страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7
В отношении исключительной экономической зоны вводится ограничение на свободу полетов.
Международное воздушное пространство
Это пространство, находящееся над открытыми морями и океанами, международными проливами, арфипелажными водами и Антарктикой (договор 1954 года). Его правовой режим регулируется международным правом и основан на специфических принципах, не применяемых в отношении воздушного пространства над государственной территорией.
Основополагающим принципом, на котором базируется ре-
жим международного воздушного пространства, является принцип свободы полетов, означающий, что в международном воз-
душном пространстве военное и гражданское воздушные суда
любого государства могут осуществлять полеты. Ни одно государство, его военные и гражданские самолеты не могут препятствовать осуществлению полетов военных и гражданских судов
другого государств или запрашивать информацию о направлении их полета. В международном воздушном пространстве
гражданские и военные воздушные суда и их экипажи находятся только под юрисдикцией государства регистрации таких судов (статья 87 Конвенции по морскому праву 1982 года).
Следует отметить, что общим для правового режима международных полетов является обеспечение безопасности международных полетов. Причем безопасность понимается как в широком смысле - техническая безопасность, которая регулируется как Чикагской конвенцией (1944 г.), так и регламентами, принимаемые в рамках ИКАО, и содержит определенные требования к металлу, из которого изготавливаются самолеты, его конфигурации, подготовке экипажа и документации, которая должна иметься на борту самолета, к его технической оснащенности, к оборудованию аэропортов и работе диспетчерских служб, так и в узком смысле - безопасность от угона и захвата самолетов, механизм которой закреплен в упоминавшихся Токийской (1963 г.), Гаагской (1970 г.), Монреальской (1971 г.) конвенциях и основан на принципе «либо суди преступников сам (государство), либо выдай для суда другому государству».
Примером нарушения суверенитета над воздушным судном является то, что в 1986 году израильские ВВС перехватили в Средиземном море и вынудили приземлиться в Израиле самолет по подозрению на наличие палестинского террориста. С другой стороны, ст.105 Конвенции по морскому праву 1982 года разрешает преследовать и морские, и воздушные суда, подозреваемые в пиратстве, терроризме.
В 1983 году был инцидент с южнокорейским боингом, который был сбит ВВС СССР. СССР был осужден за акт вандализма.
США, Канада, Япония, Франция в открытом море устанавливают идентификационные зоны безопасности.
Правовой режим воздушного пространства над международными проливами и арфипелажными водами
Примером является Гибралтар, над которым находится узкая снежная лавина и если мы применим правило 12 миль, то с одной стороны находится Испания, Великобритания, а с др. – Марокко, и если пролетать над ними, то затрагиваются права этих государств.
Для международных проливов ст.39 Конвенции по морскому праву 1982 года устанавливает право быстрого и непрерывного пролета над ними.
А в отношении арфипелажных вод ст.53 Конвенции по морскому праву 1982 года требует от прибрежных государств установить коридоры для пролета над акваторией арфипелажных вод.
Правовой режим воздушного пространства над Антарктикой
Договор 1959 года устанавливает, что над Антарктикой можно совершать полеты только в мирных целях. Поэтому там запрещались полеты ВВС в военных целях, военные самолеты могли пролетать только для доставки груза или перевозки персонала.
Безопасность полетов и противодействие захвату воздушных судов
С конца пятидесятых годов XX в. чрезвычайную опасность для международных воздушных перевозок стали приобретать угон и захват самолетов отдельными лицами для удовлетворения своих личных интересов и решения личных проблем, что привело к разработке и принятию государствами трех конвенций: Токийской конвенции о преступлениях и некоторых другие действиях, совершенных на борту воздушного судна (1963 г.), Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушны судов (1970 г.) и Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) (Республика Беларусь является участницей всех трех конвенций.) Указанные конвенции закрепляют обязанности государств привлекать к уголовной ответственности исполнителей таких преступлений, как захват и угон самолетов, либо выдавать их по просьбе заинтересованного государства для осуществления судебного разбирательства – по принципу суди сам или выдай для суда.
Активной стала проблема захвата воздушных судов террористами. Больше всего страдали воздушные суда стран социализма (Болгария, Восточная Германия), их угоняли в страны Западной Европы или Америки и там угонщики получали политическое убежище. Сначала страны не принимали никаких мер. Но когда стали угонять американские, западноевропейские самолеты, это стало проблемой. Поэтому страны социализма и Запада быстро договорились о том, что необходимо противостоять этому явлению. Если целью первых государств было предотвращение захвата воздушных судов, то последние - организовали работу диспетчерских служб по освобождению воздушных судов от захвата террористов.
Тема № 20:Международное космическое право.
Притязания экваториальных стран в отношении геостационарных орбит – 36 тыс. км над экватором под углом наклона 100 °, 24 часа – время вращения возле орбиты (вокруг Земли).
Сейчас на орбите примерно 200 спутников (Богота – столица Колумбии, страны Латинской Америки и Индия объявили геостационарную орбиту над их территорией национальным ресурсом и распространили на них суверенитет).
Правовой режим космических объектов.
Космические объекты – искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос.
Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, международным межправительственным организациям. Согласно Конвенции «О регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» (14 января 1975 г.), регистрация космических объектов необходима для выяснения вопросов ответственности за ущерб и права собственности.
Правовой статус Луны и других небесных тел.
На Луну и другие небесные тела можно осуществлять посадку, запуск с их поверхности, размещать оборудование, станции в любом месте на поверхности этих тел не создавая помех другим государствам. Также возможно использование недр данных тел.
Возвращение космических объектов и экипажей.
Регламентируется договором «О космосе» (1967 г.). Соглашение «О спасании космонавтов» (22 апреля 1968 г.) говорит о том, что каждое государство обязано информировать власти, которые запустили космический объект и ООН (было зарегистрировано 17 случаев информирования).
Только в случае, если космический объект представляет опасность (пр. – радиактивные загрязнения), то государство, на территории которого упал спутник, может не информировать об этом, а также провести спасательные работы по просьбе государства, запустившего спутник.
Правовые формы сотрудничества.
Статья IX Договора «О космосе» устанавливает принцип сотрудничества и взаимной помощи с должным учетом интересов друг друга. Одна из форм помощи – заключение договоров.
1986 г. – Генеральная ассамблея ООН сформулировала принципы дистанционного зондирования Земли из космоса.
Форма сотрудничества – соглашения. Может быть в специализированных учреждениях ООН, например:
-
Международный союз электросвязи (устанавливает регламенты диапазона частоты для космической связи);
-
Всемирная метеорологическая организация (составляет прогнозы погоды, предупреждает природные катастрофы);
-
Организация ИНМАРСАТ (Международная организация морской спутниковой связи, передаёт сигналы бедствия SOS).
Ответственность за ущерб.
Ответственность связана с использованием источника повышенной опасности (космические объекты). Регламентируется Конвенцией «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», 29 марта 1972 г.
Конвенция содержит в себе принцип абсолютной ответственности за ущерб: без вины, главное – наличие ущерба (затем возможен регресс требований). Ответственность наступает, если ущерб нанесен на территории земли, в противном случае, ответственность не наступает. Если ущерб нанесен несколькими государствами, они несут солидарную ответственность. Основание ответственности – космическая деятельность как причина ущерба и нарушения норм международного права. Сюда можно отнести также загрязнение космоса и использование ядерной энергии в космосе.
Тема № 21: Международное уголовное право.
21.1 ПАРХОМОВИЧ НЕ ВЫСЛАЛА!!!!!
21.2. Европол
Европол— полицейская служба Европейского союза, расположенная в Гааге. Основными задачами службы являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Среди основных направлений работы Европола можно выделить борьбу с терроризмом, нелегальной торговлей оружием, наркоторговлей, детской порнографией и отмыванием денег.
Европол не является органом ЕС. Это международная межправительственная организация, созданная на основе международного соглашения 1995 года.
Создание единой полицейской службы Европейского союза было предусмотрено еще в 1992 Маастрихтским соглашением. С 3 января 1994 года служба существовала в ограниченном виде, как «Подразделение Европола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков» (англ. Europol Drug Unit). В 1998 году все страны-члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию о Европоле и с 1 июля 1999 года началась полноценная работа службы. Первым президентом Европола был немецкий юрист Юрген Сторбек (Jürgen Storbeck).
Организация Европола:
Директор
Административный совет
Совет министров ЕС определяет компетенцию Европола и назначает директора.
Европол сотрудничает со странами – участницами, для этого в каждой из стран ЕС создана национальное бюро Европола и европейские офицеры связи.
Возможна организация группы быстрого реагирования – TASK Forces(на разовый случай).
Пример:
11-е сентября, введение евро.
Компетенция Европола:
Первоначально распространялась на следующие виды преступлений:
- торговля наркотиками
- торговля радиоактивными веществами
- незаконная миграция
- угон автомобилей
2. Была расширена (распространялась и на фальшивомонетничество)
Функции Европола:
Создание информационной системы
Создание базы данных (на правонарушителей, рабочие базы данных (сведения о жертвах, свидетелях))
Анализ, экспертиза и техподдержка национальных органов
Координация совместных действий
Иммунитет сотрудников Европола в связи с осуществлением ими своих функций:
Может быть иммунитет в соответствии с национальным правом, но по праву Европола они будут нести ответственность.
Граждане ЕС имеют право на защиту личных данных:
Национальный уровень (сбор и обработку данных производят национальных органы)
Европейский уровень (сбор и обработку данных производит Европол)
Информация удаляется: неправомерное задержание, истечение срока давности
Сотрудничество Европола с третьими странами: статья О.Ю. Ширинского
21.3.Евроюст
Евроюст – европейский отдел по сотрудничеству судебных органов.
Цели и задачи евроюста:
-
облегчить и ускорить сотрудничество между компетентными органами государств-членов по вопросам процедуры и исполнения решений;
-
облегчить экстрадицию между государствами-членами;
-
осуществить гармонизация права государств-членов;
-
представить конфликты юрисдикции;
-
координация работы национальных органов государств-членов, на которые возложена функция уголовного преследования.
До создания евроюста было Соглашение о правовой помощи от 20.04.1959 г.
Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях активизации международное преступности, их развитие шло параллельно.
Термин «международное уголовное право» впервые появился в начале ХХ века для обозначения юридических норм относительно взаимопомощи государств при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения.
Термин «международное уголовное право» ввел в обиход русский юрист Мартенс.
Международное уголовное право (современное определение) – совокупность норм, закрепленных в международных соглашениях или действующих в качестве международного обычая, который непосредственно (без необходимости издания внутригосударственного акта) устанавливают уголовную ответственность физических лиц за совершение ими международных преступлений или преступлений международного характера.
Международное преступление (преступление против мира и человечества) – наиболее опасное преступление, воплощающее преступную политику государства (агрессия, геноцид, экоцид, колониализм).
Субъектами международных преступлений являются государства, несущее международную политическую и материальную ответственность, а также руководители этих государств, высшие должностные лица государств и непосредственно исполнители.
Преступления международного характера (транснациональные преступления) – затрагивают интересы нескольких государств или всего мирового сообщества в целом и совершаются гражданами различных государств (терроризм, работорговля, торговля оружием, наркотиками, органами).
Основные проблемы международного уголовного права:
-
Двойная юрисдикция
-
Личное верховенство государства в отношении своих граждан
Источники международного уголовного права:
Кодификация в этой сфере не произведена.
-
Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказаний за него, 1948 г.
-
Конвенция о предупреждении апартеида и наказаний за него, 1973 г. ЮАР
-
Конвенция против пыток 1985 г.
-
Конвенция по борьбе с захватом заложников, 1979 г.
-
Конвенция по борьбе против незаконного оборота наркотиков, 1988 г.
-
Конвенция по морскому праву, 1982 г. (ст. 100-107)
-
и др.
Сотрудничество государств в сфере борьбы с преступностью:
осуществляется путем использования двух взаимосвязанных механизмов:
-
договорный – установлена единая квалификация преступлений
-
организационно-правовой – деятельность общих и специализированных международных организаций
Задачи государств при использовании договорного механизма:
-
согласовать квалификацию преступлений, представляющих международную опасность;
-
установить в национальном законодательстве минимальный размер наказания за подобные преступления;
-
установить юрисдикцию над предполагаемым преступником;
-
активное взаимодействие государств в процессе осуществления уголовного преследования.
Классификация норм международного уголовного права по субъекту:
-
нормы, устанавливающие взаимные правомочия и обязательства государств и международных организаций в сфере их сотрудничества в борьбе с преступностью. Обеспечивают действие принципа неотвратимости наказания.
В рамках ЭКОСОС:
-
Комитет по предупреждению и контролю над преступностью (основная функция – раз в 5 лет созыв и проведение конгрессов ООН);
-
Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию;
-
Комиссия (комитет) по наркотикам – ст. 8 Единой конвенции о наркотических средствах. Состоит из 11 членов (3 члена с медицинским, фармакологическим или фармацевтическим опытом, 8 – члены ООН – участники конвенции).
-
нормы, определяющие статус действия индивидов как субъектов международных преступлений. Обеспечивают действие принципа универсальности уголовного права.
Геноцид (ст. 2) – действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо нацию, этическую, расовую или религиозную группу. К подобным действиям относятся убийство, причинение телесных повреждений, создание невыносимых условий для жизни, предотвращение деторождения, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Ответственность (ст. 4) – наказание независимо от того, являются ли лица, совершающие геноцид ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.
Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой (регулируется конвенцией 1979 г.):
К таким лицам относятся глава государства, депутаты (члены коллегиального органа), судьи, главы дипмиссий, члены их семей, министр иностранных дел.
Предполагаемый преступник – лицо, в отношении которого имеются доказательства, достаточные для установления факта совершения преступления против лиц, пользующихся международной защитой.
Главная особенность конвенции – более широкий перечень преступных деяний, не принимающих во внимание мотивов совершения данного преступления.
Захват заложников:
Предполагаемый преступник – любое лицо, которое пытается совершить акт захвата заложников или принимает участие в качестве сообщника этого лица.
Тема № 22: Право международной безопасности.
Понятие, цели и принципы права международной безопасности (ПМБ).
ПМБ – это совокупность принципов и норм, регулирующих взаимодействие государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности.
Целью ПМБ является создание эффективной системы коллективной безопасности, основанной на безусловном выполнении принципов и норм ПМБ. В соответствии с этим, главной целью ООН является поддерживание международного мира и безопасности (ст.1 Устава ООН).
Пути достижения этой цели имеют 2 аспекта:
-
необходимость эффективных коллективных мер;
-
явно выраженный акцент на превентивную деятельность («предотвращение»).
Т.е. принимать эффективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавление агрессии или других нарушений мира.
Основные принципы ПМБ в соответствии с Уставом ООН:
-
Принцип мирного разрешения споров;
-
Принцип неприменения силы или угрозы силой;
-
Принцип суверенного равенства государств;
-
Невмешательство во внутренние дела государства;
-
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
-
Принцип уважения прав человека (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1984 г. «О священном праве народов на мир»).
Системы коллективной безопасности, их виды и механизмы действия.
П.6 ст.2 Устава ООН устанавливает беспрецедентное право обеспечивать, чтобы все государства, в том числе не являющиеся участниками ООН, действовали в соответствии с принципами ПМБ.
Коллективная безопасность – система совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.
I. Акт агрессии:
Ст.1 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (14 декабря 1974г.) установила, что
агрессия – это применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.
Под это определение не подпадают операции по защите своих граждан, в том числе и военные операции (пр. – вторжение США на Гренаду, чтобы установить там свое влияние).
II. Иная угроза миру (от гражданской воны до экономических, природных катастроф):
Ст.41 Устава ООН предусматривает меры невоенного характера:
-
экономические санкции;
-
торговые эмбарго;
-
блокады;
-
прерывание воздушных сообщений (почты, телеграфа).
Как крайние меры, могут вводиться меры военного характера (ст.42 Устава ООН). Могут производиться операции по поддержанию мира. Операции должны оплачиваться участниками ООН (ч.2 ст.17 Устава ООН).
Региональные системы безопасности:
П.1 ст.52 Устава ООН допускает создание региональных систем коллективной безопасности при условии, что такие системы, их органы и деятельность совместимы с целями и принципами ООН. Цель региональных систем безопасности – подержание международного мира и безопасности.
Примеры:
-
НАТО
Основная цель создания – коллективная самооборона и поддержание мира.
-
Высший орган НАТО – Северо-Атлантический Совет, проходит, как правило, на уровне министров обороны.
-
Комитет оборонного планирования решает военные задачи: проведение маневров и др.
Все эти органы возглавляет Генеральный секретарь НАТО.
-
Группа ядерного планирования.
-
Генеральный штаб.
Сфера действия НАТО – Атлантика (США, Канада) и Европа. Республика Беларусь входит в состав программы НАТО «Партнерство ради мира».
-
ОДКБ (Организация договора коллективной безопасности), Ташкент (1992 г.).
-
ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Россия, Китай.
Разоружение и ограничение отдельных видов вооружений.
В ПМБ выработан целый комплекс междунардно-правовых норм, способов и методов разоружения и контроля над выполнением международных обязательств по разоружению.
Органы:
-
Комиссия ООН по разоружению, основная задача – разработка рекомендаций и общих принципов переговоров по разоружению.
-
Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН, занимается исключительно вопросами разоружения.
-
Конференции ООН по разоружению.
НПА:
-
Договор «О запрещении испытаний ядерного оружия» (5 августа 1963 г.), в 3-х сферах: в атмосфере, под водой, в космическом пространстве.
-
Договор «О нераспространении ядерного оружия» (1июля 1968 г.), подписан в Москве, Вашингтоне и Лондоне. По этому договору страны обязуются не передавать ядерное оружие третьим странам, а страны, которые не обладают ядерным оружием, обязуются не производить его.
-
Договор «Об Антарктике» (1959 г.), Антарктида объявлена демилитаризованной зоной.
-
Договоры о запрещении отдельных видов оружий (пр. – договор «О запрете бактериологического оружия», 1972 г.).
Международный контроль за выполнением договоров о разоружении и ограничении отдельных видов оружия.
Любой договор о разоружении должен содержать положение о контроле за его исполнением (1988 г.).
Средства контроля:
-
Технические (произведение ядерных взрывов).
-
Национальный контроль (государства создают нормативную базу (НПА), которые следят за выполнением международных норм).
-
Взаимные инспекции на местах (соглашения на Стокгольмской конференции «По мерам укрепления доверия безопасности и развооружения в Европе», 1986 г.).
Цель – предупреждение ухудшения отношений проведения акций в результате взаимного непонимания.
Соглашение «О мерах по предотвращению ядерной войны» (США и СССР).
Тема № 23: Международное экономическое право.
Основной источник – Пакт об экономических и социальных правах 1966 года.
В соответствии со ст.1 Хартии экономических прав и обязанностей государств (12.12.74г.), каждое государство имеет уверенное и неотъемлемое право выбирать свою экономическую, политическую, социальную и культурную системы в соответствии с волей своего народа без вмешательства или угрозы из вне какой бы то ни было формы.
Международное экономическое право (МЭП) – это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.
МЭП делится на отрасли по предмету:
-
торговое право;
-
промышленное право;
-
транспортное право;
-
налоговое право.
Специфика МЭП заключается в участии различных субъектов правоотношений: государства, международные организации, транснациональные корпорации (ТНК).
ТНК – это компании, которые через отделения или филиалы проводят значительную экономическую деятельность в государствах, вне нахождения их головного офиса.
Источники МЭП:
-
конвенция ООН о международной купле-продаже товаров;
-
конвенция о международной перевозке грузов;
-
инкотермс.
Специальные принципы МЭП:
-
Принцип всеучастия – полное и эффективное участие всех государств на основе равенства. Исключение: введение торгового эмбарго (ограничение на торговлю, экономические санкции).
-
Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами.
-
Принцип преференции (предпочтения) для развивающихся стран.
-
Принцип свободного доступа к морю всех стран.
-
Принцип наибольшего благоприятствования (действует только на основе договора).
Международные организации.
ООН
В рамках ООН создан ЭКОСОС. Компетенцию и круг вопросов определяет Генеральная Ассамблея ООН на сессиях.
Задачи:
-
Разработка проектов международных отношений в области экономики.
-
Созыв конференции по вопросам экономики.
-
Выполнение координирующих действий.
В рамках ЭКОСОС создаются региональные комиссии (для Европы, Азии, Латинской Америки).
МВФ (Международный валютный фонд)
Основная задача МВФ – преодоление кризиса неплатежей. МВФ был создан на основании соглашения в Бреттон-Вудс 22 июля 1944 года. В 1971 г. США, в нарушение этого соглашения, отменили обеспечение золотым запасом доллар.
Основной орган – Директорат МВФ, голоса разделяются пропорционально взносам, в состав входят все государства-участники (самый большой процент у США – 18%).
МБРБ (Международный банк реконструкции и развития)
Основная задача: выдача кредитов для развития инфраструктуры в развивающихся странах.
Доноры: США, Япония.
ВТО (Всемирная торговая организация)
ВТО – международная межправительственная организация. Пришла на смену ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) в 1994 году.
Основные положения:
-
Соглашение в отношении таможенных тарифов;
-
Торговля услугами;
-
Права интеллектуальной собственности.
Цели ВТО: содействие экономическому сотрудничеству => рост производства и благосостояния.
Основные органы ВТО:
-
Конференция министров (решение принимается посредством консенсуса);
-
Генеральный совет (постоянно действующий исполнительный орган).
Деятельность ВТО:
-
либерализация торговли;
-
антидемпинговые меры (исключает продажу ниже себестоимости);
-
снижение торговых тарифов;
-
ограничение субсидий.
Региональные соглашения о зонах свободной торговли.
1. Европейское экономическое пространство (ЕЭП). Создано на основании соглашения между ЕС и странами EFTA (западные страны, не входящие в состав ЕС) от 2 мая 1992 года.
2. NAFTA (североамериканская зона свободной торговли). Создана соглашением от 8 октября 1992 года. Члены: США, Канада, Мексика.
Международные сырьевые картели (МСК).
МСК регулируют мировой рынок для определенного вида сырья (цена, объем добычи).
ОРЕС – организация стран-импортеров нефти. Также существуют картели, которые регулируют производство какао, меди, бананов, каучука и т.д.
Международная защита права собственности.
Включает:
-
защиту инвестиций;
-
защиту от политических рисков (политические национализация и дискриминация).
Согласно доктрине Calvo (Кальво) иностранные граждане в лучшем случае вправе рассчитывать на равные права с гражданами страны пребывания. В противовес доктрине существует формула Hull (Халла), согласно которой национализация возможна, когда она служит общественным интересам или интересам безопасности и выплачивается соответствующая компенсация, которая должна быть немедленной, адекватной и эффективной.
В 1938 г. Халл (министр иностранных дел США) употребил эту формулу на переговорах с мексиканским правительством.
Двустороннее соглашение о защите инвестиций.
Наиболее разработанной была доктрина у немцев. Двустороннее инвестиционное соглашение ФРГ и Китая 1983 года определяет национализацию имущества только в общественных интересах, компенсация должна быть равноценной, обладать действительной ценностью, ликвидностью и не иметь безосновательных задержек. Национализация возможна в отношении тех предметов, которые находятся на территории экспроприирующего государства.
Международное агентство по защите инвестиций.
Создано на основании решения Совета министров Всемирного банка 31 октября 1985 года. Это агентство защищает имущество инвесторов в развивающихся странах.
Страхует следующие риски:
-
риск перевода или конвертации валюты;
-
риск национализации;
-
риск непризнания действительности договора о защите инвестиций;
-
военные риски.
В рамках агентства создано 2 фонда: для Сектора газа (Израиль) и для Боснии и Герцеговины.
Тема № 24: Международное гуманитарное право.
Законы Ману-запрет употреблять отравленное оружие, убивать безоружных, пленных и раненых.
Греки:
-
установили правила объявления войны
-
послы, жрецы, те, кто укрылся в храмах - неприкосновенны
-
запрещалось ведение войн во время олимпийских игр
В средние века во время войны между арабами и крестоносцами были введены определенные правила: запрет вырубать виноградники.
Г. Гроций (1625 г.)
-
трактат о праве войны и мира
-
ввел понятие справедливой войны (война в защиту нарушенных прав и оборонительная война). Основная цель - не наказание противника, а восстановление нарушенного права.
Международное гуманитарное право (МГП) – это система юридических принципов и норм, применяемых в вооруженных конфликтах, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права.
Функции МГП:
-
Организационная – упорядочение отношений между сторонами в вооруженном конфликте (война должна вестись по правилам).
-
Привентивная – ограничение суверенитета государства в части применения средств, способов и методов ведения войны.
-
Защитная – предоставление покровительства различным категориям людей (дети, беженцы, пленные и т. д.)
Источники МПГ (Ст. 38 Статута Международного суда ООН):
-
Международный договор
-
Международный обычай
-
Общие принципы права, признанные цивилизованными народами
-
Судебные решения
-
Доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области международного права
Источники МПГ (2 категории договоров):
1.Право Гааги:
-
1899г. (6 конвенций)
-
1907 г. (14 конвенций)
Конвенции касаются законом и обычаев сухопутной, морской войны, прав и обязанностей нейтральных держав.
2.Право Женевы:
-
4 Женевские конвенции + дополнительные протоколы
1-ая и 2-ая Конвенции “Об улучшении участи раненых и больных в армии и на флоте”
3-ая Конвенция “Об обращении с военнопленными”
4-ая Конвенция “О защите гражданского населения во время войны” (не ратифицировал Израиль)
3.Международный обычай
Оговорка Мартенса - все государства должны соблюдать общие нормы и принципы МПГ, даже если они не участвуют в конвенции
(Пр. - Никарагуа подало иск против США: США поддерживали организации, которые хотели свергнуть правительство Никарагуа)
4.Решения международных судебных органов
Решения обязательны только для участников спора и не порождают прецедента.
Решения Европейского суда по правам человека и суда ЕС обязательны, их юрисдикция уже признана.
Принципы МГП:
1.гуманность – запрет применения такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны.
Это определяющий принцип, все остальные принципы – это его конкретизация.
2.принцип недискриминации
3.принцип ответственности за нарушение норм МПГ (ответственность государств, физических лиц-“военных преступников”. В отношении военных преступников не применяется срок давности.)
Государства обязаны в своем законодательстве предусмотреть нормы, устанавливающие ответственность за нарушение норм МПГ.
4.принцип ограничения воюющих сторон в выборе средств вооруженной борьбы.
Запрет на определенные виды оружия:
-
химическое
-
бактериологическое
-
мин-ловушек
5.принцип защиты окружающей среды (нельзя взрывать дамбы, плотины, нефтяные скважины и т.д.).
6.принцип защиты прав лиц, оказавшихся во власти государства (раненых, военнопленных).
7.принцип неприкосновенности некомбатантов
8.принцип ограничения по объектам – нападать можно только на военные объекты и объекты, служащие военным целям, нельзя подвергать нападению исторические памятники, больницы, школы.
Участники боевых действий:
1.Комбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (имеют право убивать, могут быть убитыми), также сюда относятся партизаны, ополчение и добровольные отряды.
Для того чтобы быть признанным комбатантом необходимо:
-
иметь командира
-
иметь отличительные знаки
-
открыто носить оружие
-
соблюдать законы и обычаи войны
2.Некомбатанты:
Военный шпион – лицо, которое тайным образом или под ложными предлогами, собирает сведения в районе действия одного из воюющих, с намерением сообщить таковые противной стороне
Наемник – лицо, которое специально завербовано для участия в вооруженном конфликте, фактически участвует в военных действиях, воюет за деньги (личная выгода), не является гражданином стороны, участвующей в конфликте.
Тема № 25: Право социальных общностей.
На ряду с правами человека, которыми обладает каждый МПП выделяют ещё права социальных общностей.
Социальная общность – группа людей, объединенных одной или несколькими соц. Предпосылками, полом, возрастом, состоянием здоровья, отношения к религии.
Необходимость усиленной защиты прав соц. Общностей вызвана объективной необходимостью предоставления доп. правовых гарантий для социально уязвимых категорий лиц.
Все категории лиц являются носителями специф. прав.
Источники:
-
Пакт 1966 г.(ст. 10 – 11 защита материнства и детства)
-
Европейская соц. хартия.
-
Конвенция в рамках ВОЗ и МОТ.
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7
|