страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12 Тема 10. Правовая норма
1.Подберите в нормативных правовых актах и выпишите
по одному примеру:
-
обязывающих, управомочивающих и запретительных норм;
-
материальных и процессуальных норм;
-
норм, относящихся к публичному и частному праву.
2. Подберите в нормативных правовых актах и выпишите
по два примера:
-
норм императивного характера;
-
норм диспозитивного характера.
Укажите признаки внешнего выражения особенностей данного вида норм.
3. В тексте нормативного акта выделите несколько правовых норм и охарактеризуйте их с точки зрения нормативности, формальной определенности, субъекта, ее принявшего, сферы общественных отношений и т.д.
4. Выявите реальную структуру конкретных правовых норм и доведите ее до логической структуры там, где это нужно (представьте в виде схемы):
-
ст. 214 УК РБ "Неправомерное завладение автодорожным механическим транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) — наказывается ограничением свободы на срок от
двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти
лет";
-
ст. 141 КоБС "Отмена усыновления не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родите лей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными";
-
ст. 224 ТК РБ "Работник подлежит обязательному социальному страхованию нанимателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством";
-
ст. 21 КоАП "При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием".
5. Выберите в нормативных правовых актах и выпишите
несколько статей, в каждой из которых изложены:
а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;
б) две и более гипотез правовой нормы;
в) две и более диспозиций правовой нормы;
г) альтернативная гипотеза;
д) реальная структура нормы, соответствующая ее логической структуре;
е) содержатся две нормы.
Тема 11. Источники права
1. Определите достоинства и недостатки:
-
правового обычая;
-
юридического прецедента;
-
нормативно-правового акта;
-
договора нормативного содержания.
-
Изобразите модель возникновения судебного прецедента.
-
Имеются ли нормы права в судебном прецеденте, судебной практике, правосознании и правовом обычае?
-
Попытайтесь выделить источники права в материальном, идеологическом и специальном юридическом смыслах для двух-трех нормативных правовых актов Республики Беларусь.
-
Определите источники права (в специальном юридическом смысле) гражданского, уголовного, семейного, конституционного, административного, земельного и других отраслей права (три-четыре отрасли по выбору). Сошлитесь на конкретные статьи нормативных правовых актов, где эти источники зафиксированы.
-
В суде рассматривается спор. В данной отрасли права отсутствует норма, регулирующая данное правоотношение. Отсутствует также норма права, регулирующая сходные правоотношения. Но среди отраслевых принципов права имеется принцип, который можно было бы спроецировать на данный вид правоотношений. Каким источником права будет руководствоваться суд при решении дела по существу? Как называется этот прием? Чем бы руководствовался суд в случае наличия нормативного правового акта, регулирующего сходные правоотношения? Как называется этот прием?
-
Найдите в источниках права устойчивые выражения, свидетельствующие об использовании в данном правоотношении правового обычая, делового обыкновения.
-
Какие из перечисленных требований достаточны для допустимости ссылок сторон в споре на правовой обычай: доказательство существования такого обычая; отражение обычая в договоре; наличие ссылок в договоре к обычаю; знание сторонами норм обычая; доказанность намерения сторон руководствоваться нормами обычая?
-
Нарисуйте схему использования правового обычая в
качестве норм, регулирующих определенные правоотношения. Каковы условия разрешения спора нормами правового обычая?
10. Выберите из нижеприведенных выражений те, которые говорят о правовом обычае.
-
"Встать — суд идет!";
-
"Именем Республики Беларусь...";
-
"...разумные сроки и разумная цена...";
-
"обычно предъявляемые требования";
-
"на усмотрение сторон".
1. Дисциплинарная комиссия при Федерации футбола
рассматривает случай о нарушении устава федерации футбола одним из игроков. Может ли этот игрок оспорить решение дисциплинарной комиссии в общем суде?
-
Каким образом будет решена коллизия между решением трудового коллектива предприятия М и решением местного органа власти? К какому виду источников права относятся решения подобного рода? Как решается коллизия между корпоративными нормами и правовыми? Можно ли
решение трудового коллектива предприятия отнести к корпоративным нормам?
-
Может ли Конституционный суд отменить нормативный правовой акт по основанию нецелесообразности такого нормативного правового акта?
-
Как вы предполагаете была разрешена следующая коллизия нормативных правовых актов: в Республике Беларусь в декабре 1997 г. в один день были приняты два закона, каждый из которых вносил изменения в ст. 196 Уголовного кодекса Республики Беларусь (об ответственности за нарушение в проведении собраний, митингов, демонстраций)? Оба закона вступили в действие в один и тот же день — 15.01.1998 г. При этом один закон усилил юридическую ответственность за нарушения, определенные в указанной статье, а другой смягчил.
-
Каким из следующих нормативных правовых актов регулируется гражданское общество: Кодексом о браке и семье, Конституцией, трудовым договором, уставом общественной организации, Международным пактом о гражданских и политических правах, Всеобщей декларацией прав
человека, Законом о СМИ?
-
Как разрешаются следующие предполагаемые коллизии:
-
между временным декретом Президента Республики
Беларусь и его делегированным декретом, изданными по одному и тому же вопросу, но в разное время;
-
между программным, обычным и конституционным законами;
-
между общепризнанными принципами международного права и актами национального законодательства, международным договором, ратифицированным Республикой Беларусь;
-
обычным законом и декретом Президента Республики Беларусь;
-
декретом и указом Президента Республики Беларусь;
-
указом и постановлением правительства Республики
Беларусь?
7. Выберите из предложенных вариантов относящиеся к числу административных правовых актов: решение коллегии адвокатов, журнал регистрации патентов на изобретение, лицензия на осуществление определенного рода деятельности, нотариальное удостоверение сделки, предупреждение собственника с требованием прекращения бесхозяйственного содержания домашних животных, протокол дорожно-транспортного происшествия.
-
Изобразите графически соотношения (согласно закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах") таких понятий, как "акты законодательства", "законодательные акты", "закон", "система законодательства". Как они соотносятся с понятием "система права"?
-
Запишите название нормативного правового акта, которым можно внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
-
Запишите название акта о ратификации международного договора между Республикой Беларусь и другим государством.
-
Изучите схему на рис. 20 и устраните несоответствия (если они имеются).
-
Назовите действующие законы Республики Беларусь, различные: по юридической силе; времени действия; кругу лиц; сфере действия; названию; отраслевой принадлежности.
-
На рис. 20 распределите, какие из приведенных актов относятся к правовым, а какие к нормативным правовым актам:
-
нормативные правовые акты;
-
международный договор;
-
правоприменительные акты;
-
акты толкования;
-
распоряжение премьер-министра;
-
научные труды юристов;
-
Закон о ратификации международного договора;
-
правила дорожного движения;
-
постановления пленума Верховного суда;
-
Закон о бюджете.
Рис.20
-
Разместите структурные элементы нормативного акта от меньшего к большему: глава, статья, часть, раздел.
-
Какие из приведенных субъектов права являются
субъектами принятия нормативного правового акта:
-
любой государственный орган;
-
любое должностное лицо;
-
общественная организация;
-
субъект правотворчества;
-
референдум?
16. В каком случае нормативный правовой акт утрачивает юридическую силу:
-
вынесение акта Конституционного суда о признании его незаконным;
-
противоречие Конституции государства;
-
его отмена вышестоящим органом;
-
его отмена органом, принявшим этот акт?
17. Выберите правильный вариант: закон от 10.01. 2000 г.
означает дату:
-
официального опубликования;
-
вступления в силу;
-
принятия нижней палатой Парламента;
-
утверждения верхней палатой Парламента;
-
подписания Президентом.
-
Привлекут ли к юридической ответственности субъекта права, если он не исполняет нормативные правовые акты, публично не отмененные, но соответсвующие признакам ничтожного правового акта? Соответствующие признакам оспоримого нормативного правового акта?
-
К какому типу относится нормативный правовой акт, соответствующий следующим признакам: не отвечает целям издания нормативного правового акта; содержит ошибочные предположения; издан с нарушением формы и процедуры принятия?
-
Верно ли, что оспоримые нормативные акты подлежат исполнению, пока они публично не изменены или отменены?
-
Верно ли, что правом признания нормативного правового акта ничтожным или оспоримым обладает исключительно Конституционный суд?
Тема 12. Система права
1.Охарактеризуйте основные отрасли права с точки зрения предмета, метода, источников (представьте в виде схемы).
2. Перечислите отрасли права, входящие в состав публичного и частного права; материального и процессуального права.
3. Представьте схематично систему законодательства Республики Беларусь.
-
Представьте схему глобальной системы права (максимально подробно).
-
Какие отношения регулируют нижеприведенные правовые нормы:
-
"Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута)";
-
"Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины)";
-
"Риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законодательством или договором";
"Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь";
"Заключение брака происходит в согласованные сторонами сроки, но не ранее чем через пятнадцать дней после подачи желающими вступить в брак заявления в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния"?
Тема 13. Правовые системы современности
1. Восполните пробелы на рис. 57.
Рис. 57
-
В основе семьи общего права лежит принцип: "Право там, где есть защита". Сформулируйте основной принцип романо-германской правовой семьи и мусульманского права.
-
Найдите несоответствия на рис. 58 (если они имеются) и устраните их.
Рис. 58
-
В основе семьи общего права лежит принцип: "Право там, где есть защита". Сформулируйте основной принцип романо-германской правовой семьи и мусульманского права.
-
Найдите несоответствия на рис. 58 (если они имеются) и устраните их.
Тема 14. Правотворчество
1. Охарактеризуйте три-четыре нормативных акта (закон, декрет Президента Республики Беларусь, постановление Правительства Республики Беларусь и т.д.) с точки зрения пределов их действия. Составьте схему.
Название нормативного правового акта
|
Предмет действия
|
Действие во времени
|
Действие в пространстве
|
Действие по кругу лиц
|
|
|
|
|
|
2. В авиалайнере голландской авиакомпании, пролетающем над территорией Франции, гражданин США совершил кражу драгоценностей у гражданки Италии. По закону какой
страны гражданин США будет нести ответственность за совершенное правонарушение? При этом за два часа до кражи в "искомом" государстве был принят закон, значительно ужесточающий ответственность за данный вид правонарушений.
3. На векторе времени обозначьте все известные вам моменты вступления нормативного акта в юридическую силу.
-
На векторе времени отразите понятия "обратная сила закона" и "переживание закона". Изобразите схематично понятие "экстерриториальное действие закона".
-
Проанализируйте декрет Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22 "Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь" и назовите все издания, где осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов в нашем государстве.
Издание
|
Вид нормативного правового акта
|
|
| -
Можно ли применять акты местных органов власти в судебном разбирательстве в другой местности в пределах одного государства, если спор касается правоотношений, имевших место там, где был принят нормативный правовой акт?
-
Вставьте пропущенные виды действия нормативных правовых актов на рис. 21.
Рис. 21
-
Назовите пределы действия нормативного правового акта во времени.
- обычный порядок вступления - прямая отмена;
акта в юридическую силу (через - истечение срока действия
десять дней после опубликования); временного акта;
- момент указан в самом нор- - фактическая отмена при
мативном акте (момент подписа- принятии нового нормативного
ния, момент принятия, момент правового акта по тому же вопросу
опубликования, конкретно указан - без отмены нового.
ная дата);
-
момент регистрации (напри
мер, в НРПА Республики Бела
русь) или утверждения;
-
момент фактического получе
ния акта исполнителями, если он не
публикуется, а доводится до сведения.
9. Какое действие нормативных правовых актов во времени обозначено на представленных схемах (рис. 22)?
Юридическая аксиома "Закон обратной силы не имеет" означает, что нормативный правовой акт распространяет свое действие в отношении тех обстоятельств, которые возникли после вступления его в юридическую силу, т.е. имеет перспективное действие на настоящие и будущие отношения.
-
Вставьте пропущенное на рис. 23.
Территория государства – часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства
- очерченная государственной границей земельная и водная поверхность, а также воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шельф (12 морских миль);
- государственная граница - линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, вод, воздушного пространства государства;
- в пределах собственной территории государства действуют нормативные правовые акты государственных органов;
- на всю территорию государства распространяют действие центральные, высшие органы государства:
- Парламент;
- Президент:
- Правительство;
- министерства, ведомства;
- местные органы государственной власти принимают нор нормативные правовые акты в пределах распространения компетенции
|
|
- территория посольств, консульств;
- место расположения воинских подразделений одного государства, дислоцирующихся на территории другого;
- территория гражданских кораблей и салоны летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории;
территория военных кораблей и летательных аппаратов, где бы они ни находились;
- на условной территории осуществляется экстерриториальное действие нормативных актов своего государства, а не государства место пребывания;
- экстерриториальность - юридическая фикция, т.е. противоречие между реальным и юридическим
|
Рис.23
11. Заполните пропуски на рис. 24.
Правило: "Нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц (на всех субъектов права), находящихся на территории государства".
Рис. 24
1. Попытка деловой игры "Законодательный процесс в Парламенте" (на примере деятельности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь).
Каждому студенту определяется его роль в деловой игре (см. таблицу).
-
Роль
|
Задача
|
Исполнитель
|
1
|
2
|
3
|
Председатель Правительства как представитель субъекта законодательной инициативы
|
Внесение законопроекта в Палату представителей:
- подготовка проекта закона;
- выступление при представлении законопроекта
|
Студент, чья фамилия в списке группы значится под номером 14 (дублирует и помогает готовить документы студент, чья фамилия в списке группы значится под номером 3)
|
Члены Правительства: „ - министр, который
непосредственно курировал подготовку законопроекта; - министр финансов; - министр юстиции;
|
Помогают при подготовке проекта закона. Отвечают на вопросы парламентариев
|
15,16,17 (26,27,28)
|
Совет Палаты представителей (президиум): - председатель; - заместитель председателя
|
Ведет пленарное заседание. Помогает председателю
|
6, 7 (29, 30)
|
Члены Палаты представителей:
- председатель постоянной комиссии, члены которой будут работать над
|
Докладывает законопроект для обсуждения на первом и втором чтении
|
4(1)
|
внесенным Правительством законопроектом;
- члены этой постоянной комиссии;
- другие парламентарии
|
Участвуют в дискуссии по законопроекту, задают вопросы членам Правительства Вносят поправки в законопроект, готовят его для первого и второго чтения. Готовят проекты постановлений Палаты представителей по результатам перового и второго чтения
|
5, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 27
2, 23, 24, 28, 29, 30
|
Наблюдатели
|
Фиксируют все нарушения процедуры обсуждения законопроекта. В конце игры зачитывают свои наблюдения участникам игры
|
2, 23, 24
|
2. Вставьте пропущенное на рис. 25.
4. На рис. 27 вставьте пропущенные палаты Парламента.
Рис. 27
-
Запишите названия постановлений нижней и верхней
палаты Парламента Беларуси, связанные с их участием в законодательном процессе.
-
Раскройте содержание трех основных, на ваш взгляд, принципов правотворчества.
-
Придумайте названия нескольким отдельным нормативным правовым актам (сфера выборов или государственного управления, собственности, кредитно-денежной системы, юридической ответственности и т.д.) и на их основе создайте проект кодекса (только название и структура: разделы, главы). Это же задание можно выполнить исходя из реально существующих законодательных актов.
-
В ходе рассмотрения дела в суде одна из сторон ссылается на справочник по административному праву, изданный вузом для студентов. Справочник представляет собой неофициальное собрание всех декретов и указов Президента и постановлений Правительства, относящихся к административному праву. Примет ли суд ссылки стороны на такой вид систематизированного акта?
-
Проведите неофициальную инкорпорацию (название сборника, составитель, структура).
-
Запишите названия сборников официальной систематической и хронологической инкорпорации.
-
Придумайте наиболее эффективную, на ваш взгляд, форму учета законодательства для студента факультета права. Предложите структуру такого учета.
-
Проиллюстрируйте примерами из действующих нормативных правовых актов Республики Беларусь следующие средства юридической техники: правовую презумпцию, правовую фикцию, правовую аксиому, юридическую конструкцию.
-
Определите, что не характерно для инкорпорации:
сведение действующих нормативно-правовых актов в сборники и собрания;
-
сведение действующих нормативно-правовых актов в один укрупненный акт;
-
способ неофициального опубликования нормативно-правовых актов;
-
способ официального опубликования нормативно-правовых актов;
-
источник права.
8. Какие из приведенных ниже правовых актов относят к актам инкорпорации:
-
Ведомости Национального собрания Республики Беларусь;
-
комментарий к Гражданскому кодексу;
-
Свод законов;
-
сборник нормативных правовых актов по административной ответственности;
-
правила дорожного движения?
Тема 15. Реализация права.
1.Вставьте пропущенное на рис. 28.
Рис. 28
2. Дополните определения на рис. 29.
Рис. 29
3. Выделите из текста нормативного акта несколько правовых норм, которые предполагают: соблюдение запрета; исполнение обязанности; использование субъективного права.
4. Составьте проекты актов реализации права (только схему): Парламентом; министром; судьей.
5. Составьте проект акта применения права (схему): органа власти; органа управления; судебного органа.
Зафиксируйте конкретное содержание этапов подготовки и принятия этих правоприменительных актов (стадий правоприменения).
6. Выявите сходства и различия между нормативными правовыми и правоприменительными актами (в виде таблицы).
-
Будет ли рассмотрено дело в суде романо-германской правовой системы и в англосаксонской правовой системе, если: нет ни нормативного правового акта, регулирующего данное правоотношение, ни нормативного правового акта, регулирующего сходное правоотношение, нет правовой нормы, регулирующей такое же или сходное правоотношение, но есть международное соглашение, ратифицированное в данном государстве, такое правоотношение предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека?
-
В правореализации стран романо-германской правовой системы есть следующие этапы: возведение естественного права в закон, перевод законов в конкретные права и обязанности через подзаконные акты, собственно реализация права. Выделите этапы правореализации в странах англосаксонской и мусульманской правовой семей.
9. Составьте правоприменительный акт, включающий вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.
10. Вставьте пропущенное на рис. 30.
11. Вставьте пропущенное на рис. 31.
Рис. 31
Рис. 32
12. Определите правовые системы, к которым относятся представленные особенности реализации права судом (рис. 32).
13. На рис. 33 вставьте пропущенные виды юридических документов.
Рис. 33
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12
|