страница 1
КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФАКУЛЬТЕТ БАКАЛАВРИАТА
КАФЕДРА БИОЛОГИИ, РАДИОБИОЛОГИИ С КУРСОМ ГИСТОЛОГИИ
«Утверждаю»
Проректор по учебно-методической работе
профессор _______ Айнабекова Б.А.
«9» октября 2007г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА
Код дисциплины: МВG1201
По специальности: 051102 «Общественное здравоохранение»
Курс: 1
Семестр: 2
Лекций: 10
Практических занятий: 20
СРСП: 30
СРС: 30
Объем часов – 90 (2 кредита) Экзамен: 2 семестр
Астана-2007
Рабочая программа разработана в соответствий с ГОСО 2006 и ТУП,по дисциплине ‘Молекулярная биология и медициская генетика’ по специальности 051102’’Общественное здравоохранение’’ утвержденной и рекомендованной к изданию Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования, протокол № 11 от 14 июня 2007 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биологии, радиобиологии с курсом гистологии КазГМА
«4» сентября 2007 г. протокол № 1
заведующий кафедрой
к.м.н. доцент Мамбетпаева Б.С.
Рабочая программа обсуждена предметной методической комиссией медико-биологических дисциплин КазГМА
«7» сентября 2007 г. протокол № 1
Председатель МПК
к.м.н. доцент Дусмагамбетов М.У.
Одобрено Учебно-методическим Советом КазГМА
Протокол № 2 от «9» октября 2007 г.
Председатель УМС
д.м.н. профессор Айнабекова Б.А.
2. ПРОГРАММА
2.1 Введение
Молекулярная биология – это отрасль знания, возникшая на стыке биохимии и цитологии. Молекулярная биология изучает строение и свойства белков и нуклеиновых кислот, матричные синтезы, организацию и функционирование генетического материала, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, их органелл, процессы роста, развития, деления и гибели клеток.
Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение.
При интегрированном подходе к преподаванию в медицинских вузах изучение молекулярной биологии создает базу для понимания молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, матричных синтезов, механизмов передачи сигнала. В свою очередь это необходимо для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, определяющих причины возникновения многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах, что составляет содержание медицинской генетики.
Студент, изучая молекулярную биологию и медицинскую генетику, узнает о механизмах нарушения молекулярной и клеточной основ процессов жизнедеятельности, и их роли в формировании и проявлении патологических состояний.
Это создает теоретическую базу для изучения биохимии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, микробиологии, а также фармакологии.
2.2 Цель дисциплины:
Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, основ генетики и экогенетики, и их роли в обеспечении охраны здоровья населения.
2.3 Задачи обучения:
-
сформировать понимание роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии для проведения гигиенических и медико-профилактических мероприятий и оздоровления среды обитания человека.
-
сформировать представление об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине
-
научить распознавать основные признаки наследственных патологий для диагностики и профилактики наиболее распространенных наследственных заболеваний человека
-
дать представление об этических, правовых и гигиенических нормах проведения молекулярно-генетических исследований для реализации принципов здорового образа жизни и охраны окружающей среды
-
научить навыкам работы с научной литературой и электронными базами данных по наследственным болезням
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
-
различия молекулярно-генетических и клеточных уровней организации жизни;
-
структурно-функциональную организацию наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях;
-
роль биологических мембран в обеспечении межклеточных взаимодействий, механизмы мембранного транспорта и сигнализации в норме и патологических состояниях;
-
механизмы воздействия вредных факторов окружающей среды на организм человека на молекулярно-генетическом уровне
-
причины и механизмы возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития и основных принципов профилактики
-
основные принципы применения молекулярно-генетических методов и технологий в медицине
-
молекулярно-биологическую и генетическую терминологию на международном языке
Студент должен уметь:
-
использовать знание молекулярно-генетические процессов для оценки факторов формирования здоровья и объяснения защитно-приспособительных процессов регуляции и саморегуляции в норме и патологии;
-
распознавать основные, наиболее распространенные наследственные заболевания человека;
-
дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;
-
применять генеалогический метод для прогноза наследственных заболеваний человека;
-
использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д.
2.5 Пререквизиты: школьный курс общей биологии, химия, медицинская
биофизика
2.6 Постреквизиты: биохимия, гистология, микробиология, физиология, фармакология, патологическая физиология.
2.7 Тематический план.
Тематический план лекций
№
|
Темы лекций
|
Форма преподавания
|
Продолжительность занятия
|
|
Кредит № 1.
|
|
|
1.
|
Введение в молекулярную биологию и генетику. Строение и функции белков
|
Обзорная
|
1
|
2
|
Строение, функции и биосинтез нуклеиновых кислот.
|
Обзорная
|
1
|
3
|
Биосинтез белка и регуляция экспресии генов.
|
Обзорная
|
1
|
4
|
Молекулярное строение и функциональные компоненты клеточных мембран.
|
Обзорная
|
1
|
5
|
Клеточный цикл и деление клетки, регуляция клеточного деления
|
Обзорная
|
1
|
|
Всего часов:
|
|
5
|
| Кредит №2 | | |
1.
|
Введение в общую и медицинскую генетику Хромосомная теория наследственности.
|
Обзорная
|
1
|
2
|
Наследственные болезни человека. Основные группы наследственных болезней.
|
Обзорная
|
1
|
3
|
Основы диагностики и профилактики наследственных болезней
|
Обзорная
|
1
|
4
|
Генетика развития. Клеточные и генетические основы индивидуального развития. Врожденные пороки развития.
|
Обзорная
|
1
|
5
|
Основы популяционной генетики. Основы экогенетики.
|
Проблемная
|
1
|
|
Всего часов:
|
|
5
|
Тематический план практических занятий
№
|
Темы практических занятий
|
Форма преподавания
|
Продолжитель
ность занятия
|
|
Кредит № 1
|
|
|
1.
|
Строение и функции белков
|
Семинар. Работа с мультимед. базами данных
|
1
|
2
|
Строение и функции ДНК, РНК. Репликация ДНК
|
Семинар. Работа с мультимед. базами данных, решение
ситуац.задач.
|
1
|
3
|
Биосинтез белка. Регуляция экспрессии генов
|
Семинар. Работа с таблицией генетического кода, решение ситуац.задач.
|
1
|
4
|
Генетический аппарат клетки.
|
Семинар. Работа с мультимед. базами данных
|
1
|
5
|
Мутации. Классификация. Репарация.
|
Семинар. Разбор схем геном. хром.ген. мутац. Решение ситуац.задач.
|
1
|
6
|
Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в медицине. Генно-инженерные технологии.
|
Семинар. Работа с мультимед. базами данных
|
1
|
7
|
Строение и функции клеточных органелл
|
Семинар. Микроскопия и зарисовка микропрепаратов.
|
1
|
8
|
Молекулярное строение и функциональные компоненты клеточных мембран. Цитосклет. Межклеточные контакты, межклеточная адгезия, внеклеточный матрикс.
|
Семинар. Использование элементов проблемно оринт. обучения
|
1
|
9
|
Основные этапы и механизмы передачи сигнала в клетку.
|
Семинар
|
1
|
10
|
Клеточный цикл и деление клетки. Молекулярно-генетические механизмы регуляции пролиферации клетки.
|
Семинар. Микроскопия препаратов. Работа с мультимедийными базами данных
|
1
|
|
Кредит №2.
|
|
|
11
|
Типы наследования признаков
|
Семинар.
Ситуац.задачи
|
1
|
12
|
Наследственные болезни человека, классификация, медико-социальное значение.
|
Работа в малых группах.
|
1
|
13
|
Полигенные или мультифакториальные болезни.
|
Семинар.
|
1
|
14
|
Хромосомные болезни.
|
Семинар.
|
1
|
15
|
Методы лабораторной диагностики и профилактики наследственных болезней
|
Семинар.
|
1
|
16
|
Медико-генетическое консультирование.
|
Семинар.
|
1
|
17
|
Генетика индивидуального развития.
|
Семинар. Работа с мультимед. базами данных
|
1
|
18
|
Генетика врожденных пороков развития.
|
Семинар. Презентация. Реферат.
|
1
|
19
|
Основы популяционной генетики. Популяционно-генетические исследования.
|
Семинар. Решение
ситуационных.задач
|
1
|
20
|
Основы экогенетики.
|
Семинар.
|
1
|
|
Итого:
|
|
20
| Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)
№
| Темы для самостоятельной работы студентов с преподавателем | Форма проведения | Продолжительность занятия |
| Кредит № 1. | | |
1.
|
Репликация ДНК.
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
2
|
Повреждения и репарация ДНК
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
3
|
Виды посттранскрипционной модификации РНК. Процессинг, сплайсинг.
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
4
|
Молекулярные механизмы экспрессии генов прокариот и эукариот
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
5
|
Характеристика, строение и классификация хромосом человека.
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
6
|
Нарушения генетического гомеостаза и его проявление в патологии человека
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
7
|
Мутагенез. Мутагенные факторы.
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
8
|
Молекулярные механизмы внутриклеточного транспорта
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
9
|
Клеточный цикл.Митоз.
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
10
|
Регуляция клеточного цикла.
|
Семинар.
|
1
|
11
|
Сигнальные механизмы, связанные с поверхностными рецепторами клетки . Рецепторы спряженные с G-белками.
|
Семинар.
|
1
|
12
|
Внутриклеточные механизмы передачи сигнала
|
Семинар. Презентация рефератов.
|
1
|
13
|
Нарушение клеточной сигнализации
|
Семинар.
|
1
|
14
|
Молекулярные механизмы апоптоза
|
Семинар.
|
1
|
15
|
Рубежный контроль – коллоквиум.
|
Выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
|
Кредит №2.
|
|
|
16
|
Основные генетические понятия
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы, выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
17
|
Кариотип человека.
|
Микроскопирование препаратов, кариотипирование, решение ситуац. задач
|
1
|
18
|
Генетика пола. Формирование пола у человека.
|
Семинар, презентация рефератов.
|
1
|
19
|
Клеточные и генетические основы индивидуального развития.
|
Семинар, презентация рефератов.
|
1
|
20
|
Врожденные пороки развития
|
Семинар, презентация рефератов.
|
1
|
21
|
Общая характеристика болезней с наследственной предрасположенностью
|
Семинар, презентация рефератов.
|
1
|
22
|
Генные и хромосомные болезни
|
Работа в малых группах
|
1
|
23
|
Электронные базы данных наследственных болезней
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы,выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
24
|
Методы лабораторной диагностики и профилактики наследственных болезней
|
Консультации с преподавателем,
изучение темы,выполнение самостоятельного задания.
|
1
|
25
|
Медико-генетическое консультирование
|
Семинар, презентация рефератов.
|
1
|
26
|
Генетический полиморфизм.
|
Семинар, презентация рефератов.
|
1
|
27
|
Популяционно-генетические исследования.
|
Семинар, презентация рефератов.
|
1
|
28
|
Понятие об экологической генетике человека
|
Семинар.
|
1
|
29
|
Тератогенез. Тератогенные факторы.
|
Семинар.
|
1
|
30
|
Рубежный контроль. Коллоквиум №2
|
Выполнение самостоятельного задания
|
1
|
Всего: 30
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№
| Темы для самостоятельной работы студентов | Форма проведения | Продолжительность занятия |
|
Кредит №1.
| |
|
1.
|
Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
2
|
Особенности генетического аппарата вирусов. ДНК-содержащие и РНК содержащие вирусы.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
3
|
Теломеры. Теломеразная активность.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
4
|
Основы генетической инженерии. Трансгенные организмы, применение в фармации и медицине.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
5
|
Клонирование организмов.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
6
|
Везикулярный транспорт.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
7
|
Двигательные органеллы клетки
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
8
|
Бесполое и половое размножение и их виды.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
9
|
Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
10
|
Мейоз. Рекомбинация генетического материала.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
11
|
Молекулярно-генетические механизмы старения
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
12
|
Стволовые клетки, медицинское значение.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
13
|
Роль наследственности и среды в наследственной патологии человека.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
14
|
Генетические последствия загрязнения окружающей среды в Казахстане.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
15
|
Геногеография наследственных болезней.
|
Работа с литературой. Реферат.
|
2
|
Всего: 30
2.8 Методы обучение и преподавания:
-
Лекции: обзорные и проблемные.
-
Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, микроскопия препаратов; работа в малых группах; деловые игры, разбор и обсуждение случаев, моделирование ситуаций
-
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: работа в малых группах, решение ситуационных задач, консультации, дискуссии, презентации рефератов, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий
-
Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; составление глоссария, алгоритмов диагностики и профилактики заболеваний, решение тестовых заданий, подготовка и защита научных рефератов, эссе
2.9 Методы оценки знаний и навыко обучающихся;
-
Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, программированный контроль, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах
-
Рубежный контроль: коллоквиум
-
Итоговый контроль: экзамен включающий, тестирование и собеседование
2.10 Рекомендуемая литература
На русском языке:
Основная:
-
Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.
-
Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.
-
Генетика. Учебник для ВУЗов/ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.
-
Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004
Дополнительная:
-
Уилсон Дж., Хант Т. Молекулярная биология клетки. Сборник задач. Пер. с англ.- М., Мир, 1994.- 520 с.
-
Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.
3. Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004
На казахском языке:
Основная:
-
Стамбеков С.Ж., Петухов В.Л. Молекулалық биология, Новосибирск: Семей МУ, 2003.
Дополнительная:
1. Стамбеков С.Ж., Генетика, Новосибирск 2003
-
Казымбет П.К., Аманжолова Л., Нұртаева Қ. Медициналық биология. Алматы 2002.350 с.
-
Қуандықов Е.Ө. Әбілаев С.А. Медициналық биология және генетика. Алматы, 2006.
На английском языке:
-
Alberts et al: Molecular biology of the cell, Second edition, 2000, Garland, New York and London.
2.11 Приложения (протокол согласования преподавания с пре- постреквизитами и смежными дисциплинами)
страница 1
|