страница 1
Титульный лист программы обучения по дисциплине (Syllabus)
|
|
Ф
ФСО ПГУ 7.18.3/37
| Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Факультет физики, математики и информационных технологий
Кафедра информатики и информационных систем
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Syllabus)
по дисциплине «Линейное программирование»
для студентов специальности 050601-Математика
Павлодар
Лист утверждения программы обучения по дисциплине (Syllabus)
|
|
Ф
ФСО ПГУ 7.18.3/38
|
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета ФМ иИТ
_____________ Ж.К. Нурбекова
«__»_________2010г.
Составитель: доцент А.З. Даутова
Кафедра информатики и информационных систем
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (Syllabus)
по дисциплине «Линейное программирование»
для студентов очной формы обучения
специальности 050601-Математика
Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утвержденной «___» ____________20__г
Рекомендована на заседании кафедры от «__» ___________2010 г.
Протокол №__
Зав. кафедрой ___________________А.Ж. Асаинова «__» ___________2010 г.
(подпись, Ф.И.О.)
Одобрено учебно - методическим советом факультета ФМиИТ
«______»____________20 __г., протокол № _____
Председатель УМС_______________Ж.Г. Муканова «__» ___________2010 г.
(подпись)
1 Сведения о преподавателях и контактная информация
Кафедра Информатика и информационные системы
Факультет Физики, математики и информационных технологий
Лектор доцент Даутова Айгуль Зейнуллиновна
Практические и лабораторные занятия доцент Даутова Айгуль Зейнуллиновна
Приемные часы в соответствии с утвержденным графиком консультаций ауд. №А1-110
2 Данные о дисциплине
«Линейное программирование» (3 кредита)
Курс рассчитан на 1 семестр. В семестре предусмотрено 15 лекционных занятий, 30 практических и 90 часов самостоятельной работы студентов. Форма контроля – экзамен.
3 Трудоемкость дисциплины
Семестр
|
Количество кредитов
|
Количество контактных часов по видам аудиторных занятий
|
Количество часов СРС
|
Форма контроля
|
всего
|
лекции
|
практических
|
лабораторных
|
студийных
|
индивидуаль
|
Всего
|
СРСП
|
5
|
3
|
135
|
15
|
30
|
-
|
-
|
-
|
90
|
90
|
Экзамен
|
4 Цель и задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- знать теорию и методы решения задач линейного программирования;
- виды задач линейного программирования;
- основные теоремы линейного программирования;
- понятия двойственности в линейном программировании.
5 Требования к знаниям, умениям и навыкам
- уметь использовать системный подход при исследовании, решении задач линейного программирования;
- разрабатывать моделирующие алгоритмы и реализовать их с использованием алгоритмических языков и пакетов прикладных программ моделирования;
- автоматизировать процесс решения задач линейного программирования;
- классификация задач линейного программирования.
6 Пререквизиты
-
алгебра и теория чисел;
-
программирование,
-
математический анализ.
7 Постреквизиты
- методы оптимизаций;
-основы компьютерного моделирования.
8 Тематический план
8.1 Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения на базе общего среднего образования
№
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
Лек
|
Прак
|
Лаб
|
СРС
|
1
|
Понятие математического программирования. Математическая модель.
|
1
|
1
|
|
6
|
2
|
Понятие линейного программирования. Виды задач линейного программирования. Общая постановка задачи линейного программирования (ЗЛП). Примеры ЗЛП.
|
2
|
2
|
|
14
|
3
|
Постановка задач линейного программирования и исследование их структуры. Геометрическое решение ЗЛП.
|
2
|
4
|
|
14
|
4
|
Основные теоремы линейного программирования.
|
2
|
2
|
|
14
|
5
|
Решение задач линейного программирования симплекс–методом. Опорное решение. Алгоритм решения. Метод искусственного базиса.
|
3
|
8
|
|
14
|
6
|
Двойственность в линейном программировании. Составление математических моделей. Теоремы двойственности.
|
2
|
5
|
|
14
|
7
|
Транспортная задача. Математическая модель. Опорное решение. Метод потенциалов.
|
3
|
8
|
|
14
|
|
Итого
|
15
|
30
|
-
|
90
|
9 Краткое описание дисциплины
Линейное программирование применяется при решении экономических задач, в таких задачах как управление и планирование производства; в задачах определения оптимального размещения оборудования на морских судах, в цехах; в задачах определения оптимального плана перевозок груза (транспортная задача); в задачах оптимального распределения кадров и т.д.
10 Компоненты курса
10.1 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 Понятие математического программирования. Математическая модель.
Тема 2 Понятие линейного программирования. Виды задач линейного программирования. Общая постановка задачи линейного программирования (ЗЛП). Примеры ЗЛП.
Тема 3 Постановка задач линейного программирования и исследование их структуры. Геометрическое решение ЗЛП.
Тема 4 Основные теоремы линейного программирования.
Тема 5 Решение задач линейного программирования симплекс–методом. Опорное решение. Алгоритм решения. Метод искусственного базиса.
Тема 6 Двойственность в линейном программировании. Составление математических моделей. Теоремы двойственности.
Тема 7 Транспортная задача. Математическая модель. Опорное решение. Метод потенциалов.
10.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 Составление математических моделей. Приведение к каноническому виду.
Тема 2 Общая постановка задачи линейного программирования (ЗЛП). Примеры ЗЛП.
Тема 3 Геометрическое решение ЗЛП.
Тема 4 Основные теоремы линейного программирования.
Тема 5 Решение задач линейного программирования симплекс–методом. Опорное решение. Алгоритм решения. Метод искусственного базиса.
Тема 6 Двойственность в линейном программировании. Составление математических моделей. Теоремы двойственности.
Тема 7 Транспортная задача. Математическая модель. Опорное решение. Метод потенциалов.
10.3 Содержание самостоятельной работы обучающегося
№
|
Виды СРО
|
Вид контроля
|
Объем (часы)
|
1
|
Подготовка к лекционным занятиям, работа с дополнительными материалами.
|
Устный опрос. Контрольная работа.
|
30
|
2
|
Подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних занятий
|
Проверка домашнего задания.
|
30
|
3
|
Изучение материала, не вошедшего в содержание аудиторных занятий
|
Ответить на вопросы.
|
20
|
4
|
Подготовка к контрольным мероприятиям
|
РК1, РК2,
|
10
|
|
Всего
|
90
|
10.4 Календарный график контрольных мероприятий
для студентов очной формы обучения
1 рейтинг (5 семестр)
|
Недели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего
|
Максимальный балл за неделю
|
8
|
16
|
8
|
16
|
8
|
18
|
8
|
18
|
100
|
Посеще-ние учебных занятий
|
Лек
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
16
|
прак
|
ПР1
6
|
ПР3
6
|
ПР5
6
|
ПР7
6
|
ПР9
6
|
ПР11
6
|
ПР13
6
|
ПР15
6
|
48
|
Своевременное выполнение СРО
|
|
СРСП1
8
|
|
СРСП2
8
|
|
СРСП3
10
|
|
СРСП7
10
|
36
|
Рубежный контроль
|
|
|
|
|
|
|
|
100
|
100
|
2 рейтинг (5 семестр)
|
|
|
Недели
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
Всего за ТУ
|
|
Максимальный балл за неделю
|
8
|
22
|
8
|
22
|
8
|
24
|
8
|
100
|
|
Посеще-ние учебных занятий
|
Лек
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
14
|
|
прак
|
ПР17
6
|
ПР19
6
|
ПР21
6
|
ПР23
6
|
ПР25
6
|
ПР27
6
|
ПР29
6
|
42
|
|
Своевременное выполнение СРО
|
|
СРСП9
14
|
|
СРСП11
14
|
|
СРСП13
16
|
|
44
|
|
Рубежный контроль
|
|
|
|
|
|
|
100
|
100
|
|
Виды контроля: ПР – практическая работа, СРС – самостоятельная работа студента, РК – рубежный контроль, ТУ –текущая успеваемость
11 Политика курса
Курс «Линейное программирование» является практическим курсом. Поэтому обязательным условием является выполнение всех практических, самостоятельных заданий, которые и составляют основной вид текущего контроля.
Посещение занятий является обязательным. Уважительные причины пропуска занятий не освобождают студента от выполнения всего комплекса практических, лабораторных и самостоятельных работ.
В случае опоздания студента на занятие по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы» более, чем на 5 минут, студент не допускается к занятию.
За любые нарушения правил поведения на занятиях устанавливаются штрафные санкции — вычитается 5 баллов за одно занятие!
Все аудиторное время будет поделено на лекции и практических работ. Подготовка к каждому занятию обязательна, также как и прочтение всего заданного материала. Ваша подготовка будет проверяться контрольными работами, тестами и заданиями рубежного контроля.
Все задания должны выполняться к установленному времени. Задания, выполненные с опозданием, будут автоматически оцениваться ниже. Списывание на любом из видов контроля, а также на экзамене запрещено. Штрафные санкции составят в этом случае 80% от балла за данный вид контроля.
1 В середине и конце семестра по 100 бальной шкале определяется оценка текущей успеваемости (ТУ)
2 Оценка рубежного контроля (РК) так же определяется по 100
балльной шкале.
К рубежному контролю по дисциплине допускаются студенты, имеющие баллы по ТУ.
3 По итогам оценки ТУ и РК определяется рейтинг (Р1 и Р2) студента
по дисциплине
Р1(2) = ТУ 1(2)*0,7 + РК1(2)*0,3.
Если в учебном плане предусмотрены экзамен и зачёт, то зачёт следует учесть при определении Р2 как второй рубежный контроль.
Рейтинг не определяется, если студент не прошел РК или получил по РК менее 50 баллов. В данном случае декан устанавливает индивидуальные сроки сдачи РК.
4 Оценка рейтинга допуска студента по дисциплине за семестр равна
РД = (Р1+Р2)/2.
В случае если по дисциплине согласно учебному плану предусмотрены курсовая работа (проект) и экзамен, то оценка КР по защите курсовой работы (проекта) учитывается при определении рейтинга допуска
РД = (Р1+Р2)* 0,7/2 + КР*0,3.
Для студентов заочной формы обучения оценка рейтинга допуска равна соответственно
РД = Р1 илиРД = Р1*0,7 + КР*0,3.
К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты,
выполнившие все требования рабочей учебной программы (выполнение и сдача всех лабораторных работ, работ и заданий по СРС), получившие положительную оценку за защиту курсового проекта (работы) и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).
5 Уровень учебных достижений студентов по каждой дисциплине (в
том числе и по дисциплинам, по которым формой итогового контроля ГЭ)
определяется итоговой оценкой (И), которая складывается из оценок РД и
ИК (экзамена, дифференцированного зачета или курсовой работы/проекта) с
учетом их весовых долей (ВДРД и ВДИК).
И = РД*0,6 + ИК*0,4
Весовые доли ежегодно утверждаются ученым советом университета и должны быть для РД не менее 0,6, а для ИК не более 0,4.
6 КП/КР защищаются перед комиссией. Оценка выставляется в
соответствии с продемонстрированными знаниями с учётом отзыва
руководителя.
-
Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае,
если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска,
так и по итоговому контролю. Не явка на итоговый контроль по
неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно».
Результаты экзамена и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся
до студентов в тот же день или на следующий день, если письменный
экзамен проводился во второй половине дня.
-
Пересдача положительной оценки по итоговому контролю (в том
числе на ГЭ) с целью ее повышения не разрешается.
9 При наличии академической задолженности студенты повторно
изучает соответствующие дисциплины на платной основе.
10 Оценка по профессиональной практике (учебной, учебно-
ознакомительной, педагогической, производственной и др.) выставляется
следующим образом.
Итоговый контроль будет проводиться в форме комплексного задания:
1. Тест (10 вариантов по 50 вопросов)
2. Практическое задание (аналогичное заданиям лабораторных работ)
Итоговая оценка знаний обучающихся
Итоговая оценка в баллах (И)
|
Цифровой эквивалент баллов (Ц)
|
Оценка в буквенной системе
|
Оценка по традиционной системе
|
Экзамен, дифзачет
|
зачет
|
95 - 100
|
4
|
A
|
Отлично
|
Зачтено
|
90 - 94
|
3,67
|
A-
|
85 - 89
|
3,33
|
B+
|
Хорошо
|
80 - 84
|
3,0
|
B
|
75 - 79
|
2,67
|
B-
|
70 - 74
|
2,33
|
C+
|
Удовлетворительно
|
65 – 69
|
2,0
|
C
|
60 – 64
|
1,67
|
C-
|
55 – 59
|
1,33
|
D+
|
50 – 54
|
1,0
|
D
|
0 - 49
|
0
|
F
|
Не удовлетворительно
|
Не зачтено
|
12 Список литературы
12.1 Основная:
-
Акулич И. А. Математическое программирование в примерах и задачах. –М.: Высшая школа, 1986. -289с.
-
Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. - М.: Высшая школа, 2001. -125с.
-
Шукаев Д.Н. Моделирование случайных закономерностей на ЭВМ. - Алматы: Китап, 1991. -65с.
-
Ермаков В. И. Сборник задач по высшей математике для экономистов. –М.: Инфра-М, 2005. -573 с.
12. 2 Дополнительная:
-
Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. - М.: Мир, 1978.
-
Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 2. - М.: Мир, 1997.
-
Варфоломеев В.И., Назаров СВ. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем: Практикум: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Ф СО ПГУ 4.01.1/02
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
|
№
п/п
|
Ф.И.О. лица, ознакомившегося с документом
|
Дата ознакомления с документом
|
Подпись
|
Расшифровка подписи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
страница 1
|