страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 | страница 6
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «Теория и практика архивного и музейного дела»
Контроль знаний, умений и навыков студента по курсу осуществляется по рейтинговой системе и предполагает:
- текущий контроль и учет знаний, умений и навыков;
- экспресс - опросы перед началом лекции и по ее ходу;
- проверка усвоения основных понятий и законов на семинарских занятиях;
- проверка умения решать практические задания на семинарах и СРСП.
1. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля:
-
№
|
Вид итогового контроля
|
Виды контроля
|
Баллы
|
1
|
экзамен
|
Итоговый контроль
|
40
|
Рубежный контроль
|
5 + 5
|
Текущий контроль
|
50
|
|
|
Всего
|
100
|
Аудиторные занятия распределяются следующим образом:
Лекции – 15
Семинары – 15
СРСП (обязательные для всех) – 30
СРСП (отработки задолженности) – 30
Всего – 90 занятий
-
Распределение баллов на текущий и рубежный контроль (60 баллов)
В течение семестра проводится 2 рубежных контроля, на каждый из них выделяется по 30 баллов.
График и формы проведения рубежного контроля:
|
Форма проведения
|
Сроки
проведения
|
Максимальный
Балл
|
Темы
|
Рубежный контроль
|
Тестовые задания, задания на соответствие
|
7 неделя
|
5
|
1 - 7 учебных
занятий
|
Рубежный
Контроль
|
Комплексное задание, контрольная работа
|
15 неделя
|
5
|
8 - 15 учебных
занятий
|
-
Распределение баллов по видам выполняемых заданий:
Виды заданий:
-
ответы на семинарах и СРСП – отл. – 1 бал хор. –0,7 баллов
удовл. – 0,5 баллов
неудовл. – минус 0,5 балла
-
посещение лекций и наличие ее конспекта – 0,2 балла
-
дополнения – 0,3-0,5 балла;
-
написание доклада – 1,5 балла;
-
написание реферата – 1 балл;
-
экспресс контрольная работа – 0,3 балла;
-
домашняя контрольная работа – 0, 3 балла;
-
написание глоссария –0,2 балла;
-
составление кроссвордов – 0,3 балла;
-
подготовка к студенческой конференции – 1 балл;
-
анализ периодической печати – 0,2 балла.
-
отсутствие на лекции, семинарском занятии и СРСП – минус 0,5
По видам проделанной работы студент отчитывается либо на семинарском занятии, либо на СРСП строго по расписанию.
Текущий контроль носит обучающий характер и позволяет студентам компенсировать пропущенные виды работ:
- если пропуск уважителен, то задание выполняется на следующем занятии с сохранением эталонной оценки, т.е. выполненная на "5" работа будет также оценена;
- но если пропуск неуважителен, то задание будет оценено с "коэффициентом понижения": задание сдано на той же неделе, но в другой день - 0,8; задание сдано через неделю от установленного срока - 0,6; задание сдано через две недели от установленного срока - 0,4; позже выполненные задания не принимаются. То есть оценка, на которую выполнена работа, будет умножена на "коэффициент понижения" и этот результат будет учтен в текущем рейтинге.
4. Рубежный контроль по усмотрению преподавателя может быть представлен в виде тестирования, контрольной работы, задания на соответствие, работы с понятийным аппаратом по конкретным темам.
Распределение рейтинговых баллов по результатам аттестации:
-
Оценка правильности ответов студентов в %
|
Оценка
|
55-60
|
5 (отлично)
|
45-54
|
4 (хорошо)
|
30-44
|
3 (удовлет.)
|
0-29
|
2(неудовл.)
|
-
Система оценок с использованием буквенных символов
-
-
Баллы
|
Оценка по буквенной системе
|
Цифровой эквивалент баллов
|
Оценка по традиционной системе
|
95-100
|
А
|
4,0
|
Отлично
|
90-94
|
А-
|
3,67
|
85-89
|
В+
|
3,33
|
Хорошо
|
80-84
|
В
|
3,0
|
75-79
|
В-
|
2,67
|
70-74
|
С+
|
2,33
|
Удовлетворительно
|
65-69
|
С
|
2,0
|
60-64
|
С-
|
1,67
|
55-69
|
Д+
|
1,33
|
50-54
|
Д
|
1,0
|
0-49
|
F
|
0
|
Неудовлетворительно
|
Вопросы для рубежного контроля:
-
Предмет и метод теории и практики архивного дела
-
История архивного дела Казахстана в дореволюционной России.
3. Архивы Казахстана советского периода
4. Архивное строительство РК в годы становления независимости государства.
5. Государственные и ведомственные архивы.
6. Комплектование архивов. Экспертиза документов в архиве (ЭЦД)
7. Научно-справочный архивный аппарат.
8. Учет документов в архивах РК
9. Предмет и методы теории и практики музейного дела
10. История музейного дела Казахстана в дореволюционной России.
11. Музеи Казахстана советского периода.
12.Музейная сеть РК в годы становления независимости государства.
13. Комплектование фондов музея.
14.Формы работы музеев.
15. Менеджмент в архивах и музеях
16.Основные функции управления.
17.Нормативно-правовая база работы архива.
18.Планирование. Работы с персоналом.
19Маркетинг в архивах и музея.
20 Основные понятия курса
21Предмет, цели и задачи музейного дела
22.Проблемы теории и практики архивного дела
23..Становление архивов в XVIII веке.
24..Архивное дело в XIX в.
25.Состояние архивного дела в начале XX в.
26.Архивное дело в 20-30-е гг. в XX в.
27.Архивы 40-50-х годов
28.Архивы Казахстана в 60-80-х гг. XX в.
29..Правовые основы регулирования архивной деятельности.
30. Проблемы архивного дела и пути решения.
31.Программа развития архивного дела РК и ее реализация.
32. Система Государственного архива РК.
33 .Национальный архивный фонд и его структура.
34.Государственный архив.
35.Ведомственный архив.
36 .Комплектование НАФ РК
37. Источники комплектования.
38. Организация комплектования.
39. ЭЦД. Задачи, научные критерии и ее этапы.
40.Экспертные комиссии.
41 .Характеристики НСАА.
42.Принципы построения
43.Основные архивные справочники. Характеристика.
44 .Обеспечение учета документов
45.Учетные документы архива.
46.Обеспечение сохранности документов
47. Основные понятия курса
48. Предмет, цели и задачи
49.Основные функции управления.
50.Становление музееведения в XVIII веке.
51. Музейное дело в XIX в.
52.Состояние музейного дела в начале XX в.
53 Музейное дело в 20-30-е гг. XX в.
54 . Музеи 40-50-х годов
55. Музеи Казахстана 60-80-х гг. XX в.
56.Правовые основы регулирования музейного дела.
57.Проблемы музейного дела и пути решения.
58.Программа развития музейного дела РК и ее реализация.
59.Организация работы по комплектованию фондов
60.Отбор предметов музейного значения
61.Задачи учета музейных фондов
62.Учет фондов и учетная документация
63.Научная каталогизация учета музейных фондов
64. Экскурсионная работа
65.Классификация экскурсий
66.Проведение экскурсий
65.Другие виды и формы работы с населением
66.Нормативно-правовая база работы архива.
67.Планирование. Работы с персоналом.
68.Маркетинг в архивах и музеях
Список основной и дополнительной литературы
Основная литература
-
Архивное строительство в Казахской ССР (1918-1980 гг.)/ Сборник законодательных и руководящих документов. -Алматы,
-
.Балгазина Р.О. Архивное строительство в Казахстане (1917-1937 гг.)//Известия АН
-
КазССР, Алматы, 1982. № 6.
-
.Блинов А.М. Комплектование и использование материалов частных коллекций// Советские архивы. № 6. 1974. с.96-99.
-
Дмитриев С.С. Личные архивные фонды. Виды и значение их как исторических источников// Вопросы архивоведения. № 3. 1979. с.45-48.
-
Закон Республики Казахстан «О национальном архивном фонде и архивах». А. 22 декабря 1998.
-
КолесникТ.Б.Критерии экспертизы ценности проектной документации (на примере объектов магистрального транспортного строительства)//Советские архивы. 1990. № 3.с.71-75.
-
Крайская З.В. Архивоведение. Учебное пособие. Москва, 1997.
-
М.Дакенов., Б.И.Нурпеисова и др. Архивоведение. Алматы, 2003.
-
Максаков В.В. Архивное дело в первые годы Советской власти. М., 1959. с. 154.
-
Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. (1917-1945 гг.). М., 1969.
-
Основные декреты и постановления Советского правительства по архивному делу. 1918-1919 гг. М., 1985 г.
-
Основные правила работы государственных архивов СССР. М., 1984.
-
Пшеничный А.П. О подготовке декрета «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР»// Советские архивы. 1987. №6. с.16-17.
-
Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980.
-
Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы установления советской государственности (1920-1922 гг.)/ материалы к курсу «Архивоведение». Алматы, 2000.с. 25.
-
Хасанаев М.Ж. Сохраняйте архивы/ Вечерняя Алма-Ата. 1985. № 37.
-
Дополнительная литература
-
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». Астана, 10.11.2001 г.
-
Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». 22 декабря 1998
-
Инструкция «О порядке оформления и учета документов, подлежащих хранению, в банках
-
и требованиях по организации хранения документов». Утверждена Постановлением Прав ления Национального банка Республики Казахстан № 351 от 31.12.19.
-
Инструкция о централизованном государственном учете документов Национального архивного фонда Республики Казахстан. Утверждена приказом Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 11.08.2000 г., № 47.
-
Концепция развития архивного дела в Республики Казахстан на 2001-2005 гг. одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан № 146 от 26.01.2001 г.
-
Методические рекомендации по отбору, экспертизе ценности, научно-технической обработке и составлению НСА к проектной документации. Алматы, 1998 г. № 4.
-
Методические рекомендации по работе с особо ценными документами в государственных архивах. М., 1983 г.
-
Методические рекомендации по составлению Примерного Перечня документов постоянного и долговременного хранения, образующихся в деятельности высших государственных органов и их подведомственных организаций. Алматы, 1999 г.
-
Методические указания по созданию в государственных архивах фондов из материалов учреждений, организаций и предприятий/ Главное архивное управление СССР. М., 1963 г.
-
Обеспечение сохранности документов Государственного архивного фонда СССР/ Главное архивное управление СССР. М., 1987 г.
-
Положение о Комитете по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан. Утверждено Постановлением Правительства Республики Казахстан № 543 от 7.10.1999 г.
-
Положение о Национальном архивном фонде Республики Казахстан. Утверждено Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1538 от 7.10.1999 г.
-
Положение о создании и организации страхового фонда копий особо ценных документов государственных архивов. М., 1983 г.
-
Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 30.06.1992 г. «Об утверждении основных правил документирования и управления документацией в объединениях (предприятиях), утверждениях и организациях всех организационных форм Республики Казахстан».
-
Программа развития архивного дела в Республики Казахстан на 2001-2005 гг. Утверждено Постановлением Правительства Республики Казахстан № 797 от 26.01.2001
-
Музееведение, - М. 1988
-
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. тр. Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986 г.
Политика и процедуры изучения курса
1. Изучение курса должно быть активным, а не пассивным, поэтому студент должен регулярно, систематически готовиться к занятиям и выполнять все самостоятельные работы. Студент должен приходить подготовленным на лекции и семинар, СРСП. Подготовка к занятиям будет проверяться тестовым или устным опросом.
2. Все виды контролей могут пересдаваться только один раз при получении отрицательной
оценки. При этом баллы уменьшаются с коэффициентом 0,8.
С положительной оценки пересдавать нельзя.
3. Студент не должен без уважительных причин пропускать занятия. При пропусках занятий по
уважительной причине студент должен обязательно их отработать в установленные сроки.
4. В верхней одежде заходить на занятия запрещается!
5. На занятиях студенты должны соблюдать технику безопасности, не отвлекаться и не
пользоваться сотовыми телефонами.
6. Все задания по самостоятельной работе должны сдаваться в установленные сроки. Если
задания сдаются не во время, то оценка по ним будет выставляться с понижающим
коэффициентом 0,8.
7. Студент должен быть вежливым, терпимым, открытым, доброжелательным
к преподавателям и студентам.
Распределение баллов по видам и формам контроля
Примечание 1. Студент, набравший по итогам семестра 30 баллов и набравший по всем видам контроля положительные оценки, допускается к сдаче экзамена. Для получения положительной оценки необходимо на экзамене набрать не менее 20 баллов.
Примечание 2. При наличии пропусков практических занятий действует система отработок через выполнение и защиту работ по пропущенным занятиям.
Костанайский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана
Разработка лекционных занятий по дисциплине
Костанай, 2009
Лекционные занятия:
1. Введение в курс «Теория и практика архивного дела» по использованию архивных
документов.
Цель: раскрыть содержание дисциплины и ее связь с другими научными дисциплинами
Основные понятия: архивное дело, архивный фонд, принципы и проблемы.
1.Предмет, содержание и задачи курса.
2. Проблемы и принципы архивоведения
3. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами
4. Понятийный аппарат.
Архивоведение – наука, изучающая историю, теорию и практику архивного дела. Предмет архивоведение включает вопросы: принципы и методы отбора документов, подлежащих архивному хранению, способы хранения, создание системы информации о содержании документов, организацию использования документальной информации и организацию работы архивных учреждений. Развитие общества всегда фиксировалось различными способами. Появление письменности привело к основному виду фиксирования информации, такому как письменный документ.
Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. История знает разнообразные документы: от наскальных надписей первобытных людей до современных компьютерных документов. Содержание данных документов адекватно отражает всю жизнедеятельность человек и общ9есмтва. Документ в своем развитии проходит эволюцию от документирования – записи информации на различных носителях по установленным правилам – до его архивного хранения. Порядок документирования изучает делопроизводство, порядок архивного хранения – архивное дело. Архивное дело – отрасль деятельности, что обеспечивает организацию хранения и использования архивных документов.
Архивный документ – документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, имеющий ценность для истории государства, общества, личности.
Архивоведение как наука представляет фундаментальное знание об истории архивного дела, общих закономерностях его развития, теоретических вопросах, обобщение многочисленной практики. Учебная дисциплина – первичное знание о предмете архивоведения. Главная цель учебного курса – обучение первичным навыкам и знаниям архивной работы будущих исследователей-историков. Задачи учебного курса: приобрести понятия об истории развития архивного дела в российской истории, Казахстана начиная с XVIII века по настоящее время.
Республика Казахстан в сфере образования высшей школы осуществляет реформирование, решая задачу подготовки профессиональных кадров, отвечающих современным требованиям, что позволяет войти в число развитых конкурентоспособных стран. Президент РК Нурсултан Назарбаев в программе Казахстан – 2030 – стратегия развития страны, определил ее доминантные направления, позволяющие выйти на передовую линию прогрессивного пути и занять достойное место в группе стран-лидеров мирового сообщества.
Архивоведение тесно связано не только с рядом дисциплин гуманитарного цикла, но и с естественными науками, например, с химией, в деле обеспечения сохранности документов рассматривается данный вопрос. Основными понятиями архивоведения являются, помимо выше обозначенных, таких как: архив, архивные фонды, архивная коллекция, ведомственный архив, государственный, страховой фонд и другие. В процессе изучения архивоведения студенты работают с литературой российских ученых-архивистов таких как: В.П. Козлов, Л.П. Никифоров, так и отечественных – М.Ж. Хасанаева, М. Дакенова, Р.Х. Сариева и др.
Контрольные вопросы:
1.Предмет, содержание и задачи курса.
2. Проблемы и принципы архивоведения
3. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами
4. Понятийный аппарат.
Литература:
Крайская З.В. Архивоведение. Учебное пособие. Москва, 1997.
М.Дакенов., Б.И.Нурпеисова и др. Архивоведение. Алматы, 2003.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». Астана, 10.11.2001 г.
Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». 22 декабря 1998 г.
Инструкция «О порядке оформления и учета документов, подлежащих хранению, в банках и требованиях по организации хранения документов». Утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан № 351 от 31.12.1996 г.
Инструкция о централизованном государственном учете документов Национального архивного фонда Республики Казахстан. Утверждена приказом Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 11.08.2000 г., № 47.
Концепция развития архивного дела в Республики Казахстан на 2001-2005 гг. одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан № 146 от 26.01.2001 г.
2. Архивное строительство Казахстана в XIX- начале XXвв.
Цель: раскрыть содержание развития архивного дела дореволюционного фонда
Основные понятия: ведомственные архивы, частные, распыленность архивных документов
1. Особенности развития архивного дела. Распыленность архивных документов.
2. Создание ведомственных архивов. Научные учреждения.
3. Документальные материалы дореволюционного фонда в ЦГА РК. Основные архивные фонды.
Главными особенностями состояния архивных дел на рубеже XIX-ХХ веков были:
- устойчивая система исторических и текущих архивов – до 120 тыс. архивов;
- раздробленность, децентрализация;
- неполнота комплектования дел в канцеляриях, текущих архивах, исторических архивах.
Особенности хранения документов:
- отсутствие единой системы классификации документов;
- хранение преимущественно по тематике с единым содержанием и внутренней технологией;
- ведение фондового хранения со сложившейся фондообразующей структурой.
Описи имели особенности: включение в описи содержания документов, хронологии, объема, физического состояния дел; составление обзоров, путеводителей, указателей, картотек.
В данное время появление новых видов документов – кинофотодокументы, машинописная документация и научно-техническая. Началась разработка вопросов, связанных с архивным хранением, дальнейшее развитие архивоведения способствовало расширению подготовки архивистов.В 1907 году состоялось открытие Московского археологического института (директор А.И. Успенский). Продолжалась деятельность ученых архивных комиссий, в последствии преобразованные в архивно-археологические и расширена их деятельность. Съезд представителей архивных комиссий (1914г.) принял Положение. С вступлением России в Первую Мировую войну, в архивном деле возникли новые проблемы: сохранности, сбора военных документов. Особое влияние на архивное дело в Степном крае и туркестанском крае имело событие восстания 1916 года, революции 1917 года. В период революций, смены власти, происходило массовое уничтожение документов царского режима, что сказалось на полноте комплектования фондов.
Контрольные вопросы:
1. Что такое кинофотодокументы?
2. В чем состоят главные особенности состояния архивных дел на рубеже XIX-ХХ веков?
Литература
Архивное строительство в Казахской ССР (1918-1980 гг.)/ Сборник законодательных и руководящих документов. -Алматы,
Балгазина Р.О. Архивное строительство в Казахстане (1917-1937 гг.)//Известия АН КазССР, Алматы, 1982. № 6.
Максаков В.В. Архивное дело в первые годы Советской власти. М., 1959. с. 154.
Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. (1917-1945 гг.). М., 1969.
3. Архивы в Казахстане (1918-1930гг.).
Цель: рассмотреть архивное строительство в первые годы Советской власти (1918-1922 гг.).
1. Архивное строительство в первые годы Советской власти (1918-1922гг.)
2. Основные законодательные акты архивного дела в период его централизации (1922-1936гг.) в стране.
3. Состояние и развитие архивов КАССР в рамках тоталитарного режима.
В октябре 1930г. в Оренбурге состоялось провозглашение о создании Каз (Кир) АССР в составе РСФСР. Одной из первоочередных задач советской власти стала организация архивного дела в республике.
Государственная архивная служба автономии руководствовалась декретами СНК РСФСР об архивном деле за 1918-1919 гг. 1 июня 1918 года вышел ленинский декрет «О реорганизации и децентрализации архивного дела в РСФСР». Он явился первом законодательным актом нового государства в архивном строительстве в вопросах централизации и упорядочении архивных фондов, образующих ЕГАФ. Он находился в ведение Главного управления архивным делом (ГУАД), входившее в Наркомпрос, на правах особой части. Декрет обозначил основные функции архивной деятельности. Положения первого декрета об архивном деле стали юридическим основанием для организации архивного строительства в Казахстане. В последующие годы формировались единые губернские архивные фонды (1919-1920-е годы). В условиях сложной обстановки первых лет советского строительства, декрет (от 31.03.1919 г.) СНК РСФСР «О хранении и уничтожении архивных дел» являлся документом, определившим единую организацию и направленность работы по приему источников на госхран, общие основные принципы. На территории Казахстана в 1920г. появляются первые архивные органы, под контролем разных административных центров (Цурардел – Туркестанская АССР; Архуправление Сибревкома – г. Омск; Главное архивное управление РСФСР). В организации архивного дела в Казахстане особая роль принадлежала в эти годы Оренбургскому уполномоченному Главархива РСФСР А. Михайлову, а также А.П. Чулошникову – члену ученой комиссии Наркомпроса КАССР.
1 сентября 1921 года началась деятельность первого в истории Казахстана Краевого архива (заведующий Арман Гра). Архивы обслуживали и обеспечивали информацией госучреждения в сфере управления и научно-исторического исследования.
Контрольные вопросы:
1 Особенности развития архивного дела
2. Распыленность архивных документов.
3. Создание ведомственных архивов. Научные учреждения.
4. Документальные материалы дореволюционного фонда в ЦГА РК. Основные архивные фонды
Литература:
Архивное строительство в Казахской ССР (1918-1980 гг.)/ Сборник законодательных и руководящих документов. -Алматы,
Балгазина Р.О. Архивное строительство в Казахстане (1917-1937 гг.)//Известия АН КазССР, Алматы, 1982. № 6.
Максаков В.В. Архивное дело в первые годы Советской власти. М., 1959. с. 154.
Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР. (1917-1945 гг.). М., 1969.
Основные декреты и постановления Советского правительства по архивному делу. 1918-1919 гг. М., 1985 г.
Основные правила работы государственных архивов СССР. М., 1984.
Пшеничный А.П. О подготовке декрета «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» // Советские архивы. 1987. №6. с.16-17.
Теория и практика архивного дела в СССР. М., 1980.
Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы установления советской государственности (1920-1922 гг.)/ материалы к курсу «Архивоведение». Алматы, 2000. с. 25.
Хасанаев М.Ж. Сохраняйте архивы/ Вечерняя Алма-Ата. 1985. № 37.
4.Архивное дело в Казахской ССР (1940-1990гг.)
Цель: раскрыть содержание развития архивного дела в (1940-1990гг)
Основные понятия: архивное дело в 70-90-е годы XX в. Архивные кадры Казахстана
1. Архивы в годы Великой Отечественной войны и последующий период.
2.Состояние архивного дела в 70-90-е годы XX в..
3. Архивные кадры Казахстана
1 декабря 1930 года принято Постановление Президиума ЦИК КазАССР «О реорганизации архивного дела». В начале 1931 г., в связи с упразднением округов, на базе существовавших окружных архивов организованы отделения Центрального архива в Семипалатинске, Петропавловске и др. городах, которые впоследствии (1932 г.) были преобразованы в областные архивы. Центральное архивное управление обеспечивало деятельность и функционирование архивов республики, контроль над комплектованием фондов и сохранностью документов. Республиканский архив подразделялся на архивы: Октябрьской революции, Исторический и Военный (с секретным отделом). 9 марта 1935 года ЦИК КазАССР принял Постановление о районных архивах, Положение о них. Местные органы власти обеспечивали помещением, охраной. К концу 30-х годов Центрархив в основном закончил отбор и концентрацию материалов. К этому времени было собрано 870 фондов, в составе более 220 тыс. единиц хранения, полноценно освещающих историю Казахстана с XVIII века (за исключением отдельных документов более раннего периода) до второй половины 30-х годов. За этот период Центрархив пополнился документами, переданными из других архивов. Немаловажен тот факт, что вследствие административно-территориального деления в середине и в конце 20-х, затем и в 30-е годы, в несколько этапов происходит передача архивов. Так, из Омского областного архива было передано более 40 тыс. единиц хранения, освещающих историю Северного, Центрального, Восточного Казахстана. При переезде столицы в Алма-Ату Центрархив пополнился также документальными материалами истории Жетысу с середины XVIII века до 1918 г. включительно. Особенно полноценно были представлены и скомплектованы документы, освещающие историю национально-освободительного движения 1916 года на территории Жетысу. Также были переданы документы Букеевского ханства из Оренбургского облархива и Урды в количестве 20 тыс. единиц хранения.
Контрольные вопросы:
Архивы в годы Великой Отечественной войны и последующий период.
Состояние архивного дела в 70-90-е годы XX в..
Архивные кадры Казахстана
Литература:
Максаков В.В. Архивное дело в первые годы Советской власти. М., 1959. с. 154.
Архивное строительство в Казахской ССР (1918-1980 гг.)/ Сборник законодательных и руководящих документов. -Алматы,1985
М.Дакенов., Б.И.Нурпеисова и др. Архивоведение. Алматы, 2003.
5. Организация архивного дела на современном этапе (1991-2007гг.)
Цель: раскрыть содержание развития архивного дела на современном этапе
Основные понятия: программа развития. Основные направления.
1. Развитие архивного дела в РК.
2. Организация управления архивным делом.
3. Закон РК от 22 декабря 1998г «О Национальном архивном фонде и архивах» и другие
законодательные акты.
4. Организация архивного дела и решение задач. Программы развития архивного дела на
2001- 2005гг.
5. Основные направления развития архивного дела в РК. Международное сотрудничество
архивистов.
Значительным событием в организации архивного дела на современном этапе явилось принятие Закона РК. «О Национальном архивном фонде и архивах»,от 22 декабря 1998г. подписанное Первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым. Закон определил основные направления деятельности архивов РК, регулировал общественное отношение в области формирования, хранения и использования документов НАФ РК. По Закону был определен состав НАФ РК. По принятому Закону в состав НАФ РК входят:
- законодательные акты и др. официальные документы;
- управленческие;
- научно-исследовательские;
- проектно-конструкторские;
- технологические;
- патентно-лицензионные;
- картографические;
- геодезические;
- геологические документы;
- телеметрическая и другая специальная документация;
- машиноориентированная и аудиовизуальная документация;
- документальные памятники истории и культуры;
- документы личного происхождения и иная документация, представляющая национальную ценность;
- иные документы, поступившие в собственность РК;
- страховые копии документов.
Закон четко определил принципиальные вопросы организации архивного дела РК. 7 мая 1999г. Постановлением правительства РК образован Комитет по управлению архивами и документами при Министерстве культуры, информации и общественного согласия Республики. Постановлением Правительства РК от 11.06.2001г. утверждена «Программа развития архивного дела в РК на 2001-2005 годы». В ней определены задачи дальнейшего развития нормативно-правовой базы, научно-методического обеспечения и материально-технического, подготовки кадров, информатизация архивного дела. В эти годы шло установление сотрудничества между архивистами СНГ и архивными службами, образована ЕВРАЗИКА, что способствовало укреплению архивного дела.
Контрольные вопросы:
Развитие архивного дела в РК.
Организация управления архивным делом.
Закон РК от 22 декабря 1998г «О Национальном архивном фонде и архивах» и другие
законодательные акты.
Организация архивного дела и решение задач. Программы развития архивного дела на 2001 -2005гг.
Основные направления развития архивного дела в РК. Международное сотрудничество архивистов.
Литература:
М.Дакенов., Б.И.Нурпеисова и др. Архивоведение. Алматы, 2003.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». Астана, 10.11.2001 г.
Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». 22 декабря 1998 г.
Инструкция «О порядке оформления и учета документов, подлежащих хранению, в банках и требованиях по организации хранения документов». Утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан № 351 от 31.12.1996 г.
Инструкция о централизованном государственном учете документов Национального архивного фонда Республики Казахстан. Утверждена приказом Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 11.08.2000 г., № 47.
Концепция развития архивного дела в Республики Казахстан на 2001-2005 гг. одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан № 146 от 26.01.2001 г.
-
Организация документов НАФ РК. Комплектование и экспертиза ценностей документов.
Цель: раскрыть содержание ЭЦД и ее задач, признаки и принципы фондообразования.
Основные понятия : ЭЦД и ее задачи, фондообразование. Признаки и принципы. 1. Критерии организации документов.
2. Фондообразование. Признаки и принципы.
3. Понятие и содержание комплектования архива.
4. Источники комплектования.
5. ЭЦД и ее задачи. Критерии отбора документов
Архивный фонд РК (НАФ) - совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия страны. В состав НАФ входят находящиеся на территории Казахстана архивные фонды и архивные документы независимо от источника их образования, вида носителя, место хранения и формы собственности. Архивный фонд состоит из государственной и негосударственной частей, что определяется формой собственности. Учетно-классификационной единицей НАФ РК является архивный фонд-совокупность архивных документов, исторически и логически связанных между собой.
Принципами фондообразования являются:
- недробимость фонда;
- единое название фонда;
- единый номер фонда;
- единое хранение фонда.
Организация документов внутри архивного фонда производится на основе единицы хранения документов как фондовой учетно-классификационной единицы. Единица хранения - учетная и классификационная единица, представляющая собой физически обособленный документ или совокупность документов, имеющая самостоятельное значение. Единицы хранения должна быть описаны, систематизированы, внесены в описи и оформлены в порядке, обеспечивающем их учет, поиск, использование. Современный состав НАФ РК насчитывает более 15,1млн. единиц хранения. Организация документов НАФ РК включает их классификацию и систематизацию. Классификация - выработка научных основ организации документов, установление логических и исторических связей между ними. Систематизация – физическая организация и упорядочение документов на основе схемы их классификации.
Организация документов осуществляется: в пределах Архивного фонда страны; в пределах конкретного архива; в пределах конкретного архивного фонда. Организация документов – совокупность административно-правовых и научно-методических решений и технических операций, применяемых к этим документам с учетом их принадлежности к различным формам собственности, разным историческим периодам, видам носителей информации и других особенностей, в целях их упорядочения и рационального архивного хранения по обособленным совокупностям архивных фондов.
Контрольные вопросы:
Критерии организации документов.
Фондообразование.Признаки и принципы.
Понятие и содержание комплектования архива.
Источники комплектования.
ЭЦД и ее задачи. Критерии отбора документов
Литература:
М.Дакенов., Б.И.Нурпеисова и др. Архивоведение. Алматы, 2003.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». Астана, 10.11.2001 г.
Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». 22 декабря 1998 г. Инструкция «О порядке оформления и учета документов, подлежащих хранению, в банках и требованиях по организации хранения документов». Утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан № 351 от 31.12.1996 г.
Инструкция о централизованном государственном учете документов Национального архивного фонда Республики Казахстан. Утверждена приказом Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 11.08.2000 г., № 47.
Концепция развития архивного дела в Республики Казахстан на 2001-2005 гг. одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан № 146 от 26.01.2001 г.
7. Подготовка и порядок передачи документов в архив.
Цель: раскрыть понятие архивного дела, требования при передаче дел в архив
Основные понятия : архивное дело и порядок его комплектования, передача дел в архив.
1. Понятие архивного дела и порядок его комплектования.
2. Требование к архивному делу.
3. Передача дел в архив.
Подготовка дела к передаче в архив – оформление и описание дела передачи в архив.
Дело-совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку. Понятия дела шире понятия единицы хранения, поскольку каждый том составляет обособленную единицу хранения. Оформление дела – подготовка дела к хранению в соответствии с установленными правилами. Оформление дела – группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизацией документов внутри дела. Порядок оформления архивных дел следующий:
- дела подшиваются в твердую картонную обложку или переплетаются, при этом из них изымаются все металлические скрепления;
- ОЦД вкладываются в подшиваемые в дело конверты;
- в конце дела подшивается бланк для заверительной надписи; при необходимости в начале
дела подшиваются бланк внутренней описи;
- нумерация листов дела производится черным карандашом в правом верхнем углу листа
арабскими цифрами; состоящие из ряда томов дела нумеруются по каждому тому отдельно;
- помещенный в дело лист-заверитель служит для фиксирования всех изменений в деле, подтверждаемых ссылкой на соответствующие акты;
- внутренняя опись дела служит для учета и раскрытия содержания документов дела.
Передача дел в архив производится при полной архивной обработке дел по их описи.
Порядок передачи дел в ведомственный архив:
- передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и личного состава.
По истечении сроков ведомственного хранения дела передаются госархив на постоянное
хранение:
- передача дел в госархив производится ежегодно или раз в 3-5.
Основные этапы работы по передаче документов организации госархив:
- утверждение описи передаваемых организацией дел экспертно-проверочной комиссией госархив при этом один экземпляр описи остается в госархив:
- проверка состояния дел в организации представителем госархива:
- передача дел организации в архив на основании утвержденной описи;
- факт передачи документов в госархив фиксируется актом приема-сдачи дел в двух
экземплярах, один из которых остается в госархиве, а второй передается организации-
сдатчице.
Контрольные вопросы:
1. Каким образом осуществляется порядок передачи дел в государственные и
ведомственные архивы?
2. Основные требования к архивному делу?
Литература:
М.Дакенов., Б.И.Нурпеисова и др. Архивоведение. Алматы, 2003.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». Астана, 10.11.2001 г.
Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». 22 декабря 1998
Инструкция «О порядке оформления и учета документов, подлежащих хранению, в банках и требованиях по организации хранения документов». Утверждена Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан № 351 от 31.12.1996 г.
8. Учет и обеспечение сохранности документов НАФ РК. Технология хранения документов в архивах
Цель: определить организацию учета документов НАФ РК.
Основные понятия: Учетные документы, страховой фонд, техника и режим хранения документов.
1. Организация учета документов НАФ РК.
2. Учетные документы архива.
3. Обеспечение сохранности документов. Создание страхового фонда
4. Устройство, оборудование и эксплуатация помещения архива.
5. Техника и режим хранения документов.
Документы государственной и негосударственной части НАФ вне их места нахождения
государственного учета. Учет архивных документов – установление количества и состава архивных документов в единицах учета и фиксация принадлежности каждой единицей учета к определенному комплексу и общему их количеству в учетных документах. Основой учета архивных документов является единая система регистрации архивных фондов и единиц хранения. Средство учета – присвоение архивных шифров единицам хранения. Проведение учета – основано на принципах централизации, унификации, динамичности, полноты и достоверности. Первичными документами являются учетные документы архивы – комплекс документов установленной формы, фиксирующих поступление, выбытие, количества, состав, состояние архивных документов.
К учетным документам относятся: книга учета поступлений, книга учета поступлений страхового фонда пользования, список фондов, список фондов с особо ценными документами, лист фонда; архивная опись;опись особо ценных документов;опись страхового фонда;реестр описей; реестр описей особо ценных документов;инвентарная книга учета дел с материалами ценностями;паспорт архива;паспорт архива архивохранилища сведения об изменениях в составе и объеме фондов на 1января;карточка фонда; дело фонда; внутриделовые описи и листы заверители - дел.НСА: архивные справочники; (опись, каталог, указатели, обзоры).Основой НСА является архивная опись документов.Существуют принципы НСА. Особенностью является и структура архивных справочников (НАФ; ЦФК: указатели по архивам, каталоги и др.).Основные архивные справочники (опись каталог, путеводитель, обзор документов, архивный указатель, историческая справка).
Контрольные вопросы:
Организация учета документов НАФ РК.
Учетные документы архива.
Обеспечение сохранности документов. Создание страхового фонда
Устройство, оборудование и эксплуатация помещения архива.
Техника и режим хранения документов.
Литература:
М.Дакенов., Б.И.Нурпеисова и др. Архивоведение. Алматы, 2003.
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики
Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». Астана, 10.11.2001 г.
Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». 22 декабря 1998
Инструкция «О порядке оформления и учета документов, подлежащих хранению, в
банках и требованиях по организации хранения документов». Утверждена Постановлением
Правления Национального банка Республики Казахстан № 35
9. Музееведение
Цель: определить организацию учета документов НАФ РК.
Основные понятия: музейное дело, экскурсия, типы музеев, фонды музея, экспозиция.
1. Цель, задачи, объект и предмет музейного дела.
2. Методы и структура музейного дела
3. История музейного дела
4. Классификация музеев.
5. Ключевые понятия.
Цель: определить структуру и работу музеев, а также цель, задачи, объект и предмет
музейного дела. Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея должны быть подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги народа. Основная работа музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества. В числе важнейших предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и тыла, "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т..д Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
-
направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы.
-
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор гимназии, его заместитель - зав. кафедрой по дополнительному образованию и воспитанию. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
Контрольные вопросы:
Цель, задачи, объект и предмет музейного дела.
Методы и структура музейного дела
История музейного дела
Классификация музеев.
Ключевые понятия.
Литература:
Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. тр.
Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986 г.
10. История становления музейного краеведения в Казахстане.
Цель: определить структуру и работу музеев в 20 - 30 годы.
Основные понятия : Музейное дело в 20 - 30 годы.
1. Музейное дело в 20 годы
2. Музейное дело в 30 годы.
Государственная музейная сеть в нашей стране по своему профили» подразделяется на историческую, естественнонаучную, искусствоведческую, литературную, техническую, мемориальную и др. Кроме того, широкое распространение в нашей стране получили комплексные музеи, в которых экспонируются исторические, естественнонаучные и художественные коллекции, произведения народного искусства определенного географического или административного региона: края, области, города и района. Такие комплексные музеи называются краеведческими, и они составляют около половины всех государственных музеев страны. В дореволюционном Казахстане термина «краеведческие музеи» мы не встречаем, так как они назывались тогда либо местными, либо провинциальными музеями. Возникновение местных, или провинциальных, музеев в Казахстане относится к концу XVIII — началу XIX в., когда в экономической жизни страны происходили глубокие социальные сдвиги в связи с развитием капиталистических отношений. Об этом свидетельствует открытие в большинстве губернских и в некоторых уездных городах России в 70— 90-х гг. около 80 новых музеев. Однако все их нельзя называть краеведческими музеями в подлинном понимании этого слова. Музеи на местах и в центре создавались отделами (отделениями) Русского географического общества, которые ставили перед собой задачу «собирать, обрабатывать и распространять в России географические, этнографические и статистические сведения» , различными научными экспедициями по изучению края, местными статистическими комитетами и обществами краеведов, которым необходимо было иметь такое место, где можно было бы хранить, подвергать научной обработке и систематизировать собранные материалы, а также экспонировать их для всеобщего обозрения. Таким местом служили музеи. «К краеведческому профилю можно отнести музеи с такими названиями, как областной музей, краевой музей, уездный краевой музей, районный музей, городской музей, национальный музей, музей местного края, музей Родиноведения, музей родного края, музей общества изучения края, народный музей». В Казахстане в 1913 г. имелось 3 музея: Оренбургский, Семипалатинский и Джетысуйский. По характеру экспозиции и месту их возникновения все эти музеи были краеведческими.24 января 1922 года Наркомпрос КАССР утвердил положение о Центральном краевом музее КАССР в котором указывалось, что Центральный краевой музей собирает и хранит все предметы,отражающие духовную жизнь народа. В 1925 году Центральный краевой музей был перевезен в Кызыл – Орду, но из-за отсутствия помещения не открылся, как и не открылся после перенесения столицы в Алма-Ату в 1929 году. Проблемы развития музейного дела в республике затрагивались на 1 Всеказахстанском съезде в Алма Ате в апреле 1930 года. В этот период происходит сближение краеведческой работы с музееведением и некоторая часть краеведческого актива группируется вокруг местных музеев. Наглядным свидетельством тому явилась работа казахстанской краеведческой конференции, проходившей в Алма – Ате в ноябре 1932 года, которая обязало Центральное бюро краеведения Казахстана продолжать начатую работу в Центральном музее, для того, чтобы сделать его образцовым национальным музеем, отражающим в экспозициях национальное достояние народа.
Контрольные вопросы:
Музейное дело в 20 годы
Музейное дело в 30 годы.
Литература:
Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. тр. Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986 г.
11. Фонды музея.
Цель: определить основные направления фондовой работы.
Основные понятия: Фонды музея, направления фондовой работы, а также учет фондов и учетная документация
1. Понятие «Фонды музея»
2. Основные направления фондовой работы.
3. Учет фондов и учетная документация
Литература: Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. трудов. Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986 г.
Фонды музея исторического профиля можно определить как принадлежащую музею совокупность документирующих исторический процесс и служащих средствам музейной коммуникации и относящихся к ним научно-вспомогательных. Процесс формирования фондов музея обуславливается общественным строем государства, идеологией развитием науки и культуры. Для решения стоящих перед музеем задач важно, чтобы фонды удовлетворяли ряду условий: во - первых, содержание фондов должно соответствовать профилю музея. Во - вторых, формирование фондов музея необходимо проводить в соответствии с уровнем развития исторической науки и музееведения. В третьих фонды музея должны непрерывно и целенаправленно пополнятся. В четвертых фонды должны быть научно организованы. Работа с фондами ведется всеми научными отделами музея. Цель фондовой работы - создание оптимальных условий для сохранения и использования музейных предметов. Учет фондов проводится на основе дальнейшего изучения предметов, так как соотнести запись в учетных документов с конкретным предметом можно только с помощью научных данных. Необходимо создание условий, обеспечивающих физическую сохранность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов (хранение и консервация), восстановление их первоначального вида (реставрация). Предмет еще не принадлежащей музею, начинают принадлежать к музею. Законность пребывания предметов в музее оформляется актом или квитанцией на получение предмета у владельца. При приеме большого числа предмета к ним прилагается коллекционная опись. Музейные предметы вносятся в книгу поступлений, к которым присваивается порядковый номер и проставляется на них. Предметы, поступившие в музей регистрируется в книге поступлений на временное хранение. Книги поступлений дают возможность получить информацию об общем количестве предметов, находящихся на постоянном или временном хранении, они служат важным документом при переучете фондов. На стадии первичного учета создается система картотек, доступных для научных сотрудников музея, а также для исследователей из других учреждений, создаются в соответствии с книгой поступлений музейных предметов (основного фонда), и с книгой поступлений во временное пользование, а также с книгой учета научно-вспомогательных материалов. Учетная картотека выполняет информационную функцию в книге поступлений.
Контрольные вопросы:
Понятие «Фонды музея»
Основные направления фондовой работы.
Учет фондов и учетная документация
Литература:
Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч.
тр. Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986
12. Комплектование фондов музея.
Цель: определить организацию работы по комплектованию фондов музея
Основные понятия: комплектование фондов, основы научной методики
1. Значение и научная задача комплектование фондов
2. Организация работы по комплектованию фондов музея
3. Основы научной методики
Комплектование фондов - один из основных видов деятельности музея. Важное звено в процессе документирования развития общества. Оно осуществляется путем приобретения предметов реальной действительности, относящихся к прошлому и настоящему, превращения их в музейные предметы, документы своего времени, в музейные памятники, предназначенные для вечного хранения. Параллельно с комплектованием фонда музейных предметов, являющегося собранием музейных источников, формируется фонд научно – вспомогательных материалов, которые несут в себе дополнительную информацию о музейных предметах, необходимую для их изучения и использования. 2. Комплектование фондов музеев исторического профиля осуществляется музееведами , сам процесс можно расчленить на ряд этапов, последовательность которых может варьироваться : 1)выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; 5) их приобретение музеем и превращение в музейные предметы. Выявление предметов музейного значения начинается еще в процессе его извлечения из среды, в которой он находится. Но для окончательного решения вопроса о музейном значении предмета, о его включении в музейное собрание нужна коллективная экспертиза. 3.Полевые исследования с целью комплектования фондов по истории и современности чаще всего применяют метод маршрутного экспедиционного обследования выбранных объектов, расположенных в населенном пункте, на какой – либо территории. Вариантом полевого исследования являются репортажные сборы в момент события, по свежим следам события. Некоторое применение в практике музеев находит используемый этнографами метод стационарного изучения выбранных объектов действительности. Работу экспедиции делят на 3 этапа: подготовительный, проведение полевого исследования, заключительный этап. Подготовительный этап включает определение задач экспедиции, формулировку темы, обоснование выбора объектов действительности. В итоге этого этапа руководитель экспедиции с участием ее членов готовит специальный доклад для обсуждения и утверждения фондо – закупочной комиссией и дирекцией музея. Второй этап – этап полевого исследования начинается с уточнения на месте маршрута и дальнейшей конкретизации плана работы. Полевая работа включает следующие виды деятельности: полевые наблюдения, беседы с местными жителями. В ходе такой работы путем зарисовок, замеров создается дополнительный документальный материал. Часть этих документов может приобрести характер предметов музейного значения. Необходимыми юридическими документами являются акты приема предметов музейного значении, они составляются в момент передачи на один предмет или группу предметов, содержат наименование музея, название организации имя и фамилию лица, передающих материал. Акты скрепляются подписями передающего лица и работника музея, датой, нумеруются и в конце экспедиции заносятся в специальный список актов приема предметов музейного значения. Заключительный этап проходит по возвращении в музей. Он включает предварительный анализ собранного материала для его ориентировочной систематизации вокруг основных вопросов темы экспедиции. На завершающем этапе составляется научный отчет о работе экспедиции, включающий обзор коллекции, организуется выставка собранных материалов и специальная конференция для обсуждения итогов работы.
Литература:
Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. трудов
Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986
Контрольные вопросы:
Значение и научная задача комплектование фондов
Организация работы по комплектованию фондов музея
Основы научной методики
13. Учет музейных фондов
Цель: раскрыть содержание учета и создания системы фондовой документации
Основные понятия: системы фондовой документации, учет фондов, музейные каталоги и их системы
1. Задачи учета и создания системы фондовой документации
2. Система фондовой документации.
3. Режим хранения фондов
Юридическая охрана фондов музея предусматривает : закрепление принадлежности предметов данному музею и гарантирование его прав на них; оформление юридического положения предмета в фондах музея: его принадлежности к музейным предметам или научно- вспомогательным материалам; контроль за наличием принадлежащих музею предметов и оформление изменений, происходящих в их наличии и сохранности; возможность быстрого получения сведений о наличии и местонахождении предмета. Юридическая охрана музейных фондов невозможна без изучения музейных предметов. Учет музейных фондов - направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них. Учетная документация – складывающаяся в процессе учета музейных фондов документация. Учетная документация составляется по установленным формам, содержит данные об отдельных предметах, порядке поступления предметов в музей. Учет фондов, начинающийся на стадии их комплектования, - процесс непрекращающийся: фонды музея постоянно пополняются, происходит их движение, осуществляется контроль за наличием и состоянием предметов. Задачи учета фондов позволяют рассматривать его как одно из важнейших условий выполнения музеем его социальных функций. Система фондовой документации - это взаимосвязанная совокупность документов, составляемых по установленным формам в процессе учета фондов, их классификации и систематизации, физической охраны, необходимая для выполнения музеем его социальных функций. Ее успех зависит от ряда условий: уровня научных знаний сотрудников, составляющих документацию, в области музееведения, уровня научных знаний сотрудников о собрании своего музея и о собраниях других музеев, наличия и качества государственных инструктивных материалов по учету и хранению фондов и составлению фондовой документации, степени осведомленности сотрудников музея с содержанием государственных и внутримузейных инструктивных материалов, четкости административной организации работы, наличия необходимого для составления и хранения фондовой документации оснащения (бланков актов, описей, книг поступлений, научных инвентарей и.т.д). В музеях должен соблюдаться режим хранения фондов, который включает в себя ряд определенных нормативов: температурно – влажностный режим ( для правильной организации температурно – влажностного режима важно не только определить материал, из которого сделан предмет, но и исследовать его устройство, показатели для комплексного хранения материалов таковы: температура +18+-1, относительная влажность +55%+ - 5%.Наиболее надежный способ для обеспечения заданного температурно – влажностного режима – кондиционирование воздуха. Другим средством регулирования температурно – влажностного режима служит проветривание. Защита от загрязнителей воздуха, к ним относятся газовые засорители – сернистый газ, сероводород, аммиак, хлор, а также находящиеся во взвешенном состоянии органическая и минеральная пыль, сажа. Эффективные способы защиты предметов от действия загрязнителей воздуха – герметизация помещений (при наличии кондиционеров).Важную роль играет правильный температурно – влажностный режим , необходима регулярная и тщательная уборка музейного оборудования. Сложная очистка самих предметов, например, удаление пыли с поверхности произведений графики, живописи, производится реставраторами. Световой режим все светочувствительные предметы хранятся в затемненном помещении со светозащитными стеклами, в защищенном от света фондовом оборудовании. Нормативные документы определяют правила проведения фото – и киносъемок музейных предметов. Соблюдение этих правил очень важно для обеспечения сохранности музейных ценностей . Биологический режим Благоприятные условия для развития биологических вредителей складываются при нарушении правильного температурно – влажностного режима, загрязнении предметов пылью и.т.д.. Все работы по уничтожению биологических вредителей музейных предметов производятся по решению реставрационных советов в присутствии или при участии реставраторов. Защита от механических повреждений (для предотвращения механических повреждений важна правильная система хранения, а также соблюдение правил работы с музейными предметами). Руки хранителя должны быть сухими, чистыми. Лучше работать в нитяных перчатках. Важно, чтобы профессиональными навыками в работе с музейными предметами обладали не только хранители, но и экспозиционеры, другие исследователи, а также художники, оформляющие музейные экспозиции и выставки . Защита музейных фондов в экстремальных ситуациях. Большую угрозу сохранности музейных фондов представляют пожары, основное условие их предотвращения – соблюдение всех правил противопожарного режима в музее. Стихийные бедствия - ураганы, наводнения землетрясения предотвратить нельзя, но сила их воздействия на музейное собрание в определенной мере зависит от состояния музейного здания, коммуникаций, от организованности действий коллектива музея. Огромную опасность для музейных собраний представляют войны, вопрос об охране культурных ценностей тесно связан с общей борьбой за предотвращение войн. Сотрудники музея должны знать, какие музейные предметы и коллекции нужно спасать, прежде всего. Отбор осуществляется в соответствии с разработанными руководящими организациями нормативами, включающими критерии отбора и учитывающими его количественную сторону. Сохранность музейных собраний в значительной степени зависит от режима охраны, направленного на предотвращение хищений. Он заключается в техническом оснащении музейного здания, музейного оборудования, в наличии специальных служб охраны и материально – ответственного хранения.
Литература:
Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. трудов.
Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986
Контрольные вопросы:
Задачи учета и создания системы фондовой документации
Учет фондов
Каков режим хранения музейных экспонатов?
14. Массовая работа
Цель: раскрыть содержание и специфику массовой работы
Основные понятия: виды массовой работы, экскурсионная работа
1.Цели, задачи и специфика массовой работы
2. Экскурсионная работа
3. Проведение экскурсий
Массовая патриотическая, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной коммуникации, направлена на формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Используя различные формы музейной коммуникации, среди которых наиболее специфичными являются экспозиции и выставки, музеи оказывают воздействие на разные социальные, возрастные, профессиональные категории населения. Сфера массовой работы должна рассматриваться в неразрывной связи со всеми другими направлениями деятельности музеев в общей системе учреждений культуры, образования. Экскурсия – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Все экскурсии строятся на единой методической основе – на экскурсионном методе. Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны, они могут рассматриваться в разных аспектах, от которых зависит целенаправленность экскурсии, выбор объектов и приемов показа
По месту проведения и объектам показа. Наиболее распространены экскурсии внутри музейного здания - по экспозициям, выставкам. открытому хранению фондов. Основой комплексной экскурсии обычно является музейная экспозиция, которая дополняется демонстрацией памятников, находящихся в естественных условиях.
По характеру тематики: обзорные, экскурсии на темы профильной дисциплины, специализированные. Обзорные экскурсии дают общее представление о музее как своеобразном учреждении культуры, в обзорные экскурсии обычно входят и сведения по истории музея. Экскурсии на темы профильной дисциплины бывают: сквозные (темы, охватывающие ряд исторических периодов), по отдельным историческим периодам или событиям (узко-тематические). Специализированные – используют материал исторических экспозиций для освещения тем, проблем других дисциплин разных профилей. Например, экскурсии на темы истории края в определенные периоды, по отдельным отраслям духовной и материальной культуры.
По целевому назначению: научно – просветительские (общеобразовательные ), предназначены для культурного и политического просвещения. Они могут быть и обзорными, и сквозными, учебные ( обслуживают в первую очередь учащихся средних и высших учебных заведений в соответствии с их программами с целью углубления и систематизации пройденного материала или для проработки нового материала, основные виды этих экскурсий: экскурсия – урок, экскурсия – семинары, методические экскурсии.
По составу экскурсионных групп: группы различаются по возрасту, социальному, профессиональному и национальному составу. Экскурсовод должен учитывать особенности психологии взрослого, подростка, дошкольника. Для каждой группы даже при одинаковых темах требуется особый подбор материала, разное словесное сопровождение показа. Требование дифференцированного подхода к каждой группе осуществляется в процессе практической деятельности музея.
Подготовка экскурсий. Первый этап – определение темы экскурсии. Для этого необходимо освоить минимум литературы и музейную экспозицию на поставленную тему. Плана Следующий этап – составление экскурсии, тщательно изучается экспозиция, причем основное внимание уделяется музейным предметам, затем для каждой части экскурсии намечаются объекты экскурсионного показа – экспозиционные материалы, которые группируются в соответствии с намеченной структурой. На основе этого плана в письменном виде составляется развернутый план экскурсии, в нем даются окончательная формулировка цели экскурсии, уточняется структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов, используемых текстов. В плане указываются и методы проведения экскурсии. Только после проведения ряда экскурсий и выяснения ее положительных сторон и недостатков на основе развернутого плана может быть составлен итоговый документ, который получил название методической разработки экскурсии.
К методической разработке прилагается библиография, можно приложить и справочный материал, накопленный в процессе подготовке плана: выписки из документов и литературы; сведения об используемых экспонатах, об отдельных объектах; получающих отражение в экскурсии; биографии выдающихся лиц; хронику важнейших событий и т.д.
Проведение экскурсии. Основной прием, свойственный экскурсионному методу – демонстрационный, сочетающий показ со словом экскурсовода, которое помогает «увидеть» объект в целом, направить внимание на существенные детали. Экскурсовод сообщает сведения, которые нельзя получить из непосредственного зрительного восприятия, - рассказывает об историческом событии, свидетельством которого он является. В итоге ознакомления с экспозиционной темой дается краткая и точная формулировка теоретического положения или вывод. Экскурсия может иметь повествовательный характер, хотя восприятие экспозиции всегда имеет активный характер. Наибольшую активность предполагает прием заданий. Например, можно предложить просто выбрать в данном зале наиболее интересный экспонат и указать на мотивы его выбора. В экскурсию может быть введен и игровой момент. После ознакомления c темой предлагается представить себя в роли участника события, отраженного в экспозиции, изобразить его в лицах. В музейной практике имеет место и прием за границы экскурсионного метода, его можно назвать лекционно-иллюстративным, при этом речь ведущего, экспонаты привлекаются по мере надобности, в качестве иллюстраций. Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительная беседа, основная часть и заключительная беседа. Целью вступительной беседы является установление контакта экскурсовода со своей аудиторией. Беседа включает: знакомство с группой, выяснение ее состава, интересов и конкретных запросов, краткие сведения о музее , определение задач, темы экскурсии и порядка ее проведения. При входе в зал, где ведется тематический показ, следует в первую очередь указать на общий облик зала, на привлекающие внимание экспонаты повышенной аттрактивности. Когда естественный интерес к новому, увиденному впервые, будет удовлетворен, нетрудно направить и сосредоточить внимание на отдельных экспозиционных комплексах. В экскурсии могут быть использованы помещенные в экспозиции технические средства: экскурсанты слушают аудио – записи выступлений участников событий, песни, связанные с содержанием экспозиции .В случае применения экскурсии экскурсовод в процессе прослушивания указывает на упоминаемые экспонаты, затем отвечает на вопросы. Экскурсия завершается заключительной беседой, в которой выясняются впечатления группы от только что увиденного, даются рекомендации для углубления полученных знаний
Литература:
Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. тр. Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 198
Контрольные вопросы:
1.Цели, задачи и специфика массовой работы
2. Экскурсионная работа
3. Проведение экскурсий
15. Менеджмент в архивах и музеях
Цель: раскрыть основные функции управления
Основные понятия : менеджмент и маркетинг в архивах и музеях
1. Основные функции управления.
2. Нормативно-правовая база работы учреждений.
3. Планирование в архиве и музее
4. Научно-методическая работа в архиве и музее
. Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея должны быть подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, героические подвиги народа.. Основная работа музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся батыров Казахстана. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и тыла, "Вахта памяти" и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д
Музей и архив организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
-
направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,
-
организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям музея,
-
разрабатывает план работы. Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства -важнейшее условие повышения действенности музея и архива в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор гимназии, его заместитель - зав. кафедрой по дополнительному образованию и воспитанию. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
Литература:
Музееведение, - М. 1988
Разгон А. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: Сб. науч. тр. Краткий словарь музейных терминов М.1983г. М. 1986 г.
Контрольные вопросы:
Цель, задачи, объект и предмет музейного дела.
Методы и структура музейного дела
История музейного дела
Классификация музеев.
Ключевые понятия.
Костанайский Государственный Педагогический институт
Кафедра истории Казахстана
Демонстрационный и вспомогательный материал
Костанай, 2009
Костанайский Государственный Педагогический институт
Кафедра истории Казахстана
Методическая разработка СРСП
Костанай, 2009
Календарно-тематический план СРСП
При необходимости это может быть либо индивидуальная консультация, либо занятие, дублирующее пройденную лекцию, либо одновременная консультация сразу нескольким студентам по возникающим у них вопросам, либо как занятие, углубляющее и расширяющее знания, полученные студентами на лекционных и семинарских занятиях. СРСП проводится в аудиторное время, по расписанию.
№
п/п
|
Содержание
|
Ча -
сы
|
Формы
работы
|
Литература
|
Время
Контроля
|
1
|
Введение в курс «Теория и практика архивного дела»
по использованию архивных документов
|
2
|
Работа с терминами. Подбор литературы в библиотеках КГПИ и города
|
Л - 7,8,11.,12
|
1
неделя
|
2
|
Архивное строительство Казахстана в XIX-нач. XXвв.
|
2
|
Реферативные задания.
|
Л – 1, 8, 9, 11, 15
|
2
неделя
|
3
|
Архивы в Казахстане (1918-1930гг.).
|
2
|
Тематические контрольные работы.
|
Л- 9,10, 11, 15. 27
|
3
неделя
|
4
|
Архивное дело в Казахской ССР(1940-1990гг.)
|
2
|
Составление тестовых заданий
|
Л – 7, 8, 12, 14, 17
|
4
неделя
|
5
|
Организация архивного дела ГАКО на современном этапе (1991-2007гг.)
|
2
|
Посещение ГАКО
|
Л – 7, 8,17
Д – 1-8
|
5
неделя
|
6
|
Организация документов НАФ РК Комплектование и экспертиза ценностей документов.
|
2
|
Выполнение заданий на соотношение понятий. Работа с понятийным аппаратом (глоссарий).
|
Л – 8, 9. 14, 17
|
6
неделя
|
7
|
Подготовка и порядок передачи
документов в архив.
|
2
|
Выполнение контрольных заданий
|
Л – 7,8,9,12,
О-1-5
|
7
неделя
|
8
|
Учет и обеспечение сохранности документов НАФ РК. Технология хранения документов в архивах.
|
2
|
Работа с материалами периодической печати
|
Л- 5,8.14,16.17
Д-1-10
|
8
неделя
|
9
|
Музееведение
|
2
|
Понятийно-деловая игра.
|
Л – 7.8.16.17
|
9
неделя
|
10
|
Становление музея КГПИ
|
2
|
Посещение музея, написать эссе
|
Л – 8,16,17
|
10
неделя
|
11
|
История образования обл. музея.
|
2
|
Посещение музея, написать эссе
|
Л – 7.16.17
|
11
неделя
|
12
|
Комплектование фондов мемориального музея Ы. Алтынсарина.
|
2
|
Посещение музея, написать эссе
|
Л – 7.8.16.17
|
12
неделя
|
13
|
Учет музейных фондов
|
2
|
Работа с периодической литературой, написание рефератов по теме
|
Л – 3.4.8.17
|
13
неделя
|
14
|
Проведение экскурсий
|
2
|
Выполнение творческих заданий.
|
Л – 4.7.8,17
|
14
неделя
|
15
|
Архивы и музеи Костанайской области сегодня
|
2
|
«Круглый стол »с представителями ГУ
|
Л - 1,7.8.5.14.16
|
15
неделя
|
|
Всего
|
30
|
|
|
|
Костанайский государственный педагогический институт
Кафедра истории Казахстана
Методическая разработка СРС
Костанай, 2009
Календарно- тематический план СРС
Кредитная система обучения требует более высокой качественной организации и контроля СРС по данной дисциплине предусмотрены следующие виды деятельности студентов: обработка прослушанной и законспектированной лекции, подготовка к семинарским занятиям, подготовка к экзамену, подготовка реферата и доклада
-
№ п/п
|
Виды работы
|
Тема
|
Объем на очном отд
|
На заочном отделении
|
Контроль
|
1
|
Работа над конспектами лекций
|
Введение в курс «Теория и практика архивного дела»
по использованию архивных документов
|
0,5
|
2 часа
|
Проверка конспектов
|
Архивное строительство Казахстана в XIX-нач. XXвв.
|
0,5
|
2 часа
|
Архивы в Казахстане (1918-1930гг.).
|
0,5
|
2 часа
|
Архивное дело в Казахской ССР(1940-1990гг.)
|
0,5
|
2 часа
|
Организация архивного дела на современном этапе (1991-2007гг.)
|
0,5
|
2 часа
|
Организация документов НАФ РК Комплектование и экспертиза ценностей документов.
|
0,5
|
2 часа
|
|
|
Подготовка и порядок передачи
документов в архив.
|
0,5
|
2 часа
|
Проверка конспектов
|
Учет и обеспечение сохранности документов НАФ РК. Технология хранения документов в архивах.
|
0,5
|
2 часа
|
Музееведение
|
0,5
|
2 часа
|
Становление музейного краеведения в Казахстане
|
0,5
|
2 часа
|
Фонды музея.
|
0,5
|
2 часа
|
Комплектования фондов музея.
|
0,5
|
2 часа
|
Учет музейных фондов.
|
0,5
|
2 часа
|
Массовая работа.
|
0,5
|
2 часа
|
Менеджмент в архивах и музеях.
|
0,5
|
2 часа
|
2
|
Подготовка к семинар.
|
На подготовку к каждому семинарскому занятию студент должен тратить не менее 2 часов.
|
30
|
|
Опрос на семинаре
|
3
|
Подготовка к экзамен.
|
По всем темам дисциплины
|
7
|
|
|
4
|
Подготовка рефер., докл.
|
По выбранным темам дисциплин.
|
7,5
|
|
|
|
|
Всего:
|
45
|
|
|
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 | страница 6
|