Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

СРС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Контроль компетенции самосовершенствования осуществляется при защите рефератов или презентаций а также на рубежных и итоговом контроле.



  1. КРЕДИТ

Тема № 1. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ МЕХАНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ (РАСТЯЖЕНИЕ, УДАР, СЖАТИЕ, СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО РАЗДАВЛИВАНИЯ).
Цели:

  • На примере действия на организм механических этиологических факторов закрепление основных понятий общей этиологии и патогенеза

  • Приобретение навыков составления схем патогенеза


Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:

1. Патогенез повреждающего действия на организм растяжения, удара, сжатия

2. Этиология и патогенез синдрома длительного раздавливания



Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 1.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 101-103

  2. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 8-9



Тема № 2: БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ГИПОКИНЕЗИИ И ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ (СОЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ СВИНЦА, КАДМИЯ, ХРОМА).

Цели:

  • На примере действия на организм гипокинезии и химических этиологических факторов закрепление основных понятий общей этиологии и патогенеза

  • Приобретение навыков составления схем патогенеза

Задания:

  • Проработать учебный материал по вопросам:




  1. Гипокинезия, патогенез нарушений метаболизма, функций органов и систем. Гипокинезия как фактор риска сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. Изменения в организме при строгом постельном режиме, меры профилактики. Патогенез повреждающего действия на организм гипокинезии

  2. Патогенез повреждающего действия на организм солей тяжелых металлов свинца, кадмия, хрома

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 1.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 19-28

  2. Основные проблемы, возникающие у больного при длительном постельном режиме. http: //www.uhodmed. ru / problems. htm.

  3. Ударцева Т.П. Механизмы адаптации к совместному воздействию свинца и ограничения движений / Под ред. А.Н.Нурмухамбетова, Алматы, 2001. - 226 с.

  4. Ударцева Т.П. Гипокинезия как предболезнь // Вестник Казахского государственного медицинского университета. – 2001, №12. - С. 56 – 60.

  5. Ударцева Т.П., Рыспекова Н.Н., Жуйко Н.В., Имамбаева А.А. К патогенезу анемии при ограничении двигательной активности // Вестник Казахского государственного медицинского университета. - 2000, № 9. - С.168 – 173.

КОНТРОЛЬ:



  • навыки составления презентации или реферата

  • навыки работы с литературой


Тема № 3. ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

Цели:

  • Нучиться пользоваться источниками литературы и сайтами internet

  • Самостоятельно изучить механизмы патогенного действия на организм наркотиков и алкоголя, общемедицинские, социальные и юридические аспекты наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.

  • Научиться использовать полученные знания при составлении схем патогенеза и решении тестовых заданий


Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Общемедицинские, социальные и юридические аспекты наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.

  2. Этиология, патогенез, стадии наркоманий

  3. Этиология, патогенез, стадии токсикоманий.

  4. Алкоголизм, понятие, стадии, патогенез.

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet, выполнение тестовых заданий

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. ответы на вопросы этой темы СРС на рубежном контроле № 1

  2. ответы на вопросы тестовых заданий этой темы СРС при проведении итогового контроля

  3. защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 1.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА



Основная

  1. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 29 - 48

  2. Ә.Нурмухамбетұлы. Патофизиология. - Алматы: РПО «Кітап» 2007. – С. 46 - 60

  3. Патофизиология под/ред П.Ф. Литвицкого. М.:«ГОЭТАР-мед». Т. 1,
    2002.- с. 624 -649.

  4. Патофизиология в рисунках, таблицах и схемах под/ред В.А. Фролова, Г.А. Дроздовой, Д.П. Билибина. Москва, МИА. – 2003. – с. 374 – 390.

  5. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой. – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 48 -50

Дополнительная

  1. Кудьярова Г.М., Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А. Опийная наркомания. Алматы. «Медицина баспасы». – 2002. - 63 с.

  2. Кудьярова Г.М., Зальцман Г.И. Психиатрия для семейных врачей. Алматы. «Медицина баспасы». – 2000. - с. 113 – 147.

  3. Кудьярова Г.М., Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Джарбусынова Б.Б. Наркомании и токсикомании в общемедицинской практике. Алматы. – 2003. – 70 с.

Тестовые задания:

1. В понятия I) медицинский, II) социальный, III) юридический аспекты в проблеме наркоманий, токсикоманий и алкоголизма входит

A) ущерб, наносимый наркотиками и другими психоактивными веществами человеческому организму

B) употребление наркотических веществ, входящих в Список наркотических веществ, составленный Государственной комиссией при Правительстве РК по контролю за распространением наркотиков

C) немедицинское применение наркотических и др. психоактивных веществ, что угрожает не только отдельным людям, группам, а всему обществу



2. К наркотическим веществам относятся

A)……………………………..

B)……………………………..

C)……………………………..

D)……………………………..

E)……………………………..

F)……………………………..

G)…………………………….



3. Общими компонентами патогенеза нарко- и токсикоманий являются (4)

A) патологическое влечение к повторному употреблению психоактивных веществ

B) формирование психической зависимости от вещества

C) изменение толерантности к психоактивному веществу

D) формирование физической зависимости от вещества

E) формирование аллергической реакции



4. К медиаторам патологической системы подкрепления относятся (4)

A) дофамин

B) норадреналин

C) брадикинин

D) серотонин

E) эндогенные опиоиды



5. К наиболее частым расстройствам при синдроме абстиненции относятся (6)

A) беспокойство

B) эйфория

C) дискомфорт

D) злобность

E) мышечные боли

F) тошнота, рвота

G) брадикардия

H) сонливость

I) судороги



6. Стадии нарко- и токсикоманий (3)

A) начальная

B) психической зависимости

C) физической зависимости

D) разрешающая

E) финальная



7. К синдромам и симптомам алкоголизма относятся

A)


B)

C)

D)



E)

8. Недостающим звеном метаболизма этанола в печени является (1)

этанол → алкогольдегидрогеназа → ? → альдегиддегидрогеназа →

ацетил КоА → оксалоацетат → цитрат → цикл Кребса

A) глюкуроновая кислота

B) пируват

C) ацетальдегид

D) лактат

E) глюкозо - 6 - фосфатаза



9. В патогенезе токсического действия алкоголя на организм имеет значение (4)

A) повреждение печени антителами

B) повышение выработки альдегиддегидрогеназы

C) снижение выработки альдегиддегидрогеназы

D) замедление расщепления ацетальдегида в печени

E) накопление ацетальдегида в организме



10. Укажите признаки, определяющие тяжесть алкогольного опьянения

A)……………………………..

B)……………………………..

C)……………………………..

D)……………………………..

E)……………………………..

F)……………………………..

G)…………………………….



11. Расположите в правильной последовательности стадии наркоманий и токсикоманий

  1. физической зависимости

  2. финальная

  3. психической зависимости

13. К проявлениям алкоголизма относятся (5)

A) синдром психической зависимости

B) синдром физической зависимости

C) абстинентный синдром

D) синдром измененной реактивности

E) алкогольный галлюциноз

F) экзофтальм
Тема № 4. БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ТАБАКОКУРЕНИЯ

Цели:


  • Нучиться пользоваться источниками литературы и сайтами internet

  • Самостоятельно изучить механизмы патогенного действия на организм табакокурения

  • Научиться использовать полученные знания при составлении анкет по выявлению никотин-зависимых студентов и болезнетворному влиянию табачного дыма

  • Сформировать навыки проведения научных исследований и презентации результатов своих исследований

Задания:

    1. Составить анкеты по выявлению никотин-зависимых студентов и выявлению болезнетворного действия табачного дыма на организм

    2. Проанализировать результаты анкетирования

    3. Представить результаты исследования в виде презентации

    4. Самостоятельно подобрать источники литературы


Форма выполнения СРС:

Научное исследование по результатам анкетирования


Критерии выполнения:

Защита презентации по результатам исследования



Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 1.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА

Самостоятельно подобрать источники литературы
Тема № 5. ГИПО- И ГИПЕРВИТАМИНОЗЫ

Цели:


  • Нучиться пользоваться источниками литературы и сайтами internet

  • Самостоятельно изучить патогенез изменений в организме при гипо- и гипервитаминозах

  • Научиться использовать полученные знания при составлении схем патогенеза и тестовых заданий

Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:

  • Этиология и патогенез гиповитаминозов группы В

  • Этиология и патогенез гиповитаминозов С и РР

  • Этиология и патогенез гипо- и гипервитаминозов А, Е, К

  • Этиология и патогенез гипо- и гипервитаминозов Д

II. Составить схемы патогенеза гипо – и гипервитаминозов и представить в виде презентации или реферата

III. Составить не менее 20 тестовых заданий по гипо- и гипервитаминам

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, составление схем патогенеза, тестовых заданий



Критерии выполнения:

1. Правильное составление схем патогенеза и тестовых заданий
Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 1


Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».
ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.530-567

  2. Патологическая физиология. П/р Н.Н. Зайко. – Киев: Вища школа, 2004, С. 318- 322.

Дополнительная

  1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.т.1.- с. 266 -513

  2. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 7th edition, 2007. Nutrition and Disease. Vitamin Deficiencies


Темы № 6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АCПЕКТЫ СТАРЕНИЯ. ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ

Цели:

  • Нучиться пользоваться источниками литературы и сайтами internet

  • Самостоятельно изучить механизмы старения, биологические, медицинские, социальные аспекты старения.

  • Научиться использовать полученные знания при составлении схем патогенеза и решении тестовых заданий

Задания:

I. Проработать учебный материал по вопросам:

  1. Теории старения организма.

  2. Принципы профилактики преждевременного старения.

II. Заполнить «немые» графы по наиболее признанным теориям старения:


Название теории

Краткая характеристика

Изнашивания организма




Теории

Колоидоклазии






Нейро- эндокринная




Свободно-радикальная




Теломеразная




Молекулярно-генетическая




Адаптационно-регуляторная






III. Составить калькулятор продолжительности жизни по Томасу Перлзу

Томас Перлз – американский гериатр, изучающий генетику долголетия, разработал «калькулятор продолжительности жизни», с помощью которого вы можете определить, сколько лет проживете, если не измените своих привычек. Исходные данные – 60 лет для мужчин и 71 год для женщин (по РК). Такова средняя продолжительность жизни в нашей стране. А все остальное прибавляйте-вычитайте сами. В вопросах указан результат варианта «да». При ответе «нет» совершайте обратные арифметические действия.

1.Вы курите, или жуете табак, или постоянно находитесь там, где курят? (Да – минус 2 года).

2.Вы съедаете в неделю больше, чем пару сосисек в тесте, кусочков копченого сала или жареных баурсаков? (Да – минус 0,6 года).

3.Вы жарите рыбу, курицу, мясо почти до черноты? (Да – минус 0,4 года).

4. Вы избегаете в еде сливочного масла, жирной сметаны, шоколада, жареного? (Да – плюс 2 года).

5. Вы стараетесь есть меньше мяса, отдавая предпочтение овощам? (Да – плюс 2 года).

6. Вы выпиваете пива больше двух бутылок по 0,33 л в день или вина больше 300 г в день или водки больше 100 г в день? (Да – минус 1,2 года).

7. Вы пьете не больше вышеперечисленного количества алкогольных напитков в день? ( Да – плюс 0,6 года).

8. Вы живете в загрязненной атмосфере? (Да – минус 1 год).

9. Вы выпиваете больше 450 г крепкого кофе в день? (Да – минус 0,6 года).

10. Вы принимаете аспирин? (Да – плюс 0,8 года).

11. Вы чистите зубы специальной ниткой каждый день? (Да – плюс 1,2 года).

12. Вы имеете стул реже, чем один раз в два дня? (Да – минус 0,8 года)

13. Вы вступаете в рискованные половые связи или принимаете наркотики? (Да – минус 1,6 года).

14. Вы стараетесь загореть? (Да – минус 1,4 года).

15. В вашем доме повышенный уровень радона? (Да – минус 1,4 года).

16. Ваш вес в норме? (Да – плюс 1,8 года).

17. У вас есть жена (муж)? (Да – плюс 1,8 года).

18. Вы умеете бороться со стрессом? (Да – плюс 1.4 года).

19. Ваши кровные родственники страдают диабетом (больше одного)?

(Да – минус 0,8 года).

20. Кто-то из ваших родителей умер от болезни до достижения ими 75 лет (Да – минус 2 года).

21. Члены вашей семьи (дедушки-бабушки, их сестры-братья, дяди-тети) доживали до 90 лет (больше одного)? (Да – плюс 4,8 лет).

22. Вы лежебока, который не занимается спортом? ( Да – минус 1,4 года).

23. Вы принимаете витамин Е? (Да – плюс 1,6 лет).


Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet, выполнение тестовых заданий

Семистровая работа в виде реферата или презентации. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. ответы на вопросы этой темы СРС на рубежном контроле № 1

  2. ответы на вопросы тестовых заданий этой темы СРС при проведении итогового контроля

  3. защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

6 неделя, рубежный контроль № 1.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА:



Основная:

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.297-307

  2. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 48 – 66

  3. Ә.Нурмухамбетұлы. Патофизиология. - Алматы: РПО «Кітап» 2007. – С. 108 -115

  4. Патологическая физиология под /ред. Н.Н. Зайко. М.: «МЕДпресс - информ».- 2002, с. 147-162.

  5. Патологическая физиология. Общая патофизиология. Под/ред. А.Ш. Зайчика и Л.П. Чурилова. Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2001, с. 71 – 80.

Дополнительная:

  1. Королькова Т.Н. Современные теории старения // Вестник дерматологии и венерологии. 2001, №5, с 15 – 20.

  2. Фролькис В.В. Старение: воспоминание о будущем. http. //www. themystery. narod. ru/DIFF/starenie.htm

  3. Возрастные закономерности и психологические особенности старости. http: www.bolshe.ru/book/id/

  4. Алдер Г. Практическое руководство по продлению жизни. СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

  5. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988. – 328 с.

  6. Генетики поняли, что вызывает синдром преждевременного старения. http: //www.grani.ru /Society/Sciece/m.29570.html.

  7. Анисимов В.Н. Средства профилактики преждевременного старения // Успехи геронтологии, 2000, вып. 4, с. 275 – 277.

  8. Калькулятор продолжительности жизни. http:// kokshetau.online.kz/ot/atlantida.htm

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Пожилой возраст – это (1)

А) 30 – 35 лет

В) 35 – 40 лет

С) 45 – 59 лет

D) 60 – 74 года

Е) более 75 лет



2. Старческий возраст – это (1)

А) 30 – 35 лет

В) 35 – 40 лет

С) 45 – 59 лет

D) 60 – 74 года

Е) более 75 лет



3. Долгожители имеют возраст (1)

А) 45 – 59 лет

В) 60 – 74 года

С) 75 - 80 лет

D) 81 – 89 лет

Е) 90 и более лет



4.Средняя продолжительность жизни населения в Казахстане (1)

А) 59 лет

В) 65 лет

С) 71 год

D) 75 лет

Е) 80 лет



5. Продолжительность жизни зависит от (5)

А) генотипа

В) образа жизни

С) эколого-климатических условий проживания

D) заболеваемости

Е) характера питания



6.Прогерия – это (1)

А) наследственное преждевременное старение

В) ненаследственное преждевременное старение

С) аномалия прикуса

D) естественное физиологическое старение

Е) дальнозоркость



7. Найти соответствие

1. синдром Хатчинсона-Гилфорда (5)

2. синдром Вернера (6)

А) возникновение в раннем возрасте

В) возникновение в 20-30 лет

С) болезни старческого возраста

D) эндокринная недостаточность

Е) аутосомно-рецессивный тип наследования

F) мутация гена LMNA первой хромосомы

G) укорочение теломер

H) обычные размеры теломер

I) ускоренный темп старения



8.Укажите изменения нервной системы, характерные для старения (5)

А) постепенная атрофия мозга

В) замедление проведение импульсов по нервам

С) ухудшение памяти

D) ухудшение условно-рефлекторной деятельности

Е) уменьшение количества нейронов в гиппокампе



9.Укажите изменения эндокринной системы, характерные для старения (3)

А) уменьшение секреции гонадотронинов

В) увеличение секреции гонадотронинов

С) увеличение секреции меланотонина

D) уменьшение секреции половых гормонов

Е) уменьшение секреции гормона роста

F) увеличение секреции тироксина

10. Для старения характерно (5)

А) сшивки молекул коллагена

В) уменьшение содержания внутриклеточной воды

С) уменьшение периферического сопротивления сосудов

D) снижение уровня основного обмена

Е) уменьшение натрия и увеличение калия в клетках

F) увеличение количества первичных лизосом

G) уменьшение количества первичных лизосом

H) увеличение ЛПВП в крови

I) увеличение ЛПНП в крови

11.Старение организма по И.И.Мечникову вызывают (2)

А) аутоинтоксикация продуктами гниения белков в кишечнике

В) индол, скатол, фенол, крезол

С) кетоновые тела

D) молочная и пировиноградная кислоты

Е) гиперазотемия



12.Укажите правильную последовательность свободно-радикального механизма старения

А) разрывы нитей ДНК

В) повреждение ядерной мембраны

С) избыток свободных радикалов

D) синтез аномальных белков - ферментов

Е) нарушение функции клетки

F) гибель клетки

13. Теломеры – это (3)

А) участок ДНК, который недореплицируется при делении клетки

В) участок ДНК, который содержит гены – супрессоры клеточного деления

С) участок ДНК, который содержит гены – инициаторы клеточного деления

D) участок ДНК, который не содержит генов

Е) концевые участки хромосом



14. Теломераза – это (2)

А) фермент, восстанавливающий теломеры

В) фермент, разрушающий теломеры

С) РНК - зависимая ДНК- полимераза или обратная транскриптаза.

D) фермент лизосом

Е) фермент митохондрий



15. Укажите, какие из приведенных утверждений являются верными (4)

А) У женщин теломеры длиннее, чем у мужчин

В) Повышение активности теломеразы приводит к увеличению количества митозов клетки

С) Предел деления Хейфлика ограничен длиной теломер

D) Короткие теломеры увеличивают риск сердечно-сосудистых заболеваний

Е) Активность теломеразы низкая в стволовых клетках



16. К механизмам антистарения относятся (4)

А) антиоксиданты

В) свободные радикалы

С) система репарации ДНК

D) укорочение теломер

Е) аутоиммунные процессы

F) стресс-лимитирующая система

G) удлинение теломер

H) водородные ионы

17. Гормоны старения – это (2)

А) инсулин

В) кортизол

С) эстрогены

D) глюкагон

Е) мелатонин



18. Гормоны антистарения – это (5)

А) инсулин

В) тестостерон

С) прогестерон

D) эстрогены

Е) мелатонин

F) гормон роста




КРЕДИТ № 2
Тема № 1: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТОГЕНЕЗЕ АТЕРОСКЛЕРОЗА

Цели:

  • Формирование понимания патофизиологических механизмов возникновения и развития атеросклероза

  • Формирование навыков работы с литературой и источниками internet


Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Этиология атеросклероза. Современные теории возникновения атеросклероза

  2. Патогенез атеросклероза

  3. Осложнения атеросклероза

  4. Принципы профилактики и терапии атеросклероза

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 2.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».
ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Патофизиология: Учебник под/ред Литвицкого П.Ф.–М.: Гэотар-Медия. -2008.-С. 343-350,

  2. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2 т. – 2009.-С. 179-221, 168-179.

  3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С.420-430.

  4. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006.-C.165-179.

Дополнительная

  1. Патофизиология: Учебник под/ред Литвицкого П.Ф.– в дух томах.М.: Гэотар-Медия. -2004.- т. 2С. 108-121.


Тема № 2. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. СЕПСИС

Цели:

  • Нучиться пользоваться источниками литературы и сайтами internet

  • Самостоятельно изучить патогенез инфекционного процесса и использовать эти знания для понимания патогенеза острого и хронического воспаления, что необходимо для правильного этиотропного и патогенетического лечения инфекционных заболеваний

  • Научиться использовать полученные знания при составлении схем патогенеза и решении тестовых заданий


Задания:

I. Проработать учебный материал по вопросам:

  1. Инфекционный процесс, определение, виды инфекционного процесса. Формы взаимоотношения макро- и микроорганизмов.

  2. Патогенез инфекционного процесса. Расстройства функций органов и систем организма при инфекционном процессе: нервной, иммунной, сердечно-сосудистой систем, системы внешнего дыхания.

  3. Синдром системной воспалительной реакции (ССВР), сепсис, септический шок, определения понятий, этиология и патогенез сепсиса и септического шока.

  4. Принципы терапии инфекционного процесса.

II. Составить схемы патогенеза и представить в виде презентации или реферата:

  • Патогенез инфекционного процесса

  • Патогенез сепсиса и септического шока

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, составление схем патогенеза


Критерии выполнения:

  1. ответы на вопросы этой темы СРС на рубежном контроле

  2. составление схем патогенеза

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 2.


Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 103 – 139

  2. Ә.Нурмухамбетұлы Патофизиология. - Алматы: РПО «Кітап» 2007. – С. 342 - 357

3. Патофизиология п /р. П.Ф.Литвицкого, т.1. Москва. ГЭОТАР - Мед. Изд 2, 2003.- С.245-265

Дополнительная

  1. Хирургические инфекции. Руководство п/р И.А. Ерюхина, Б.Р. Гельфанда, С.А. Шляпникова. СПбЖ Питер, 2003 (серия «Спутник врача») Гл. 5. - С. 263-377.

  2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология п/р А.А. Воробьева. М.: «Мед. информ. Агентство», 2004. - С. 136-181.

  3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология. Санкт-Петербург. ЭЛБИ-СПб. Изд 2, 2001. - С.412 – 417.

  4. Шанин Ю.Н. Патофизиология критических состояний. «ЭЛСБИ-СПб», С-Петербург, 2003. - С. 367-382




  1. http://www.medlit.ru.

  2. http://medi.ru/doc/8381102.htm.

  3. http://medi.ru/doc/8581122.htm.

  4. http://webmed.irkutsk.ru/doc/sepsis.htm

КОНТРОЛЬ

  • проверка знаний теоретического материала на рубежном контроле № 3

  • проверка составленных схем патогенеза, презентаций или реферата


Тема № 3 ИММУНОДЕФИЦИТНЫЕ СОСТОЯНИЯ. АУТОИММУННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Цели:

  • Нучиться пользоваться источниками литературы и сайтами internet

  • Самостоятельно изучить патогенез аутоиммунных болезней, уметь объяснить механизмы повреждения соединительной ткани на примере системной красной волчанки

  • Научиться использовать полученные знания при составлении схем патогенеза и решении тестовых заданий

Задания:

I. Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Основные механизмы формирования аутоагрессии.

  2. Роль наследственности в развитии аутоиммунных болезней.

  3. Патогенез повреждения клеток и тканей при аутоиммунных болезнях.

  4. Виды аутоиммунных болезней. Понятие о коллагенозах. Системная красная волчанка как пример коллагеноза.

II. Составить схемы патогенеза по первому или третьему вопросу и представить в виде презентации или реферата

III. Ответить на тестовые задания.



Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, составление схем патогенеза, выполнение тестовых заданий.



Критерии выполнения:

  1. ответы на вопросы темы СРС на рубежном контроле № 3

  2. ответы на вопросы тестовых заданий по СРС при проведении рубежного контроля №3

  3. составление схемы патогенеза


Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 2


Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».
ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с.396-403

  2. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006. – С. 93 - 103

  3. Ә.Нурмухамбетұлы. Патофизиология. - Алматы: РПО «Кітап» 2007. – С. 318-320

  4. Патологическая физиология. П/р Н.Н. Зайко. – Киев: Вища школа, 2004, С. 38- 56.

  5. Патофизиология //Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. – С- 160-163

  6. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой. – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 161 - 163

Дополнительная

  1. Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. Патологическая физиология.- М.: Издательство Университета Дружбы народов, 2004.- с.98-143

  2. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции) под ред. Б.Б. Мороза М.: Медицина, 2001. – с.121 - 155

  3. Зайчик А.Ш., Л.П.Чурилов. Основы патохимии. – ЭЛБИ – СПб., 2001.- с.381-474

  4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.т.1.- с. 266 -513

  5. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 7th edition, 2007. - р 81-109.

  6. Harsh Mohan.-Textbook of pathology, 2004.-p. 53-85

КОНТРОЛЬ

Тестовые задания



  1. Основными механизмами развития аутоиммунных процессов являются:

A)______________________________

B)______________________________

C)______________________________


  1. Укажите клетки, ткани и органы, способные при нарушении гисто-гематических барьеров стать источником аутоантигенов (4)

A) щитовидная железа

B) хрусталик глаза

C) клетки миокарда

D) клетки капсулы почек

E) сперматозоиды

F) нервные клетки



  1. К изменению антигенного состава тканей приводит (3)

A) присоединение к клеточным мембранам гаптенов

B) внедрение в клетки вирусов

C) мутации клеточного генома

D) экспрессия на макрофагах антигенов МНС II класса

E) экспрессия на паренхиматозных клетках антигенов МНС I класса


  1. К развитию аутоагрессии может привести (4)

A) утрата иммунологической толерантности

B) снижение активности Т-супрессоров

C) снижение концентрации антиидиотипов

D) антигеннеспецифическая активация лимфоцитов

E) снижение активности Т-хелперов


  1. Аутоиммунные болезни могут быть вызваны (3)

A) образованием антител к антигенам собственных нормальных клеток

при дисфункции иммунной системы

B) денатурацией белков собственных клеток и тканей

C) развитием толерантности к опухолевым антигенам

D) образованием антител, перекрестно реагирующих с чужеродными и

собственными белками



  1. действием биогенных аминов, освобождаемых тучными клетками

  1. Утрата иммунологической толерантности может быть следствием (4)

A) мутаций в геноме лимфоцитов

B) мутаций в геноме антигенпрезентирующих клеток

C) ослабления «отрицательной селекции» лимфоцитов, имеющих

рецепторы к собственным антигенам

D) отмены клональной анергии

E) исчезновения на поверхности клеток антигенов МНС I класса



  1. Активация Тh1 приводит к развитию (1)

A) клеточного иммунного ответа; B) гуморального иммунного ответа

  1. Иммунокомплексный тип повреждения лежит в основе развития (1)

A) аутоиммунной гемолитической анемии

B) аутоиммунной лейкопении

C) аутоиммунной тромбоцитопении

D) ревматоидного артрита

E) системного васкулита


  1. К аутоиммунным болезням относятся (3)

A) тиреоидит Хашимото

B) системная красная волчанка

C) миастения гравис

D) феномен Артюса

E) поллиноз


  1. К числу органонеспецифических аутоиммунных болезней относятся (1)

A) системная красная волчанка

B) тиреоидит Хашимото

C) симпатическая офтальмия

D) миастения

E) пернициозная анемия Аддисона-Бирмера


  1. Для системной красной волчанки характерно (4)

A) образование антител к ядерным антигенам;

B) симптом «бабочки»

C) образование иммунных комплексов ДНК+антитело к ДНК

D) клеточно-опосредованный тип повреждения тканей

E) поражение суставов, сердца, почек, серозных оболочек, кожи




Тема № 4: ЛЕКАРСТВЕННАЯ АЛЛЕРГИЯ.

Цель: Усвоение особенностей лекарственной аллергии, факторов, способствующих развитию лекарственной аллергии, принципов профилактики и лечения лекарственной аллергии

Задания по теме:

Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Особенности лекарственной аллергии.

  2. Факторы, способствующих развитию лекарственной аллергии

  3. Псевдоаллергические реакции, понятие, патогенез.

  4. Принципы профилактики и лечения лекарственной аллергии

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 2.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. А.Д. Адо Общая аллергология. – Москва.: «Медицина», 1978. – С. 365-380

  2. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 117-130.

  3. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 357-385

Дополнительная

  1. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2001, 164-181.

  2. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 127-164.

  3. Имамбаева А.А. Патофизиологические основы побочного действия лекарственных средств – Алматы, 2005. – С. 52-72.


Тема №5 ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОБОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Цель: Изучить патофизиологические механизмы побочного действия лекарственных средств

Задания по теме:

Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Принципы классификации ПДЛС.

  2. Токсическое действие лекарственных средств

  3. Лекарственная аллергия

  4. Канцерогенное действие лекарственных средств

  5. Тератогенное и эмбриотоксическое действие лекарственных средств

  6. Лекарственная устойчивость

  7. Лекарственная зависимость

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 2.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабаян Э.А. Лекарственная зависимость. – Москва.: БМЭ, т.12, 1980 С. 365-380

  2. Имамбаева А.А. Патофизиологические основы побочного действия лекарственных средств – Алматы, 2005. – С. 52-72.

  3. Збровский А.Б., Тюрекнов И.Н. Осложнения фармакотерапиим М. Медицина, 2003 -350с.

  4. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 357-385

  5. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2001, 164-181.


КРЕДИТ №3

Тема №1. ПАТОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НЕВРОЗЫ

Цели:

  • Формирование понимания патофизиологических механизмов возникновения и развития неврозов

  • Формирование навыков работы с литературой и источниками internet


Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Виды нарушений высшей нервной деятельности и их причины.

  2. Основные механизмы развития патологии высшей нервной деятельности.

  3. Неврозы, понятие, этиология, классификация.

  4. Экспериментальные модели неврозов.


Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 3.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Патофизиология п/р П.Ф.Литвицкого. М.: «ГОЭТАР - мед». - Т.2, 2003. - С. 424 – 434.

  2. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -

  3. Томск: изд. Томского университета, 1994, с.449 – 461.

  4. Фролов В.А. Конспекты к практическим занятиям по патофизиологии.

  5. М., 1987, 136-139.

  6. Патологическая физиология п/р Н.Н.Зайко. – Киев: «Выща школа», 2000, с.288 – 291.

Дополнительная:

1. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. М.: «Медицина», 1997. - С. 230-247

2. Тарнавский Ю.Б. Внимание невроз. - М.: «Пульс».- 1992. – 168 с.

3. Свядощ А.М. Неврозы.- М.: «Медицина», 1982. – 280 с.

4. Фрейд Зигмунд. Общая теория неврозов // Введение в психоанализ. Лекции. М.: «Наука», 1989. – С.154 – 300

Тема №2 ГИПЕР-И ГИПОФУНКЦИИ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

Цели:


  • Нучиться пользоваться источниками литературы и сайтами internet

  • Самостоятельно изучить патогенез изменений в организме при гипо- и гиперфункции щитовидной железы, надпочечников, гипофиза

Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Этиология, патогенез и основные проявления эндокринопатий, связанных с нарушением функций гипоталамуса и гипофиза (пангипопитуитаризм – болезнь Симмондса, гипофизарный нанизм, акромегалия, гигантизм, болезнь Иценко-Кушинга, несахарный диабет, синдром неадекватной секреции АДГ).

  2. Этиология, патогенез и основные проявления эндокринопатий, связанных с нарушением функций надпочечников (синдром Иценко-Кушинга, гиперальдостеронизм, адреногенитальный синдром, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность).

  3. Этиология, патогенез и основные проявления эндокринопатий, связанных с нарушением функций щитовидной железы (гипертиреоз, гипотиреоз).

  4. Этиология, патогенез и основные проявления эндокринопатий, связанных с нарушением функций паращитовидных желез (гиперпаратиреоз, гипопаратиреоз).


Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 3.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА:



Основная

  1. Патологическая физиология под/ред А.Д. Адо и В.В. Новицкого. Томск. 1994, с. 402-414.

  2. Патофизиология в таблицах и схемах. Под/ред. А.Н. Нурмухамбетова. Алматы, 2004 с. 136-142.

  3. Патологическая физиология под/ред Н.Н. Зайко. Киев: «Логос».-1996, с. 546-571.

  4. Патологическая физиология под/ред А.Д.Адо, М.А. Адо, В.И Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. М.: Триада-Х.-2000, с 359-395.

  5. П.Ф. Литвицкий. Патофизиология. М.:«ГОЭТАР-мед». Т. 2, 2003, с. 315-386.

Дополнительная

  1. Дедов М.И., Балаболкин М.И. и др. Болезни органов эндокринной системы.: Рук-во для врачей. – М.: Медицина, 2000. -568с.

  2. Балаболкин М.И. Эндокринология: Уч-к.-2-е изд., 1998.-582с

  3. Клиническая эндокринология. Под/ред Н.Т. Старковой. СПб. Питер, 2002.-576с.

  4. Потемкин В.В. Эндокринология.:М.: Медицина, 1999.-640с.

  5. Шанин В.Ю. Клиническая патофизиология.- Санкт-Петербург.: «Специальная литература», 1998.- с.462-468.

  6. Шанин В.Ю. Патофизиология критических состояний.- Санкт-Петербург.:ЭЛБИ-СПб., 2003. с. 287-302; 237-246.

  7. Vinay Kumar, Ramzi S. Cotran, Stanley Robbins. Basic Pathology, 6th edition, 1997.- p. 521-587.

  8. Textbook of pathology. Harsh Mohan . JP.New Delhi.1998.-p.935-980.

  9. Pathophysiology of disease. An introduction to clinical Medicine, 3/e. Stephen J. McPhee, Vishwanath R.Lingappa et al., 2000, p. 405-529.


Тема № 3. МЕХАНИЗМЫ ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТИ И РАЗВИТИЕ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА.

ОСТРЫЕ И ХРОНИЧЕСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Цели:

  1. Формирование знаний по патогенезу инсулинорезистентности и метаболического синдрома

  2. Формирование знаний по патогенезу острых и хронических осложнений сахарного диабета


Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:

1. Инсулинорезистентность, понятие. Патогенез пререцепторной инсулинорезистентности

2. Патогенез рецепторной инсулинорезистентности

3. Патогенез пострецепторной инсулинорезистентности

4. Этиология и патогенез сахарного диабета 2 типа

5. Понятие о метаболическом синдроме

6. Острые и хронические осложнения сахарного диабета


Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 1.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».
ЛИТЕРАТУРА

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., том 1, с. 599-612




Тема №4 НАРУШЕНИЕ ВСАСЫВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ КИШЕЧНИКА

Цель: Усвоение вопросов этиологии и патогенеза кишечной диспепсии

Задания:

Проработать учебный материал по вопросам:



  1. Причины и механизмы развития синдрома кишечной диспепсии.

  2. Нарушения моторной функции кишечника.

  3. Синдром мальабсорбции

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 3.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

Литература

Основная

  1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. С.398-405, 408-410

  2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 475-484, 486-490

  3. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И.

  4. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2т., 2009.- С 327-344, 361-383

  5. Патофизиология. Основные понятия.: учебное пособие. Ефремов А.В.– М., 2008.– С. 143-

151

Дополнительная

  1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С.

  2. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга - М.: Томск., 2006.- С. 545 – 554, 562-573

  3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 2. – С. 239-243, 250-259, 266-271.

  4. Джозеф М. Хендерсон. Патофизиология органов пищеварения. Пер. с англ. – М. – СПб.: Бином – Невский диалект, 1997. -287 с.


Тема №5. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА

Цель: Усвоение вопросов этиологии и патогенеза геморрагического синдрома

Задания:

  1. Проработать учебный материал по вопросам:

  2. Формы нарушения гемостаза. Понятие о геморрагическом, тромботическом и ДВС – синдромах

  3. Патогенез геморрагического синдрома (вазопатии, тромбоцитопении, тромбоцитопатии, коагулопатии),

Форма выполнения СРС:

Самостоятельное изучение материала по предложенной литературе, дополнительной литературе и источникам internet

Семистровая работа в виде реферата или презентации по одному из предложенных вопросов. Требования см. В разделе «Критерии оценки СРС»

Критерии выполнения:


  1. Защита презентации или реферата

Сроки сдачи СРС

рубежный контроль № 3.



Критерии оценки см в разделе «Критерии оценки СРС».

ЛИТЕРАТУРА



Основная

  1. Патофизиология: Учебник под/ред Литвицкого П.Ф.–М.: Гэотар-Медия. -2008.-С. 332-335

  2. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2.-2009.- С. 112-144

  3. Патофизиология. Основные понятия: Учебное пособие под/ред А.В. Ефремова М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008, С. 116-119.

Дополнительная

  1. Шиффман Ф. Дж. Патофизиология крови. Пер. с англ. – М. – СПб: ЗАО «Издательство Бином», «Невский Диалект», 2007. С. 247 -253.

  2. Руководство по гематологии//Под ред. А.И Воробьева.- М.: Ньюдиамед, 2007.-1275 с.

  3. Л.А. Кузьмина. Гематология детского возраста. М.: 2001.- 400 с.




Страница из


страница 1

Смотрите также: