Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Приложение 2

к конкурсной документации


Техническая спецификация

Услуги аудиторских организаций по проведению аудита эффективности

управления активами государства в «____________________»
Аудиторская организация, выразившая желание участвовать в осуществлении государственных закупок способом конкурса услуг по проведению аудита эффективности управления активами государства в «__________________________» (далее – аудит), должна соответствовать общим требованиям к аудиторским организациям, предъявляемым в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности».

Цель проведения аудита эффективности управления активами государства в «___________» будет представлена в утвержденной программе контроля Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет).

Аудиторская организация обязана обеспечить охват всех вопросов согласно утвержденной программе контроля. Специалисты аудиторских организаций несут ответственность за достоверность и качество оказанных услуг, являющихся предметом закупки и осуществлению государственных закупок в соответствии с законами Республики Казахстан и договором на оказание услуг.

Специалистам аудиторских организаций, осуществляющим аудит, выдается поручение, подписываемое Председателем или членом Счетного комитета, которое подлежит обязательной регистрации в территориальном органе Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Поручение является официальным документом, дающим право на проведение аудита. В поручении указываются основание, цель, предмет и сроки осуществления аудита и другие вопросы в соответствии с Правилами проведения внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета, утвержденными постановлением Счетного комитета от 27 марта 2009 года № 4.

При проведении аудита аудиторская организация должна руководствоваться Стандартами государственного финансового контроля, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 7 апреля 2009 года № 788 и Международными стандартами финансовой отчетности и аудита.

Счетный комитет осуществляет контроль за ходом выполнения специалистами аудиторских организаций услуг согласно настоящей технической спецификации и договору на оказание услуг.

По итогам проведения аудита специалистами аудиторских организаций составляется отчет, который представляется члену Счетного комитета, ответственному за контроль, и служит основанием для составления акта выполненных работ (оказанных услуг).

Отчет должен содержать анализ эффективности управления активами обследуемого объекта (далее - Объект) факторы (финансово-экономические, социальные, правовые, производственно-технологические, экологические и др.), оказывающие влияние на результаты деятельности объекта. При этом анализ эффективности предполагает не только оценку всех видов деятельности объекта (период - не менее 3 лет)1, но и аналитическую проработку стратегии его развития.

При проведении аудита, а также в ходе непосредственной подготовки отчета специалисты аудиторской организации должны по письменному запросу члена Счетного комитета, ответственного за контроль, представлять информацию о проделанной работе, которая будет включена в отчет, в целях оперативного внесения соответствующих корректив для достижения цели контроля.

Первоначальный отчет представляется в течение 30 календарных дней с момента регистрации поручения в органах правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, без учета случаев продления сроков.

Окончательный срок представления отчета в течение 40 календарных дней с момента регистрации поручения в органах правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Приложением к отчету необходимо представить (в том числе в электронном виде), за период не менее 3 лет, заполненные формы финансовой отчетности предприятия:

форма 1 - «Бухгалтерский баланс»;

форма 2 - «Отчет о доходах и расходах»;

форма 3 - «Отчет о движении денег»;

форма 4 - «Отчет об изменении собственного капитала»;

информация об учетной политике и пояснительная записка;

дополнительные расшифровки для показателей, не раскрытых в отчетах и пояснительной записки.

Результатом проведенного аудита являются выводы, заключения, рекомендации и предложения, основанные на результатах исследований, официально принятых научных разработках, справочниках, нормативно-технической документации, нормативных правовых актах и т.д. Кроме ответов на вопросы, перечисленные в поручении Председателя или члена Счетного комитета, в утвержденной программе контроля, в отчете аудиторских организаций должна быть отражена следующая информация.
1. Общая характеристика Объекта:

правовой анализ, положение в отрасли, конкурентоспособность

Положение данного объекта в отрасли, его влияние на общие показатели развития отрасли (доля рынка, перспективы роста, уровень конкурентоспособности).

Государственная политика в отношении отрасли (налоговая политика и т.д.) в целом и объекта в частности.
1.1. Правовой анализ Объекта

1.1.1. основные этапы развития Объекта и движения активов (со ссылкой на документы);

1.1.2. формирование уставного капитала, эмиссии ценных бумаг, распределение акций;

1.1.3. анализ учредительных документов (полномочий органов управления, исполнительных органов, руководства);

1.1.4. анализ и оценка достижения Объектом тех целей и задач, которые ставились при его создании;

1.1.5. анализ выполнения основных положений среднесрочных планов развития и планов (бюджетов), утвержденных для Объекта;

1.1.6. отвечает ли деятельность Объекта требованиям, установленным для Объекта законодательством Республики Казахстан;

1.1.7. анализ сделок, связанных с инвестированием;

1.1.8. предыдущие проверки, проведенные на Объекте, принятые меры по результатам этих проверок;

1.1.9. заключение (краткие общие выводы) по правовому анализу с обязательным отражением: всех юридических нарушений (с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты, которые нарушены и возможные правовые последствия для государства и Объекта); правоспособность Объекта в свете имеющихся юридических недостатков;

1.1.10. рекомендации и предложения с указанием способов по устранению выявленных нарушений, по дальнейшему совершенствованию прав и обязанностей Объекта, по совершенствованию экономической и юридической ситуации (внесение новых законодательных актов по регулированию экономико-правовых отношений, проекты изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты).
Выводы и заключение по разделу
2.Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности Объекта

При анализе данных бухгалтерской отчетности необходимо принимать во внимание методы учета, принятые в учетной политике Объекта.

Содержание раздела должно отражать динамику показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 3 года, предшествующих отчетному периоду с учетом инвестиционной деятельности.
2.1. Финансовый анализ деятельности и капитала Объекта

2.1.1. Анализ финансового состояния и структуры баланса:

1) соответствие организации бухгалтерского учета требованиям законодательства Республики Казахстан;

2) проверка соответствия ведения бухгалтерского учета действующим нормативным правовым актам, регулирующим систему ведения бухгалтерского учета в Республике Казахстан.

2.1.2. анализ возможности утраты платежеспособности;

2.1.3. показатели оборачиваемости;

2.1.4. показатели ликвидности;

2.1.5. многофакторный комплексный анализ рентабельности активов;

2.1.6. оценка эффективности использования активов и собственного капитала;

2.1.7. эффект финансового рычага (левериджа);

2.1.8. анализ формирования собственных средств в.т.ч. от комиссионного вознаграждения;

2.1.9. анализ финансовой устойчивости;

2.1.10. льготы по налогообложению;

2.1.11. анализ инвестиционной деятельности и влияния использования доходов от инвестиционной деятельности на финансовое положение Объекта;

2.1.12. оценка риска финансово-хозяйственной деятельности Объекта (финансовый риск и т.д.).

2.1.13. выводы и предложения по разделу. Общее финансово-экономическое состояние Объекта с краткой формулировкой выявленных проблем и рекомендаций по их устранению.


2.2 Экономическая оценка деятельности:

Анализ экономических показателей услуг:

2.2.1 оценка структуры себестоимости по видам услуг;

2.2.2 оценка структуры затрат:

1) проверка обоснованности формирования расходов, включаемых в себестоимость оказываемых услуг;

2) изучение состава и классификации затрат.

2.2.3 оценка доходов и расходов по основным и не основным видам деятельности;

2.2.4 оценка рентабельности и отчисления налогов в доход бюджета

2.2.5 оценка формирования доходов по результатам деятельности.
2.3 Оценка маркетинговой деятельности Объекта

2.3.1 ценовая политика, условия поставок и оплаты;

2.3.2 объем сбыта продукции (услуг).
2. 4 Проверка и оценка активов, кредитов, грантов, займов,

полученных под государственную гарантию, и задолженности Объекта
Проверка, анализ и оценка учета и использования активов, коэффициенты эффективности использования.

2.4.1 структура и классификация активов по:

1) структуре формирования (социальные отчисления, пени, доходы и т.д.);

2) формам функционирования (материальные, нематериальные, финансовые);

3) характеру участия в различных видах деятельности (операционные/инвестиционные) и в текущей производственно-хозяйственной деятельности (долгосрочные/текущие);

4) характеру владения (собственные/арендуемые).

2.4.2 долгосрочные активы, нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые инвестиции;

2.4.3 текущие активы, товарно-материальные запасы. Классификация, оценка и инвентаризация запасов (при этом, указать метод учета), определение объектов калькуляции и определение издержек производства, включаемых в себестоимость продукции;

2.4.4 источники финансирования, виды деятельности, связанные с движением денег. Расчет времени обращения. Оценка кредитной политики Объекта;

2.4.5 факторный анализ в оценке движения денежных средств (коэффициенты достаточности чистого денежного потока, эффективности денежных потоков, реинвестирования, ликвидности денежного потока, рентабельности по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой, а также установление степени синхронности денежных потоков);

2.4.6 выпуск и размещение ценных бумаг (в том числе об аннулировании эмиссии ценных бумаг);

2.4.7 расходы будущих периодов и прочие текущие активы;

2.4.8 анализ состояния кредиторской и дебиторской задолженности (в том числе инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, правильность отражения операций по счетам) и их динамика за последние 3 года. Перспективы взыскания дебиторской и ликвидация кредиторской задолженности. Выборочный правовой анализ крупных сомнительных и бесперспективных к взысканию должников, состояние юридической работы по долгам;

2.4.9 полнота и своевременность начисления дивидендов на государственный пакет акций;

2.4.10 проверка и оценка учета и использования грантов, использования займов, полученных под государственную гарантию, поручительств государства (законность и обоснованность получения займов, полнота и своевременность их погашения, форма обеспечения обязательств, процентные ставки, порядок их уплаты, ответственность сторон по выдаче и погашению кредитов).
2.5 Проверка и анализ участия Объекта в формировании и

использовании средств республиканского бюджета
2.5.1 соответствие размера уставного капитала к моменту государственной регистрации предприятия сумме, определенной учредительными документами;

2.5.2 состояние учета активов государства и товарно-материальных запасов;

2.5.3 правильность определения дохода, использование нераспределенного дохода прошлых лет;

2.5.4. наличие утвержденной сметы общеадминистративных расходов, анализ по статьям затрат, соответствие фактических расходов плановым;

2.5.5 соблюдение утвержденных советом директоров штатов, действующих схем должностных окладов;

2.5.6 соблюдение лимитов положенности служебных легковых автомобилей, порядка и условий возмещения расходов работникам, направляемым в служебные командировки в пределах Республики Казахстан и за рубеж, а также соблюдения лимитов по другим административным расходам;

2.5.7 правильность принятия и оформления решений по крупным сделкам;

2.5.8 соблюдение условий, порядка привлечения и погашения займов, обеспечение их возврата собственными активами или под гарантию Правительства Республики Казахстан;

2.5.9 выполнение обязательств по кредитным ресурсам, выданным из республиканского бюджета, состояние кредитных договоров, целевое и рациональное использование кредитных средств;

2.5.10 своевременность и полнота возврата кредитных средств в республиканский бюджет. Порядок погашения кредиторской задолженности.




2.6 Оценка эффективности системы внутреннего контроля
2.6.1 оценка оперативности и качества действий по снижению критических организационных рисков;

2.6.2 эффективное пресечение слабых сторон, проблемных областей и «потенциальных» незаконных действий в организации;

2.6.3 оценка реализуемости решений системы внутреннего контроля по снижению рисков.
2.7 Прогнозная оценка деятельности Объекта в среднесрочном периоде
На основе проведенного анализа, с учетом реально сложившейся ситуации на момент аудита, необходимо спрогнозировать деятельность обследуемого объекта в среднесрочной перспективе. При этом необходимо оценить возможное влияние деятельности объекта на эффективность использования активов государства, его участие в республиканском бюджете.
Выводы и заключение по разделу
3. Анализ состояния технической оснащенности, эффективности используемой технологии Объекта
3.1 Продукция и сырьевые ресурсы:

3.1.1 основные и не основные виды деятельности, номенклатура и объемы продукции и услуг, их потребительские свойства. Соответствие качества продукции стандартам.


3.2 Технология и техническое оснащение:

3.2.1 состояние производственных зданий и сооружений, характеристика состояния (износ) основных технологических агрегатов, машин и механизмов;

3.2.2 анализ состояния технологии производства, работ и услуг, выпуска продукции; - динамика изменений технико-экономических показателей, соответствие показателей проектным нормам и требованиям нормативных документов;

3.2.3 анализ поставок материалов, оборудования, комплектующих, в том числе местного производства (с учетом программы импортозамещения).


3.3 Инвестиционная деятельность

3.3.1 общий анализ статистики инвестиций Объекта и их источников;

3.3.2 анализ целесообразности и оценка эффективности инвестиций в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан;

3.3.3 анализ перспективных планов развития Объекта (модернизация, внедрение новых технологий и ноу-хау);

3.3.4 стратегия Объекта в сфере деятельности (диверсификация, специализация, интеграция).
Выводы и заключение по разделу
4. Социальные аспекты деятельности Объекта

В данном разделе отчета проводится анализ и оценка эффективности труда и кадрового состава Объекта (состояние менеджмента):



    1. организационная структура Объекта, структура управления;

    2. численность и структура производственного персонала, кадровый состав;

    3. система оплаты труда, заработная плата;

    4. анализ темпов роста производительности труда в сравнении с темпами роста средней заработной платы;

    5. анализ эффективности (в т.ч. интенсивности) труда;

    6. социальная инфраструктура;

    7. затраты по охране труда и технике безопасности.

Выводы и заключение по разделу

5. Антикризисные меры (для лота № 1)

5.1. В данном разделе отчета проводится анализ и оценка предпринимаемых мер для смягчения влияния на экономику Республики Казахстан мирового финансового кризиса, предусмотренных распоряжением Президента Республики Казахстан «О мерах по сокращению административных расходов в центральных и местных государственных органах, холдингах, национальных компаниях, социально-предпринимательских корпорациях» от 30.12.2008 года № 289.


Выводы и заключение по разделу
6. Выводы и рекомендации

В заключении формулируются общие выводы и предложения. Дается комплексная оценка эффективности управления активами (в том числе, сохранность имущества, эффективности управления денежными потоками, оценка качества управленческого менеджмента).

Конкретизируется круг выявленных проблем, связанных с правовой, финансово-экономической, социальной и природоохранной деятельностью Объекта. Определяются проблемы субъективного и объективного характера, например, обусловленные платежеспособностью и емкостью рынка, налоговой нагрузкой, эффективностью менеджмента, недостаточным взаимодействием Объекта с государственными и местными исполнительными органами, изменением законодательной нормативной базы и т.д.

Представляются конкретные предложения и проект плана мероприятий:

6.1.1 по устранению выявленных нарушений;

6.1.2 по улучшению эффективности управления Объектом менеджерами собственника или управляющего;

6.1.3 по принятию оперативных и действенных мер заинтересованными министерствами и ведомствами, Правительством Республики Казахстан;

6.1.4 по развитию законодательной нормативной базы (внесение новых законодательных актов по регулированию экономико-правовых отношений, проекты изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты);

6.1.5 совместных действий Правительства Республики Казахстан, центральных исполнительных органов и Объекта, которые позволят сохранить баланс интересов государства и населения.

6.1.6 сценарий дальнейшего развития ситуации с Объектом, которая может возникнуть при использовании предлагаемого плана действий.


В приложения к отчету выносятся из текста отчета громоздкие таблицы, схемы, вспомогательный материал (без которого нельзя обойтись), копии основных финансовых и юридических документов, которые анализируются в отчете.
Первичные материалы подшиваются (переплетаются) все первичные материалы (в одном экземпляре), собранные в ходе проведения анализа.
7. Заключительные положения

Потенциальный поставщик по согласованию со Счетным комитетом может вносить дополнения в настоящую техническую спецификацию, способствующие более качественному оказанию закупаемых услуг и предлагать дополнительные услуги, соответствующие предмету настоящей технической спецификации.




1 В случае если проверяемый объект образован в период менее 3-х лет, то контроль должен быть осуществлен со дня образования





страница 1

Смотрите также: