Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ВКЛАДЧИКОВ/ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ЛИКВИДИРУЕМЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Байдулаев К.С.

(главный специалист Управления обеспечения контроля за ликвидацией финансовых организаций и деятельностью временных администраций Департамента ликвидации финансовых организаций Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций)


В настоящей статье раскрываются основные вопросы, которые могут возникнуть в случае ликвидации накопительного пенсионного фонда.

Началом ликвидационного производства в накопительном пенсионном фонде является дата вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации накопительного пенсионного фонда либо дата получения накопительным пенсионным фондом разрешения уполномоченного органа на добровольную ликвидацию. В настоящее время уполномоченным органом является Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - АФН).

Ликвидационное производство - процедура прекращения деятельности накопительного пенсионного фонда как юридического лица, осуществляемая в целях завершения дел накопительного пенсионного фонда и обеспечения расчетов с его кредиторами.

Процедуру ликвидации проводит ликвидационная комиссия, которая назначается при принудительной ликвидации АФН, а при добровольной - общим собранием акционеров.

Ликвидационной комиссией публикуется информация о ликвидации накопительного пенсионного фонда в официальных печатных изданиях Министерства юстиции Республики Казахстан, где указывается порядок, срок предъявления претензий (заявлений) и адреса, по которому кредитор может предъявить свои требования.

Кроме того, ликвидационная комиссия письменно уведомляет каждого кредитора ликвидируемого накопительного пенсионного фонда о ликвидации.

Срок для предъявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации накопительного пенсионного фонда. Требования кредиторов должны содержать сведения о размере требования (отдельно о размере основного долга, вознаграждения, неустойки и иных штрафных санкций, убытков, с приложением документов, подтверждающих основание и размер требования (вступившие в законную силу решения судов, копии договоров, признание долга должником и другие документы).

После истечения установленного срока для предъявления претензий в месячный срок ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс и реестр требований кредиторов, в соответствии с которым удовлетворяются требования кредиторов.

Временная администрация (временный администратор) - орган, назначаемый уполномоченным органом на период с даты вступления в силу решения об отзыве лицензии организации и до назначения уполномоченным органом ликвидационной комиссии, для обеспечения сохранности имущества и осуществления мероприятий по обеспечению управления организацией.

В свою очередь при принудительной ликвидации накопительного пенсионного фонда АФН назначается временная администрация, а при добровольной ликвидации общим собранием акционеров назначается ликвидационная комиссия. В срок не более 30 календарных дней с момента назначения временной администрации/ликвидационной комиссии пенсионные накопления вкладчиков переводятся в другой накопительный пенсионный фонд, о чем вкладчики уведомляются путем публикации информации в СМИ.

Вкладчики и получатели ликвидируемого фонда могут самостоятельно выбирать другой фонд для перевода своих пенсионных накоплений.

В случае, если временная администрация/ликвидационная комиссия фонда не получит заявления от вкладчика о переводе его пенсионных накоплений, то она по согласованию с уполномоченным органом принимает решение о переводе пенсионных накоплений вкладчиков в другой накопительный пенсионный фонд самостоятельно. Согласование решения временной администрации о выборе накопительного пенсионного фонда осуществляется Правлением уполномоченного органа (пункт 28-1 Правил назначения и деятельности временной администрации (временного администратора) банка, страховой (перестраховочной) организации и накопительного пенсионного фонда, утвержденных постановлением Правления АФН от 9 января 2006 года № 6).

Временная администрация не позднее семи дней с даты направления накопительным пенсионным фондам предложения о приеме пенсионных активов ликвидируемого накопительного пенсионного фонда осуществляет выбор накопительного пенсионного фонда из числа фондов, подавших заявление о намерении принять пенсионные активы ликвидируемого накопительного пенсионного фонда и соответствующих следующим требованиям:

- соблюдение пруденциальных нормативов на дату принятия решения о переводе пенсионных накоплений;

- отсутствие санкций, примененных уполномоченным органом к накопительному пенсионному фонду и (или) его руководящему работнику в течение последних двенадцати месяцев до даты принятия решения о переводе пенсионных накоплений;

- наличие у всех лиц, соответствующих признакам крупного участника открытого накопительного пенсионного фонда, согласия уполномоченного органа на приобретение статуса крупного участника.

Накопительный пенсионный фонд, взявший на себя обязательства по обеспечению сохранности пенсионных накоплений вкладчиков ликвидируемого накопительного пенсионного фонда, в месячный срок заключает новые пенсионные договоры с вкладчиками или переводит по их выбору пенсионные накопления в другой пенсионный фонд.

Кредиторами накопительного пенсионного фонда при ликвидации являются лица, которые имеют к ликвидируемому накопительному пенсионному фонду имущественные требования, возникающие из гражданско-правовых и иных обязательств.

Чтобы обеспечить защиту интересов кредиторов, создается комитет кредиторов. Состав комитета кредиторов формируется из кредиторов с наибольшей суммой требований, включенных в реестр требований кредиторов, по одному представителю от каждой очереди.

Комитет кредиторов вправе знакомиться со всеми документами, составляемыми в процессе ликвидации накопительного пенсионного фонда, избирать представителей кредиторов из числа членов комитета кредиторов и утверждать представленный ликвидационной комиссией план реализации ликвидационной, конкурсной массы накопительного пенсионного фонда.

Все остальные кредиторы накопительного пенсионного фонда могут участвовать в заседании комитета кредиторов с правом совещательного голоса.

Данное участие дает возможность вкладчикам/получателям накопительных пенсионных фондов быть осведомленными о действиях и решениях ликвидационной комиссии, которые затрагивают интересы кредиторов.



В случае нарушений прав и интересов вкладчиков/получателей накопительных пенсионных фондов, они вправе обратиться в АФН, который как уполномоченный орган осуществляет контроль за деятельностью ликвидационной комиссии и стоит на защите прав и законных интересов кредиторов либо в судебные органы.

страница 1

Смотрите также: