Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
РАЗРАБОТКА ПОДХОДА К МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ МЕНЕДЖЕРА
Аимбетова Г.Е., Павлова А.
Казахский Национальный Медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова, кафедра «Политики и управление здравоохранением», г.Алматы
Актуальность темы. Сестринское дело – составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи [1].

Медицинские сестры всегда занимали особое положение в сложной структуре социальной группы медицинских работников. Однако современная эпоха предъявляет к профессии медицинской сестры новые требования, прежде всего, в сфере освоения новых медицинских технологий. В области здравоохранения развитых стран произошло сближение деятельности медицинской сестры с деятельностью врача, что привело, к изменению моделей сестринского дела, увеличению численности данной профессиональной группы, изменению характера и продолжительности профессионального образования и, в конечном итоге, к повышению социального статуса данной категории медицинского персонала, что проявляется как в росте заработной платы, так и в престиже профессии. Уходит в прошлое взгляд на деятельность медицинской сестры как пассивного помощника врача, выполняющего его предписания. Сестринское дело сегодня - это самостоятельная отрасль здравоохранения, с достаточно четко выраженными функциональными обязанностями, как по реабилитации больных, так и по повышению качества их жизни. Использование мирового опыта при сохранении собственных уникальных традиций - вот необходимые и достаточные условия совершенствования подготовки медицинских сестер менеджеров в нашей стране. Будущему менеджеру сестринского дела необходимо обладать умениями и профессиональной мобильностью оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практике в целом. Это станет возможным, если будущего выпускника подготовят как специалиста, умеющего востребовать и использовать полученные в процессе обучения знания, как основу и средство решения задач собственно познавательной и профессиональной деятельности. Особую важность для менеджера представляют знания, позволяющие проводить эффективную кадровую политику. В связи с этим актуальным является разработка подхода к модели деятельности медицинской сестры менеджера.

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль медицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей сестринского дела, применение которых позволило развивать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано множество концептуальных моделей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.



Модель сестринского дела должна, прежде всего, учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается:
• принципы, задачи и состояние системы здравоохранения;
• демографические показатели;
• социально-экономическое состояние общества;
• доминирующие морально-этические принципы, культуру.
Модель сестринского дела должна быть ориентирована:
• на человека, а не на болезнь;
• сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимость от болезни;
• нарушенные потребности и возникающие проблемы;
• определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;
• решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.
Компонентами модели сестринского дела являются:
1) пациент как объект деятельности сестринского персонала;
2) источник проблем пациента;
3) цели и задачи ухода (сестринской помощи);
4) роль медицинской сестры;
5) направленность сестринской помощи;
6) способы оказания сестринской помощи;
7) оценка качества и результатов ухода.

Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека, или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».



Список литературы:

  1. Иодковский К.М., Хильмончик Н.Е. Высшее сестринское образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития // Медицинская сестра на рубеже ХХI века Сб.научн.работ.-Гродно, 2002.- С.68-70.

  2. Медсестринская практика. Доклад комитета экспертов ВОЗ //Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1996. – 51с.

  3. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз): Автореф…дисс. д-ра мед. наук. - М., 1995. – 46 с.

  4. Семина Т.В., Бурцева Е.М. Кадровая политика учреждения здравоохранения и высшее сестринское образование //Главн.мед.сестра.-2003.-№4.-С.59-61.

  5.  Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М.-1998.

  6.  Миняев В. А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К., Лучкевич В. С. Социальная медицина и организация здравоохранения. С-Пб. -1997. С 1348.

  7. Семенков Н.Н. Формирование профессиональной пригодности специалистов сестринского дела. 1995г. с 149.


страница 1

Смотрите также: