страница 1
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный медицинский университет»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Методические рекомендации
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
В ДОЛЖНОСТИ СТАРШЕЙ И
ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
(для студентов факультета медсестер с высшим образованием)
Гродно 2004
Хильмончик Н.Е., Тищенко Е.М. Методические рекомендации по прохождению практики в должности старшей и главной медицинской сестры (для студентов факультета медсестер с высшим образованием). – Гродно, 2004. - 12 с.
В методических рекомендациях изложены порядок и задачи по прохождению студентами факультета медсестер с высшим образованием практики в должностях старшей (после второго курса) и главной (после третьего курса) медицинской сестры.
Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета
Протокол № 4 от 1 апреля 2004г.
Рецензент: К.М. Иодковский, к.м.н., доцент, декан факультета медсестер с высшим образованием
Ответственный за выпуск – первый проректор Гродненского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор И.Г. Жук
© ГГМУ, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
Практика в должности старшей медицинской сестры 4
-
Практика в должности главной медицинской сестры 8
1. Практика в должности старшей медицинской сестры.
Производственная практика в должности старшая медицинская сестра проводится с целью освоения и закрепления практических навыков организации и содержания работы структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений, а также приобретения организаторских способностей в работе со средним и младшим медицинским персоналом.
ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ:
-
закрепить представления студентов об организации работы старшей медсестры отделения стационара или поликлиники;
-
подготовить медсестру- организатора к активной, творческой, профессиональной и социальной деятельности;
- научить профессионально мыслить и грамотно исполнять функциональные обязанности;
- отработать навыки организаторской и воспитательной работы с людьми, соблюдение принципов биоэтики и основ законодательства о здравоохранении;
-
закрепить навыки по уходу за больными и оказанию неотложной доврачебной помощи.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
-
организовать сестринское дело, планировать их работу среднего и младшего медперсонала, контролировать ее качество;
-
обеспечивать функционирование структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений;
-
внедрять в работу структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения элементы сестринского процесса;
-
рассматривать вопросы обеспечения и учета материальных ценностей, вести учетно-отчетную документацию;
-
организовывать мероприятия по повышению квалификации среднего и младшего персонала, в том числе проведение конференций;
-
организовывать и контролировать состояние санитарно-противоэпидемического режима;
-
организовывать помощь населению на доврачебном уровне при массовых поражениях;
-
в совершенстве владеть манипуляционной техникой (внутримышечные, внутривенные, подкожные, внутрикожные инъекции), и также проводить обработку ран, перевязки, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановку кровотечения, промывание желудка, кишечника, транспортную иммобилизацию, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;
-
осуществлять уход за пациентом;
-
проводить медико-гигиеническое обучение пациентов;
-
знать основы охраны труда.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Студент(ка) работает в должности старшей медсестры в отделениях терапевтического и хирургического профиля в течение 20 дней по 10 дней в каждом, а также в отделении (палате) интенсивной терапии - 2 дня, в приемном отделении - 2 дня по 6 часов в день.
Во время прохождения практики студент(ка):
-
Знакомится с режимом работы структурного подразделения, графиком работы сотрудников, порядком приема (транспортировки) и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств палатной медсестрой и санитаркой, с правилами выписки и хранения медикаментов, правилами учета и хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных веществ, стерильных растворов и медицинского инвентаря, распорядком дня в отделении, правилами посещений больных и приема передач, с санитарно-противоэпидемическим режимом палат, буфетных, санитарных комнат.
-
Знакомится с организацией работы старшей медсестры отделения: руководство средним и младшим медицинским персоналом, оценка труда сотрудников, составление планов, графиков, табелей, должностных инструкций, прием и увольнение, правильная расстановка, рациональное использование и замена кадров, разработка мер по повышению качества труда и ухода.
-
Организует и контролирует работу палатной медицинской сестры: выполнение функциональных обязанностей, оснащение и санэпидрежим поста, палат, заполнение документации.
-
Организует и контролирует работу процедурной, перевязочной медсестры: оснащение и режим работы процедурного, перевязочного кабинета в соответствии с санитарными нормами и правилами, выполнение функциональных обязанностей работников кабинета, соблюдение санэпидрежима, ведение документации.
-
Организует и контролирует работу сестры-хозяйки: ведение бельевого и мебельного инвентаря (учет, ремонт, списание).
-
Организует и контролирует работу санитарки-буфетчицы: оснащение и санэпидрежим работы раздаточных, столовых, получение и выдача пищи, хранение пищевых продуктов в холодильниках и тумбочках.
-
Организует и контролирует работу санитарки-ванщицы, младшей медсестры по уходу, санитарки-уборщицы: выполнение функциональных обязанностей, соблюдение правил санэпидрежима.
-
Участвует в оказании неотложной помощи больным.
-
Проводит медико-гигиеническое обучение и воспитание пациентов (беседы, лекции, выпуск санбюллетеня).
-
Организует и проводит обучающую конференцию для младшего и среднего персонала по актуальным вопросам.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:
-
Организации лечебно-охранительного режима отделения.
-
Организации, контроля и оценки труда среднего и младшего медперсонала.
-
Составления планов работы старшей медсестры.
-
Составления графиков работы сотрудников, табелей, должностных инструкций.
-
Оформления медицинской документации.
-
Заполнения требований на получение лекарственных средств и медаппаратуры, их выдачи и учет.
-
Учета наркотических и сильнодействующих средств.
-
Организации работы отделения при чрезвычайных ситуациях
-
Оказания плановой и неотложной доврачебной помощи.
-
Составления стандартов деятельности среднего медицинского персонала.
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.
Проделанную работу ежедневно студенты фиксируют в специально оформленной тетради-дневнике, который заверяется подписью старшей медсестры отделения. Сведения тетрадей-дневников используются для написания отчета, который оформляется как итог проведенной работы. В отчете отмечаются практические навыки, количество заполненной медицинской документации, проведенных бесед, конференций на медицинские темы, даются оценка и принципы работы отделения, кабинетов. На каждого студента старшая медсестра пишет отзыв. Отчет должен быть заверен подписью ответственного за практику, заведующего отделением и печатью лечебного учреждения, где студент(ка) проходил(а) практику.
По окончании практики студенты сдают дифференцированный зачет на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.
Вопросы к дифференцированному зачету
-
Правила внутреннего распорядка стационара и отделений.
-
Санитарно-противоэпидемический режим отделений стационара.
-
Хранение, выписка, учет лекарственных веществ.
-
Организация лечебного питания в отделениях стационара.
-
Парентеральное питание, его виды.
-
Профилактика больничного травматизма.
-
Основная документация старшей медсестры отделения.
-
Основная документация палатной медсестры отделения.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры терапевтического отделения.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры хирургического отделения.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность палатной медсестры терапевтического отделения.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность палатной медсестры хирургического отделения.
-
Организация работы и документация старшей медсестры отделения реанимации и интенсивной терапии.
-
Организация работы и документация фельдшера-лаборанта.
-
Организация работы и документация фельдшера-валеолога.
-
Принципы работы старшей медсестры приемного отделения стационара.
-
Организация работы и документация дежурной медсестры приемного отделения.
-
Санитарная обработка больного в приемном отделении.
-
Виды транспортировки больных в отделение.
-
Правила приема передач больным.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность процедурной медсестры.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность перевязочной медсестры.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность санитарки-буфетчицы.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность сестры-хозяйки.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность младшей медсестры.
-
Режим работы и документация процедурного кабинета.
-
Режим работы и документация перевязочного кабинета.
-
Принципы оказания неотложной доврачебной помощи при кровотечениях, шоке, обмороке, коллапсе.
-
Организация ухода за больными в терминальном состоянии.
-
Состав бикса-укладки при выявлении особо опасных инфекций.
-
Состав аптечки-укладки для профилактики ВИЧ-инфекции.
-
Состав укладки при выявлении педикулеза у больного.
2. Практика в должности главной медицинской сестры.
Производственная практика в должности главная медицинская сестра проводится с целью освоения практических навыков руководителей сестринских кадров высшего уровня, выработки у студентов основ организации труда средних и младших медицинских кадров, знакомства с системой взаимодействия лечебно-профилактических учреждений здравоохранения с санитарно- эпидемиологическими учреждениями, изучения вопросов организации и содержания медико-социальной помощи.
ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ:
-
Изучить роль сестринского персонала в системе охраны здоровья населения.
-
Подготовить руководителя сестринской службы высшего уровня.
-
Совершенствовать знания, полученные студентами при изучении теории сестринского дела.
-
Позволить на практике применять знания менеджмента.
-
Изучить систему делопроизводства в медицинском учреждении, организацию учетно-отчетной деятельности медицинского учреждения.
-
Освоить практические основы валеологии и санологии, организацию работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
-
Использовать функции и методы управления в административной деятельности.
-
Владеть коммуникативными навыками общения.
-
Организовать работу по кадровому планированию, расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних медицинских кадров.
-
Работать с основными видами документов.
-
Использовать сестринский процесс в работе среднего медицинского персонала.
-
Оценивать качество и эффективность сестринской помощи.
-
Организовать взаимодействие с общественными организациями и сестринскими ассоциациями.
-
Знать систему взаимодействия, между структурными подразделениями медицинского учреждения, организации здравоохранения различных типов.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА:
Студент(ка) работает в должности главной медицинской сестры стационара или поликлиники под руководством главной медицинской сестры в течение 24 дней по 6 часов в день.
Во время прохождения практики студент(ка):
-
Знакомится с типом лечебного учреждения, принципами его работы, с правилами организации труда.
-
Изучает документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности медицинского учреждения и его структурных подразделений.
-
Изучает документы, регламентирующие укомплектованность и потребность медицинского учреждения в средних медицинских кадрах, штатными нормативами и расписанием, функциональными обязанностями средних и младших медицинских кадров.
-
Изучает систему информационного обеспечения медицинского учреждения, перечень отчетной и учетной документации, порядок ее ведения, хранения, обработки, анализа.
-
Изучает номенклатуру дел главной медицинской сестры.
-
Работает с органзационно-распорядительной документацией ЛПУ.
-
Знакомится с порядком организации Совета медицинских сестер ЛПУ (ТМО).
-
Изучает документы, определяющие санитарно- противоэпидемический режим лечебного учреждения.
-
Изучает документы по организации лечебно-охранительного режима, а также организации лечебного и диетического питания медицинского учреждения.
-
Знакомится с организацией сестринского ухода и внедряет элементы сестринского процесса.
-
Изучает систему организации медицинского учреждения по восстановительному лечению и реабилитации, функцию сестринского персонала в медицинской и социальной реабилитации.
-
Знакомится с организацией экстренной помощи в медицинском учреждении.
-
Самостоятельно проводит контроль и оценку работы структурных подразделений, пищевого блока, центрального стерилизационного отделения, клинико-диагностической лаборатории.
-
Организует и проводит обучающую конференцию для среднего медицинского персонала по актуальным темам.
-
Участвует в подготовке инструктивно-методических и информационных документов по вопросам деятельности среднего и младшего медицинского персонала.
-
Посещает утренние конференции, принимает участие в процессе найма и увольнения среднего и младшего медперсонала, проведении административных, комплексных и целенаправленных обходов.
-
Участвует в учете лекарственных средств и заполняет соответствующую документацию.
-
Принимает участие в инвентаризации и списании инвентаря ЛПУ, составлении актов.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:
-
Использования научных и управленческих подходов в совершенствовании организации сестринской помощи.
-
Планирования системы мероприятий по перспективам развития сестринской службы.
-
Использовать основополагающие директивные документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения.
-
Анализировать документацию, отражающую деятельность средних и младших медицинских кадров; осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения.
-
Организации работы по повышению квалификации и переподготовке, аттестации средних медицинских кадров; оказывать методическую и консультативную помощь сестринскому и младшему медицинскому персоналу.
-
Составления и представления к утверждению индивидуальных профессионально-должностных инструкций сестринского и младшего медицинского персонала и контролировать их выполнение.
-
Организации сестринского ухода за больными на основе сестринского процесса.
-
Организации и контроля работы по обеспечению лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов в медицинском учреждении.
-
Организации контроля за санитарно-просветительской работой с население среднего медицинского персонала.
-
Организации Совета медицинских сестер.
-
Использования в работе документов, регламентирующих порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенностей использования лекарственных средств и материалов.
-
Обеспечивать учебные занятия по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда.
-
Владеть техникой сестринских манипуляций.
-
Оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях, травмах, отравлениях, проведения сердечно-легочной реанимации.
-
Обеспечить проведение учебных мероприятий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения, защите населения, больных и медицинского персонала; оказанию доврачебной помощи в чрезвычайных условиях.
-
Приема населения, работу с письмами и обращениями граждан.
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.
Проделанную работу ежедневно студенты фиксируют в специально оформленной тетради-дневнике, который заверяется подписью главной медсестры. Сведения тетрадей-дневников используются для написания отчета, который оформляется как итог полученных навыков. В отчете отмечаются практические навыки, количество заполненной конкретной медицинской документации, количество проведенных бесед, конференций на медицинские темы, организационно-контролируемая работа, проведенная в лечебно-профилактическом учреждении. На каждого студента главная медсестра ЛПУ пишет отзыв. Отчет должен быть заверен подписью ответственного за практику, заведующего отделением и печатью лечебного учреждения, где студент(ка) проходил(а) практику.
По окончании практики студенты сдают дифференцированный зачет на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.
Вопросы к дифференцированному зачету
-
Номенклатура дел главной медицинской сестры лечебно профилактического учреждения.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность главной медицинской сестры лечебно профилактического учреждения.
-
Положение об отделении ассоциации средних медицинских работников, его основные направления деятельности.
-
Система повышения квалификации и аттестация среднего медицинского персонала.
-
Правила внутреннего распорядка лечебно профилактического учреждения.
-
Принципы проведения административных обходов ЛПУ.
-
Принципы проведения комплексных обходов ЛПУ.
-
Принципы проведения целенаправленных обходов ЛПУ.
-
Санитарно-профилактическая работа лечебно профилактического учреждения. Организация школ здоровья.
-
Профилактика внутрибольничных инфекций.
-
Перечень действующих приказов по санитарно - противоэпидемиологическому режиму в системе лечебно-профилактических учреждений.
-
Нормативные документы, регламентирующие вопросы профилактики и распространения особо опасных инфекционных болезней.
-
Документы, регламентирующие проведение текущих и генеральных уборок ЛПУ.
-
Охрана труда и противопожарная опасность в ЛПУ. Виды инструктажа по технике безопасности.
-
Метрологическая служба ЛПУ. Поверка медицинской техники.
-
Принципы списания и инвентаризации оборудования ЛПУ.
-
Бельевой режим ЛПУ, его санитарные правила и нормы.
-
Организация лекарственной помощи и учет медикаментов в ЛПУ. Работа с наркотиками, с сильнодействующими и ядовитыми лекарственными средствами, лекарственные средства из списков А и Б.
-
Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях.
-
Санитарно-гигиенический режим пищеблока.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность диетической сестры лечебно-профилактических учреждений.
-
Должностные обязанности работников пищеблока.
-
Организация работы в производственных помещениях централизованной стерилизационной и их оснащение.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры центрального стерилизационного отделения.
-
Положение о лаборанте клинико-диагностической лаборатории ЛПУ.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры физиотерапевтического отделения.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры отделения (кабинета) функциональной диагностики.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры отделения (кабинета) эндоскопии.
-
Организация и принципы работы операционного блока.
-
Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры операционного блока.
-
Организация работы отделения (палаты) интенсивной терапии и реанимации лечебно-профилактического учреждения.
-
Порядок работы приемного отделения лечебно-профилактического учреждения.
-
Учетные формы и журналы, необходимые для работы приемного отделения.
-
Должностная инструкция медицинского статистика ЛПУ.
-
Функциональные обязанности медицинского регистратора, работающего в "столе справок" ЛПУ.
страница 1
|