Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12
Тема 10. Правовая норма

1.Подберите в нормативных правовых актах и выпишите


по одному примеру:

  • обязывающих, управомочивающих и запретительных норм;

  • материальных и процессуальных норм;

  • норм, относящихся к публичному и частному праву.

2. Подберите в нормативных правовых актах и выпишите
по два примера:

  • норм императивного характера;

  • норм диспозитивного характера.

Укажите признаки внешнего выражения особенностей данного вида норм.

3. В тексте нормативного акта выделите несколько право­вых норм и охарактеризуйте их с точки зрения нормативности, формальной определенности, субъекта, ее принявшего, сферы общественных отношений и т.д.

4. Выявите реальную структуру конкретных правовых норм и доведите ее до логической структуры там, где это нужно (представьте в виде схемы):



  • ст. 214 УК РБ "Неправомерное завладение автодорожным механическим транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) — наказывается ограничением свободы на срок от
    двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти
    лет";

  • ст. 141 КоБС "Отмена усыновления не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновле­ния усыновленный достиг совершеннолетия, за исключени­ем случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согла­сие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родите­ лей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными";

  • ст. 224 ТК РБ "Работник подлежит обязательному социальному страхованию нанимателем от несчастных случа­ев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством";

  • ст. 21 КоАП "При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограни­читься устным замечанием".

5. Выберите в нормативных правовых актах и выпишите
несколько статей, в каждой из которых изложены:

а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;

б) две и более гипотез правовой нормы;

в) две и более диспозиций правовой нормы;

г) альтернативная гипотеза;

д) реальная структура нормы, соответствующая ее логической структуре;

е) содержатся две нормы.
Тема 11. Источники права

1. Определите достоинства и недостатки:



  • правового обычая;

  • юридического прецедента;

  • нормативно-правового акта;

  • договора нормативного содержания.




  1. Изобразите модель возникновения судебного прецедента.

  2. Имеются ли нормы права в судебном прецеденте, судебной практике, правосознании и правовом обычае?

  3. Попытайтесь выделить источники права в материальном, идеологическом и специальном юридическом смыслах для двух-трех нормативных правовых актов Республики Беларусь.




  1. Определите источники права (в специальном юридическом смысле) гражданского, уголовного, семейного, конституционного, административного, земельного и других отраслей права (три-четыре отрасли по выбору). Сошлитесь на конкретные статьи нормативных правовых актов, где эти источники зафиксированы.

  2. В суде рассматривается спор. В данной отрасли права отсутствует норма, регулирующая данное правоотношение. Отсутствует также норма права, регулирующая сходные правоотношения. Но среди отраслевых принципов права имеется принцип, который можно было бы спроецировать на данный вид правоотношений. Каким источником права будет руководствоваться суд при решении дела по существу? Как называется этот прием? Чем бы руководствовался суд в случае наличия нормативного правового акта, регулирую­щего сходные правоотношения? Как называется этот прием?

  3. Найдите в источниках права устойчивые выражения, свидетельствующие об использовании в данном правоотношении правового обычая, делового обыкновения.




  1. Какие из перечисленных требований достаточны для допустимости ссылок сторон в споре на правовой обычай: до­казательство существования такого обычая; отражение обычая в договоре; наличие ссылок в договоре к обычаю; знание сторонами норм обычая; доказанность намерения сторон руководствоваться нормами обычая?

  2. Нарисуйте схему использования правового обычая в
    качестве норм, регулирующих определенные правоотношения. Каковы условия разрешения спора нормами правового обычая?

10. Выберите из нижеприведенных выражений те, которые говорят о правовом обычае.

  • "Встать — суд идет!";

  • "Именем Республики Беларусь...";

  • "...разумные сроки и разумная цена...";

  • "обычно предъявляемые требования";

  • "на усмотрение сторон".

1. Дисциплинарная комиссия при Федерации футбола
рассматривает случай о нарушении устава федерации футбо­ла одним из игроков. Может ли этот игрок оспорить решение дисциплинарной комиссии в общем суде?

  1. Каким образом будет решена коллизия между решением трудового коллектива предприятия М и решением местного органа власти? К какому виду источников права отно­сятся решения подобного рода? Как решается коллизия между корпоративными нормами и правовыми? Можно ли
    решение трудового коллектива предприятия отнести к корпоративным нормам?

  2. Может ли Конституционный суд отменить нормативный правовой акт по основанию нецелесообразности такого нормативного правового акта?




  1. Как вы предполагаете была разрешена следующая кол­лизия нормативных правовых актов: в Республике Беларусь в декабре 1997 г. в один день были приняты два закона, каждый из которых вносил изменения в ст. 196 Уголовного кодек­са Республики Беларусь (об ответственности за нарушение в проведении собраний, митингов, демонстраций)? Оба закона вступили в действие в один и тот же день — 15.01.1998 г. При этом один закон усилил юридическую ответственность за на­рушения, определенные в указанной статье, а другой смяг­чил.

  2. Каким из следующих нормативных правовых актов регулируется гражданское общество: Кодексом о браке и семье, Конституцией, трудовым договором, уставом общественной организации, Международным пактом о граждан­ских и политических правах, Всеобщей декларацией прав
    человека, Законом о СМИ?

  3. Как разрешаются следующие предполагаемые коллизии:




  • между временным декретом Президента Республики
    Беларусь и его делегированным декретом, изданными по од­ному и тому же вопросу, но в разное время;

  • между программным, обычным и конституционным законами;

  • между общепризнанными принципами международно­го права и актами национального законодательства, между­народным договором, ратифицированным Республикой Бе­ларусь;

  • обычным законом и декретом Президента Республики Беларусь;

  • декретом и указом Президента Республики Беларусь;

  • указом и постановлением правительства Республики
    Беларусь?

7. Выберите из предложенных вариантов относящиеся к числу административных правовых актов: решение коллегии адвокатов, журнал регистрации патентов на изобретение, лицензия на осуществление определенного рода деятельности, нотариальное удостоверение сделки, предупреж­дение собственника с требованием прекращения бесхозяй­ственного содержания домашних животных, протокол до­рожно-транспортного происшествия.

  1. Изобразите графически соотношения (согласно закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах") та­ких понятий, как "акты законодательства", "законодательные акты", "закон", "система законодательства". Как они со­относятся с понятием "система права"?

  2. Запишите название нормативного правового акта, которым можно внести изменения и дополнения в Конститу­цию Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.




  1. Запишите название акта о ратификации международного договора между Республикой Беларусь и другим государством.

  2. Изучите схему на рис. 20 и устраните несоответствия (если они имеются).

  3. Назовите действующие законы Республики Беларусь, различные: по юридической силе; времени действия; кругу лиц; сфере действия; названию; отраслевой принадлежности.

  4. На рис. 20 распределите, какие из приведенных актов относятся к правовым, а какие к нормативным правовым актам:




  • нормативные правовые акты;

  • международный договор;

  • правоприменительные акты;

  • акты толкования;

  • распоряжение премьер-министра;

  • научные труды юристов;

  • Закон о ратификации международного договора;

  • правила дорожного движения;

  • постановления пленума Верховного суда;

  • Закон о бюджете.






Рис.20


  1. Разместите структурные элементы нормативного акта от меньшего к большему: глава, статья, часть, раздел.

  2. Какие из приведенных субъектов права являются
    субъектами принятия нормативного правового акта:




  • любой государственный орган;

  • любое должностное лицо;

  • общественная организация;

  • субъект правотворчества;

  • референдум?

16. В каком случае нормативный правовой акт утрачивает юридическую силу:

  • вынесение акта Конституционного суда о признании его незаконным;

  • противоречие Конституции государства;

  • его отмена вышестоящим органом;

  • его отмена органом, принявшим этот акт?

17. Выберите правильный вариант: закон от 10.01. 2000 г.
означает дату:

  • официального опубликования;

  • вступления в силу;

  • принятия нижней палатой Парламента;

  • утверждения верхней палатой Парламента;

  • подписания Президентом.




  1. Привлекут ли к юридической ответственности субъекта права, если он не исполняет нормативные правовые акты, публично не отмененные, но соответсвующие признакам ничтожного правового акта? Соответствующие признакам оспоримого нормативного правового акта?

  2. К какому типу относится нормативный правовой акт, соответствующий следующим признакам: не отвечает целям издания нормативного правового акта; содержит ошибочные предположения; издан с нарушением формы и процедуры принятия?




  1. Верно ли, что оспоримые нормативные акты подлежат исполнению, пока они публично не изменены или отменены?

  2. Верно ли, что правом признания нормативного право­вого акта ничтожным или оспоримым обладает исключи­тельно Конституционный суд?


Тема 12. Система права

1.Охарактеризуйте основные отрасли права с точки зрения предмета, метода, источников (представьте в виде схемы).

2. Перечислите отрасли права, входящие в состав публич­ного и частного права; материального и процессуального права.

3. Представьте схематично систему законодательства Республики Беларусь.



  1. Представьте схему глобальной системы права (максимально подробно).

  2. Какие отношения регулируют нижеприведенные правовые нормы:




  • "Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута)";

  • "Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины)";

  • "Риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законодательством или договором";

"Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юриди­ческих лиц Республики Беларусь";

"Заключение брака происходит в согласованные сто­ронами сроки, но не ранее чем через пятнадцать дней после подачи желающими вступить в брак заявления в государ­ственный орган, регистрирующий акты гражданского сос­тояния"?


Тема 13. Правовые системы современности

1. Восполните пробелы на рис. 57.



Рис. 57




  1. В основе семьи общего права лежит принцип: "Право там, где есть защита". Сформулируйте основной принцип романо-германской правовой семьи и мусульманского права.

  2. Найдите несоответствия на рис. 58 (если они имеются) и устраните их.


Рис. 58




  1. В основе семьи общего права лежит принцип: "Право там, где есть защита". Сформулируйте основной принцип романо-германской правовой семьи и мусульманского права.

  2. Найдите несоответствия на рис. 58 (если они имеются) и устраните их.


Тема 14. Правотворчество

1. Охарактеризуйте три-четыре нормативных акта (за­кон, декрет Президента Республики Беларусь, постановле­ние Правительства Республики Беларусь и т.д.) с точки зре­ния пределов их действия. Составьте схему.




Название нормативного правового акта

Предмет действия

Действие во времени

Действие в пространстве

Действие по кругу лиц















2. В авиалайнере голландской авиакомпании, пролетаю­щем над территорией Франции, гражданин США совершил кражу драгоценностей у гражданки Италии. По закону какой


страны гражданин США будет нести ответственность за совер­шенное правонарушение? При этом за два часа до кражи в "искомом" государстве был принят закон, значительно ужес­точающий ответственность за данный вид правонарушений.

3. На векторе времени обозначьте все известные вам моменты вступления нормативного акта в юридическую силу.



  1. На векторе времени отразите понятия "обратная сила закона" и "переживание закона". Изобразите схематично по­нятие "экстерриториальное действие закона".

  2. Проанализируйте декрет Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22 "Об утверждении Положе­ния об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь" и назовите все изда­ния, где осуществляется официальное опубликование нор­мативных правовых актов в нашем государстве.



Издание

Вид нормативного правового акта







  1. Можно ли применять акты местных органов власти в судебном разбирательстве в другой местности в пределах од­ного государства, если спор касается правоотношений, имев­ших место там, где был принят нормативный правовой акт?

  2. Вставьте пропущенные виды действия нормативных правовых актов на рис. 21.

Рис. 21


  1. Назовите пределы действия нормативного правового акта во времени.


- обычный порядок вступления - прямая отмена;

акта в юридическую силу (через - истечение срока действия

десять дней после опубликования); временного акта;

- момент указан в самом нор- - фактическая отмена при

мативном акте (момент подписа- принятии нового нормативного


ния, момент принятия, момент правового акта по тому же вопросу
опубликования, конкретно указан - без отмены нового.

ная дата);



  • момент регистрации (напри

мер, в НРПА Республики Бела
русь) или утверждения;

  • момент фактического получе
    ния акта исполнителями, если он не
    публикуется, а доводится до сведения.

9. Какое действие нормативных правовых актов во време­ни обозначено на представленных схемах (рис. 22)?

Юридическая аксиома "Закон обратной силы не имеет" оз­начает, что нормативный правовой акт распространяет свое действие в отношении тех обстоятельств, которые возникли после вступления его в юридическую силу, т.е. имеет пер­спективное действие на настоящие и будущие отношения.






  1. Вставьте пропущенное на рис. 23.

Территория государства – часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства








- очерченная государственной границей земельная и водная поверхность, а также воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шельф (12 морских миль);

- государственная граница - линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, вод, воздушного пространства государства;

- в пределах собственной территории государства действуют нормативные правовые акты государственных органов;

- на всю территорию государства распространяют действие центральные, высшие органы государства:

- Парламент;

- Президент:

- Правительство;

- министерства, ведомства;

- местные органы государственной власти принимают нор нормативные правовые акты в пределах распространения компетенции





- территория посольств, консульств;

- место расположения воинских подразделений одного государства, дислоцирующихся на территории другого;

- территория гражданских кораблей и салоны летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории;

территория военных кораблей и летательных аппаратов, где бы они ни находились;

- на условной территории осуществляется экстерриториальное действие нормативных актов своего государства, а не государства место пребывания;

- экстерриториальность - юридическая фикция, т.е. противоречие между реальным и юридическим



Рис.23

11. Заполните пропуски на рис. 24.

Правило: "Нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц (на всех субъектов права), находя­щихся на территории государства".

Рис. 24

1. Попытка деловой игры "Законодательный процесс в Парламенте" (на примере деятельности Палаты представите­лей Национального собрания Республики Беларусь).

Каждому студенту определяется его роль в деловой игре (см. таблицу).



Роль

Задача

Исполнитель

1

2

3

Председатель Прави­тельства как пред­ставитель субъекта законодательной инициативы

Внесение законопроекта в Палату представителей:

- подготовка проекта за­кона;

- выступление при предс­тавлении законопроекта


Студент, чья фамилия в списке группы зна­чится под номером 14 (дублирует и помогает готовить документы студент, чья фамилия в списке группы зна­чится под номером 3)

Члены Правитель­ства: „ - министр, который

непосредственно ку­рировал подготовку законопроекта; - министр финансов; - министр юстиции;



Помогают при подготовке проекта закона. Отвечают на вопросы пар­ламентариев

15,16,17 (26,27,28)

Совет Палаты пред­ставителей (президи­ум): - председатель; - заместитель пред­седателя

Ведет пленарное заседание. Помогает председателю

6, 7 (29, 30)

Члены Палаты пред­ставителей:

- председатель по­стоянной комиссии, члены которой бу­дут работать над



Докладывает законопро­ект для обсуждения на первом и втором чтении

4(1)



внесенным Прави­тельством законо­проектом;

- члены этой постоянной комиссии;

- другие парламен­тарии


Участвуют в дискуссии по законопроекту, задают во­просы членам Правитель­ства Вносят поправки в законо­проект, готовят его для первого и второго чтения. Готовят проекты постанов­лений Палаты представи­телей по результатам пер­ового и второго чтения

5, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 27

2, 23, 24, 28, 29, 30



Наблюдатели

Фиксируют все наруше­ния процедуры обсужде­ния законопроекта. В конце игры зачитывают свои наблюдения участни­кам игры

2, 23, 24

2. Вставьте пропущенное на рис. 25.






4. На рис. 27 вставьте пропущенные палаты Парламента.

Рис. 27



  1. Запишите названия постановлений нижней и верхней
    палаты Парламента Беларуси, связанные с их участием в за­конодательном процессе.

  2. Раскройте содержание трех основных, на ваш взгляд, принципов правотворчества.

  1. Придумайте названия нескольким отдельным нормативным правовым актам (сфера выборов или государственного управления, собственности, кредитно-денежной систе­мы, юридической ответственности и т.д.) и на их основе соз­дайте проект кодекса (только название и структура: разделы, главы). Это же задание можно выполнить исходя из реально существующих законодательных актов.

  2. В ходе рассмотрения дела в суде одна из сторон ссылается на справочник по административному праву, издан­ный вузом для студентов. Справочник представляет собой неофициальное собрание всех декретов и указов Президен­та и постановлений Правительства, относящихся к административному праву. Примет ли суд ссылки стороны на та­кой вид систематизированного акта?

  3. Проведите неофициальную инкорпорацию (название сборника, составитель, структура).

  4. Запишите названия сборников официальной система­тической и хронологической инкорпорации.

  5. Придумайте наиболее эффективную, на ваш взгляд, форму учета законодательства для студента факультета права. Предложите структуру такого учета.

  6. Проиллюстрируйте примерами из действующих норма­тивных правовых актов Республики Беларусь следующие средства юридической техники: правовую презумпцию, правовую фикцию, правовую аксиому, юридическую конструкцию.

  7. Определите, что не характерно для инкорпорации:
    сведение действующих нормативно-правовых актов в сборники и собрания;

  • сведение действующих нормативно-правовых актов в один укрупненный акт;

  • способ неофициального опубликования норматив­но-правовых актов;

  • способ официального опубликования нормативно-пра­вовых актов;

  • источник права.

8. Какие из приведенных ниже правовых актов относят к актам инкорпорации:

  • Ведомости Национального собрания Республики Бела­русь;

  • комментарий к Гражданскому кодексу;

  • Свод законов;

  • сборник нормативных правовых актов по администра­тивной ответственности;

  • правила дорожного движения?

Тема 15. Реализация права.

1.Вставьте пропущенное на рис. 28.


Рис. 28


2. Дополните определения на рис. 29.







Рис. 29

3. Выделите из текста нормативного акта несколько правовых норм, которые предполагают: соблюдение запрета; исполнение обязанности; использование субъективного права.

4. Составьте проекты актов реализации права (только схему): Парламентом; министром; судьей.

5. Составьте проект акта применения права (схему): органа власти; органа управления; судебного органа.

Зафиксируйте конкретное содержание этапов подготовки и принятия этих правоприменительных актов (стадий пра­воприменения).

6. Выявите сходства и различия между нормативными правовыми и правоприменительными актами (в виде таб­лицы).



  1. Будет ли рассмотрено дело в суде романо-германской правовой системы и в англосаксонской правовой системе, ес­ли: нет ни нормативного правового акта, регулирующего данное правоотношение, ни нормативного правового акта, регулирующего сходное правоотношение, нет правовой нормы, регулирующей такое же или сходное правоотношение, но есть международное соглашение, ратифицированное в данном государстве, такое правоотношение предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека?

  2. В правореализации стран романо-германской правовой системы есть следующие этапы: возведение естественного права в закон, перевод законов в конкретные права и обязан­ности через подзаконные акты, собственно реализация права. Выделите этапы правореализации в странах англосаксон­ской и мусульманской правовой семей.

9. Составьте правоприменительный акт, включающий вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

10. Вставьте пропущенное на рис. 30.


11. Вставьте пропущенное на рис. 31.



Рис. 31



Рис. 32

12. Определите правовые системы, к которым относятся представленные особенности реализации права судом (рис. 32).

13. На рис. 33 вставьте пропущенные виды юридических документов.




Рис. 33



страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12

Смотрите также: