Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 11 | страница 12
Тема 16. Толкование права
1. Осуществите толкование одной статьи какого-либо нормативного акта всеми способами.

  1. Составьте проект акта официального толкования нор­мы права (схема).

  2. Составьте текст неофициального толкования нормы права.

  3. Изобразите схему видов толкования норм права по объему.

  4. Какие из приведенных норм права подлежат расширительному, а какие ограничительному толкованию:




  • ч. 3 ст. 32 Конституции РБ "Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь";

  • ч. 1 ст. 110 Конституции РБ "Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону"?

6. Вставьте пропущенные виды правовых систем на рис. 34.

7. На рис. 35 вставьте пропущенные способы толкования права.






8. Вставьте пропущенное на рис. 36.



Рис. 37





9. Вставьте пропущенные виды толкования на рис. 37.
Рис.37

Задача интерпретатора довести смысл до смысла, вло­женного в нее законодателем, т.е. расширить его.



Задача толкователя сузить, ограничить смысл, вытекаю­щий из текста.




10. Вставьте пропущенное на рис. 38.

Рис. 38


11. Вставьте пропущенное на рис. 39.



Рис. 39


12. Вставьте пропущенное на рис. 40.

Рис. 40
Тема 17. Правовые отношения



1.Охарактеризуйте правоотношения, которые возникают на основе приведенных норм права (субъект, объект, со­держание, юридический факт). Составьте схемы таких правоотношений:

  • ст. 148 КоБС "В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и они уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать в судебном порядке лишения родителей родительских прав";

  • ст. 505 ГК РБ "По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продук­ции для переработки или продажи (заготовителю)";

  • ст. 74 ХПК РБ "Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны и попечители. Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законами".

2. Как соотносятся понятия "субъект права" и "субъект правоотношения"?

  1. Как вы понимаете "горизонтальность" и "вертикальность" в содержании правоотношений? Приведите примеры.

  2. Во время движения автотранспортного средства фирмы М произошла поломка рулевого управления по причине производственного дефекта. В результате был совершен на­езд на пешехода. Назовите субъектов, между которыми воз­никло гражданское правоотношение по возмещению вреда. кому потерпевший вправе предъявить иск о возмещении вреда — к фирме М, водителю, заводу-изготовителю? Возникает ли в данном случае уголовное или иное правоотношение? Если да, то назовите его стороны.

  1. Государственная Дума Российской Федерации рас­сматривала проект основ законодательства об охране семьи, в котором семья наделялась правами и обязанностями субъекта права. Как вы думаете, приняла ли Госдума данный законопроект. Почему? Влечет ли принятие законопроекта ущемление личных или имущественных прав каждого отдельного члена семьи? Вторгается ли законодательство в
    область морали?

  2. Работники фирмы А при выполнении работ, опреде­ленных по договору подряда фирмы А с гражданином М, со­вершили действия, прямо не связанные с полученным зада­нием от фирмы и исполнением договора, но влекущие причи­нение вреда гражданину М (совершили хищение радиоаппа­ратуры в процессе своего рабочего дня). Назовите субъект правоотношения по несению юридической ответственности в
    данном случае.

  1. Относится ли к непреодолимой силе сильное наводнение, затрудняющее строительные работы по договору подряда?

8. Относится ли к непреодолимой силе обстоятельство де­фолта в России 1998 г., явившейся причиной абсолютной невозможности завершения исполнения договора по рекон­струкции здания в установленный по договору срок?

9. Относятся ли к событиям непреодолимой силы болезнь предпринимателя, выполняющего индивидуальные заказы, болезнь автора произведения живописи, препятствующие абсолютно и объективно выполнению ими работ по договору


подряда?

  1. Является ли событием непреодолимой силы нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника — мо­нопольного производителя сырья; отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров; отсутствие у должника необхо­димых денежных средств?

  2. Можно ли после смерти одного из супругов прекратить правоотношение по публичному договору приватизации квартиры, возникшее в силу совместного заявления супру­гов, который к настоящему моменту умер?

  3. Существует ли правоотношение по договору дарения между внуком и дедом, устно обещавшим подарить внуку машину, которую он намеревался купить и не купил. Имеет ли право внук требовать от деда исполнения данного устного обещания?

  4. Охарактеризуйте следующую ситуацию с точки зрения правоотношения — в автобусе один из пассажиров оста­ вил сумку.


Тема 18. Правомерное поведение и правонарушение


  1. Запишите одну литературную фабулу (по выбору), содер­жащую состав правонарушения, совершенного с конкретной формой вины (прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность).

  2. Назовите полный перечень объектов уголовных преступлений в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.

  3. Раскройте содержание следующих преступлений: геноцид, экоцид, клевета, оскорбление, кража, грабеж, разбой, вымогательство, мошенничество, бандитизм, терроризм (на основании УК Республики Беларусь).

  1. Выберите в УК Республики Беларусь две статьи, в которых зафиксирована административная преюдиция.

  2. Раскройте полный состав одного преступления и одно­го административного проступка (на основании конкретных статей соответствующих кодексов) по схеме: объект, объек­тивная сторона, субъект, субъективная сторона.

  3. Какова правовая оценка сделки, соответствующей требованиям заключения сделок такого рода, но противореча­щей добрым нравам и публичному порядку или имеющей ложное основание?

7. Заполните пропуски на рис. 49.





Рис. 49

8. Вставьте пропущенное на рис. 50.






Рис. 50
9. Вставьте пропущенное на рис. 51.




Рис. 51
10. Вставьте пропущенное на рис. 52.


Рис. 52



11. Вставьте пропущенное на рис. 53.






Рис. 53

12. Дополните схему на рис. 54



Рис. 54




13. Вставьте пропущенные на рис. 55 виды правомерного поведения.


Рис. 55






Тема 19. Юридическая ответственность

1. Заполните таблицу "Сравнительный анализ видов юри­дической ответственности".



Вид юри­дической ответст­венности

Возраст деликто-способно-сти

Основные санкции

Источники права

Органы, на­лагающие взыскания

Порядок обжалова­ния



















  1. Может ли одно деяние одновременно быть административным правонарушением и преступлением? Приведите при­
    мер.

  2. Каковы особенности юридической ответственности не­
    совершеннолетних и должностных лиц? Перечислите их.
    При ответе ссылайтесь на конкретные статьи кодексов.

  3. К каким мерам государственного принуждения относятся:




  • алименты;

  • признание сделки недействительной и приведение сторон в первоначальное состояние;

  • перевод неисправного плательщика на предоплату;

  • допоставка, доукомплектование;

  • отобрание детей без лишения родительских прав;

  • восстановление незаконно уволенного?

5. К каким мерам государственного принуждения относятся:

  • выемка, обыск;

  • помещение в психиатрическую лечебницу;

  • наложение ареста на имущество;

  • опись и изъятие имущества?




  1. Возникают ли отношения по юридической ответственности, если преступник скрылся?

  2. Выделите 5-6 наиболее существенных, на ваш взгляд, обстоятельств, смягчающих уголовную (административную) ответственность, и обстоятельств, отягчающих ответствен­ность. Правильно сошлитесь на источники.

  1. К какому типу санкций относятся следующие санкции, предусмотренные Уложением Ивана Ш от 1497 г.: "Если деньги и товары, взятые купцом, будут у него отняты, сгорят или употребятся без его вины, то ему дать время для плате­жа и без всякого росту. В противном же случае он, как винов­ный, ответствует всем имением и головою"?

  2. Гражданин К увидел густой дым, выходивший на пло­щадку из квартиры гражданина Л, и вспомнил про девочку, которая часто остается дома одна. Гражданин К выломал дверь и опрокинул телевизор в доме гражданина Л, когда пытался спасти из огня его малолетнюю дочь. Какую юриди­ческую ответственность понесет гражданин К за причинен­ный ущерб? Какую юридическую ответственность понес бы на месте гражданина К пожарный, приехавший на вызов?




  1. На гражданку А напала породистая собака и покуса­ла ее, причинив легкие телесные повреждения, не повлек­шие расстройства здоровья. Гражданка А, защищаясь, сильно поранила пса, ударив его сумкой с бутылками. Че­рез несколько дней пес издох. Есть ли в действиях граждан­ки А состав правонарушения? Будет ли она привлечена к юридической ответственности?

  2. Чем отличаются термины "амнистия" и "помилование"? Назовите другие основания освобождения от юридической ответственности.

  3. Составьте проект правоприменительного акта о возложении юридической ответственности.

  4. Разъясните следующие термины: "обоснованный риск", "невменяемость", "необходимая оборона", "крайняя необходимость". Содержание какого правового института они составляют?


Тема 20. Правосознание и правовая культура


  1. Назовите конкретные, наиболее эффективные, на ваш взгляд, виды правовоспитательных форм и средств, повышающих правовую культуру студентов факультета права.

  2. Составьте модель механизма формирования правовой культуры человека.

  3. Приведите конкретные примеры таких видов деформации правосознания, как: правовой нигилизм; правовой ин­фантилизм; правовой фетишизм; правовой дилетантизм;
    "перерождение" правосознания; правовая демагогия.

  4. Назовите основные ценностные характеристики право­
    вой культуры, которые необходимо формировать: в посттоталитарном государстве с переходной экономикой; молодому
    человеку, обучающемуся в экономическом вузе; судье хозяйственного суда.

  5. Сформулируйте 7—10 вопросов с тем, чтобы с их помощью можно было измерить: уровень правовых знаний че­ловека; его ценностное отношение к праву.

  6. Придумайте название рубрики для телевидения, где бы транслировались передачи, развивающие правовые зна­ния граждан. Сформулируйте также 2—3 наиболее актуальные проблемы для этой рубрики.

7. В каком соотношении находятся понятия "правосознание" и "правовая культура"; "правовая культура" и "этика юриста"?

8. Каково соотношение понятий "правовая социализа­ция", "правовое воспитание", "правовая агитация и пропаганда"?

9. Изучите приведенные на рис. 45 схемы.



  • теории - чувства - привычки

  • конструкции - эмоции - ценности

  • идеи - настроения - установки

  • принципы - иллюзии - ориентиры

  • мотивы

  • интересы


Рис. 45



10. Найдите несоответствия (если они имеются) и устра­ните их (рис. 46).

ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Рис. 46


11. Изучите приведенные на рис. 47 схемы.














Рис. 47








12. Изучите приведенные на рис. 48 схемы


ТИПЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА







Рис. 48


Тема 21. Право и другие социальные регуляторы

  1. Выявите отличие норм права от всех иных социальных
    норм (составьте таблицу).

  2. Проведите сравнительный анализ закрепления двух-трех политических и экономических норм в конституциях Россий­ской Федерации, Польши, Украины, Республики Беларусь.

3. Из предложенного на рис. 13 выберите правильный ответ.



Рис. 13


  1. Как оценить поведение кредитора с точки зрения права и с точки зрения морали в следующей ситуации: "Долж­ник — старый друг кредитора — просит об отсрочке уплаты долга, мотивируя это тем, что уплатив сегодня долг, он разорится. Кредитор взыскивает долг, а разорившийся должник кончает жизнь самоубийством"?

  2. Вставьте подходящие виды социальных норм для при­веденных на рис. 14 характеристик.



Рис. 14




  1. Назовите принцип, который определяет соотношение религии и государства в светском обществе.

  2. Дополните перечень (рис. 15).


Рис. 15

8. На рис. 16 укажите стрелками правильное соотноше­ние права и политики.



Рис. 16


9. Правильна ли, на ваш взгляд, такая мысль: "Отношения собственности — основа правовых и политических норм"?

  1. Продолжите фразу: "Основными законодательными актами в сфере экономики являются ...".

  2. Статья 20 Конституции Республики Польша так зако­нодательно определила основу ее экономической системы:

"Общественное рыночное хозяйство, основанное на свобод­ной хозяйственной деятельности, частной собственности, а также солидарности, диалоге и сотрудничестве социальных партнеров". Это относится к командно-административной, рыночной или смешанной системе управления?

  1. Какой вид социальных норм обладает следующими признаками: нормы общественных организаций (профсоюзы, политические партии, адвокатура, клубы по интересам,
    предпринимательские союзы и др.), которые распространяются на членов этих сообществ, закрепляются в кодексах, уставах и обеспечиваются организационными мерами сами­ ми членами этих организаций?

  2. Оцените по 5-балльной шкале полезность следующих вмешательств государства в экономику (рис. 17).



Законодательное закрепление и гарантирование всех форм собственности



Запрещение монополии, недобросовестной конкуренции, банкротства



Укрепление и расширение государственной формы собственности



Установление юридической ответственности за экономические правонарушения



Государственное регулирование курсов валют как средство сдержи­вания инфляции



Установление судебного порядка разрешения хозяйственных и граж­данско-правовых споров



Разрешительный порядок осуществления предпринимательской деятельности

Рис. 17
14. Приведите примеры видов социальных норм (рис. 18).

Рис. 18



Рис. 19

15. Дополните схему на рис. 19.






Тема 23. Правовое государство




  1. Изучите и дополните принципы и условия формирова­ния гражданского общества (рис. 60).

Рис. 60


2. Вставьте пропущенное на рис. 61.






Постулаты: право и закон тождественны; сущность го­сударства — реальные от­ношения властвования без учета их сущности. Вычле­нение понятия "правовое го­сударство" невозможно гно­сеологически и логически, поскольку право — это за­кон; вне закона и без зако­на оно не существует, сле­довательно, если государст­во связано с законом, то это государство законности. Такое государство само соз­дает эти законы для граж­дан и государственных слу­жащих, определяя их воз­можности и обязанности, оно в любой момент имеет право изменять содержание законов или отменять их вообще

Постулаты: право предшест­вует закону; государство — правовая форма организа­ции политической власти. Правововое государство — государственная власть мак­симально ограничена пра­вами человека

Постулаты: право и закон тождественны; сущность го­сударства — содержание законов о нем. Вычленение понятия "правовое государ­ство" здесь бессмысленно, поскольку всякое государ­ство правовое, сущность государства определена в содержании законов о нем. Несомненно, что всякое го­сударство имеет законы, где определена компетен­ция его государственных органов, правовой статус гражданина, а коль это так, то значит оно и есть право­вое государство, а термин "правовое государство" — речевое излишество, как, например, "масло масляное"

Рис. 61


3. Дополните пропущенное на рис. 62.

Рис. 62


4. Изучите приведенные на рис. 63 схемы и выделите ха­рактерные черты гражданского общества.



Тенденции развития гражданского общества


Становление нового вида собственности — интеллектуальная собственность, знания, наука, информация, которая одновременно является индивидуальной и общественной, т.е. не отчуждается ни от создателя, ни от пользователей


Трансформация противоположностей «труд — капитал», «индивидуализм — коллективизм», «работник — собственник» из внешнего отношения одного ли­ца к другому во внутреннее отношение одного и того же лица — трудящегося и одновременно капиталиста, работника и одновременно собственника


Изменение мотивов к труду: не постоянное требование повышения заработной платы и «проедание прибыли», а стремление к увеличению дивидендов на свою долю за счет заработков


Появление новых социальных групп, которые отделены друг от друга не столько границами собственности, сколько различиями в уровне информации и культуры


Экономически самостоятельная личность получает возможность утвердить се­бя во всем многообразии общественных отношений поэтому, осуществляет по­иск новых форм таких отношений в деятельности общественных объединений (творческих, спортивных, по месту жительства), массовых движений (экологи­ческих, в защиту мира)


Сначала государством осуществляется перераспределение сферы управления в пользу самоуправления самого гражданского общества, когда система соци­альной защиты, образования, здравоохранения все меньше является функци­ей государства, а все более — органов местного самоуправления, обществен­ных ассоциаций, самих граждан. Затем государство опять берет на себя бремя решения социальных программ


Расширение демократии «участия», осуществляемой не только в ходе выборов государственных органов или процессе подготовки, принятия и выполнения го­сударственных решений, но и при реализации демократических принципов са­моуправления, в трудовом и учебном коллективе по месту жительства, в сфере организованного досуга, спорта



Рис. 63
Тема 22. Механизм правового воздействия

Проверьте приведенные на рис. 56 схемы и устраните не­достатки (если они имеются).







Рис. 56
Тема 25. Законность и правопорядок



  1. Перечислите три важнейших, на ваш взгляд, принципа законности и правопорядка.

  2. В каком соотношении находятся понятия "правопоря­док" и "общественный порядок"? Изобразите схематично.

  3. Представьте схематично систему гарантий законности.

  4. Приведите конкретные примеры реализации общедозволительного и разрешительного типов правового регулиро­вания.

  5. Представьте схематично сущность общедозволительного и разрешительного типов правового регулирования.

  6. Попытайтесь изобразить один полный цикл механизма правового регулирования, включив в него максимально воз­можное количество правовых источников.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Вариант 1

  1. Охарактеризуйте закон, декрет Президента, постановление Правительства, решение местного Совета депутатов (любые конкретные акты по выбору студента) с точки зрения пределов их действия. Составьте схему.

Название

нормативного

правового акта


Предмет

действия


Действие во

времени


Действие в

пространстве



Действие по

кругу лиц


















Все ответы должны быть основаны на законодательстве.


  1. На основе Конституции Республики Беларусь и соответствующих законов показать взаимодействие законодательной и исполнительной власти в Республики Беларусь.

  2. Понятие, виды и характеристика физических лиц как субъектов правоотношений в Республике Беларусь.

  3. Критический анализ научной работы по вопросам разграничения различных видов юридической ответственности.

5. Из действующего законодательства привести примеры: нормы-принципа, нормы-задачи, нормы-дефиниции, оперативной и коллизионной нормы.
Вариант 2

  1. Заполните таблицу «сравнительный анализ видов юридической ответственности»

Вид юридической ответствен

ности


Субъект правонару

шения


Основные

санкции


Источники права

Органы, налагающие взыскания

Порядок обжалования



















Все ответы должны быть основаны на законодательстве.


  1. На основе Конституции Республики Беларусь и соответствующих законов показать взаимодействие законодательной власти и Главы государства.

  2. Понятие, виды и характеристика организаций как субъектов правоотношений в Республике Беларусь.

  3. Критический анализ научной работы по проблемам толкования правовых норм.

  4. Выделить из текста нормативного акта 6 правовых норм, которые предполагают: соблюдение запрета, исполнение обязанности, использование субъективного права.


Вариант 3

  1. Заполните следующую таблицу.




Законодательная власть

Исполнительно-распорядительная власть

Судебная власть

Законодательная регламентация










Цели власти










Формирование










Функции власти










Структура власти










Правовые акты













  1. Юридические «презумпции», «фикции», «преюдиции» и их значение для правовой системы. Привести примеры из законодательства Республики Беларусь.

  2. Система мер государственного принуждения в Республике Беларусь.

  3. Критический анализ научной работы по проблемам систематизации законодательства.

5. Выбрать в нормативных правовых актах и выписать несколько статей, в каждой их которых изложены:

а) одна гипотеза и одна диспозиция правовой нормы;

б) две и более гипотезы правовой нормы;

в) две и более диспозиции правовой нормы;

д) кумулятивная санкция;

е) содержится три нормы


Вариант 4

  1. Заполните таблицу важнейших признаков указанных отраслей права:




Административное право

Трудовое право

Уголовное право

Предмет регулирования










Метод регулирования










Субъекты права










Задачи отрасли










Принципы отрасли










Основные институты отрасли













  1. На основе Конституции Республики Беларусь и соответствующих законов показать взаимодействие Главы государства и Правительства.

  2. Субъекты нормотворчества в Республике Беларусь.

  3. Критический анализ научной работы по проблеме квалификации правонарушений.

5. Подобрать в нормативных правовых актах и выписать по два примера:

а) материальных и процессуальных норм;

б) частноправовой и публичноправовой нормы;

в) императивной и диспозитивной нормы;



г) общей и специальной нормы.
Вариант 5

  1. Заполните таблицу важнейших признаков указанных отраслей права




Конституционное право

Гражданское право

Уголовный процесс

Предмет регулирования










Метод регулирования










Субъекты права










Задачи отрасли










Принципы отрасли










Основные институты отрасли













  1. На основе Конституции Республики Беларусь и соответствующих законов показать взаимодействие законодательной и судебной власти.

  2. Понятие и виды юридических коллизий в правовой системе Республики Беларусь. Привести конкретные примеры.

  3. Критический анализ научной работы по проблеме правоприменительной деятельности в Республике Беларусь.

  4. Раскрыть полный состав одного преступления и одного административного проступка (на основании конкретных статей соответствующих кодексов) по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.


Вариант 6

  1. Заполните таблицу характеристики указанных государственных органов.




Министерство юстиции

Верховный Суд

Президент

Функциональное назначение










Природа образования










Способ образования










Порядок принятия решений










Территориальная принадлежность










Источник финансирования










Структура










Объем компетенции










Все ответы должны быть основаны на законодательстве Республики Беларусь.


  1. На основе Конституции Республики Беларусь и соответствующих законов показать взаимодействие судебной власти и Главы государства.

  2. Акты применения права: понятие и виды.

  3. Критический анализ научной работы по проблеме правотворчества в Республике Беларусь.

5. Осуществить толкование одной статьи какого-либо нормативного акта следующими способами:

а) грамматическим;

б) логическим;

в) систематическим;

г) историческим;

д) телеологическим;



е) функциональным
Вариант 7

  1. Заполните таблицу сравнительного анализа

Критерии разграничения

Виды правонарушений

уголовные

дисциплинарные

административные

нормативная база










признаки










меры юридической ответственности










Субъекты, уполномоченные разрешать дела










Все ответы должны быть основаны на законодательстве Республики Беларусь.


  1. На основе Конституции и соответствующих законов показать взаимодействие исполнительной и судебной власти в Республике Беларусь.

  2. Юридические факты и их классификация.

  3. Критический анализ научной работы по проблеме взаимодействия национального и международного права.

5. Выделить в тексте нормативного правового акта норму права и охарактеризовать правоотношение, которое возникает на ее основе (субъект, объект, содержание, юридический факт). Составить схемы трех таких правоотношений.
Вариант 8

  1. Заполните таблицу сравнительного анализа.

Виды обстоятельств

Обстоятельства, исключающие признания деяния

преступлением

административным проступком

гражданским правонарушением













Все ответы должны быть основаны на законодательстве Республики Беларусь.


  1. Понятие и общая характеристика контрольно-надзорных органов в Республике Беларусь.

  2. Система права и система законодательства Республики Беларусь.

  3. Критический анализ научной работы по проблеме источников права в Республике Беларусь.

  4. Выявить в тексте нормативного акта 3 нормы права, которые нуждаются в расширительном толковании, и 3 нормы права, которые нуждаются в ограничительном толковании.


Тесты
ТЕСТ 1


  1. Какая область знаний явилась прообразом науки и учебной дисциплины «Общая теория права»:

        1. философия права

        2. догматика законоведения

        3. основы законоведения

        4. энциклопедия права

        5. политология




  1. Вставьте пропущенное:

полотно 42

  1. Подумайте над содержанием трех учебников:

      1. Общая теория права

      2. Теория права и государства

      3. Теория государства и права




  1. В чем различие общей теории права как науки и учебной дисциплины.




  1. Соотнесите характеристики с соответствующими науками, что позволит выявить специфику общей теории права:

        1. изучает все общественные явления и процессы, связанные с правом

        2. изучает причины и условия принятия законов, реализацию законов в обществе

        3. изучает политику, политическую власть и все, что с ними связано

        4. подробно изучаются учения и воззрения классиков юридической мысли

        5. изучает сущность и различные измерения права как части природы и общества

        6. изучает специфику права в отдельно взятой стране

        7. изучает право (правовое понятие государства) как социальный регулятор с общетеоретической точки зрения

полотно 33


  1. К какой группе методов исследования, применительно к общей теории права следует отнести следующие: метод герменевтики, метод выработки правовых решений

а) общефилософские методы

б) общенаучные методы

в) специальные методы

г) частнонаучные методы




  1. Назовите основные функции общей теории права как учебной дисциплины.




  1. Какие закономерности изучает общая теория права:

а) специфические закономерности познания права

б) специфические закономерности познания права и государства

в) закономерности функционирования правовых явлений и государственных институтов

г) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и правового государства




  1. «Закономерность» – это…..




  1. Позитивное право – это…..

а) право, исходящее от государства

б) право, принадлежащее человеку от рождения

в) право, дарованное человеку Богом

г) право, создаваемое органами судебной власти

д) право, возникающее стихийно в ходе исторического развития общества

е) правоотношения субъектов




  1. Назовите имена ученых, занимающихся современными проблемами общей теории права в Республике Беларусь.




  1. Имеет ли изучение общей теории права практическое значение для будущего юриста?






полотно 25волна 26


  1. Дайте краткую характеристику следующим социальным регуляторам:

полотно 24


  1. Что имеется в виду под понятием «мононормы»?




  1. Назовите причины множественности подходов к пониманию сущности права.



  1. Автор работы «Чистое учение о праве».



  1. Неотомизм как теория правопонимания определяет право как:

а) результат деятельности монарха

б) результат божественного воздействия

в) результат опыта нескольких поколений


  1. Естественно-правовая теория понимания сущности права рассматривает право как:

а) насильственно образованное

б) результат появления и разрастания семьи

в) результат объединения людей на добровольной основе

г) результат божественного творения

д) природная данность


  1. В рамках школы американского реализма сущность права понимается как:

а) предданность природой

б) решения судей

в) приказ

г) общественная польза

д) справедливость


  1. Перечислите основные функции права.



  1. Заполните столбцы путем указания групп принципов права и перечисления основных принципов права по группам

полотно 18

  1. Определите, какой из нижеприведенных вариантов налогообложения отражает принцип формального правового равенства, то есть является справедливым, и почему:

        1. низкие и высокие доходы облагаются одинаково, бедные и богатые платят поровну в абсолютном исчислении (в денежных единицах)

        2. низкие и высокие доходы облагаются налогами по дифференцированным ставкам: процентные ставки налога для бедных меньше, чем для богатых, богатые платят больше, чем бедные (в зависимости от размера доходов)




  1. Выпишите из нормативных правовых актов Республики Беларусь (Основной закон, кодифицированные акты) 2-3 примера принципов права и укажите принадлежность их к соответствующей группе принципов.




  1. Выберите наиболее значимые признаки позитивного права, которые позволяют отличить его от иных социальных явлений:

а) системность

б) сфера должного

в) нормативность

г) общественный характер

д) типичность

е) принуждение

ж) связь с государством

з) интеллектуально-волевой характер

и) повторяемость

к) общеобязательность

л) справедливость

м) эффективность

н) предоставительно-обязывающий характер

о) формальная определенность




  1. Заполните пробелы

полотно 11



  1. Могут ли в праве быть аксиомы? Назовите примеры аксиом согласно теории аксиоматичности права. Назовите сторонников теории аксиоматичности права:

а) С.Алексеев

б) Н.Сильченко

в) В.Бабаев

г) В.Кудрявцев

д) Г.Манов

е) А.Ференс-Сороцкий

ж) С.Дробязко


  1. Формы бытия права:


полотно 5


  1. Каково, на ваш взгляд, основное содержание регулятивной и охранительной функции права в странах с переходной экономикой?




  1. Назовите наиболее актуальные, на ваш взгляд, задачи права в Республике Беларусь в сферах экономики; политики; духовной жизни; международного сотрудничества.

  2. Как сочетается право и интерес?




  1. Каково соотношение права и справедливости, права и свободы?



  1. Соблюден ли принцип справедливости, если к следующим лицам, совершившим одинаковое правонарушение, применяется одинаковая мера юридической ответственности:

- тунеядец

- ранее судимый, но судимость погашена

- рецедивист

- несовершеннолетний

- инвалид

- мужчина старше 65 лет?




  1. Попытайтесь сформулировать наиболее общее собственное определение права.



ТЕСТ 2


  1. Назовите предмет общей теории права как учебной дисциплины.




  1. В чем заключается дуализм объектов и единство предмета общей теории права?



  1. Общая теория права является:

    1. межотраслевой юридической наукой

    2. отраслевой юридической наукой

    3. историко-правовой наукой

    4. политико-правовой наукой

    5. все ответы неправильные

    6. свой вариант ответа………




  1. Подумайте над содержанием трех учебников:

    1. Общая теория права

    2. Теория права и государства

    3. Теория государства и права




  1. В чем различие общей теории права как науки и учебной дисциплины.




  1. Соотнесите характеристики с соответствующими науками, что позволит выявить специфику общей теории права:

    1. изучает все общественные явления и процессы, связанные с правом

    2. изучает причины и условия принятия законов, реализацию законов в обществе

    3. изучает политику, политическую власть и все, что с ними связано

    4. подробно изучаются учения и воззрения классиков юридической мысли

    5. изучает сущность и различные измерения права как части природы и общества

    6. изучает специфику права в отдельно взятой стране

    7. изучает право (правовое понятие государства) как социальный регулятор с общетеоретической точки зрения

полотно 75


  1. К какой группе методов исследования, применительно к общей теории права следует отнести следующие: метод моделирования, системный метод

      1. общефилософские методы

      2. общенаучные методы

      3. специальные методы

      4. частнонаучные методы




  1. Назовите основные функции общей теории права как учебной дисциплины.




  1. Какие закономерности изучает общая теория права:

а) специфические закономерности познания права

б) специфические закономерности познания права и государства

в) закономерности функционирования правовых явлений и государственных институтов

г) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и правового государства




  1. «Закономерность» – это…..




  1. Позитивное право – это…..

а) право, исходящее от государства

б) право, принадлежащее человеку от рождения

в) право, дарованное человеку Богом

г) право, создаваемое органами судебной власти

д) право, возникающее стихийно в ходе исторического развития общества

е) правоотношения субъектов




  1. Назовите имена ученых, занимающихся современными проблемами общей теории права в Республике Беларусь.




  1. Имеет ли изучение общей теории права практическое значение для будущего юриста?






  1. полотно 67волна 68



  1. Дайте краткую характеристику следующим социальным регуляторам:

полотно 66


  1. Что имеется в виду под понятием «мононормы»?




  1. Назовите причины множественности подходов к пониманию сущности права.



  1. Автор работы «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».



  1. Теологическая теория правопонимания определяет право как:

а) результат деятельности монарха

б) результат божественного воздействия

в) результат опыта нескольких поколений


  1. Историческая теория понимания сущности права рассматривает право как:

а) насильственно образованное

б) результат появления и разрастания семьи

в) результат объединения людей на добровольной основе

г) результат божественного творения

д) природная данность

е) результат стихийного развития общества, проявления народного духа



  1. В рамках школы американского реализма сущность права понимается как:

а) предданность природой

б) решения судей

в) приказ

г) общественная польза

д) справедливость


  1. Заполните столбцы путем указания групп принципов права и перечисления основных принципов права по группам

полотно 60

  1. Определите, какой из нижеприведенных вариантов налогообложения отражает принцип формального правового равенства, то есть является справедливым, и почему:

а) низкие и высокие доходы облагаются одинаково, бедные и богатые платят поровну в абсолютном исчислении (в денежных единицах)

б) низкие и высокие доходы облагаются налогами по дифференцированным ставкам: процентные ставки налога для бедных меньше, чем для богатых, богатые платят больше, чем бедные (в зависимости от размера доходов)




  1. Выпишите из нормативных правовых актов Республики Беларусь (Основной закон, кодифицированные акты) 2-3 примера принципов права и укажите принадлежность их к соответствующей группе принципов.




  1. Выберите наиболее значимые признаки позитивного права, которые позволяют отличить его от иных социальных явлений:

а) системность

б) сфера должного

в) нормативность

г) общественный характер

д) типичность

е) принуждение

ж) связь с государством

з) интеллектуально-волевой характер

и) повторяемость

к) общеобязательность

л) справедливость

м) эффективность

н) предоставительно-обязывающий характер

о) формальная определенность




  1. Заполните пробелы

полотно 53



  1. Могут ли в праве быть аксиомы? Назовите примеры аксиом согласно теории аксиоматичности права. Назовите сторонников теории аксиоматичности права:

а) С.Алексеев

б) Н.Сильченко

в) В.Бабаев

г) В.Кудрявцев

д) Г.Манов

е) А.Ференс-Сороцкий



ж) С.Дробязко


  1. Формы бытия права:


полотно 47


  1. Каково, на ваш взгляд, основное содержание регулятивной и охранительной функции права в странах с переходной экономикой?




  1. Назовите наиболее актуальные, на ваш взгляд, задачи права в Республике Беларусь в сферах экономики; политики; духовной жизни; международного сотрудничества.



  1. Как сочетается право и интерес?



  1. Каково соотношение права и справедливости, права и свободы?



  1. Соблюден ли принцип справедливости, если к следующим лицам, совершившим одинаковое правонарушение, применяется одинаковая мера юридической ответственности:

  1. - тунеядец

  2. - ранее судимый, но судимость погашена

  3. - рецедивист

  4. - несовершеннолетний

  5. - инвалид

  6. - мужчина старше 65 лет?




  1. Попытайтесь сформулировать наиболее общее собственное определение права.


ТЕСТ 3


  1. Заполните следующую таблицу.







Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Цели власти










Требования к власти










Функции власти










Структура власти










Правовые акты










Пути совершенствования













  1. Вставьте пропущенное на рис.




  1. Составьте схему форм государства, сопровождая виды форм примерами.




  1. Какие права человека могут быть защищены следующими законами: «Об альтернативной воинской службе»; «О тайне вкладов»; «О трансплантации органов и тканей»; «Об образовании»; «О материнстве и детстве»; «О национальных меньшинствах»; «О языках»? Обоснуйте ответ ссылками на нормы Конституции Республики Беларусь.




  1. Выберите схему, наиболее точно характеризующую соотношение категорий «права человека» и «свободы человека».

а) б)

полотно 90

в) г)полотно 85

6. Выберите из нижеприведенных выражений те, которые говорят о правовом обычае.

а) «Встать – суд идет!»;

б) «Именем Республики Беларусь…»;

в) «…разумные сроки и разумная цена…»;

г) «обычно предъявляемые требования»;

д) «на усмотрение сторон».


7. Как разрешается следующая коллизия:

- между обычным законом и декретом Президента Республики Беларусь.

Обоснуйте ответ ссылкой на соответствующие нормы законодательства Республики Беларусь.
8. В суде рассматривается спор. В данной отрасли права отсутствует норма, регулирующая данное правоотношение, и норма, регулирующая сходные правоотношения. Но среди отраслевых принципов имеется принцип, который можно было бы спроецировать на данный вид правоотношений. Каким источником права будет руководствоваться суд при решении дела по существу? Как называется этот прием? Чем бы руководствовался суд при наличии нормативного правового акта, регулирующего сходные правоотношения? Как называется этот прием?
9. Выберите правильный вариант: закон от 10.01.2000 г. означает дату:

а) официального опубликования;

б) вступления в силу;

в) принятия нижней палатой Парламента;

г) утверждения верхней палатой Парламента;

д) подписания Президентом.


10. Назовите все издания, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов в Республике Беларусь.
11. Какие из приведенных ниже правовых актов относят к актам инкорпорации:

а) Ведомости Национального собрания Республики Беларусь;

б) комментарий к Гражданскому кодексу;

в) Свод законов;

г) правила дорожного движения;

д) сборник нормативных правовых актов по административной ответственности.


12. Какие из приведенных норм права подлежат расширительному, а какие ограничительному толкованию:

а) ст.57 Конституции Республики Беларусь «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь»;

б) ч.4. ст.1 Банковского кодекса Республики Беларусь «Отношения, связанные с использованием ценных бумаг, бюджетных и валютных средств, а также иные отношения, связанные с деятельностью банков и НКФО, регулируются специальным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
13. Охарактеризуйте правоотношения, которые возникают на основе приведенных норм права (субъект, объект, содержание, юридический факт):

- ст.148 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь «В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и они уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать в судебном порядке лишения родительских права»;


14. Относиться ли к непреодолимой силе сильное наводнение, затрудняющее строительные работы по договору подряда? Можно ли привлечь к гражданско-правовой ответственности исполнителей заказа по договору за нарушение договорных обязательств?
15.Относятся ли к событиям непреодолимой силы болезнь предпринимателя, выполняющего индивидуальные заказы, препятствующая абсолютно и объективно выполнению им работ по договору подряда?
16. Назовите виды деформации правосознания?
17. Как соотносится принцип верховенства права и принцип верховенства закона?
18. Может ли одно деяние одновременно быть административным правонарушением и преступлением? Приведите пример.
19. Возникают ли отношения по юридической ответственности, если преступник скрылся?
20. Представьте схематично систему гарантий законности.


ТЕСТ 4


  1. Вставьте пропущенное на рис.




  1. Составьте схему форм государства, сопровождая виды форм примерами.




  1. Какие права человека могут быть защищены следующими нормативными правовыми актами: Законами Республики Беларусь «О политических партиях в Республике Беларусь»; «Об обращениях граждан»; «О трансплантации органов и тканей»; «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»; «О материнстве и детстве»; «О национальных меньшинствах»; Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания»? Обоснуйте ответ ссылками на нормы Конституции Республики Беларусь.




  1. Выберите схему, которая верно показывает соотношение категорий «права человека» и «права гражданина».

аовал 95овал 96овал 97овал 98овал 100) полотно 94 б)


овал 93

в) г)


5. Выберите из нижеприведенных выражений те, которые говорят о правовом обычае.

а) «Встать – суд идет!»;

б) «Именем Республики Беларусь…»;

в) «…разумные сроки и разумная цена…»;

г) «обычно предъявляемые требования»;

д) «на усмотрение сторон».


6. Как разрешается следующая коллизия:

- между программным, обычным и конституционным законом Республики Беларусь.

Обоснуйте ответ ссылкой на соответствующие нормы законодательства Республики Беларусь.
7. В суде рассматривается спор. В данной отрасли права отсутствует норма, регулирующая данное правоотношение, и норма, регулирующая сходные правоотношения. Но среди отраслевых принципов имеется принцип, который можно было бы спроецировать на данный вид правоотношений. Каким источником права будет руководствоваться суд при решении дела по существу? Как называется этот прием? Чем бы руководствовался суд при наличии нормативного правового акта, регулирующего сходные правоотношения? Как называется этот прием?
8. Выберите правильный вариант: закон от 10.01.2000 г. означает дату:

а) официального опубликования;

б) вступления в силу;

в) принятия нижней палатой Парламента;

г) утверждения верхней палатой Парламента;

д) подписания Президентом.


9. Назовите все издания, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов в Республике Беларусь.
10. К какому способу систематизации законодательства следует отнести составление Свода законов?
11. Какие из приведенных норм права подлежат расширительному, а какие ограничительному толкованию:

а) ст.160 ГК РБ «В устной форме допускается заключение сделок в следующих случаях:

- если моменты совершения и исполнения сделки совпадают (за исключением нотариально удостоверяемых сделок, или если иное не установлено соглашением сторон)»;

б) ч.3. ст.32 Конституции Республики Беларусь «Дети обязаны заботиться о родителях».


12. Охарактеризуйте правоотношение, которое возникает на основе приведенной нормы права (субъект, объект, содержание, юридический факт) (составьте схему):

- ст. 505 ГК РБ «По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им с/х продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю).


13. Относиться ли к непреодолимой силе сильный ураган, который воспрепятствовал приезду врача к больному, что повлекло смерть больного? Можно ли в данном случае привлечь врача к уголовной ответственности за убийство по неосторожности?
14. Какова структура правосознания?
15. Как соотносится принцип верховенства права и принцип верховенства закона?
16. Может ли одно деяние одновременно быть преступлением и гражданско-правовым деликтом? Если да, то приведите пример.
17. Как будет осуществляться квалификация деяния и привлечение к юридической ответственности лица, совершившего хищение в особо крупном размере в нетрезвом состоянии?
18. Заполните таблицу «Сравнительный анализ видов юридической ответственности».

Вид юридической ответственности

Возраст деликтоспособности

Основные санкции

Источники права

Органы, налагающие взыскания















20. Перечислите три важнейших, на ваш взгляд, принципа законности и правопорядка.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ КУРСА


страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 11 | страница 12

Смотрите также: