Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Государственному учреждению образования « Институту теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета

СОЧИНЕНИЕ
Тема: « Способна ли вера сделать людей добрее, а

мир - прекрасней»

выполнил: Адамчук Илья учащийся: 10 «В» класса средней школы № ЗО им. Д.Б. Гвишиани

г. Бреста

научный руководитель: Романовская Виолетта Геннадьевна учитель истории

г.Брест-2013

« Христианин » - это самое прекрасное и драгоценное имя на земле. Имя, которое является лучшим украшением человеческой души и открывает путь в Царство Божие. Кто из людей, всецело отдавал себя достойному служению Богу и людям, кто осознавал всю ценность имени «христианин» - ни за что потом не соглашался расстаться с ним.

Это имя, которым дорожили и дорожат больше самой жизни. Это имя, за которое претерпевали первые христиане самые страшные мучения с большой стойкостью и верой. У святителя Василия, епископа Кишенемского (Преображенского) в книге « Беседы на Евангелие от Марка», я прочитал следующие строки: « В царствование византийского императора Валента одно время свирепствовало тяжелое гонение на православных христиан. Особым эдиктом запрещалось посещение православных храмов. Запрещение это сопровождалось угрозой, что все явившиеся к богослужению, будут избиты в самом храме. Исполнение эдикта поручено было городскому префекту. Рано утором, когда по сведениям префекта, должно было начаться православное богослужение, он отправился к храму в сопровождении вооруженного отряда. Он рассчитывал, что императорский эдикт так напугает христиан, что никто не посмеет прийти в церковь. Каково же было его удивление, когда он заметил, что улицы прилегавшие к храму, были полны христианами, стремившимися к литургии. Особенно поразило его, когда он заметил выходящую из одного дома молодую женщину-христианку с ребенком на руках.


  • Слушай, сказал он, - куда ты идешь?

  • В церковь, - отвечала она

  • Но ведь ты знаешь эдикт?

  • Да, знаю, - спокойно промолвила она

  • И ты не боишься смерти?

  • О, - сказала она, и ее глаза засияли восторгом, - я с радостью умру за Христа! ... Смотри: все идут ... Неужели я могу пропустить такой случай -пострадать за Господа ...

  • Но пожалей хоть ребенка ... Зачем его взяла?

  • Я хочу, чтобы и он разделил мое счастье ... Он достаточно велик, чтобы исповедовать имя Господа Иисуса Христа.

Префект был смущен, взволнован, потрясен. Эдикт императора не был исполнен».

Вот насколько велика христианская вера!

Каждый человек в земной жизни, кем бы он ни был, желает себе и своим близким благополучия и счастья. Но что из земного, может нас постоянно занимать и радовать. И стоит ли оно того?

Всякая желаемая нами вещь радует нас только до тех пор, пока мы ею еще не владеем, а когда заполучаем желаемое, она скоро нам надоедает. И мы снова из-за возникшего чувства неудовлетворенности, отправляемся на поиски новой занимательной или более «крутой» игрушки. И так все время.

Например, еврейский царь Соломон. По степени его могущества, власти, мудрости и богатства, можно сделать предположение, что он был самым счастливым из людей. Царь Соломон был настолько богат, что вся домашняя утварь во дворцах у него была из чистого золота; был настолько премудр, что цари приходили послушать его, и был настолько славен, что враги его трепетали. Царь будучи могущественным и просвещенным, более своих современников, мог удовлетворить любую свою прихоть, не было ни одной вещи на свете, которую бы он не имел или не мог получить. Но при всем этом, он не мог насытить своего сердца и новые желания мучали его, гораздо более, чем обыкновенного человека. И он, наконец, испытав все на свете, сказал в Писаниях: « все на сем свете суета и ничто не может насытить наших желаний».

Ни одно земное благо не может насытить нашего сердца. Потому что, « мы на земле странники, пришельцы и путешественники, дом и отечество наше там, на небесах, в Царствии Небесном, и нет на земле таких вещей, которые бы могли совершенно удовлетворить желаниям нашим».

Один только Бог может наполнить душу и сердце человека. Не описать словами, той великой милости Господа к нам, грешным. Его неизмеримой силы любви. Счастлив, по-настоящему счастлив, лишь тот, человек который живет в душе с Богом. Какие бы трудности не возникали на его жизненном пути или болезни, он выживет и выдержит с Божией помощью все испытания. И сам спасется и других не оставит.

В книге протоиерея Владимира Воробьева « Отец Арсений », рассказывается о нелегкой судьбе батюшки, который за Православную веру, большую часть своей жизни провел в лагерях, в годы безбожной власти. Отец Арсений, находясь в нечеловеческих условиях, продолжал свое неустанное служение Богу и людям. Его чистая любовь к людям, желание и готовность помогать всем, обреченным на медленную смерть в лагере, возрождали в людях желание жить, верить в Бога и надеяться. Интеллигенция, рабочие, крестьяне, уголовники, политические заключенные - старые большевики, работники органов, соприкасаясь с ним, становились его духовными детьми, друзьями, верующими и шли за ним.

В рассказе «Где двое или трое собраны во имя мое» (первой части книги), автор описывает, как о. Арсений, ввязавшись в драку в бараке, спасает от смерти поступившего с этапа двадцати трехлетнего студента Алексея. За нарушение лагерного режима батюшку и студента помещают в холодный карцер № 1, на двое суток, без еды и воды.

« Карцер № 1 представлял собой небольшой домик, стоявший у входа в лагерь. В домике было несколько камер - одиночек и одна камера на двоих, с одним узким лежаком - доской, шириной сорок сантиметров. Пол, стены, лежак были сплошь обиты листовым железом. Сама камера была шириной не более трех четвертей метра, длиной два метра. Мороз на улице тридцать

градусов и дышать трудно. Для заключенных барака - это верная смерть. Замерзнуть в карцере можно было часа через два. При таком морозе в этот карцер не посылали, при пяти-шести градусах, посылали на одни сутки. Живыми оставались лишь те заключенные, которые все двадцать четыре часа прыгали на одном месте. Кто переставал двигаться - замерзал, а сейчас было минус тридцать».

После избиения, о. Арсения и студента Алексея привели в карцер и втолкнули. « Упали оба, разбились, кто обо что. Остались в темноте. Поднялся о. Арсений и проговорил: « Ну! Вот и привел Господь вдвоем жить. Холодно, холодно, Алеша. Железо кругом».

За дверью громыхал засов, щелкал замок, смолкли голоса и шаги, и в наступившей тишине холод схватил, сжал обоих. Сквозь узкое решетчатое окно светила луна, и ее молочный свет слабо освещал карцер.

«Замерзнем, о. Арсений, - простонал Алексей. - Из-за меня замерзнем. Обоим смерть, надо двигаться, прыгать, и все двое суток. Сил нет, весь разбит, холод уже сейчас забирает. Ноги окоченели. Так тесно, что и двигаться нельзя. Смерть нам, о. Арсений. Это не люди! Правда? Люди не могут сделать того, что сделали с нами. Лучше расстрел».

Отец Арсений молчал. Алексей пробовал прыгать на одном месте, но это не согревало. Сопротивляться холоду было бессмысленно. Смерть должна была наступить часа через два-три, для того их и послали сюда.

« Что Вы молчите? Что Вы молчите, о. Арсений?» - почти кричал Алексей, и, как - будто пробиваясь сквозь дремоту, откуда-то издалека прозвучал ответ:

« Молюсь Богу, Алексей!»

« О чем тут можно молиться, когда мы замерзаем?» - проговорил Алексей и замолчал.

« Одни мы с тобой, Алеша! Двое суток никто не придет. Будем молиться. Первый раз допустил Господь молиться в лагере в полный голос. Будем молиться, а там воля Господня».

... Сквозь оцепенение, сознание наступающей смерти, боль от побоев и холода сперва смутно, но через несколько мгновений отчетливо стали доходить до Алексея слова: « Господи Боже! Помилуй нас грешных, Многомилостиве и Всемилостиве Боже наш, Господи Иисусе Христе многая ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. По неизреченной Твоей милости спаси и помилуй нас и отведи от лютыя смерти, ибо веруем в Тя, яко Ты еси Бог наш и Создатель наш ...»

И полились слова молитвы, и в каждом слове, произносимом о. Арсением, лежала глубокая любовь, надежда, упование на милость Божию и незыблемая вера».

Вдруг наступил момент, когда все изменилось. Карцера не было, была церковь. Все вокруг было освещено ярким светом, о. Арсений был одет в сверкающие белые одежды и молиться теперь ему помогали еще два

человека, одетые так же в сверкающие одежды и горящие необъяснимым белым светом.

«... Молитва заполонила все существо Алексея, он поднялся, встал с о. Арсением и стал молиться. Было тепло, дышалось легко, ощущение радости жило в душе. Все, что произносил о. Арсений, повторял Алексей, и не просто повторял, а молился с ним вместе.

Ощущение, что Бог есть, что Он сейчас с ними, пришло к Алексею, и он чувствовал, видел своей душой Бога, и эти двое были Его слуги, посланные Им помогать о. Арсению.

Сколько прошло времени, Алексей не знал, но о. Арсений обернулся и казал: « Пойди, Алеша! Ложись, ты устал, я буду молиться, ты услышишь». Алексей лег на пол, обитый железом, закрыл глаза, продолжая молиться. Слова молитвы заполонили все его существо: «... согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцом Моим Небесным ...» На тысячи ладов откликалось его сердце словам: « .. .Собраны во Имя Мое ...» «Да, да! Мы не одни!» - временами думал Алексей, продолжая молиться.

Лежа на полу у ног о. Арсения, Алексей слушал сквозь легкое состояние полузабытья прекрасные слова молитв. Было беспредельно хорошо. Отец Арсений молился, и двое в светлых одеждах молились и прислуживали ему и, казалось, удивлялись, как молится этот человек.

Сейчас он уже ничего не просил у Господа, а славил Его и благодарил. Сколько времени продолжалась молитва о. Арсения и сколько времени лежал в полузабытьи Алексей, никто из них не помнил.

В памяти Алексея осталось только одно: слова молитв, согревающий и радостный свет, молящийся о. Арсений, двое служащих в одеждах из света и огромное, ни с чем несравнимое чувство внутреннего обновляющего тепла.

Били по дверному засову, визжал замерзший замок, раздавались голоса. Алексей открыл глаза. Отец Арсений еще молился. Двое в светлых одеждах благословили его и Алексея и медленно вышли. Ослепительный свет постепенно исчезал, и наконец, карцер стал темным и по-прежнему холодным и мрачным.

« Вставайте, Алексей! Пришли», - сказал о. Арсений.

Пришедшее начальство лагеря было поражено увиденным.

Перед ними стояли выжившие без пищи и воды, в тридцатиградусный мороз о. Арсений и Алексей.

На вопрос врача: « Чем согревались?» Отец Арсений ответил: « Верой в Бога и молитвой».

Отец Арсений был одним из тех многочисленных подвижников, которые не могли пройти мимо страданий человека. Они не замыкались в себе, не роптали на Бога, а не жалея себя и не страшась наказаний, помогали людям. Выполняли свой христианский долг, претерпевая муки и страдания.


Сколько лучших людей Православной церкви: иереев и епископов,
( монахов и просто глубоковерующих людей пострадало Бога ради и нас,

живущих на земле.

Святитель Николай Сербский поучает всех нас: « Служение Богу есть в то же время служение людям; служение людям есть в то же время служение Богу.

Мы не можем истинно служить Богу, чтобы тем самым не служить людям; и не можем истинно служить людям, чтобы тем самым не служить Богу.

Когда мы горим перед Богом как жертвенная свеча, то светим тогда и людям; и когда горим в темнице, светя узникам как сальная свеча, то являем тогда жертвенный свет перед Богом»

Настоящий христианин просто не может быть богатым, ведь рядом с ним всегда нуждающиеся. Он не сможет пройти мимо них; он не сможет пройти мимо строящегося храма, зная, какое совершается великое и доброе дело. « Мера богатства - это мера неверия человека, мера упования его на земле, нужно все предать в руки Божий и заботиться только о своей душе».

Сам Господь велел давать деньги нуждающимся не только для того, чтобы помогать им в нищете, но и для того, чтобы научить нас состраданию к бедствию ближнего.

Милостыня совершается не только деньгами, но и делами. Порой, даже самый простой добрый поступок, не требующий от нас больших затрат или усилий, может быть очень значимым или даже спасительным для другого человека.

Когда мне было восемь лет, вместе с мамой и папой, мы отправились на летние каникулы к бабушке в гости. Мы ехали в поезде уже достаточно долго. День был жаркий. Помню, я тогда очень устал. Чувствовал себя неважно, но старался терпеть и не капризничать.

И вот, на одной из станций, в вагон зашла женщина и села напротив нас. В руке у нее, я заметил клубничное мороженое на палочке, в красивой обертке. Я постарался больше на него не смотреть и отвел свой взгляд в окно.

Через несколько минут, попутчица обратилась к нам и предложила мне мороженое. Я долго сопротивлялся, но она так искренне просила принять угощение, что я сдался. Я был очень поражен ее добротой. Поблагодарив этого добродушного человека, уже через пару минут, я с удовольствием уплетал свое угощение, забыв про усталость и плохое самочувствие. Вкус этого мороженого я помню до сих пор.

Этот случай из своего детства, я вспоминаю очень часто. Недавно я прочитал замечательную книгу: « Подвиги веры. Примеры добродетелей, извлеченные из житий святых угодников Божиих, расположенные в порядке месяцеслова». Многие примеры из жития святых очень поучительны. Один из них, я особенно люблю. Мне кажется, что никто не сможет остаться прежним после его прочтения.



ИЗ ПАТЕРИКА ( на 18 сентября )
« В Константинополе один человек был до того милостив к бедным, что, завидев его на улице, нищие следовали за ним толпою; но он, показывая, будто отгоняет их, тайно влагал им в руки деньги, чтобы никто не видел. Искренний друг его однажды спросил его, как он сделался милостивым. Тогда муж этот рассказал следующее. Когда мне было десять лет от роду, я вошел однажды в церковь, где священник призывал верующих быть милостивыми, и сказал: « Кто подает нищему, тот подает Самому Христу». Я же думал: « Христос вознесся на Небо и сидит одесную Отца, и как же можно, чтобы подаваемое бедным Он Сам принимал? »

С этими словами я вышел из церкви и направился в свой дом, встретив на пути одного нищего; когда я взглянул на него, то увидел над его головою изображение Господа Иисуса Христа.

Когда один человек, встретив этого нищего, подал ему хлеб, то я увидел, как изображаемый над головою нищего Христос простер руки Свои к хлебу тому и преподал благословение подавшему.

Увидев то, я истинно убедился, что подающий нищему подает Самому Христу. И до сих пор я вижу это святое изображение над головами нищих и оттого одержим бываю страхом и постоянно творю милостыню по силе своей».

Спаситель говорит: « Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6,36); « Подавайте ... милостыню из того, что у вас есть» ( Лк. 11,41); « Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5,7)

Святитель Василий, епископ Кинешемский ( Преображенский ) сравнивает духовную жизнь человека с плаванием на лодке вверх по реке. Наша духовная жизнь не может стоять на месте. Мы движемся или вверх, или вниз, или к добру, или ко злу. Двигаемся вперед, пока прикладываем все усилия. И как только складываем весла, перестаем бороться, нас сразу же сносит назад - ко злу.

Да, наша жизнь - настоящая борьба. И борьба, прежде всего с самим собой, со своим горделивым « Я ». Только пребывая в борьбе: мы переосмысливаем свою жизнь; пересматриваем свои взгляды; учимся смирению, любви к ближнему, не осуждению и самоотверженности.

И какое бы с нами не происходило падение - надо обязательно вставать и идти вперед с искренним покаянием и твердым упованием на Бога. В одном из выпусков передачи «Воскресные беседы», транслируемую по православному телеканалу «Союз», мне очень запомнились слова игумена Мелхиседека (Артюхина): « Господь наказывает человека не за то, что он падает, а за то, что не встает».



В последнее время я часто стал видеть слезы на лицах людей. Помню девушку в церкви. Она сидела в храме на скамеечке и тихо плакала. От увиденного, у меня в душе, как-то все перевернулось.

Одиночество, проблемы, болезни - вот постоянные спутники современного человека. Почему так происходит? А все от того, что нет между нами искренней любви к друг другу, нет сострадания.

Все куда-то бежим, боимся куда-то опоздать, что-то не успеть сделать. И все как-то суетно и без толку. Все заботы сводятся к материальному, некогда даже, хоть на минуту остановиться и задать себе вопросы: « А, как я живу? Чем я живу?» Задуматься бы: « Как мне жить дальше?». Ведь время так скоротечно. С чем придем к Богу? Ведь: « Ни один богач богатством, ни сребролюбец деньгами, ни богатырь силою, ни царь, ни воин, не могут откупиться от смерти, и никто из них не может взять с собою ничего, приобретенного ими. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера, добрые дела, милостыня идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет, ни друзья, ни родные».

страница 1

Смотрите также: