страница 1 Тема 2 Национальная экономика
и ее общая характеристика
2.1 Понятие национальной экономики и ее структуры
2.2 Система макроэкономических пропорций.
Проблемы сбалансированности национальной экономики
2.3 Социально-экономическая эффективность национальной экономики
2.1 Понятие национальной экономики и ее структуры
Известны различные определения национальной экономики.
Национальная экономика − это хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов [9, 81].
Национальная экономика − саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности (В. Леонтьев, Нобелевский лауреат в 1973 г.).
Национальная экономика представляет собой взаимосвязанную совокупность отраслей, видов производств, территориальных комплексов в масштабе страны, государства. Это система отношений между всеми субъектами экономики, форм хозяйствования, обеспечивающих эффективное использование ресурсов, опосредующая движение продуктов и доходов и способствующая достижению конечных целей в масштабе всей страны [10, 108].
Национальную экономику можно определить как исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства, отраслей и видов производств в условиях общественного разделения и кооперации труда, многообразия типов и форм собственности (Н. В. Герасимчик).
Развитая экономика включает 200–300 отраслей и производств.
Все предприятия национальной экономики группируются в два подразделения: I – производство средств производства; II – производство предметов потребления.
В промышленности группа отраслей «А» − производство средств производства; группа отраслей «Б» − производство предметов потребления.
Национальная экономика характеризуется определенным составом и структурой.
Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями.
Различают воспроизводственную, отраслевую, территориальную структуры национальной экономики и ее инфраструктуру.
Воспроизводственная структура включает пять фаз: производство, распределение, обмен, потребление и утилизация.
Отраслевая структура отражает деление национальной экономики на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие одинаковые по социально-экономическому содержанию функции в общественном воспроизводстве. Например: промышленность, сельское хозяйство, строительство и т. д.
В свою очередь отрасль может иметь подотрасли. Например: в промышленности – машиностроение и металлообработка: автомобилестроение, станкостроение, приборостроение и т. д.
Территориальная структура определяет размещение производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. В Беларуси – западный и восточный экономические районы.
Инфраструктура включает в себя отрасли, учреждения, организации, обслуживающие производство. Она представлена коммуникациями (железнодорожными и автомобильными), энерго-, водо-, газоснабжением, связью, выставочными комплексами, таможенной системой, банковской сетью и т. д.
Необходимо совершенствовать инфраструктуру для обеспечения устойчивого развития экономики и повышения ее эффективности. Особый блок проблем – интеграционные процессы в СНГ, формирование единого экономического пространства России, Украины, Казахстана, Беларуси и других стран, проблема создания союзного государства России и Беларуси.
Согласно концепции системы национальных счетов (СНС) экономическое производство включает следующие виды деятельности:
– производство товаров, включая товары для собственного потребления;
– оказание услуг для реализации;
– деятельность финансовых посредников (банков, страховых компаний);
– оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т. д.);
– оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
– оказание услуг наемной прислугой;
– оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.
В СНС с 1993 г. проводится группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам.
Различают 5 секторов:
-
нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
-
финансовые корпорации и квазикорпорации;
-
государственное управление;
-
домашние хозяйства;
-
некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Так, функцией нефинансовых корпораций и квазикорпораций является производство товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.
Функция финансовых корпораций и квазикорпораций – аккумулирование свободных финансовых ресурсов и предоставление их инвесторам на определенных условиях.
2.2 Система макроэкономических пропорций.
Проблемы сбалансированности национальной экономики
Важной характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.
Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций:
– общеэкономические – между наиболее крупными сферами национальной экономики (производством и потреблением, материальным и нематериальным производством и др.);
– межотраслевые – между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.;
– внутриотраслевые – между производствами внутри одной отрасли (например, оптимальная мощность тракторного завода 100 тыс. тракторов в год; тракторных двигателей – 1,8 млн. ед./год; топливных насосов – 400 тыс. шт./год; коленчатых валов – 170 тыс. шт./год) (9, 158);
– территориальные – пропорции между производствами в границах определенной территории;
– межгосударственные – между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Поддержание этих пропорций предполагает реализацию абсолютных и сравнительных преимуществ национальной экономики, т. е. благоприятных природных и других факторов производства продукции в национальном хозяйстве (производство льна, картофеля, вина, сукна и др.).
Известны также натурально-вещественные, стоимостные макропропорции, пропорции распределения трудовых ресурсов.
Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Например, пропорции между производством и потреблением сахара; производством и потреблением стали. Очевидно, если своего национального производства этих товаров недостаточно, то придется закупать их у заграницы.
Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта (ВНП) – ВНП и ЧНП (чистого национального продукта), ВНП и НД (национального дохода); доходов предприятий, государства и населения.
Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов (трудоспособных) между производственной и непроизводственной сферами, городом и селом, отдельными отраслями, территориями и т. п. Можно встретить утверждения о трудоизбыточном регионе и трудонедостаточном. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной, инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и др.
Можно выделить определяющие (ключевые) пропорции в национальной экономике любой страны. Это, во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства. Они характеризуются соотношениями объемов выпуска средств производства и предметов потребления (соответственно в I и II подразделениях), численностью работающих в каждом из подразделений, стоимостью основных производственных фондов (основного капитала) этих подразделений (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и т. д.).
Современное представление о расширенном воспроизводстве предполагает включение в его состав третьего подразделения – «производства социального продукта» по следующей схеме:
I (ФВ + ФП + ФН) – производство средств производства,
где ФВ – фонд возмещения израсходованных средств производства в I подразделении;
ФП – фонд потребления для работников, занятых в I подразделении;
ФН – фонд накопления, предназначенный для развития предприятий I подразделения;
II (ФВ + ФП + ФН) – производство предметов потребления;
III (ФВ + ФП + ФН) – производство социального продукта.
Соотношение между подразделениями должно быть следующее:
I (ФВ + ФП + ФН) = IФВ + IIФВ + IIIФВ;
II (ФВ + ФП + ФН) = IФП + IIФП + IIIФП;
III (ФВ+ФП+ФН) = IФН + IIФН + IIIФН или после сокращения одинаковых членов уравнений:
I (ФП + ФН) = IIФВ + IIIФВ;
II (ФВ + ФН) = IФП + IIIФП;
III (ФВ + ФП) = IФН + IIФН.
Из данной схемы видно: чтобы общественное воспроизводство развивалось на деле сбалансировано, без кризисов и дефицитов, необходимо, чтобы в первом подразделении созданная стоимость обеспечивала средствами производства как собственно первое, так и второе и третье подразделения. Данное требование относится и ко второму подразделению.
В этом подразделении вся созданная стоимость (в виде предметов потребления) предназначается не только для удовлетворения своих запросов (т. е. запросов работников, занятых во втором подразделении), но и для эквивалентного обмена с первым подразделением и обеспечением предметами потребления работников, занятых в социальной сфере (в третьем подразделении – здравоохранение, образование, культура и т. д.).
Несколько иначе обстоит дело с созданием и реализацией стоимости в третьем подразделении. В этой сфере производства уровень эффективности работы должен обеспечивать не только приоритетное развитие людей, непосредственно занятых в ней, но и постоянное развитие личности работников, занятых в двух первых подразделениях (т. е. I и II) [11, 24–25].
Отсюда вытекает вывод: повышать эффективность общественного производства возможно только на основе приоритетного развития социального продукта. Во всяком случае, недопустимо финансирование социальной сферы по остаточному принципу, что отвечает задачам обеспечения социальной защищенности граждан и социальных гарантий в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики.
Во-вторых, важны пропорции между фондами накопления и потребления в национальном доходе. От данной пропорции зависят темпы расширенного воспроизводства, решения социальных и производственных задач.
Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. В этой связи необходимо обеспечивать качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и общественных потребностей.
Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В плановой экономике они устанавливаются централизованно, в рыночной экономике – на основе спроса и предложения, в смешанной экономике – рынком, с учетом регулирующего воздействия государства.
Макроэкономические пропорции изменяются под влиянием НТП и НТР, типа экономического роста (экстенсивный или интенсивный), изменения потребностей народного хозяйства, ресурсного обеспечения, конъюнктуры (экономического положения в стране, в мире).
Можно выделить следующие тенденции изменения макроэкономических пропорций, присущие большинству стран:
– повышение технико-технологического уровня производства, что проявляется в росте фондовооруженности труда, количестве перерабатываемых работником сырья, материалов;
– опережающее развитие энергетики, машиностроения, химической промышленности, приборостроения и других наукоемких отраслей;
– увеличение развития нематериального производства, сервисной сферы по сравнению с отраслями материального производства;
– ускоренное развитие обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей;
– расширение участия страны в международном разделении труда, что выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране.
Для национальной экономики важна сбалансированность отраслей, производств и пропорциональность. Достичь и поддерживать их весьма трудно. Так, Беларусь испытывает недостаток собственных топливных природных ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности, своей металлургической базы. Поэтому в Беларусь ввозят металлы, каменный уголь, нефть, газ, зерно и т. д. Экспортирует Беларусь в основном сложные изделия обрабатывающей промышленности, приборостроения, бытовой техники и сельскохозяйственные продукты.
Необходима структурная перестройка экономики с учетом потребностей страны и запросами мирового рынка. Это будет способствовать стабилизации экономического развития, адаптации к рыночным условиям хозяйствования.
2.3 Социально-экономическая эффективность национальной экономики
Национальная экономика должна обеспечивать динамично повышающуюся социально-экономическую эффективность (благосостояние) для граждан общества. Возможно выделить следующие ее структурные элементы:
а) степень удовлетворения потребностей в материальных благах и услугах, обеспечивающих главным образом физическое здоровье членов общества. Эти потребности охватываются понятием «уровень жизни», и их удовлетворение опосредуется доходами;
б) удовлетворение потребности в свободном времени для всестороннего развития личности;
в) удовлетворение потребности в благоприятных экологических условиях проживания;
г) удовлетворение экономических, духовных и социальных потребностей: в творческом характере труда, в благоприятных условиях труда, в непосредственном участии в управлении производством, в перемене труда и т. д. [12, 27].
Для измерения социально-экономического эффекта (по потребительским компонентам) можно использовать такие статистические показатели, как фонд личного потребления, фонд реальных доходов населения, обеспеченность населения предметами длительного пользования, жильем, услугами здравоохранения, образования и др. Ставится задача сблизить социально-экономические нормативы для проживания в городских условиях и в сельской местности.
Социальным индикатором является индекс человеческого развития (ИЧР) – обобщающий показатель уровня жизни, который представляет собой среднее арифметическое из индексов уровня образования, доходов и продолжительности жизни. По индексу человеческого развития Республика Беларусь занимает самое высокое место из стран СНГ. В 2007 г. – 54 место из 175 стран.
Реальное обеспечение социально-экономической эффективности предполагает достижение максимальной отдачи от производственного потенциала, энергосбережение, применение передовых технологий, усиление работы на рынках, внутреннем и других стран.
страница 1
|