Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1




Составитель:

А.Н. Годлевская — доцент кафедры оптики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»,

кандидат физико-математических наук, доцент




Рецензенты:

А.Н. Павлов — учитель высшей категории, учитель физики ГУО «Гимназия № 56 г. Гомеля»;

В.В. Свиридова — доцент кафедры общей физики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой оптики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Методическим советом физического факультета

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);

Ответственный за редакцию: А.Н. Годлевская

Ответственный за выпуск: А.Н. Годлевская
Пояснительная записка
Геометрическая оптика – раздел оптики, в котором изучаются законы распространения оптического излучения на основе представлений о световых лучах. В рамках геометрической оптики удается создать упрощенную, но в большинстве случаев достаточно точную теорию оптических систем. Здесь объясняется образование изображений, существует возможность вычисления аберраций оптических систем и разрабатывать методы их исправления, выводить энергетические соотношения для световых пучков, проходящих через оптические системы, оценивать качество изображения, изучаются методы расчета хода лучей через оптическую систему и основы конструирования оптических систем.

В курсе физики средней школы изучаются основы геометрической оптики. Во внеурочное время (например, на факультативных занятиях имеется возможность выйти за рамки обязательной программы и обучить учащихся приемам осуществления экспериментальных исследований, целью которых является изучение простейших оптических систем и их характеристик, а также условий формирования качественных изображений с применением таких систем). Для решения этих задач учитель должен иметь достаточную подготовку в области геометрической оптики.

Актуальной задачей в практической работе учителей является проектирование учебного процесса и адаптация материала по геометрической оптике к школьной программе и уровню математического и физического образования школьников. К сожалению, качественных научно-методических материалов по данной проблеме в настоящее время предлагается недостаточно. Поэтому подготовка будущих педагогов в области геометрической оптики и теории оптических систем, а также в области методики преподавания геометрической оптики в средней школе на основе прогрессивных технологий образования является актуальной задачей вуза.

Изучение курса базируется на сведениях из общего курса физики (прежде всего – оптики). Для его изучения необходимы знания в области геометрии, черчения.



Целями изучения спецкурса является усвоение студентами теоретических основ, экспериментальной техники и методики исследования и теоретического расчета основных характеристик оптических систем и их элементов, овладение методикой преподавания данного раздела физики в средней школе.

Задачами спецкурса являются:

  • усвоение студентами основных понятий и законов геометрической оптики;

  • овладение теоретическими основами геометрической оптики и методикой расчета идеальных оптических систем;

  • понимание студентами сути, происхождения аберраций оптической системы и их влияния на качество изображений;

  • усвоение правил построения изображений оптическими приборами различного назначения: микроскопами, телескопами, проекционными аппаратами и др.;

  • приобретение практических навыков в расчете, конструировании и исследовании оптических систем;

  • освоение методики проектирования учебного процесса при изучении геометрической оптики в средней школе;

  • освоение методики решения задач по геометрической оптике и теории оптических систем.

В результате изучения данного курса студенты должны знать и уметь применять на практике:

  • основные понятия и законы геометрической оптики;

  • основные положения и формулы теории солинейного сродства;

  • законы и уравнения, описывающие распространение света в идеальной оптической системе;

  • методику и технику выполнения экспериментальных исследований по геометрической оптике;

  • методику решения задач по геометрической оптике;

  • содержание программы по физике и учебных пособий по физике для средней школы в части, относящейся к изучению геометрической оптики;

уметь:

  • пользоваться научным и учебным оборудованием и аппаратурой, предназначенной для исследований по геометрической оптике;

  • строить изображение в оптических системах микроскопов, телескопов, проекционных аппаратов и т.д. и рассчитывать ход лучей в них и их основные характеристики;

  • решать задачи различного уровня сложности;

  • проектировать учебный процесс с использованием современных образовательных технологий;

владеть:

  • методиками юстировки оптических систем;

  • методами определения радиусов кривизны оптических поверхностей, фокусных расстояний и увеличений линз и оптических систем;

  • методиками теоретического расчета хода лучей через оптические системы и их основных характеристик;

  • методикой и техникой выполнения демонстраций и организации экспериментальных исследований учащихся по геометрической оптике;

  • методикой и практическими навыками решения задач различного уровня сложности по геометрической оптике.

Спецкурс изучается студентами 5-го курса специальности 1-31 04 01 Физика по направлению 1-31 04 01 03 «Физика (научно-педагогическая деятельность)» со специализацией 1-31 04 01 03 05 «Лазерная физика и спектроскопия».



Общее количество часов – 84; аудиторное количество часов — 44, из них: лекции — 14, лабораторные занятия — 16, практические занятия — 8, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) — 6. Форма отчётности — экзамен.
Примерный тематический план



№ п/п

Название темы

Лекции

Практические

Лабораторные занятия

СУРС

Всего

1

Оптические системы и их классификация по принципу положения предмета и изображения


2










2

2

Основные понятия теории оптических систем


2










2

3

Геометрическая оптика идеальной оптической системы


2

2

4




8

4

Теория коллинеарного преобразования для идеальной оптической системы

2










2

5

Расчет хода луча через идеальную оптическую систему

2

2







4

6

Аберрации оптических систем










2

2

7

Ограничение пучков лучей в оптических системах

2

2







4

8

Светораспределение в оптической системе










2

2

9

Оптические системы







8

2

10

10

Содержание учебного материала и методика изучения геометрической оптики в средней школе

2

2

4




8




Итого

14

8

16

6

34

Содержание учебного материала




Оптические системы и их классификация по принципу положения предмета и изображения. Историческая справка. Понятие оптической системы. Классификация оптических систем по принципу положения предмета и изображения: зрительная труба, микроскоп, объектив, проекционная система.

Основные понятия теории оптических систем. Понятийный аппарат теории оптических систем (основные определения). Основные положения теории солинейного сродства. Параксиальные и нулевые лучи. Правила знаков.

Геометрическая оптика идеальной оптической системы. Основные понятия и законы геометрической оптики: закон прямолинейного распространения света; закон независимого распространения света; закон отражения; закон преломления. Преломление лучей сферической поверхностью. Условие синусов. Апланатические точки сферической поверхности.

Теория коллинеарного преобразования для идеальной оптической системы. Параксиальная область лучей. Оптические инварианты в параксиальной области: инвариант Аббе, инвариант Лагранжа-Гельмгольца. Графический способ построения изображения. Основные формулы солинейного сродства: формула Ньютона, условие тангенсов. Условия существования изображения.

Расчет хода луча через идеальную оптическую систему. Алгоритм расчета хода параксиальных лучей через оптическую систему, заданную оптическими силами линз и расстояниями между главными плоскостями компонентов. Алгоритм расчета хода параксиальных лучей через оптическую систему, заданную конструктивными элементами: радиусами кривизны поверхностей, расстояниями между главными плоскостями элементов, показателями преломления сред. Вспомогательные параксиальные лучи (нулевые лучи). Методика расчета хода первого и второго параксиальных лучей.

Аберрации оптических систем. Понятие об аберрациях. Классификация аберраций. Анаберрационные поверхности. Монохроматические аберрации третьего и высших порядков: сферическая аберрация, кома, астигматизм, кривизна изображения, дисторсия. Хроматические аберрации первого порядка: хроматизм положения, вторичный спектр; хроматизм увеличения. Хроматические аберрации третьего порядка: сферохроматическая аберрация, цветная кома, цветной астигматизм, цветная кривизна, хроматическая дисторсия. Геометрический смысл аберраций третьего порядка. Фигуры рассеяния для аберраций третьего порядка. Корригирование аберраций.

Ограничение пучков лучей в оптических системах. Диафрагмы и их назначение. Классификация диафрагм: апертурная, полевая, виньетирующая диафрагмы, диафрагмы специального назначения. Входной и выходной зрачки оптической системы, их положение; формула Гаусса и инвариант Лагранжа-Гельмгольца, отнесенные к зрачкам оптической системы. Линейное, угловое поля системы. Определение диаметра и положения полевой диафрагмы. Виды виньетирования. Входное и выходное окна системы.

Светораспределение в оптической системе. Системы энергетических и световых величин. Потери излучения в оптической системе. Коэффициенты отражения, поглощения, рассеяния, пропускания. Яркость отраженных и преломленных пучков лучей. Световые трубки. Просветление оптики.

Оптические системы. Элементы оптических систем. Глаз как оптическая система и приемник излучения. Телескопические системы. Микроскопы и лупы. Проекционные оптические системы. Фотографические системы.

Содержание учебного материала и методика изучения геометрической оптики в средней школе. Содержание программ по физике для классов с различным уровнем изучения физики. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Содержание учебных пособий по физике (раздел «Геометрическая оптика»). Возможность применения современных образовательных технологий при изучении геометрической оптики в средней школе. Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся по геометрической оптике.


Информационно-методическая часть




Примерный перечень лабораторных работ


  1. Изучение законов отражения и преломления света на уроках-мастерских

  2. Определение фокусных расстояний и радиусов кривизны линз различными методами

  3. Конструирование простейшего микроскопа и определение его увеличения

  4. Конструирование простейшего телескопа и определение его увеличения

Примерный перечень практических занятий


  1. Методика решения задач с применением законов отражения и преломления света (деловая игра)

  2. Методика построения хода лучей через идеальную оптическую систему и расчета ее характеристик (деловая игра)

  3. Ограничение пучков лучей в оптических системах

  4. Качественные задачи по геометрической оптике и их использование на уроках различного типа



Рекомендуемые формы контроля знаний





  1. Тестовые задания

  2. Реферативные работы

  3. Защита отчетов о лабораторных работах



Рекомендуемые темы тестовых заданий


  1. Оптические системы и их классификация по принципу положения предмета и изображения. Основные понятия теории оптических систем

  2. Ограничение пучков лучей в оптических системах. Светораспределение в оптической системе



Рекомендуемые темы реферативных работ





  1. Глаз как оптическая система. Стереоскопическое зрение

  2. Проекционные системы различного типа и их практическое применение

  3. Компьютерные программы расчета оптических систем и их характеристик и их использование в учебном процессе по физике

  4. Содержание учебного материала по геометрической оптике в учебных пособиях, рекомендованных для учащихся: достоинства и недостатки

  5. Современный фотоаппарат и его особенности

  6. Стереоскопические оптические системы и их практическое применение. Современная проекционная система и ее возможности.

  7. Современные методы коррекции зрения.

  8. Оптические системы специального назначения и их использование в медицине

  9. Оптические системы для инфракрасной области спектра: аппарат ночного видения

  10. Стереоскопическое кино и стереоскопическая фотография

  11. Современные светокопировальные устройства: принцип действия и возможности

  12. Оптические системы, содержащие волноводы, и их практическое применение

  13. Использование оптических систем в космических исследованиях

  14. Оптические системы для геодезических и аэронавигационных измерений.

  15. Оптические системы в строительстве и военном деле

  16. Видеоматериалы по геометрической оптике и их использование в учебном процессе

.

Рекомендуемая литература



Основная

  1. Руководящие документы министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие преподавание физики в средней школе: стандарт образования, программа по физике, инструктивно-методические письма, учебные пособия и др.

  2. Халиманович, А.А. Человек и мир. V класс. / А.А. Халиманович, Я.Н. Яцкевич, М.И. Вишневский, В.Н. Гирина. – Мн.: Народная асвета, 2009.

  3. Жилко, В.В. Физика: Учеб. пособие для 10-го класса общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / В.В. Жилко, А.В. Лавриненко, Л.Г. Маркович. – Мн.: Нар. Асвета, 2001.

  4. Кембровский, Г.С. Геометрическая оптика в школе / Г.С. Кембровский. – Мн.: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2008.

  5. Прокопенко В.С. Лабораторный эксперимент при изучении оптики / В.С. Прокопенко. – Красноярск: изд-во КрГУ, 1985.

  6. Бегунов Б.Н., Заказнов Н.П. Теория оптических систем. – М.: Машиностроение, 1973.

  7. Апенко М.И., Дубовик А.С. Прикладная оптика. – М.: Наука, 1971.

  8. Заказнов Н.П. Прикладная геометрическая оптика. – М.: Машиностроение, 1984.

  9. Жилко В. В. Сборник вопросов и задач по физике для 10-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 11-летним сроком обучения / В. В. Жилко, Л. Г. Маркович. – Мн.: Нар. асвета, 2003. – 223 с.


Дополнительная

  1. Физический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1984.

  2. Ландсберг Г.С. Оптика / Г.С. Ландсберг. – М.: Наука, 2006.

  3. Зайдель, А.Н. Техника и практика спектроскопии / А.Н. Зайдель, Г.В. Островская, Ю.И. Островский. – М.: Наука, 1976. – Гл. 1.

  4. Кулагин, С.В. Оптико-механические приборы. / С.В. Кулагин, В.Н. Дикарев, Г.С. Мосягин и др. – М.: Машиностроение, 1975. – Гл. 3.

  5. Зайдель, А.Н. Погрешности измерений физических величин / А.Н. Зайдель. – Л.: Наука, 1985.

  6. Попко, Ю.М., Князева А.А. Руководство к практикуму по физике / Ю.М. Попко, А.А. Князева.– М.: Учпедгиз, 1959. – С. 317 – 325.

  7. Богданова, Т.Н., Субботина Е.П. Руководство к практическим занятиям по физике. Ч. 1 / Т.Н. Богданова, Е.П. Субботина. – М.: Советская наука, 1949. – С. 338 – 355.

8. Емельянов, В.А., Лин Д.Г., Шолох В.Ф. Методы обработки результатов измерений в лаборатории физпрактикума. – Минск: ПК ООО "Бестпринт", 1997.

10. Афанасьев В.А. Оптические измерения. – М.: Высшая школа, 1981. – Гл. 1.

11. Шпрокхоф, Г. Эксперимент по курсу элементарной физики. Ч. 6. Геометрическая оптика / Г. Шпрокхоф. – М.: Учпедгиз, 1960. – Гл. 1, §§ 3 – 5; Гл. 2, § 9; Гл. 3, § 13.

12. Покровский, С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике: Пособие для учителей / С.Ф. Покровский. – М.: Главполиграфпром, 1963. – 415 с.



  1. Слободянюк, А. И. Олимпиады по физике / А. И. Слободянюк, Л. Г. Маркович, А. В. Лавриненко. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 272 с.

  2. Кембровсий, Г. С. Олимпиады по физике: 7 – 11 классы (2007 год) / Г. С. Кембровский [и др.]. – Мн: Аверсэв, 2008. – 313 с.

  3. Кембровсий, Г. С. Олимпиады по физике: 7 – 11 классы (2006 год) / Г. С. Кембровский [и др.]. – Мн: Аверсэв, 2007. – 302 с.




страница 1

Смотрите также: