Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования

Республики Беларусь

18.05.2006


Регистрационный № ТД-I.020/тип.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ



Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности 1-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий



СоставителЬ:

И.С. Асаенок, заведующий кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор медицинских наук, профессор

РецензентЫ:

Кафедра юридической психологии Учреждения образования «Минский институт управления» (протокол № 5 от 22.01.2006.);

Л.М.Лобанок, профессор кафедры нормальной физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинский наук, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 6 от 09.01.2006.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 5 от 15.02.2006.)

СОГЛАСОВАНА:

Председателем Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники;

Начальником Управления высшего и среднего специального

образования Министерства образования Республики Беларусь;

Первым проректором Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» разработана для специальности 1-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий высших учебных заведений, предусматривает базовую подготовку студентов, необходимую для объяснения физиологических закономерностей психической деятельности человека. Отделение физиологии нервной деятельности от психологии совершенно неправомерно, поскольку предмет психологии – нейропсихический процесс или целостная психофизиологическая реальность. Физиология высшей нервной деятельности – это не просто раздел нейрофизиологии, а чрезвычайно важная естественнонаучная база психических функций человека.

Предмет физиологии высшей нервной деятельности – это прежде всего развитие науки о мозге и поведении – психофизиологии, нейрофизиологии и нейропсихологии. Задачами этих наук являются:


  1. Изучение функций нервной системы и ее основных структурных единиц – нейронов.

2. Исследование мозговых механизмов высших психологических функций.

3. Изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратам.


Программа рассчитана на 82 учебных часа. Из них 51 – аудиторные: лекций – 34 часа, практических занятий –17 часов

.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Связь науки физиологии и психологии. Место этих наук среди других научных дисциплин – биологических, психологических, медицинских. Понятие системного подхода в физиологии. Функциональные структуры в системе психофизиологии. Понятие о нейрофизиологии. Системно-структурный анализ поведения.
Раздел 2. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Определение, методы исследования сенсорных систем. Общие принципы организации сенсорных систем. Система вкуса: вкусовые ощущения, центральные вкусовые пути. Обонятельная система. Висцеральная сенсорная система: интерорецепторы, проводящие пути, центры висцеральной системы. Висцеральные ощущения и восприятие. Количественные характеристики сенсорных систем.

Раздел 3. СЕНСОРНЫЕ СИГНАЛЫ. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
Основные функции сенсорной системы. Обнаружение и различие сигналов. Сенсорная рецепция. Передача и преобразование сигналов. Кодировка информации. Детектирование сигналов и опознавание образов. Адаптация сенсорной системы. Механизмы переработки информации в сенсорной системе.
Раздел 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Кодировка информации в нервной системе. Две системы: «Что» и «Где». Сенсорная модель внешней среды.
Раздел 5. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Функциональные системы психической деятельности. Архитектоника психической деятельности, ее системные кванты. Мыслительная деятельность. Динамика и системогенез мыслительной деятельности. Эндогенез и экзогенное построение мысли. Саморегуляция мыслительной деятельности. Творческая деятельность. Программирование мыслительной деятельности. Мотивация ее.
Раздел 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Понятие функционального состояния. Эффективность деятельности и функциональное состояние. Способы оценки функциональных состояний. Циклические изменения функционального состояния организма. Биоритмы, сон, бодрствование. Функциональное значение медленного и быстрого сна.
Раздел 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Двигательная активность. Классификация движений. Механизм генициации двигательного акта. Эмоциональный мозг. Когнитивный мозг. Произвольные движения. Структура двигательного акта.
Раздел 8. СОЗНАНИЕ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Понятие “Сознание”. Сознание у человека и животных. Поведенческие признаки сознания. Развитие сознания в филогенезе. Функциональные и структурные предпосылки сознания. Теории сознания, изменение состояния. Медитация. Гипноз. Кома.
Раздел 9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
Проблема внимания в психологии. Виды внима-ния. Непроизвольное внимание и ориентированный рефлекс. Концепция нервной модели стимула. Произвольное внимание. Механизмы активности. Ориентированно исследовательская деятельность. Проблемы внимания в традиционной и системной психофизиологии.
Раздел 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Общее представление о мышлении. Мышление и речь. Структура процесса мышления. Художест-венный и средний типы мышления по И.П. Павлову. Типы интеллекта по Г.Айзенку.
Раздел 11. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ
Речь. Первая и вторая сигнальные системы. Взаимодействие сигнальных систем. Основные функции речи. Афазия. Организация центров речи в коре. Межполушарная асимметрия и речь. Взаимодействие полушарий мозга в процессе обработки информации.
Раздел 12. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ
Структурная организация памяти. Виды памяти. Временная организация памяти. Стадии фиксации памяти. Кратковременная и долговременная память. Восстановление памяти. Организация активной памяти. Объем и быстродейсвие памяти. Фи-зиологические основы обучения. Декларативная и процедурная память. Амнезия.
Раздел 13. МОТИВАЦИЯ
Понятие мотивации. Лассификация. Общие свойства биологических мотиваций. Теории мотиваций. Механизмы формирования биологических мотиваций. Мотивации как особое состояние мозга. Мотивации и эмоции. Свойства мотивационного состояния. Мотивация и память. Направляющий компонент доминирующей мотивации. Мотивация и подкрепление. Биологическая мотивация и формирование личности. Потологические мотивации.
Раздел 14. ЭМОЦИИ
Общая характеристика эмоций. Приспособитель-ное значение эмоций. Системные механизмы эмоций. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоции обучения. Роль эмоций в сохранении здоровья и работоспособности.

Раздел 15. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ
Психофизиологические и биологические теории научения. Научение как процесс. Нейрофизиологические механизмы научения. Системная психофизиология научения. Проблема элементов индивидуального опыта. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта. Влияние научения на организацию мозговой активности.
Раздел 16. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Стресс физиологический и психоэмоциональный. Физиологические механизмы на стресс. Индивидуальные различия в реакции на стресс. Адаптационный синдром на стресс. Коррекции реакций организма на стресс. Виды стресса, связанные с ним заболевания.

перечень практических занятий

1. Исследование основных функций сенсорной системы: передача, кодировка сигналов, кодирование информации.

2. Изучение архитектоники мыслительной деятельности и программирование.

3. Проблемы внимания в традиционной и системной психофизиологии, механизмы проявления активности.

4. Сигнальные системы, их взаимодействие, основные функции речи.

5. Общая характеристика эмоций, системные механизмы, физиологические основы эмоций.

6. Исследование функций мышления, структура процесса мышления, типы мышления по И.П. Павлову.

7. Кодирование информации в нервной системе, сенсорная модель внешней среды.

8. Анализ функциональных состояний человека, методики оценки их в динамике.

9. Стрессовые реакции, их физиологические механизмы, виды стресса.

10. Структурная организация памяти, виды, объем, быстродействие.

ЛИТЕРАТУРА




ОСНОВНАЯ


1. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект-Пресс, 2002.

3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. М.: МГУ, 1992.

4. Психофизиология /Под ред. Ю.И. Александрова. Изд. 3-е. СПБ.: Питер, 2006.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2003.

6. Физиология человека /Под ред. В.И. Покровского, Г.Ф. Коротько. 2-е изд. М.: Медицина, 2003.

7. Шульский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект – Пресс, 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


1. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. Л.: Наука, 1971.

2. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

3. Костанцов Э.А. Восприятии и эмоции. М.: Медицина, 1977.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.

5. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: МИР, 1995.

6. Самьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М.: Мир, 1975.

7. Соколов Е.Н. Психофизиология М.: МГУ, 1981.

8. Суворов Н.Ф, Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. Л.: Наука, 1985.

9. Хъюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.

УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования

Республики Беларусь

18.05.2006

Регистрационный № ТД-I.021/тип.


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности 1-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий




Составители:

И.Г.Шупейко, доцент кафедры инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат психологических наук, доцент;

А.Ю.Борбот, ассистент кафедры инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Рецензенты:

Кафедра психологии Учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» (протокол № 4 от 23.12.2005.);

Г.В.Лосик, ведущий научный сотрудник Государственного научного учреждения «Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси», доктор психологических наук

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 6 от 09.01.2006.)

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 5 от 15.02.2006.)

СОГЛАСОВАНА:

Председателем Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники;

Начальником Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь;

Первым проректором Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Общая психология» разработана для специальности 1-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий высших учебных заведений. Она закладывает основы психологической подготовки инженеров-системотехников, специалистов по учету человеческого фактора при разработке и эксплуатации систем современных информационных технологий. Целью изучения дисциплины является формирование целостного представления о психологической науке, ее предмете, задачах, основных направлениях, современном состоянии и перспективах развития. Основные задачи дисциплины: формирование интереса к психологическому знанию, создание мотивации для изучения последующих дисциплин психологического цикла; освоение категорий и важнейших понятий психологической науки; развитие умения анализировать факты психической жизни и работать с психологической литературой.

Программа рассчитана на 102 учебных часа. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 68 часов, практических и семинарских занятий – 34 часа.

В результате освоения курса «Общая психология» студент должен:



знать:

  • основные теоретические положения психологии;

  • категории и основные понятия общей психологии, психологии личности, социальной психологии;

уметь характеризовать:

  • основные категории психологии, уровни психического отражения, психические процессы;

  • структуру и функции психических состояний;

  • психические свойства личности;

  • особенности социально-психологических явлений;

уметь анализировать:

  • психические процессы как основу познавательной и исполнительской деятельности;

  • психические свойства личности и их особенности;

  • внешние и внутренние причины развития психических явлений;

приобрести навыки:

  • профессиональной рефлексии;

  • саморазвития и самоактуализации личности;

  • профессионального творчества;

  • управления и самоуправления в профессиональной деятельности;

  • саморегуляции психических состояний;

  • психологической самодиагностики;

  • применения психологических знаний в профессиональной практике.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. введение в психологию
Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологической науки

Предмет психологии. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Психология в системе научных дисциплин. Специфика психологического знания.

Понятие предмета и объекта психологии. Основные этапы развития представления о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Представления древних философов о душе. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Современное представление о предмете психологии.

Отрасли психологии и задачи психологической практики. Общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, психофизиология, зоопсихология. Взаимосвязь теоретических и практических задач психологии. Основные задачи психодиагностики. Психология, психотерапия, психологическое консультирование. Междисциплинарные связи психологической науки.

Методология психологии. Уровни методологии. Диалектико-материалистический подход как общая методология психологии, его основные положения. Методологические принципы. Системный подход при изучении психических явлений.

Методы психологии, их классификация. Интроспекция как метод исследования психики, его ограниченность. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов.

Наблюдение, виды наблюдения, требования к проведению. Метод опроса. Анализ продуктов деятельности как метод психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Формирующий эксперимент. Диагностические тесты. Сравнительно-генетический метод. Сравнительно-патологический метод. Анализ отдельных случаев (клинический метод).

Применение методов математической статистики в психологическом исследовании.


Тема 2. психика, ее природа, происхождение и развитие, функции, уровни и проявления

Виды отражения: физическое, биологическое, психическое. Критерий и особенности психического отражения.

Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.

Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития поведения и психики. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятие инстинкта, научения и интеллекта у животных. Понятие об активности животных, ее усложнение в ходе эволюции.

Общественно-историческая природа психики человека. Характер трудовой деятельности.

Связь психики с функционированием нервной системы человека. Функции психики человека: регулятивная, коммуникативная, познавательная.

Психические явления как основные формы существования психического, их виды: психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования. Характеристика психических явлений, их взаимосвязь и взаимовлияние.

Сознание человека как высший уровень развития психики. Возможности, предоставляемые человеку его сознанием. Функции и особенности сознания. Структура сознания. Формирование сознания. Сознание и язык. Связь сознания человека с основными видами психических явлений. Соотношение понятий «психическое» и «сознательное». Бессознательное, его место и роль в психике человека.



Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ



Тема 3. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Содержание и соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в личности человека. Структура личности.

Потребности как источник активности личности, их виды и общие свойства. Структура личных потребностей человека и закономерности их проявления.

Мотивы как побуждения к активности, характеристика мотивационной сферы личности. Виды мотивов и их характеристики.

Самосознание личности и его основные компоненты: образ «Я», самооценка, уровень притязаний, ожидаемая оценка личности группой.

Психические свойства личности. Направленность личности, ее структура, виды и характеристики. Темперамент человека, его качественные характеристики и физиологическая основа. Свойства основных типов темперамента: холерического, сангвинического, меланхолического и флегматического. Характер человека и закономерности его формирования. Структура характера. Связь между темпераментом и характером человека. Способности человека, их качественная и количественная характеристика. Задатки как предпосылки развития способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Диагностика и развитие способностей.


Тема 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Ощущение как простейший познавательный процесс. Классификация ощущений.

Восприятие как наглядно-образное отражение предметов и явлений действительности. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, избирательность, осмысленность.

Память как процесс сохранения и использования индивидуального опыта. Виды и процессы памяти.

Представление как процесс воссоздания образов предметов, ранее воздействующих на органы чувств.

Мышление как высшая форма познавательных психических процессов.. Виды мышления и их характеристики. Мыслительные операции.

Воображение как процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Виды воображения и их характеристика.

Внимание как избирательная направленность сознания человека на определенные объекты.

Речь как процесс практического применения человеком языка в целях общения и обеспечения функционирования сознания.

Тема 5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ


Эмоции, их природа, особенности и характер проявления. Функции эмоций. Виды эмоций: аффект, собственно эмоция, чувство, настроение, стресс. Теории происхождения эмоций. Эмоции и потребности. Стресс, его причины и влияние на жизнедеятельность человека. Способы управления эмоциональными состояниями.

Воля, ее проявления и особенности. Функции воли. Психологическая структура волевого акта. Волевые качества и их формирование.

Психические состояния, их природа и качественные характеристики. Функции и структура психических состояний. Классификация состояний, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Психические образования: знания, навыки и умения, их характеристики и закономерности формирования.


Тема 6. Психологический анализ деятельности

Общее понятие о деятельности. Деятельностный подход в психологии, предпосылки его возникновения. Проблема единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Исследование психологических особенностей строения деятельности. Предметность деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность, их взаимопереходы. Деятельность и активность. Основные виды деятельности: труд, учение, игра, общение. Деятельность и психические процессы. Субъект деятельности. Функции психики в деятельности.

Строение деятельности. Мотивы и цели деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия, их зависимость от условий и наличных средств достижения цели. Взаимопереходы составляющих деятельности.

Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Внутренние умственные действия и операции.

Процессы целеобразования, механизм формирования новой деятельности – «сдвиг мотива на цель».

Двигательный состав действия. Проблема двигательной задачи. Программа выполнения действия, наличие постоянной коррекции действия, роль аффективных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов. Уровни построения движений. Понятие о координации движений. Формирование двигательных навыков.


Тема 7. Развитие психики человека в онтогенезе

Понятие общественно-исторического опыта. Закрепление достижений человечества в материальных и духовных продуктах деятельности людей. Становление личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Характеристика процесса присвоения. Условия присвоения общественно-исторического опыта: активность ребенка в общении со взрослым. Культурно-историческая парадигма в психологии.

Понятие интериоризации как перехода совместной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность.

Формирование высших психических функций. Понятие «психическое развитие». Психологическая характеристика возраста. Закономерности психического развития. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования.

Различные подходы к проблеме периодизации возрастного развития человека (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин).
Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
Тема 8. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия

Взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга. Стиль и содержание взаимодействия. Особенности продуктивного и непродуктивного стиля взаимодействия. Межличностное и межгрупповое взаимодействие, их признаки и особенности. Уровни и этапы процесса социального взаимодействия. Типы взаимодействия и стратегии поведения его участников.

Взаимоотношения людей как результат их взаимодействия. Межличностная привлекательность и непривлекательность и факторы их определяющие. Совместимость людей и характер межличностных отношений. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми. Функции общения. Виды общения и их характеристики. Коммуникативные барьеры. Условия взаимопонимания в общении.

Социальная перцепция как процесс восприятия людей и социальных групп, ее особенности. Функции и механизмы социальной перценции. Эффекты межличностного восприятия.



Тема 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП


Понятие “малой” группы. Классификация малых групп. Психологическая структура малой группы. Психологические явления и процессы в малой группе.

Коллектив как социальная группа и субъект трудовой деятельности. Формальная и неформальная структуры коллектива, их формирование, функции и влияние на жизнедеятельность коллектива. Сплоченность коллектива и факторы, ее определяющие. Неформальное лидерство. Типы неформальных лидеров и их психологические характеристики. Психологическая совместимость и ее виды. Социально-психологический климат коллектива. Признаки благоприятного социально-психологичсекого климата.





страница 1 страница 2

Смотрите также: