страница 1 страница 2 | страница 3 Обращения в Европейский Суд
по правам человека:
руководство для журналистов
Институт проблем информационного права
Серия "Журналистика и право"
Выпуск 45
Регламент Европейского Суда
по правам человека
(редакция от 1 ноября 2003 г.*))
*)Данная новая редакция Регламента включает в себя поправки, принятые Судом на пленарном заседании 7 июля 2003 г. и вступившие в силу 1 ноября 2003 г.
Новой особенностью данной редакции является то, что текст Регламента дополнен распоряжениями по практическим вопросам производства, которые были изданы Председателем Суда в соответствии с правилом 32. Цель этих распоряжений — дать сторонам указания по различным аспектам их взаимодействия с Судом и ввести стандартные процедуры, направленные на упрощение разбирательства дел Судом. На настоящий момент принято 3 таких распоряжения, но следует ожидать принятия новых распоряжений.
Тексты всех последующих дополнительных документов и поправок на английском или французском языке будут размещены на общедоступном веб-сайте Суда (www.echr.coe.int).
Секретариат Суда
г. Страсбург
Содержание
Правило 1. Понятия и термины.
РАЗДЕЛ I — Организация и работа Суда
Глава I — Судьи
Правило 2. Исчисление срока полномочий.
Правило 3. Присяга или торжественное заявление.
Правило 4. Деятельность, несовместимая с должностью.
Правило 5. Старшинство.
Правило 6. Отставка.
Правило 7. Отстранение от должности.
Глава II — Председательство в Суде и роль Бюро
Правило 8. Выборы Председателя Суда и заместителей Председателя Суда, Председателей Секций и заместителей Председателей Секций.
Правило 9. Обязанности Председателя Суда.
Правило 9A. Роль Бюро.
Правило 10. Обязанности заместителей Председателя Суда.
Правило 11. Замещение Председателя Суда и заместителей Председателя Суда.
Правило 12. Председательство в Секциях и Палатах.
Правило 13. Ограничение права председательствовать в Суде.
Правило 14. Сбалансированное представительство полов.
Глава III — Секретариат
Правило 15. Выборы Секретаря.
Правило 16. Выборы заместителей Секретаря.
Правило 17. Обязанности Секретаря.
Правило 18. Организация работы Секретариата.
Глава IV — Работа Суда
Правило 19. Местопребывание Суда.
Правило 20. Пленарные заседания Суда.
Правило 21. Прочие заседания Суда.
Правило 22. Совещание судей.
Правило 23. Голосование.
Глава V — Палаты
Правило 24. Состав Большой Палаты.
Правило 25. Создание Секций.
Правило 26. Создание Палат.
Правило 27. Комитеты.
Правило 28. Отсутствие возможности участвовать в заседании, отказ или освобождение от участия в нем.
Правило 29. Судьи ad hoc.
Правило 30. Общий интерес в деле.
РАЗДЕЛ II — Порядок судопроизводства
Глава I — Общие положения
Правило 31. Возможность отдельных отступлений.
Правило 32. Распоряжения по практическим вопросам производства.
Правило 33. Доступность материалов по делу.
Правило 34. Языки, на которых ведется судопроизводство.
Правило 35. Представительство государств-участников Конвенции.
Правило 36. Представительство заявителей.
Правило 37. Сообщения, уведомления и вызовы в Суд.
Правило 38. Подача состязательных бумаг.
Правило 38A. Рассмотрение процессуальных вопросов.
Правило 39. Предварительные судебные меры.
Правило 40. Срочное уведомление о жалобе.
Правило 41. Очередность рассмотрения дел.
Правило 42. Объединение в одно производство и совместное рассмотрение дел.
Правило 43. Исключение и восстановление жалобы в списке дел, подлежащих рассмотрению.
Правило 44. Участие третьей стороны.
Глава II — Возбуждение дела
Правило 45. Подписи.
Правило 46. Содержание межгосударственной жалобы.
Правило 47. Содержание индивидуальной жалобы.
Глава III — Судьи-докладчики
Правило 48. Межгосударственные жалобы.
Правило 49. Индивидуальные жалобы.
Правило 50. Производство в Большой Палате.
Глава IV — Порядок рассмотрения вопроса о приемлемости жалобы
Межгосударственные жалобы
Правило 51. Передача жалоб в ведение Секций и последующее производство.
Индивидуальные жалобы
Правило 52. Передача жалоб в ведение Секций.
Правило 53. Производство в Комитете.
Правило 54. Производство в Палате.
Правило 54A. Совместное рассмотрение вопросов о приемлемости жалобы и по существу дела.
Межгосударственные и индивидуальные жалобы
Правило 55. Возражения против приемлемости жалобы.
Правило 56. Решение Палаты.
Правило 57. Язык, на котором выносится решение.
Глава V — Порядок производства после принятия жалобы
Правило 58. Межгосударственные жалобы.
Правило 59. Индивидуальные жалобы.
Правило 60. Требования о выплате справедливой компенсации.
Правило 62. Дружественное урегулирование.
Глава VI — Слушания
Правило 63. Гласность судебных слушаний.
Правило 64. Проведение слушаний.
Правило 65. Неявка на слушание.
Правило 70. Стенографический отчет о слушаниях.
Глава VII — Производство в Большой Палате
Правило 71. Применимость процессуальных норм.
Правило 72. Уступка Палатой своей юрисдикции в пользу Большой Палаты.
Правило 73. Прошение стороны о направлении дела в Большую Палату.
Глава VIII — Постановления
Правило 74. Содержание постановления.
Правило 75. Решение по вопросу о выплате справедливой компенсации.
Правило 76. Язык, на котором выносится постановление.
Правило 77. Подписание и объявление постановления, уведомление о нем.
Правило 78. Публикация постановлений и других документов.
Правило 79. Производство по прошениям о толковании.
Правило 80. Производство по прошениям о пересмотре толкования.
Правило 81. Исправление ошибок в решениях и постановлениях.
Глава IX — Консультативные заключения
Правило 82.
Правило 83.
Правило 84.
Правило 85.
Правило 86.
Правило 87.
Правило 88.
Правило 89.
Правило 90.
Глава X — Оплата юридической помощи
Правило 91.
Правило 92.
Правило 93.
Правило 94.
Правило 95.
Правило 96.
РАЗДЕЛ III — Правила переходного периода
Правило 97. Срок полномочий судей.
Правило 98. Председательство в Секциях.
Правило 99. Отношения между Судом и Комиссией.
Правило 100. Производство в Палате и Большой Палате.
Правило 101. Освобождение от оплаты юридической помощи.
Правило 102. Прошение о толковании или пересмотре постановления.
РАЗДЕЛ IV — Заключительные положения
Правило 103. Внесение поправок, приостановление действия правила.
Правило 104. Срок вступления Регламента в силу.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕГЛАМЕНТУ (Относительно расследований)
Правило A1. Следственные мероприятия.
Правило A2. Обязательства сторон в отношении следственных мероприятий.
Правило A3. Неявка на заседание делегации.
Правило A4. Проведение заседаний делегации.
Правило A5. Вызов свидетелей, экспертов и иных лиц на заседания делегации.
Правило A6. Присяга или торжественное заявление свидетелей и экспертов на слушаниях перед делегацией.
Правило A7. Заслушивание свидетелей, экспертов и иных лиц на заседаниях делегации.
Правило A8. Стенографический отчет о слушаниях перед делегацией.
РАСПОРЯЖЕНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПРОИЗВОДСТВА
Просьбы о принятии предварительных судебных мер.
Возбуждение дела.
Состязательные бумаги.
* * *
Европейский Суд по правам человека,
учитывая положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов к ней,
принял настоящий Регламент.
Правило 1 [1]
(Понятия и термины)
Содержащиеся в настоящем Регламенте понятия и термины имеют, если из контекста не следует иное, следующее значение:
(a) «Конвенция» — Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней;
(b) «пленарное заседание Суда» — заседание Европейского Суда по правам человека в полном составе;
(c) «Большая Палата» — Большая Палата в составе семнадцати судей, образованная согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции;
(d) «Секция» — Палата, образованная на пленарном заседании Суда на определенный срок согласно пункту (b) статьи 26 Конвенции, а «Председатель Палаты» — судья, избранный на пленарном заседании Суда согласно пункту (с) статьи 26 Конвенции в качестве Председателя такой Секции;
(e) «Палата» — Палата в составе семи судей, образованная согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции, а «Председатель Палаты» — судья, председательствующий в такой Палате;
(f) «Комитет» — комитет в составе трех судей, образованный согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции;
(g) «Суд» — либо Суд в полном составе, а также в составе Большой Палаты, Секции, Палаты, Комитета, либо Комитет в составе пяти судей, предусмотренный пунктом 2 статьи 43 Конвенции;
(h) «судья ad hoc» — не являющееся избранным судьей лицо, предложенное государством-участником Конвенции согласно пункту 2 статьи 27 Конвенции в качестве члена Большой Палаты или Палаты;
(i) «судья» или «судьи» — судьи, избранные Парламентской Ассамблеей Совета Европы или судьи ad hoc;
(j) «судья-докладчик» — судья, назначенный для выполнения задач, предусмотренных правилами 48 и 49;
(k) «делегат» — судья, назначенный Палатой в делегацию, а «руководитель делегации» — делегат, назначенный Палатой возглавлять делегацию;
(l) «делегация» — орган, состоящий из делегатов, членов Секретариата и любых иных лиц, которых Палата назначит в содействие делегации;
(m) «Секретарь» — Секретарь Суда или Секретарь Секции согласно контексту;
(n) «сторона» или «стороны»:
— государство-заявитель или государство-ответчик;
— заявитель (физическое лицо, неправительственная организация или группа частных лиц), подавший жалобу на основании статьи 34 Конвенции;
(o) «третья сторона» — любое государство-участник Конвенции или любое заинтересованное лицо, которое в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 36 Конвенции, реализовало свое право, или которому было предложено представить письменные замечания, или участвовать в слушаниях;
(p) «слушание» или «слушания» — устное производство по вопросу о приемлемости и/или существу жалобы, либо в связи с прошением о пересмотре, толковании или просьбой о вынесении консультативного заключения;
(q) «Комитет Министров» — Комитет Министров Совета Европы;
(r) «прежний Суд» или «Комиссия» — соответственно, Европейский Суд и Европейская Комиссия, которые были образованы согласно статье 19 прежней редакции Конвенции.
РАЗДЕЛ I. Организация и работа Суда
Глава I. Судьи
Правило 2
(Исчисление срока полномочий)
1. Действие срока полномочий избранного судьи исчисляется с даты избрания. Однако, когда судья переизбирается по истечении срока полномочий или избирается для замещения судьи, срок полномочий которого истек или близок к этому, действие срока полномочий в обоих случаях исчисляется с даты истечения указанных полномочий.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Конвенции, судья, избранный для замещения любого судьи, срок полномочий которого еще не истек, занимает эту должность на срок, оставшийся от срока полномочий его предшественника.
3. В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Конвенции, полномочия избранного судьи действуют до того момента, пока его преемник не принесет присягу или не сделает заявление согласно правилу 3.
Правило 3
(Присяга или торжественное заявление)
1. Перед вступлением в должность каждый избранный судья приносит Суду на первом пленарном заседании, на котором присутствует, или, в случае необходимости, Председателю Суда следующую присягу или делает следующее торжественное заявление:
«Клянусь» — или «Торжественно заявляю» — «что буду выполнять обязанности судьи честно, независимо и беспристрастно и буду соблюдать тайну совещания судей».
2. Об этом акте делается запись в протоколе.
Правило 4
(Деятельность, несовместимая с должностью)
На протяжении всего срока пребывания в должности, в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Конвенции, судьи не должны осуществлять никакой политической, административной или профессиональной деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из постоянного характера их полномочий. О любой дополнительной деятельности каждый судья должен заявлять Председателю Суда. В случае разногласий между Председателем и соответствующим судьей любой возникший вопрос разрешается на пленарном заседании.
Правило 5
(Старшинство)
1. После Председателя, заместителей Председателя и Председателей Секций порядок старшинства избранных судей устанавливается по дате избрания; в случае переизбрания, даже если оно происходит не сразу после предыдущего срока, учитывается время, в течение которого соответствующий судья ранее занимал должность судьи.
2. Старшинство заместителей Председателя Суда, избранных на должность в один и тот же день, устанавливается по продолжительности их пребывания в должности судей. Если продолжительность их пребывания в должности одинакова, то старшинство определяется по возрасту. Это же правило применяется к Председателям Секций.
3. Старшинство судей с одинаковым сроком пребывания в должности определяется по возрасту.
4. В порядке старшинства судьи ad hoc следуют за избранными судьями; их старшинство также определяется по возрасту.
Правило 6
(Отставка)
Заявление судьи об отставке доводится до сведения Председателя Суда, который направляет его Генеральному Секретарю Совета Европы. С учетом положений пункта 3 in fine правила 24 и пункта 2 правила 26 отставка означает прекращение полномочий.
Правило 7
(Отстранение от должности)
Судья может быть отстранен от должности только в случае, если на пленарном заседании остальные судьи большинством в две трети голосов пребывающих в должности избранных судей принимают решение о том, что он или она перестает соответствовать предъявляемым требованиям. Предварительно он или она должны быть заслушаны на пленарном заседании Суда. Любой судья вправе начать процедуру отстранения от должности.
Глава II. Председательство в Суде и роль Бюро [2]
Правило 8
(Выборы Председателя Суда и заместителей Председателя Суда, Председателей Секций и заместителей Председателей Секций)
1. Председатель Суда и два заместителя Председателя Суда, Председатели Секций избираются на пленарном заседании Суда сроком на три года, при этом пребывание в этой должности не должно превышать продолжительность их пребывания в должности в качестве судей. Они могут быть переизбраны.
2. Каждая Секция также избирает сроком на три года с правом переизбрания заместителя Председателя, который замещает Председателя Секции, если последний не может выполнять свои обязанности.
3. Председатели и заместители Председателей продолжают пребывать в должности до момента избрания их преемников.
4. Если Председатель или заместитель Председателя прекращает быть членом Суда или уходит в отставку до истечения установленного срока полномочий, Суд на пленарном заседании или соответствующая Секция, в зависимости от принадлежности конкретной должности, избирает преемника на оставшуюся часть срока полномочий.
5. Указанные в настоящем правиле выборы проводятся тайным голосованием; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из судей не получает абсолютного большинства голосов присутствующих избранных судей, то выборы проводятся между двумя судьями, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдается судье в порядке старшинства в соответствии с правилом 5.
Правило 9
(Обязанности Председателя Суда)
1. Председатель Суда осуществляет руководство работой Суда и управление его делами. Председатель выполняет представительские функции и, в частности, ответствен за сношения с руководящими органами Совета Европы.
2. Председатель Суда председательствует на пленарных заседаниях Суда, на заседаниях Большой Палаты и заседаниях комитетов в составе пяти судей.
3. Председатель не участвует в рассмотрении дел, которые слушаются в Палатах, за исключением случаев, когда он является судьей, избранным от соответствующего государства-участника Конвенции.
Правило 9A[3]
(Роль Бюро)
1. (a) В рамках Суда образуется Бюро, в состав которого входят Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций. Если заместитель Председателя Суда или Председатель Секции не может участвовать в заседании Бюро, его или ее замещает заместитель Председателя Секции, а когда и это невозможно — следующий за ним по старшинству член Секции в порядке, установленном правилом 5.
(b) Бюро может предложить участвовать в заседании любому другому члену Суда или любому другому лицу, присутствие которого оно сочтет необходимым.
2. Содействие Бюро в его деятельности оказывают Секретарь и заместители Секретаря.
3. В задачи Бюро входит помощь Председателю в выполнении возложенных на него или нее функций по осуществлению руководства работой Суда и управлению его делами. С этой целью Председатель может представить на рассмотрение Бюро любой вопрос административного и внесудебного характера, который входит в его компетенцию.
4. Бюро также занимается упрощением координации работы различных Секций Суда.
5. Председатель может консультироваться с Бюро перед изданием распоряжений по практическим вопросам производства в соответствии с правилом 32, а также перед одобрением общих инструкций, составленных Секретарем согласно пункту 4 правила 17.
6. Бюро может представить на рассмотрение пленарного заседания Суда доклад по любому вопросу. Оно также вправе выносить предложения пленарному заседанию Суда.
7. Заседания Бюро протоколируются, а копии протоколов на обоих официальных языках Суда распространяются среди судей. Секретарь Бюро назначается Секретарем Суда с согласия Председателя.
Правило 10
(Обязанности заместителей Председателя Суда)
Заместители Председателя Суда оказывают помощь Председателю Суда. Они замещают Председателя, если он не может выполнять свои обязанности или когда должность Председателя вакантна, или по просьбе Председателя. Они также выступают в качестве Председателей Секций.
Правило 11
(Замещение Председателя Суда и заместителей Председателя Суда)
Если Председатель Суда и заместители Председателя Суда одновременно не могут выполнять свои обязанности или их должности одновременно вакантны, то полномочия Председателя Суда принимает на себя Председатель Секции или, в случае его отсутствия, другой избранный судья в порядке старшинства, установленном правилом 5.
Правило 12 [4]
(Председательство в Секциях и Палатах)
Председатели Секций председательствуют в заседаниях Секции и Палат, членами которых они являются, и осуществляют руководство работой Секций. Заместители Председателей Секций замещают их в случаях, когда те не могут выполнять свои обязанности или если должность Председателя соответствующей Секции вакантна, или по просьбе Председателя Секции. В случаях, когда они не могут председательствовать, эти полномочия принимают на себя судьи Секции или Палат в порядке старшинства, установленном в правиле 5.
Правило 13
(Ограничение права председательствовать в Суде)
Члены Суда не могут председательствовать при разбирательстве дела, если стороной в нем является государство-участник Конвенции, гражданами которого они являются или от которого они избраны судьями.
Правило 14
(Сбалансированное представительство полов)
При назначениях, осуществление которых регулируется данной и следующей главами настоящего Регламента, Суд проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированного представительства полов.
Глава III. Секретариат
Правило 15
(Выборы Секретаря)
1. Секретарь Суда избирается на пленарном заседании Суда. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и иметь правовые, административные и лингвистические знания и опыт, необходимые для исполнения связанных с этой должностью функций.
2. Секретарь избирается сроком на пять лет и может быть переизбран. Секретарь может быть отстранен от должности только в случае, если на пленарном заседании члены Суда большинством в две трети голосов находящихся в должности избранных судей принимают решение о том, что соответствующее лицо перестало отвечать необходимым требованиям. Предварительно он или она должны быть заслушаны на пленарном заседании Суда. Любой судья вправе начать процедуру отстранения от должности.
3. Указанные в настоящем правиле выборы проводятся тайным голосованием; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из судей не получает абсолютного большинства голосов присутствующих избранных судей, выборы проводятся между двумя судьями, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдается, во-первых, кандидату-женщине, при ее наличии, и, во-вторых, старшему по возрасту кандидату.
4. Перед вступлением в должность Секретарь приносит пленарному заседанию Суда или, в случае необходимости, Председателю Суда следующую присягу или делает следующее торжественное заявление:
«Клянусь» — или «Торжественно заявляю» — «что буду выполнять возложенные на меня обязанности Секретаря Европейского суда по правам человека честно и добросовестно».
Об этом акте делается запись в протоколе.
Правило 16
(Выборы заместителей Секретаря)
1. Суд на пленарном заседании избирает также двух заместителей Секретаря в соответствии с требованиями, процедурой и на сроки, которые предписаны предыдущим правилом. При отстранении от должности также применятся порядок, предусмотренный в отношении Секретаря. В обоих случаях Суд предварительно консультируется с Секретарем.
2. Перед вступлением в должность заместитель Секретаря приносит пленарному заседанию Суда или, в случае необходимости, Председателю Суда присягу или делает торжественное заявление в формулировке, аналогичной той, которая предусмотрена для Секретаря. Об этом акте делается запись в протоколе.
Правило 17
(Обязанности Секретаря)
1. Секретарь оказывает помощь Суду в осуществлении его функций и ответствен за организацию и деятельность секретариата под руководством Председателя Суда.
2. Секретарь хранит архивы Суда и является тем посредником, через которого Суд осуществляет связь, направляет или принимает все уведомления по делам, которые переданы или должны быть переданы на его рассмотрение.
3. Секретарь, соблюдая требуемую от его должности осмотрительность, отвечает на запросы, в частности со стороны прессы, о предоставлении информации относительно работы Суда.
4. Работа Секретариата регламентируется общими инструкциями, составленными Секретарем и одобренными Председателем Суда.
Правило 18
(Организация работы Секретариата)
1. Секретариат состоит из секретариатов Секций, равных по числу Секциям, которые образованы Судом, а также из отделов, которые выполняют необходимые для обслуживания Суда функции юридического и административного характера.
2. Секретарь Секции оказывает помощь Секции в выполнении ее функций и в этом ему может помогать заместитель Секретаря Секции.
3. Назначение на должности в Секретариате, в том числе референтов, осуществляется, за исключением Секретаря и его заместителей, Генеральным Секретарем Совета Европы с согласия Председателя Суда или Секретаря, действующего на основании инструкций Председателя.
Глава IV. Работа Суда
Правило 19
(Местопребывание Суда)
1. Местопребыванием Суда является местопребывание Совета Европы — г. Страсбург. Однако Суд может выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, в другом месте на территории государств-членов Совета Европы.
2. На любой стадии рассмотрения жалобы Суд вправе принять решение о необходимости проведения Судом или его членами, одним или несколькими, расследования или выполнения любой иной функции в другом месте.
Правило 20
(Пленарные заседания Суда)
1. Пленарные заседания Суда созываются Председателем Суда, когда этого требует исполнение его обязанностей, предусмотренных Конвенцией и настоящим Регламентом. Председатель Суда созывает пленарное заседание по требованию, по крайней мере, одной трети членов Суда, но в любом случае — один раз в году для рассмотрения административных вопросов.
2. Кворум пленарного заседания Суда составляет две трети от числа избранных судей, находящихся в должности.
3. При отсутствии кворума Председатель переносит заседание.
Правило 21
(Прочие заседания Суда)
1. Большая Палата, Палаты и Комитеты работают на постоянной основе. Однако по предложению Председателя, Суд ежегодно устанавливает периоды сессий.
2. Вне этих периодов Большая палата и Палаты созываются их Председателями в случаях срочной необходимости.
Правило 22
(Совещание судей)
1. Суд совещается за закрытыми дверями. Содержание совещания сохраняется в тайне.
2. В совещании принимают участие только судьи. Допускается присутствие Секретаря или лица его замещающего, а также тех сотрудников Секретариата и переводчиков, присутствие которых считается необходимым. Другие лица могут быть допущены только по специальному решению Суда.
3. Прежде чем в Суде будет проведено голосование по какому-либо вопросу, Председатель может предложить судьям изложить свои мнения по этому вопросу.
Правило 23
(Голосование)
1. Суд разрешает вопросы большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну проводится повторное голосование и, если такое разделение сохраняется, голос Председателя является решающим. Данный пункт применяется, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
2. Решения и постановления Большой Палаты и Палат выносятся большинством голосов от числа судей в судебном заседании. Судьи не вправе воздержаться от окончательного голосования по вопросу о приемлемости дела и по существу дела.
3. По общему правилу, голосование осуществляется поднятием руки. Председатель может провести поименное голосование в порядке, обратном старшинству.
4. Любой вопрос, выносимый на голосование, должен иметь четкую формулировку.
Глава V. Палаты
Правило 24 [5]
(Состав Большой Палаты)
1. Большая Палата состоит из семнадцати судей и по меньшей мере трех запасных судей.
2. (a) В состав Большой Палаты входят Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций. В случае, когда заместитель Председателя Суда или Председатель Секции не в состоянии заседать в качестве члена Большой Палаты, его или ее замещает заместитель Председателя соответствующей Секции.
(b) Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, либо, в соответствующих случаях, судья, назначенный на основании правила 29 или правила 30, заседает в качестве члена Большой Палаты ex officio в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 27 Конвенции.
(c) При производстве по делам, переданным Большой Палате на основании статьи 30 Конвенции, в состав Большой Палаты включаются также члены Палаты, уступившей юрисдикцию в пользу Большой Палаты.
(d) При производстве по делам, переданным Большой Палате на основании статьи 43 Конвенции, в состав Большой Палаты не могут включаться судьи, принимавшие ранее участие в совещаниях Палаты, которая рассматривала вопрос о приемлемости жалобы или по существу дела; данное положение не относится к Председателю этой Палаты и судье, заседавшему от государства, которое является стороной в деле.
(e) Судьи и запасные судьи для доукомплектования состава Большой Палаты по каждому направленному в нее делу назначаются из числа остальных судей путем жеребьевки, проводимой Председателем Суда в присутствии Секретаря. Порядок проведения жеребьевки устанавливается Судом на пленарном заседании, с учетом принципов географической сбалансированности состава Суда и должного отражения разных правовых систем государств-участников Конвенции.
3. Если обстоятельства не позволяют заседать каким-либо судьям, они замещаются запасными судьями в том порядке, в котором последние были отобраны согласно пункту 2(e) данного правила. В случае необходимости, Председатель в ходе разбирательства может назначить дополнительных запасных судей в соответствии с пунктом 2(e) настоящего правила.
4. Судьи и запасные судьи, назначенные в соответствии с предыдущими пунктами данного правила, продолжают участвовать в разбирательстве дела Большой Палатой вплоть до завершения производства по делу. Если они приступили к рассмотрению дела по существу, то они продолжают участвовать в его разбирательстве и по истечении срока своих полномочий.
5. (a) Комитет в составе пяти членов Большой Палаты, призванный рассматривать прошения, поданные на основании статьи 43 Конвенции, образуется из:
— Председателя Суда,
— Председателей Секций или, если они лишены возможности участвовать в заседании, их заместителей, кроме Секции, из которой была создана Палата, рассматривавшая дело, в отношении которого подано прошение о направлении в Большую Палату,
— одного дополнительного судьи, назначенного в порядке очередности из числа судей, которые не рассматривали дело в Палате.
(b) Судья, избранный от государства, выступающего стороной в деле, либо являющийся гражданином такого государства, не может быть членом указанного Комитета.
(с) Всякий член Комитета, который не может участвовать в заседании, заменяется другим судьей, не рассматривавшим дело в Палате и назначаемым в порядке очередности.
Правило 25
(Создание Секций)
1. Палаты, предусмотренные статьей 26(b) Конвенции (именуемые в настоящем Регламенте «Секции»), образуются на пленарных заседаниях Суда по предложению Председателя на срок три года и действуют с момента избрания Председателей и их заместителей согласно правилу 8. Должны существовать по крайней мере четыре Секции.
2. Каждый судья должен быть членом какой-либо Секции. Состав Секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен отражать различные правовые системы государств-участников Конвенции.
3. В случаях, когда судья перестает быть членом Суда до истечения срока, на который была образована Секция, его место в Секции занимает преемник этого судьи в качестве члена Суда.
4. Председатель Суда может, в виде исключения, вносить изменения в состав Секций, если этого требуют обстоятельства.
5. По предложению Председателя, Суд на пленарном заседании может образовать дополнительную Секцию.
Правило 26 [6]
(Создание Палат)
1. Палаты в составе семи судей, предусмотренные пунктом 1 статьи 27 Конвенции для рассмотрения возбужденных в Суде дел, образуются из состава Секций следующим образом.
(a) С учетом положений, содержащихся в пункте 2 настоящего правила и в последнем предложении пункта 4 правила 28, в состав Палаты по каждому делу входит Председатель Секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной в деле. Если последний не является членом Секции, которой была передана жалоба согласно правилу 51 или 52, то этот судья заседает в качестве члена Палаты ex officio в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Конвенции. Если указанный судья не в состоянии или отказывается участвовать в заседании, применяется правило 29.
(b) Остальные члены Палаты назначаются Председателем Секции из числа членов соответствующей Секции в порядке очередности.
(с) Члены Секции, не получившие подобного назначения, участвуют в заседании по делу в качестве запасных судей.
2. Судья, избранный от государства, выступающего стороной в деле, либо, в соответствующих случаях, другой избранный судья или судьи ad hoc, назначенный на основании правил 29 и 30, может быть освобожден Председателем Палаты от участия в заседаниях, посвященных рассмотрению подготовительных или процессуальных вопросов. В целях участия в такого рода заседаниях считается, что соответствующее государство назначило вместо этого судьи первого запасного судью, в соответствии с пунктом 1 правила 29.
3. Судьи, приступившие к рассмотрению дела по существу, продолжают участвовать в его разбирательстве и по истечении срока своих полномочий.
Правило 27
(Комитеты)
1. Комитеты в составе трех судей одной Секции образуются согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций.
2. Комитеты образуются на срок двенадцать месяцев из членов Секции в порядке очередности, за исключением Председателя Секции.
3. Судьям Секции, которые не входят в состав какого-либо Комитета, может быть поручено замещение тех его членов, которые не в состоянии участвовать в заседании.
4. Обязанности председательствующего в каждом Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство в соответствующей Секции.
Правило 28 [7]
(Отсутствие возможности участвовать в заседании, отказ или освобождение от участия в нем)
1. Судья, которому обстоятельства не позволяют участвовать в заседании, должен как можно раньше уведомить об этом Председателя Палаты.
2. Судья не вправе принимать участие в рассмотрении дела, в котором он или она имеет личный интерес или ранее выступал(а) либо в качестве представителя, адвоката или советника какой-либо из сторон или лица, имеющего интерес в этом деле, либо в качестве члена судебного органа или комиссии по расследованию, либо в каком-либо ином качестве.
3. Если судья отказывается от участия в заседании по одной из указанных причин или по какой-либо особой причине, то он или она информирует об этом Председателя Палаты, который освобождает этого судью от участия в нем.
4. Если Председатель Палаты считает, что существует основание для отказа судьи от участия в заседании, то он или она консультируется с этим судьей; в случае разногласий вопрос разрешается Палатой. После заслушивания точки зрения соответствующего судьи, Палата в его отсутствии совещается и проводит голосование. В целях участия в совещании и голосовании по этому вопросу, его или ее замещает в Палате первый запасной судья. Аналогичная норма действует и по отношению к судье, избранному от государства, выступающего стороной в деле. В этом случае считается, что соответствующее государство назначило вместо него или нее первого запасного судью, в соответствии с пунктом 1 правила 29.
Правило 29 [7]
(Судьи ad hoc)
1. (a) Если судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, не может участвовать в заседании Палаты, отказывается или освобождается от участия в нем, либо если такового судьи попросту нет, то Председатель Палаты предлагает этому государству сообщить, намерено ли оно назначить для участия в заседании в качестве судьи другого избранного судью или судью ad hoc, а в случае положительного ответа — одновременно указать и имя назначенного лица.
(b) Если назначенное таким образом лицо не может участвовать в заседании или отказывается от участия в нем, то применяется то же самое правило.
(c) Судья ad hoc должен удовлетворять требованиям, предъявляемым в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Конвенции, не подпадать ни под одно из условий неправомочности участия в рассмотрении дела, перечисленных в правиле 28 настоящего Регламента, и быть в состоянии выполнять требования доступности и присутствия на заседаниях, предусмотренные в пункте 5 настоящего правила.
2. Если государство, являющееся стороной в деле, не представит ответ в течение тридцати дней либо к концу дополнительного срока, предоставленного Председателем Палаты сверх указанного периода времени, то считается, что оно отказалось от своего права назначения судьи.
3. Председатель Палаты вправе принять решение не предлагать государству, являющемуся стороной в деле, произвести назначение согласно пункту 1(a) настоящего правила, до тех пор, пока оно не будет уведомлено о жалобе в соответствии с пунктом 2 правила 54 настоящего Регламента. В этом случае, вплоть до назначения судьи соответствующим государством, участие в заседании вместо избранного судьи принимает первый запасной судья.
4. Судья ad hoc на открытии первого после его назначения заседания, на котором будет рассматриваться дело, принимает присягу или делает торжественное заявление, предусмотренное правилом 3, о чем вносится запись в протокол.
5. Судьи ad hoc обязаны находиться в распоряжении Суда и, с учетом положений пункта 2 правила 26, посещать заседания Палаты.
Правило 30 [8]
(Общий интерес в деле)
1. Если два или более государств-заявителей или ответчиков имеют общий интерес в деле, Председатель Палаты может предложить им договориться о назначении судьи, избранного от одного из этих государств, в качестве судьи для представления общего интереса в деле, которому будет поручено участвовать в заседании ex officio. Если государства не могут договориться, Председатель по жребию определяет судью для представления общего интереса в деле из числа предложенных этими государствами судей.
2. Председатель Палаты вправе принять решение не предлагать соответствующим государствам-участникам произвести назначение согласно пункту 1 данного правила до тех пор, пока они не будут уведомлены о поступлении жалобы в соответствии с пунктом 2 правила 54 настоящего Регламента.
3. В случае разногласий относительно существования общего интереса или по любым связанным с ним вопросам, спор разрешается Палатой, если необходимо, по получении письменных материалов от заинтересованных государств-участников.
страница 1 страница 2 | страница 3
|