Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Борьба с коррупцией в Беларуси

(материал к единому дню информирования 15 января 2008 года)

С конца XX века коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира.

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В настоящее время выделяются следующие виды коррупции:

административная коррупция – намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам;

бытовая коррупция – является разновидностью административной коррупции и порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. Это различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи;

деловая коррупция – неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса;

корпоративная коррупция – межфирменные подкупы работников коммерческих структур;

партийная коррупция – отстаивание интересов бизнеса через теневое финансирование партийных боссов.

В мировой практике выделяется и такая разновидность коррупции как «пленение государства», которая включает в себя действия отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторах с целью оказания влияния на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики, в результате чего обеспечиваются соответствующие преимущества в процессе перераспределения государственной собственности, финансовых ресурсов и иных благ в свою пользу.

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения и защиты своих жизненно важных интересов.

Препятствие коррупции экономическому развитию выражается в следующем:

средства, аккумулируемые с помощью взяток, как правило, оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (в большинстве случаев – в иностранных банках);

предприниматели вынуждены тратить значительное количество времени на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;

поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздуваемые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;

коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;

происходит отток с государственной службы квалифицированных кадров, морально не приемлющих системы взяток;

возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой – подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;

коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в сферы деятельности, где невозможен строгий контроль, выше возможность вымогать взятки и получать так называемый откат;

увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями) вследствие того, что взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение;

коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные).



Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы заключается в том, что:

усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан, ведь дать более крупную взятку может как не самая доходная фирма, так и преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей, взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;

коррупция в системе сбора налогов позволяет более состоятельным людям уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;

коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним граждан и ставит под сомнение их легитимность;

коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться личными интересами ради общественных целей;

коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег, влиятельных знакомств и меньше нравственных самозапретов;

коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах и других важных общественно-политических мероприятиях в жизни страны;

коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды и др.), позволяет организованной преступности расширять свою деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности в этих организациях;

коррумпированные режимы не пользуются поддержкой в обществе, а потому они политически неустойчивы и неперспективны.

Республикой Беларусь ратифицированы и неукоснительно выполняются такие основные международные акты, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (подписана в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (подписана в г. Палермо 14 декабря 2000 г.), Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 году). В республике создана законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства. В ней определено понятие «коррупция», дан перечень коррупционных правонарушений и преступлений, указаны конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с этим опаснейшим проявлением, а также предусмотрена жесточайшая уголовная ответственность за данные преступления.

С целью обеспечения сосредоточения усилий в правопредупредительной работе по предотвращению коррупционных действий определен конкретный перечень коррупционных правонарушений, которыми являются:



  1. Вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.

  2. Принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда.

  3. Предложение или предоставление государственному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.

  4. Действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц.

  5. Незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи.

  6. Принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

7. Принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок:

по приглашению близких родственников;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.

8. Передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

9. Использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.

10. Использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. (это третий по счету подобный закон в республике – первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).

Государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией в стране, являются: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией. Важным документом по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220. Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь. Весомую роль в борьбе с коррупционными проявлениями играют также государственные СМИ, работа с обращениями граждан, «горячие линии», «телефоны доверия», «телефоны обратной связи», проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту жительства, реализация заявительного принципа «одно окно».

По данным компетентных источников, в результате целенаправленной деятельности правоохранительных органов за 11 месяцев 2008 г. в республике выявлено и зарегистрировано 2 637 коррупционных преступлений (за аналогичный период 2007 года – 2 993). В их числе: хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями – 657 (2007 год – 671, или -2,1%); взяточничество – 884 (2007 год – 1 036, или -17,2%); злоупотребление властью или служебными полномочиями – 264 (2007 год – 287, или -8,0%); превышение власти или служебных полномочий – 24 (2007 год – 45, или -46,7%); бездействие должностных лиц – 11 (2007 год – 18, или -38,9%); служебный подлог – 692 (2007 год – 906, или -23,6%); легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, – 10 (2007 год – 8, или +25,0%); получение незаконного вознаграждения – 72 (2007 год – 6, или +120,0%).

По областям республики снижение коррупционных преступлений произошло: в Брестской – на 62 (-15,0%), Витебской – на 107 (-20,0%), Гомельской – на 12 (-2,7%), Гродненской – на 29 (-7,6%), Минской – на 62 (-15,9%), Могилевской – на 17 (-4,9%), в г. Минске – на 14 (-3,9%), на транспорте – на 53 (-48,2%).

За 11 месяцев 2008 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года из общего числа зарегистрированных коррупционных преступлений было выявлено:

органами прокуратуры – 298 (11,3%), (2007 год – 397 (13,3%);

подразделениями органов внутренних дел – 2 132 (80,8%), (2007 год – 2 315 (77,4%);

подразделениями органов государственной безопасности – 61 (2,3%), (2007 год – 116 (3,8%);

подразделениями органов финансовых расследований КГК – 97 (3,7%), (2007 год – 158, (5,3%);

прочими – 49 (1,9%), (2007 год – 7 (0,2%).

Однако сегодня нельзя ослаблять борьбу с этим злом. По словам Главы государства А.Г. Лукашенко, несмотря на то что общее количество выявленных коррупционных преступлений уменьшается, взяточничество растет. Увеличивается масштаб материального ущерба от коррупционных деяний, а уровень его компенсации сокращается.

В соответствии со статистическими данными за 11 месяцев 2008 г. установленный ущерб государству по делам коррупционной направленности составляет 79 875 млн. руб. (за 11 месяцев 2007 г. – 70 455 млн. руб., или +13,4%). Из них возмещено всего 3 868 млн. руб. (за 11 месяцев 2007 г. – 6 948 млн. руб., или -44,3%), наложен арест на имущество на 18 968 млн. руб. (2007 год – 13 131 млн. руб., или +44,5%).



Наибольшая сумма ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, установлена в сфере промышленности – 22 310 млн. руб. (27,9% от общей суммы ущерба), из которых возмещено всего 271 млн. руб. (1,2%).

Аналогичные суммы ущерба по другим отраслям и сферам характеризуются следующим образом: в сфере сельского хозяйства – 3 095 млн. руб., строительства – 1 740 млн. руб., торговли – 3 925 млн. руб., транспорта – 86 млн. руб., образования – 109 млн. руб., здравоохранения – 63 млн. руб., государственного управления – 501 млн. руб. Процент их возмещения также крайне низок.

Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников.

По-прежнему имеют место факты осуществления представителями органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг.

Особой причиной для беспокойства Главы государства является проникновение коррупции в силовые органы.

Данные деяния оценены белорусским лидером как позор не только для конкретного человека или соответствующего государственного органа, это несмываемое пятно на репутации власти в целом. Поэтому прощения предателям в погонах не будет. В связи с этим Глава государства заявил, что с 1 января 2009 г. решение о смягчении наказания в отношении осужденных за коррупционные преступления сотрудников правоохранительных органов будет принимать лично Президент. И добавил, что при этом осужденные сотрудники правоохранительных органов должны отбывать наказание не в специальных колониях, а в обычных, вместе с отъявленными преступниками.

Итоги проведенных органами прокуратуры проверок, направленных на противодействие коррупции в системах министерств и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (в 2005–2008 гг. проверки проведены в системах министерств спорта и туризма, здравоохранения, промышленности, транспорта и коммуникаций, энергетики и ряда других организаций), показывают, что принимаемые министерствами меры по противодействию коррупции по-прежнему не всегда достаточно продуманны, системны и эффективны.

В итоге должностные лица по-прежнему имеют возможность для злоупотребления служебными полномочиями, совершения хищений и получения взяток.

При проведении закупок товаров, работ и оказании услуг продолжают иметь место случаи нарушения установленных процедур закупок, неэффективное и неэкономное расходование государственных денежных средств.

Недостаточна роль ряда министерств в защите экономических интересов государства и предупреждении коррупции при осуществлении владельческого надзора за деятельностью хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь. Распространены также нарушения порядка истребования, проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе, а также письменных обязательств по недопущению коррупции. Руководители зачастую не владеют информацией о том, каким образом организована работа по борьбе с коррупцией в других министерствах и ведомствах, вследствие чего допускают нарушения, которые в этих министерствах уже были выявлены и устранены.

Выполняя требования Главы государства о повышении координирующей роли прокуратуры в борьбе с коррупцией и необходимости принятия в этом направлении исчерпывающих мер, Генеральной прокуратурой на основе анализа криминогенной ситуации в стране разрабатываются и осуществляются конкретные действия, направленные на значительное усиление ответственности за нарушение законодательства в процессе разгосударствления и приватизации, предоставления земельных участков, при проведении государственных закупок, использовании инвестиционных ресурсов, расходовании бюджетных средств, выделении кредитов на основе коррупционных соглашений.



Более жесткие меры наказания теперь будут применять к лицам, получающим взятки при реализации имущества предприятий, подлежащих ликвидации в процессе осуществления процедуры банкротства, при строительстве и распределении жилья, сотрудникам правоохранительных органов, получающим незаконное денежное вознаграждение при принятии решений о необоснованном освобождении лиц от уголовной ответственности. Осуществляя надзор за исполнением руководителями министерств, ведомств и организаций требований законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией, Генеральная прокуратура в целях повышения действенности и эффективности принимаемых ими мер установленным порядком систематически информирует руководство, вносит представления об устранении выявленных нарушений закона, а также направляет соответствующие поручения о необходимости осуществления надлежащей деятельности по противодействию коррупционным проявлениям.

Прокуратурой Молодечненского района за 2008 год проводилась определенная работа по вопросам соблюдения законодательства, направленного на борьбу с преступностью и коррупцией. За 2008 г. к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечены следующие должностные лица. 08.12.2007 г. Молодечненским РОВД возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 209 УК Беларуси в отношении Божко Виталия Вячеславовича, который в августе 2007 года умышленно, из корыстных побуждений, посредством обмана и уговоров, склонил нуждающегося в улучшении жилищных условий Гаврилюка Андрея Георгиевича, к передаче ему 1 500 долларов США, что по курсу составило 3 220 500 рублей, для последующего вручения их в качестве взятки должностному лицу, - директору ОАО «Строитель-197» Сенько П.И., уполномоченному решать вопросы заселения в общежитие, за заведомо незаконное действие, - предоставление Гаврилюку А.Г. и членам его семьи жилой площади для проживания в указанном общежитии, хотя последний не имел прав и оснований на получение там жилья, выступив посредником в передаче взятки, после чего, под тем же предлогом, получил от супруги Гаврилюка А.Г. – Гаврилюк И.В., еще 1 000 долларов США, что по курсу составило 2 147 000 рублей. Приговором суда Молодечненского района от 29.05.2008 г. Божко В. В. привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 209, ч. ст. 16, ч. 2 ст. 431 УК Беларуси, и ему назначено наказание в виде 4 лет ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

08.01.2008 г. Молодечненским РОВД возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь в отношении заведующей магазином 15 «Кооператор» ЧУП «Молодечненский рынок-коопторг» Кухтиковой Натальи Тадеушевны, которая оформила на должность грузчика с 01.07.2006 года в магазин № 15 «Кооператор» Лешковича Т. А., который не осуществлял в магазине погрузочно-разгрузочные работы и в период времени с 01.07.2006 г. по 08.11.2006 г., ежемесячно, составляла графики и табели учета рабочего времени, в которых указывала рабочие часы Лешковича Т. А., и на основании которых ему начислялась заработная плата, завладевала ею, всего похитила с использованием своих служебных полномочий деньги в сумме 628 660 руб., причинив ЧУП «Молодечненский рынок-коопторг» материальный ущерб. Приговором суда Молодечненского района от 27.03.2008 г. Кухтикова Н. Т. привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 210 УК Беларуси, и ей назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с материальной ответственностью, на срок 3 года и штрафа в доход государства в размере 31 базовой величины, т.е. 1 085 000 руб. В пользу ЧУП «Молодечненский рынок-коопторг» взыскано 628 660 руб.

05.07.2008 г. прокуратурой Молодечненского района возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 430 УК Беларуси в отношении преподавателя УО «Торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза Шевко Леонида Павловича, который через учащегося Коваленко Р. С. предложил обучающимся в группе № 204 колледжа сдать экзамен на положительную оценку за взятку в виде денежного вознаграждения в размере 20 долларов США с желающего и материальных ценностей в виде конька. Далее Шевко Л. П., продолжая свои преступные действия, 05.07.2008 г. около 15.00 час., находясь в гаражном помещении, расположенном по адресу Минская обл. г. Молодечно, ул. Городокская, умышленно, лично, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию получил от учащегося указанной группы Коваленко Романа Сергеевича, представлявшего интересы учащихся группы № 204, денежные средства в сумме 70 долларов США, 60 000 руб. НБ Республики Беларусь и две бутылки настойки горькой «Бульбаш» в сувенирных упаковках. Приговором суда Молодечненского района от 28.11.2008 г. Шевко Л. П. привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 430 УК Беларуси, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с конфискацией имущества с лишением права заниматься преподавательской деятельностью на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима.

В настоящее время наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».



Вопросы обеспечения безопасности, правопорядка и борьбы с коррупцией постоянно находятся в поле повышенного внимания Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Они поднимаются и периодически рассматриваются Главой государства в ходе проведения в стране таких важных общественно-политических мероприятий как Всебелорусское народное собрание, ежегодное Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию, в выступлениях Главы государства, посвященных государственным праздникам, на совещаниях различных уровней по вопросам укрепления обороноспособности, правопорядка и безопасности государства, в ходе принятия с отчетом руководителей различных министерств и ведомств, а также встреч с представителями зарубежных и государственных СМИ и трудовыми коллективами предприятий и организаций республики.



По-деловому предметно и жестко был рассмотрен вопрос эффективности принимаемых в республике мер по борьбе с коррупцией на состоявшемся 13 ноября 2008 г. совещании с участием Президента Республики Беларусь. Глава государства отметил, что в целом за минувшие годы сделано немало, чтобы пресечь наиболее опасные проявления коррупции: не допущено массовое расхищение государственной собственности, введены жесткие меры противодействия коррупции. Как неоднократно указывал Президент Республики Беларусь, благоприятную среду для процветания коррупции создают бюрократизм, безответственность и бесхозяйственность. Поэтому в условиях мирового экономического хаоса актуальными становятся предельно жесткая дисциплина, рачительное отношение к народному богатству, а также существенная экономия. В целях повышения эффективности борьбы с коррупцией Президент потребовал:

  1. Принять строжайшие меры и обеспечить принципиальный спрос за исполнение трех действующих в республике директив: по дебюрократизации, по общественной безопасности и дисциплине, по экономии и бережливости.

  2. Уделить первоочередное внимание кадровой чистоте государственного аппарата, его юридической и моральной чистоплотности. «Надо сделать так, чтобы у чиновников не было не только условий, но и поводов для коррупционной деятельности», – подчеркнул А.Г. Лукашенко.

  3. Улучшить работу по подбору и расстановке кадров. Принципиально подойти к решению проблемы кадрового протекционизма, который является верным спутником коррупции и основной из причин совершения коррупционных преступлений государственными служащими.

  4. В деятельности по предотвращению коррупционных проявлений не ограничиваться отдельными акциями и кампаниями. Создать в стране антикоррупционную атмосферу.

  5. Разрабатывать и внедрять новые методы работы, позволяющие наносить упреждающие удары по реальной коррупции, а не «по мелочевке». Оперативно и адекватно реагировать на современные, более изощренные факты коррупции.

  6. Создать систему надлежащего взаимодействия между органами, ведущими борьбу с коррупцией, в целях выявления коррупционных преступлений в наиболее значимых сферах деятельности: бюджетной, внешнеэкономической, энергетической, нефтехимической, автомобильной и др.

  7. Либерализируя в Беларуси экономику, нельзя ни в коем случае отдать ее в руки жуликов и проходимцев; нельзя допустить растаскивания государственных ресурсов и «прихватизации».

  8. Вести борьбу с коррупцией следует целенаправленно, комплексно и непрерывно. При этом усилия должны быть направлены не только на обнаружение и пресечение фактов коррупции, но и на установление и ликвидацию причин, ее порождающих.

  9. В борьбе с коррупцией необходимо обеспечить консолидацию всех общественных сил, активизировать социальное партнерство государственных органов, общественных объединений в широком смысле этого слова, органов самоуправления и средств массовой информации. Они должны сказать свое веское слово и активным противодействием коррупции внести достойный вклад в укрепление правопорядка в республике.

Официальный сайт Молодечненского райисполкома: www.molodechno.minsk-region.by



Отдел идеологической работы райисполкома

страница 1

Смотрите также: