страница 1
Методические рекомендации
по подготовке проектов нормативных правовых актов
Порядок подготовки нормативных правовых актов установлен Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон) и Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (далее – Указ).
Вышеуказанные законодательные акты определяют понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, в том числе решений местных исполнительных и распорядительных органов, устанавливают общий порядок осуществления их нормотворческой деятельности, подготовки, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации, технико-юридические требования к оформлению нормативных правовых актов.
Решения органов местного управления и самоуправления – это нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Нормотворческая деятельность осуществляется на принципах:
-
конституционности;
-
соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;
-
приоритета общепризнанных принципов международного права;
-
защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;
-
научности;
-
системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.
Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам, являются:
-
соответствие вышеназванным принципам нормотворческой деятельности;
-
согласованность нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами;
-
принятие (издание) нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;
-
принятие (издание) нормативного правового акта в порядке и по форме, установленных законодательством Республики Беларусь;
-
соответствие нормативного правового акта нормотворческой технике.
Основными требованиями нормотворческой техники являются:
-
логическое построение акта, которое обеспечивается последовательностью, взаимной связью и согласованностью положений проекта акта, отсутствием в нем внутренних противоречий. В акт включаются положения, соответствующие его предмету правового регулирования.
При изложении текста нормативного правового акта сначала размещаются нормативные предписания общего характера, содержащие правила, которые должны учитываться при формулировании всех последующих нормативных предписаний;
-
краткость и точность изложения норм акта, т.е. при изложении правовых норм следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу;
-
ясность, простота и доступность языка изложения нормативного правового акта, исключающего различное толкование его норм.
Акты излагаются на белорусском и (или) русском языках. Предложения строятся согласно общепринятым грамматическим и орфографическим правилам белорусского и (или) русского языков.
Текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
При формулировании текста нормативного правового акта следует:
-
использовать преимущественно констатирующие, повествовательные, утвердительные предложения в настоящем времени. Не допускается использование вопросительных и побудительных предложений;
-
избегать длинных и сложных предложений, перегрузки простых предложений однородными членами;
-
использовать нормативные предписания обезличенного (нейтрального) характера, не относящиеся к конкретной ситуации, к конкретным организациям и гражданам.
В тексте акта не допускается употребление:
-
просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
-
иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке;
-
нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор;
-
аббревиатур, кроме общеизвестных;
-
ненормативной лексики.
Терминология нормативного правового акта должна быть единообразной. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одинаковые термины.
При использовании терминов следует исходить из их общепринятых определений. В случае необходимости в проекте акта дается расшифровка малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов. Определение термина указывается в нормативном положении проекта акта, где данный термин употребляется впервые.
Определения наиболее важных терминов, используемых в проекте акта и являющихся общими для всех его нормативных предписаний, указываются в одном пункте, обычно помещаемой в начале текста. Определения терминов должны быть понятными и однозначными, излагаться лаконично.
Терминология проекта акта должна соответствовать терминологии, используемой в Конституции Республики Беларусь.
Наименования государственных органов (организаций), употребляемые в нормативных правовых актах, указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями, предусмотренными их уставами и положениями, решениями об их создании, наименовании и переименовании и другими актами.
Употребление сокращенных наименований государственных органов (организаций) допускается, когда сокращенные наименования являются официальными, лишь в технических нормативных правовых актах, ненормативных правовых актах, а также в стенограммах, протоколах, служебных письмах, документах справочного характера и нетекстовых приложениях к правовым актам.
Оформление проекта нормативного правового акта должно быть выполнено в соответствии с установленными правилами делопроизводства, если они не противоречат названным Закону и Указу.
Так, текст акта должен быть напечатан одинаковым шрифтом, без текстовых выделений (подчеркиваний, печатания вразрядку, прописными буквами), за исключением указания вида и названия проекта акта, слова «РЕШИЛ», грифов «УТВЕРЖДЕНО» и «СОГЛАСОВАНО».
Располагается текст по ширине, без переносов, поля страницы – верхнее и нижнее -20 мм., левое - 30 мм., правое - 10 мм. Первая строка в абзаце – с отступом 12,5 мм.
Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:
вид акта;
название;
дата, место принятия акта и его регистрационный номер;
подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
Название акта должно быть четким, кратким, отражать предмет правового регулирования проекта акта и его основное содержание. Название располагается от левого края строки.
Даты в тексте нормативного правового акта оформляются словесно-цифровым способом (например, 20 января 2010 г.). При этом в датах принятия законов Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, актов Верховного Совета Республики Беларусь (его Президиума), постановлений палат Национального собрания Республики Беларусь пишется полное слово «год». В датах принятия иных актов производится сокращение слова «год» – «г.».
Вместе с тем, даты в грифах «УТВЕРЖДЕНО», «СОГЛАСОВАНО» и «Приложение» оформляются цифровым способом (например, 20.02.2010).
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия, которая является самостоятельным структурным элементом акта, не содержащим нормативных предписаний. Преамбула не является частью или абзацем.
В преамбуле проекта акта местного Совета депутатов, исполнительного и распорядительного органа указывается на основании и во исполнение какого акта Президента Республики Беларусь, закона Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акта министерства, иного республиканского органа государственного управления либо другого акта (их структурных элементов) принимается данный акт.
Проект нормативного правового акта до внесения его в нормотворческий орган подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Если решение было принято по согласованию с заинтересованными органами, то внесение изменений в него должно производиться также по согласованию с теми же органами.
Согласование проектов нормативных правовых актов исполнительных и распорядительных органов оформляется грифом «СОГЛАСОВАНО». Гриф согласования должен располагаться на лицевой стороне акта ниже реквизита «подпись лица, официально уполномоченного подписывать акт».
Например:
СОГЛАСОВАНО
Министр финансов
Республики Беларусь
А.А.Иванов
20.01.2010
|
|
|
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты – на пункты.
Пункты нормативного правового акта – основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения.
Главы нормативного правового акта – структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе пункты этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
Разделы нормативного правового акта – структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
Абзац нормативного правового акта – часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.
Подпункты нормативного правового акта – абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Часть нормативного правового акта – структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой.
Нумерация разделов, глав, пунктов должна быть сквозной для всего нормативного правового акта.
Приложения поясняют или дополняют содержание проекта акта и являются его частью, вынесенной для удобства пользования на отдельные листы. В виде приложений оформляются приводимые в проекте акта таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п. Соответствующие пункты проекта акта должны иметь ссылки на приложения, которые делаются при помощи слова «согласно».
Гриф «Приложение» располагается в правом верхнем углу первой страницы приложения. Если проект акта содержит несколько приложений, в грифе «Приложение» арабскими цифрами указывается порядковый номер приложения без знака «№» (например, Приложение 2).
В грифе «Приложение» в дательном падеже указываются:
вид, дата принятия (издания) акта, к которому относится приложение;
регистрационный номер акта, к которому относится приложение.
Например:
-
Приложение
к решению
Мядельского районного исполнительного комитета
30.12.2009 № 164
|
Не допускается оформление Инструкций, Правил, Программ приложением, – это всегда идет под грифом «УТВЕРЖДЕНО».
Утверждение акта оформляется грифом «УТВЕРЖДЕНО», который располагается в правом верхнем углу первой страницы утвержденного акта. В грифе «УТВЕРЖДЕНО» в именительном падеже указываются:
вид, дата принятия утверждающего акта;
регистрационный номер утверждающего акта.
Например:
-
УТВЕРЖДЕНО
Решение
Мядельского районного исполнительного комитета
30.12.2009 № 164
|
В соответствии с требованиями статьи 49 Закона до подписания нормативного правового акта его проект в обязательном порядке подлежит экспертизе в юридической службе. В частности, по проектам решений местных Советов депутатов экспертиза проводится юридическими службами соответствующих исполкомов.
страница 1
|