Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам

________________ А.А. Хмыль

« ___ » _____________ 2012г.

Регистрационный № УД-12 М 33-02/3р.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОЭКОЛОГИИ

Учебная программа для магистрантов специальности:



1-33 80 02 Геоэкология

Кафедра экологии


Очное обучение Заочное обучение
Семестр (семестры) ______2______ Семестр (семестры ) _____2_____

Лекции ___32___(количество часов) Лекции ___12___(количество часов)

Практические (семинарские) занятия Практические (семинарские) занятия

___14__(количество часов) ___4___(количество часов)

Лабораторные занятия Лабораторные занятия

_______(количество часов) ______(количество часов)

Зачет__________(семестр) Зачет__________(семестр)

Экзамен___2____(семестр) Экзамен____2___(семестр)

Реферат _______(семестр) Реферат ________(семестр)

Контрольная работа_____(семестр) Контрольная работа___2__(семестр)

Всего аудиторных часов Всего аудиторных часов

по дисциплине ___46__ по дисциплине ___16__

Самостоятельная работа__84___ Самостоятельная работа___114___

Всего часов Всего часов

по дисциплине__130___ по дисциплине__130__
2012

Учебная программа составлена в соответствии с типовым учебным планом специальности 1-33 80 02 «Геоэкология», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 30.05.2012, регистрационный № ТД – Н 33-2-001/тип и учебным планом специальности 1-33 80 02 «Геоэкология», утвержденным 29.06.2012г. протокол № 10.


Составитель:

Бученков И.Э., к.с-х.н., доцент, заведующий кафедрой экологии

Телеш И.А., к.г.н., доцент кафедры экологии

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологии


протокол № _4_ от 08.10.2012

Заведующий кафедрой экологии И.Э. Бученков


СОГЛАСОВАНО


Начальник УПНКВК______________Д.В.Лихачевский

« ___ » ___________ 2012 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Современные проблемы геоэкологии» является обобщающей и включает в себя разделы: «Антропогенное воздействие на окружающую среду», «Инженерная экология», «Экология наших вод».

Целью изучения дисциплины является формирование научных представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, как единой системы и о последствиях антропогенного воздействия на нее.

Изучение дисциплины «Современные проблемы геоэкологии» предполагает тесную интеграцию знаний о состоянии природных экосистем и особенностях их регионального и локального проявления с различными областями наук (экологией, ботаникой, зоологией, климатологией, гидрологией, геологией, экономикой, математикой и др.), а также решать проблемы, связанные с созданием и сохранением оптимальной среды жизнедеятельности человеческого общества при минимальных изменениях окружающей среды. Получение знаний по дисциплине «Современные проблемы геоэкологии» способствует повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды, а, следовательно, и природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь в целом.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать знания о взаимодействии системы окружающей среды и человека;

- показать необходимость использования системного подхода при


изучении антропогенного воздействия на окружающую среду;

- познакомить с методами сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду;

- выработать умение выполнять расчеты выбросов веществ в атмосферу, гидросферу, литосферу и др.

В результате изучения дисциплины магистранты должны:



знать:

- структуру национальной системы мониторинга окружающей среды Беларуси;



  • законодательную базу экологической политики Республики Беларусь;

  • основы экологического нормирования;

  • основные гидрологические районы в пределах территории Беларуси;

  • методы оценки загрязнения вод.

уметь:

- проводить анализ литературных источников;

- применять полученные знания в практических целях при решении проблем, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду, при прогнозировании и моделировании изменений состояния окружающей среды;

- аргументировать свою точку зрения на перспективы решения современных геоэкологических проблем;

- проводить анализ статистических данных флоры и фауны Беларуси;

- определять границы растительных ареалов на территории Беларуси.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах.



пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Антропогенное воздействие на атмосферу.


а) классификация загрязнений атмосферы;

б) последствия загрязнения атмосферы;

в) комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха;

г) ограничение выбросов.



2

2

2.

Антропогенное воздействие на гидросферу.


а) самоочищение в гидросфере, основные источники загрязнения гидросферы;

б) оценка качества водной среды;

в) обеспечение качества водных объектов.





2

3.

Антропогенное воздействие на литосферу.


а) нормирование загрязняющих веществ в почве;

б) радиоактивное загрязнение почв и загрязнение тяжелыми металлами;

в) деградация и рекультивация земель


2

2

4.

Основы радиационной безопасности.


а) общие сведения об ионизирующих излучениях;

б) дозиметрические величины и их единицы;

в) фоновое облучение человека;

г) радиационные эффекты облучения людей.



2




5.

Горение и взрыв в окружающей среде.


а) экологическая опасность лесных пожаров и технологических производств, связанных с горением;

б) критерии крупных пожаров и их последствий;

в) антропогенные факторы пожаров и взрывов.


2




6.

Роль мониторинга окружающей среды в современных условиях.


а) мониторинг атмосферного воздуха;

б) мониторинг гидросферы;

в) мониторинг урбанизированных территорий.


2

2

7.

Обращение с отходами производства и потребления.


а) классификация отходов;

б) переработка отходов, как средство защиты окружающей среды;

в) роль безотходных и малоотходных технологий
в процессе обращения с отходами.





2

8.

Влияние современных условий и исторического прошлого на формирование флоры и фауны

а) статистические показатели количественного учета биоты Беларуси;

б) сравнительная характеристика биоты Беларуси и всего земного шара;

в) виды, исчезнувшие с территории Республики Беларусь.


2




9.

Особо охраняемые территории Беларуси.


а) понятие и виды охраняемых территорий;

б) анализ состояния особо охраняемых территорий;

в) правовой режим охраняемых территорий.


2

2

10.

Природная среда, состояние и проблемы влияния человеческой деятельности на окружающую среду.

а) влияние антропогенной деятельности на окружающую среду;

б) классификация основополагающих понятий инженерной экологии.



2




11.

Проблемы взаимодействия промышленности и окружающей среды

а) структура, свойства и функционирование энергетической промышленности;

б) структура и свойства окружающей среды, как единой системы;

в) анализ и оценка воздействия объектов промышленности на окружающую среду;

г) экологическая обстановка в регионе и Республике Беларусь.



2




12.

Законодательная база экологической политики Республики Беларусь.


а) правовая охрана окружающей среды;

б) основные законодательные акты в области охраны окружающей среды;

в) программа устойчивого развития Республики Беларусь;

г) организация и управление природопользованием;

д) ответственность за нарушение природоохранного законодательства.


2




13.

Основы экологического нормирования

а) регламентация качества окружающей среды;

б) экологическая паспортизация объектов и технологий;

в) порядок экологической паспортизации объектов.


2




14.

Рациональное использование топлива.


а) характеристики вредных веществ, выбрасываемы в атмосферу при сжигании топлива;

б) снижение выбросов твердых и жидких частиц, содержащихся в газообразных отходах промышленных предприятий;

в) обеспыливающие и каплеулавливающие устройства, электрофильтры, борьба с выбросами продуктов неполного сгорания, газоочистка на АЭС.


2




15.

Обезвреживание и утилизация твердых бытовых отходов.


а) характеристика твердых бытовых отходов (ТБО);

б) критерии выбора и размещения сооружений обезвреживания и утилизации ТБО;

в) термические методы обезвреживания и утилизации ТБО;

г) методы полевого компостирования ТБО.



2




16.

Экологическая реконструкция окружающей среды.


а) классификация нарушенных земель;

б) рекультивация земель, оценка качества рекультивации;

в) инженерная подготовка восстанавливаемых территорий;

г) условия проявления процессов эрозии и оврагообразования и борьбы с ними.



2




17.

Деятельность текучих вод, как важный геологический процесс.

а) плоскостной смыв;

б) склоновая аккумуляция;

в) линейная эрозия и аккумуляция, суффозия, карст и др.


2




18.

Состояние поверхностных водных источников.


а) характеристика уровня загрязнения вод;

б) районирование территории Беларуси по сбросам загрязненных сточных вод;



в) результаты загрязнения радиоактивными веществами вод (последствия аварии на ЧАЭС).

2




Итого: за 2-й семестр

32

12

Всего за учебный год

32

12



  1. Перечень тем практических (семинарских) занятий, их содержание

и объем в часах


пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

1

2

3

4

5

1.

Загрязнение атмосферы.

Расчет загрязнения атмосферы при одновременном присутствии различных загрязнителей.

2

2

2.

Загрязнение водоемов.

Расчет предельно допустимой нагрузки на водоем

2




3.

Загрязнение водоемов и рек.

Регламентация поступления загрязняющих веществ в водные объекты.




2

4.

Оценка изменения климата в зависимости от древостоя

Анализ климатической обусловленности пород деревьев: граб, ольха серая, плющ, ель.

2




5.

Аналитические исследования состава сточных вод.

Методика определения компонентного состава сточных вод.

2




6.

Очистка сточных вод

Методы очистки сточных вод.

2




7.

Алгоритмы гидрологических расчетов и реализация их на ПК

Современные методы гидрологических расчетов с применением ПК

2




8.

Сеть постов наблюдения и решаемые ими задачи

Методика постановки и проведения гидрологических наблюдений и исследований

2




Итого: за 2-й семестр

14

4

Всего за учебный год

14

4


3. Контрольные работы
1. Основные источники загрязнения воздуха.

2. Управление качеством атмосферного воздуха.

3. Основные гигиенические показатели для оценки санитарного состояния почвы.

4. Особенности прогнозирования пожарной обстановки в населенных пунктах.

5. Географические и исторические элементы флоры и фауны. Элементы флоры Беларуси.

6. Численность фаун земного шара. Фауна Беларуси: состав, жизненные формы, биогеографическая принадлежность.

7. Животный мир Беларуси: региональная принадлежность, состав, биоэкология, география.

8. Понятие о плакоре. Плакоры в Беларуси.

9. Радиоактивные загрязняющие вещества АЭС и их влияние на природу.

10. Показатели экологической устойчивости природных ландшафтов.

11. Оценка предельно допустимых техногенных воздействий на объекты природы.

12. Гидрологическое районирование территории Беларуси.

13. Влияние геологоразведочных и промысловых работ на поверхностные и подземные воды.

14. «Скрытое» загрязнение геологогидрологической среды.

15. Основные положения Водного кодекса Республики Беларусь.

4. ЛИТЕРАТУРА




4.1.Основная

1. Агаханянц О. Е., Кирвель И. И. Биогеография с основами экологии.  Минск: «Технопринт», 2005. -463 с.

2. Витченко А. Н. Геоэкология.  Минск: БГУ, 2002. - 101 с.

3. Инженерная экология: Учебник / под ред. проф. В.Т. Медведева.  М.: Гардарики, 2002. - 687 с.

4. Ясовеев М.Г., Гледко Ю.А., Антипин Е.Б., Кирвель И.И., Шершнев О.В. Экология рационального природопользования.  Мн.: Право и экономика, 2005.- 373 с.

5. Парфенов В.И., Якушев Б.И., Мартинович Б.С. и др. Радиоактивное загрязнение растительности Беларуси (в связи с аварией на Чернобыльской АЭС).  Мн.: Наука и техника, 1995.

6. Шимова О.С, Кабушко A.M. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью.  Мн.: Юнипак, 2005 - 220 с.

7. Защита атмосферы от промышленных загрязнений: Справочник. / Под ред. С Калверта.  М.: Энергия, 1988.- т.1.- 758 с, т.2 -563 с.

8. Повышение экологической безопасности ТЭС / Под ред. А.И. Абрамова.  М.: МЭИ,2002.-378с.

9. Проблемы экономической безопасности Беларуси.  Мн.: Право и экономика, 2000.

10. Аношко B.C., Брезгунов B.C., Оценка влияния мелиорации на качество природных вод Белоруссии // Влияние хозяйственной деятельности на природу Белоруссии / БГУ: Под ред. О.Ф. Якушко, B.C. Аношко.  Мн., 1981.-С.48-56.

11. Кирвель И.И. Пруды Беларуси как антропогенные водные объекты, их особенности и режим.  Мн.: БГПУ, 2005 - 234 с.
4.2 Дополнительная
12. Изменения климата Беларуси и их последствия /Под общ. ред. В.Ф. Логинова.  Минск: ОДО «Тонпик», 2003. - 330 с.

13. Фейзиев Г.К. Высокоэффективные методы умягчения, опреснения и обессоливания воды.  М.: Энергоатомиздат, 1988.- 192 с.

14. Бамбалов Н.Н. и др. Проблемы экологической реабилитации озерно-болотных комплексов Полесья // Природные ресурсы.  Мн.,1998. - №2. -с.66-74.

15. Национальная безопасность Республики Беларусь.  Мн., Право и экономика, 2003.

16. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.

 Минск, 2004. - 232 с.

17.Экология города / Редколегия: А.С. Курбатова [и др.].  М.: Научный мир, 2004.  624 с.

5. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
5.1. Слайды, схемы и диафильмы для проведения лекционных занятий.

5.2. Методические разработки для проведения практических занятий:

а) Основы экологии и энергосбережения;

б) Геоэкологические проблемы лесов и пути их решения. Лесные ресурсы. Оценка, состояние;

в) Экологические проблемы использования энергоресурсов;

г) Земельные ресурсы: их оценка, состояние и загрязнение;

д) Утилизация промышленных и бытовых отходов;

е) Йод и йодная профилактика;

ж) Энергосбережение в процессах теплообмена;

з) Оценка способов передачи электроэнергии;

и) Энергосбережение в системах освещения;

к) Загрязнение атмосферы в результате работы автотранспорта;

л) Основы экологии и экономика природопользования.

5.3. Учебные кинофильмы:

а) борьба со стихийными бедствиями;

б) борьба с пожарами и другими стихийными бедствиями.




6. Учебно-методическая карта дисциплины





Номер недели

Номер темы


Название вопросов, которые изучаются на лекциях

Практические занятия

Литература (номера)

(по п.4)

Наглядные и методические пособия

(номера)


(по п.5)

Самостоятель-ная работа студентов

(часы)


Форма контроля знаний студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1.1.

Занятие 1. Антропогенное воздействие на атмосферу:

а) классификация загрязнений атмосферы;

б) последствия загрязнения атмосферы;

в) комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха;

г) ограничение выбросов.


2.1

1

2


5.1

5.2


4 (6)




2

1.2.

Занятие 2. Антропогенное воздействие на гидросферу:

а) самоочищение в гидросфере, основные источники загрязнения гидросферы;

б) оценка качества водной среды;

в) обеспечение качества водных объектов.



2.2

1

2


5.1

5.2


4(6)




3

1.3.

Занятие 3. Антропогенное воздействие на литосферу:

а) нормирование загрязняющих веществ в почве;

б) радиоактивное загрязнение почв и загрязнение тяжелыми металлами;

в) деградация и рекультивация земель.





3

5


5.1

5.2


4(6)




4

1.4.

Занятие 4. Основы радиационной безопасности:

а) общие сведения об ионизирующих излучениях;

б) дозиметрические величины и их единицы;

в) фоновое облучение человека;

г) радиационные эффекты облучения людей.




5

5.1

5.3


4(6)




5

1.5.

Занятие 5. Горение и взрыв в окружающей среде:

а) экологическая опасность лесных пожаров и технологических производств, связанных с горением;

б) критерии крупных пожаров и их последствий;

в) антропогенные факторы пожаров и взрывов.





1

5


5.1

5.2


4(6)




6

1.6.

Занятие 6. Роль мониторинга окружающей среды в современных условиях:

а) мониторинг атмосферного воздуха;

б) мониторинг гидросферы;

в) мониторинг урбанизированных территорий.





12

13

14



17

5.1

5.3


6(6)




7

1.7.

Занятие 7. Обращение с отходами производства и потребления:

а) классификация отходов;

б) переработка отходов, как средство защиты окружающей среды;

в) роль безотходных и малоотходных технологий в процессе обращения с отходами.





9

15


5.1

5.2


5.3

4 (6)




8

1.8

Занятие 8. Влияние современных условий и исторического прошлого на формирование флоры и фауны:

а) статистические показатели количественного учета биоты Беларуси;

б) сравнительная характеристика биоты Беларуси и всего земного шара;

в) виды, исчезнувшие с территории Республики Беларусь.





1

6


5.1

5.2


5.3

4 (6)




9

1.9.

Занятие 9. Особо охраняемые территории Беларуси:

а) понятие и виды охраняемых территорий;

б) анализ состояния особо охраняемых территорий;

в) правовой режим охраняемых территорий.





6

13




4(6)




10

1.10.

Занятие 10. Природная среда, состояние и проблемы влияния человеческой деятельности на окружающую среду:

а) влияние антропогенной деятельности на окружающую среду;

б) классификация основополагающих понятий инженерной экологии.




1

2

3



12



6(8)




11

1.11

Занятие 11. Проблемы взаимодействия промышленности и окружающей среды:

а) структура, свойства и функционирование энергетической промышленности;

б) структура и свойства окружающей среды, как единой системы;

в) анализ и оценка воздействия объектов промышленности на окружающую среду;

г) экологическая обстановка в регионе и Республике Беларусь.




7

16


5.1

5.2


5.3

6(8)




12

1.12.

Занятие 12. Законодательная база экологической политики Республики Беларусь:

а) правовая охрана окружающей среды;

б) основные законодательные акты в области охраны окружающей среды;

в) программа устойчивого развития Республики Беларусь;

г) организация и управление природопользованием;

д) ответственность за нарушение природоохранного законодательства.





4

8

15



16



6 (6)




13

1.13

Занятие 13. Основы экологического нормирования:

а) регламентация качества окружающей среды;

б) экологическая паспортизация объектов и технологий;

в) порядок экологической паспортизации объектов.





6

8

16



5.1

5.2


5.3

4 (6)




14

1.14.

Занятие 14. Рациональное использование топлива:

а) характеристики вредных веществ, выбрасываемы в атмосферу при сжигании топлива;

б) снижение выбросов твердых и жидких частиц, содержащихся в газообразных отходах промышленных предприятий;

в) обеспыливающие и каплеулавливающие устройства, электрофильтры, борьба с выбросами продуктов неполного сгорания, газоочистка на АЭС.





7

16


5.1

5.2


5.3

4(6)




15

1.15.

Занятие 15. Обезвреживание и утилизация твердых бытовых отходов:

а) характеристика твердых бытовых отходов (ТБО);

б) критерии выбора и размещения сооружений обезвреживания и утилизации ТБО;

в) термические методы обезвреживания и утилизации ТБО;

г) методы полевого компостирования ТБО.




9

10

11





4 (6)




16

1.16.

Занятие 16. Экологическая реконструкция окружающей среды:

а) классификация нарушенных земель;

б) рекультивация земель, оценка качества рекультивации;

в) инженерная подготовка восстанавливаемых территорий;

г) условия проявления процессов эрозии и оврагообразования и борьбы с ними.




9

10

11





6 (8)




17

1.17.

Занятие 17. Деятельность текучих вод, как важный геологический процесс:

а) плоскостной смыв;

б) склоновая аккумуляция;

в) линейная эрозия и аккумуляция, суффозия и карст, и др.



2.6

2.7


2.8

4

11

13






6(6)




18

1.18.

Занятие 18. Состояние поверхностных водных источников:

а) характеристика уровня загрязнения вод;

б) районирование территории Беларуси по сбросам загрязненных сточных вод;

в) результаты загрязнения радиоактивными веществами вод (последствия аварии на ЧАЭС).



2.6

2.7


2.8

5

9

10



11




4 (6)

экзамен

* В скобках (полужирно) указаны часы занятий, проводимых по заочной форме обучения.
Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название дисциплины,

с которой требуется согласование



Кафедра, обеспечивающая изучение этой дисциплины

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с ука- занием даты и но- мера протокола)

1

2

3

4









Согласование ра-бочей программы с другими дисци-плинами специаль-ности не требуется (протокол № 4 от 08.10.2012.)

Зав. кафедрой экологии И.Э. Бученков

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Современные проблемы геоэкологии»

на _____/_____ учебный год



№пп

Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии


протокол №___. от ___________

Заведующий кафедрой экологии


______________________И.Э. Бученков

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам


______________________ А.А.Хмыль

СОГЛАСОВАНО



Начальник ОСНиМ

______________________ Д.В.Лихачевский

страница 1

Смотрите также: