Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Статья «Что такое таможенная проверка?

Ее организация, проведение и фиксирование результатов»
Стремительные темпы развития мировой торговли требуют от таможенной службы Республики Беларусь формирования новых подходов к организации таможенного контроля, предполагающих упрощение таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу и перенос основной нагрузки по осуществлению таможенного контроля на последующий период обращения товаров.

Одной из форм таможенного контроля, позволяющей комплексно проверить соблюдение субъектами хозяйствования таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза (далее – таможенное законодательство), является таможенная проверка.

Таможенная проверка проводится в целях проверки соблюдения субъектами хозяйствования требований, установленных таможенным законодательством, а именно, проверка факта помещения товаров под определенную таможенную процедуру, соблюдения требований и условий использования товаров в соответствующей процедуре, а также достоверности сведений, указанных в декларациях на товары и иных документах.

Таможенные органы посредством проведения таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки контролируют соблюдение субъектами хозяйствования таможенного законодательства, позволяя снизить число осуществляемых таможенными органами таможенных операций при выпуске товаров, тем самым способствуя ускорению товарооборота и снижению издержек субъектов хозяйствования.

Таможенная проверка является наиболее эффективной формой таможенного контроля. Эффективность проведения таможенной проверки (выездной) достигается в том числе возможностью в ходе ее проведения осуществления иных форм таможенного контроля, что направлено на более тщательный анализ деятельности субъектов хозяйствования.

Необходимо обратить внимание на то, что таможенные проверки носят в целом не карательный, а превентивный характер. Выявление в ходе таможенных проверок нарушений позволяет субъекту хозяйствования при осуществлении дальнейшей внешнеэкономической деятельности избежать аналогичных нарушений таможенного законодательства.

Таможенные проверки подразделяются на камеральные таможенные проверки и выездные таможенные проверки.

Камеральная таможенная проверка является упрощенной формой таможенной проверки. Она проводится без выезда к субъекту хозяйствования и без дополнительных запросов документов и сведений у субъекта хозяйствования путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности проверяемого лица.

Проведение камеральных таможенных проверок позволяет свести к минимуму вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования.

Выездная таможенная проверка проводится с выездом в место нахождения проверяемого субъекта хозяйствования и позволяет проверить не только документы и сведения (коммерческие, транспортные документы), касающиеся ввоза и выпуска товаров, но документы и сведения, относящиеся к обороту товаров после их выпуска (бухгалтерские документы, коммерческие и транспортные документы, относящиеся к реализации товаров на территории Республики Беларусь), которые не предоставляются при помещении товаров под таможенную процедуру.

Проведение выездных таможенных проверок требует от проверяющих не только знаний таможенного, хозяйственного законодательства, гражданского права, но и высокого уровня знаний бухгалтерского учета. Данные навыки необходимы для сотрудников непосредственно проводящих выездные таможенные проверки, так как с целью установления фактов нарушений постоянно приходится проверять у субъекта хозяйствования отражение хозяйственных операций с ввозимыми на его счетах бухгалтерского учета, корреспонденцию счетов, соблюдение требований учетной политики и т.п.

В настоящее время для исключения необоснованного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования, руководствуясь принципом выборочности объектов таможенного контроля, основанном на системе управления рисками, выездная таможенная проверка назначается только при наличии признаков (фактов) нарушения таможенного законодательства.

Обязательным этапом при назначении и проведении таможенной проверки является подготовительная работа, в ходе которой помимо анализа внешнеэкономической деятельности проверяемого субъекта хозяйствования принимается во внимание его репутация (продолжительность осуществления хозяйственной деятельности, отсутствие нарушений таможенного законодательства в течение определенного времени, информация от других контролирующих органов и др.). Таким образом, субъектам хозяйствования с целью сведения к минимуму проведения в отношении них таможенного контроля (в том числе в форме таможенной проверки) выгодно соблюдать таможенное законодательство, тем самым иметь хорошую репутацию.

Результаты проведения таможенной проверки (как камеральной, так и выездной), в ходе которой выявлены нарушения требований таможенного законодательства оформляются актом таможенной проверки, который содержит помимо прочего описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения (если они установлены), акты законодательства, требования которых нарушены и (или) предусмотренная законодательством ответственность за такое нарушение.

По результатам выездной таможенной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения требований таможенного законодательства, проверяющими составляется справка таможенной проверки. По результатам камеральной таможенной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения требований таможенного законодательства, результирующий документ не составляется.

С целью установления тенденций по совершаемым субъектами хозяйствования нарушениям таможенного законодательства результаты проведенных таможнями таможенных проверок на постоянной основе анализируются в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, и в целях предупреждения совершения субъектами хозяйствования нарушений таможенного законодательства информация о типичных нарушениях, выявляемых в ходе таможенных проверок, с примерами в обезличенном виде регулярно размещается на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Для защиты интересов проверяемого субъекта хозяйствования предусмотрена возможность обжалования результатов таможенной проверки. Так, при наличии возражений по акту (справке) таможенной проверки проверяемое лицо до вынесения решения может представить их в письменном виде в таможню, проводившую таможенную проверку.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющими и по ним составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому лицу.

Рассмотрение возражений по актам таможенных проверок проверяющим позволяет детальнее изучить все предоставленные проверяемым субъектом хозяйствования доводы и аргументы, комплексно их оценить и учесть при вынесении решений по актам таможенных проверок.

Решение по акту таможенной проверки также может быть обжаловано в Государственный таможенный комитета Республики Беларусь и (или) в хозяйственный суд.



В связи с проводимой в настоящее время таможенными органами работой по переносу основной нагрузки по осуществлению таможенного контроля на последующий период обращения товаров роль и значимость таможенных проверок будет постоянно возрастать, так как их проведение позволяет обеспечить эффективный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования таможенного законодательства. В тоже время, с целью придания контрольной деятельности предупредительного - профилактического характера, осуществления превентивной (предупредительной) составляющей, таможенные органы ориентированы на проведение камеральных таможенных проверок, требующих значительно меньшего времени на их проведение (по сравнению с выездными таможенными проверками), но в то же время позволяющие не снизить общий уровень контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований таможенного законодательства, что позволит сохранить эффективный баланс между максимальным облегчением условий для международной торговли и мерами, осуществляемыми таможенными органами по защите экономической безопасности Республики Беларусь

страница 1

Смотрите также: