страница 1 С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги "аль-Усуль мин 'ильм иль-усуль".
1-ый урок:
1. Можно ли найти что-либо из общих положений науки "Усуль уль-Фикх" в словах пророка, сподвижников и их последователей?
2. Кто был первым кто написал отдельный труд в науке "Усуль уль-Фикх"?
3. Какова причина того, что наука "Усуль уль-Фикх" является сложной и переполненной вопросами, изучение которых не несет особой пользы на практике?
4. Каково постановление шариата относительно изучения этой науки?
5. Каковы источники этой науки?
6. Что конкретно изучается этой наукой?
2-ой урок:
7. Какая из двух книг является более полезной, полноценной и легкой – "Усуль мин 'ильм иль-Усуль" или "аль-Уаракат" Джуейни?
8. Являются ли имена "Кариб" (близкий) и "Мужиб" (отвечающий) Именами Всевышнего Аллаха? Упомяни доводы.
9. Упомяни определение слова "Усуль", приведя довод из Корана.
10. Упомяни языковое значение слова "Фикх", приведя довод из Корана.
11. Какое значение обычно бывает более широким – языковое или терминологическое?
12. Упомяни терминологическое определение науки "Фикх" и разъясни это определение.
13. Почему шейх Ибн 'Усаймин дал определение "Фикху", сказав, что "Фикх – это познание…", можно ли сказать, что "Фикх – это знание…"?
14. Шейх Ибн 'Усаймин разъяснил то, что постановления бывают трех видов – что это за постановления?
15. Почему автор книги сказал: "Фикх – это познание постановлений, касающихся деяний…", а не сказал: "Познание постановлений, касающихся ответвлений религии"? И правильно ли сказать, что наука "фикх" вообще не изучает идеологических вопросов?
16. Упомяни определение науки "Усуль уль-Фикх".
17. Предметом изучения науки "Усуль уль-Фикх" являются три вещи – что это за вещи?
18. Какая разница между науками "Усуль уль-Фикх" и "Фикх"?
19. Какая разница между науками "Усуль уль-Фикх" (Основы Фикха) и "аль-Кауа'ид уль-Фикхия" (Правила Фикха)?
3-ий урок:
20. Какая разница между определением терминологическим и шариатским? Может ли быть у одного предмета определение и в терминологии и в шариате?
21. Упомяни ту пользу, которая достигается изучением науки "Усуль уль-Фикх".
22. Дай определение понятия "Хукм" в языке и терминологии? Разъясни терминологическое определение.
23. Кто такой "Мукалляф"? И входят ли ребенок и сумасшедший в круг "мукалляфов"?
4-ый урок:
24. Является ли правильным название шариата "Таклифом" (наложение тяжестей и ответственности)?
25. Каково количество постановлений таклифия у большинства ученых? И что это за постановления?
26. Упомяни языковое значение слова "Уажиб" с приведением довода из Корана, а также терминологическое его определение, вместе с его подробным разъяснением?
27. Сказал шейх Ибн 'Усаймин, давая определение понятию "Уажиб": "Уажиб – это то, за намеренное совершение чего, человек получает награду, а тот, кто его оставит заслуживает наказания". Разъясни это определение, подробно разобрав каждое его выражение.
28. В контекстах часто приходит отрицание принятия какого-либо деяния. Отрицание это бывает нескольких видов – упомяни эти виды, приведя доводы и примеры.
29. Какая разница между понятиями "Уажиб" и "Фард"?
30. Как еще называется "Уажиб" в священных контекстах и книгах ученых "Усуль уль-Фикх"?
31. Дай определение понятия "Мандуб" в языке и терминологии.
32. Является ли имя "Законодатель" (аш-Шари') именем Аллаха?
33. Как еще называется "Мандуб" в священных контекстах и книгах ученых "Усуль уль-Фикх"?
34. Дай определение понятия "Мухаррам" в языке (упомяни довод) и терминологии.
5-ый урок:
35. Иногда человек оставляет запретное деяние без намерения подчинения в этом Аллаху. Это оставление бывает нескольких видов – что это за виды? Упомяни доводы и примеры.
36. Как еще называется "Мухаррам" в священных контекстах и книгах ученых "Усуль уль-Фикх"?
37. Дай определение понятия "Макрух" в языке и терминологии.
38. Какое значение несет слово "макрух" в аятах и хадисах? Приведи примеры.
39. Какое значение несет слово "макрух" в речи сподвижников и имамов четырех мазхабов фикха?
40. Дай определение понятия "Мубах" в языке и терминологии.
41. Что означают слова шейха Ибн 'Усаймина, сказанные им при определении понятия "Мубах": "Это то, с чем напрямую не связан приказ или запрет "? И каково постановление если "Мубах" приводит к запретному?
42. Как еще называется "Мубах" в священных контекстах и книгах ученых "Усуль уль-Фикх"?
6-ой урок:
43. Дай определение понятию "Сахих" (действительный) в языке и терминологии, с приведением примеров для разъяснения терминологического определения.
44. Что значат слова автора: "Вещь не будет действительной (сахих), кроме как при полном соблюдении условий и отсутствии запретительных факторов"?
45. На что мы обратили внимание, комментируя слова шейха Ибн 'Усаймина: "и пример несоблюдения условия в сделке – когда человек продает то, чем не владеет"?
46. На что мы обратили внимание, комментируя слова шейха Ибн 'Усаймина: "и пример наличия запретительного фактора в сделке – когда тот, кто обязан идти на пятничный намаз продает что-либо после второго азана в таком виде, в котором продавать он не имеет права"?
47. Дай определение понятию "Фасид" (недействительный) в языке и терминологии, с приведением примеров для разъяснения терминологического определения.
48. Что значат слова автора: "Любое недействительное поклонение, сделка или условие – является запрещенным в шариате"?
49. Что значит хадис: "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха – является ложным"?
50. Каковы мазхабы ученых в вопросе разницы между понятиями "Фасид" (недействительный) и "Батыль" (ложный)?
51. Мы упомянули некоторые различия между постановлениями "таклифия" и "уад'ия" – упомяни эти различия.
7-ой урок:
52. Упомяни разницу между "знанием", "простым невежеством", "сложным невежеством", "предположением", "ошибкой" и "сомнением".
53. Что значит деление "знания" на "не нуждающееся в поиске" (дарури) и "нуждающееся в поиске" (назари)?
54. Называется ли "преимущественное предположение" (галябату ззанн) "знанием" в шариатских контекстах? Упомяни довод.
55. Называется ли убежденное знание полученное после поиска (назари якыни)– знанием "не нуждающемся в поиске" (дарури)?
56. Что обозначается словом "занн" (предположение) в контекстах шариата?
57. Шейх Ибн 'Усаймин поделил "исм" (имя существительное) на три вида – что это за виды?
58. Указывает ли глагол на общность ('умум), и что это значит?
59. Какая разница между частица "уа" и "фа"? Упомяни примеры.
8-ой урок:
60. Упомяни определения "хабара" (известие) и "инша" (приказательное предложение) с приведением примеров на оба вида.
61. Какая разница между понятиями "накыдан" и "дыддан"?
62. Иногда предложение приходит в форме известия (хабар), но под ним подразумевается приказ (инша) – в чем польза этого, упомяни примеры.
63. Некоторые ученые "усуль уль-фикх" делят слова арабского языка в зависимости от их употребления на "хакыка" (прямой смысл) и "мажаз" (переносный смысл) – какие определения даются ими на хакыка и мажаз?
64. Те, кто утверждает наличие мажаза в арабском языке говорят, что у мажаза 4 столпа – что это за столпы?
65. Дай определение понятию "карина" (косвенный довод, указание).
66. Дай определение понятию "'аляка" (связь).
67. Разъясни как нововведенцы переводят слова с прямого смысла на переносный в Словах Аллаха: "Рука Аллаха".
68. Шейх Ибн 'Усаймин разделил "хакыка" на три вида – что это за виды и какая польза от этого деления? Упомяни примеры.
9-ый урок:
69. Когда нововведенцы переводят контексты Имен и Атрибутов Аллаха с прямого смысла на переносный мы требуем от них ответа на четыре вопроса – что это за вопросы?
70. Как мы опровергаем деление слов арабского языка на "хакыка" и "мажаз"?
71. Возможно ли наличие "мажаза" в Именах и Атрибутах Аллаха – и почему?
72. Какой вид "мажаза" используют нововведенцы при переведении Слов Аллаха: "и придет Твой Господь" – с прямого смысла на переносный?
73. Кто из обладателей знания опроверг наличие "мажаза" в арабском языке?
10-ый урок:
74. Дай определение слову "амр" в арабском языке.
75. Упомяни определение "амр" в терминологии ученых "усуль уль-фикх" и разъясни каждую фразу этого определения.
76. Сколько "форм приказа" всего существуют, и что это за формы? Приведи примеры на каждую форму.
77. Какая разница между приказной буквой "лям" и причинной буквой "лям"?
11-ый урок:
78. Если в контекстах приходит форма приказа, указывает ли она на обязательность? Упомяни разногласие, доводы и примеры.
79. Если в контекстах приходит форма приказа, указывает ли она на необходимость совершения приказанного незамедлительно? Упомяни разногласие, доводы и примеры.
80. Иногда приказ не указывает на обязательность, на что же он указывает? Упомяни примеры.
81. Мы говорили, что довод который уводит приказ с обязательности на желательность или разрешенность бывает либо "муттасыль", либо "мунфасыль" – что это значит?
82. Приказ на совершение действия после запрета его совершения – указывает на разрешенность этого действия или возвращает постановления этого действия к тому, на чем оно было до запрета? Укажи доводы.
83. Как ты можешь различить, что данный приказ пришел для устрашения (тахдид)?
12-ый урок:
84. Если в контекстах приходит форма приказа, указывает ли она на необходимость совершения этого приказа многократно? Упомяни разногласие, доводы и примеры.
85. Что значит правило – "то без чего невозможно выполнение приказанного само становится приказанным"? Мы указали на то, что это правило будет верным при соблюдении двух условий – что это за условия?
86. Упомяни определение "нахи" (запрет) в терминологии ученых "усуль уль-фикх" и разъясни каждую фразу этого определения.
87. Какая форма является единственной формой запрета?
13-ый урок:
88. Что несет за собой форма запрета? Упомяни доводы.
89. В чем заключается правило ханбалитского мазхаба, которое упомянул шейх Ибн 'Усаймин в вопросе "запрет деяния несет за собой его недействительность"?
90. Приведи разъяснение имама Ибн Раджаба в вопросе "запрет на совершение определенного поклонения несет за собой его недействительность".
14-ый урок:
91. Приведи разъяснение имама Ибн Раджаба в вопросе "запрет на какой-либо вид взаимоотношения несет за собой его недействительность".
92. В некоторых случаях запрет не указывает на запрещенность – на что же он указывает?
93. Указывает ли запрет на необходимость немедленного отказа от запретного, или отказ от запретного можно оттянуть?
94. Указывает ли запрет на необходимость постоянного отказа от запретного?
95. На кого обращаются приказы и запреты?
96. Кто такой "мукалляф"?
97. Обязан ли ответственный за ребенка (родитель или опекун и т.п.) запрещать ребенку совершение запретного?
98. Правильно ли выражение: "Сумасшедший друг Аллаха"?
99. Включаются ли женщины в обращение направленное к мужчинам и включаются ли мужчины в обращение направленное к женщинам?
100. Обязаны ли неверующие подчиняться приказам и запретам шариата?
15-ый урок:
101. Автор упомянул некоторые явления, которые мешают приказам и запретам шариата быть направленными на определенного человека – что это за явления?
102. Каково постановление человека совершившего запретное или оставившего обязательное по причине невежества или забывчивости или принужденности?
103. Дай определение "общего контекста" в арабском языке и терминологии.
104. Какая разница между "общим" и "неограниченным" контекстами?
16-ый урок:
105. Какие формы общих контекстов упомянул автор? Приведи примеры.
106. Упомяни виды "определенной частицы "алиф-лям", встречающиеся в шариатских контекстах.
107. Обязан ли человек действовать по общему контексту, не убедившись в отсутствии частного?
108. Насколько правдиво следующее выражение: "любой общий контекст чем-либо конкретизирован"?
109. Обязательно ли действовать по общему контексту, если он был ниспослан по частному случаю?
17-ый урок:
110. Разъясни смысл следующих фраз: "сохраненная общность", "конкретизированная общность", "общность, под которой изначально подразумевалась частность"?
111. Мы говорили о том, что некоторые виды глаголов указывают на общность – что это за виды?
112. Упомяни определение "частного контекста" в арабском языке и терминологии.
113. Упомяни определение "конкретизации" в арабском языке и терминологии.
114. Какая разница между "конкретизацией" (тахсыс) и "указанием на некоторые единицы общности" (тансыс)?
115. Конретизирующие элементы делятся на "совместные" (муттасыль) и "раздельные" (мунфасыль) – что это значит?
116. Один из совместных конкретизирующих элементов – "исключение" (истисна) – дай его определение в языке и терминологии.
117. Автор указал на то, что одним из условий действительности конретизации "исключением" является то, чтобы исключение приходило вместе с тем контекстом, из которого что-либо исключается – что означает это условие?
118. Действительно ли "исключение" в следующих ситуациях: 1. Если между речью и исключением в ней произошел вынужденный перерыв 2. произошел перерыв, но его можно было избежать, при этом речь все равно идет об одном вопросе 3. ситуация подобна второй, но исключение было высказано уже при обсуждении следующего вопроса.
119. Является ли условием действительности исключения то, чтобы говорящий еще до произнесения общей фразы имел намерение исключения?
18-ый урок:
120. Если исключаемое из какого-либо числа превышает половину или равно тому, из чего исключают, действительным ли будет исключение?
121. Вопрос подобен предыдущему, но исключают не из числа, а из чего-либо описываемого.
122. Является ли условием действительности исключения то, что между исключением и тем, из чего исключает соблюдалась последовательность?
123. Также из совместных конкретизирующих элементов – "аш-шарт" (условие) и "ас-сыфа" (описание). Дай этому определение и разъяснение.
124. Некоторые из ученых упомянули среди "раздельных" конкретизирующих элементов "чувства" (аль-хисс) и "разум" (аль-'акль). Другие же ученые не согласились с этим. Какое мнение является более верным?
125. Упомяни виды конкретизации шариатских контекстов другими отдельно пришедшими шариатскими контекстами.
19-ый урок:
126. Упомяни определение "неограниченного" (мутлак) и "ограниченного" (мукайяд) контекстов в языке и терминологии.
127. Упомяни те ситуации, в которых неограниченный контекст ограничивается, а также те ситуации, в которых этот контекст не ограничивается.
128. Упомяни и разъясни определение "неясного" (мужмаль) контекста в языке и терминологии.
129. Упомяни причины, способствующие появлению неясности в шариатских контекстах.
130. Упомяни определение "разъясненного" контекста в языке и терминологии.
131. Как необходимо поступать по "неясному" контексту?
132. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил своей общины весь шариат либо словом, либо действием, либо словом и действием вместе – приведи примеры на все эти виды разъяснений.
20-ый урок:
133. Упомяни определение "явного" (захир) контекста в языке и терминологии.
134. Обязательно ли действие по явному (захир) контексту?
135. Упомяни определение "истолкованного" (муаууаль) контекста в языке и терминологии.
136. Истолкование (тауиль) бывает двух видов – что это за виды?
137. Дай определение понятию "аннулирование" (насх) в языке и терминологии и разъясни его.
138. Упомяни доводы на возможность аннулирования шариатских контекстов.
139. Какие виды шариатских контекстов не подлежат аннулированию?
21-ый урок:
140. Какие условия аннулирования упомянул автор?
141. Как можно узнать то, что аннулирующий контекст был ниспослан после аннулируемого?
142. Является ли условием аннулирования то, чтобы аннулирующий контекст был сильнее или равен по силу аннулируемому?
143. В зависимости от того, что аннулируется - аннулирование бывает трех видов – что это за виды?
144. В зависимости от того, какой контекст является аннулирующим - аннулирование бывает четырех видов – что это за виды?
145. Какая мудрость заключена в аннулировании священных контекстов?
146. Упомяни определение "сообщения" (хабар) в языке и терминологии.
147. Действия пророка (да благословит его Аллах и приветствует) делятся на пять (5) видов – упомяни их.
148. Является ли молчаливое одобрение пророка (да благословит его Аллах и приветствует) шариатским доводом, а также бывает ли его одобрение частичным?
22-ой урок:
149. В зависимости от того, кому приписывается сообщение (хабар) – оно бывает трех видов – что это за виды?
150. В зависимости от того, сколько путей передачи имеется у сообщения – оно бывает двух видов – что это за виды?
151. В зависимости от уровня достоверности сообщение бывает трех видов – что это за виды?
152. Упомяни определение "единогласного мнения" в языке и терминологии, и разъясни его.
153. Упомяни доводы на то, что единогласное мнение является шариатским доводом.
154. Мы упоминали о том, что любое единогласное мнение строится на доводе из Корана или Сунны – тогда в чем польза от единогласного мнения?
155. Единогласное мнение бывает двух видов – что это за виды?
156. Возможно ли бесспорное единогласное мнение после века сподвижников?
157. Разрешено ли противоречить неоднозначному единогласному мнению?
158. Есть ли разница между двумя выражениями: "единогласное мнение" (аль-ижма') и "единогласие" (аль-иттифак)?
159. Известно со слов ученых, что некоторые из обладателей знания передают единогласные мнения вместе с тем, что в вопросе имеется разногласие. Назови имена некоторых из этих обладателей знания.
160. Является ли условием действительности единогласного мнения то, чтобы перед ним не имелось разногласий в этом вопросе?
161. Является ли условием действительности единогласного мнения то, чтобы все высказавшие свое согласие в этом вопросе скончались до того, как появились те, кто проявил свое несогласие?
162. Что такое "молчаливое единогласное мнение", и является ли оно доводом?
163. Принимается ли в расчет мнение шиитов и захиритов при определении единогласного мнения?
23-ый урок:
164. Упомяни определение "аналогии" (кыяс) в языке и терминологии.
165. Перечисли столпы аналогии.
166. Упомяни некоторые доводы из Корана и Сунны на то, что аналогия является шариатским доводом.
167. Упомяни условия аналогии.
24-ый урок:
168. Разъясни что такое "явная" аналогия (кыяс джалий).
169. Разъясни что такое "неявная" аналогия (кыяс хафий).
170. Что такое кыяс "сходства" (кыяс шабах), и является ли он доводом в религии?
171. Что такое "обратная" аналогия (кыяс уль-'акс)?
172. Дай определение "противоречия" (та'аруд) в языке и терминологии.
173. Первый из видов противоречия – противоречие между двумя общими контекстами – и при этом может быть четыре ситуации – разъясни все это.
25-ый урок:
174. Второй из видов противоречия – противоречие между двумя частными контекстами – и при этом может быть четыре ситуации – разъясни все это.
175. Третий из видов противоречия – противоречие между общим и частным контекстом – как разрешается данный вид противоречия?
176. Четвертый из видов противоречия – противоречие между двумя контекстами так, что один общий по отношению ко второму с одной стороны и частный с другой стороны - и при этом может быть три ситуации – разъясни все это.
177. Автор упомянул некоторые ситуации, при которых приходится отдавать предпочтение одним контекстам над другими (таржих) – разъясни их.
26-ой урок:
178. Кто такой "муфтий" и кто такой "мустафти"?
179. При каких условия выдача фетвы является разрешенной?
180. При каких условия выдача фетвы является обязательной?
181. Какими качествами должен обладать "мустафти"?
182. Какая разница между "муфтием" и "кадыем" (судья)?
183. Упомяни определение "иджтихада" в языке и терминологии.
184. Каковы условия иджтихада?
185. Может ли иджтихад быть частичным (в одной из областей наук)?
186. Упомяни определение "таклида" в языке и терминологии.
187. Чем обязан простой мусульманин не способный изучить необходимый ему вопрос и найти в нем решение?
188. Чем обязан муджтахид при ситуации, которая требует немедленного решения так, что муджтахид не имеет возможности разбора доводов в этом вопросе?
189. Является ли разрешенным или может быть обязательным придерживаться какого-либо конкретного мазхаба в фикхе?
190. Имеет ли право "мукаллид" давать фетву?
страница 1
|