке социологии и психологии родилась наука – социальная психология. Она изучает поведение и взаимодействие людей в малой социальной группе. Учёные пришли к выводу, что общество воздействует на человека через малые группы (непосредственное окружение, друзей, родных). Именно такое воздействие изучает социальная психология. Социология видит общество в единстве всех его сторон, однако, знания психологии значительно обогащают картину общества [7, c. 44 – 45].
Социология тесно связана также с точными науками (например, математика, статистика). Статистические данные широко используются в социологических обобщениях, математические методы применятся при обработке информации [10, с. 20]. Влияние естественных наук (биология, физика) на социологию особенно ярко отразилось в период становления данной науки. Социология первая среди социально-гуманитарных наук стала использовать естественнонаучные методы наблюдение и эксперимент.
Конспект учебного материала составлен на основе литературы:
-
Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: «ТетраСистемс», 2003. – 240 с.
-
Бабосов, Е.М. Социология : учебно-методический комплекс / Е.М. Бабосов, Е.П. Сапелкин. – Мн. : Технопринт, 2001.
-
Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 224 с.
-
Гофман, А. Б. История социологии как область знания / Ресурсы Интернета.
-
Бабосов, Е.М. Общая социология: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.
-
Ядов, В.А. Полипарадигмальность в современной социологии / В.А. Ядов // Социология. – 2007. – №1. – С. 12 – 20.
-
Елсуков, А.Н. Социология. Краткий курс / А.Н. Елсуков. – Минск: «ТетраСистемс», 2009. – 127 с.
-
Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – Москва: Издательство Проспект, 2006. – 536 с.
-
Екадумова, И.И., Мазаник, М.Н. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы. – Минск: «ТетраСистемс», 2010. – 175 с.
-
Всемирный доклад по социальным наукам / Перевод на русский Хелемендина В.С. – Москва: Издательство МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – 375 с.
Практические задания:
1.Какое из определений социологии является наиболее полным?
а) социология – наука об обществе.
б) социология – это наука о особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях.
2. Дайте определение общества.
3. Какие две позиции существуют в современном понимании общественного бытия? Разъясните суть этих научных позиций.
4. Дайте определение предмета и объекта социологии как науки.
5. Что является причиной различий в определении предмета социологии разными учёными?
6. Что понимается под термином «научный метод»?
7. Какие методы применяются в социологии?
8. Назовите и охарактеризуйте специальные социологические методы.
9.Сопоставьте научный метод, применяемый социологией, и его описание:
-
Название метода в социологии:
|
Описание метода в социологии:
|
структурно-функциональный анализ
|
Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.
|
компаративный (сравнительный) метод
|
Этот метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.
|
метод вычленения устойчивости, инвариантности
|
Этот метод ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур.
|
метод кросс-культурного анализа
|
Позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.
|
корреляционно-каузальный метод
|
Этот метод ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.
|
10. Дайте определение термина «парадигма». Чем отличается парадигма от научной теории? Что такое «метапарадигма»?
11. Какие парадигмы в развитии социологии выделял Дж. Ритцер?
12. На какие три уровня в зависимости от масштаба изучаемых явлений можно разделить теоретическую социологию?
13. Правильно сопоставьте функции социологии и их описание в таблице:
-
Название функции социологии:
|
Описание функции, которую выполняет социология:
|
Идеологическая (воспитательно-идеологическая)
|
Эта функция помогает разрабатывать научно основанные прогнозы предстоящих социальных изменений;
|
Прогностическая
|
Функция связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (групп, регионов, стран и т.д.).
|
Организационно-управленческая функция
|
Эта функция связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества;
|
Гносеологическая (познавательная)
|
Эта функция связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (антирелигиозного) характера. Как и любая другая наука, изучающая общественную сферу, социология не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремиться утвердить в общественном мнении.
|
-
Что изучает социология на прикладном, а что на теоретическом уровне?
-
Есть ли, на Ваш взгляд, различие между гуманитарными и социальными науками? В чём оно заключается? К каким наукам правильно было бы отнести социологию?
-
В чём различие между общей социологией, отраслевыми и специальными теориями в социологии?
-
С какими науками социология имеет общий объект исследования? В чем различие подходов к изучению общества у социологии и других наук?
-
Как социология связана с точными и естественными науками?
-
Какой подход в социологии является господствующим в современности? В чём его суть?
Работа с текстом.
1. Проанализируйте текст и выскажите своё мнение о взаимосвязанности таких наук, как история и социология:
«Наступил, быть может, тот самый момент, когда мы снова должны посмотреть на шаткие и сомнительные отношения социологии и истории… В 1898 г. Эмиль Дюркгейм опубликовал первый выпуск-журнала “L'Anne'e Sociologique”. В предисловии к нему Дюркгейм объяснял потребность в таком издании, где социологи могли бы получать информацию об исследованиях в области социальных наук. И затем он добавил: «Но наше предприятие может также быть полезным и в другом смысле: оно может послужить сближению с социологией некоторых других наук, которые до сих пор держались слишком обособленно, к их и нашей великой потере. Здесь мы подразумеваем прежде всего историю. Даже сегодня редко когда историки интересуются работой социологов, хотя и чувствуют, что это для них важно. Слишком общий характер наших теорий, их недостаточная документированность привели к тому, что ими пренебрегают: социологические теории не рассматриваются как философски значимые. И тем не менее история может быть наукой только в той мере, в какой она объясняет явления, а объяснение невозможно без сравнения. Даже простое описание вряд ли возможно иначе; мы не можем описать адекватно ни уникальный факт, ни такое явление, относительно которого у нас есть лишь несколько примеров, потому что не имеем общего виденья <...>. Таким образом, мы служим делу истории, когда убеждаем историка выйти за пределы его обычной перспективы, заглянуть за рамки выбранной для исследования конкретной страны или периода и заняться общими вопросами, которые вызываются теми специфическими фактами, которые он изучает. Но как только история начинает сравнивать, она становится неотличимой от социологии. И наоборот, социология не только не может обойтись без истории, а на самом деле нуждается в историках, которые одновременно являлись бы социологами. До тех пор, пока социолог будет чужаком, вторгающимся во владения историка, чтобы получить интересующие его данные, он будет лишь скользить по поверхности фактов. Попав в незнакомую среду, социолог практически неизбежно оставит без внимания наиболее значимые данные, либо они будут просто раздражать его. Только сам историк знаком с историей настолько, чтобы быть способным использовать исторические данные. Следовательно, эти две дисциплины, далеко не враждебные друг другу, обнаруживают естественную тенденцию к сближению, и, кажется, все указывает на то, что им предназначено соединиться в общую дисциплину, в которой элементы каждой из них будут совмещены и объединены. Это кажется просто невероятным, но тот, чья роль — выявлять данные, ничего не знает о видах сравнений, для которых такие данные могут подходить, а тот, кто сравнивает данные, не имеет понятия, как они были получены. Появление историков, которые умели бы смотреть на исторические данные как социологи; а равно и подготовка социологов, владеющих всеми техническими приемами историков, — вот цель, которую мы должны преследовать с обеих сторон». Один из признанных отцов современной социологии на первых же страницах главного созданного им журнала предвосхищал неизбежное слияние социологии и истории в единую дисциплину, но сто лет спустя этого еще не случилось. Ошибался ли Дюркгейм, полагая, что “судьба” социологии и истории — в единении? <...>
Я считаю книгу историка Марка Блока “Феодальное общество” одной из великих социологических работ XX в. И в то же время это книга, которая вряд ли когда-либо появится в списке литературы по курсу социологии. Причина проста: Марк Блок был историк-медиевист, а средневековая Европа кажется темой, весьма отдаленной от непосредственных интересов большинства социологов. Тем не менее, читая Блока, понимаешь, что его образ самого себя был весьма «социологичен». Например, он говорит об этой книге: «Я попытался, несомненно, впервые проанализировать тип социальной структуры во всех ее взаимосвязях. Возможно, я не преуспел. Но верю, что попытка стоила того и книга интересна именно этим»… Марк Блок выразил сожаление по поводу узости концепции истории, которой придерживаются столь многие историки и с которой согласны столь многие социологи. Затем он говорит о социологах: «Их великой ошибкой, на мой взгляд, было стремление построить свою «науку» рядом и над историей, а не реформировать историю изнутри». Вот это уже действительно пища для размышления о наследии социологии. Не совершили ли мы великую ошибку, не пытаясь реформировать историю изнутри? Не следовало ли Дюркгейму скорее сотрудничать (с историками), нежели работать отдельно? Какие результаты могло бы дать соединение этих сил? Я не большой сторонник противоречащих фактам вопросов. Они являются в лучшем случае провокациями. Что важно, так это объяснить, что же действительно произошло. А случилось, как мы знаем, то, что история утвердилась, прежде всего, как идиографическая дисциплина, посвященная «прошлому», в то время как социология (наряду с экономической и политической науками) утвердилась как в большей степени номотетическая дисциплина, использующая почти исключительно данные из «настоящего». Раздаются многочисленные голоса представителей обеих дисциплин, поощряющие сближение — обычно под рубрикой «междисциплинарности». Сам термин «междисциплинарность», однако, предполагает наличие двух интеллектуально отдельных дисциплин, сочетание которых может производить полезное знание. Это не предполагает того, о чем Дюркгейм писал в 1898 г.: «Как только история начинает сравнивать, она становится неотличимой от социологии». Я лично согласен с Дюркгеймом. И как я не могу себе представить, что какой-либо социологический анализ может иметь силу без помещения данных внутрь исторического контекста, точно так же я не могу себе представить, что можно проводить исторический анализ без использования концептуального аппарата, который мы назвали социологией. Но если это так, уместно ли вообще говорить о двух отдельных дисциплинах? Это кажется мне одним из первостепенных вопросов, стоящих перед нами, когда мы обсуждаем будущее социологии и социальных наук в целом в XXI в.»
И. Валлерстайн Социология и история: призыв Эмиля Дюркгейма (письмо Президента Международной социологической ассоциации, июнь 1995 г.) / Отрывок цитируется по материалам Инернета.
Ответьте на следующие вопросы, опираясь на содержание текста:
1. Как Вы считаете, должна ли история заниматься исключительно прошлым, а социология — только настоящим общества?
2. Какие науки И. Валлерстайн (вслед за Риккертом) называет «идиографическими», а какие «номотетическими»? В чём их различие?
3. Какова позиция Э. Дюркгейма в отношении взаимодействия истории и социологии?
4. Что понимает И. Валлерстайн под термином «междисциплинарность»?
5. Кто такой Марк Блок и почему его работа «Феодальное общество» стала объектом обсуждения в данном тексте?
6. Как Вы считаете, можно ли согласиться с высказыванием Э. Дюркгейма о неотличимости истории от социологии, в случае, если эта наука осуществляет сравнение социальных явлений.
2. Прочитайте отрывок из произведения М. Вебера «Наука как призвание и профессия»* и расскажите, какие задачи учёный ставит перед социологией как наукой:
«Что же касается такой науки о человеке, как социология, то она строит свою систему понятий по тому же основанию, что и естественные науки (на языке Риккерта это наука «номотетическая», а не «идеографическая»): так же, как и естественные науки, она пытается установить общие законы социальной жизни. Вебер, подобно Риккерту, рассматривает социологию как позитивную науку, пользующуюся теми же методами мышления, что и естествознание. Тем самым он категорически протестует против понимания личности как некоего «иррационального» существа, в основе которого лежит «переживание», и противопоставляет этому свою теорию «человеческого действия».
Вы справедливо возразите: верующий католик никогда не примет того понимания фактов, связанных с происхождением христианства, которое ему предложит преподаватель, свободный от его догматических предпосылок. Конечно! Однако, отличие науки от веры заключается в следующем: наука в действительности не признает «чуда» и «откровения», в противном случае она не была бы верна своим собственным «предпосылкам». Верующий признает и чудо и откровение. Наука требует только одного, не менее, но и не более: признать, что, если ход событий объяснять без допущения сверхъестественного вмешательства, исключаемого эмпирическим объяснением в качестве причинного момента, данный ход событий должен быть объяснен именно так, как это стремится сделать наука».
Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.— (Социологич. мысль Запада). / Отрывок цитируется по материалам Интернета.
*Данная работа представляет собой доклад, прочитанный Вебером зимой 1918 г. в Мюнхенском университете с целью — показать студентам, в чем состоит их призвание как будущих учёных и преподавателей.
Однако, по существу, выступление Вебера вышло далеко за пределы намеченной задачи и превратилось в программную речь, подводящую итог его тридцатилетней деятельности в области политической экономии, социологии, философии истории. В центре доклада оказались проблема превращения духовной жизни в духовное производство и связанные с этим вопросы разделения труда в сфере духовной деятельности, изменения роли интеллигенции в обществе, наконец, судьбы европейского общества и европейской цивилизации вообще.
Ответьте на вопросы по тексту:
1. В чём М. Вебер видел отличие между наукой и верой?
2. Какими «методами мышления» (методами исследования) должна пользоваться социология, по мнению М. Вебера?
Творческое задание:
Ознакомьтесь с полным текстом произведения М. Вебера «Наука как призвание и профессия» и подготовьте реферат для обсуждения на семинарском занятии.
Темы для рефератов и докладов:
1. Проблема человека и общества, специфика её анализа в социологии.
2. Общество как объект научного познания.
3. Значение социологии в современном мире.
4. Связь социологии и статистики.
5. Связь социологии и истории.
Рекомендуемая литература для подготовки докладов и рефератов:
1.Култыгин, В.П. Облик социального мира в современной социологической мысли / В.П. Култыгин // Социологические исследования. – 2003. – № 2. – С. 8 – 16.
2. Мазаник, М.Н. Проблема человека в психоаналитической социологии Эриха Фромма / М.Н. Мазаник // Социология. – 1999. – № 4. – С. 87 – 90.
3. Попов, Е.А. Культурология и современная социология / Е.А. Попов // Социологические исследования. – 2006. – №12. – С. 64 – 72.
4. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер; пер с англ.: А. Бойкова, А. Лисицына. – 5-е изд. – М. [и др.]: Питер, 2002. – 686с.
5. Щербин, В. К. Роль социальных и гуманитарных наук в развитии логики научного познания / В. К. Щербин // Социология. – 2006. – N 2. – С. 22 –38.
6. Кечина, Е.А. Социолого-статистический мониторинг в контексте взаимодействия социологии и статистики: понятие, структура / Е.А. Кечина // Кафедре социологии БГУ – 20 лет: 1989 – 2009: Сборник научных трудов / Белорусский государственный университет. – Мн.: Право и экономика, 2009. – С. 229 – 245.
7. Новейший социологический словарь / составители: А. А. Грицанов и др.; редколлегия: А. А. Грицанов (председатель) [и др.]. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 1310.
МОДУЛЬ 2.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ.
Вопросы:
1. Предпосылки возникновения социологии. О.Конт – основатель социологии.
2. Классический период развития социологии.
2.1. Г. Спенсер – представитель эволюционизма.
2.2. «Социологизм» Э. Дюркгейма.
2.3. «Понимающая социология» М.Вебера.
2.4. Исторический материализм К. Маркса.
3. Плюрализм современной социологии.
3.1. Эмпирическое направление.
3.2. Структурно-функциональный анализ.
3.3. Символический интеракционизм.
3.4. «Критическая социология» Франкфуртской школы.
3.5. Неофрейдизм.
3.6. Структурализм.
3.7. Теория социального обмена.
3.8. Феноменология.
3.9. Этнометодология.
3.10. Социологический постмодернизм.
3.11. Социология в Беларуси.
страница 1 страница 2 ... страница 9 | страница 10
|