Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1



КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ БАКАЛАВРИАТА

КАФЕДРА БИОЛОГИИ, РАДИОБИОЛОГИИ С КУРСОМ ГИСТОЛОГИИ

«Утверждаю»

Проректор по учебно-методической работе

профессор _______ Айнабекова Б.А.


«9» октября 2007г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине: МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА
Код дисциплины: МВG1201

По специальности: 051102 «Общественное здравоохранение»
Курс: 1

Семестр: 2
Лекций: 10

Практических занятий: 20

СРСП: 30

СРС: 30

Объем часов – 90 (2 кредита) Экзамен: 2 семестр
Астана-2007
Рабочая программа разработана в соответствий с ГОСО 2006 и ТУП,по дисциплине ‘Молекулярная биология и медициская генетика’ по специальности 051102’’Общественное здравоохранение’’ утвержденной и рекомендованной к изданию Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования, протокол № 11 от 14 июня 2007 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биологии, радиобиологии с курсом гистологии КазГМА
«4» сентября 2007 г. протокол № 1

заведующий кафедрой

к.м.н. доцент Мамбетпаева Б.С.
Рабочая программа обсуждена предметной методической комиссией медико-биологических дисциплин КазГМА
«7» сентября 2007 г. протокол № 1

Председатель МПК

к.м.н. доцент Дусмагамбетов М.У.

Одобрено Учебно-методическим Советом КазГМА

Протокол № 2 от «9» октября 2007 г.

Председатель УМС

д.м.н. профессор Айнабекова Б.А.

2. ПРОГРАММА

2.1 Введение

Молекулярная биология – это отрасль знания, возникшая на стыке биохимии и цитологии. Молекулярная биология изучает строение и свойства белков и нуклеиновых кислот, матричные синтезы, организацию и функционирование генетического материала, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, их органелл, процессы роста, развития, деления и гибели клеток.

Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение.

При интегрированном подходе к преподаванию в медицинских вузах изучение молекулярной биологии создает базу для понимания молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, матричных синтезов, механизмов передачи сигнала. В свою очередь это необходимо для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, определяющих причины возникновения многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах, что составляет содержание медицинской генетики.

Студент, изучая молекулярную биологию и медицинскую генетику, узнает о механизмах нарушения молекулярной и клеточной основ процессов жизнедеятельности, и их роли в формировании и проявлении патологических состояний.

Это создает теоретическую базу для изучения биохимии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, микробиологии, а также фармакологии.


2.2 Цель дисциплины:

Формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, основ генетики и экогенетики, и их роли в обеспечении охраны здоровья населения.


2.3 Задачи обучения:

  • сформировать понимание роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии для проведения гигиенических и медико-профилактических мероприятий и оздоровления среды обитания человека.

  • сформировать представление об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине

  • научить распознавать основные признаки наследственных патологий для диагностики и профилактики наиболее распространенных наследственных заболеваний человека

  • дать представление об этических, правовых и гигиенических нормах проведения молекулярно-генетических исследований для реализации принципов здорового образа жизни и охраны окружающей среды

  • научить навыкам работы с научной литературой и электронными базами данных по наследственным болезням


2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:

  • различия молекулярно-генетических и клеточных уровней организации жизни;

  • структурно-функциональную организацию наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях;

  • роль биологических мембран в обеспечении межклеточных взаимодействий, механизмы мембранного транспорта и сигнализации в норме и патологических состояниях;

  • механизмы воздействия вредных факторов окружающей среды на организм человека на молекулярно-генетическом уровне

  • причины и механизмы возникновения наследственной изменчивости и их роль в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития и основных принципов профилактики

  • основные принципы применения молекулярно-генетических методов и технологий в медицине

  • молекулярно-биологическую и генетическую терминологию на международном языке

Студент должен уметь:

  • использовать знание молекулярно-генетические процессов для оценки факторов формирования здоровья и объяснения защитно-приспособительных процессов регуляции и саморегуляции в норме и патологии;

  • распознавать основные, наиболее распространенные наследственные заболевания человека;

  • дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека;

  • применять генеалогический метод для прогноза наследственных заболеваний человека;

  • использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д.

2.5 Пререквизиты: школьный курс общей биологии, химия, медицинская

биофизика



2.6 Постреквизиты: биохимия, гистология, микробиология, физиология, фармакология, патологическая физиология.

2.7 Тематический план.

Тематический план лекций







Темы лекций

Форма преподавания

Продолжительность занятия




Кредит № 1.







1.

Введение в молекулярную биологию и генетику. Строение и функции белков

Обзорная

1

2

Строение, функции и биосинтез нуклеиновых кислот.

Обзорная

1

3

Биосинтез белка и регуляция экспресии генов.

Обзорная

1

4

Молекулярное строение и функциональные компоненты клеточных мембран.

Обзорная

1

5

Клеточный цикл и деление клетки, регуляция клеточного деления

Обзорная

1




Всего часов:




5



Кредит №2

1.

Введение в общую и медицинскую генетику Хромосомная теория наследственности.

Обзорная

1

2

Наследственные болезни человека. Основные группы наследственных болезней.

Обзорная

1

3

Основы диагностики и профилактики наследственных болезней

Обзорная

1

4

Генетика развития. Клеточные и генетические основы индивидуального развития. Врожденные пороки развития.

Обзорная

1

5

Основы популяционной генетики. Основы экогенетики.

Проблемная

1




Всего часов:




5


Тематический план практических занятий







Темы практических занятий

Форма преподавания

Продолжитель

ность занятия






Кредит № 1







1.

Строение и функции белков

Семинар. Работа с мультимед. базами данных

1

2

Строение и функции ДНК, РНК. Репликация ДНК

Семинар. Работа с мультимед. базами данных, решение

ситуац.задач.



1

3

Биосинтез белка. Регуляция экспрессии генов

Семинар. Работа с таблицией генетического кода, решение ситуац.задач.

1

4

Генетический аппарат клетки.

Семинар. Работа с мультимед. базами данных

1

5

Мутации. Классификация. Репарация.

Семинар. Разбор схем геном. хром.ген. мутац. Решение ситуац.задач.

1

6

Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в медицине. Генно-инженерные технологии.

Семинар. Работа с мультимед. базами данных

1

7

Строение и функции клеточных органелл

Семинар. Микроскопия и зарисовка микропрепаратов.

1

8

Молекулярное строение и функциональные компоненты клеточных мембран. Цитосклет. Межклеточные контакты, межклеточная адгезия, внеклеточный матрикс.

Семинар. Использование элементов проблемно оринт. обучения

1

9

Основные этапы и механизмы передачи сигнала в клетку.

Семинар

1

10

Клеточный цикл и деление клетки. Молекулярно-генетические механизмы регуляции пролиферации клетки.

Семинар. Микроскопия препаратов. Работа с мультимедийными базами данных

1




Кредит №2.







11

Типы наследования признаков

Семинар.

Ситуац.задачи



1

12

Наследственные болезни человека, классификация, медико-социальное значение.

Работа в малых группах.

1

13

Полигенные или мультифакториальные болезни.

Семинар.

1

14

Хромосомные болезни.

Семинар.


1

15

Методы лабораторной диагностики и профилактики наследственных болезней

Семинар.

1

16

Медико-генетическое консультирование.

Семинар.


1

17

Генетика индивидуального развития.

Семинар. Работа с мультимед. базами данных


1

18

Генетика врожденных пороков развития.

Семинар. Презентация. Реферат.

1

19

Основы популяционной генетики. Популяционно-генетические исследования.

Семинар. Решение

ситуационных.задач



1

20

Основы экогенетики.

Семинар.

1




Итого:




20

Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)





Темы для самостоятельной работы студентов с преподавателем

Форма проведения

Продолжительность занятия




Кредит № 1.


1.

Репликация ДНК.

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

2

Повреждения и репарация ДНК

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

3

Виды посттранскрипционной модификации РНК. Процессинг, сплайсинг.

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

4

Молекулярные механизмы экспрессии генов прокариот и эукариот

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

5

Характеристика, строение и классификация хромосом человека.

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

6

Нарушения генетического гомеостаза и его проявление в патологии человека

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

7

Мутагенез. Мутагенные факторы.

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

8

Молекулярные механизмы внутриклеточного транспорта

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

9

Клеточный цикл.Митоз.

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

10

Регуляция клеточного цикла.

Семинар.

1

11

Сигнальные механизмы, связанные с поверхностными рецепторами клетки . Рецепторы спряженные с G-белками.

Семинар.

1

12

Внутриклеточные механизмы передачи сигнала

Семинар. Презентация рефератов.

1

13

Нарушение клеточной сигнализации

Семинар.

1

14

Молекулярные механизмы апоптоза

Семинар.

1

15

Рубежный контроль – коллоквиум.


Выполнение самостоятельного задания.

1




Кредит №2.







16

Основные генетические понятия

Консультации с преподавателем,

изучение темы, выполнение самостоятельного задания.



1

17

Кариотип человека.

Микроскопирование препаратов, кариотипирование, решение ситуац. задач

1

18

Генетика пола. Формирование пола у человека.

Семинар, презентация рефератов.

1

19

Клеточные и генетические основы индивидуального развития.

Семинар, презентация рефератов.

1

20

Врожденные пороки развития

Семинар, презентация рефератов.

1

21

Общая характеристика болезней с наследственной предрасположенностью

Семинар, презентация рефератов.

1

22

Генные и хромосомные болезни

Работа в малых группах

1

23

Электронные базы данных наследственных болезней

Консультации с преподавателем,

изучение темы,выполнение самостоятельного задания.



1

24

Методы лабораторной диагностики и профилактики наследственных болезней

Консультации с преподавателем,

изучение темы,выполнение самостоятельного задания.



1

25

Медико-генетическое консультирование

Семинар, презентация рефератов.

1

26

Генетический полиморфизм.

Семинар, презентация рефератов.

1

27

Популяционно-генетические исследования.

Семинар, презентация рефератов.

1

28

Понятие об экологической генетике человека

Семинар.

1

29

Тератогенез. Тератогенные факторы.

Семинар.

1

30

Рубежный контроль. Коллоквиум №2

Выполнение самостоятельного задания

1

Всего: 30
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)



Темы для самостоятельной работы студентов

Форма проведения

Продолжительность занятия




Кредит №1.




1.

Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях

Работа с литературой. Реферат.

2



2

Особенности генетического аппарата вирусов. ДНК-содержащие и РНК содержащие вирусы.

Работа с литературой. Реферат.

2

3

Теломеры. Теломеразная активность.

Работа с литературой. Реферат.

2

4

Основы генетической инженерии. Трансгенные организмы, применение в фармации и медицине.

Работа с литературой. Реферат.

2

5

Клонирование организмов.

Работа с литературой. Реферат.

2

6

Везикулярный транспорт.

Работа с литературой. Реферат.

2

7

Двигательные органеллы клетки

Работа с литературой. Реферат.

2

8

Бесполое и половое размножение и их виды.

Работа с литературой. Реферат.

2

9

Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез.

Работа с литературой. Реферат.

2

10

Мейоз. Рекомбинация генетического материала.

Работа с литературой. Реферат.

2

11

Молекулярно-генетические механизмы старения

Работа с литературой. Реферат.

2

12

Стволовые клетки, медицинское значение.

Работа с литературой. Реферат.

2

13

Роль наследственности и среды в наследственной патологии человека.

Работа с литературой. Реферат.

2

14

Генетические последствия загрязнения окружающей среды в Казахстане.

Работа с литературой. Реферат.

2

15

Геногеография наследственных болезней.

Работа с литературой. Реферат.

2

Всего: 30
2.8 Методы обучение и преподавания:

  • Лекции: обзорные и проблемные.

  • Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, микроскопия препаратов; работа в малых группах; деловые игры, разбор и обсуждение случаев, моделирование ситуаций

  • Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: работа в малых группах, решение ситуационных задач, консультации, дискуссии, презентации рефератов, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий

  • Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; составление глоссария, алгоритмов диагностики и профилактики заболеваний, решение тестовых заданий, подготовка и защита научных рефератов, эссе


2.9 Методы оценки знаний и навыко обучающихся;

  • Текущий контроль: тестирование, письменный/устный опрос, программированный контроль, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах

  • Рубежный контроль: коллоквиум

  • Итоговый контроль: экзамен включающий, тестирование и собеседование


2.10 Рекомендуемая литература

На русском языке:

Основная:


  1. Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.

  2. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.

  3. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.

  4. Генетика. Учебник для ВУЗов/ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.

  5. Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004

Дополнительная:

  1. Уилсон Дж., Хант Т. Молекулярная биология клетки. Сборник задач. Пер. с англ.- М., Мир, 1994.- 520 с.

  2. Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.

3. Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004

На казахском языке:

Основная:


  1. Стамбеков С.Ж., Петухов В.Л. Молекулалық биология, Новосибирск: Семей МУ, 2003.

Дополнительная:

1. Стамбеков С.Ж., Генетика, Новосибирск 2003



  1. Казымбет П.К., Аманжолова Л., Нұртаева Қ. Медициналық биология. Алматы 2002.350 с.

  2. Қуандықов Е.Ө. Әбілаев С.А. Медициналық биология және генетика. Алматы, 2006.

На английском языке:

  1. Alberts et al: Molecular biology of the cell, Second edition, 2000, Garland, New York and London.

2.11 Приложения (протокол согласования преподавания с пре- постреквизитами и смежными дисциплинами)



страница 1

Смотрите также: